Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Уильям Баркли
Комментарии к Новому Завету

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


» Указатель

Глава 5

 

1-11

 

Смятение в церкви (Деян. 5, 1-11)

 

Перед нами самый яркий отрывок Книги Деяний. Нет никакой необходимости характеризовать описанное как чудо. Но из этого текста можно увидеть нечто из царившей тогда в Церкви атмосферы. Из анналов истории мы знаем, что, когда однажды король Эдуард I обрушил свой гнев на одного из своих придворных, последний упал мертвым от ужаса. Из приведенного отрывка мы узнаем о душевном состоянии братьев и сестер в первохристианской Церкви и о чрезвычайном уважении к апостолам. Лишь в такой атмосфере мог упрек Петра оказать такое действие на людей.

 

Это один из тех отрывков, которые показывают непреклонную честность Библии. Ведь этот рассказ можно было бы опустить, ибо он показывает, что даже в ранней Церкви были недостойные христиане; но Библия отказывается рисовать идеализированные картины. Один придворный художник нарисовал однажды портрет Оливера Кромвеля. Лицо Кромвеля было обезображено многочисленными бородавками. Художник, желая угодить Кромвелю, не нарисовал их. Но, увидев картину, Кромвель сказал: "Возьмите ее с собой и нарисуйте все мои бородавки". Одна из великих достоинств Библии в том, что она показывает нам своих героев с бородавками и без прикрас.

 

Но, одновременно, мы находим в этом отрывке некоторое утешение: ведь даже в великие времена в Церкви были не только благочестивые, но и плохие люди.

 

Петр настаивает на том, что любой грех - грех против Бога. Было бы хорошо, если бы мы всегда помнили это, особенно в определенных случаях:

 

1) Ведь, недостаток должного усердия - грех против Бога. Все, что ни делает человек для здоровья, счастья и благосостояния, каким бы скромным ни был его вклад, - все это он делает для Бога. Великий скрипичный мастер Антонио Страдивари сказал: "Если я буду сидеть сложа руки, я обкрадываю Бога". Возьмем эти слова своим девизом.

 

2) Уклонение использовать свой талант надлежащим образом - грех против Бога. Бог дал нам наши таланты; Мы должны предоставлять их в Его распоряжение, и мы ответственны перед Ним за то, как мы ими распоряжались, как мы их применяли.

 

3) Неискренность в поступках - грех против Бога. Сбиваясь на путь лжи, мы грешим против Духа Святого, движущего нашими сердцами.

 

12-16

 

Притягательность христианства (Деян. 5, 12-16)

 

Перед нами великолепная картина состояния дел в первохристианской Церкви:

 

1) Мы узнаем, где Церковь встречается. Она встречается в Соломоновом притворе, одном из двух больших притворов, окружавших храм. Ранние христиане регулярно посещали Дом Господа, стремясь лучше познать Бога и черпать у Него силы для жизни.

 

2) Мы узнаем, как она встречалась. Первые христиане собирались, где все могли видеть их. Они знали, ЧТО произошло с апостолами и что может произойти с ними: но они хотели показать всем, кто они и в кого веруют.

 

3) Мы узнаем, что первохристианская Церковь была поразительно действенной. Свершались знамения и чудеса. Минули те дни, когда главное действие Церкви проявлялось в проповедовании и физическом исцелении больных, хотя эти времена могут наступить вновь. Но Церковь все еще существует и ее главная цель - исцелять грешных людей, которые всегда будут заполнять церкви, если они могут обретать новую жизнь.

 

Отрывок этот заканчивается упоминанием о людях, болезни к действию нечистых духов. Так, например, египтяне верили, что тело может быть разделено на части, в каждой из которых может обитать такой злой дух. Они часто верили, что эти нечистые духи принадлежат злым людям, ушедших из этой жизни, но продолжающим совершать свои преступные дела.

 

17-32

 

Снова арест и суд (Деян. 5, 17-32)

 

Этот второй арест апостолов был неизбежен. Ведь синедрион строго-настрого запретил им учить людей именем Иисуса, а они публично нарушили этот запрет. Для синедриона этот факт имел вдвойне важное значение. Апостолы были не только еретиками, но и выступали как потенциальные нарушители мира и порядка. В Палестине всегда могло вспыхнуть народное недовольство. Если его не пресечь в корне, оно могло привести к крупному народному восстанию, а этого больше всего боялись священники и саддукеи, потому что это неизбежно привело бы к вмешательству.

