« Указатель
Зааван
Зааван (возм., "дрожать", "пугаться"), сын хоррея Эцера (Быт 36:27; 1Пар 1:42).
Заббуд
Заббуд ("подаренный"), потомок Бигвая, возвратившийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:14).
Забвай
Забвай [евр. Заббай], израильтянин, расставшийся со своей женой-язычницей (Езд 10:28). Возм., отец Варуха (Неем 3:20).
Забота
Забота [евр. дэага йагон], в первую очередь - беспокойное и гнетущее состояние, связанное с обдумыванием предстоящего поступка или события (Пс 12:3, в Синод. пер. - "скорбь"; Притч 12:25, в Синод. пер. - "тоска"; Иез 12:18 и след., в Синод. пер. - "печаль"). Наряду с этим слово "З." означает опеку сильного над слабым, над тем, кто доверен сильному или зависим от него. В этом смысле Бог заботится о Своих (Неем 9:21; Пс 54:23; 1Пет 5:7), как и обо всем сотворенном мире (Мф 5:45; 6:26,28-30). В этом смысле следует понимать Его призыв не заботиться о пище и одежде (Пс 126:2; Мф 6:25-34; Лк 21:34; ср. Пс 39:18). Бог повелевает ученикам не заботиться о правильных ответах правителям, ибо им "будет дано, что сказать" (Мф 10:19,20; Лк 12:11). Павел также советует обращаться во всех своих делах к Господу (Флп 4:6 и след.), ибо тот, кто всецело отдается своим З., становится невосприимчивым к словам Божьим (Мф 13:22; Мк 4:19; ср. Ис 57:11); такой человек живет в отрыве от реальности (Еккл 5:2). Праведной З. является З. о собственном грехе, т.е. осознание греха (Пс 37:19). Следует заботиться о других, особенно о своей семье и родных (1Тим 5:8,16). Апостолы и предстоятели несут З. о церквах (2Кор 11:28; Флп 2:20; 1Тим 3:5), а церкви, в свою очередь, заботятся о мужах, служащих им (Флп 4:10). Но всегда существует опасность впасть в чрезмерную, по сути своей эгоистическую, З. о ближних (1Кор 7:32-34); за такими заботами человек перестает внимать Богу и не ищет Его воли (Лк 10:41 и след.).
Завад
Завад ("подарок"):
1) израильтянин из колена Иуды, потомок Иерахмеила (1Пар 2:36 и след.);
2) сын Ахлая, один из храбрых у Давида (1Пар 11:41);
3-5) три израильтянина, расставшиеся со своими языч. женами (Езд 10:27,33,43);
6) (евр. "надел"), сын аммонитянки Шимеафы, слуга (чиновник или военач.) и один из убийц царя Иоаса (2Пар 24:26). В 4Цар 12:21 он назван Иозакаром.
Завадия
Завадия -> Зевадия (4).
Завдиил
Завдиил [евр. Завдиэл, "подарок Божий"]:
1) отец Иашовама, начальника 1-го отделения войска во времена Давида (1Пар 27:2);
2) сын Гагедолима (Неем 11:14).
Завдий
Завдий [евр. Завди, возм., "подарок"]:
1) предок Ахана, израильтянина из колена Иуды (Нав 7:1);
2) вениамитянин, сын Шимея (1Пар 8:19);
3) израильтянин из Шефама, надзиравший над запасами вина у царя Давида (1Пар 27:27);
4) левит, сын Асафа (Неем 11:17).
Завеса -> Скиния (III,2) -> Храм (III,1; VI)
Завеса. В храме Ирода З. отделяли притвор от Святого и Святое от Святого Святых. Разрыв З. перед Святым Святых в момент смерти Иисуса (Мф 27:51) послужил знаком того, что Своей смертью и воскресением Иисус обеспечил человеку свободный доступ в то пространство, где присутствует Бог.
Завет соли
Завет соли -> Соль (II,1) -> Союз, завет (II).
Завещание и завет
Завещание и завет. Оба этих слова в Синод. пер. НЗ употребляются для перевода греч. диатеке (2Кор 3:14; Евр 9:16), к-рым Септуагинта передает евр. берит. З. - это распоряжение завещателя, к-рое вступает в силу после его смерти (Евр 9:16 и след.) и определяет судьбу оставшегося после него имущества. То же значение имеет слово диатеке. Но слово берит означает "союз", "соглашение, как минимум, между двумя участниками, в к-ром определены цели, условия, права и обязанности обеих сторон". Оба понятия лишь приблизит. передают значение обоих установлений Божьих - ветхого и нового заветов, или соглашений, поскольку только Бог устанавливает условия Своего соглашения, подобно тому как завещатель диктует условия своего З., и только Он определяет участие в Его славе как участие в Его наследстве. И люди должны решать, хотят они вступить в эти союзнич. отношения или нет. Т.о., в слове "завет" присутствуют одноврем. понятия З., поскольку это одностороннее распоряжение о наследстве, и союза, поскольку здесь устанавливаются отношения между живущими. ВЗ содержит историю и основные положения первого союза (завета), к-рые были переданы через Моисея, а НЗ - основы нового союза (завета), заключ. в посреднике Иисусе Христе (Мф 26:28; Мк 14:24; Лк 22:20). -> Библия -> Священное Писание.
