« Указатель
Жертва
I. ЖЕРТВА
1) с древнейших времен Ж. играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл - от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собств. ничтожности. По свидет-ву Библии, Ж. Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов (Быт 4:3,4; 8:20; 15:9; 26:25; 31:54; Иов 1:5). Ж. Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю;
2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из егип. рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа -> Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу Ж., а также порядок их принесения. К важнейшим видам Ж. относятся: Ж. всесожжения (Лев 1), хлебное приношение (Лев 2), Ж. благодарности, или мирная Ж. (Лев 3), а также Ж. за грех (Лев 4:1 - 5:13) и Ж. повинности (Лев 5:14 - 6:7). Среди этих пяти видов Ж. только одна была бескровной: хлебное приношение, к-рое рас-сматривалось как дополнение к Ж. всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по к-рым приносились Ж., отчасти видны уже из их названий (напр., Ж. за грех, Ж. благодарности);, а также пункт V.
II. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЖЕРТВЫ
1) основной Ж. в израил. богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 - 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13), к-рую приносили во искупление непреднамер. проступков (Лев 4:2). Различаются четыре вида таких Ж.: Ж. за грех первосвященника (ст. 3-12), Ж. за грех всего общества Израиля (ст. 13-21), Ж. за грех одного из правителей народа (ст. 22-26) и Ж. за грех рядового израильтянина (ст. 27-35). Первосвященник приносил в Ж. тельца - самое дорогостоящее из жертв. животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин - козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним. Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, к-рое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда Ж. приносилась простым израильтянином (Лев 4:27-31). Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:
а) представление Ж. (ст. 27 и след.). Согл. Лев 1:3, жертв. животное следовало привести к дверям -> скинии. Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;
б) возложение руки. Приносивший Ж. возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср. 16:21);
в) заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому - по милосердному установлению Бога - разрешалось, чтобы вместо грешника умерла Ж., оплатив своей жизнью его грех;
г) помазание кровью. После того как Ж. была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря - роги жертвенника всесожжения, если Ж. за грех приносил простой израильтянин (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о Ж. священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). (-> Окропление -> Чистота, нечистота, чистый, ничистый, очищение.) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказат-вом того, что жизнь принесена в Ж. и, след., вина оплачена;
д) после принесения в Ж. крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;
2) при принесении ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕ-НИЯ (Лев 1) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника (ст. 5). Сущность Ж. всесожжения состояла в том, что за представлением жертв. животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение Ж. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Т.о., Ж. в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали (ст. 9,13). Жертвователь ничего не оставлял себе, все при-надлежало Богу (ср. Быт 22:2). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. народа - два однолетних барана, к-рых приносили в качестве утренней и вечерней Ж. (Исх 29:38-42; Чис 28:3-8; Езд 9:4,5; Дан 9:21);
3) ХЛЕБНОЕ ПРИНОШЕНИЕ (Лев 2) состояло из плодов земли; оно вместе с Ж. возлияния дополняло собой Ж. всесожжения (Чис 28:4-6). (При Ж. возлияния на жертвенник изливалось нек-рое количество вина, соответствовавшее величине хлебной Ж.) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества (Лев 2:1), белый цвет к-рой символи-зировал чистоту. К этой Ж. добавляли -> ладан (ст. 1,2; в Синод. пер. - "ливан"), симво-лизировавший молитву (ср. Пс 140:2; Лк 1:10; Откр 5:8); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев 2:11), к-рое символизирует греховность (ср. 1Кор 5:6-8). Ж. следовало приносить соленой (Лев 2:13): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (-> Маслина, масло, елей) (Исх 29:40). Те остатки Ж., к-рые не сжигались, предназначались священникам (Лев 2:3);
4) МИРНАЯ ЖЕРТВА (Лев 3:3) приносилась из крупного скота - быков (волов) или коров (ст. 1-5), или из мелкого - овец (ст. 6-11) или коз (ст. 12-16). Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, т.е. лучшее от Ж. (см. Ис 25:6; 55:2). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время к-рой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. животного (Лев 7:15). Эта совместная трапеза была одноврем. радостным праздником примирения (ср. Пс 22:5; Лк 15:23) в Доме Божьем (Втор 12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом. Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ (Лев 7:12,15; 22:29), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ (Лев 7:16; 22:21; Чис 15:3);
5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ (Лев 5:14 - 6:7; 7:1-10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба (Лев 5:16; 6:5). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех (Лев 7:7), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;
6) ср. также -> Обет -> Корван -> Жертва курения, курение -> Жертва возлияния.
III. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ
Один раз в год, в -> день очищения, полагалось приносить наиболее торжественную Ж. за Аарона и его дом (т.е. за священников), за народ и скинию, а позднее за храм (Лев 16):
1) прежде чем Аарон мог принести Ж. за грехи народа, ему (как позднее и всякому первосвященнику) надо было получить очищение от своих собств. грехов (ст. 11-14). Для этого он закалывал тельца у жертвенника всесожжения, входил в святилище с чашей, наполненной кровью, и кадильницей и возлагал благовонное курение на огонь "пред лицем Господним". Дым и запах благовония символизировали возносившиеся к Богу молитвы о прощении грехов первосвященника. Кровью Аарон кропил -> крышку ковчега завета. Этим он свидет-вовал перед Господом (см. Исх 25:22; Чис 7:89), что жизнь замещающего его жертв. животного была отдана, т.е. вина за грехи первосвященника оплачена;
2) для последующей жертвы за очищение народа требовались два козла (Лев 16:5,15,20-28). Одного из них (ст. 15) приносили в жертву за грехи всего народа. Его кровь священник вносил в Святое Святых и окроплял ею крышку ковчега завета, чтобы вновь засвидет-вать пред Богом смерть замещающего народ жертв. животного. Затем Аарон, как представитель всего народа, возлагал руки на голову живого козла и исповедовал над ним все беззакония и грехи израильтян. Козла, несущего на себе грехи народа, отводили в пустыню и там отпускали в знак того, что Господь простил грехи и устранил их из места Своего присутствия (-> Азазель);
3) скиния тоже считалась запятнанной, поскольку находилась там, где жил грешный народ; для нее тоже требовался обряд очищения (ст. 16-19,33; Евр 9:21). Поэтому Аарон окроплял кровью не только крышку ковчега завета, но и землю перед ковчегом, а также Святое Святых и, наконец, жертвенник всесожжения.
IV. ПРОРОЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВ
1) по словам ап. Павла, ветхозаветные Ж. были "образом и тенью" деяния Христа (Евр 8:5). В качестве такого "образа" они были установлены на время действия ВЗ, "только до времени исправления" (Евр 9:10), т.е. до времени прихода Христа. Предвещавшие жизнь и смерть Иисуса и только в этой связи обретавшие смысл, ветхозаветные Ж. должны были подготовить народ Израиля к приходу обетованного Мессии (Рим 10:4; Гал 3:24);
2) если бы Ж., к-рые израильтяне приносили сначала в скинии, а потом в храме, не имели этого пророч. значения, то как следовало бы понимать то обстоят-во, что смерть тельца или другого животного могла искупить вину, к-рую человек возложил на себя своим греховным деянием? Могло ли животное, не имевшее никакого отношения к греховному поступку, замещать -> человека, созданного по образу и подобию Божьему и ответственного пред Богом? "Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр 10:4). Т.о., нельзя утверждать, что Бог прощал грехи, взирая на приносимых в Ж. животных: и во времена ВЗ прощение происходило только ради Иисуса. Когда Бог взирал на жертвенник, Он видел там не смерть овцы, козы или тельца, а прозревал "Агнца Божия" на кресте Голгофы; Он заранее предвидел кровавую Ж. Своего Сына и только на основании этой искупит. смерти прощал грешнику его вину. Ветхозаветная Ж. сама по себе была бессильной, она обретала действенность лишь благодаря новозаветной Ж. Иисуса, на к-рую указывала;
3) тем самым грешник в ВЗ получал спасение так же, как и верующий сегодня. Его спасало "обратное действие" крестной смерти Иисуса, прообразом к-рой была ветхозаветная Ж. В свете искупит. подвига Иисуса Ж. за грех приобретает след. значение:
а) представление. Я вижу Иисуса Христа как Ж., принесенную за меня, и верой принимаю Его как своего Искупителя;
б) возложение руки. Верой я возлагаю груз своих грехов на моего безвинного Заместителя. Иисус несет мои грехи (Ис 53:6,11,12; Ин 1:29; 1Пет 2:24);
в) заклание. Неся наши грехи, Иисус пошел на крест и отдал там Свою жизнь. Он принял смерть, замещая нас, чтобы искупить наши грехи, чтобы Бог, проявляя Свою праведность, мог оправдать того, кто верит в Иисуса (Рим 3:26);
г) помазание кровью. Как первосвященник кровью Ж. доказывал пред Богом, что искупит. Ж. мертва, так и Иисус Христос, наш Первосвященник (Евр 6:20; 7:26; 8:1; 9:11), свидет-вует пред лицом Отца о Своей искупит. смерти (Евр 9:24; 7:25; Рим 8:34);
4) в соответствии с этим Ж. всесожжения, означающая полную и неогранич. преданность Господу, также имеет отношение к подвигу Христа. Ибо только Иисус мог принести такую добровольную Ж. и быть абсолютно послушным Божьей воле: "Вот иду ... исполнить волю Твою, Боже" (Евр 10:7). В Гефсиманском саду Он вознес мольбу: "Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк 22:42). Иисус был абсолютно предан делу, порученному Ему Отцом. На это совершенное послушание и указывала Ж. всесожжения, так же как Ж. за грех указывала на Его смерть на кресте (Ин 19:30). Христиане тоже призваны быть преданными Богу. Павел пишет, что им, как примиренным с Богом, надлежит представить свои тела "в жертву живую". Это - единств. благоугодная Богу Ж. (Рим 12:1);
5) в свете подвига, совершенного Иисусом, правильным порядком жертвоприношения будет тот, при к-ром жертва за грех предшествует жертве всесожжения. Ж. за грех свидет-вует нам о прощении наших грехов и о принятии нас Богом, Ж. всесожжения напоминает о том, что наша новая жизнь, обретенная благодаря примирению с Богом во Христе (2Кор 5:17-21), отныне полностью принадлежит Господу. Это требование становится выполнимым благодаря тому, что Сам Христос живет в нас (Гал 2:20; Кол 1:27);
6) на примере этих двух важнейших ветхозаветных жертвоприношений становится ясно, каким образом они должны были подготовить народ Израиля к явлению Христа, Который, как Агнец Божий, один только мог принести Ж., способную дать людям искупление и спасение (Евр 9:9-14). Будучи откровением Божьего замысла спасения, ветхозаветные Ж. имеют непрехо-дящее значение и для христиан.
V. ВИДЫ ЖЕРТВ И ПОРЯДОК ИХ ПРИНЕСЕНИЯ
А. О регулярных жертвоприношениях, совершавшихся на израил. богослужениях в течение года,
Б. Ж. по особым случаям:
1) добровольная Ж.:
а) Ж. всесожжения (Лев 1), к-рой сопут-
ствовали хлебное приношение и Ж.
возлияния (Чис 15:1-12): телец (т.е.
бык), овен (т.е. баран), ягненок, горли-
цы или голуби;
б) хлебное приношение (Лев 2): мука или
колосья, елей (т.е. оливковое масло),
ливан (т.е. ладан), соль; закваска и мед
воспрещаются;
в) мирная Ж. (Лев 3; 7:12-14): быки, тели-
цы (т.е. коровы), бараны, овцы, козы;
пироги из пресного теста или лепеш-
ки с оливковым маслом;
2) Ж. посвящения:
а) Ж., принесенные по случаю посвяще-
ния в священство Аарона и его сыно-
вей (Лев 8-9).
В течение 7 дней: по одному теленку в
Ж. за грех; по одному барану в Ж. все-
сожжения; по одному барану в Ж. по-
священия и по одной корзине опрес-
ноков (т.е. лепешек из неквасного тес-
та).
На 8-й день: от священника - теле-
нок в Ж. за грех; баран в Ж. всесожже-
ния; теленок и овца в Ж. всесожжения;
бык и баран в мирную Ж., а также
хлебное приношение с оливковым
маслом;
б) Ж. каждого священника в день его по-
мазания (Лев 6:19 и след.): десятая
часть ефы пшеничной муки;
в) Ж. посвящения левитов (Чис 8:5-22);
теленок - в Ж. за грех; теленок - в
Ж. всесожжения вместе с хлебным
приношением;
г) Ж. начальника каждого из израил. ко-
лен по случаю освящения скинии
(Чис 7): одно серебряное блюдо (весом
130 сиклей) и одна серебряная чаша
(весом 70 сиклей), наполненные пше-
ничной мукой, смешанной с оливко-
вым маслом; одна золотая кадильница
(весом 10 сиклей), наполненная куре-
нием; один теленок, один баран, один
ягненок в Ж. всесожжения; один ко-
зел в Ж. за грех; два теленка, пять ба-
ранов, пять козлов, пять ягнят в Ж.
мирную;
3) -> Первородство, первородный;
4) Ж. за грехи, совершенные по неведению
или по ошибке:
а) Ж. за грех (Лев 4:1 - 5:13; Чис 15:24-
28): первосвященник - одного телен-
ка; народ - одного теленка в Ж. все-
сожжения (вместе с хлебным прино-
шением и возлиянием) и одного козла
в Ж. за грех; начальник - одного коз-
ла; рядовой израильтянин - одну козу
или одну овцу; бедняк - двух горлиц
или двух голубей или одну десятую
часть ефы пшеничной муки;
б) в Ж. повинности (Лев 5:14 - 6:7): од-
ного барана стоимостью "серебря-
ными сиклями по сиклю священно-
му";
5) Ж. очищения:
а) за телесную нечистоту (Лев 15:14,15,
29,30): две горлицы или два голубя в
Ж. за грех и в Ж. всесожжения;
б) за роженицу (Лев 12): молодого голубя
или горлицу в Ж. за грех; ягненка в Ж.
всесожжения; для бедных - двух го-
лубей или двух горлиц в Ж. за грех и в
Ж. всесожжения;
в) за очищение от проказы (Лев 14:1-32).
В первый день: две чистых птицы; кед-
ровую древесину; червленую (т.е.
красную) нить; иссоп.
В восьмой день: одного барашка и
один лог оливкового масла (11/36 л) в
Ж. повинности; одну овцу в Ж. за грех;
одного барашка в Ж. всесожжения;
три десятых части ефы пшеничной
муки с оливковым маслом как хлебное
приношение; для бедных - ягненка и
один лог оливкового масла в Ж. по-
винности; двух горлиц или двух голу-
бей в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;
одну десятую часть ефы пшеничной
муки с оливковым маслом как хлебное
приношение;
г) за очищение дома от "язв проказы"
(Лев 14:48-53): то же, что для прока-
женного в первый день;
д) для приготовления очистительной (->
Вода, III, 2) воды (Чис 19): одну ры-
жую корову; кедровую древесину; ис-
соп; червленую шерсть;
е) за убитого (если убийца неизвестен)
(Втор 21:1-9): одну телку;
6) Ж., приносимые -> назореями (Чис 6):
а) если обет назорейства прерван: ягнен-
ка в Ж. повинности; двух голубей или
горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожже-
ния;
б) по окончании обета: одну овцу в Ж. за
грех; одного барана в Ж. всесожжения
(с хлебным приношением и Ж. воз-
лияния); барана в мирную Ж. и корзи-
ну пресных хлебов и пресных лепе-
шек, помазанных оливковым маслом;
7) приношение ревнования или воспоми-
нания (Чис 5:11-31; -> Брак, IV,2):
деся-
тую часть ефы ячменной муки без олив-
кового масла и ладана;
8) Ж. при исчислении израил. народа (Исх 30:12-15):
половину сикля за каждого исчисляемого.
Жертва благодарения -> Жертва
Жертва возлияния
Жертва возлияния. Для Ж.В. израильтяне использовали вино, крепкие напитки (-> Питье) и воду. Молоко в качестве Ж.В. в книгах ВЗ не упоминается, однако известно, что его приносили в жертву арабы и финикийцы. Согл. текстам из -> Рас-Шамры, в жертву богам Угарита приносили вино и воду; при этом вино получали боги, но не богини. В Законе израильтянам предписывалось приносить вино - четверть гина (0,9 л; -> Меры длины, площади, объема и веса) для возлияния при утренней и вечерней жертве (Исх 29:40,41; Чис 28:7 и след.). (См. также Лев 23:13,18,37; Чис 15:5,7,10,24, где предписаны хлебное приношение и возлияние, присовокупляемые к жертве всесожжения, обета или к мирной жертве.) Количество вина должно было соответствовать величине жертв. животного, но все же мера вина и масла возрастала не в той пропорции, что количество муки. В Чис 28:7 при жертве возлияния упомянут "крепкий напиток" (в Синод. пер. - "вино"). Вода в качестве жертвы возлияния в Библии не упоминается, но в позднем иудаизме бытовало использование ее в этом качестве во время -> праздника Кущей (IV,2). В Законе Ж.В. встречается не как самостоят. жертвоприношение, но как дополнение к хлебному приношению, т.е. она стоит на последнем месте среди всех видов жертвоприношений. В Быт 28:18 подразумевается не Ж.В., а лишь помазание, к-рым Иаков освятил Господу памятник. В Быт 35:14, однако, Иаков приносит у этого камня и Ж.В., к-рая, вероятно, состояла из вина. Судя по тексту Пс 15:4, Давид знал, что составной частью языч. богослужения является возлияние крови. В Флп 2:17; 2Тим 4:6 Павел сравнивает свою смерть в служении Евангелию с Ж.В. (в Синод. пер. - просто "жертва").
Жертва за грех
Жертва за грех -> Жертва.
Жертва курения, курение
Жертва курения, курение. К бескровным -> жертвам, приносимым во время иуд. -> богослужения, помимо хлебного приношения и жертвы возлияния, относится и Ж.К., имевшая место и в идолопоклоннич. культах (-> Идол, идолослужение, IV,1). Об этом свидет-вуют находки жертвенников курения (-> Жертвенник, II,2) в частных домах (Иер 44:8,15,17-19; -> Благоухание, II,2). Благовонные курения использовались и для повседневных надобностей (Притч 27:9). Курение, употреблявшееся при богослужении, состояло из ониха, -> стакти -> халвана душистого и -> ливана (ладана), к-рые смешивали в равных пропорциях и растирали в порошок (Исх 30:34-36; ср. 37:29). Этот состав не разрешалось применять для других целей (Исх 30:37 и след.), так же как в храме нельзя было использовать курение, к-рое Господь не разрешал приносить (Лев 10:1). Ж.К. приносили дважды в день, утром и вечером, на жерт-веннике курения в -> скинии (позднее в -> храме) (Исх 30:7-9); этот обряд могли совершать только священники (Чис 16:40; 1Пар 6:49; 2Пар 13:10 и след.; 26:16-20; Лк 1:8 и след.). В день очищения первосвященник входил с -> кадильницей в Святое Святых (Лев 16:12) в облаке курения, к-рое предохраняло его от гибели (ст. 13). О примиряющей и охраняющей силе курения говорится также в Чис 16:46 и след. Согл. Пс 140:2; Откр 5:8; 8:3-5, курению соответствуют молитвы святых.
Жертва повинности
Жертва повинности -> Жертва.
Жертва потрясания
I.
При приношении различных -> жертв отдельными их частями потрясали пред Господом, т.е., взяв в руки, трясли ими в воздухе. Согл. Лев 8:27-29; Чис 6:19 и след., священник, по-видимому, клал определ. часть жертвы на руки тому, кто ее приносил, брал его за руки и двигал ими; из описания не ясно, были ли это движения из стороны в сторону или вверх и вниз. Потрясаемые т.о. куски жертвы впоследствии принадлежали священнику (исключение: посвящение Аарона в Исх 29:27 и след.; Лев 8:25-29), к-рому вместе с семьей разрешалось есть Ж.П. на ритуально чистом месте (Лев 10:14). Т.о., употребление Ж.П. в пищу не было привязано к святилищу, как при жертве за грех и при хлебном приношении. Потрясание, вероятно, призвано было выражать тот факт, что эти части жертвы, к-рые внешне просто переходили из владения жертвователя во владение священ-ника, в действительности приносились в жертву Богу, Который затем оставлял их священнику. Ж.П. приносили в след. случаях:
1) при посвящении в священники. При посвящении Аарона, когда роль священника при принесении жертвы исполнял Моисей, для обряда потрясания пред Господом и послед. сожжения использовались тук, т.е. жир (курдюк, жир с внутренностей; -> Тук -> Овен, I,1), и правое плечо (-> Жертва) овна (т.е. барана) посвящения и, кр. того, один опреснок, один хлеб с оливковым маслом и одна лепешка. Грудь барана, после потрясания ею пред Господом, была долей Моисея, исполнявшего обязанности священника (Исх 29:22-26; Лев 8:25-29). Не совсем ясно, почему в данном случае было сожжено плечо барана, к-рое обычно вместе с грудью составляло долю священника. Объяснение этому, возм., содержится в Исх 29:27 и след.: грудь и плечо барана при посвящении Аарона необходимо было раз и навсегда освятить священникам как их долю; тогда мы можем предположить, что при всех последующих посвящениях в священники обе эти части получал действующий священник;
2) при приношении мирной жертвы потрясали жиром и грудью барана, а иногда, видимо, и плечом. Жир сжигали, а две остальные части доставались священнику (Исх 29:22-28; Лев 7:29-34; 9:18-21). При мирной жертве -> назорея, обет к-рого закончился, священник, кр. того, получал сварен. плечо барана, пресный пирог и пресную лепешку после потрясания ими пред лицем Господа (Чис 6:19 и след.; см. также Втор 18:3);
3) на второй день праздника Опресноков (-> Пасха, III,2) потрясали первым снопом как начатком нового урожая (Лев 23:10,11; в Синод. пер. - "возносили сноп пред Господом", ср. ст. 15);
4) в праздник Седмиц в качестве Ж.П. приносили двух агнцев мирной жертвы и два хлеба первого плода (Лев 23:17,19, 20);
5) при принесении жертвы повинности (один баран и оливковое масло) исцелившимся от проказы (Лев 14:12,21 и след.) потрясали целым животным, перед тем как заколоть его.
Жертвенник
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Словом "Ж." ВЗ передает (за искл. четырех случаев) значение евр. понятия мизбеах - "место, где совершаются жертвоприношения". Ж. не является типично израил. или библ. явлением, а принадлежит всем религиям и народам средиземноморского бассейна и других регионов. Как освящ. место, где человек приносит божеству свои жертвы, Ж. представляет собой место культового общения с божеством. Согласно Библии, первый Ж. был воздвигнут Ноем по окончании потопа (Быт 8:20); возм., что уже жертвы Каина и Авеля в Быт 4 указывают на наличие Ж. Предназнач. в жертву животные, злаки и другие жертвоприношения (-> Жертва) возлагались на Ж. и чаще всего, вероятно, сжигались, причем поднимавшийся дым воспринимался как знак того, что Бог принял жертву. Уже в III тысячел. до Р.Х. подобные представления существовали как в Месопотамии, так и в Египте. Ж. был принадлежностью каждого -> храма, любого места отправления культа (-> Дубрава -> Высота), но имелись Ж. и для личного или семейного пользования. Вероятно, Ж. возводили и просто в знак благодарения или памяти, не имея намерения постоянно приносить на них жертвы. Можно сказать, что путь патриархов к Господу проходил через Ж., к-рые они воздвигали (см. Быт 12:7 и след.; 13:18; 26:25; 35:1). Ж. устраивались преимущественно на высотах и в рощах. Как места встречи с божеством они родственны маццевам (-> Памятник, памятный знак), воздвигнутым камням, в к-рых видели материальный образ божества. Об одном из таких камней-памятников говорится, напр., в Быт 28:18 и далее - в рассказе об Иакове. Позднее в Израиле стали с осуждением относиться к установлению подобных памятников, потому что их приверженцы считали, что в камне живет Сам Бог, однако к Ж. это не относилось.
II. ВИДЫ ЖЕРТВЕННИКОВ
А. КАМЕННЫЕ И ЗЕМЛЯНЫЕ ЖЕРТВЕННИКИ
Каменные и земляные жертвенники являются первонач. формой Ж. Земляной Ж. представлял собой насыпное сооружение из камней и глины, как правило, в форме низкого, до 0,7 м выс., прямоугольного стола. В Сихеме был найден такого рода земляной Ж., выс. 0,3 м и с площадью поверхности 2,2 х 1,65 м. Иногда израильтяне (реже, чем другие народы) использовали в качестве Ж. найденные каменные глыбы (см. Суд 6:20; 13:19; 1Цар 6:14; 14:33). На таких глыбах находили вытесанные чашеобразные углубления, в к-рые, вероятно, помещали приношения. Исх 20:24 предписывает израильтянам возвести земляной Ж., в то же время отесывание камней для Ж. запрещается в ст. 25 (Втор 27:5 и след.; Нав 8:31 и след.). Там сказано, что отесывание оскверняет камни. В 3Цар 18:31,32 упоминается Ж. из 12 камней "по числу колен сынов Иакова". Приставлять ступени к Ж., как это делали обычно в дамасском регионе, израильтянам запрещалось, "дабы не открылась при нем нагота твоя" (Исх 20:26). На поверхности Ж., в середине, а у более поздних Ж. - по углам, часто обнаруживают возвышения, нередко вытесанные из того же камня. Они могли представлять собой маццевы, символизирующие присутствие божества. Подобного рода небольшие вертик. выступы ("роги"), символизировавшие власть и могущество Бога, были предписаны и при изготовлении Ж. всесожжения для скинии (Исх 27:2). Отсечение рогов означало осквернение и уничтожение Ж. (Ам 3:14). У израильтян действовало установление, согл. к-рому совершившему непреднамер. убийство предоставлялась божеств. защита, если он схватится за роги алтаря (Исх 21:13 и след.; 3Цар 1:50; 2:28).
Б. ЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯ
Жертвенник всесожжения находился в скинии, а позднее - в храме и представлял собой переносной деревянный ящик, покрытый медью (Исх 27:1 и след.), к-рый предположит. наполнялся камнями или землей. Площадь его основания составляла 5 х 5 локтей, выс. - 3 локтя (локоть "по прежней мере" = 52,5 см). До середины высоты он был обнесен сетчатой решеткой. Вероятно, на этой решетке крепилась галерея, на к-рую приносящие жертву могли ступить, поднявшись по наклонному пандусу (ступени были запрещены). Согл. 2Пар 4:1, Ж. всесожжения, установленный на внешнем дворе храма Соломона, имел 20 локтей в дл. и в шир. и 10 локтей в выс. В то же время в 3Цар 8 и след. размеры этого Ж. точно не указаны, и лишь упоминается, что он годился только для обычных жертвоприношений (3Цар 9:25). Для большого жертвоприношения в день освящения храма царь освятил "среднюю часть двора" (3Цар 8:63 и след.). При восстановлении храма после вавил. плена, согл. Езд 3:3, Ж. был возведен на фундаменте прежнего Ж. Размеры Ж., указ. Иезекиилем (Иез 43), предполагают, что он имел кубич. форму. Площадь его основания составляет 9,5 х 9,5 м, площадь поверхности 6,3 х 6,3 м, а общая выс. 5,25 м (длина упомянутого здесь локтя равна прим. 52-53 см). Согл. 4Цар 16:10-16, Ахаз приказал соорудить (ступенчатый ?) Ж. по дамасскому образцу. О Ж. всесожжения из храма Ирода мы узнаём из трудов евр. историка Иосифа Флавия. Это было кубич. сооружение из неотес. камней, имевшее 15 локтей в выс. при площади основания 50 х 50 локтей, в то время как из других источников следует, что этот Ж. был выс. 6 локтей и с основанием 30 х 30 локтей.
В. ЖЕРТВЕННИКИ КУРЕНИЯ
Таковые обнаруживаются довольно часто, и есть свидет-ва их существования с очень древних времен. Известны четырехугольные глиняные или черепичные подставки (Ис 65:3), относящиеся к бронзовому веку. Их высота достигает 1 м, площадь поверхности составляет всего несколько сантиметров (напр., 7 х 9). В железном веке она расширяется до 20 х 30 см. Подобные Ж. находят и в жилищах. Однако, в соотв. с Чис 16:40, воскурение благовоний пред Господом было исключит. правом священников, потомков Аарона. В 3Цар 7:48 упоминается обшитый золотом Ж. (курения), предназнач. для храма, в то время как проект Иезекииля (Иез 43) его не предусматривал. Подобный Ж. курения для скинии должен был иметь в выс. 2 локтя, и по одному локтю в дл. и в шир. Он также имел роги в четырех углах, был обшит тонким листовым золотом и украшен золотым венцом. Он должен был помещаться перед завесой, закрывавшей ковчег завета, и Аарон обязан был каждое утро и каждый вечер приносить на нем жертву курения. Раз в год для очищения Ж. его роги следовало смазывать кровью очистит. жертвы (Втор 30:1-10). Соломон также распорядился установить в храме Ж. курения перед Святое Святых (3Цар 6:22; Ис 6:6). Согл. Лк 1:11, такой Ж. был и в храме Ирода.
III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
НЗ о Ж. говорится в связи с ВЗ (Мф 23:35; 1Кор 9:13) и в связи с тогдашним храмом (Мф 23:18), но в большинстве случаев он упоминается только как образ (Евр 13:10) или как элемент в образных изображениях Откровения (Откр 6:9; 8:3,5 и др.). Причем очевидно, что после того, как Господь принес единоврем. и окончат. жертву искупления на Голгофе (Евр 7:27; в ст. 12 и след. определенно говорится об упразднении Ж.), речь уже не идет о собственно Ж. Ср. также с Ж. Зевса в Пергаме
Жертвенник всесожжения
Жертвенник всесожжения -> Жертвенник.
Жертвенник курения
-> Жертвенник (II,3).
Жестоковыйный
Жестоковыйный, непослушный, непокорный, своевольный. В основе этих определений лежит образ упряжного животного, к-рое не сгибает шею и не дает надеть на себя упряжь. Определение "жестоковыйный" применяется гл. образом к народу Израиля, к-рый упрямо противостоит Божьей воле, упрямо отвергая руководство Господа (Исх 32:9; Иер 7:26; Деян 7:51).
Жестокосердие, жестокий
Жестокосердие, жестокий:
1) в отношении человека к Богу и Его заповедям эти слова означают "упрямство, противление Богу, неверие" (Иез 2:4; 3:7; Мк 16:14);
2) в отношении к ближнему Ж. означает "немилосердие" (Ис 19:4; Мф 19:8; Мк 10:5);
3) Божьи дела названы в Библии жестокими, если Он строго карает грешников (Пс 59:5). Господь кажется людям немилосердным, если по Своей мудрости не сразу внемлет их просьбам и медлит с помощью (Ис 63:15).
Животноводство
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В древнем мире Ж. было основным занятием кочевников, в то время как оседлые племена занимались преимущ. земледелием. Богатство патриархов составлял в первую очередь скот (Быт 12:16; 29:6-10; 30:29-36), поэтому в Египте семья Иакова поселились в местности Гесем, где были хорошие условия для Ж. (Быт 47:3-6). После того как израильтяне пришли в Ханаан, Ж. у них стало вытесняться -> земледелием. Правда, нек-рые роды и в дальнейшем оставались преимущ. скотоводческими, особенно на юге удела Иуды (1Цар 25) и на вост. берегу Иордана (Чис 32:1). Среди них особо выделялись рехавиты (Иер 35). Ж. оставалось основным занятием колен Рувима и Гада. Каково было значение скота для израильтян, видно хотя бы по тому, что евр. слово, обозначающее скот, служило и для обозначения имущества вообще. Стада скота составляли главное богатство Иова (Иов 1), Навала (1Цар 25:2), а также иуд. царей (1Пар 27:29-31; 2Пар 26:10). В Законе (Исх 21-23) уделяется большое внимание правам и обязанностям людей, занимающихся Ж. Зачастую одно и то же семейство занималось как земледелием, так и Ж., во всяком случае, земледельцы владели тягловым скотом. Стада находили себе корм преимущ. в остающихся зелеными в течение всего года степных районах, а в сезон дождей - и в пустыне (Иоил 1:19). Выращивание и заготовка кормов на полях и лугах израильтянам не были знакомы.
II. ПОГОЛОВЬЕ СКОТА
1) из мелкого рогатого скота наиб. распространены были -> овцы, огромные стада к-рых паслись на юге Иудеи и на вост. берегу Иордана (ср. Чис 31:32; 1Цар 25:2). Многотысячные стада овец, очевидно, не были редкостью (ср. 4Цар 3:4). Также израильтяне разводили -> коз, к-рые могут обитать там, где для овец недостаточно кормов. Коз выпасали либо небольшими стадами, либо вместе с овцами.
2) из крупного скота в Библии упоминаются -> коровы (волы) (Быт 18:7; 32:5; 46:32). Они, естественно, представляли собой большую, нежели овцы, ценность, но нуждались в лучших пастбищах и предпола-гали более оседлый образ жизни владельцев. Особо славился крупный скот из Васана (Иер 50:19; Ам 4:1). В хозяйствах израильтян были и -> верблюды, одногорбые дромедары (Быт 24:10; Иов 1:3; Езд 2:67; Ис 60:6). Чаще, чем израильтяне, их разводили жители пустыни, напр. мадианитяне (ср. Суд 6:5). Верблюдов использовали как вьючных и верховых животных. В этих же целях разводили -> ослов (Быт 12:16; 1Цар 9:3; Неем 13:15; Зах 9:9) и -> мулов (3Цар 1:33). -> Лошади же были у израильтян редкостью и, вероятно, получили более широкое распространение только в царствование Соломона (3Цар 10:28 и след.), в то время как египтяне широко разводили их и в более ранние периоды (Исх 14:9; 15:19);
3) из птиц были приручены -> голуби, а также куры (-> Петух), причем убедит. свидет-ва этого появляются только после вавил. плена. Гуси и утки в Библии не упоминаются;
4) свиньи считались у израильтян нечистыми животными и потому были запрещены для разведения (Лев 11:7), но живущие по соседству народы держали стада свиней (Мф 8:30; Мк 5:11; Лк 15:15).
III. ПРОДУКЦИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА
Если волы и ослы использовались как тягловые животные - их впрягали в плуг или повозку, то остальной скот держали гл. обр. ради получения продуктов питания. Одним из важнейших продуктов Ж. было -> молоко, из к-рого готовили сыр и масло; в периоды дождей его было много, летом - мало. В пищу употребляли молоко не только коровье и верблюжье (Быт 32:14,15), но также овечье (Ис 7:21,22) и козье (Притч 27:27). Съедобным мясом считались баранина (1Цар 25:18), козлятина (Суд 6:19) и говядина (Лк 15:23), но не верблюжатина (Лев 11:4). Шкуры животных, прежде всего козьи, находили широкое применение в хозяйстве. После выделки их использовали для покрытия шатров, из них делали сумки и мехи.
IV. СОДЕРЖАНИЕ СКОТА
Стада всегда находились под открытым небом (Дан 4:22; 5:21). На ночь животных загоняли в загоны - огорож., но не крытые убежища (Чис 32:24; 2Пар 32:28; Мих 2:12; Лк 2:8). При загонах иногда сооружали сторожевые башни (2Пар 26:10). Для охраны стад использовали собак (Иов 30:1; Ис 56:10). Во время кочевья пастух (-> Пастух, пастырь) нес ответственность за скот и в случае ранения или утраты животного он должен был возместить хозяину ущерб (Исх 22:9-14). Поэтому пастух пересчитывал скот утром и вечером, прогоняя его под своим посохом (Лев 27:32). Пастух также должен был находить для стада пригодные пастбища и водопои (-> Колодец) (Пс 22:2) и защищать животных от опасностей, к-рые грозили стаду не только со стороны хищников - львов, медведей или волков (1Цар 17:34 и след.; Ам 3:12), но и разбойников (1Цар 25:7). Нередко между пастухами возникали раздоры из-за воды или пастбищ (ср. Быт 26:20). Во время кочевья пастухи питались молоком, к-рое сами надаивали, и продуктами, к-рые держали при себе в пастуш. сумках. В качестве оружия наряду с дубинкой (-> Жезл и посох) пастухи использовали -> пращу. Оседлые земледельцы выпасали свой скот вблизи поселений и размещали его в хлевах (2Пар 32:28; Авв 3:17), под к-рые они нередко использовали природные пещеры. Но чаще всего крестьянский дом давал под одним кровом приют как людям, так и животным (-> Дом, I,2).
Животные
Животные в Библии - это живые существа, надел., как и человек, способностью самостоят. совершать произвольные движения, а также способностью к восприятию. От сотворения мира Ж. делятся на четыре группы: Ж., сотвор. в пятый день, обитающие в воде и в воздухе; Ж., сотвор. в шестой день, - обитатели суши и пресмыкающиеся. Человеку было поручено властвовать над Ж. (Быт 1:26,28; Пс 8:7-9), поэтому в грехопадение человека с его последствиями были вовлечены и Ж. Змея была проклята "пред всеми скотами" (Быт 3:14). После потопа Бог постановил, что Ж. должны жить в страхе пред человеком, в руки к-рого отданы, и что они должны служить ему пищей. В этом проявляется прогрессирующее по причине греха разрушение сотвор. мира. При этом Бог обещает взыскать со зверей человеч. кровь (Быт 9:2-5). Бог говорит о Своем праве собственности на животных (Пс 49:10 и след.), они предназначены прославлять Бога (Пс 148:10; Ис 43:20). Во время потопа Бог повелел Ною спасти Ж. - "от всякой плоти по паре" (Быт 6:19; 8:1); Бог защищает животных, запрещая человеку злоупотреблять той властью, к-рую Он дал ему над зверями (Исх 20:10; 23:12; Втор 22:6,7; 25:4). Иногда Он даже использует Ж. как орудие для суда над человеком (Втор 32:24; Ис 56:9; Иер 15:3; ср. Иез 34:5,8). Божье деяние, направл. на спасение мира, распространяется и на Ж. Они упоминаются в обетовании мирного царства (Ис 11:6 и след.; 65:25; ср. Ос 2:18). Противоборство зверей между собой и их вражда с человеком прекратятся вместе с устранением греха; вся тварь будет свободна от служения бренной плоти и с надеждой станет ожидать откровения славы сынов Божьих (Рим 8:19, 21). В то же время падение человека особенно ярко проявляется в том, что он поклоняется изображениям Ж. (Рим 1:22-25). Ж. часто упоминаются в притчах и в других местах Свящ. Писания, служа примером для людей (Притч 6:6-8; Ис 1:3), свидет-вом творч. силы Бога (Иов 38:39 - 41:26), а также олицетворением политич. (Дан 7; 8; Откр 13) или демонич. сил (Откр 9:2-21). Израильтяне различали Ж. чистых и нечистых, т.е. таких, мясо к-рых было разрешено или запрещено употреблять в пищу. -> Пищевые запреты -> Рыба -> Птица -> Змея -> Гады, пресмыкающиеся -> Лапа -> Животноводство -> Херувимы (I,1).
Живущие в доме
Живущие в доме -> Домашние, живущие в доме.
Жизнь, живой
I. ТЕЛЕСНАЯ ЖИЗНЬ
1) в ВЗ под словом "жизнь" [евр. хайим] подразумевается прежде всего телесная Ж. человека, т.е. тот ее период, к-рый ограничен рождением и смертью. Сущность Ж. видится в таких ее прояв-лениях, как голод и жажда, любовь и ненависть. В этом значении понятие "Ж." тесно связано с понятиями -> плоть [евр. басар] и -> душа [евр. нефеш]. Бог - Творец Ж., тела и души (Быт 2:7); Он вдохнул в человека "дыхание жизни", и "стал человек душею живою". Т.о., Бог - это "источник жизни" (Пс 35:10), в т.ч. и для животных, и для растений (Быт 1:24; Втор 10:14). Однако человек занимает особое место среди живых существ (ср. Пс 8), т.к. только в него Бог вдохнул дыхание Ж., т.е. наделил его какой-то частью Своей сущности и Своей Ж. Среди даров, данных Богом человеку, Ж. является первым и самым ценным даром (Иов 2:4; ср. Втор 30:15). Особая Божья милость заключается в том, что Он дарует человеку долгую жизнь; в ВЗ о долгой Ж. говорится как о награде за благочестие и смиренную веру (Исх 20:12; Пс 90:16). Из немногочисл. ветхозаветных свидет-в нельзя с определенностью заключить, что Бог хотел с самого начала даровать человеку вечную Ж. (Быт 3:22) или что Он предполагал наделить его Ж. долгой и насыщенной (Иов 42:17). Но ясно одно: уменьшение продолжительности Ж. и вообще краткость человеч. Ж. (см. Быт 6:3; Иов 20:8; Пс 89:10; Ис 40:6,7; особенно Притчи) означают Божье наказание. Бог утверждает Ж. Своей свящ. заповедью (Исх 20:13; Лк 6:9). Он желает сохранить (Быт 1:28; Втор 32:39; Иов 10:12) и умножить (Быт 9:7) сотворенное Им. В ВЗ главным элементом Ж. считается дыхание (см. Быт 2:7; Пс 103:30; Иез 37:8-10), к-рое иногда отождествляется с "духом". С др. стороны, носителем Ж. названа также -> кровь (Быт 9:4; Лев 17:11; Втор 12:23);
2) в НЗ получила свое дальнейшее развитие ветхозаветная идея о том, что человек - это "живущая душа" (Деян 17:25; 1Кор 15:45). Естеств., бренная Ж. [греч. дзоэ] - великое благо, данное человеку Богом, и этим благом Бог может заново одаривать человека (Мк 5:23), являясь его единств. Господом (Лк 12:20; 2Кор 1:9; Пс 89:4). Люди должны подражать Иисусу, вступившему в борьбу со -> смертью (-> Воскресение, III,А) и желавшему поддержать жизнь (Ин 10:10). Этому учит притча о милосердном самарянине (Лк 10:25-37), а также заповедь любить Бога и своего ближнего (Мк 12:29-31).
II. ЖИЗНЬ В РОЖДЕНИИ ОТ БОГА
1) В Библии - и прежде всего в НЗ - говорится не только о телесной Ж., начало и конец к-рой определяются рождением и смертью, но и об иной Ж., берущей свое начало в чудесном рождении от Бога (Ин 3:3,5); именно об этой новой Ж. говорится в посланиях ап. Иоанна (напр., 1Ин 5:1,4). Новое рождение, или -> возрождение, открывает доступ в новую Ж. Новая Ж. становится действительностью через веру, т.к. вера связывает человека с Тем, Кто Сам есть новая Ж. от Бога (Ин 14:6; Флп 1:21). Установление подобной связи с Иисусом приносит освобождение и исцеление от греха (-> Прощение, простить; ср. Чис 21:8). Вера придает человеч. жизни совершенно новое качество (2Кор 5:17). Телесная Ж., к-рая представляет собой не что иное, как долгое умирание (Пс 89:5,6), становится средством и орудием для новой Ж., не подвластной смерти (Ин 5:24). Иисус, воскрешением мертвых и собств. воскресением победивший смерть, Сам стал залогом новой Ж., к-рой Он наделяет верующих в Него и к-рой Сам Он живет в них (Гал 2:20; Кол 1:27). Новая, по сути своей "вечная", Ж. (1Ин 5:13; ср. -> Блаженный) полностью обновляет мышление (Ин 17:3) и волю (Лк 9:26) человека, заставляя его изменить и свои дела (ст. 60). Чем искреннее человек обращается ко Христу, за-бывая о другой, телесной, Ж., тем полнее бывает обретаемая им новая Ж. (Мф 16:24-26). -> Исцеление;
2) однако пока человек живет на земле, новая Ж. еще не полностью при-надлежит ему; кто изменит Христу, тот лишится и новой Ж. (Ин 15:2,6; Евр 6:4-6). К этой измене человека постоянно подталкивают страдания (2Кор 4:17), уныние (ст. 1), неверие и страх (Мф 26:69-75). Полноту обетований познает тот, кто претерпит до конца (Мф 24:13) и выстоит, т.е. тот, в ком благодаря его вере сохранится новая Ж. и за порогом смерти (Откр 2:7,11,17; 3:5,12,21). В этом случае человек обретет "венец жизни" (Откр 2:10). Только тогда новая Ж., начатая в вере, совершится в "видении" (2Кор 5:6,7; Откр 22:4) и в славе (1Кор 13:12,13; 15:42,43,57; Кол 3:3,4), а совершившись, не будет иметь конца;
3) Бог, Который, обладая полнотой жизни, даровал жизнь всем Своим творениям (Деян 17:25), Который является Богом "не мертвых, но живых" (Мф 22:32) и врагом смерти (1Кор 15:26), многократно назван в Библии "живым Богом" (Нав 3:10; 1Цар 17:26; Пс 41:3; Мф 26:63; Деян 14:15; Рим 9:26; 2Кор 3:3). Его Дух дарует Ж. (Ин 6:63; Рим 8:11), а Его слово является живым (Деян 7:38; Евр 4:12; 1Пет 1:23), т.к. создает Ж. телесную (см. Пс 32:9; 148:5) и пробуждает Ж. духовную. Сам Иисус называет Себя живым хлебом, "хлебом жизни" (Ин 6:33,35,48,51) и говорит о Св. Духе как о живой воде (Ин 7:38, 39).
III. ЖИВАЯ ВОДА ИЗ ИСТОЧНИКА
В Быт 26:19 живой названа вода из источника, в противоположность воде стоячей, напр., из цистерны. В Ин 4:10 и след. Иисус говорит о живой воде, "текущей в жизнь вечную".
Жилище, обитать
I.
Вечное Ж. Бога - на небе (Пс 2:4; Евр 8,1 и след.; 9:11; Откр 15:5). Но поскольку Господь хочет обитать среди Своего народа, то Он повелевает Моисею построить на земле святилище по указ. образцу (Исх 25:9), шатер (-> Скиния), к-рый можно во время странствования переносить с места на место. Здесь Бог являлся Своему народу, как позднее в -> храме (3Цар 8:10 и след.); отныне каждый израильтянин знал, где ему следует искать Бога (Пс 121). Осознание того, что в храме обитает Бог, заставляло израильтян и в изгнании направлять свои молитвы в сторону Иерусалима (Дан 6:11). И все же оказалось, что это Ж. не было соверш., ибо здесь Господь обитал во мгле (3Цар 8:12), а человек, приблизившийся к Нему незванным, должен был умереть (Чис 3:10; 18:7; ср. Ис 6:5). Это Ж. Бога на земле люди подвергали осквернению своим нечестием (Лев 15:31; Иер 23:11). Кр. того, это малое Ж. не могло вместить славу великого Бога (3Цар 8:27). При всей радости, к-рую вызывает святилище, не следует забывать о том, что только небесное Ж. достойно Бога (Ис 66:1).
II.
В НЗ Бог также обитает в Своем народе на земле, но уже не в построенном человеч. руками храме (Деян 7:48; 17:24). В Иисусе слово Божье обитало среди нас во плоти (досл. "жило в шатре"; Ин 1:14), через три дня после Своей смерти Он соорудил истинный храм Своего тела (Ин 2:19). Отец обитает на земле во Христе (Ин 14:10), во Христе обитает вся полнота Божества (Кол 1:19; 2:9). Теперь на этом краеугольном камне стоит храм из живых камней (1Пет 2:5 и след.), т.е. людей, в к-рых Отец и Сын сотворили Свою обитель (Ин 14:23) посредством Св. Духа (Рим 8:9,11; 1Кор 3:16; 2Тим 1:14). Христос через веру обитает в их сердцах (Еф 3:17), и Бог вселяется в них и ходит в них (2Кор 6:16), т.е. Он входит не в малое помещение, чтобы говорить только с одним человеком, а наполняет Своим присутствием все здание Своей Церкви.
III.
Созиданием Церкви Божья цель еще не достигается. Когда Авраам пришел в землю, к-рую Бог намеревался дать его детям, он не строил там постоянных Ж., а жил в шатрах в знак того, что остается пришельцем в этой земле и ожидает города, Художник и Строитель к-рого - Бог (Евр 11:9 и след.). Это пример для Божьего народа Нового Завета, как и переход Израиля через пустыню в землю обетованную (Евр 4). Верующие - пришельцы в этом мире (1Пет 2:11), здесь у них нет постоянного города, они стремятся к будущему (Евр 13:14). Каждый из них живет здесь в хижине, к-рая когда-нибудь разрушится (2Кор 5:1), но может радоваться этому, ибо знает, что Христос приготовил ему место в доме Отца Своего (Ин 14:2). Там Господь собирает своих чад, к-рые через возрождение уже имеют жительство на небесах (Флп 3:20) и будут жить у Него вечно (Откр 7:15; 21:3; 22:3 и след.).
Жир
Жир -> Тук, жир.
Житница
Житница:
1) упоминаемые в Притч 3:10 и в Лк 12:24 житницы - это помещения для хранения зерна. Вероятно, речь идет о небольших помещениях без окон внутри дома, возможно, подвального типа. Намек на наличие в Палестине библ. времен подвалов-кладовых содержится в Иер 41:8;
2) хранилище для зерна и других продуктов (Иер 50:26; Иоил 1:17). В ветхозаветные времена так обычно называли круглую емкость диаметром 2-3 м, имеющую отверстие в верхней части. Ж. храма называли более обобщенно - кладовыми (1Пар 26:15,17). Настенная живопись, обстановка гробниц и надписи дают достаточно полное представление о Ж. егип. фараонов (Быт 41:35,36), о засыпке и учете зерна, а также о должностных обязанностях и титуле "смотритель над житницами". Более крупные хранилища сооружались в определ. городах с учетом адм. нужд и стратегич. необходимости. Израильтяне были вынуждены построить для фараона в Египте "города запасов" - Пифом и Раамсес, к-рые рассматривались как опорные пункты для воен. походов. С их помощью египтяне поддерживали свое владычество над Арамом (Сирией) и Палестиной (Исх 1:11). Соломон, заботившийся об укреплении своего царства, также сооружал "города для запасов" (3Цар 9:19; 2Пар 8:4,6). Как свидет-вуют результаты раскопок, такими городами регион. значения с хранилищами для зерна и других продуктов, собиравшихся в качестве натур. податей, были также Лахис и Бет-Шемеш (Вефсамис). В казематной конструкции (-> Крепость, II,4) гор. стен Девира, Бет-Шемеша, Гезера, Хацора исследователи также видят указание на то, что эти населен. пункты представляли собой "города для запасов". Пустоты внутри стен, первонач. служившие хранилищами, позднее были частично засыпаны щебнем. Ровоам (2Пар 11:11), а позднее Иосафат (2Пар 17:12) и Езекия (2Пар 32:28 и след.) продолжили эту практику. Подобные города существовали и в Израильском царстве (2Пар 16:4);
3) помещение для хранения продуктов растениеводства, прежде всего зерна (Быт 41:56; Втор 28:5,8; Пс 143:13 и др.; Как наполненные Ж. отождествлялись с благополучием и Божьим благословением (Притч 3:10), так опустевшие или разрушенные Ж. были символом бедствия и запустения (Иоил 1:17; Агг 2:19).
Жнец
Жнец -> Земледелие (IV).
Жребий
Жребий. С помощью Ж. израильтяне испрашивали Божью волю (Притч 16:33; ср. -> Урим и туммим); для этих же целей его использовали и язычники (Есф 3:7; Иез 21:21; Иона 1:7). Израильтяне бросали Ж. при разделе Ханаана (Чис 26:55; Нав 14:2; 18:6,10), при распределении служений и обязанностей (1Пар 24:5,31; 25:8; 26:13; Неем 10:34; Лк 1:9); Ж. руководствовались при определении виновного в к.-л. грехе или преступлении и даже при избрании царя (Нав 7:14-18; 1Цар 10:19-21; 14:28-42). В день Искупления с помощью Ж. определялись козел для Господа и козел отпущения (-> Азазель) (Лев 16:8-10). К жеребьевке нередко прибегали при разделе добычи и пленных (Авд 11; Иоил 3:3; Наум 3:10; ср. Мф 27:35). В НЗ говорится лишь об одном случае, когда верующие воспользовались Ж.: это было при избрании ап. Матфия (Деян 1:26). О том, как именно шла жеребьевка, в Библии сведений нет, только в Притч 16:33 сказано, что Ж. бросался в пол одежды.
Жук
Жук. Неизвестно, обозначает ли евр. слово хасил (в Синод. пер. - "жуки"; Иоил 1:4; 2:25) определ. вид насекомого или одну из стадий развития -> саранчи.
Журавль
Журавль. Евр. слово агур в Иер 8:7 в Синод. пер. передано как "журавль". Но поскольку здесь, как и в Иер 38:14, слово агур дано в сочетании со словом сус (в Синод. пер. - "ласточка"), то скорее всего речь идет о более точном определении понятия сус. Тогда словосочетание сус агур может означать "черный стриж". -> Ласточка (2).