 

Освобождение Петра и Иоанна не обязательно объясняется чудом. Греческое слово аггелос имеет два значения. Во-первых, оно обозначает ангел; но оно также употреблялось для обозначения посланца, вестника. Если бы даже апостолы были освобождены людьми, их освободителем все же был бы посланец Божий. В событиях, последовавших непосредственно за их освобождением из тюрьмы, мы видим яркие черты характера этих первых мужей Божиих:

 

1) Они были мужественны. Поведение отправиться сразу в храм и проповедовать звучит почти невероятно для благоразумного человека. Повиновение этому поведению - отчаянно смелый поступок. И все же они пошли.

 

2) Они были принципиальные люди. Они руководствовались принципом: повиновение Богу - превыше повиновения человекам в любых обстоятельствах. Они никогда не задавали себе вопроса: "Безопасно ли так поступать?" Они лишь спрашивали: "Этого ли хочет от меня Бог?"

 

3) Они ясно осознавали свою миссию. Они знали, что являются свидетелями Христу. Свидетель - человек, который говорит о том, что видел. Он знает из личного опыта, что сказанное им - истина; такого человека нельзя остановить, потому что нельзя закрыть рот правде.

 

33-42

 

Неожиданный союзник (Деян. 5, 33-42)

 

Когда апостолы второй раз предстали перед синедрионом, они неожиданно встретили там помощника. Гамалиил был фарисеем. Саддукеи представляли богатый класс, всегда готовый сотрудничать с кем угодно, чтобы сохранить свои привилегии, а у фарисеев не было политических стремлений. Имя фарисей буквально обозначает "обособленный", и они обособлялись от обычной жизни, дабы посвятить себя соблюдению закона и его мельчайших особенностей. Их никогда не было более шести тысяч, но их простой и строгий образ жизни обеспечивал им высокое уважение в народе.

 

Но Гамалиила не только уважали; его любили. Он был благочестивым человеком, намного терпимее, чем его товарищи. Он, например, был одним из очень немногих фарисеев, которые не считали греческую культуру само по себе греховной. Он принадлежал к тем немногим, которым было дано почетное звание "Раббан". Люди называли его "Краса закона". Когда он умер, говорили: "С тех пор, как умер раббан Гамалиил, нет более почтения к закону: одновременно с ним умерли непорочность и воздержание". Когда синедрион был готов применить насилие против апостолов, Гамалиил вмешался. Вероучение фарисеев представляло собой сочетание рока и свободной воли. Они верили, что все в руках Божиих, но человек все равно несет ответственность за свои поступки. "Все предначертано, - говорили они, - но каждому дана свобода выбора". Таким образом, Гамалиил предупредил синедрион быть осторожными, если они решатся употребить свою свободу воли против Господа. Он утверждал, что если это вероучение не от Бога, оно само умрет. И он привел два примера:

 

Первым он назвал Февду. В ту пору в Палестине очень быстро появлялись и исчезали свежеиспеченные вожди, претендовавшие на роль освободителей своей страны, а иногда даже и на роль Мессии. Мы не знаем, кем был этот Февда. Мы знаем о некоем Февде, который несколько лет позже рассматриваемого нами периода повел толпу к Иордану, пообещав разделить воды реки надвое, и провести их по суше; его звезда очень быстро закатилась. Имя Февда было широко распространено в ту эпоху и, несомненно, тот, о котором говорит Гамалиил, лишь еще один из тех многих самозванных избавителей.

 

Вторым был Иуда, который поднял восстание в 6 г. вовремя переписи населения, когда правитель Квириний поставил его для сбора налогов. Иуда заявил, что царем Израиля является Бог и лишь Ему следует отдавать дань; все другие налоги он считал нечестивыми, уплату их богохульством. Он попытался поднять широкое восстание и произвести переворот, но потерпел неудачу. Синедрион прислушался к словам Гамалиила и, вновь пригрозив апостолам, отпустил их.

 

А апостолы пошли, радуясь в своем бесчестии. Радость эта объясняется следующими причинами:

 

1) Это бесчестие позволило им доказать свою верность Христу. После революции в России человек, имевший следы кандалов на руках и шрамы кнута на спине, считался героем, потому что он пострадал за справедливость. Господин герой за правду гордо похвалялся: "Клеймо и шрамы на мне".

 

2) Оно позволило апостолам свидетельствовать о Христе. А крестоносцы станут венценосцами.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz