» Указатель
Глава 11
1-10
Петр оправдывает свое служение (Деян. 11, 1-10)
По Писанию видно, что Лука придавал этому событию большое значение. Авторы древности всегда были ограничены в объеме своего труда. Книг тогда еще не было. Они использовали свитки папируса, изготавливавшегося из сердцевины растения папируса, нечто вроде камыша. Но ведь такой свиток очень неудобен в обращении, и самый длинный когда-либо использованный свиток был длиной около десяти метров; и почти такой длины свиток потребовался для написания Деяний. И в этот объем Лука должен был уложить почти неисчерпаемый материал. Он, явно, очень тщательно отбирал его; но все-таки считает историю с Корнилием и Петром настолько важной, что дважды рассказывает ее полностью.
Лука прав. Ведь мы обычно не сознаем, что христианству угрожала опасность стать только разновидностью иудаизма. Все первые христиане были иудеями. Их традиция и мировоззрение могли привести к монополизированию христианства, полагая, что Бог предназначил его не для язычников. Лука считает это событие важной вехой на пути, по которому Церковь шла к концепции, что Христос принадлежит всему миру.
11-18
Убедительный довод (Деян. 11, 11-18)
Сперва Петра обвиняли, что он ел с язычниками (стих 3), ибо этим он нарушил бы древний закон предков и традиции своего народа. Защищаясь, Петр не спорит, а просто констатирует факты. Что бы ни говорили его критики, но остается фактом, что Дух Святой самым необычным образом снизошел на язычников. Стих 12 дает важные сведения. Петр говорит, что с ним пошли шесть братьев, так что их было семь человек. По египетскому праву хорошо известному иудеям, для полного подтверждения факта нужно было семь свидетелей. По римскому праву, также известному иудеям, нужно было семь печатей для удостоверения очень важного документа. Таким образом, Петр, в сущности, говорит: "Я не спорю с вами. Я излагаю вам факты и этому есть семь свидетелей".
Христианство доказано фактами. Сомнительно, чтобы кто-то был привлечен к нему словесными убеждениями и логическими доказательствами. Христианство явно доказывает, что оно изменяет людей, обращает зло в добро и дарует им Дух Божий. Величайший ущерб христианству причиняет ложь человека, несоответствие между его деяниями и словами. Если же слова человека основаны на его деяниях, они доказывают убедительность христианской веры.
19-21
Важные события в Антиохии (Деян. 11, 19-21)
Здесь кратко рассказано одно из величайших событий истории. Ибо впервые в истории благая весть сознательно проповедовалась язычникам. Все вело к этому. На этой лестнице было три ступени. Сперва Филипп проповедовал самарянам, но ведь самаряне были наполовину иудеями и образовывали своего рода мост между иудеями и языческим народом. Во-вторых, Петр ввел в христианскую веру Корнилия, но ведь в этом случае инициативу проявил Корнилий. Не христианская Церковь искала Корнилия, а Корнилий жаждал христианской Церкви. Кроме того, Лука подчеркивал, что Корнилий был человеком благочестивым и боящимся Бога, то есть он был близок к иудаизму. В-третьих, в Антиохии Церковь шла уже не к иудеям или полуиудеям, не ждала, пока к ней придут язычники, желающие приобщиться к новой вере; но она сознательно начала без особого приглашения проповедовать Евангелие язычникам. Христианство вступило в всемирную миссию.
Перед нами поразительный факт. Церковь сделала самый выдающийся исторический шаг, а мы даже не знаем имен людей, сделавших его. Ведомо лишь, что они пришли с Кипра и из Киринеи. Они войдут в историю как первые безымянные вестники Христа. Многие в Церкви сделали что-то значительное, но остались в тени. Церкви всегда нужны были больше всего люди, которые бы прежде всего думали о деле, а не о том, кому достанутся лавры за это. Их имена, может быть, не вошли в анналы истории, но они записаны навечно в книгу жизни.
Примечательно и то, что это событие начинается разделом Деяний, в котором Антиохия становится центром действия. После Рима и Александрии Антиохия была третьим по величине городом древнего мира. Антиохия стояла у устья реки Оронте, приблизительно в 25 километрах от средиземного моря. Это был прекрасный и разноязычный город. Но имя его было также синонимом роскоши и безнравственности. Антиохия была также известна своими состязаниями колесниц и погоней за наслаждениями, не прекращавшимся ни днем, ни ночью; но еще более этот город был известен своим культом Дафны, храм которой находился в восьми километрах от города, среди лавровых рощ. Согласно легенде, Дафна была девушкой, в которую влюбился Аполлон. Он преследовал ее и, ради ее спасения Дафна была обращена в лавровый куст. Жрицы храма Дафны были священными блудницами и по ночам В лавровых рощах повторялись сцены преследования, в которых принимали участие поклонники и жрицы. Поговорка "мораль Дафны" была известна всему древнему миру и была синонимом свободных нравов. Нам может показаться невероятным, но в этом городе христианство сделало важный шаг на пути к мировой религии. Стоит только вспомнить об этом и станет ясно, что безнадежных ситуаций не бывает.
