Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Фридрих А.Брокгауз
Библейский словарь

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


« Указатель

Аарон
Аарон [евр. Ахарон], значение имени точно не установлено, возм., соответствует егип. "великое имя". А. был потомком Левия, сыном Амрама и Иохаведы (Исх 6:20; Чис 26:59). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея (Исх 7:7). А. был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды (Чис 1:7). Она родила ему четырех сыновей - Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23). Призвав Моисея быть вождем и освободителем Израиля, Бог назначил А. говорить к народу вместо его косноязычного брата. А. должен был стать "устами" Моисея (Исх 4:16) и его пророком (Исх 7:1). Братья встречаются в пустыне (Исх 4:27), выступают перед старейшинами Израиля (ст. 28-31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трех казнях египетских А. владеет жезлом (Исх 7:9,19; 8:5,17), к-рый позднее действует только в руках Моисея. А. и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта (Исх 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, А. вместе с Ором поддерживает его руки (Исх 17:12). А. вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх 24:1,9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя А. и Ора, к-рым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14). В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить А. и его сыновей в священники (гл. 28; 29). Потомки А. получили право наследовать первосвященство (Исх 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение - все это устанавливается Самим Богом (Чис 4:18). В то время как Моисей находится на горе, А. уступает давлению народа и воздвигает изваяние быка (золотой -> Телец). Здесь А. проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает А. и его сыновей в священство в соотв. с волей Господа (Лев 8). Особое положение А. подчеркивает прежде всего -> наперсник с 12 драг. камнями, а также урим и туммим (-> Свет). В день посвящения старшие сыновья А. -> Надав и -> Авиуд "принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им"; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев 10:1 и след.). О том, как строго Бог относится к священнич. служению, свидет-вует не только их внезапная смерть, но и то, что А., как первосвященник, не смел выражать свое личное горе, иначе ему тоже грозила смерть (ст. 6). Наказуя, Бог остается верен Своему слову: "в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь" (ст. 3). На втором году странствования по пустыне А. вместе с Мариамью выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за "жену Ефиоплянку" (-> Моисей) и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариами, к-рую Господь наказывает проказой. А. заступается за нее перед Моисеем, и, благодаря молитве последнего, ей даруется исцеление (Чис 12). Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за А. и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и А. в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, к-рое А. предотвращает посредством жертв. воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство А.: жезл Левия, на к-ром было написано имя А., зазеленел и расцвел (гл. 16; 17). В дальнейшем этот жезл был помещен в ковчег завета (Евр 9:4). В Кадесе А. оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис 20). Вскоре Господь от-зывает А. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с А. и Елеазаром. Там он снимает с А. первосвященнич. одежды и облекает в них его сына Елеазара, к-рый занимает место своего отца. А. умирает в возрасте 123 лет (Чис 33:39), и его оплакивают в течение 30 дней (Чис 20:23-29). А. недостает самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других - Моисея, Мариами, народа. Значение А. как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвящен-ники Израиля. Но служение А. ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнич. одеяния. В Евр 7-9 подчеркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессиан. священством "по чину Мелхиседека" (Евр 5:6; 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как "сыновей Аарона". "Сыны Садока", служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за искл. периода вавил. плена), тоже принадлежат к потомкам А.
Ав
Ав, пятый месяц -> года у израильтян.
Авагфа
Авагфа [евр. Авагта, "прекрасный образом" или "счастливый дар" (?)], один из -> евнухов перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10), прислуживавших лично царю.
Аваддон
Аваддон [евр. имя "ангела бездны" (Откр 9:11), греч. Аполлион, "губитель" (Иов 15:21), "уничтожение", "гибель"]. В ВЗ также преисподняя - место, где пребывают мертвые. В Иов 26:6, как и в Притч 15:11; 27:20, понятие А. употреблено в одном ряду со словом "преисподняя" (в МТ в обоих случаях "шеол"), в Пс 87:12 - со словами "во гробе" (в Синод. пер. этого стиха значение слова "аваддон" передано словосочет. "место тления"), в Иов 28:22 - со словом "смерть". В лит-ре раввинов А. встречается в значении самого нижнего отделения ада (Bill 3, 810).
Авана
Авана (возм. знач. "каменистая"), река, берущая начало на высотах Аманы, отрога хребта Антиливан (4Цар 5:12); протекает по садам -> Дамаска, орошая их; славилась чистотой и прозрачностью воды. Совр. название - Барада, "холодная".
Аварим
Аварим ("по ту сторону"): 1) название местности - долины или реки; 2) горная страна вост. Мертвого моря (Иер 22:20), к-рую замыкает с севера гора Нево (ее крутые склоны были названы "по ту сторону" жителями зап. берега реки Иордан). А. занимает часть тер. Моава и наследственного удела Рувима. Самые высокие из ее гор - Нево (Втор 32:49), с к-рой Моисею было дано увидеть землю обетованную, а также вершины Фасга (Втор 34:1) и Фегор (Чис 23:28). В горах А. израильтяне в предпоследний раз перед входом в землю Ханаанскую разбивали свой стан, отсюда они вышли к равнинам Иордана, чтобы достичь Аве-Ситтима в долине Вади Кефрен (Чис 33:47).
Аваримские горы и южная часть восточного берега Иордана.
Авациния
Авациния [евр. Хаваццинья, возм., от аккад. "обильный", "богатый"], предок Иазании из дома Рехавитов, жившего во времена Иеремии (Иер 35:3).
Аввакума пророка книга
Аввакума пророка книга -> Книга пророка Аввакума.
Авва
Авва -> Отец -> Имена Бога (III,2)
Авва (Ивва)
Авва (Ивва), город в Ассирии. Жители А. были переселены в Самарию на место угнанных израильтян (4Цар 17:24; 18:34; 19:13; Ис 37:13). Предположит. А. находилась на месте совр. Телль-Кафр-Айи близ Ривлы или в Ам-ми, совр. Энфи, в 26 км сев. Библа (Гевала), которая упоминается еще в письмах из архива Эль-Амарны.
Аввеи
Аввеи, народ, живший вблизи Газы. А. были изгнаны пришедшими с -> Кафтора филистимлянами (Втор 2:23; Нав 13:3).
Аввим
Аввим, город в уделе Вениамина (Нав 18:23), возм., совр. Хирбет-Хайджан, в 0,5 км юж. Дер-Дивана.
Август
Август ("удостоенный почтения"). В 27 г. до Р.Х. рим. сенат присвоил родившемуся в 63 г. до Р.Х. Гаю Юлию Цезарю Октавиану почетный титул А. [греч. себастос, "его величество"]. Титул А. был сохранен и за его преемниками, однако когда речь идет об А. без дальнейших уточнений, то подразумевается именно Октавиан. Супруги, матери, дочери и сестры императоров носили титул "Августа" (ф-ма ж. р. от Август) как выражение бо-жеств. освящения. Октавиан А. был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, к-рый усыновил его и в своем завещании назначил наследником. Из развернувшейся после смерти Цезаря борьбы за власть А. вышел победителем и стал повелителем всей империи - первым рим. императором (31 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Его родным отцом был Гай Октавий. Ожидание рождения спасителя мира, к-рое должно было знаменовать наступление новой, счастливой эры, предсказ. Вергилием в его четвертой эклоге ("пастушеской поэме"), напис. ок. 40 г. до Р.Х., связывалось с молодым императором Октавианом, мировое господство к-рого обещало принести долгожданный мир; ему оказывались божеств. почести. Вергилий в "Энеиде" (6:791/2) признал исполнение своего пророчества: кесарь А. и есть Обетованный! В Лионе был освящен жертвенник рим. богам и А., в Риме сооружен алтарь августейшего мира, а в 8 г. до Р.Х. офиц. закрывается храм бога Януса, покровительствовавшего войне, - в рим. империи наступил мир. А. поддерживает хорошие отношения с иудеями. Он приказывает дважды в день приносить в храме жертвы за его счет и приветливо встречает Ирода. Тот стремится не отстать с введением офиц. культа императора, переименовывает г. Самарию в Себастию (такое название города является греч. соответствием титулу А.) и возводит там храм А. Другой храм в честь Рима и А. был построен в средиземноморс-ком порту Кесарии (также названном в честь императора). Третий храм А. строится в Кесарии Филипповой, названной так позднее в честь Тиберия (см. цвет. вклейку 16). В Иерусалимском храме отныне ежедневно приносилась жертва за кесаря, как ранее - за перс. царя (Езд 6:10). Таков фон, на к-ром звучит сообщение евангелиста Луки (Лк 2:1) о переписи населения, проводимой по приказу имп. А. для исчисления налогов. Это событие заставило Иосифа и Марию отпра-виться в Вифлеем, где в городе Своего предка Давида и родился Иисус.
Авда
Авда ("слуга", вероятно, кр. ф-ма от Овадия - "слуга Яхве"; окончание -а может быть вокативным, т.е. окончанием зват. падежа: "О, слуга"):
1) отец Адонирама (3Цар 4:6);
2) левит, сын Шаммуя (Шемаии) (1Пар 9:16 - Овадия; Неем 11:17).
Авдемелех
Авдемелех [евр. Эвед-Мелех, "раб царя"], ефиоплянин, евнух царя Седекии. С согласия царя А. вытащил пророка Иеремию из ямы, в к-рую его бросили князья Иерусалима, и за это получил от Господа обетование, что останется жив после взятия Иерусалима вавилонянами (Иер 38:7-13; 39:15-18).
Авденаго
Авденаго [евр. Авед-Него, возм., сознательно искаженное имя Авед-Нево, "слуга (вавил. бога) -> Нево"], вавил. имя Азарии, друга Даниила (Дан 1:7). А. вместе с Седрахом и Миса-хом был назначен управлять провинцией Ва-вилон (Дан 2:49). За отказ поклоняться золотому истукану всех троих бросили в огненную печь, но они были спасены ангелом (Дан 3:12-30).
Авдиил
Авдиил ("cлуга Божий" или "мой слуга"):
1) [евр. Авдиэл] гадитянин из Галаада, отец Ахи (1Пар 5:15);
2) [евр. Авдеэл] отец Селемии (Иер 36:26).
Авдий
Авдий [евр. Авди, кр. ф-ма от Авдиила, "слуга Божий" или "мой слуга"]:
1) левит из рода Мерари, дед Ефана, одного из певцов в храме во времена Давида (1Пар 6:44);
2) отец левита Киса, жившего во времена Езекии (2Пар 29:12);
3) израильтянин из рода Елама (Езд 10:26);
4) -> Овадия (5; 7).
Авдия пророка книга
Авдия пророка книга -> Книга пророка Авдия.
Авдон
Авдон ["покорный", "раб (Божий)"]:
1) сын Гиллела из г. Пирафона в земле Ефремовой; в течение восьми лет был судьей Израиля. У каждого из его 40 сыновей и 30 внуков было по ослу для езды верхом, что во времена, когда у израильтян еще не было лошадей, служило признаком богатства и знатности рода (Суд 12:13-15);
2) сын Шашака, вениамитянин, живший в Иерусалиме (1Пар 8:23,25,28);
3) старший сын Иеила, живший в Гаваоне, родственник Саула (1Пар 8:30; 9:35 и след.);
4) согл. МТ, сын Михея, придворный чиновник царя Иосии (2Пар 34:20), в 4Цар 22:12 назван Ахбором;
5) левитский город гирсонитян в уделе Асира (Нав 21:30; 1Пар 6:74), ныне Хирбет-Абде (новоевр. Авдон), в 17 км сев.-вост. Акко (см. карту на стр. 526). В Нав 19:28 вместо "Еврон" в соотв. с нек. древними рукописями, возм., следует читать "Авдон", поскольку буквы д и р евр. алфавита, видимо, были здесь перепутаны.

Аве-Ситтим
Аве-Ситтим (возм., "долина акаций"), место, где израильтяне в последний раз расположились станом, перед тем как перейти через Иордан в землю Ханаанскую (Чис 33:49). Это место в Чис 25:1; Нав 2:1; Мих 6:5 названо -> Ситтим. См. карты на стр. 2; 388.
Аведдар
Аведдар -> Овед-Едом (1).
Авел
Авел:
1) А. в названии местности чаще всего переводится как "ручей", "поток". Слово "А." может также означать "местность с крытым колодцем";
2) А. (2Цар 20:18) тождествен -> Авел-Беф-Маахе (ср. ст. 14 и след.).
Авел-Беф-Мааха
Авел-Беф-Мааха ("поток Беф-Мааха", т.е. "поток при Беф-Маахе"), погран. крепость в уделе Неффалима (2Цар 20:15), прим. в 45 км сев. Геннисаретского озера. В 2Пар 16:4 это город Авелмаим ("пойменная земля", "боло-тистый луг", ср. 3Цар 15:20). Здесь Иоав прекратил преследование восставшего Савея (2Цар 20:13-22). Мудрость жителей А.-Б.-М. вошла в поговорку (ст. 18). Город был разрушен Венададом (3Цар 15:20), а Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) увел его жителей в ассир. плен (4Цар 15:29).
Авел-Мехола
Авел-Мехола (возм., "луг для танцев"), город, где родился пр. Елисей. Вероятно, это совр. Телль-Абу-Сифри в верхнем течении потока Вади-эль-Малех, прим. в 25 км сев.-вост. Сихема. О важной роли, к-рую этот город играл во времена Соломона, свидет-вует упоминание о нем как о погран. пункте адм. области: "... от Беф-Сана до Абел-Мехола" (3Цар 4:12). По обеим сторонам потока широко раскинулись пахотные земли, так что здесь нетрудно представить себе Елисея из А.-М., пашущего на двенадцати парах волов (3Цар 19:16,19). См. карту на стр. 188.
Авелмаим
Авелмаим -> Авел-Беф-Мааха.
Авель
Авель [eвр. Хевел, возм., происходит от аккад. аплу или шумер. ибила, "сын", но более вероятно, от евр. хевел, "дуновение", "ничтожность"]. А. - второй сын Адама, пастух. Бог принял жертву, к-рую А. принес от первенцев своего стада и от их тука. Каин из зависти убил А., своего брата, поскольку его собств. жертва не была принята Богом (Быт 4:2-11). В НЗ А. назван праведным, а его вера и деяния восславлены (Мф 23:35; 1Ин 3:12; Евр 11:4). В Евр 12:24 пролитая кровь А., к-рая вопиет к Богу об отмщении, сравнивается с кровью Христа, чей голос звучит сильнее, поскольку кровь Спасителя делает возможным прощение.
Авель-Керамим
Авель-Керамим, местность, до к-рой Иеффай преследовал аммонитян (Суд 11:33). Согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, А.-К. находился в 6 рим. милях от Филадельфии (Раввы Амма-нитской, совр. Аммана); возм., речь идет о нынешнем Хирбет-эс-Суке, располож. в 8 км юж. Аммана. См. карту на стр. 188.
Авен
Авен:
1) ("злое", "зловещее", "плохое"), презрит. именование Вефиля [Ос 10:8, ср. -> Беф-Авен (= "дом зла"), cт. 5];
2) ("ничтожество", т.е. идол). В Ам 1:5, вероятно, имеется в виду долина, располож. между Ливаном и Антиливаном (в Арам. царстве, столицей к-рого был Дамаск). В наст. время на этом месте расположен Баальбек (сир. Гелиополь) со знаменитой террасой и храмами рим. эпохи. См. карты на стр. 901; 977.
Авен-Езер
Авен-Езер ("камень помощи"):
1) место, на к-ром израильтяне расположились станом перед сражением с филистимлянами, стоявшими при -> Афеке (2) (1Цар 4:1); возм., это совр. Дер-Баллут, располож. в 26 км вост. Яффы, или Медждель-Яба, находящаяся несколько западнее. См. карту на стр. 1011;
2) камень, воздвигнутый Самуилом между Массифой и Сеном в честь победы над фили-стимлянами (1Цар 7:12). Возм., камень был назван так по месту прежнего поражения израильтян, чтобы т.о. заявить о том, что после былого поражения пришла победа. Точное местоположение камня неизвестно.
Авенир
Авенир [евр. Авнер, "отец - это свет"], сын Нира, брат Саула и начальник его войска (1Цар 14:5 и след.; 20:25; 26:5,14-16). После гибели Саула А. в Маханаиме провозгласил его сына Иевосфея царем над всем Израилем (2Цар 2:8-10), а колено Иуды в это время избрало на престол Давида. Вслед за этим два войска сошлись в пригран. области у Гаваонского пруда. Предложенная А. "игра" переросла в настоящее сражение, из к-рого Израиль вышел с большими потерями. Спасаясь бегством, А. убил своего преследователя Асаила, брата Иоава и Авессы. Только к вечеру, после предупреждения А., воины Давида прекратили преследование. Однако война продолжалась (2Цар 2:12 - 3:1). Иевосфей упрекал А. в том, что тот вступил в связь с наложницей Саула Рицпой, чем якобы заявил претензии на верховенство, но А. гневно возразил ему, указав, что Бог определил в цари Давида, и перешел на сторону Иуды. Давид принял его услуги только при условии, что сначала получит назад свою жену Мелхолу. А. склонил израильтян на сторону Давида, и сам доставил Мелхолу в Хеврон. Давид устроил пир в честь А. и отпустил его, чтобы тот исполнил свои обещания (2Цар 3:7-21). Иоав, вскоре после этого возвратив-шийся домой с войском, обманом заставил А. вернуться и убил его, мстя за брата Асаила. Давид публично заявил о своей непричастности к этому убийству и приказал народу оплакивать А. Давид сам участвовал в погреб. церемонии и скорбел над гробом А. Но он не отважился наказать Иоава (2Цар 3:39), предоставив это своему сыну Соломону (3Цар 2:5 и след.). Соломон приказал убить Иоава, невзирая на то, что, ища спасения (Исх 21:13 и след.), Иоав схватился за роги жертвенника (-> Жертвенник, II,А). У А. был сын Иаасиил (1Пар 27:21). Часть своей воен. добычи А., как и др. военачальники, посвящал Господу (1Пар 26:28).
Авесса
Авесса [евр. Авишай (Авшай)], сын Саруии, брат Иоава и Асаила (Азаила), племянник Давида (1Пар 2:15 и след.). С момента бегства Давида от Саула становится соратником Давида, сохраняя верность ему и во время восстаний Авессалома и Савея (2Цар 16; 20). Играет выдающуюся роль среди храбрых у Давида (2Цар 23:18; 1Пар 11:20). А. сопровождает Давида в стан к Саулу (1Цар 26:6-9) и спасает жизнь царя в битве с великаном Иесвием (2Цар 21:16 и след.). Однако его позиция, как и позиция Иоава, отличается от представлений Давида. А. не способен щадить врага. Так, он хочет убить Саула (1Цар 26:8) и Семея (2Цар 16:9; 19:21 и след.) и не понимает Давида, предпочитающего воздержаться от насилия, хотя и повинуется его приказу. Вместе с Иоавом он мстит Авениру за то, что тот убил их брата Асаила (2Цар 3:30). Давид не раз подчеркивает предел своей близости с А. и Иоавом: "Что мне и вам, сыны Саруины?" (2Цар 16:10; 19:22; ср. 3:39). В битве на два фронта - против сирийцев и аммонитян - Иоав поручает А. командование половиной войска (2Цар 10:10). Согл. 1Пар 18:12 и след., А. нанес поражение идумеям в Соляной долине. Между тем, во 2Цар 8:13 и след. победителем в этой битве назван не военачальник, а царь Давид, противниками же израильтян - не идумеи, а арамеи (сирийцы).
Авессалом
Авессалом [евр. Авшалом, "отец - это мир/отец мира"]. В 3Цар 15:2,10 в евр. тексте значится "Авишалом". Третий сын Давида, родившийся в Хевроне от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая (2Цар 3:3), т.е. и по материнской линии А. имел цар. происхождение. Наделенный необычайной красотой и великолепными волосами (2Цар 14:25 и след.), А. внешне являл идеальный образ царя. Уже в молодости он попытался за спиной отца склонить израильтян на свою сторону (2Цар 15:1-6). Однако над жизнью А. с самого начала нависла тень вины его отца и Божьего суда над Давидом за совершенное прелюбодеяние и убийство Урии (2Цар 12:9-11). Излишне снисходит. отцовская любовь Давида усиливает действие вины и меру суда: когда старший сын Давида Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь, Давид оставил это безнаказанным. Но через два года А. пригласил Амнона на праздник стрижки овец и распорядился убить его. После этого А. бежал к своему деду в Гессур, располож. вост. Геннисаретского озера. Давид был опечален, но ничего не предпринял (2Цар 13). Через три года Иоав, воспользовавшись любовью Давида к А., уговорил царя оправдать А., что дало возможность последнему безна-казанно вернуться в Иерусалим. Со стороны это выглядит так, как если бы Давид только исполнил просьбу Иоава. Сначала А. не был принят ко двору, но через два года офиц. добился полного примирения (2Цар 14). Вернув себе прежнюю свободу, А. завел личную охрану и начал "вкрадываться в сердце Израильтян" (2Цар 15:6), обещая им лучшее правосудие, чем при его отце. Централизация власти при царе Давиде, вероятно, вызвала нек-рое недовольство, что было выгодно А. Через 4 года он решил, что его время пришло. Заговорщики собрались в Хевроне. Самым опасным и способным среди них был Ахитофел, советник Давида, дед Вирсавии. Получив известие о восстании, Давид со своим двором и надежным войском покинул Иерусалим, оставив там преданных ему священников и своего доверенного Хусия архитянина (2Цар 15; ср. Пс 3). По совету Ахитофела, А. на глазах у всех вошел к наложницам Давида. Так он формально вступил в права наследника Давида, окончат. отказался от всякого примирения (2Цар 16:15 и след.) и, одноврем., исполнил Божий суд над Давидом. Теперь Ахитофел советует отправиться в погоню за Давидом во главе отряда отборных воинов и убить царя. Совет был мудрый, но из-за присущей ему неуверенности А. просил совета и у Хусия. Тот, втайне смеясь над честолюбием А., предложил не рисковать, а действовать наверняка и отказаться от нападения на царя небольшим войском. А. позволил заманить себя в эту ловушку и, т.о., в первый же вечер своего правления утратил все шансы на успех. В этом открылся Божий суд над А. Ахитофел сразу же осознал безнадежность положения и кончил жизнь самоубийством. Хусий через священников Садока и Авиафара предостерег Давида, и, перейдя через Иордан, царь избежал опасности (2Цар 17). А. собрал свои войска и последовал за Давидом, к-рый пришел в Маханаим. Войска встретились в сражении в лесу Ефремовом, и А., понеся большие потери, потерпел поражение. Спасаясь бегством на муле, А. запутался волосами в ветвях большого дуба и повис. Его, живого, но беспомощного, нашел Иоав и, нарушая приказ Да-вида о даровании А. пощады, вонзил в его сердце три стрелы. Десять оруженосцев Иоава добили А. и бросили в яму, набросав сверху кучу камней (2Цар 18). Боль Давида не знала границ, и только когда жестокий Иоав пригрозил ему новым отпадением, царь сел у ворот, чтобы встретить победителей (2Цар 19:1 и след.). У А. было три сына (2Цар 14:27), к-рые, вероятно, умерли молодыми, поскольку он сам поставил себе памятник в долине царей, обосновав этот поступок словами "нет у меня сына" (2Цар 18:18). Его дочь, назв. им Фамарью в честь сестры, вероятно, была женой Уриила из Гивы и бабушкой царя Авии (2Цар 14:27; 2Пар 11:20-22; 13:2; -> Авия (4) -> Мааха).
Потомки Авессалома.
Авец
Авец, город в уделе Иссахара (Нав 19:20). Точное местоположение А. неизвестно.
Ави
Ави, дочь Захарии, мать Езекии (4Цар 18:2); в 2Пар 29:1 названа Авией.
Ави-Албон
Ави-Албон [евр. Авиалвон], один из храбрых у Давида (2Цар 23:31). Возм., "Албон" является опиской, вызванной словом "Шаалбонянин" в след. стихе. В Септуагинте в назв. месте, а также в 1Пар 11:32 он именуется Авиелом.
Авиасаф
Авиасаф ["(мой) отец собрал/присовокупил"], левит из рода Корея (Исх 6:24). В 1Пар 9:19, где упоминается его сын Коре, он носит имя Евиасаф. В 1Пар 26:1 его имя сокращено до ф-мы "Асаф".
Авиафар (Эвиафар)
Авиафар (Эвиафар) [евр. Эвьятар, "отец изобилия"], сын Ахимелеха, священник из потомков Илия. Когда Саул приказал Доику истребить священников в Номве, А. оказался единств., кому удалось спастись. Он бежал к Давиду, взяв с собой и ефод (1Цар 22:20; 23:6). С помощью этого ефода Давид неод-нократно узнавал волю Господа (1Цар 23:9-12; 30:7 и след.). После воцарения Давида А., происходивший от Ифамара, младшего сына Аарона, и назнач. Саулом Садок, потомок Аарона по линии его старшего сына Елеазара (1Пар 24:3), делили сан первосвященника (2Цар 15:24,35; 1Пар 15:11; 3Цар 4:4). А., всю жизнь хранивший верность Давиду, включая и время восстания Авессалома, все же перешел вместе с Иоавом на сторону старшего цар. сына Адонии (исходя из древнего представления о престолонаследии, согл. к-рому преимущ. право сохраняется за первородным сыном). Адония восстал против престолонаследия Соломона (3Цар 1:7). Когда после смерти Давида Адония вновь попытался заявить свои права на престол (3Цар 2:22), Соломон положил конец этому заговору. А., как священнику Давида и его соратнику, единств. из заговорщиков сохранили жизнь, но сослали в Анафоф. В результате этого он и его сыновья потеряли право на сан первосвященника (ст. 26 и след.), к-рое теперь полностью перешло к Садоку, сохранившему верность Соломону (ст. 35). Так исполняется слово Божьего суда над домом Илия (1Цар 2:27-36). Однако в ряде мест (2Цар 8:17; 1Пар 18:16; 24:3,6,31) вместо А. священником, наряду с Садоком, назван его сын Ахимелех (Авимелех). Эта замена могла быть связана с тем, что А. принял сторону Адонии в борьбе за престолонаследие после смерти Давида. Возможно, А. (или его сын Ионафан) был автором или поручителем истории Давида, излож. во 2-й и 3-й книгах Царств. Полагают также, что пр. Иеремия мог быть потомком А., сосланного в Анафоф (Иер 1:1).
Авив
Авив -> Год.
Авигея
Авигея [евр.: 1 - Авигайл, 2 - Авигал, "мой отец - ликование" (?)]:
1) разумная и красивая жена Навала, к-рая спасла мужа от мести Давида (1Цар 25). После смерти Навала становится женой Давида. При нападении амаликитян на Секелаг А. была взята в плен, но затем освобождена (1Цар 30:5,18). Она родила Давиду сына по имени Далуиа (евр. Килав, 2Цар 3:3) или Далуия (евр. Даниэл, 1Пар 3:1);
2) мать Амессы и сестра Давида (1Пар 2:16 и след.), однако, согл. 2Цар 17:25, А. была только его сводной сестрой. Ее отцом был Наас, а не Иессей
Авида
Авида ["(мой) отец знал/знает"], потомок Авраама по линии Мадиана, сына Хеттуры (Быт 25:4; 1Пар 1:33).
Авидан
Авидан ["(мой) отец поступал честно"], cын Гидеония, глава колена Вениамина в период странствования по пустыне (Чис 1:11; 2:22; 10:24).
Авиезер
Авиезер [евр. Авиэзер, "мой отец - помощь"]: 1) израильтянин из колена Манассии (Нав 17:2; 1Пар 7:18). В Чис 26:30 это имя упоминается в краткой ф-ме: Иезер. В Суд 8:2 под именем А., вероятно, подразумевается род, к к-рому принадлежал и Гедеон (Суд 6:11); 2) один из храбрых у Давида, вениамитянин из Анафофа (2Цар 23:27; 1Пар 11:28, в Синод. пер. в обоих местах - Евиезер), начальник девятого отделения воинов (1Пар 27:12).
Авиел
Авиел -> Авиил (2).
Авиил (Авиел)
Авиил (Авиел) [евр. Авиэл, "(мой) отец - Бог"]: 1) вениамитянин, отец Киса, дед Саула (1Цар 9:1 и след.) и Авенира (1Цар 14:51); 2) один из храбрых у Давида (1Пар 11:32). В 2Цар 23:31 он назван -> Ави-Албон.
Авилинея
Авилинея (Абилена), местность в вост. части хребта Антиливан, названная так по имени города Абилы. Абилы были расположены прим. в 25 км сев.-зап. Дамаска. Местное предание о том, что здесь якобы похоронен Авель, происходит от созвучия слов "Авель" и "Абилы". Когда Иоанн Креститель пришел на Иордан, А. управлялась четвертовластником Лисанием (Лк 3:1). Это подтверждается обнаруж. вблизи Абил надписью, к-рая относится к периоду правления Тиберия; она называет Лисания тетрархом А
Авимаил
Авимаил [евр. Авимаэл, "(мой) отец, что есть Бог?" (?)], потомок Иоктана (Быт 10:28; 1Пар 1:22). Предположит. жил в Аравии
Авимелех
Авимелех ["(мой) отец - царь"]: 1) царь -> Герара, живший во времена Авраама. А. берет к себе Сарру, к-рую Авраам из страха вы-дал в Гераре за сестру, но затем, по указанию Бога, А. возвращает ее Аврааму (Быт 20). Впоследствии Авраам и А. заключают союз (Быт 21:22-32). Исаак тоже нек-рое время живет у филистим. царя А. в Гераре, выдавая свою же-ну за сестру. Он также вступает в союз с царем (Быт 26). Вероятно, здесь речь идет не о том же царе А., а о его наследнике. Тогда А. может означать не собств. имя царя, а титул филистим. царей, подобно титулу егип. царей - "фараон". В пользу этого говорит и тот факт, что Анхус, царь гефский (1Цар 21:10 и след.), в Пс 33:1 также назван А.; 2) сын Гедеона от его наложницы, жившей в Сихеме (Суд 8:31). С помощью своих родственников А. убивает в Офре 70 своих братьев и становится царем Сихема. Иофаму, младшему сы-ну Гедеона, удалось спастись от расправы. Рас-сказав жителям Сихема притчу о терновнике, Иофам проклял их и А. Это проклятие сбылось, когда через три года жители Сихема, недовольные правлением царя и подстре-каемые Гаалом, восстали против него. Бунт закончился разрушением города и гибелью его жителей. После того как одна женщина проломила А. череп обломком жернова, он приказал своему оруженосцу добить себя (Суд 9); 3) священник А., сын Авиафара (1Пар 18:16), однако, вероятно, здесь ошибка переписчика (ср. 2Цар 8:17; -> Ахимелех, 1).
Авинадав
Авинадав ["(мой) отец показал себя щедрым"]: 1) израильтянин из Кириаф-Иарима, в дом к-рого был принесен ковчег завета, возвращ. из земли филистимской. Его сын Елеазар был посвящен хранить ковчег (1Цар 7:1). Когда Давид увозил ковчег завета из Кириаф-Иарима, чтобы доставить его в Иерусалим, сыновья А., Оза и Ахио, вели колесницу. При попытке предохранить ковчег от падения Оза погиб (2Цар 6:3 и след.; 1Пар 13:7,9 и след.); 2) второй сын Иессея, старший брат Давида (1Цар 16:8; 17:13; в Синод. пер. - Аминадав); 3) сын Саула, павший, как и его отец, на горе Гелвуй (1Цар 31:2; в Синод. пер. - Аминадав).
Авиноам
Авиноам (прибл. значение: "отец миловидности"), отец Варака из колена Неффалима (Суд 4:6).
Авирам (Авирон)
Авирам (Авирон) ["(мой) отец возвышен"]: 1) А. (в Синод. пер. - Авирон) и Дафан, сыновья Елиава из колена Рувима, вместе с -> Кореем восстали против Моисея (Чис 16); 2) первенец Ахиила, восстановившего Иерихон (3Цар 16:34); со смертью А. исполнилась первая часть проклятия Иисуса Навина (Нав 6:26).
Авирон
Авирон -> Авирам (1).
Ависага
Ависага [евр. Авишаг], девушка из Сунема, отличавшаяся необычайной красотой. Она ухаживала за состарившимся Давидом (3Цар 1:1-4). Впоследствии Адония, старший сын Давида, хотел жениться на ней, чтобы этим браком оправдать свои притязания на престол. Соломон разгадал это намерение и приказал убить Адонию (3Цар 2:13-25).
Авитала
Авитала [евр. Авиталь, "(мой) отец - роса"], жена Давида и мать его пятого сына Сафатии (2Цар 3:4; 1Пар 3:3).
Авитув
Авитув ["(мой) отец - доброта"], сын вениамитянина Шегараима и его жены Хушимы (1Пар 8:8,11).
Авиуд
Авиуд [евр.: 1 - Аваху, 2 - Авихуд, "(мой) отец - это Он (т.е. Бог)"]: 1) второй сын Аарона (Исх 6:23). А. и его брат Надав сопровождали Моисея, Аарона и 70 старейшин к горе Синай для торжеств. заключения завета с Богом (Исх 24:1,9). Когда в день их посвящения в священники А. и Надав своевольно принесли "пред Господа огонь чуждый", то были сожжены огнем от Господа (Лев 10:1 и след.) и умерли, не оставив детей (Чис 3:4); 2) потомок Вениамина (1Пар 8:3).
Авиф
Авиф, город в земле Эдома (Быт 36:35; 1Пар 1:46), где родился царь Гадад. Полагают, что А. находился в районе Хирбет-Джутта у Вади-Джутта, между Бастой и Мааном, прим. в
20 км юго-вост. Петры.
Авихаил (Авихаиль)
Авихаил (Авихаиль) ["мой отец - сила" (?)]: 1) левит из рода Мерари (Чис 3:35); 2) жена Авишура из колена Иуды (1Пар 2:29); 3) израильтянин из колена Гадова (1Пар 5:14); 4) дочь Елиава, брата Давида, жена Иеримофа, сына Давида. Ее дочь Махалафа стала женой Ровоама (2Пар 11:18; согл. Синод. пер., Авихаиль не теща, а жена Ровоама); 5) отец Эсфири (Есф 2:15; в Синод. пер. - Аминадав).
Авишуа (Авишуй)
Авишуа (Авишуй) ["(мой) отец - помощь/спасение"]: 1) вениамитянин из семейства Белы (1Пар 8:4); 2) сын священника Финееса (1Пар 6:4 и след.; Езд 7:5), четвертый израил. первосвященник начиная с Аарона.
Авишуй
Авишуй -> Авишуа (2).
Авишур
Авишур ["(мой) отец - (ограждающая) стена"], израильтянин из рода Есрома колена Иуды (1Пар 2:28 и след.).
Авия
Авия ["(мой) отец - Яхве"]: 1) второй сын Самуила, к-рый, как и его брат, был судьей в Вирсавии. Оба были корыстолюбивы, поэтому израильтяне обратились к Самуилу с просьбой дать им царя (1Цар 8:2-5); 2) израильтянин из колена Вениамина (1Пар 7:8); 3) потомок Аарона. Во времена Давида его семейство было избрано по жребию восьмой из 24 чред священников (1Пар 24:10); 4) сын израил. царя Иеровоама. Ахия, пророк из Силома, возвестил царице суд Божий над Иеровоамом и предсказал смерть ее сына А. Из всего дома Иеровоама только А. был похоронен в гробнице, т.к. в нем "нашлось нечто доброе пред Господом" (3Цар 14:1-18); 5) сын иуд. царя Ровоама, к-рого отец при жизни назначил своим преемником (2Пар 11:22); правил с 910 по 908 г. до Р.Х. Его мать, Мааха, в 3Цар 15:2 и в 2Пар 11:20 и след. наз-вана дочерью Авессалома, а в 2Пар 13:2 - "Михаия, дочь Уриилова, из Гивы". А., подобно своему отцу, был повинен в распространении идолопоклонства в Иудее. А. одержал победу над Иеровоамом, царем Израиля (2Пар 13). От своих 14 жен А. имел 22 сына и 16 дочерей. Его сын Аса стал наследником престола; 6) глава семейства священников, возвратившихся из изгнания вместе с Зоровавелем (Неем 12:4,7). Главой след. поколения священников из рода А. был Зихрий (Неем 12:17). В период правления Неемии священник по имени А. приложил печать к обязат-ву исполнять Закон (Неем 10:7). Позднее отец Иоанна Крестителя, Захария, будет принадлежать к священнической чреде А. (Лк 1:5); 7) жена Есрома из колена Иуды (1Пар 2:24).
Авнан
Авнан [евр. Он, "сила производить потомство", "полный жизненных сил"], сын Фалефа из колена Рувима (Чис 16:1).
Авраам
Авраам [евр. Аврахам].
I. Имя патриарха первонач. звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по значению соот-ветствуют исходному авирам - "(мой) отец возвышен", причем под словом "отец" может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 А. истолковывается как "отец множества" [евр. ав-хамон]. Имеются подтверждения существования этого имени на Бл. Востоке во II тысячел. до Р.Х.
II. Согл. данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением А. и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; 25:26; 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках А. в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными ист. личностями. Археол. находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают нек-рый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религ. представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни А. в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой пол. II тысячел. до Р.Х.; А. жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х.
III. А. был сыном Фарры из рода Сима. У А. были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена А., Сара (впоследствии Сарра), от к-рой у него не было детей (ст. 29 и след.), была его сводной сестрой (Быт 20:12). Фарра вместе с А., Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет А. последовал дальше, к первонач. цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4). По словам Стефана (Деян 7:4), это произошло после смерти Фарры. См. цвет. вклейку 1.
IV. А. отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1-3), К-рый вывел его из Ура Халдейского (ср. Быт 15:7; Неем 9:7 и Деян 7:2-4). Призывая А., Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем - "все племена земные" (Быт 12:3). Вероятно, А. следовал из Харрана через Дамаск (примечат., что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За искл. Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидет-вует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане А. не обрел постоянного места жительства (-> Шатер; см. цвет. вклейку 95). Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю (ст. 7). После этого А. отправляется в местность, располож. между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет (см. цвет. вклейку 4). Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру (ст. 10-20). Возвратясь на юг Ханаана, А. вновь отправляется в Вефиль (Быт 13:1,3). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, к-рую тот сам выбрал (ст. 5-12). Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение А. и его потомкам всю Ханаанскую землю (ст. 15-17), и А. располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне (ст. 18). А. заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, А. освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и А. отдает ему десятину от своей воен. добычи (гл. 14). См. карту на стр. 449.
V. А. получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисл. потомство. А. поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (15:5 и след.). Обещание дать землю заверяется торжеств. заключением завета между Богом и А. (ст. 7-21). А. пытается собств. усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельств. тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); т.о., когда А. было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16:15 и след.). Через 13 лет (Быт 17 и след.) Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, к-рая с этого времени должна именоваться Саррой ("княгиня/госпожа"), будет наследником А. (ст. 15 и след.). При этом А. принял знамение завета - обрезание, и Бог изменил его имя на "Авраам" (ср. I). Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества А. Лот был спасен (гл. 18 и след.). А. уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом (гл. 20). Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего А. родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению А. отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1-21). В Вирсавии ("колодец клятвы") А. заключил союз с герарским царем Авимелехом (ст. 22-32) и еще долгое время оставался в этих местах (ст. 33 и след.). Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. А. повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончат. подтверждает все обетования, данные А., к-рый вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22).
VI. Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, А. купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там (гл. 23). Описание этого события напоминает по ф-ме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой (-> Деньги). Этот участок был единств. земельной собственностью, приобрет. А. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, получ. во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда А. было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (см. IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников А. жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10), располож. вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии А. взял в же-ны Хеттуру, к-рая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25:1 и след.). Всех своих наложниц (и их сыновей) А. отослал прочь (ст. 6). А. умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле (ст. 7,9).
VII. У А. было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23,27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к "князю Божию" (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; 21:22-32). Учитывая происхождение и богатство А., можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена А. Не исключено, что письм. свидет-ва людей из окружения А. могли стать источником для книги Бытие (-> Пятикнигие Моисея).
VIII. Господь избрал А. быть родоначальником Израиля (Быт 12:2; 17:4-8; Ис 51:2), Божьего народа среди проч. народов. На это избрание А. отвечает послушанием (Быт 12:4) и верой (Быт 15:6; Евр 11:8), являя пример для всех верующих (ср. Гал 3:29; -> Жилище, III). Вера А. подвергается небывалому испытанию, и он становится "другом Божиим" (Ис 41:8; Иак 2:23) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6-14; Евр 11:8-19; Иак 2:21-24). -> Праотец, патриарх.
Авран
Авран. Горы А. (Иез 47:16,18), или Джебель-эд-Друс, находятся вост. Иордана, в Васане (Пс 67:16), на границе пустыни, прим. в 100 км вост. южного побережья Геннисаретского озера. Здесь когда-то действовал вулкан. Самая высокая точка А. достигает 1800 м. В рим. эпоху эта область называлась Авранитидой и включала в себя чрезвычайно плодородную равнину, лежащую зап. и сев.-зап. этих гор. См. карту на стр. 416; 853
Аврон
Аврон. Это название связано с евр. глаголом "проезжать". Место стоянки израильтян во время странствования по пустыне (Чис 33:34). Возм., что ныне на этом месте расположен оазис Эн-Дефийе (новоевр. Эйн-Аврона), прим. в 14 км сев. Эцион-Гевера (в Синод. пер. - Ецион-Гавер) на берегу залива Акаба. См. карту на стр. 706
Агав
Агав -> Пророк из Иерусалима. Находясь в Антиохийской церкви, предсказал голод, к-рый наступил при имп. Клавдии (Деян 11:27-30). Позднее в Кесарии А. предсказывает Павлу арест в Иерусалиме, в знак чего связывает себе ноги и руки поясом апостола (Деян 21:10 и след.).
Агава
Агава, река или оросит. канал в Сев. Вавилонии (Езд 8:15). А. находилась прим. в девяти днях пути от Вавилона (Езд 7:9; 8:31). Здесь Ездра собрал евреев, возвращавшихся в Иерусалим, и провозгласил пост, прося у Бога благополучного пути (Езд 8:21).
Агаг
Агаг (возм., цар. титул у амаликитян):
1) царь, к-рого упоминает Валаам в своем благословении Израилю (Чис 24:7); 2) царь амаликитян, к-рого Саул щадит вопреки повелению Господа. Самуил убивает А. (1Цар 15:7-9,32 и след.).
Агаритяне
Агаритяне -> Агаряне, агаритяне.
Агарь
Агарь [евр. Хагар], египтянка, рабыня Сарры, возм., одна из тех, кого фараон подарил Аврааму (Быт 12:16). Бездетная Сарра отдала А. в наложницы своему мужу, чтобы исполнилось Божье обетование о сыне и наследнике Авраама. Ожидая ребёнка, А. возгордилась и стала с непокорством и презрением относиться к своей госпоже. Это вызвало недовольство Сарры, и она "стала притеснять" А. (Быт 16:6). Не выдержав сурового обращения и боясь наказания, А. бежала. Но Бог через ангела повелел А. вернуться, дав ей обетование о том, что у нее родится сын, от к-рого произойдет большое потомство. А. вернулась к Аврааму. Но Измаил, к-рого она родила Аврааму (Быт 16), не наследовал Божьего обетования (Быт 17:19); наследником стал сын Сарры Исаак (Быт 21:2). Когда Сарра отнимала от груди Исаака, она потребовала удалить рабыню А. вместе с сыном. Авраам подчинился этому желанию Сарры, лишь когда его подтвердил Бог. В пустыне, продвигаясь на юг, А. и Измаил заблудились и едва не умерли от жажды, но Господь указал им колодец. После этого мать и сын не пошли в Египет, к-рый, казалось, был целью их путешествия, а поселились в пустыне Фаран. Позже А. сосватала Измаилу египтянку (Быт 21:8-21). (См. цвет. вклейку 1.) В Гал 4:22-31 ап. Павел, говоря об отношениях между Церковью Христовой и иуд. народом, сравнивает их с отношениями А. и Сарры.
Агаряне, агаритяне
Агаряне, агаритяне, скотоводы-кочевники, жившие на востоке Ханаана (Пс 82:7); во времена правления Саула были побеждены израильтянами, к-рые захватили у них большую добычу - скот и пленных (1Пар 5:10, 18-22). Один из агаритян присматривал за стадами овец у Давида (1Пар 27:31).
Агат
Агат -> Драгоценные камни


Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz