Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Фридрих А.Брокгауз
Библейский словарь

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


« Указатель

Воздух
Согл. Еф 2:2, В. - это сфера господства сатаны. Однако во время Второго пришествия Христа в В. произойдет встреча победившего Господа со Своей Церковью (1Фес 4:17).

Воздуходувный мех
Устройство для подачи воздуха, применявшееся при плавке ру-ды, упоминается только в Иер 6:29. В Египте при каждой плавильной печи было два В.М., к-рые приводились в действие с помощью ног. Работник попеременно нажимал то на один мех, то на другой.

Возложение рук
I.
Все символич. действия, совершаемые в ветхозаветных обрядах, связаны с некими со-бытиями, происходившими в духовном ми-ре. При В.Р. передается духовная власть и Божеств. сила, необходимые для служения (Чис 27:18 и след.; Втор 34:9; 4Цар 13:16), а также благословения (Быт 48:17 и след.; ср. Мф 19:13), ответственность (Лев 24:14) или вина (Исх 29:15 и след.; Лев 16; Чис 8:12).
II.
В НЗ обряд В.Р. относится к основам христ. жизни (Евр 6:2). Через В.Р., сопровождаемое молитвой, передается благословение (Мф 19:13,15). Иисус через В.Р. исцелял больных (Мф 9:18; Мк 5:23; 6:5; 7:32; 8:23,25; 10:16; Лк 4:40; 13:13), позднее это делал и Павел (Деян 28:8). С В.Р. апостолами, как правило, была связана передача Св. Духа (Деян 8:14-19). Но излияние Св. Духа не привязано к В.Р. (Деян 10:44-48). Через В.Р. апостолами, согл. Деян 6:6; 13:3, сообщалось дарование к исполнению служения и передавались дары Духа (1Тим 4:14; 2Тим 1:6). (-> Деяния апостолов, III.) "Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах", - предостерегал Тимофея ап. Павел (1Тим 5:22). В этих словах содержится и предостережение от поспешного посвящения к.-л. на церк. -> служение. Кр. того, из данного текста следует, что при В.Р. устанавливается связь, к-рая может возыметь и обратное действие на того, кто возлагает руки.

Возлюбленный
В ВЗ слово "возлюбленный" ("возлюбленная") часто употребляется в любовной поэзии и, в частн., в Песне Песней (Песн 1:8,13 и след.; 2:2,10 и др.). В НЗ го-ворится о том, что в момент Богоявления был слышен голос с небес: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный" (Мф 3:17; 17:15; Мк 1:11; 9:7; Лк 3:22; 9:35 и др.). Ап. Иоанн, Петр и Павел в своих посланиях, обращаясь к христианам, называют их "возлюбленными" (1Пет 2:11; 2Пет 3:8; 1Ин 3:2,21; 4:1,7,11; Рим 11:28; 12:19; 1Кор 10:14 и др.).

Возмущение (мятеж)
Возмущение (мятеж) -> Восстание, восставать.

Вознаграждение
Вознаграждение -> Плата, вознаграждение, награда.

Вознесение
I:
1) уже в ВЗ рассказывается о таких событиях, как В. Еноха (Быт 5:24) и В. Илии на огненной колеснице (4Цар 2:11). Бог непосредств. образом взял к Себе этих ветхозаветных свидетелей;
2) В. же Иисуса отличается от ветхозаветных тем, что оно явилось вознаграждением за совершенное Им примирение и свидет-вует о полноте Его победы. Его, унизившего Себя и ставшего послушным до "смерти крестной", Бог превознес и дал Ему имя "выше всякого имени" (Флп 2:8 и след.; ср. Еф 1:21 и след.). Добровольное послушание Иисуса, Его осознанное унижение и принятие награды за Свои деяния передает активная форма греч. глагола в Евр 1:3: "воссел одесную (престола) величия на высоте". В. - это деяние как Отца (Деян 1:9: "Он был поднят", цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), так и Сына (Лк 24:51).
II:
1) через 40 дней после Своего воскресения Иисус Христос вознесся на небо. Матфей и Иоанн не упоминают об этом факте, а Марк говорит о нем очень кратко; Лука сооб-щает о В. дважды: в конце своего Евангелия и в начале Деяний апостолов. Перед В. Иисус собрал Своих учеников на горе Елеонской (Масличной) и дал им поручение свидет-вовать о Нем "до края земли", после чего у них на глазах был взят в облаке на небо. Два ангела сообщили обетование о Его Втором пришествии, и обрадованные ученики вернулись в Иерусалим. Там они единодушно восхваляли Бога и ждали проявления Его силы свыше (Лк 24:50-53; Деян 1:4-12). Т.о., В. стало зна-ком окончания деяний Иисуса на земле;
2) кроме непосредств. сообщений о В., в НЗ содержится множество прямых и косвенных упоминаний об этом событии. Иисус Сам предсказал его (Мф 26:64). Он неоднократно намекает на В. в Своих беседах с учениками (Ин 6:62; 13:3,33; 14:28). Петр упоминает о В. непосредств. после излияния Св. Духа (Деян 2:33 и след.; 3:21; 5:31). Стефан видит "славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога" (Деян 7:55). О В. Иисуса говорит в своих посланиях и Павел (Еф 4:8-10; 1Тим 3:16; Евр 4:14; 6:19 и след.). Свидет-ва о В. проходят че-рез весь НЗ, вплоть до заключит. книги Писа-ния (Откр 1:13; 5:6; 14:14; 19:11-16). В. принадлежит особое место в жизни Иисуса, в церк. вере и в апостольской проповеди; оно четко отделено от воскресения.

Возношение
Возношение -> Приношение, возношение, плечо возношения.

Возраст
Долголетие и достижение преклонного В. являются Божьим даром (Пс 20:5), выпадающим, как правило, на долю тех, кто живет, сообразуясь с Его волей (Иов 36:11; Притч 3:1 и след.; 16:31). Обетования Господа (Исх 20:12; 23:25 и след.; Втор 30:19 и след.) постоянно связывают долголетие с соблюдением Божьих заповедей и не сбываются, если данное условие не исполняется (3Цар 3:14). Но там, где Господь находит послушание, как у Моисея или Халева, Он дарует неувядающую даже в старческие годы силу (Втор 34:7; Нав 14:10 и след.; Пс 91:15), тогда как отсутствие в доме стариков является Божьим наказанием (1Цар 2:31 и след.). А те случаи, когда безбожники, "проводя свои дни в счастии", достигают старости (Иов 21:7,13), становятся искушением для богобоязненных. Исходя из этого, обретает смысл и очень высокая, зачастую вызывающая сомнение, продолжительность жизни патриархов: между 365 и 969 годами от Адама до Ноя (Быт 5) и между 148 и 600 годами от Сима до Авраама (гл. 11). С другой стороны, эти числа трудно использовать для точной датировки времени жизни Адама (ср. -> Летосчисление). Самый продолжит. срок жизни, о к-ром гово-рится в Библии, принадлежит Мафусалу и достигает 969 лет (Быт 5:27). Жизнь Еноха, проходившая в особом общении с Богом, длилась прим. вдвое меньше, чем жизнь его предков и ближайших потомков, потому что Бог взял его (Быт 5:23 и след.). От Авраама до Иисуса Навина продолжительность жизни составляла от 110 до 180 лет (Быт 35:28; 50:26; Нав 24:29). Но и в значит. более поздние времена Иодай, напр., достиг В. 130 лет (2Пар 24:15). Всё это люди, каждый из к-рых входит в череду наследователей Божьих обетований. На основании Пс 89:10 можно заключить, что обычная продолжительность жизни составляла 70-80 лет; пророчество Исаии о времени спасения предсказывает ми-ним. жизненный срок 100 лет (Ис 65:20,22; ср. Зах 8:4). У Павла новая жизнь во Христе столь интенсивна, что стремление "выйти из тела и водвориться у Господа" (2Кор 5:8; Флп 1:23) заменяет желание долгой земной жизни.

