» Указатель
Глава 6
1-5
Усиленная оппозиция (Лук. 6,1-5)
Это один из двух примеров, показывающих, что открытая вражда к Иисусу быстро нарастала, ибо Его непосредственно обвиняли в нарушении субботы. Он проходил со Своими учениками по одной из дорог, пересекавших ниву. То, что ученики срывали колосья, само по себе еще не было правонарушением. Одно из повелений Ветхого Завета гласит, что любой человек, проходящий по ниве, может свободно рвать колосья руками, но только не резать их серпом (Втор. 23,25). В любой другой день никто бы ничего не сказал на это; но ведь они делали это в субботу. В этот день запрещалось жать, молотить, веять и готовить пищу; и, собственно говоря, ученики нарушили все эти четыре запрета. Срывая колосья они, якобы жали зерно, растирая их руками и сдувая с ладоней шелуху, они нарушили запрет молотить и веять, а раз они ели это зерно, они готовили пищу в субботу. Нам вся эта ситуация может показаться крайне странной, но не следует забывать, что в глазах требовательных фарисеев это было смертным грехом: нарушены правила и положения закона, а это было делом жизни и смерти.
Фарисеи обвинили учеников, а Иисус процитировал им в ответ Ветхий Завет - событие изложенное в 1 Царств 21,1-6, рассказывающее о том, как Давид и его люди, будучи голодными, съели хлебы предложения в храме. Каждую субботу утром перед лицом Божиим в святилище клали двенадцать хлебов, испеченных из муки, просеянной одиннадцать раз. Для каждого колена Израилева клалось по одному хлебу. Во времена Иисуса эти хлебы клались на стол из массивного золота длинной в 90 сантиметров, шириной в 50 сантиметров и высотой в 20 сантиметров. Этот стол стоял вдоль северной стены святилища храма, и хлебы лежали на столе перед Господом, и съедать их могли лишь священники (Лев. 24,5-9). Но нужда Давида оказалась сильнее норм и правил.
Раввины сами говорили: "Суббота создана для вас, а не вы для субботы". Таким образом, в своих лучших проявлениях и рассуждениях раввины допускали, что человеческие потребности превыше обрядового закона. Если они допускали это, то в сколь большей степени выступает Сын Человеческий, с Его любовью, Его сердцем и Его милосердием, Господином субботы? Насколько больше может Он воспользоваться им в проявлении Своей любви? Но фарисеи забыли требований милосердия, потому что они были слишком погружены в своих правилах к закону. И при этом крайне примечательно, что они следили за Иисусом и Его учениками, даже когда они проходили по полю. Ясно, что они прямо-таки следили за ними. С этого момента они уже, нисколько не скрываясь, критически и враждебно наблюдали за каждым шагом Иисуса.
В этом отрывке находим важную истину. Иисус спросил фарисеев: "Разве вы не читали, что сделал Давид?" И они, конечно, положительно ответили, они никогда не замечали истинного смысла того, что читали. Можно тщательно читать Священное Писание, можно досконально от корки до корки знать Библию, свободно цитировать ее и сдать любой экзамен по ней, и все же не познать ее истинного смысла. Почему же фарисеи не познали его, и почему мы тоже часто не познаем истинного смысла Библии?
1) Они не подходили к ней объективно. Они изучили Священное Писание не для того, чтобы узнать волю Божию, а чтобы найти в ней цитату, подкрепляющую их собственное мнение и идеи. Слишком часто люди привносят в Библию свое богословие, вместо того чтобы находить его в Библии. Читая ее, мы не должны говорить: "Слушай, Господи, Твой раб говорит", а "Говори, Господи, ибо слышит раб Твой".
2) Они не подходили к ней с алчущим сердцем. Кому чуждо чувство нужды, тот никогда не сможет понять самый сокровенный смысл Священного Писания. В нужде Библия приобретает для него новое значение. Когда епископ Батлер умирал, его охватило беспокойство. "Ваше преосвященство, - сказал ему священник, - разве Вы забыли, что Христос - Спаситель?" "Но, - сказал он, откуда я могу знать, что Он мой Спаситель?" "Писание гласит, - ответил священник, - приходящего ко Мне не изгоню вон". И Батлер ответил на это: "Я тысячу раз читал эти слова, но до сих пор не познал их истинного смысла. Теперь я умираю с миром". Чувство нужды в спасении своей души открыло для него сокровища Священного Писания.
Мы должны читать Слово Божие без предубеждений и с алчущим сердцем, и тогда Библия станет и для нас величайшей книгой в мире.
6-11
Открытый вызов Иисуса (Лук. 6,6-11)
К этому времени противники Иисуса выступали уже совсем открыто. Он учил в синагоге в субботний день, а книжники и фарисеи пришли наблюдать, не исцелит ли Он кого-то, чтобы обвинить Его в нарушении субботы. Мы можем отметить здесь интересный нюанс. Если сравнить событие, изложенное у Мат. 12,10-13 и Мар. 3,1-6 с текстом Луки, то узнаем, что лишь Лука говорит, что у человека правая рука была сухой. Здесь говорит врач, интересующийся подробностями случившегося.
С этим исцелением Иисус открыто нарушил закон. Лечить, значило работать, а работать в субботу было запрещено. Правда, если болезнь была опасна для жизни больного, можно было помочь ему. Так, например, закон позволял помогать при болезнях глаз или горла. Но этот человек мог, не подвергаясь никакой опасности, подождать до следующего дня. Но Иисус установил важный принцип, гласящий, что, независимо от правил и установлений, сделавший доброе дело в субботу, поступает правильно. Он задал вопрос: можно ли в субботу по закону спасти жизнь человека или погубить ее?" И фарисеи поняли, потому что в то время, когда Он исцелял человека, они делали все возможное, чтобы убить Его. Он пытался спасти жизнь, а они - разрушить.
В этом рассказе три действующих лица.
1) Во-первых, сухорукий. О нем можно заметить следующее:
а) В одном из апокрифических евангелий, то есть евангелий, не включенных в Новом Завете, говорится, что он был каменщиком и пришел к Иисусу с просьбой говоря "Я был каменщиком и зарабатывал на жизнь; умоляю Тебя Иисус, верни мне здоровье, потому что стыжусь просить милостыню. Это был человек, желавший трудиться. Бог всегда смотрит с одобрением на человека, стремящегося честно трудиться.
б) Это был человек, готовый попробовать невозможное. Он не спорит, когда Иисус предложил ему протянуть свою беспомощную руку; он слушается, приданной ему Иисусом силой, преуспевает в этом. Слово "невозможно" должно быть исключено из словаря христиан. Как сказал один великий ученый. "Разница между трудным и невозможным лишь в том, что для невозможного требуется намного больше времени".
2) Во-вторых, Иисус. Здесь ощущается чудесная атмосфера смелого вызова. Иисус знал, что за Ним наблюдают, но ни минуты не колеблясь, Он исцелил сухорукого. Он приказал ему выйти на середину. Такое дело нельзя было совершить где-нибудь в углу. Рассказывают об одном из проповедников Уэсли, который пошел проповедовать во враждебном для них городе. Этот проповедник нанял себе в помощь городского глашатая, объявить о собрании на городской площади, но глашатай с подавленным от страха голосом объявлял об этом. Тогда проповедник взял у него из рук колокол, позвонил в него и прокричал громовым голосом: "Такой-то будет проповедовать там-то и в такое-то время сегодня вечером. И этот человек - я". Настоящий христианин с достоинством поднимает знамя своей веры, невзирая на то, что противник старается напугать его.
3) И, наконец, фарисеи. Эти люди особенно возненавидели Того, Кто только что исцелил больного. Они являются для нас ярким примером людей, любящих свои правила и установления больше, чем Бога. Мы видим, как это снова и снова происходит в церквах. Споры идут не о проблемах веры, а вопросам церковной администрации и тому подобном. Лейтон однажды сказал: "Управление церковью не подчинено общей регламентации; но мир и единодушие, любовь и рвение обязательные для нее". И доныне существует опасность, что преданность системе может превышать верность Богу.
12-19
Иисус избирает своих апостолов (Лук. 6,12-19)
Здесь Иисус избирает своих апостолов. Интересно и полезно знать, почему Он избрал их; потому что Ему и теперь по тем же причинам необходимы люди.
1) У Мар. 3,14 указано, что Он избрал их, "чтобы с Ним были". Это Он сделал по двум соображениям:
а) Он избрал их, чтобы они были Его друзьями. Удивительно, что Иисус нуждался в человеческой дружбе. Сама сущность христианской веры позволяет нам сказать с благоговением и покорностью, что Бог несчастлив без людей. Уже потому что Бог - Отец, Его сердце болит до тех пор, пока каждый человек не спасен чрез Него.
б) Иисус знал, что близился конец. Живи Он в другое время, Он может быть, написал бы книгу, которая сделала бы Его учение достоянием всего человечества. Но в тех условиях Иисус избрал этих учеников, в сердцах которых Он мог записать Свое учение. Они и должны были следовать за ним повсюду, чтобы однажды разгласить благую весть всем людям.
2) Иисус избрал их из своих последователей, которых назвал учениками. Они старались постоянно узнавать о Нем все больше и больше. Христианин - человек, узнающий все больше о своем Господе, с которым ему придется встретиться лицом к лицу и узнает в Нем Того, кто Он есть.
3) Иисус избрал их своими апостолами. Греческое слово апостол означает посланный и применимо к посланнику или послу. Апостолы должны были стать Его посланцами к людям. Одна девочка прослушала в воскресной школе урок об учениках Христовых. Но она не совсем правильно поняла смысл этого понятия, потому что была еще слишком маленькой; она пришла домой и рассказала родителям, что на уроке говорили об образцах Иисуса. Посол - человек, представляющий в другой стране свою страну. Он является достоверным образцом, по которому судят о его стране. Христианин должен быть истинным посланником Христа не только на словах, но и всей своей жизнью и деяниями. О самих апостолах можно отметить следующее:
1) Они были обыкновенными людьми. Среди них не было ни богатого, ни знаменитого, ни влиятельного человека; ни один со специальным образованием; это были люди из народной среды. Иисус как бы говорил: "Дайте мне двенадцать заурядных человек и я изменю мир". Дело Иисуса находится не в руках великих людей, а в руках таких же обыкновенных, как мы с вами.
2) Они являлись странным сочетанием. Взять, например, лишь двух из них: Матфей был сборщиком налогов, и, поэтому, предателем и изменником. А Симон был Зилотом, то есть фанатическим националистом, поклонявшимся убивать по возможности каждого предателя и каждого римлянина. В этом одно из чудес Христовых, что мытарь Матфей и Симон Зилот жили мирно среди апостолов. Истинные христиане, какими бы разными они ни были, могут жить в мире и согласии. О Гильберте Честертоне и его брате Сесиле говорили: "Они всегда спорили, но никогда не ссорились". Лишь во Христе разрешимы проблемы несовместимости людей; ибо даже совсем противоположные друг другу люди могут быть объединены в любви к Нему. Если мы действительно любим Его, мы будем любить и друг друга.
20-26
Пределы мирских благ (Лук. 6,20-26)
Проповедь Иисуса у Луки во многом соответствует Нагорной проповеди у Матфея (Мат. 5-7). Обе они начинаются с перечня блаженств. Есть различия между версиями Луки и Матфея, но одно ясно - обе эти проповеди способны особенным образом потрясать и изменять сердца и умы людей. Они вовсе не похожи на законы, которые может сформулировать какой-нибудь философ или мудрец. Каждое из блаженств является вызовом.
Дейсланн сказал о них так: "Они провозглашены в напряженной атмосфере. Это не спокойно сияющие звезды, а вспышки молний, сопровождаемые ударами грома изумления и ужаса". В них поставлены с ног на голову все общепринятые нормы. Люди, которых Иисус назвал счастливыми, мир назвал бы несчастными и жалкими; а тех, кого Иисус назвал несчастными, мир назвал бы счастливыми. Вообразите себе кого-нибудь, кто бы говорил: "Счастливы бедные, и горе богатым!" Говорить так - значит полностью покончить с мирскими понятиями о благах.
Где же ключ к этому? Мы находим его в стихе 24. Иисус говорит: "Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение", то есть вы получили все блага, которые вы хотели. Слово, употребленное Иисусом и переведенное как получили, означает полностью получить уплату по счету. Иисус, собственно, говорит следующее: "Если вы всем сердцем стремитесь обрести мирские блага и прикладываете к этому все свои силы, вы получите их, но кроме этого вы никогда ничего не добьетесь". Одним словом: "Вы погибли". Но если вы всем сердцем и всеми силами будете стремиться сохранить свою абсолютную верность Богу и Христу, на вас обрушатся всевозможные неприятности; по мирским стандартам вы будете казаться несчастными: но вы еще получите вознаграждение, и это будет радость вечная.
Мы поставлены здесь лицом к лицу перед неизменным выбором, который перед нами с детства и до конца наших дней. Выберете ли вы легкий путь, обещающий вам немедленное удовольствие и выгоду? Или выберете вы путь трудный, требующий от вас тяжелого труда, а, может быть, и страданий? Ухватитесь ли вы за наслаждение и выгоду сиюминутные? или готовы вы ждать и пожертвуете ими ради большего блага? Приложите ли вы ваши усилия для достижения мирских благ, или сосредоточите все внимание на Христа? Если вы выберете мирской путь, вы должны оставить блага Христовы. Если же вы изберете путь служения Христу, вы должны оставить мирские удовольствия.
Иисус ясно указывал, какой из этих двух путей способен привести к счастью. Ф. Р. Молби говорил: "Иисус обещал Своим ученикам следующее: они будут бесстрашными, странно счастливыми и постоянно гонимыми". Г. К. Честертон, всегда имевший большие неприятности из-за своих принципов, однажды сказал: "Я люблю горячую воду. Она очищает". Суть учения Иисуса состоит в том, что радость, которую обретут люди на небесах, с лихвой вознаградит их за все страдания и гонения на земле. Как сказал Павел: "Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2 Кор. 4,17).
Эти блаженства ставят человека перед выбором: "Будешь счастлив на мирском пути, или на Христовом?"
27-38
Золотое правило (Лук. 6,27-38)
Ни одна заповедь Иисуса не вызвала столько рассуждений и споров, как заповедь любить врагов наших. Прежде чем ее выполнять надо знать, что же она означает. В греческом языке есть три слова со значением любить. Во-первых, слово еран означает страстную любовь мужчины к женщине. Во-вторых, слово филеин, обозначает любовь человека к своим близким и дорогим, то есть сердечную привязанность. Но здесь Иисус употребил третье слово агапан. Поэтому остановимся детальней на нем.
Агапан обозначает сердечное чувство благожелательности к ближнему. Независимо от того, что бы он нам ни сделал, мы никогда не позволим себе пожелать ему ничего иного, кроме высочайшего блага, и сознательно приложим все усилия быть добрыми к нему и любезными с ним. И это важно. Ведь мы не можем любить своих врагов так же, как мы любим близких и родных, ибо это было бы неестественно, невозможно и даже неправильно. Но мы можем приложить усилия к тому, чтобы, - независимо от его поступков, оскорблений, плохих обращений, или даже при причинении вреда, - желать ему только наивысшего блага.
Из этого вытекает важная истина. Любовь к нашим близким и дорогим - независима от нашего сознания и воли. Мы просто влюблены. А любовь к нашим врагам зависима не столько от сердца, сколько от воли. По милости Христовой, мы можем побуждать ее у себя и совершать ее.
В этом отрывке изложены два важных факта, характеризующих христианскую этику.
1) Христианская этика позитивна. Она характерна тем, что старается делать положительное. Иисус дает нам Золотое правило, требующее от нас делать для других тоже, что мы сами ждем от них. Это правило можно встретить у многих писателей самых различных вероисповеданий в его негативной форме. Когда кто-то попросил великого иудейского равнина Гиллеля научить его всему закону, пока он стоит на одной ноге, Гиллель ответил "Не делай другому ничего, чего сам ненавидишь. Вот весь закон, а все остальное - толкование о нем". Филон, великий иудей из Александрии, сказал: "Чего сам не любишь, не причиняй другому". Греческий оратор Исократ учил: "Что озлобляет тебя, когда тебе досаждают, не причиняй другим". Одно из основных правил стоиков гласило: "Чего не хочешь для себя, того не делай другому". Когда Конфуция спросили, есть ли такое слово, которое могло бы быть практическим правилом для каждого человека, Конфуций ответил: "Взаимность. Чего не хочешь для себя, того не делай другому".
Все вышеприведенные изречения негативны. Не так-то трудно воздерживаться от них; но дело обстоит иначе, если поступать с другими так же, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами. Суть христианской этики не в том, чтобы воздерживаться от плохих поступков, а чтобы усердно совершать богоугодные дела.
2) Христианская этика основана на "втором поприще" (см. Мат. 5,41). Иисус перечисляет различные аспекты обычного поведения и тут же отбрасывает их все одним вопросом: "Какая вам за то благодарность?" Люди часто утверждают, что они ничем не хуже их соседей. Возможно это так. Но Иисус спрашивает: "Насколько вы лучше обычного человека?" Не следует сравнивать себя с соседом:
Вполне возможно, что выдержим такое сравнение; но надобно сравнивать свои действия с Божьими, и тогда они всегда осудят нас.
3) Что же мотивирует такой христианский образ жизни? Наши желания уподобятся Богу, ибо Он посылает дождь на праведных и неправедных; Он милосердный к человеку, Радующему и огорчающему Его; любовь Божия изливается одинаково на святых и на грешников. Именно эту любовь необходимо усвоить; если мы будем заботиться о высшем благе и для наших врагов, мы поистине будем чадами Божиими.
В стихе 38 встречаем мы странную фразу "отсыплют вам в лоно ваше". Дело в том, что иудеи носили длинную до пят мантию, перехваченную в талии поясом. Подол ее можно было поднять, и вокруг пояса образовывалась полость, в которой носили вещи. Поэтому, выражаясь современным языком, это можно перефразировать так: "отсыплют вам в вашу сумку".
39-46
Нормы жизни (Лук. 6,39-46)
Текст состоит из ряда отдельных высказываний. Вообразим две возможности. Возможно, Лука собрал воедино высказывания Иисуса по различным вопросам и, тем самым, приводит своего рода свод правил и норм жизни. И возможно, что это пример иудейской проповеди. Иудеи называли проповедование караз, что значит нанизывать бусы. Раввины считали, что проповедник должен лишь коротко объяснять тему и, чтобы интерес слушателей не ослабевал, быстро переходить к другой. И, поэтому, иудейская проповедь может показаться набором несвязанных между собой тем. Данный отрывок делится на четыре части:
1) Стихи 39 и 40. Иисус указывает, что учитель не может дать своему ученику больше, чем сам знает. Этим Он предупреждает и нас, что и мы должны обращаться к лучшему учителю, потому что он может дать нам больше знаний; а, с другой стороны, надобно иметь в виду, что мы не можем учить других тому, чего сами не знаем.
2) Стихи 41 и 42. Кажется не без юмора Иисус рисует своим слушателям человека с бревном в глазу, пытающегося вынуть сучок из глаза брата своего. Иисус учит, что никто не имеет права критиковать других, если он тоже не без укоризны. Другими словами, нам вообще не следует критиковать других, потому что "даже в лучших из нас много порочного, а в самом порочном еще столько нравственного, что трудно сваливать вину на него".
3) В стихах 43 и 44 Христос напоминает нам, что человека можно судить лишь по его плодам. Одному учителю однажды сказали: "Я не слышу, что вы говорите, потому что ваши дела заглушают ваши слова". Обучение и проповедование - это "истина, выраженная личностью". Благие слова никогда не заменят благих дел. Это уместно напомнить и в наши дни. Нас беспокоят разные общественные движения. Мы никогда не одолеем их одними книгами, памфлетами и дискуссиями. Превосходство христианства проявляется лишь жизнью, которая обнаруживает преимущества духовного человека.
4) Стих 45. Им Иисус напоминает людям, что, в конечном счете, уста выносят то, что в сердце происходит.
Они не могут говорить о Боге, если в сердце нет места Духу Божьему. Ни в чем так ясно не проявляется сердце человека, как в его речи, если он, конечно, не подбирает слова, а говорит свободно, то есть то, что придет ему в голову. Когда вы спрашиваете у прохожего, где находится какое-то место, один скажет вам, что оно около церкви, другой - около такого-то кинотеатра, третий - около стадиона, четвертый - около пивной. Уже ответы на случайный вопрос показывают, вокруг чего вращаются мысли человека и его задушевные интересы. Наша речь выдает нас.
47-49
Единственное верное основание (Лук. 6,47-49)
Для того чтобы ясно представить себе, что стоит за этой притчей, мы должны прочитать ее также и у Матфея (Мат. 7,24-27). В изложении Луки реки не получали надлежащего места, потому что Лука, не будучи уроженцем Палестины, не имел ясного представления об обстоятельствах, в то время как Матфей жил в Палестине и хорошо знал ее. Дело в том, что реки в Палестине летом совершенно высыхали, оставляя лишь песчаные русла. Но после наступления сентябрьских дождей, сухие русла вращались в бурные потоки. Часто люди, в поисках места для постройки дома, находили заманчивые песчаные местности и строили там, но лишь при наводнении они узнавали, что построили дом посреди бурной реки, разрушающей его. Мудрый человек искал для своего дома скалистое место, на котором было труднее строить, ибо нужно было сперва вложить в него много труда, чтобы вырубить фундамент. Когда же наступала зима, он был достойно вознагражден, потому что дом его стоял прочно и надежно. И у Луки, и у Матфея эта притча о том, как важно строить жизнь на прочном основании, причем единственно правильным основанием является учение Иисуса Христа. Как же объяснить решение неразумного строителя?
1) Он пытался меньше трудиться. Как трудно и докучно долбить фундамент дома среди камней. Строить на песке привлекательней и намного легче. Может быть нам легче пойти своим путем, чем следовать за Иисусом Христом, но на собственном пути нас ждет погибель; путь же Иисуса Христа ведет к счастливой жизни в этом мире, и в грядущем.
2) Он был недальновидным. Он вообще не задавался мыслью, что же будет с домом через шесть месяцев. Каждое жизненное решение принимается как с перспективой на настоящее положение, так и с перспективой на будущее благо. Счастлив человек, который не меняет будущее благо на мимолетное наслаждение. Счастлив человек, смотрящий на все не в свете сегодняшнего дня, а в свете вечности.
Когда мы осознаем, что трудный путь чаще всего наилучший, а дальновидность - верный подход к знанию мира, мы обоснуем свою жизнь на учении Иисуса Христа, и никакая буря не поколеблет ее.