22-26
Мудрость Варнавы (Деян. 11, 22-26)
Когда руководители церкви в Иерусалиме узнали о происходившем в Антиохии, они послали туда людей разузнавать все подробности.
По провидению Божию был послан туда Варнава. Ведь могло же быть и так, что они послали бы человека, твердо придерживающегося ветхозаветного закона, его норм и требований; но они послали самого добросердечного человека. Варнава стоял за Павла и поддерживал его, когда все подозревали его (Деян. 9,27). Он доказал свою христианскую любовь, проявив щедрость по отношению к своим нуждающимся братьям (Деян. 4,36. 37). Когда Варнава увидел благодать Божию, примкнувшую язычников к Церкви, он обрадовался; но в то же время он понял, что все это нужно поручить достойному человеку, который имел бы большой и разносторонний опыт, был бы иудеем и воспитан в иудейской традиции, но который справится с язычниками. Он должен бы быть человеком мужественным, потому что в Антиохии непросто было быть руководителем церкви, ибо ему приходилось противостоять злословию иудеев и язычников. Варнава знал такого человека. Прошло около девяти лет с тех пор, как мы в последний раз слышали о Павле. Когда мы в последний раз читали о нем в Деян. 9,30, он должен был бежать через Кесарию в Тарс. Вне всякого сомнения, эти девять лет он свидетельствовал о Христе в своем родном городе, а теперь настало время для той миссии, для которой он и был предназначен. С дальновидной мудростью Варнава возложил на Павла эту важную задачу.
Именно в Антиохии ученики Иисуса стали впервые называться христианами. Сперва это служило кличкой. Антиохийцы славились своей способностью давать людям насмешливые клички. Когда впоследствии Антиохию посетил бородатый император Юлиан, они окрестили его кличкой "Козел". Окончание - ианин означает принадлежность к партии или народу. Например, Цезарианин обозначает принадлежащего к партии Цезаря. Христианин - ко Христу. Это была презрительная кличка; но христиане приняли ее и прославили ее на весь мир. Своей жизнью они превратили ее из презрительной клички в имя, вызывающее уважение, восхищение и даже удивление.
27-30
Помощь в беде (Деян. 11, 27-30)
Здесь выступают пророки. Их роль в первохристианской церкви была значительной. Они упоминаются вновь в Деян. 13,1; 15,32; 21,9.10. В первохристианской Церкви было три группы церковных руководителей:
1) Во-первых, апостолы. Их служение не ограничивалось каким-либо местом; их предписания распространялись по всей Церкви; на них смотрели как на действительных посланников и последователей Иисуса.
2) Во-вторых, старейшины. Они являлись уполномоченными поместной общины и их служение ограничивалось местом их пребывания.
3) В-третьих, пророки. Их назначение определяет их роль в Церкви: оно означает предсказывать и извещать. Они предсказывали будущее; но еще больше они извещали людям волю Божию. Между ними не было никакого разделения по сферам действия: они не принадлежали к местной церкви. Им воздавались самые высокие почести. В книге "Учение двенадцати святых апостолов", от 100 г. находим первое описание порядка богослужений. В ней подан порядок совершения хлебопреломления, но потом сказано, что пророки могут менять порядок богослужения по своему усмотрению. Верующие знали, что пророкам дан особый дар. Но они подвергались также и особым опасностям. Но было и много ложных пророков, которые попросту использовали в своих целях церковное милосердие. В той же книге "Учение двенадцати святых апостолов"имеется предостережение против пророков, просящих в видениях деньги или еду. В ней сказано, что пророкам следует оказывать гостеприимство на одну ночь, но разъяснено, что если они хотят остаться дольше и не работать, то они ложные пророки.
Но зафиксированный в настоящем отрывке случай показывает нам, что люди той эпохи уже осознали факт единства Церкви. Когда в Палестине был голод, первым побуждением христиан в Антиохии было помочь людям. Они не могли себе представить, быть равнодушными к нуждам других, что когда одна часть христиан находится в беде, другая ничего не сделала бы для них. Они были далеки от местнических взглядов на Церковь, смотрели на жизнь в большом масштабе и видели Церковь как единое целое.