Зависть
Зависть, недовольство человека тем, что Бог сохранил ч.-л. за Собой или оделил другого человека ч.-л., чего завистник страстно желал бы для себя. З., как и всякое зло, исходит от дьявола (Прем 2:24; Иак 3:14 и след.). Поводом для З. может быть богатство, к-рое достается другому (Быт 26:14; Притч 28:22), дети (Быт 30:1) или благоволение отца (Быт 37:11). Иисуса предали из З. (Мф 27:18); З. иудеев преследовала и апостолов (Деян 13:45). В Церкви действует правило относиться к ближнему с любовью, заботясь о его вечном спасении и земном благополучии. Это правило нарушается там, где появляется З. (2Кор 12:20; Иак 3:16). Завистник стремится навредить тому, кому он завидует, но, напр., З. к проповеднику может заставить и самого завистника проповедовать. Распространение Евангелия было для Павла столь важным делом, что он радовался даже проповеди, мотивированной завистью к нему (Флп 1:15-18). От чувства З., как от дела плоти (Гал 5:20), следует избавляться (Рим 13:13; 1Пет 2:1).
Завулон
Завулон [евр. Зевулун, "господство", вероятно "властитель")]:
1) десятый сын Иакова и шестой - Лии (Быт 30:19,20; Исх 1:3;). Вместе со своими тремя сыновьями - Середом, Елоном и Иахлеилом - он сопровождал Иакова в Египет (Быт 46:14). В своем благословении Иаков предрек З., что его потомки будут жить на морском побережье и их удел будет граничить с Сидоном (Быт 49:13). С географич. т.зр., это исполнилось лишь условно - между уделом Завулона и средиземноморским побережьем располагалась тер. колена Асира, к-рая вклинилась между З. и Сидоном. Но о торг. отношениях, связывающих колено З. с морем, а также с финик. торг. городом Сидоном, вновь говорится в благословении Моисея, где вместе упоминаются З. и Иссахар (Втор 33:18 и след.);
2) потомки сына Иакова, колено З., состоявшее по числу сыновей З. из трех родов (поколений) (Чис 26:26). При первом исчислении народа оно насчитывало 57 400 годных для войны мужчин (Чис 1:31), в конце странствования по пустыне его численность выросла до 60 500 человек (Чис 26:27). В обоих случаях З. оказывается на четвертом месте по численности среди израил. колен. В стане израильтян место З. находилось вост. скинии, рядом с коленами Иссахара и Иуды. Выступая в поход, они снимались с места первыми (Чис 2:3-9). При распределении тер. Ханаана колено З. получило удел в сев. части земли - между полуколеном Манассии на юге, Иссахаром и Неффалимом на востоке и на севере и Асиром на западе (Нав 19:10-16). Четыре города этого удела были переданы -> левитам (Нав 21:7,34,35). В эпоху судей колено З. участвовало в воен. действиях, к-рые Варак и Девора предприняли против Сисары (Суд 4:6-10; 5:14,18); израильтяне из этого колена участвовали также в походе Гедеона против мадианитян (Суд 6:35). Из колена З. происходил судья Елон (Суд 12:11,12). Вместе с другими коленами завулоняне пришли в Хеврон, чтобы воцарить Давида (1Пар 12:33,40). После падения израил. Северного царства нек-рые израильтяне из колена З. последовали призыву Езекии и приняли участие в празднике Пасхи в Иерусалиме (2Пар 30:10,11,18). Исаия предсказал опустош. ассирийцами земле З. новое благословение; исполнением этого пророчества явилось земное служение Иисуса Христа (Ис 9:1 и след.; Мф 4:12-16). В пророчестве Иезекииля З. получает свой удел на юге земли обетованной, между Иссахаром и Гадом (Иез 48:26,27), а среди 144 тыс. запечатл. из 12 израил. колен 12 тыс. будут составлять израильтяне из колена З. (Откр 7:8).
Завуф
Завуф [евр. Завуд, "подаренный"], сын Нафана, один из высокопостав. придворных царя Соломона (3Цар 4:5).
Загадка
Загадка [евр. хида, "сокрытое", "сплетенное"]. Как и большинство жителей Востока, израильтяне любили загадывать и отгадывать З. В значении "З." слово хада встречается в Суд 14:12-19; 3Цар 10:1; 2Пар 9:1. В Иез 17:2 приводится подобная З.-притча (Притч 1:6), в Пс 48:5 имеется в виду назидат. стихотворение, а в Авв 2:6 насмешливая песня содержит в себе скрытые намеки. В Чис 12:8 сказано, что Господь говорил с Моисеем ясно, а не З. (в Синод. пер. - "явно, а не в гаданиях"). Павел говорит о том, что наши знания о божеств. вещах пока лишь гадательны [греч. эн айнигмати], но "когда наступит совершенное", они будут верными и исчерпывающими (1Кор 13:10,12). -> Притча.
Загам
Загам [евр. Захам, "мерзость"], сын царя Ровоама (2Пар 11:19).
Загон
Загон -> Животноводство (IV).
Загон для овец, овечий хлев
Загон для овец, овечий хлев -> Животноводство (IV).
Заза
Заза, потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:33).
Заимодавец
Заимодавец. Закон Моисея предписывал давать взаймы нищему (Втор 15:7-11), но вместе с тем при возвращении долга (если должник не был -> пришельцем; см. Втор 23:20) запрещал брать проценты (Исх 22:25; -> Субботний год, III). Помощь ближнему не должна была превращаться в сделку (Иез 22:12). Ограничивалось и притязание З. на -> залог (Исх 22:25 и след.; Втор 24:6,17). Несмотря на запрет, ростовщичество распространилось и среди израильтян (Пс 14:5; Притч 28:8; Иер 15:10; Иез 18:8,13,17), особенно с расширением денежного оборота в элли-нистич. период (Мф 25:27; Лк 19:23; -> Меновщик), что приводило к злоупотреблениям (Пс 108:11; Неем 5:1-13).
Закваска
I.
При выпечке хлеба в тесто добавляли немного старого, кислого теста, оставленного от предыдущего замеса и сохраняемого в воде. От этой добавки вновь замешиваемое тесто заквашивалось. Такое воздействие З. стало символом незаметного, но действенного влияния - как в плохом (Мф 16:6,11 и след.; Мк 8:15; Лк 12:1; Гал 5:9), так и в хорошем смысле (Мф 13:33; Лк 13:21).
II:
1) израильтянам было запрещено добавлять З. во все хлебные приношения, к-рые сжигались на жертвеннике (Лев 2:11), но квасной хлеб входил в состав мирной жертвы (Лев 7:13 и след.) и приносился в числе первых плодов (Лев 23:17);
2) при -> исходе из Египта у израильтян не было времени, необходимого для того, чтобы тесто закисло (Исх 12:39); в воспоминание об этом они не должны в праздник Опресноков употреблять З. в пищу и держать ее в доме (Исх 12:17-20; Втор 16:3 и след.);
3) для Павла З. означает связь со старой, греховной сущностью дохрист. существования, опресноки же символизируют совершенное, новое начало, даров. Иисусом (1Кор 5:6-8; см. 2Кор 5:17).
Заккур (Закхур, Закур)
Заккур (Закхур, Закур) (кр. ф-ма от Захарии):
1) отец Саммуа из колена Рувима, одного из лазутчиков, посл. Моисеем в Ханаан (Чис 13:5);
2) израильтянин из колена Симеона, потомок Мишмы (1Пар 4:26);
3) левит, потомок Мерари, сын Иаазии (1Пар 24:27);
4) левит, сын Асафа, руководитель 3-й чреды певцов в храме во времена Давида (1Пар 25:2,10; Неем 12:35);
5) сын Имрия, помогавший восстанавливать стену Иерусалима (Неем 3:2);
6) левит, подписавший вместе с Неемией обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:12);
7) отец левита Ханана, современника Неемии (Неем 13:13).
Заклание, закалывать
I.
Забой скота с целью получения мяса для употребления его в пищу, для жертвоприношений и т.п. (Иер 12:3; 50:27; 51:40; Зах 11:4,7). На Древнем Востоке З. скота часто производили на специальной скамье или столе . В Израиле при любом З. - при умерщвлении -> жертвы (Исх 12:21; Лев 9:8) или при забое для употребления в пищу (Втор 12:15 и след.; Ис 22:13) - тушу предписывалось полностью обескровить, а -> кровь слить на землю.
II.
З. также обозначает всякое насильств. умерщвление (4Цар 23:20) и человеч. жертвы (Быт 22:10; Иез 23:39). Это слово употребляется и в значении Божьего суда (Ис 34:6; Иер 25:34; Плач 2:21; ср. Иак 5:5).
Заклинание, заклинатель
Заклинание, заклинатель. В Израиле колдовство и З. были запрещены и строго осуждались Законом (Втор 18:11 и след.), но для Древнего Востока в целом являлись повсеместно распространенной практикой, особенно характерной для Египта и Вавилона (Исх 7:11; Ис 47:9,12). В Деян 19:13 говорится о З., в к-ром имя Иисуса использовалось в качестве магической формулы для лечения болезней и изгнания злых духов. Подобные З., как и З. змей (Пс 57:6; см. Еккл 10:11; Иер 8:17), подпадали под запрет закона Моисея (-> Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы -> Вопрошение мертвых).
Заключать, запирать
I.
Прямое значение глагола "заключать" - "запирать на ключ". Запирают, напр., двери (Ин 20:19; Деян 5:23). -> Ключ.
II.
В метафорич. значении это слово часто используется для обозначения действий Бога. Он "заключает чрево" женщин, делая их бесплодными (Быт 16:2; 20:18; 1Цар 1:6), или не-бо, не позволяя идти дождю (3Цар 8:35; Лк 4:25; Откр 11:6). Бог "заключил" людей "под стражу закона" (Гал 3:23), чтобы подготовить их к вере во Христа. Творя Свой суд, Он запирает двери спасения (Мф 25:10; Лк 13:25) или Свои щедроты (Пс 76:10). Бог заключает сатану в бездне (Откр 20:3). Ворота же Нового Иерусалима не будут запираться (Откр 21:25).
Заклятие
Заклятие [евр. херем]. Предавать З. означает отлучать к.-л. лицо, животное или предмет от мира человеч. существования и отдавать его в распоряжение Бога. Как правило, существо или предмет, предаваемые З., уничтожались. Именно поэтому они считались священными. Евр. харам означает "предавать уничтожению, уничтожать", эфиоп. харама - "отлучать от мирского общества" (ср. также араб. харем).
I.
В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Здесь это понятие употребляется применит. к войнам и обозначает полное уничтожение городов, людей, животных и вещей (Чис 21:2 и след.; Втор 13:12-18; Нав 10:28-40; Суд 1:17; 21:11 и след.; 1Цар 15:3; 3Цар 20:42). Нередко отдельные группы людей и нек-рые предметы исключались из З. (Втор 2:34,35; 20:13 и след.; Нав 6:16-21; 8:2; 11:14). В более мягкой форме предавать З. означало жертвовать на святилище ценности и воен. добычу (Чис 18:14; Иез 44:29; Мих 4:13 -> Первородство). Согл. Лев 27:28, добровольные приношения Богу тоже рассматривались как З. И как таковые они не могли быть выкуплены (искл. была лишь очистит. жертва при посвящении Богу первенца). Как правило, повеление предать к.-л. или ч.-л. З. исходило от Самого Бога и касалось обычно идолопоклонников, угрожавших нарушить взаимоотношения между Израилем и его Богом (Исх 34:12-16; Втор 7:2,26; 20:17 и след.). Нарушителей Закона обычно постигала та же участь, что и предаваемых З. (Нав 7:1,15,24-26). В целом З. можно понимать как наказание и как суд Божий (Исх 22:20; Лев 27:29; Втор 13:12 и след.; Суд 21:11). Часто понятие З. употреблялось в метафорич. смысле (Ис 34:2,5; 43:28; Зах 14:11; Мал 4:6 - в двух последних примерах в Синод. пер. - "проклятие"). В Езд 10:8 говорится о насильств. лишении имущества, сопровождавшемся отлучением от общества тех израильтян, к-рые не пришли в Иерусалим. Т.о., постепенно понятие З. приобретает значение исключения из общины. В более позднее время в иудаизме З. являлось второй по тяжести из трех ступеней исключения из общины; оно могло быть отменено в случае искреннего раскаяния отлученного.
II.
В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Соотв. греч. слово анатема (-> Заклятие) встречается здесь в разных значениях. В Лк 21:5 это понятие обозначает "приношения, посвящ. Богу или храму (в Синод. пер. - "вклады"). Обычно греч. слово анатема переводится как "предавать проклятию". Согл. ап. Павлу, прокляты, преданы анафеме были те, кто превратно толковал Евангелие и не любил Господа Иисуса Христа (1Кор 16:22; Гал 1:8 и след.). При этом Павел имеет в виду членов общины. Но у нас нет сведений о том, какие практич. последствия имела анафема, и поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, была ли анафема тождественна отлучению от церкви. Довольно неожиданное употребление понятия анафемы можно обнаружить в Рим 9:3, где Павел согласен быть отлученным (анатема) от Христа, если это поможет спасению его народа. Тем самым он показывает, насколько сильна его любовь к собств. народу. В новом Иерусалиме больше не будет ничего проклятого и, соотв., не будет и анафемы (Откр 22:3; см. также Зах 14:11). В Деян 23:12 говорится о том, что нек-рые иудеи договорились наложить проклятие на самих себя в случае нарушения ими клятвы. С похожим употреблением этого слова мы встречаемся и в Мф 26:74.
Закон, законодатель, законодательство
I.
ЗАКОН
А.
В общепринятом смысле З. - это обязат. для исполнения правило, к-рое общество устанавливает для своих членов. Законодатель выражает свою волю в З., регламенти-рующем отношения между двумя сторонами - властелином и подданным (Быт 47:26; Езд 7:26; Есф 1:19; 2:8; 3:8), родителями и детьми (Притч 6:20), Богом и человеком (Неем 9:29; Ис 1:10).
Б. З. - это также "жизненный строй", определяемый Богом и теснейшим образом связывающий Его с избранными людьми (напр., с Адамом, Быт 2:16,17; 3:15-19; с Ноем, Быт 9:1-7), каждый из к-рых представляет в своем лице все человечество, или с избранным народом Израиля, представляющим все народы:
1) в Синайском законодат-ве (Исх 20-31) была явлена и четко выражена Божья воля, осознанная людьми ранее (Рим 1:19) и сформулированная в законах разных народов. Т.о., мы имеем дело не с эволюцией З. от примитивных его форм к высшим нравств. требованиям, а с Божьим откровением, расширяющим или отменяющим отдельные законодат. нормы. Пример расширения и подтверждения З. - законы о святости (Лев 17-26) и Второзаконие (Втор 12-26), пример же отмены З. - отмена Иисусом "преданий старцев" (Мф 15:2 и след.; Мк 7:5 и след.). Учителя З. (книжники) трактовали его как единственное, всеобъемлющее и непреложное установление: "Бог явился исключительно в Торе [в законе]". Их вера основывалась исключит. на З., а не на деяниях, совершенных Богом для Своего народа. В исполнении З. они видели залог праведности человека пред Богом и гарантию жизни в грядущем веке;
2) для обозначения понятия "З." в ВЗ используются след. евр. слова: мицва = повеление, тора = закон, давар = заповедь, слово, орах = тропа, мишпат = норма, хукка = устав, пиккудим = предписание, дерех = путь, имра = слово, эдут = свидетельство; все они использованы в Пс 118.
II.
ЗАКОНОДАТЕЛЬ
А.
Законодателем при заключении завета на Синае был единый Бог. До этого Он являл Себя в откровении отдельным людям и в суде над порочным человечеством во времена Ноя; на Синае же Он провозгласил Себя владыкой мира (Исх 19:16 и след.). Он открыл этому миру Свою волю, а избранной общине - Свой план спасения (ср. Ис 45:19). Он - Тот же Бог, Который избрал Израиль народом завета, спас его от егип. рабства (Исх 20:2; ср. 12:1 и след.) и стал его Царем и Господом (ср. "Бог твой" - Исх 20:2). На этом основании Бог завета дает Своему народу З. (Исх 20:1 и след.; Лев 19:1 и след.; Втор 5:1 и след.; 6:1 и след.; Пс 147:8; Иер 2:8), определяет его жизненный уклад и указывает пути к спасению. Особенность этого З. заключается в том, что он был дарован Яхве - "единым" Богом, избранному Им народу. В центре этого законодат-ва - не люди, а Господь, "Бог твой" (Исх 20:2). Его обязательный для исполнения З. охватывает все стороны жизни богоизбр. народа - правовую, нравств. и религ. Господь не позволяет нравственности Израиля замыкаться исключит. на этике и морали, его богослужению - нисходить до магии и самодовлеющей обрядности, а его праву - исходить из секуляризации и релятивизма (-> Союз, завет).
Б.
-> Моисей представлял пред Богом все общество Израиля. Он говорил с Богом, ходатайствовал за народ (Исх 19:6,23; 20:18 и след.), передавал избранному Богом народу Его заповеди (Исх 19:3-6,25). По просьбе народа, Моисей вступил "во мрак" (Исх 20:19 и след.), взяв на себя роль посредника. Как Божий вестник, Моисей был не только посредником между Богом и Израилем, но и "перстом Божиим" при передаче З. (Исх 24:3,4,7 и след.,12; Лев 26:46; 27:34): целый ряд мест в Библии (Исх 17:14; 24:4; Лев 26:46; Втор 31:9) свидет-вует о том, что именно Моисей записал слова Господа (за искл. -> Десяти заповедей, Исх 24:12; 31:18). В пользу этого говорят археол. находки, а результаты "сравнительного исследования религий развеивают все сомнения относительно того, что Десятословие было записано Моисеем" (H. Frey, Das Buch der Verbindungen Gottes mit seiner Gemeinde, S. 65).
III.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Закон был дан Богом на горе Синай, находящейся за пределами Израиля. Это дает основание утверждать, что израильтяне стали народом Божьим не потому, что они посе-лились в определ. стране или собрались вокруг "священной горы", а потому, что Бог избрал их (Исх 3:16 и след.). Дарование З. и заключение завета на Синае сопровождалось явлениями Бога Своему народу в густом облаке (Исх 19:9). Это был единств. случай в ВЗ, когда призвание отдельного человека распро-странилось на целую общину (см. Frey, op. cit., p. 18). Подтверждением Божьего откровения служили порывы ветра и огонь. Гром, молнии, густое облако и трубные звуки (Исх 19:16) не были проявлениями природной стихии, следствием извержения вулкана, - они сопровождали явления Господа. Божий голос подобен грому (Пс 17:8 и след.; 76:18,19), а Божья колесница окутана "клубящимся огнем" (Иез 1:4 и след.). Дым или облако - это символы присутствия Бога (Исх 40:34,35; Чис 9:15; 2Пар 5:13,14; Ис 6:4 и др.). В тот день, когда Господь сошел на гору Синай, "бы-ли громы, и молнии, и густое облако над горою"; звуки труб возвестили народу Израиля владычество Божье над землей (см. 3Цар 1:39,40 и Мф 24:31; 1Кор 15:52; 1Фес 4:16; Откр 8:2). Но непризванные не должны были восходить на гору, ибо существует черта, пе-реступить к-рую могут только призванные Богом (ср. Исх 19:20-25 и др.). Моисей, при-званный Богом в качестве посредника между Ним и другими людьми, предстоял пред Богом за весь Израиль; затем на гору взошли главы родов, старейшины (Исх 24:9 и след.). Сокровенный Бог явился народу, стоявшему сначала вдали от Него (Исх 19:12,21; 20:18, 21), а затем приблизившемуся к Нему (Исх 24:9-11). Кровь завета (Исх 24:6 и след.; ср. Еф 2:13 и след.), к-рой Моисей окропил жертвенник и народ по заключении завета, удостоверила Божье избрание израильтян; кровь ис-пользовалась и в обряде посвящения свя-щенников (Исх 29:1-26; Лев 14:15 и след.). Ок-ропление кровью в ознаменование заключения завета (Исх 24:6-8) - центр. момент ветхозаветного периода истории спасения. Взяв кровь (ср. Мк 14:22,23) и окропив ею народ, Моисей тем самым примирил его с Богом. Он также прочитал народу "книгу завета" (Исх 24:7) и возвестил (ср. 1Кор 11:26) ему Божью волю, на что народ ответил "аминь", избрав для себя путь послушания. "Это не было волшебством или магическим ритуалом; Бог создал непосредственный нравственно-духовный союз между себой и народом" (Frey, op. cit., p. 138). После того как была пролита кровь нового завета, Бог вновь предоставил Своему народу право выбора.
IV.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА
З. состоит из двух частей: Десятословия (-> Десять заповедей; Исх 20:2-17) и -> Книги Завета (Исх 20:22 - 23:19). Более детально З. излагается в заповедях о святости (Лев 17-26) и в книге Вто-розаконие (Втор 12-26).
А.
Изложению З. предшествовало не только избавление народа Израиля от егип. рабства (Исх 12:1 и след.), но и фактич. возвещение Благой Вести, заключенной в словах "Бог твой", произнесенных Господом в начале Десятословия (Исх 20:2). Эти слова вселяют уверенность в спасении, а местоимение "твой" передает волю Бога владеть Своим народом. Свое имя Бог связывает со спасением израил. народа: "Я Господь, Бог твой ... вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства" (Исх 20:2). Сам Бог ставит З. после благовестия. Божий дар предшествует определ. требованию, к-рое Господь выдвигает в отношении верующего: без Него невозможно выполнение этого требования. Этика израильтян - это этика спасенных. В основе З. Моисея лежит вера в Божье избрание и Божью любовь (Исх 19:4 и 20:2). Благодаря З. народ Израиля был выделен из других народов и возвышен пред Богом (Втор 4:6-8).
Б.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ - это обращение к народу Израиля, в к-ром содержатся краткие, выразительные и четко сформулированные "основные положения", являющиеся уникальным свидет-вом Божьего откровения. Поскольку законодателем выступает Сам Бог, то З. приобретает новое, универсальное значение. Они затрагивают области, не охваченные законодателями Древнего Востока, они столь совершенны, что перед ними отступает любое мирское право. Они объединяют гражд. право и мораль, связывая их воедино - сколь бы ни были они различны, - ибо этого требует Божья воля.
В.
КНИГА ЗАВЕТА
(Исх 20:22 - 23:19) является основным З. для повседневной жизни богоизбр. народа. Здесь представлены:
1) видимое, относительное гражд. устройство - мишпатим;
2) невидимо-видимое абсолютное устройство - деварим;
3) видимое-духовное, служащее прообразом будущего Божьего Царства - общинное устройство - хуккот.
1.
Мишпатим, или "права" (Исх 21:2 - 22:19) - это предписания об установлении и поддержании гражд. порядка, объединяющие в себе:
а) социальное право - защита рабов (Исх 21:2-11);
б) уголовное право - защита жизни (ст. 12-32);
в) гражд. право - защита собственности (Исх 21:33 - 22:15);
г) религ. право - защита святыни (ст. 18-20). Мишпатим призваны превратить Израиль в народ святой, освященный для Бога. В них указаны границы отступления от установленного порядка и определяется наказание за преступления и греховные поступки. Но в то же время они глубоко затрагивают и бренное, преходящее устройство этого мира. Избрав народ, Бог не стал отменять существовавшие у этого народа устаревшие неправедные порядки или переселять его на небеса. Вместо этого Он привнес Свой вечный порядок в мирскую, обыденную жизнь, протекавшую по своим законам: Он словно сталкивал два мира, один из к-рых должен был воздействовать на другой. Это не компромисс, а осуществление Божьего промысла (ср. "который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных", Гал 4:4). Бог не только допускает неправедный мирской порядок в качестве внешней оболочки, к-рая в конце концов должна уступить место духовному ядру, но и заповедует исполнение внешних З. силой Своего божеств. авторитета. Несмотря на неравенство и несправедливость этого мира, Бог предоставляет возможность Своей общине исполнять Его завет любви. Подчиняя Свой народ суровым мирским З., Бог не отдает человека на их произвол. Так, Он избавляет рабов от жестокого обращения и Сам, как высшая инстанция, вмешивается в процесс судопроизводства. Он смягчает наказание и предоставляет убежище человеку, совершившему непреднамер. убийство, не отменяя в то же время закон кровной мести.
2.
Деварим, или "слова" - это указания, направленные на установление особого жизненного порядка, обязат. для богоизбр. народа (Исх 22:21 - 23:9). Указания Бога в первую очередь касаются личных отношений между людьми (Исх 22:21-27):
а) четыре заповеди о милосердии к ближним;
б) семь заповедей, исполнение к-рых сделает израильтян "людьми святыми"; Бог указывает на необходимость признания Его верховной власти во всех областях жизни (ст. 28-31);
в) Бог определяет порядок обществ. жизни (Исх 23:1-9), даруя двенадцать заповедей о справедливости. Наряду с видимым, бренным и преходящим миропорядком Бог устанавливает и другой порядок, незримый, но, тем не менее, оказывающий прямое воздействие на видимую реальность. Этот порядок действует в созданном Богом пространстве, где основными З. являются сострадание, святость и справедливость. Через богослужение, через наставления Свящ. Писания Бог доводит до человеч. совести Свои требования, простирающиеся на ту область отношений, которая находится вне компетенции гражд. права. Четыре заповеди о сострадании учат с сочувствием относиться к людям бесправным и строго запрещают быть к ним немилосердными. Семь заповедей о святости, на первый взгляд, касаются лишь образа жизни и действий, но на самом деле они требуют глубокого смирения человеческой гордыни перед Божьим величием. Наконец, порядок, к-рый устанавливают двенадцать заповедей о справедливости, должен продемонстрировать Божье величие как израил. народу, так и всему миру. Этот порядок воздействует на мир и трансформирует его изнутри, он может существовать только там, где юридич. и нравств. нормы основаны на Слове Божьем.
3.
Зуккот - это предписания, регулирующие обществ. устройство, а также порядок, к-рый будет установлен в конце времен (Исх 23:10-19). Хуккот включают в себя:
а) закон о субботнем годе и субботнем покое (Исх 23:10-13) - Божье предписание, призванное напоминать о днях творения;
б) заповедь о ежегодных праздниках (ст. 14-17) - Божье предписание, организующее течение времени, принадлежащего Богу;
в) заповедь о жертвоприношениях (ст. 18,19) - Божье предписание, регулирующее отношения общины верующих с их Богом. Хуккот определяют жизнь израильтян временными, социальными и культовыми установлениями. Т.о., Бог трижды одарил Свой народ. Он даровал ему образец грядущего совершенного миропорядка, определил время Своего прославления в ежегодных праздниках, служащих напоминанием о Его благих деяниях, и, наконец, представил в заповедях о жертвопри-ношениях зримое свидет-во Своей незримой связи с Израилем. Эти установления гарантировали народу, находившемуся под гнетом неправедных мирских З., милостивое присутствие Самого Бога. Г. З., однако, не является чем-то застывшим и неизменным. В свете Божьих откровений мы приходим к пониманию того, что З. пребывает в процессе становления. Нам очевидно, что верующий человек НЗ живет по З. Христа (Гал 6:2), и этот новый З. есть великая заповедь любви (Ин 13:34; 15:12). Верующий христианин подзаконен [греч. энномос] Христу (1Кор 9:21). Но существует различие между понятиями "быть под законом" (Гал 4:21) и быть "подзаконным" Христу. История спасения человечества находит во Христе свое завершение. Христос - это "конец закона" (Рим 10:4). Иисус пришел не нарушить "закон или пророков", а исполнить их (Мф 5:17 и след.). Павел в Рим 3:31 опровергает мнение о том, что вера отменяет З. "...мы ... закон утверждаем", - говорит он, подразумевая при этом З. веры, божеств. право в целом. Синайское законодат-во с его обязат-вами больше недействительно для Церкви Христа. Его место заняла вера в Евангелие. (О соотношении З. и Евангелия см. ниже, п. VI.)
V.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА
Содержание З. передавалось различными способами: в виде кратких текстов, составленных в форме вопросов и ответов, посредством ритуалов, в виде сборников правовых норм и вероучительных положений. В зависимости от конкретного случая, толкование З. доверялось судьям, старейшинам или священникам (ср. Втор 17:8-11). Согл. З. решались судебные дела у ворот Вифлеема (Руфь 4:1-12). Чтение З. священником было неотъемлемой частью богослужения в великие праздники (Втор 31:9 и след.). Глава семейства, как домашний священник, произносил в пасхальную ночь ритуальную молитву - своеобразный символ веры (Исх 13:14 и след.). Родители должны были наставлять в З. детей (Исх 13:8-10; Втор 6:6-9; 11:18-20), а священники - весь народ (Лев 10:11; Втор 33:10). В молитве (шема), к-рую следовало произносить утром и вечером, содержатся отрывки из З. (Втор 6:4 и след.; ср. Чис 15:37 и след.). Пророки призывали народ и его вождей в вопросах политики поступать в соответствии с Десятью заповедями (ср. Ос 4:1-6,12,13,18,19; 5:1-7). З. также способствовал укреплению веры ветхозаветных праведников (ср. Втор 6:6; 11:18; Пс 18:9; 118:11; Притч 3:3; 7:3; Ис 51:7; Иер 31:33). Он служил им утешением (Пс 118:50), был для них "светильником ноге и светом стезе" (ст. 105), источником радости и мира (ст. 162,165).
VI.
ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА
Значение закона и его отношение к З. веры: (З. и Евангелие).
А:
1) противостояние Иисуса и сторонников праведности, основанной на ветхозаветном З., на первый взгляд служит подтверждением предположения, к-рое неоднократно вы-сказывалось в Церкви со времен Маркиона. Согл. этой гипотезе, новый завет отменил древний, и вместо сурового ветхозаветного Бога явился Бог благой. С заменой формулы "ты должен" на "ты можешь" страх пред Богом заметно уменьшился, но вместе с ним исчез и благоговейный трепет пред Божьим величием;
2) из этого следует, что изложенные в З. Божьи установления нельзя предавать забвению. Необходимо продолжать проповедь верховной власти святого и вечного Бога над человеческой жизнью (ср. Деян 17:27,30 и след.; Рим 2:1 и др.). З. не может быть заменен Евангелием, они должны сосуществовать. Сам Иисус, вера в Которого составляет суть Евангелия, "подчинился закону" (Гал 4:4). О необходимости соблюдения З. Он говорил в Нагорной проповеди (Мф 5:17-20). Божьи заповеди поддерживали Его в великом искушении (Мф 4). Вся Его жизнь, вплоть до распятия на Голгофе, была воплощением совершенной власти Бога над этим миром и над всеми нами;
3) сложным было и отношение к З. и Евангелию, когда менялись не только акценты (ср. благовествования Павла и Иакова), но возникали совершенно противоположные концепции. В то время как одни видели путь к спасению в ис-полнении З., другие утверждали, что единств. путь к Богу - это Божья благодать (ср. Рим 2:21 и след.). Третьи же полагали, что путь к оправданию открывается как через З., так и через Евангелие - через поступки и через благодать одновременно.
Б:
1) Библия называет З. "детоводителем ко Христу" (Гал 3:24), и она же утверждает, что З. "производит" искушение (Рим 7:7); тем не менее, отношение З. к Евангелию нельзя определять в негативном аспекте (ср. Мф 5:17; Рим 3:31). Библия свидет-вует, что откровение на Синае явилось исключит. событием в истории спасения (Гал 3:17). С дарованием З. мир и история обрели некий единый центр, к-рый определяет обществ. и личную, мирскую и духовную жизнь;
2) о даровании НЗ (напр., Ин 13:34) в Библии говорится как о поворотном моменте в истории человечества (Ис 42:6,9; 49:6 и след.; 54:9,10; Иер 31:31 и след.; Иез 34:11 и след.; 36:26,27). О своеобразии НЗ говорит не только ап. Павел, к-рый боролся против З. (Рим 10:4; Гал 3:10), но и автор Послания к евреям, отстаивающий идею исключительности Иисуса Христа по сравнению со всеми мужами, к-рых Бог использовал в ВЗ в качестве посредников между Собой и людьми (Евр 1:2 и след.; 3:3 и след.; 7:11 и след.; 12:18 и след.). Существенное различие между ветхим и новым заветами заключается в том, что Бог, исключив всякое посредничество, ныне Сам ведет Своих приверженцев (ср. Иез 34:11 и след.; Зах 10:3). Бла-гословения, дарованные Израилю, стали теперь, через Иисуса Христа, Сына Божьего, всеобщим достоянием. В Нем Бог являет Свое любящее сердце. Иисус сошел с судейского трона и взошел на место казни, пред-назначенное преступникам, принеся на крест наши грехи перед З. Затем Бог вложил в нас Свой З. (Иер 31:33), и ныне Сам живет в спасенных: "Христос в нас" (Кол 1:27). Отношение христиан к З. изменилось коренным образом. З. исполнился "в Иисусе Христе", и движущей силой к его исполнению становится уже не страх, а любовь. Церковь Христа должна жить исключит. по Его З. (1Кор 9:21), в смирении, послушании и служении. Она не приказывает и не угрожает, а молит, свидет-вует, просит (Ин 12:26; 13:15,16; 1Кор 4:12,13; 2Кор 5:20). Служители НЗ больше не проповедуют человеч. мораль; они приходят в ожидающий суда мир с предложением при-мириться с Богом и вместо З. возлагают на плечи людей "легкое бремя" Иисуса Христа (Мф 11:30). С терпением и смирением они проповедуют свободу (Ин 8:36), к к-рой призвал их Господь, а также свободу, даруемую новым З. Духа (Рим 3:27; 8:2; Иак 1:25; 2:12);
3) об особенностях ветхозаветного З. и о его силе следует судить в сравнении с новозаветным З. Христианин должен истолковывать З. таким образом, чтобы видеть в нем путь, ведущий из оков греха к общению с милосердным Богом.
В.
МНОГОЗНАЧНОСТЬ ЗАКОНА.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к следующим выводам:
1) З. - высшая правовая норма для всех народов, удерживающая этот мир от деградации. Важнейшим критерием оценки любого гражд. кодекса являются Десять Заповедей;
2) З. - это подготовительный этап к принятию Евангелия, З. - судья грешников (1Тим 1:8-10) и "детоводитель ко Христу" (Гал 3:24);
3) З. и для учеников Иисуса остается помощником, "путеводителем" и предостережением от ложного истолкования свободы (ср. Рим 6:1; 1Пет 2:15-17);
4) Церковь Христова должна строго следить за тем, чтобы З. не проповедовался как путь спасения, ибо ветхозаветный З. убивает, и только Закон Духа дарует жизнь (2Кор 3:7,8).
Закур
Закур -> Заккур (2).
Закхай
Закхай [евр. Заккай, кр. ф-ма от Захарии], израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:9; Неем 7:14).
Закхей
Закхей [греч. Закхайос, ф-ма евр. имени Заккай, в свою очередь, видимо, представляющего собой кр. ф-му от Захарии], начальник мы-тарей в Иерихоне. Он хотел увидеть прохо-дившего через город Иисуса - но не мог из-за малого роста - и для этого взобрался на дерево. Проходя мимо, Иисус, подозвав З., сказал ему, что хочет прийти к нему в гости. После встречи с Иисусом З. решил раздать половину своего состояния нищим и многокр. возместить ущерб тем, кого он обидел. Иисус одобрил это намерение З., сказав ему: "Ныне пришло спасение дому сему" (Лк 19:1-10).
Закхур
Закхур -> Заккур (1,4-7).
Залог
I.
Предмет, к-рый должник оставляет своему заимодавцу в качестве гарантии возврата долга [евр. эравон - Быт 38:17 и след.; евр. авот - Втор 24:10 и след.; евр. хавол - Иез 18:12]. Закон устанавливал границы своеволия кредитора: заимодавец мог взять в З. верхнюю одежду (если она была у должника единственной) на срок, не долее чем до захода солнца (Исх 22:25 и след.; Втор 24:12 и след.). З. не могли служить жернова и одежда вдовы (ст. 6,17). Когда заимодавец брал З., он не должен был входить в дом должника; ему полагалось ждать снаружи, пока ему вынесут З. (ст. 10 и след.). Тот, кто брал З. с нарушением этих оговорок, приобретал репутацию человека неправедного (Иов 22:6; 24:3; Иез 18:12). Передача в З. земельных наделов, ограниченная установлениями о продаже земли (-> Субботний год, II,2), упоминается в Неем 5:3 и позднее в Талмуде. -> Долг, должник, -> Заимодавец.
II.
Павел говорит о З. [греч. аррабон] Св. Духа; это следует понимать в том смысле, что Св. Дух дан искупленным в качестве З. их небесного наследия (2Кор 1:22; 5:5; Еф 1:14).
Замзумимы
Замзумимы, могучий, великорослый народ, к-рый был изгнан аммонитянами (Втор 2:20 и след.). Его сравнивают с -> Енаковыми сынами, возм., З. тождественны -> зузимам. (-> Исполины.)
Замок
Замок -> Ключ.
Замок
Замок -> Дворец.
Заноах
Заноах (возм., значение слова связано с евр. "издавать зловоние" или "нарушать, объявлять порочным"):
1) город в Шефеле (Нав 15:34), заново засел. после вавил. плена (Неем 3:13; 11:30). В "Ономастиконе" (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского упоминается Зануа, что в области Элевферополя. Вероятно, З. - это совр. Хирбет-Занва - лежащий в 4 км юго-вост. Бет-Шемеша (библ. Вефсамиса). Здесь были найдены остатки стен и керамич. черепки, относящиеся к эпохе царств;
2) город в нагорной области Иудеи (Нав 15:56). Это либо совр. Хирбет-Занута, в 20 км юго-зап. Хеврона, либо Хирбет-Бет-Арма на реке Вади-Абу-Зеннах, в 3 км зап. Юты (ст. 55).
Западня, силки
Западня, силки, ловушка, приспособление для ловли животных или птиц. В Библии эти слова встречаются только в переносном значении (Пс 68:23; 139:6; 140:9; Иер 5:26) и обозначают коварные, губительные замыслы и действия злых людей. О греч. слове скандалон, означающем ловушку -> Соблазн (I).
Запечатлевать, запечатывать
Запечатлевать, запечатывать -> Печать.