Возрождение
Сущ. "возрождение" (Тит 3:5) и соотв. прич. "возродивший", "возрожденные" (1Пет 1:3,23) в НЗ передается тот процесс, в к-ром Бог духовно оживляет падшего человека, принадлежащего к миру смерти, делая его чадом Божьим, причастным к вечной -> жизни. В. дарует человеку причастность к -> Царству Божию, образуя, согл. Ин 3:3,5, предпосылку для того, чтобы он мог стать гражданином этого Царства, мог познать его реальность. В Ев. от Иоанна этот процесс описывается как рождение "от Бога" (Ин 1:13), "от Духа" (Ин 3:8) или "свыше" (ст. 3). Лежащий в основе этого описания образ естеств. рождения показывает, что человек ничего не может сделать для этого (от него требуется лишь -> обращение к Богу) и что речь здесь идет исключит. о деянии Божьем, поскольку новая жизнь - это дар Божий. Именно это и позволяет говорить о рождении от Бога (Пс 2:7; Иак 1:18); Бог рождает человека Своим словом, словом истины (Иак 1:18), благовествованием (1Кор 4:15). Это слово есть нетленное, животворящее семя (1Пет 1:23), поэтому становится ясно, почему Павел мог утверждать, что он благовествованием рождал людей как верующих (1Кор 4:15; Флм 10 - Онисим). Итак, то, что происходит при В., - это коренное изменение безбожного человека - во исполнение обетования (Иез 36:26 и след.) - ради его спасения и обновления, к-рые делают его чадом Божьим. Этот акт, согл. Тит 3:5, связан с крещением (-> Крещение, III,2), даже если свидет-во всего НЗ и не дает повода считать час крещения моментом В. И все же В., дарующее человеку -> веру, - это одномоментное событие, в отличие от обращения и -> покаяния, к-рые могут повторяться, или от продолжительного -> освящения. Возрожд. может уклониться от веры, но затем обратиться к ней вновь (Иак 5:19 и след.). Поскольку В. является плодом слова Иисуса, то не может возродиться тот, кто не приемлет этого слова, т.е. ожесточивший свое сердце против Него (ср. Ин 8:43-47). Поскольку сам человек мало может способствовать своему В., то он оказывается не в состоянии назвать точный момент этого события. Библия не подводит нас к тому, чтобы мы могли наблюдать процесс В., но учит узнавать совершившееся В. по тому воздействию, к-рое оно оказывает на нас. В. рассматривается в ней как полож. Богом начало пути, по к-рому отныне нам следует идти в послушании вере. Цель этого пути - вечная жизнь. Возрожденный верит в то, что Иисус есть Христос (Помазанник) Божий (1Ин 5:1) и любит не только Христа как своего Господа и Бога, возродившего его, но и своих братьев во Христе, также рожд. от Бога (см. 1Ин 4:7; 5:1). Поскольку отныне он, как чадо Божье, ведом Духом Божьим (Рим 8:14), то он побеждает мир (1Ин 5:4), совершает праведное пред Богом (1Ин 2:29), не делает греха (1Ин 3:9; 5:18), т.е. он хранит себя как чадо Божье (1Ин 5:18), и ему предназначено обетование того, что лукавый не коснется его. Перед возрожд. стоит задача возрастать в этой новой жизни; ведь в начальный период после своего В. верующие - как новорожд. дети (1Пет 2:2), к-рые нуждаются в легкоусвояемой пище, т.е. в обучении основам благовествования о Христе (в 1Кор 3:2 говорится о молоке; отсюда становится понятным, почему Павел в 1Фес 2:7 свое отношение к молодой церкви сравнивает с отношением матери). Указанные места Библии, вместе с тем, разъясняют, что постоянная забота о младенцах - не главное, взращивание возрожд. в Церкви и вместе со всей Церковью до их совершеннолетия (Еф 4:13) - вот основная цель В.

Воинствовать
Воинствовать -> Борьба, бороться, (брань, воинствовать, подвизаться).

Война
I.
Согл. Закону, ведение В. подчинялось Божьей воле (Втор 20), к-рую испрашивали перед началом воен. действий (Суд 1:1; 20:18,27 и след.; 1Цар 14:37; 23:2; 30:8; 3Цар 22:5). Господь устанавливал пределы обычной в то время жестокости (Втор 20:1 и след.; 21:10-14; ср. 1Цар 11:2; 4Цар 15:16; Ам 1:3), запрещая совершать бессмысл. разрушения (Втор 20:19), а в отдельных случаях - нападать на соседей или защищаться от захватчиков (Втор 2:4 и след.,9,19; 3Цар 12:24; Иер 27). Из-раил. цари считались милосердными в глазах их арам. противников (3Цар 20:31; ср. 4Цар 6:21 и след.). В тех случаях, когда ис-треблению подлежали целые народности (-> Заклятие), израильтяне получали особое повеление Бога (Втор 20:16-18; 1Цар 15:1-3); та-кими действиями они должны были исполнять Божий суд (Чис 31:15 и след.), как позднее его исполнили ассирийцы и вавилоняне над самими израильтянами (Ис 7:18-20; 10:5 и след.; Иер 21:7). Радость палача от совершения жестокостей и причинения мучений, к-рая так явственно проглядывает в ассир. рисунках, Библии чужда (к 2Цар 12:31 -> Ам-монитяне). Напротив, убийство человека на В., к-рая велась по воле Бога, оскверняло культовую чистоту иудея (Чис 31:19), поэтому Давид, воин, проливший много крови, не смеет строить храм Господень (1Пар 28:3).
II:
1) народ Израиля вновь и вновь убеждался, что своими победами обязан только помо-щи Яхве (Суд 7:2-7; 2Пар 14:10 и след.; 20:16-24). Тем не менее во времена царей все большее значение придавалось политике союзов (3Цар 15:18-20; 4Цар 16:8 и след.; Ис 30:1-5; Иер 27:1-8), к-рая, однако, принесла Израилю больше вреда, чем пользы;
2) начало воен. походов, как правило, приходилось на весну (2Цар 11:1); но бывали и зимние походы (напр., поход Навуходоносора против Иоакима в 597 г. до Р.Х.). Перед сражением обычно посылали разведчиков (-> Соглядатаи). Часто войско разделялось на три отряда (Суд 7:16; 9:43; 1Цар 11:11; 2Цар 18:2). Битву начинали (Суд 7:18) и заканчивали (2Цар 2:28; 18:16; 20:22) по сигналу трубы; отличить своего от чужого помогал -> боевой клич (Суд 7:20; 3Цар 22:32 и след.). Воюющие стремились напасть на противника неожиданно - ночью (Быт 14:15; Суд 7:19) или под утро (1Цар 11:11). Фронтальная атака не обещала успеха при превосходстве сил противника (4Цар 3:26), поэтому его атаковали, обойдя с тыла (2Цар 5:23), или пытались взять "в клещи" (2Цар 10:9 и след.; 2Пар 13:13). Нередко противнику устраивали засады или, применив тактический прием, заставляли его занять невыгодную позицию (Нав 8:3-8; Суд 20:29-41). Окончат. успех победителю приносило настойчивое преследование врага (Суд 8:4-12; 2Цар 2:17-28), в т.ч. и в тех случаях, когда, обойдя неприятеля с тыла, отрезали его от речных переправ (Суд 3:28 и след.; 7:24 и след.; 12:5 и след.). Убитых грабили (1Цар 31:8 и след.), разграблению подвергались и завоев. города (4Цар 14:14), -> пленных обращали в рабство. -> Крепость -> Войско -> Стан -> Оружие и орудия труда.
III.
ВОЙНЫ В БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ:

А. ЭПОХА ПАТРИАРХОВ

1. Поход Кедорлаомера и его союзников (Быт 14);
2. Симеон и Левий убивают жителей Сихема (Быт 34:25-31);
3. Грабит. набег сыновей Ефрема на Геф (1Пар 7:20 и след.);

Б. ПЕРИОД СТРАНСТВОВАНИЯ ИЗРАИЛЯ ПО ПУСТЫНЕ

1. Битва с амаликитянами (Исх 17:8-16);
2. Поражение израильтян на юге Палестины (Чис 14:39-45; Втор 1:41-44);
3. Победа над царем Арада (Чис 21:1-3);
4. Победа над Есевонским царем Сигоном (Чис 21:21-25; Втор 2:26-36);
5. Победа над Васанским царем Огом (Чис 21:32-35; Втор 3:1-7);
6. Победа над мадианитянами (Чис 31);

В. ПЕРИОД ПОКОРЕНИЯ ХАНААНА

1. Воен. походы Иисуса Навина (Нав 1-12);
2. Завоевания израильтян в Ханаане после смерти Иисуса Навина (Суд 1);

Г. ЭПОХА СУДЕЙ

1. Гофониил побеждает Хусарсафема (Суд 3:8-10);
2. Аод побеждает моавитского царя Еглона (Суд 3:12-30);
3. Самегар наносит поражение филистимлянам (Суд 3:31);
4. Девора и Варак побеждают Сисару и Иавина (Суд 4; 5);
5. Гедеон разбивает мадианитян (Суд 6:1 - 8:21);
6. Борьба Авимелеха с городами Сихемом и Тевецом (Суд 9:22-55);
7. Иеффай наносит поражение аммонитянам (Суд 10:6 - 11:33);
8. Поражение ефремлян в Галааде в битве против Иеффая (Суд 12:1-6);
9. Борьба Самсона с филистимлянами (Суд 15; 16);
10. Данитяне завоевывают Лаис (Суд 18);
11. Война израильтян против колена Вениамина (Суд 20);
12. Победа филистимлян при Авен-Езере (1Цар 4:1-11);
13. Победа Самуила над филистимлянами (1Цар 7:3-14);

Д. ЭПОХА ЦАРЕЙ

а) САУЛ

1. Победа над аммонитянами у Иависа Галаадского (1Цар 11:1-11);
2. Сражения против филистимлян (1Цар 13:1 - 14:46);
3. Война с амаликитянами (1Цар 14:48; 15:1-9);
4. Битва в долине Дуба и сражения Давида с филистимлянами (1Цар 17; 18:6 и след.,30; 23:5);
5. Войны против Моава, Аммона, Эдома и Арама (1Цар 14:47);
6. Борьба колен Рувима, Гада и полуколена Манассии с агарянами и другими аравийскими племенами (1Пар 5:10,18-22);
7. Грабит. набеги Давида на южные земли Палестины (1Цар 27:8-11);
8. Победа филистимлян на горе Гелвуй (1Цар 31; 1Пар 10);

б) ДАВИД И СОЛОМОН

1. Преследование амаликитян (1Цар 30);
2. Война между Давидом и Иевосфеем (2Цар 2:12 - 3:1);
3. Завоевание Иерусалима (2Цар 5:6-9; 1Пар 11:4-8);
4. Войны Давида с филистимлянами (2Цар 5:17-25; 8:1; 21:15-22; 1Пар 14:8-16; 18:1; 20:4-8);
5. Сражения с моавитянами, сирийцами, эдомлянами (2Цар 8:2-14; 1Пар 18:2-13);
6. Война с аммонитянами (2Цар 10:1 - 12:31; 1Пар 19:1 - 20:3);
7. Восстание Авессалома (2Цар 15-19);
8. Восстание Савея (2Цар 20:1-22);
9. Завоевание фараоном Газера (3Цар 9:16);
10. Завоевание Соломоном Емаф-Сувы (2Пар 8:3);

в) ОТ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦАРСТВА ДО ПАДЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА

1. Война между Ровоамом и Иеровоамом I (3Цар 14:30; 2Пар 12:15);
2. 925 г. до Р.Х.: фараон Сусаким вторгается в Иудею и Израиль (3Цар 14:25 и след.; 2Пар 12:2-12);
3. Победа Авии над Иеровоамом I (3Цар 15:7; 2Пар 13:2-20);
4. 906 г. до Р.Х.: Нават и израильтяне осаждают Гавафон Филистимский (3Цар 15:27);
5. Амврий наносит поражение Моаву и завоевывает Медеву;
6. Нашествие Зарая на Иудею (2Пар 14:8 и след.);
7. Война между иуд. царем Асой и израил. царем Ваасой (3Цар 15:16 и след.,32; 2Пар 16:1-6);
8. Вторжение арам. (сирийского) царя Венадада в Израильское царство (3Цар 15:18-22; 2Пар 16:4);
9. 882 г. до Р.Х.: израильтяне осаждают Гавафон (3Цар 16:15);
10. 882 г. до Р.Х.: Амврий осаждает Фирцу (3Цар 16:16-18);
11. Война Ахава с сирийцами (3Цар 20);
12. 853 г. до Р.Х.: вторжение Салманасара III в Сирийское царство, битва при Каркаре;
13. 853 г. до Р.Х.: поход Ахава и Иосафата на Рамоф Галаадский (3Цар 22:1-40; 2Пар 18);
14. Отпадение моавитян от Израильского царства (4Цар 1:1);
15. Поход израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (4Цар 3);
16. Вторжение моавитян, аммонитян и маонитян в Иудейское царство (2Пар 20:1-30);
17. 849 г. и 848 г. до Р.Х.: вторжения Салманасара III в Арам (Сирию);
18. Сражения израил. царя Иорама с арамеями (сирийцами) (4Цар 6:8 - 7:20);
19. Поход иуд. царя Иорама на Эдом (4Цар 8:20-22; 2Пар 21:8-10);
20. 845 г. до Р.Х.: вторжение Салманасара III в Сирийское царство;
21. Вторжение филистимлян и аравитян в Иудейское царство (2Пар 21:16 и след.);
22. 845 г. до Р.Х.: поход израил. царя Иорама и иуд. царя Охозии на Рамоф Галаадский (4Цар 8:28 и след.; 2Пар 22:5 и след.), истребление Ииуем дома Ахава (4Цар 9; 10);
23. 841 г. до Р.Х.: поход Салманасара III против царя Дамаска Азаила, обложение данью Ииуя;
24. 838 г. до Р.Х.: поход Салманасара III против царя Дамаска Азаила;
25. В правление Ииуя Азаил завоевывает вост. берег Иордана (4Цар 10:32 и след.);
26. В правление Иоахаза Азаил наносит поражения Израильскому царству (4Цар 13:1-3,22);
27. Азаил завоевывает Геф и предпринимает поход на Иерусалим (4Цар 12:17 и след.; 2Пар 24:23 и след.);
28. 802 г. до Р.Х.: Адад-Нерари III восстанавливает ассир. господство над Арамом (Сирией);
29. Иоас возвращает Израильскому царству области, завоев. Сирией (4Цар 13:25);
30. 793 г. до Р.Х.: иуд. царь Амасия одерживает победу над эдомлянами (4Цар 14:7; 2Пар 25:5-13);
31. 792 г. до Р.Х.: поражение Амасии от израил. царя Иоаса (4Цар 14:8-14; 2Пар 25:17-24);
32. Иеровоам II возвращает Израильскому царству вост. берег Иордана и арам. области (4Цар 14:25);
33. Иуд. царь Озия (Азария) завоевывает Елаф и побеждает филистимлян и аравитян (4Цар 14:22; 2Пар 26:2,6 и след.);
34. Израил. царь Менаим разрушает Типсах (4Цар 15:16);
35. 743 г. до Р.Х.: Тиглатпаласар III покоряет Израильское царство (4Цар 15:19);
36. Война иуд. царя Иоафама против аммонитян (2Пар 27:5);
37. 734 г. до Р.Х.: поход Тиглатпаласара на Филистию;
38. 733 г. до Р.Х.: сир.-ефремлянская война против иуд. царя Ахаза (4Цар 15:37; 16:5 и след.; 2Пар 28:5-8; Ис 7:1-9); нашествия эдомлян и филистимлян (2Пар 28:17 и след.);
39. 733 и 732 гг. до Р.Х.: Тиглатпаласар завоевывает Дамаск, северную часть Израиля и вост. берег Иордана (4Цар 15:29; 16:9; 1Пар 5:6,26; 2Пар 28:20);
40. Салманасар V покоряет изр. царя Осию (4Цар 17:3);
41. 724-722 гг. до Р.Х.: осада и разрушение Самарии (4Цар 17:4-6; 18:9-12);
42. 720 г. до Р.Х.: Саргон II подавляет восстание сир. городов и Самарии; битва при Рафии против египтян и царя Газы;
43. Езекия наносит поражение филистимлянам (4Цар 18:8; Ис 14:28-32);
44. 712 г. до Р.Х.: ассирийцы завоевывают Азот (Ис 20:1);
45. 701 г. до Р.Х.: поход Сеннахирима (Синаххериба) на запад; осада Иерусалима (4Цар 18:13 - 19:37; 2Пар 32:1-21; Ис 36; 37);
46. Симеонитяне избивают хамитян и амаликитян (1Пар 4:39-43);
47. 671 г. до Р.Х.: Асархаддон завоевывает Нижний Египет;
48. 663 г. до Р.Х.: Ашшурбанипал завоевывает егип. Фивы (Наум 3:8-10);
49. 652-648 гг. до Р.Х.: Ашшурбанипал ведет войну с Вавилоном и разрушает его;
50. Пленение Манассии ассирийцами (2Пар 33:11);
51. 616 или 614 г. до Р.Х.: египтяне оказывают поддержку ассирийцам в войне против вавил. царя Набопаласара;
52. 612 г. до Р.Х.: вавилоняне и мидийцы завоевывают Ниневию (Наум 2; 3);
53. 610 г. до Р.Х.: Набопаласар завоевывает Харран;
54. 609 г. до Р.Х.: иуд. царь Иосия погибает в Мегиддо, выступив против фараона Нехао (Нехо) (4Цар 23:29 и след.; 2Пар 35:20-24). Египтяне и ассирийцы осаждают Харран; егип. флот нападает на сир. побережье;
55. 605 г. до Р.Х.: битва при Каркемише (Иер 46:1-12); Навуходоносор подходит к Иерусалиму (2Пар 36:6 и след.; Дан 1:1 и след.);
56. 604 г. до Р.Х.: Навуходоносор завоевывает Аскалон (Ашкелон);
57. 601 г. до Р.Х.: битва между Навуходоносором и Нехао (Нехо);
58. Отпадение Иоакима от Вавилона, нашествия неприятельских полчищ (4Цар 24:2); 597 г. до Р.Х.: Навуходоносор завоевывает Иерусалим (4Цар 24:10-17; 2Пар 36:10);
59. 588-587 гг. до Р.Х.: осада и разрушение Иерусалима Навуходоносором (4Цар 25:1-21; 2Пар 36:17-20; Иер 32-34; 37:11 - 39:14; 52:1-30);

E. ПЕРИОД ПЛЕНА И ПЕРСИДСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА

1. 585-573 гг. до Р.Х.: Навуходоносор осаждает Тир (Иез 26-28; 29:17-21);
2. 568 г. до Р.Х,: Навуходоносор одерживает победу над Египтом (Иер 43:8-13);
3. 539 г. до Р.Х.: Кир завоевывает Вавилон (Дан 5);
4. 525 г. до Р.Х.: персы завоевывают Египет;
5. 332 г. до Р.Х.: Александр Македонский завоевывает Палестину;

Ж. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЭПОХА

1. 323-301 гг. до Р.Х.: борьба между преемниками Александра Македонского;
2. 301-198 гг. до Р.Х.: пять войн за Палестину между династиями - сир. Селевкидами и егип. Птолемеями; в конечном итоге Палестина отходит к Сирии;
3. 166-143 гг. до Р.Х.: восстание Маккавеев, освобождение Иудеи от сир. господства;
4. 134-104 гг. до Р.Х.: поражение Иоанна Гиркана от Антиоха VII; после смерти Антиоха Гиркан покоряет идумеев и самарян;
5. 103-76 гг. до Р.Х.: Александр Янна расширяет свои владения на вост. берегу Иордана, в Галилее и на приморской равнине;
6. 63 г. до Р.Х.: Помпей завоевывает Иерусалим;

З. ЭПОХА РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА

1. 40-37 гг. до Р.Х.: вторжение парфян; Ирод Великий отвоевывает Иудею;
2. 66-73 гг. по Р.Х.: Первое иуд. восстание;
3. 132-135 гг. по Р.Х.: Второе иуд. восстание.

Войско
Войско:
1) израил. В. представляло собой народное ополчение, в к-рое входили все мужчины старше 20 лет (согл. Иосифу Флавию, до 50 лет) (Чис 1:2 и след.; 26:2). Священники и -> левиты освобождались от воен. службы (Чис 1:47-50), но, если того требовали обстоят-ва, они, как и остальные мужчины, могли носить оружие (1Пар 12:23,26-28; 2Пар 23:7). Вплоть до новозаветных времен из левитов набиралась вооруж. охрана храма (-> Ванея, 1). Временно освобождались от воен. службы израильтяне, построившие новый дом, насадившие виноградники и обручившиеся с будущей женой. То же касалось "боязливых и малодушных" (Втор 20:5-8);
2) в народном ополчении каждый воин должен был сам заботиться о своем пропитании (Суд 20:10; 1Цар 17:17). При нападении врага ополченцы созывались сигналом трубы, а иногда - с помощью посыльных (Суд 6:34 и след.; 19:29; 1Цар 11:7). Встречающиеся в ВЗ указания на численность ополчения гово-рят о том, что в него обычно входили почти все военнообяз. мужчины (1Цар 11:8; 15:4; 1Пар 5:18). Для локальных воен. действий на-бирались меньшие ополчения, но, как правило, - из представителей всех колен (Чис 31:4; Нав 7:3 и след.; Суд 20:10);
3) вплоть до эпохи царств В. состояло исключит. из пеших воинов, вооруж. копьями и щитами (Исх 12:37; Чис 11:21; 1Цар 4:10; 15:4; 1Пар 12:8,24,34; 2Пар 14:8; 25:5), а также из оснащ. более легким оружием лучников, к-рые, вероятно, использовали и пращу (1Пар 8:40; 12:2; 2Пар 17:17). Деление на тысячи, сотни (Исх 18:25; Чис 31:14,48; 2Цар 18:1; 2Пар 25:5) и более мелкие подразделения численностью в 50 (1Пар 8:12; 4Цар 1:9) и, возм., 10 воинов основывалось на делении колена по родам и семьям. Принцип построения войскового подразделения в основном соответствовал принципу внутр. деления колена, так что фактич. численность подразделения, именуемого тысячей, постоянно менялась и, вероятно, часто была намного меньше номинальной (-> Колено);
4) каждое подразделение имело своего командира, т.е. начальника над 1000, 100 и 50 воинами (1Цар 18:13; 2Цар 18:1; 4Цар 1:9; 11:4). Главнокомандующим был начальник В. (1Цар 14:50; 2Цар 20:23; 3Цар 2:35; 4:4). В распоряжении главноко-мандующего находился писец, в обязанности к-рого входила регистрация призванных в В. (4Цар 25:19; ср. 2Пар 26:11). При Давиде народное ополчение было организовано по-но-вому и состояло из 12 подразделений по 24 тыс. человек в каждом. Каждое из них несло службу один месяц в году (1Пар 27:1-15). Т.о., царь располагал своего рода регулярными войсками;
5) зачатки постоянной армии появились еще при Сауле, к-рый держал при себе 3 тыс. человек, собранных из всех колен Израилевых, чтобы в любой момент быть готовым отразить нападение филистимлян (1Цар 13:2; ср. 24:3). С момента бегства от Саула Давид имел ядро В., состоявшее из его храбрых; часть из них позднее заняли высокие командные должности (2Цар 10:10; 20:23; 1Пар 27:2,5,7,9-14). Кр. того, у Давида были телохранители (хелефеи и фелефеи) и 600 гефских наемников под командованием Еффея (2Цар 15:18). Соломон оснастил свое В. 1400 колесницами, к-рые вместе с 12 тыс. всадников были размещены в "колесничных городах" - Гацоре, Мегиддо, Гезере, а также в Иерусалиме. Были сооружены 4 тыс. стойл для коней и помещений для колесниц (2Пар 1:14; 9:25). Экипаж израил. колесницы, как и хеттской или ассир., состоял из трех воинов. Один правил лошадьми, другой стрелял из лука, третий прикрывал соратников щитом. В егип. же колесницах находилось по два воина;
6) иуд. цари, правившие позднее, тоже уделяли немало внимания оснащению В. Это относится к Ровоаму (2Пар 11:5-12), Асе (2Пар 14:6 и след.), Иосафату (2Пар 17:12-19), а также к Озии (2Пар 26:11-15), к-рый ввел новые виды вооружения. -> Война -> Крепость -> Начальник, вождь -> Знамя -> Легион -> Полк -> Оружие и орудия труда.

Вол
Вол -> Крупный скот.

Волк
Волк [Canis lupus; евр. зеев; греч. люкос]. Этот хищный зверь и сегодня, хотя и редко, встречается в Палестине, гл. обр. в низинах Иорданской долины. Повадки палест. В. сильно отличаются от повадок его европ. и азиат. со-братьев. Это обусловлено тем, что, в отличие от Европы и Азии, здесь мало лесов. Палест. В. не собираются в стаи, вместе можно видеть не более двух особей. У палест. В. более короткошерстный покров дымчатого цвета, что отличает его от европ. животных, желтоватая окраска к-рых летом становится ры-жеватой, а зимой - темно-серой, с черным оттенком. В течение дня В. прячется, чтобы ночью выйти на охоту (Авв 1:8; Соф 3:3). Вспугнутый В. бесстрашно переходит к обороне. В библ. времена В. был хищником, к-рого опасались повсеместно (см. Быт 49:27; Ис 22:27). Он угрожал прежде всего стадам (Мф 10:16; Лк 10:3; Ин 10:12), и пастухи нередко рисковали собств. жизнью, спасая довер. им животных (Ин 10:12). Мирное сосуществование В. и овец - яркий метафорич. образ, характеризующий всеобщий мир в Царстве Божием (Ис 11:6; 65:25).

Волосы
Волосы:
1) у египтян было принято брить лицо и сбривать В. на голове (Быт 41:14). Израильтяне - мужчины (Иез 8:3) и женщины (ср. 1Кор 11:5 и след.,15), как и жители Ассирии и Вавилонии, носили длинные В. На-зореи, посвятившие себя Господу, не должны были стричь В. либо на период обета (Чис 6:5), либо вообще никогда (Суд 13:5). Остальные израил. мужчины обрезали В. время от времени (2Цар 14:26), пользуясь "острым но-жом, бритвой брадобреев" (Иез 5:1). Законом запрещались нек-рые виды стрижки, связанные с языч. культовыми обрядами (Лев 19:27; 21:5; Втор 14:1) или принятые у других народов, напр. у арабов, к-рых нередко называли "стригущими волосы на висках" (Иер 9:26; 25:23; 49:32);
2) сбривание В. на всем теле совершалось при посвящении левитов (Чис 8:7), при очищении прокаженного (Лев 14:8 и след.), а также по окончании обета назорейства (Чис 6:18; Деян 18:18; 21:24). Если пленница становилась женой израильтянина, она должна была "остричь голову" (Втор 21:12). В остальных случаях быть "плешивым" считалось постыдным (4Цар 2:23). -> Плешивыи (лысый) -> Плач, оплакивать;
3) для ухода за В. мужчины и женщины использовали елей (-> Масть (мазь); Пс 22:5; Мф 6:17). Археол. раскопки свидет-вуют, что в те времена были известны бритвы и гребни, а также металлич. зеркала (Исх 38:8 - в МТ говорится, что умывальник и его подножие были сделаны из литого зеркала; Иов 37:18). Красивыми считались черные вьющиеся В., кудри (Песн 5:11; 7:6). В Ис 3:23, вероятно, имеются в виду искусственно завитые В.; приспособления для завивки В. были найдены при раскопках в Газе и Гезере. Судя по егип. изображениям, израильтянки стягивали свои длинные, ниспадающие В. лентами. Высказывания в 1Тим 2:9; 1Пет 3:3 направлены, очевидно, против заимствования христианками модных причесок у знатных римлянок. Апостолы считали, что христианки не должны заниматься та-кого рода "плетением волос". При появлении на людях женщина должна была прикрывать голову и лицо покрывалом. (-> Голова.) Женщина, подозреваемая в прелюбодеянии, представала перед священником с обнаж. головой (Чис 5:18). Остриж. В. также были признаком того, что женщина совершила прелюбодеяние (1Кор 11:6). -> Женщина (IV,Б,2,б);
4) вы-ражение "не дать ни одному волосу упасть с чьей-либо головы" предполагает гарантию полной безопасности (1Цар 14:45; 2Цар 14:11; 3Цар 1:52; Лк 21:18; Деян 27:34). То же самое подразумевали, говоря, что у к.-л. "на голове все волосы сочтены" (Мф 10:30; Лк 12:7).

Волхвы с востока
Волхвы с востока. Греч. слово магой обозначает перс., а впоследствии - вавил. священников, мудрецов и звездочетов. Волхвы (Мф 2:1-12), пришедшие, чтобы поклониться Иисусу, предположит. были вавилонянами, поскольку в Вавилонии со времен плена могли знать о мессианских ожиданиях иудеев и принимать участие в судьбе евр. народа. Событие, благодаря к-рому, в соотв. с правилами вавил. астрологии, волхвы могли узнать о рождении царя Иудейского, вероятно, было троекратным соединением планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб в течение 7 г. до Р.Х. Вавил. клинописный астрологич. текст отмечает положение этих двух планет в течение пяти месяцев. Согл. Мф 2:7,16, волхвы прибыли в Иудею спустя два года после появления звезды; но, исходя из вавил. текста, это нельзя утверждать однозначно. То, что звезду волхвы стали связывать с упомянутым соединением планет, привело к тому, что рождение Иисуса (к-рое наверняка произошло до смерти Ирода в 4 г. до Р.Х.) часто относят к 7 г. до Р.Х.

Волчцы
Волчцы. Слово "волчцы" употребляется в Библии исключит. во мн. ч. и вместе со словом -> терние (Быт 3:18; Ос 10:8; Евр 6:8). Эти слова не обозначают к.-л. опред. растения, а являются собират. названием целого ряда колючих растений, произрастающих преимущ. в пустынной полосе. Многие виды этих растений - сорняки; равнина Шарон (библ. Сарон) осенью представляет собой сплошное море В. Наиб. распростран. видами В. являются:
1) дикий сафлор (Carthamus glaucus), сорное растение с тонким стеблем и узкими листьями, снабженными шипами;
2) Centaurea pallescens, растение, принадлежащее к семейству васильковых. Имеет мягкие листья, но головка цветка окружена шипами;
3) мордовник (Echinops viscosus), фиолетовые цветы к-рого можно встретить в Па-лестине повсеместно;
4) Notabasis syriaca, растение с красными цветками, листья к-рого имеют белые прожилки;
5) расторопша пятнистая (Silybum marianum), отличит. признак к-рой - большие листья с белыми прожилками. Головка цветка окружена колючками;
6) артишок огородный (Cynara Scolymus), растение с крупными листьями и багряными цветками; растет преимущ. на равнинах и достигает в высоту 2 м. В. и терние симво-лизируют Божье наказание (Быт 3:18), служат признаком заброшенности поля, при-надлежащего ленивому человеку (Притч 24:31). -> Крапива.

Воля, хотеть
I:
1) слово "воля" в ВЗ в большей степени, чем в НЗ, подразумевает силу сердечного по-рыва. Оно может означать здесь высшее проявление человеч. бытия вообще. В. является средоточием, вместилищем поддающихся влиянию побуждений человека (ср. 2Пар 15:15);
2) в Синод. пер. НЗ слово "воля" по своему значению соответствует греч. слову тэлэма, обозначающему В. как Божью, так и человеч.
II:
1) по В. Божьей были сотворены земля и все сущее в мире (Откр 4:11). Бог действует исходя из Своей свободной В. Он неограни-ченно царствует на небесах (Мф 6:10). Никто не в состоянии долго противостоять Его В. (Рим 9:19). В. Божья должна находиться в центре всякой жизни, в том числе и жизни человека, ибо "всё из Него, Им и к Нему" (Рим 11:36; 1Кор 8:6). Просьба о том, чтобы неогранич. В. Божья вершилась и на земле, должна составлять содержание всякой праведной христ. молитвы (Мф 6:10). Человек, к-рый с момента грехопадения оказался не в состоянии исполнять В. Божью, вместе со всей тварью (Рим 8:20) покорился греху и суете (ср. Рим 7:15 и след.). Его В. преимущ. склоняется к злу, ибо дьявол уловил его "в свою волю" (2Тим 2:26). Безбожный человек уже не исполняет В. Божью, а подчиняется В. плоти и своему самовластному разуму (Еф 2:3); он живет по "воле языческой" (1Пет 4:3). Это не означает, что безбожный человек в рамках сотвор. мира и реальных человеч. уста-новлений не имеет свободы решения в вопросе о добре и зле (см. Лев 22:18; 1Кор 7:37). Но только посредством -> возрождения, происходящего "ни от хотения мужа" (Ин 1:13), а по В. Божьей через Его слово (1Пет 1:23; Иак 1:18), безбожный человек освобождается, чтобы исполнять В. Божью (2Кор 8:10 и след.);
2) тем обстоят-вом, что это может про-исходить, мы обязаны Божьей В. к спасению человечества. Бог не хочет погубить ни одно-го человека (Ин 6:38 и след.), Он хочет, чтобы все люди обрели вечную -> жизнь. Ради этого Он послал на землю Своего Сына, целью жизни Которого было исполнение В. От-ца (Мф 26:42; Лк 22:42; Ин 4:34; 5:30) и принесение Себя в жертву за всех людей (Гал 1:4). Согл. НЗ, В. Божья всегда направлена на спасение. Божья любовь проявляется в том, что Он предопределил усыновить грешных людей (Еф 1:5) "в похвалу славы благодати Своей" (ст. 6). Эта Божья В. к любви носит универсальный характер. Тайна Его В. (ст. 9) состоит в том, что весть примирения была принесена не только народу Израиля, но и язычникам - для покорения их вере (Рим 14:24 и след.). Павел был призван в апостолы и наде-лен Богом силой для того, чтобы свершилась Его В. (Еф 1:11). Поэтому Павел в своей апостольской деят-сти постоянно ссылается на Божью В. (2Кор 1:1; Еф 1:1; Кол 1:1; 2Тим 1:1).
III.
Бог хочет не только оправдания грешника, но и его освящения (1Фес 4:3). Поэтому автор Послания к евреям передает читателям послания пожелание, чтобы Бог силой воскресения сделал их способными исполнять Его В. (Евр 13:20 и след.). Но чтобы исполнять В. Божью, необходимо знать, в чем она состоит; и об этом Павел просит Господа для колоссян (Кол 1:9). Такое знание и происходящее из него послушание придают правильное направление молитве и даруют верующему обетование, что молитва будет услышана (Ин 9:31; 1Ин 5:14). Творящий В. Господа обретает новое познание (Ин 7:17; Кол 1:9-11). Люди, исполнявшие Божью В., не по-гибнут вместе с миром, а пребудут в вечности (1Ин 2:17). В. к освящению Своих чад Бог осуществляет и через их страдания (1Пет 3:17; 4:19; ср. Деян 21:14), причем Он ожидает от них послушания и вооружает их терпением (Евр 10:36).
IV.
В. Бога Творца (Откр 4:11), как и Его любовью (Еф 1:5 и след.), и Его судом над теми, кто не желает услышать Его и постоянно противостоит Ему (1Цар 2:25; Иер 5:3,6; 6:10 и след.; 25:7 и след.; Мф 23:37 и след.), освящается Его имя и возвышается слава Божья. А в этом и состоит цель всех деяний Бога и Его В.

Вооз (Воаз)
Вооз (Воаз) [евр. Боаз, возм., "обладающий острым умом"]:
1) богатый и знатный вифлеемлянин, родственник Елимелеха, мужа Ноемини. В. женился на моавитянке Руфи, овдовевшей невестке Ноемини, и, став т.о. наследником Елимелеха и его сыновей, продолжил их род. Его первый сын Овид был де-дом Давида (Руфь 2-4; Мф 1:5);
2) левый из двух бронзовых столбов, к-рые Соломон повелел поставить перед храмом. Его название, вероятно, является сокращением надписи, к-рая звучала приблизит. так: "В Господе сила царя" (3Цар 7:15-22; 2Пар 3:17). -> Иахин.

Вопль
Вопль:
1) прямое значение слова "вопль" - "громкий крик в момент испуга, страха, угнетения" (Исх 3:7; Иов 34:28 и т.д.). В метафорич. значении В., крик - страстная просьба и мольба (Пс 87:2 и след.; Евр 5:7; ср. также Пс 16:1; 17:7). В Синод. пер. Быт 18:20 слово "вопль" означает "слух", "дурная слава";
2) -> Плач, оплакивать.

Вопрошение мертвых
Вопрошение мертвых - особая форма ворожбы (-> Предсказание, прорицательство, гадание). "Повелитель" или "повелительница духа умершего" [евр. баалат ов; 1Цар 28:7, в Синод. пер. - "волшебница"], т.е. колдун или колдунья, призывали дух покойного и спрашивали его о будущих событиях (1Цар 28:7 и след.). В.М., видимо, совершалось через спец. заклятия, причем нередко это происходило в гробнице усопшего, дух к-рого надо было вызвать (Ис 65:4). Ответ воспринимался как приглуш. речь или шепот (Ис 29:4; ср. 8:19). Умершего можно было также увидеть (1Цар 28:12); правда, испуг волшебницы говорит о том, что она не ожидала явле-ния Самуила (ст. 12). Из этого следует, что Са-муил не был вызван бесовской силой, а был послан Господом, чтобы возвестить Саулу Божий приговор (ср. Мк 9:4). В.М. считалось у израильтян одной из хананейских мерзостей (Втор 18:9-12) и было запрещено Богом (Лев 19:31). Нарушившие запрет подлежали смерти (Лев 20:6,27). Но сквозь всю историю народа Израиля тянется непослушание этому запрету. Саул сначала изгнал волшебников (1Цар 28:3), но позднее сам прибег к их услугам, и это способствовало его гибели (1Пар 10:13). Ко времени Ахаза В.М. было широко распространено (4Цар 21:6). Только Иосия положил конец этому нечестию (4Цар 23:24). В Библии есть сведения о том, что В.М. практиковалось и в Египте (Ис 19:3).

Воробей.
Воробей. Из видов воробьев в Палестине встречаются: распростр. повсеместно "домовый" В. (Passer domesticus) и его близкий родственник, "полевой" В. (Рasser montanus); "итальянский" (Passer italiae) и "ивовый" В. (Passer hispaniolensis), а также "каменный" В. (Petronia petronia), гнездящийся преимущественно в расщелинах скал и стен. Арабы охотно употребляют В. в пищу. В новозаветный период В. [греч. струтион], очевидно, считался деликатесом (Мф 10:29,31; Лк 12:6 и след., в Синод. пер. во всех случаях - "малая птица"). Скорее всего, в ВЗ нет особого названия для В., но в отдельных местах он может подразумеваться под евр. циппор (в Синод. пер. всегда - "птица"). Это слово является общим обозначением для птиц всех видов (Втор 4:17; Пс 148:10), включая стервятников (Иез 39:17), но, как правило, применяется только к малым птицам, на что указывает и значение слова циппор ("трепещущий"). Среди них В. наряду с ласточкой и стрижем является наиболее распростр. представителем, так что под "птицей" в Иов 40:24; Пс 26:2 вполне можно понимать В. (в последнем случае в Синод. пер. - "воробей"). -> Птица.

Воровство, вор
I.
НАКАЗАНИЕ ЗА ВОРОВСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Согл. Закону Моисея, В. принадлежит к числу грехов, за к-рые Бог повелевает наказывать (Исх 22:2 и след.). Если украденная вещь или животное остались в целости и сохранности, то человек, уличенный в В., должен был заплатить их хозяину вдвойне. Если же они пострадали или были проданы, то за украденную ов-цу вор платил в четырехкратном, а за вола - в пятикратном размере (Исх 22:1 и след.). Если в результате халатности был украден скот, отданный на сбережение, нерадивый хранитель должен был заплатить хозяину его стоимость (Исх 22:11). Если пойманный вор не мог возместить убытки, его самого отдавали в собственность тому, кого он обокрал (Исх 22:3), однако вора нельзя было продать за пределы страны. Преступника, уличенного в похищении и продаже человека, приго-варивали к смерти (Исх 21:16; Втор 24:7). Убийство вора, застигнутого на месте пре-ступления, не считалось серьезной провинностью (Исх 22:2). Тот, в чьих руках оказывалась чужая собственность, добытая обманом, должен был возместить ее стоимость и в качестве компенсации дополнит. заплатить ее пятую часть (Лев 6:2 и след.).
II.
ОТНОШЕНИЕ К ВОРОВСТВУ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Ветхозаветные законы о В. подтверждаются в НЗ (Мк 10:19; Лк 18:20; 19:8; Рим 13:9; Еф 4:28; 1Пет 4:15 и т.д.); но теперь и вору открывается путь к покаянию и принятию Евангелия (1Кор 6:9-11) при условии, что он впредь будет зарабатывать на жизнь честным трудом и оказывать помощь нуждающимся.

Ворон
Ворон [евр. орев; греч. коракс]. Эта птица (Corvus corax) распространена по всему Ближнему Востоку (Быт 8:7; Иов 38:41; Пс 146:9; Песн 5:11; Лк 12:24). В. всеяден и, как питающийся падалью (ср. также Притч 30:17), причисляется к нечистым животным (Лев 11:15; Втор 14:14). Выражение "всякий ворон с породою его", вероятно, подразумевает и других родственных В. птиц - ворону, галку и сороку. По Божьему повелению В. приносили Илии, скрывавшемуся у потока Хорафа, хлеб и мясо (3Цар 17:4,6).

Ворота
I:
1) вход в -> город (см. ил. на стр. 725) обычно запирали на ночь или при приближении врага (Нав 2:5; Неем 7:1,3; 13:19). Створки гор. В. обычно были сделаны из толстых брусьев, железные засовы и поперечные балки повышали их прочность (Втор 3:5; 1Цар 23:7; 3Цар 4:13; Пс 147:2). Вокруг В. нередко сооружались небольшие крепости со сторожевыми башнями и крытыми оборонит. сооружениями (см. 2Цар 18:24,33), на к-рых несли службу привратники и дозорные (см. 4Цар 7:11; Иер 37:13; Иез 33:2 и след.). При осаде города целью осаждающих было захватить В., а целью обороняющихся - защитить их (Ис 28:6; Наум 3:13). -> Крепость (II,3 и III) -> Иерусалим (III,В);
2) внутри В., а также на площади, непосредств. примыкавшей к ним (Неем 8:16), народ собирался для разбират-ва судебных тяжб (Иов 31:21; Пс 126:5; Ис 29:21; Ам 5:10). Здесь пророки возвещали волю Божью (Иер 17:19), здесь оглашали цар. указы и выставляли на всеобщее обозрение казненных (4Цар 10:8), здесь же заключались договоры и сделки (Быт 23:10,11; Втор 25:7; Руфь 4:1,11; 4Цар 7:1). К В. народ стекался при разного рода бедствиях и катастрофах, здесь же он собирался для коллективного покаяния (Ис 3:25; 14:31). Только в городах эллинистич. периода это важное место в жизни города заняла рыночная площадь, располож., как правило, в другом, удал. от В. месте;
3) израильтяне, исключ. из общества, должны были жить за пределами города. Так, прокаж. влачили жалкое существование перед В. городов (4Цар 7:3). За В. Иерусалима был казнен Иисус Христос (Евр 13:12 и след.). Там же, по отношению к -> миру, находится место Его -> учеников.
II:
1) "ворота властелинов" (Ис 13:2) - это, как и "царские ворота" (Есф 4:6), В. цар. дворца. В 2Цар 15:2; 4Цар 9:31 также подразумевается вход в цар. дворец. В В. дворца и перед залом для аудиенций находилось место, где располагались цар. чиновники (Есф 3:2,3; 5:9,13), поэтому выражение "сидеть у ворот царских" означало: быть чиновником царя (Есф 2:19,21);
2) храм, наряду с внешними В., имел и несколько внутр. В., соединявших отдельные дворы (2Пар 31:2; Пс 99:4; 117:19; Иер 7:2). Из ВЗ известны названия нек-рых храмовых В. (Иер 20:2; -> Иерусалим, III,В, 13,14), но сведения об их местонахождении до нас не дошли. О -> храме (VI) времен Иису-са Христа мы знаем несколько больше. О В. храма Иезекииля (Иез 40)
III.
Подобно тому как земной Иерусалим яв-ляется тенью и прообразом небесного, земные В. служат прообразом В. небесных. Ничто нечистое не войдёт через них в небесный город (Зах 14:10; Откр 21:27). Они не будут закрыты для праведного народа (Ис 26:2), и верующие язычники также смогут войти че-рез них (Ис 60:11; Мих 2:13). В Ис 54:12 они изображены как ворота из жемчужин, а в Откр 21:21 - как жемчужины.

Ворота Вениамина
Ворота Вениамина. Сев. или сев.-вост. ворота Иерусалима до вавил. плена (Иер 37:13; 38:7; Зах 14:10). В Иер 20:2 говорится о воротах при храме, называвшихся "верхними воротами Вениамина", точное местоположение их неизвестно.

Ворота Гаммифкад
Ворота Гаммифкад -> Иерусалим (III,В).

Ворота Долины
Ворота Долины -> Иерусалим (III,В).

Ворота Источника
Ворота Источника -> Иерусалим (III,В,11).

Ворота Харшиф
Ворота Харшиф -> Иерусалим (III,С).

Восемь
Восемь -> Число.

Восклицание
Восклицание -> Ликование, веселие, восклицание.

Воскресение, воскрешать
I.
БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ
В. - основное понятие Библии. Если древние греки имели лишь нек-рые представления о бессмертии души, то Писание говорит о посмертном возобновлении человеч. жизни в триединстве духа, души и тела. НЗ использует два термина: анастенай и эгейрестай ("воскресать" и "быть воскрешаемым") и применяет их, когда речь идет о возвращении к жизни. "Воскресение" и "воскрешение" - две стороны одного явления. В ВЗ надежды на В. постепенно появляются лишь в его поздних книгах. Библ. свидет-во о В. находит свое наивысшее выражение в словах Иисуса Христа: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин 11:25). Поэтому, говоря о В., следует подразумевать пре-имущественно Христа.
II.
ДАННЫЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
А.
Верующие израильтяне, благодаря воздействию Божьего Духа, были весьма близки к истине в своих представлениях о смерти и жизни после смерти. В ВЗ смерть пугала людей, т.к. означала погружение в царство теней, мир мертвых, в к-ром уже не помнят Бо-га (Пс 6:6; 113:25). Мертвые пребывают во мраке, будучи отделены от Бога (Пс 87:6,11 и след.). Смерть предстает как полная противоположность жизни. (-> Ад, преисподняя -> Смерть.)
Б.
В ветхозаветном представлении о Боге уже содержится зародыш надежды на В. Истоки веры в В. лежат в осознании той истины, что Господь властен над жизнью и смертью. "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит" (1Цар 2:6), "Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс 15:10). Эти и подобные им слова говорят о надежде на возвращение утраченной жизни и о том, что связь с Богом не может оборваться после смерти (Пс 72:23 и след.,26). В ряду библ. свидет-в стоят также Втор 32:39; Иов 19:25-27; Ис 26:19; Иез 37:1-14 и как самый яркий пример веры в В. во всем ВЗ - Дан 12:2,3. Здесь, как и в Ин 5:29, речь идет уже о двойном В. (для жизни и для Суда), правда, еще не сказано о всеобщем В., а говорится лишь о В. многих. Идея В. мертвых усиленно распространяется в период позднего иудаизма. В книгах Маккавейских мученики находят утешение в надежде на В. (2 Мак 7:9,11,14).
В.
В ВЗ упоминается о воскрешении мертвых: 3Цар 17:17-24 (Илия), 4Цар 4:31-37 (Елисей) и 4Цар 13:21 (некий человек). Такие воскрешения, безусловно, способствовали укреплению веры в будущее В. Т.о., серьезное отношение к смерти и искренняя вера во всемогущество Бога, Который силен над смертью, делали израильтян достаточно подготовленными к явлению Того, Кто назвал Себя В.
III.
ИСПОЛНЕНИЕ НАДЕЖДЫ НА ВОСКРЕСЕНИЕ ВО ХРИСТЕ
А. ИИСУС ЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЕ
Главное в библ. надежде на В. состоит в том, что она свя-зывается со Христом. Основой для понимания этого служит сказанное в Ин 11:23-26. Исполненное веры упование Марфы "знаю, что (брат мой) воскреснет в воскресение, в последний день" справедливо, но относится к отдал. будущему. Как таковое оно недостаточно утешает в наст. момент. В Иисусе же это упование из будущего переносится в настоящее: "Я есмь воскресение и жизнь". Буду-чи Словом, Которое "стало плотию" (Ин 1:14), Иисус Христос Своим бытием осуществляет в настоящем то, что люди надеялись достичь в отдал. будущем. "В Нем была жизнь" (Ин 1:4). Там, где находится Иисус, действуют преобразующие и оживляющие силы будущего мира: Мф 9:18-26 и парал. места (дочь Иаира), Лк 7:11-17 (юноша из Наина) и Ин 11:17-45 (Лазарь). Так воскрес и Он Сам, когда выполнил Свое назначение, Своею смертью отняв власть у того, кто властвует через смерть, - у дьявола (Евр 2:14).
ПИСАНИЕ О В. ИИСУСА:
1) наряду с сооб-щениями, имеющимися в посланиях и Деяниях апостолов, мы располагаем свидет-вами евангелистов. В посланиях прежде всего следует обратить внимание на свидет-во Павла, основанное на преданиях и его собств. опыте (1Кор 15:3-8), а также на гимн в Флп 2:6-11. Хотя свидет-ва евангелистов не тождественны, это не ставит под сомнение их достоверность. Напротив, перед нами - общий сюжет рассказов трех первых евангелистов о том, что увидели женщины ранним утром (Мк 16:1-8; Мф 28:1-8; Лк 24:1-11). Эти свидет-ва согласуются в том, что пришедшие к гробу женщины находят его пустым (само В. Иисуса не описывается - в отличие от различных апокрифич. евангелий). Они слышат слова ангела о том, что "Иисус воскрес", им поручается известить учеников о предстоящей встрече с Воскресшим в Галилее (Мф и Мк). Тем не менее рассказы всех евангелистов отличаются некоторыми деталями. Только Матфей сообщает о страже у гроба (Мф 27:62-66), о подкупе стражей (Мф 28:11-15), о явлении Самого Иисуса двум женщинам (ст. 9) и об откровении Воскресшего на горе в Галилее, в к-ром повелевалось идти и учить все народы (ст. 16-20). Марк же (Мк 16:9-20, эти стихи отсутствуют в более древних руко-писях) повествует о явлениях Господа в Гали-лее в период от Пасхи до Вознесения. В то время как Матфею и Марку известно лишь о явлениях Иисуса в Галилее, Лука говорит о тех, что состоялись в Иерусалиме и его окрестностях. Он повествует об учениках, шедших в Еммаус (Лк 24:13-35), о явлении Воскресшего вечером пасхального воскресенья в кругу учеников (ст. 36-49) и о Его прощании с ними (ст. 50-53). В Деян 1:1-12 также упоминается о том, что Иисус "в продолжение сорока дней" после Своих крестных страданий являлся апостолам. Иоанн, сообщая о В., прежде всего говорит о пустом гробе. В том, что гроб действительно пуст, убеждаются Петр и Иоанн (Ин 20:2-10). Воскресший является Марии Магдалине (ст. 1,11-18). Вечером того же дня за закрытыми дверями Он открывается ученикам в отсутствие Фомы (ст. 19-23), а спустя восемь дней, опять же за закрытыми дверями, является тому же кругу учеников в присутствии Фомы, к-рый после этой встречи избавляется от своих сомнений (ст. 24-29). В Ин 21 содержится дальнейшее откровение Иисуса Его ученикам у моря Тивериадского (Геннисаретского озера), со-провождавшееся чудесным уловом рыбы, трапезой на берегу и разговором Иисуса с Петром;
2) насколько же достоверны сообщения о В. Иисуса? Это событие произошло скрытно и поэтому недоступно к.-л. науч. анализу. Однако исторически доказуема вера учеников Иисуса в В. их Господа. Эта вера бы-ла обоснована:
а) надежными свидет-вами и прежде всего воздействием на учеников Св. Духа. Без этого, внутреннего, свидет-ва другие сообщения о В. Христа не оказали бы должного влияния на их веру. Все евангелисты отмечают неверие и сомнения учеников, к-рые необходимо было преодолеть (Мф 28:17; Мк 16:14; Лк 24:11,25,36 и след.; Ин 20:24 и след.). Тот факт, что неверие учеников было преодолено воздействием Божьего Духа, говорит в пользу достоверности В. как события реального и опровергает утверждение о том, что вера учеников была вызвана какими-то субъективными причинами, напр., их видениями. При содействии Св. Духа у учеников появилось четыре надежных свидет-ва: свидет-во ВЗ (см. выше), предсмертное свидет-во Иисуса о предстоящем Ему В. (Мф 16:21; 17:23; 20:19 и парал. места), свидет-ва женщин и пустого гроба;
б) явлениями Воскресшего Своим ученикам, сделавшими их "свидетелями воскресения" (см. Деян 1:22). Сами эти откровения никогда не смогут стать предметом ист. исследования. Мы не ошибемся, предположив, что воскресший Господь являлся Своим ученикам не в образе совершенной славы, к-рую Он имеет у Отца, - они не смогли бы при этом остаться в живых (ср. Откр 1:17), - скорее, Он являлся им "в ином образе" (Мк 16:12). Так, Иисус предстал перед Марией Магдалиной как "садовник", перед учениками в Еммаусе - как незнакомец, перед учениками в пасхальный вечер - в осязаемой плоти, Он ел и пил вместе с ними (Лк 24:42 и след.). Так же осязаем Он был спустя неделю при разговоре с Фомой, к-рый увидел и ощупал следы от гвоздей и рану в боку Иисуса. Тело воскресшего Иисуса уже не под-чинялось земным законам материи, времени и пространства, поэтому Воскресший мог являться в запертых изнутри помещениях. Учитывая все это, мы приходим к выводу, что вера апостолов в В. Иисуса была вполне обос-нованной. На их вере и свидет-вах покоится и наша вера в В.
Б. НЫНЕ НАШЕ ВОСКРЕСЕНИЕ - ИИСУС
Следует отметить, что христ. вера в В. - это не только надежда на отдал. будущее. "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому" (1Пет 1:3). След., можно сказать, что такое упование уже начало осуществляться для нас, верующих. Теоретич. догма "когда-нибудь" уступает место наполняющему силой и волнующему "здесь и сейчас". В вере мы можем рассчитывать на немедленное воздействие В. Иисуса Христа. О таком воздействии сообщается в Мф 27:52 и след. Бог воскресил Иисуса из мертвых, тем самым оправдав Его и показав всему миру, что Иисус - подлинный Мессия. Достигнутая т.о. победа над смертью сразу же стала очевидной в совос-кресении первых святых. Это стало началом новой эры В. Библия позволяет утверждать, что В. верующих уже началось:
1) при этом следует подчеркнуть, что В. верующих представляет собой процесс, начавшийся с В. Иисуса и ныне продолжающийся, причем слово "начавшийся" подразумевает и его завершение, к-рое произойдет только со Вторым пришествием Господа. Т.о., мы как бы находимся в положении "уже", но "еще не" (О.Кульман). В 1Кор 15:23 сказано об очередности В. верующих: "Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его". К таким верующим относятся слова: "...в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. И вас... оживил вместе с Ним..." (Кол 2:12 и след.). "Итак... вы воскресли со Христом..." (Кол 3:1). Т.о., через веру происходит постоянное "В. из мертвых". Эта вера порождается у верующих тем же могуществ. действием, к-рым Бог воскресил Христа (Еф 1:19 и след.). Именно так следует понимать призыв: "Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос" (Еф 5:14). Это "В. из мертвых", называемое также новым рождением или рождением свыше (Ин 3:3), должно начинаться здесь и сейчас, если мы хотим "достигнуть" его в пришествие Господа (ср. Флп 3:8-11);
2) т.о., через В. Иисуса Христа мы оказываемся вовлеченными в происходящие сейчас с нами, верующими, события. Мы переходим из состояния духовной смерти в сферу жизни Христа (Еф 2:5 и след.). Тот, кто обрел существование во Христе, становится "новой тварью" (2Кор 5:17) и "ходит в обновленной жизни" (Рим 6:4). Бог воскресил Его "для оправдания нашего" (Рим 4:25), для того, чтобы в нас воплотилась новая праведность Иисуса Христа (Рим 6:4); 3) тот, кто верою приобщается к жизни воскресшего Христа, уже сейчас принимает живое участие в процессе В. Он "перешел от смерти в жизнь" (Ин 5:24). Он не "увидит" смерти (здесь - в духовном значении) и не "вкусит" ее (Ин 8:51 и след.). "Верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек" (Ин 11:25 и след.). Но все это здесь, на земле, мы имеем "верою, а не видением" (2Кор 5:7). Возм., нам предстоит "многими скорбями войти в Царствие Божие" (Деян 14:22), но Христос проложил нам путь и выровнял его. В конце концов, в грядущем совершенстве будет достигнуто славное завершение того, что началось на Голгофе и было продолжено Его воскресением.
В. "СЕ, ТВОРЮ ВСЕ НОВОЕ" (Откр 21:5)
В. Иисуса положило начало Его возвышению и вместе с тем открыло новую эпоху мировой истории. В. Христа означает нечто принципиально новое во всем миропорядке, оно имело грандиозные последствия для будущего всего мира:
1) совершенство тех, кто принадлежит Христу: "Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом" (Откр 20:6). В. верующих получит славное завершение, когда Господь явится вновь. Тогда будет увенчано то, что началось в вере здесь, на земле: преобразование нашей плоти, подвластной смерти и уничтожению, в образ Его "славного тела" (Флп 3:21). Тогда Господь навеки соединится с верными Ему (1Фес 4:13 и след.). Преображ. тела воскресших уподобятся преображ. телу воскресшего Господа, не подчиняющегося законам пространства, материи и времени, к-рым подчинены земные тела. Эти тела будут принадлежать уже не земле, а небу, станут не земными, материальными, а духовными; они не будут подвластны времени и тлению, но станут вечными (1Кор 15:42 и след.). То есть мы "будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1Ин 3:2). -> Взятие на небо;
2) новый строй мироздания (ср. -> Тысячелетнее царство): силы В. преобразуют жизнь на земле. Иисус говорит о "пакибытии", когда Сын Человеческий воссядет на престоле Своей славы (Мф 19:28). Здесь ожидают своего исполнения многие до того еще не исполненные обетования (напр., Ис 11:6 и след.; Зах 8:7 и след.,13,20-23). Когда сатана будет скован и низвергнут, откроется путь к раскрытию жизненных сил воскресшего Господа на этой земле, к-рое нам не дано предвидеть (Откр 20:1-6);
3) общее воскресение мертвых для Суда: В. Иисуса имеет неизмеримые последствия и для тех людей, к-рые не верят в Господа. Согл. изречению Иисуса (Ин 5:28 и след.), наступят "воскресение жизни" и "воскресение суда" (в Синод. пер. - "воскресение осуждения"). О первом речь шла выше, второе предстоит всем не уверовавшим в Иисуса. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Кор 15:22). Это общее В. произойдет, когда Христос вновь передаст царственную власть Своему Отцу (1Кор 15:24), т.е. в конце существования нынешнего мира. Это В. связано со Страшным судом, оно соединит всех умерших перед престолом Судьи. Записанное в книгах Божьего суда и в книге жизни окончат. решает судьбу представшего перед Судом (Откр 20:11-15);
4) конечные последствия воскресения Иисуса Христа. Нам почти невозможно их представить. "Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце" (Ис 65:17). Мы, христиане, ожидаем этого (2Пет 3:13). Предвкушение грядущего бы-ло дано и провидцу Иоанну в его грандиозном видении (Откр 21; 22). Преобразующие силы, действующие с момента В. Иисуса, являются залогом того, что и совр. материальный образ вселенной предстанет в преображ. виде (2Пет 3:13).

Воскрешать
Воскрешать -> Воскресение, воскрешать.

Воскрешение мертвых
Воскрешение мертвых -> Воскресение, воскрешать (II,В).

Восор
Восор, река (1Цар 30:9,10,21) или речная долина в пустыне Негев, юго-зап. Вирсавии. -> Бецер (1).

Восора (Восор)
Восора (Восор) [евр. Боцра, возм., "недоступное место"]:
1) знаменитый город в Эдоме (Быт 36:33; Ис 34:6; 63:1; Иер 49:13; Ам 1:12). В наст. время это, вероятно, селение Эль-Бусера, окруж. глубокими ущельями и располож. на скалистом выступе, соединенном с высокогорным плато лишь узкой седловиной. О труднодоступности этого места можно судить по Иер 49:22;
2) Восор в Моаве (Иер 48:24), возм., тождествен -> Бецеру (Втор 4:43), название к-рого встречается и на "камне Меши". В наст. время это, возм., город Умм-аль-Амад, располож. в 14 км сев.-вост. Мадабы; 3) В., не упоминающаяся в канонич. книгах Библии, располагалась юго-вост. Аврана, прим. в 120 км юж. Дамаска, в конце Царской дороги, завоеванной в 165-160 гг. до Р.Х. Иудой Маккавеем (1 Мак 5:26-28). В наст. время город называется Босра-эски-Сам, что, вероятно, соответствует названию Бусруна-Босра, встречающемуся в док-тах из архива -> Телль-Амарны. В новозаветное время этот город стал столицей рим. провинции Аравии.

Воспитание, воспитывать
ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Евр. слово ясар, имеющее значение "воспитывать", можно перевести и как "наказывать" и "учить" (однако в тех местах Синод. пер., где употреблены эти рус. глаголы, в тексте оригинала могут быть другие евр. слова). Слово ясар обозначает воздействие одной личности на другую - Бога на человека или человека на своего ближнего. Греч. слово пайдеуэйн означает "воспитывать (ребенка)", "руководить, "наставлять", "наказывать".
I.
БОЖЬЕ ВОСПИТАНИЕ
Первейшее назначение Библии - В. человека, при этом под В. подразумевается не просвещение и образование, а помощь в деле спасения и искупления. Бог, как Создатель и Господь, воспитывает человека, направляя его т.о., чтобы он склонился перед Его волей, почитал Его и слу-жил Ему. Это относится как к отдельному че-ловеку, так и к народу Божьему в целом:
1) МИЛОСЕРДИЕ БОЖЬЕ. Даже проявляя Свой гнев, наказывая, Бог руководствуется любовью и милосердием (Ис 54:5 и след.; Иер 31:3; Плач 3:31 и след.; Ос 11:1 и след.). Милосердие воплощено в образе Бога Отца (Ис 63:16; Еф 3:14 и след.) и подтверждено через Иисуса Христа (Ин 20:17; Гал 4:6). Бог поступает с нами, как с сыновьями. Кого Господь любит, того и наказывает (Евр 12:6 и след.). Но "как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Пс 102:13; ср. Ис 49:15; 66:13);
2) ЦЕЛЬ Божьего В. (наказания) состоит в следующем:
а) обращение грешников: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся". (Откр 3:19; ср. Пс 31:4 и след.; Плач 3:40 и след.; 1Кор 11:32);
б) испытание (1Пет 4:12) и укрепление веры (см. истории Авраама и Иова). Всякое Божье наказание приносит испытуемым "мирный плод праведности" (Евр 12:11; ср. Рим 5:3 и след.);
в) осознание того факта, что во всех жизненных обстоят-вах спасение всецело зависит от Бога (2Кор 1:8-10). Нам предстоит стать "подобными образу" Иисуса (Рим 8:29; 2Кор 3:18), с тем чтобы Его жизнь открылась в нас (2Кор 4:11). -> Человек явля-ется образом Божьим, и через воздействие Св. Духа в нем "изображается" Христос (Гал 2:20; 4:19);
3) средства и пути достижения этой цели столь же многообразны, как многообразны человеч. жизнь и Божий промысел (2Кор 6:9; 11:23 и след.). Поскольку Бог воспитывает нас "во Христе", то пути Его но-сят знак креста (2Кор 4:10). Сам Христос учился послушанию через страдания (Евр 5:8). Божье попечительство охватывает всю нашу жизнь - каждый день и каждый поступок (Пс 138:16; Еф 2:10). Бог не дает нам таких испытаний, к-рые мы не в силах были бы вынести (1Кор 10:13). Он знает, в чем мы имеем нужду (Мф 6:32), и содействует нам "ко благу"; ничто не отлучит нас от любви Божьей (Рим 8:28,35 и след.). Божья любовь дает нам уверенность в том, что "начавший" в нас "доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа" (Флп 1:6).
II.
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1) ВОСПИТАТЕЛЬ - СОРАБОТНИК БОГА.
Ключевым моментом в библ. учении о родительском В. принято считать следующее наставление ап. Павла: "...И вы, отцы... детей ва-ших... воспитывайте... в учении и наставлении Господнем" (Еф 6:4; ср. Втор 6:6 и след.). Воспитателем выступает Сам Господь. М.Лютер говорит, что "учение и наставление" должно совершаться "по примеру Бога, чтобы дети знали, что через родителей их воспитывает и наказывает Сам Бог". Божий гнев и Его милосердие выражаются в любви, к-рая, будучи направленной на благо Божьего чада, должна и наказывать (Притч 13:24; 29:15). При этом, как указано в Еф 6:4, отцы не должны "раздражать детей" своим гневом. Произвол необходимо исключить. Так воспитатель становится Божьим соработником, а процесс В. через Духа Божьего распространяется и на него самого (Тит 2:12; Евр 12:7). Родители и воспитатели, отступающие от Бога и не руководствующиеся Его любовью, подвергают опасности детей, вверенных их заботам (Притч 19:18 и след.; Кол 3:21);
2) ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ
состоит в том, чтобы подготовить молодого человека к выполнению предназнач. ему Богом, в соответствии с его дарованиями, жизненной задачи: жить не для себя, а служить Богу, угождая своим ближним (Ин 13:15; 2Кор 5:15). Родители несут ответственность перед Богом за В. детей (Пс 126:3; Притч 1:8; 17:6). Бог Сам печется о них (Мф 18:6,10) и призывает родителей к ответу (1Цар 3:12-14). Школа (синагога) и религ. община дополняют и расширяют родит. В. При этом в заботе о детях, в их обучении и В. следует исходить из физических и духовных задатков, из индивидуальных особенностей каждого ребенка (Притч 22:6);
3) ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ.
Писание тесно связывает между собой первую и пятую заповеди (-> Десять заповедей). Почитание родителей неотделимо от почитания Бога (Мал 1:6). Истинная богобоязненность детей выражается в том, что они почи-тают родителей и проявляют послушание им (Лев 19:2 и след.). "Дети, будьте послушны ро-дителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу" (Кол 3:20; ср. Еф 6:1 и след.). Но поскольку "дети забывают родителей так же, как все мы забываем Бога" (М.Лютер), то во-спитатель должен требовать послушания только в том случае, если он сам готов прощать детей и проявлять терпение к ним, подобно тому как Христос прощает нас и проявляет к нам терпение. -> Дети, сыновья, младенцы, чада.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz