Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Уильям Баркли
Комментарии к Новому Завету

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


» Указатель

Глава 5

 

1

 

Книга в деснице Божьей (Отк. 5,1)

 

Надо попытаться представить нарисованную Иоанном картину. Она взята из Книги пророка Иезекииля: "И увидел я, и вот рука простерта ко мне, и вот в ней - книжный свиток. Он развернул его предо мною, и вот свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе" (Иез. 2,9.10).

 

Здесь надо отметить, что в руке Божьей был свиток, а не книга. В античности, до второго столетия, литературные произведения писались на свитках, а не в форме книг. Свитки изготовлялись из листов папируса размером 25x20 см, которые подклеивались горизонтально один на другой, если нужно было писать много. Писали столбцами, строками длиной приблизительно 7-8 см, с интервалом приблизительно 1,5 см между столбцами. С обеих сторон на свитке обычно имелась деревянная планка, вокруг которой и наматывался свиток. Свиток держали левой рукой и разворачивали правой и, по мере чтения, свиток вновь сворачивали с верхнего, от левой руки, конца. Некоторое представление о свитке можно получить из следующих данных. Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды и Послание к Филимону занимали приблизительно один лист папируса каждый. Послание к Римлянам занимало бы свиток длиной приблизительно в три с половиной м; Евангелие от Марка - 5,7 м; Евангелие от Иоанна - 7м; Евангелие от Матфея - 9м; Евангелие от Луки и Книга Деяний святых Апостолов - 9,6 м.

 

Вот такой свиток держал в своей деснице Бог. О нем сказано двоякое.

 

1. Он был написан внутри снаружи. Папирус изготавливали из сердцевины камыша, росшего в дельте Нила. Этот камыш высотой около 4,5 м, из которых около двух метров находятся над водой, толщиной в руку человека у запястья. Эту сердцевину извлекали и резали на тонкие полоски очень острым ножом. Потом складывали вертикальный ряд таких полосок, поверх него еще один ряд горизонтально; все это смачивали водой из Нила и клеем и спрессовывали. Полученный материал взбивали деревянным молотком и разравнивали пемзой, после чего получалось нечто вроде оберточной бумаги.

 

Из этого описания видно, что с одной стороны волокно шло горизонтально, и эта сторона называлась ректо, и на ней то и писали, так как было легче писать там, где строка письма шла по волокну. Сторона, на которой волокна шли вертикально, называлась версо и не так часто употреблялось для письма.

 

Но папирус был дорогим материалом, и, потому, кому нужно было писать много, писал и на лицевой и оборотной стороне. Лист, исписанный с оборотной стороны, версо, назывался описфограф, то есть лист, исписанный с обратной стороны, сзади. Выдающийся римский поэт-сатирик Ювенал пишет о молодом трагике, который расхаживает с папирусным списком трагедии об Оресте, исписанному с обоих концов - это было длинное произведение! Свиток в руке Божьей исписан с обеих сторон; на нем было столько написано, ректо и версо были одинаково плотно покрыты письменами.

 

2. Он был запечатан семью печатями. Это может иметь следующее значение.

 

а) Завершенный свиток связывали нитками, а нитки на узлах скрепляли печатями. Семью печатями скреплены только один из обычных документов - завещание. По римскому праву семь свидетелей ставили на завещании свои печати и оно могло быть открыто лишь в присутствии всех семи, или их юридических представителей. Свиток, который Бог держал в Своей деснице, мог быть, как бы мы это сказали, волей Божьей, Его окончательным решением относительно состояния дел во вселенной.

 

б) Более вероятно, однако, что семь печатей символизируют просто высшую степень секретности. Содержание свитка настолько секретно, что он запечатан семью печатями. Гроб Иисусов был запечатан, чтобы он остался в целости и сохранности (Мат. 27,66); в апокрифическом Евангелии Петра сказано, что он был запечатан семью печатями с тем, чтобы гарантировать, что его откроют только имеющие на это право.

 

2-4

 

Божья книга судеб (Отк. 5,2-4)

 

Когда Иоанн смотрел на Бога, восседающего со свитком в деснице, раздался вопрос сильного ангела. Сильный ангел появляется вновь в 10,1 и 18,21. В этом случае ангел должен был быть сильным, чтобы звук голоса его был слышен во всей вселенной. Он призывал того, кто достоин этой задачи, выступить вперед и открыть книгу.

 

В книге, вне всякого сомнения, записано все то, что должно произойти в последнее время.

 

Пытаясь истолковать ее, надо помнить, что это видение и поэзия; было бы большой ошибкой принимать все в буквальном смысле. Это вовсе не значит, что все уже давным-давно установлено, и что мы находимся в тисках неумолимой судьбы. Но это значит, что у Бога есть определенный план для вселенной и что, в конечном счете, цель Божья и Его предначертание будут осуществлены.

 

Но на призыв ангела никто не вышел; среди присутствовавших не было достойного открыть свиток, и это ввергло Иоанна в его видении в плач и слезы. На это были две причины.

 

1. В 4,1 он слышал голос, обещавший ему: "... я покажу тебе, чему надлежит быть после сего", а теперь складывалось впечатление, что обещание не исполнится.

 

2. Но есть еще и более глубокая причина для его печали. Ему показалось, что во всей вселенной не было никого, кому бы Бог мог открыть свои тайны, а это было ужасно. Еще задолго до того пророк Амос сказал: "Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам. 3,7). А вот теперь мир был так отчужден от Бога, что никто не мог получить Его весть.

 

Но пред глазами Иоанна эта проблема получила радостное разрешение с появлением Агнца. Но вообще за этим стоит большая и беспощадная истина: Бог может открыть людям Свою истину лишь тогда, когда есть человек, способный получить ее. И в этом сама суть всей проблемы общения и сообщения. Учитель не может учить своих учеников истинам, которые они неспособны понять или принять. И проповедник не может поведать своей аудитории весть, которую община вообще не может уразуметь. И любящие уже извечно стоят перед этой проблемой - любовь не может поведать свою истинность и дать свои дары тем, кто не может слышать и получать. Миру нужны мужчины и женщины, которые постоянно готовы внимать Богу. Для каждой эпохи есть у Него Своя весть, но Он может открыть ее миру лишь тогда, когда есть человек, способный принять ее. И с каждым днем мы либо делаем себя способными услышать ее, либо, напротив, неспособными.

 

5

 

Лев от колена Иудина и корень Давидов (Отк. 5,5)

 

Мы подходим к одному из самых драматических пунктов Откровения - появлению в центре сцены Агнца. К этому ведут несколько событий.

 

Иоанн рыдал, потому что Богу было некому открыть Свои тайны; и вот к нему подходит один из старцев, выступающий в качестве посланника Христа, и говорит ему: "не плачь". Эти слова были неоднократно на устах Иисуса Христа в дни Его жизни во плоти. Так говорил Он в городе Наине вдове, скорбевшей по своему сыну (Лук. 7,13), и Иаиру и его семье, когда они плакали по дочери (Лук. 8,52). И сейчас еще звучит на небесах утешающий голос Христа.

 

Это место интересно комментировал английский богослов Суит. Иоанн рыдал, но слезы его были излишни. Причина слез человеческих часто лежит в отсутствии знания. Если бы мы набрались терпения и веры ждать, то мы узнали, что у Бога есть решение для проблем, которые вызывают у нас слезы.

 

Старец говорит Иоанну, что Иисус одержал победу и теперь способен открыть книгу и снять с нее печати. А это значит, что вследствие Своей победе над смертью и всеми силами зла, и благодаря Своему абсолютному повиновению Богу, Он способен знать Божий тайны, Он способен открыть людям Божий тайны и на Нем лежит привилегия и обязанность проконтролировать все, что должно случиться. Благодаря тому, что Он сделал, Иисус стал Господом истины и истории. Ему даны два великих титула.

 

1. Он - лев из колена Иудина. Этот титул восходит к последнему, перед смертью, благословению Иаковом своих сыновей, в котором он называет Иуду "молодым львом" (Быт. 49,9). Если он сам Иуда -молодой лев, то уместно будет называть величайшего члена Иудина колена львом колена Иудина. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами этот титул стал титулом Мессии. Во Второй книге Ездры говорится о фигуре льва и приведены слова: "Это - Помазанник, сохраненный Всевышним" (3 Езд. 12,32). Сила льва и его неоспоримое место как царь зверей делали его хорошей эмблемой всесильного Мессии, которого так ожидали иудеи.

 

2. Он - корень Давидов. Этот титул восходит к пророчеству Исаии о том, что произойдет отрасль от корня Иессеева и ветвь произрастет из корня его, и станет как знамя для народов (Ис. 11,1.10). Иессей был отцом Давида, а это значит, что Иисус Христос был сыном Давида, обетованный Мессия.

 

И вот перед нами два великих титула, восходящие к иудейскому мировоззрению, к картинам грядущего Мессии; и они констатируют, что Иисус Христос торжествующе выполнил дело Мессии, и потому способен знать и открыть людям тайны Божий и осуществлять руководство и контроль за воплощением Его целей в исторических свершениях.

 

6

 

Агнец (Отк. 5,6)

 

И вот такой апогей видения - появление на небесной сцене Агнца. Эту сцену можно рассматривать с двух точек зрения. Мы или представляем себе, что четыре животных образуют круг вокруг престола, а двадцать четыре старца - второй большой круг, причем Агнец стоит между внутренним кругом, образуемом четырьмя животными, и внешним кругом, образуемом двадцатью четырьмя старцами; или, что более вероятно, Агнец стоит в центре всей сцены.

 

Агнец - одна из великих особенностей Откровения, в котором Иисус Христос назван так двадцать девять раз. Слово, которое переводится как Агнец, не употребляется нигде больше в Новом Завете по отношению к Иисусу Христу. Иоанн Креститель указывал на Него как на Агнца Божия, который берет на Себя грех мира (Иоан. 1,29.36). Петр говорит о драгоценной Крови Христа, как непорочного и чистого агнца (1 Пет. 1,19). В Ис. 53,7 в главе столь дорогой Иисусу Христу и ранней Церкви, мы читаем об овце, ведомой на заклание и об агнце, безгласном перед стригущим его. Но во всех этих случаях употреблено слово амнос, тогда как в Откровении употребляется слово арнион. Это же слово употребляет пророк Иеремия, когда говорит: "А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание" (Иер. 11,19). Употребляя слово арнион, и употребляя его так часто, Иоанн хочет подчеркнуть, что приносит людям новую идею.

 

1. Кроме того, Агнец как бы закланный. Это картина жертвы Христовой, которая видна даже на небесах. Даже на небесах Иисус Христос Тот, Кто любил нас и пожертвовал Собой ради нас.

 

2. Этот образ имеет еще один аспект. Этот самый Агнец, по виду все еще как бы закланный, это Агнец с семью рогами и семью очами.

 

а) Семь рогов символизируют всемогущество. В Ветхом Завете рога символизируют две вещи.

 

Во-первых, они символизируют просто большую силу. В благословении Моисея говорится, что рога Иосифа подобны рогам "буйвола; ими изобьет он народы все до пределов земли" (Втор. 33,17). Пророк Седекия сделал себе железные рога в знак обетованной победы над сирийцами (3 Цар. 22,11). В предостережении нечестивым говорится: "не подымайте рога" (Пс. 74,5). Пророк Захария видит в видении четыре рога, символизирующие народы, разбросавшие Израиля (Зах. 1,18).

 

Во-вторых, они символизируют честь и славу. Псалмопевец убежден в том, что "благоволением Твоим возвышается рог наш" (Пс. 88,18). Вознесется во славе рог добродетельного (Пс. 111,9). Бог возвысил рог народа Своего (Пс. 148,14).

 

И в этом потрясающий парадокс. Агнец еще несет на Себе раны жертвенности и в то же время Он облечен силой властью Самого Бога и может теперь разбить Своих врагов. У Агнца семь рогов; число семь символизирует полноту и совершенство; Агнец обладает полной и совершенной властью и силой; ничто не может противостоять Ему.

 

б) У Агнца семь очей, а очи - это духи, отправленные во все концы земли. Эта картина взята у пророка Захарии. Пророк видит семь светильников, которые есть "очи Господа, которые объемлют взором всю землю" (Зах. 4,10). Эта картина символизирует вездесущность Бога. Она поведает нам, что нет на свете такого места, которое не находится под наблюдением Бога.

 

Это прекрасный образ Христа. Он - исполнение всех надежд и мечтаний Израиля о льве из колена Иудина, корень Давидов. Он - Тот, Кто принес Себя в жертву за человечество и Кто еще на небесах несет на Себе знаки этого. Но трагедия обернулась триумфом, а позор - славой, и теперь Он Тот, всепобеждающей мощи Которого никто не может противостоять, и всевидящего взора Которого никто не может избежать.

 

Лишь немногие места в Писании показывают одновременно величие и кротость Иисуса Христа, и в одном образе сразу унижение Его смерти и славу Его воскресшей жизни.

 

7-14

 

Музыка в небесах (Отк. 5,7-14)

 

Этот отрывок лучше сперва рассмотреть целиком, а потом подробно. Кто-то сказал по поводу этого отрывка: "Небо представлено земле как родина музыки". Перед нами величайший хвалебный хор, который вообще может услышать вселенная. Он состоит их трех компонентов. Во-первых, это славословие четырех животных и двадцати четырех старцев. Это вся природа и вся Церковь славословят Агнца. Во-вторых, это хвалебная песня множества ангелов; это все обитатели небес возносят свои голоса в славословии. Наконец, Иоанн видит каждую тварь во всех концах вселенной, до самых глубин и в самых отдаленных уголках, поющую свой хвалебный гимн.

 

Это отражение истины, что небеса и земля и все, что в них и на них, предназначены славословить Иисуса Христа; и нам дана привилегия присоединить свои голоса и свои жизни к этому необъятному хвалебному хору, ибо этот хор будет неполным, если в нем недостает хоть одного голоса.

 

Молитвы святых (Отк. 5,8)

 

Первая составная часть хвалебного хора - песнь четырех животных и двадцати четырех старцев, и, как мы видели, они олицетворяют все, что есть в природе и во всей Церкви.

 

Очень интересна картина старцев. У них золотые гусли. По традиции под аккомпанемент гуслей пели псалмы. "Славьте Господа на гуслях", - говорит псалмопевец (Пс. 32,2). "Пойте Господу с гуслями, с гуслями и гласом псалмопения" (Пс. 97,5). "Пойте поочередно славословие Господу, пойте Богу нашему на гуслях" (Пс. 146,7). Гусли символизируют для иудеев хвалебную музыку.

 

У старцев еще и золотые чаши, полные фимиама, а фимиам этот - молитвы святых. Сравнение фимиама с молитвами восходит к псалмам. "Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя" (Пс. 140,2).

 

Эта картина указывает на две истины.

 

1. Перед нами открыта дверь, которую ни один человек не может закрыть; молитве человека, каким бы он ни был, не нужна никакая помощь, потому что ухо Божье открыто для него и всегда готово услышать даже самый тихий шепот.

 

2. Проходили века и иудеи все больше были очарованы мыслью о непознаваемости трансцендентности Бога, Его удаленности от людей. Они начали верить, что вообще не может быть никакого прямого контакта между Богом и человеком, и что для преодоления этой пропасти нужны посредники-ангелы. Иисус Христос пришел в мир именно для того, чтобы избавить людей от этого чувства; Он пришел, чтобы сказать нам, что Бог "ближе к нам, чем дыхание, ближе, чем руки и ноги", и чтобы стать живым путем, который откроет дверь к Богу каждому человеку, каким бы скромным и маленьким он ни был.

 

Новая песнь (Отк. 5,9)

 

Животные и старцы пели новую песнь. Фраза новая песнь очень часто встречается в Псалмах; и это всегда песнь в честь новых милостей Божиих. "Пойте Ему новую песнь", - говорит псалмопевец (Пс.32,3). Бог извлек псалмопевца из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камни ноги его и вложил в уста его новую песнь - хвалу Богу нашему (Пс. 39,3.4.). "Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса" (Пс. 97,1; ср. 95,1). "Боже, новую песнь воспою Тебе" (Пс. 143,9). "Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых" (Пс. 149,1). Ближайшую параллель из Ветхого Завета находим в Книге пророка Исаии. Там Бог возвещает новое и пророк призывает людей петь Господу новую песнь (Ис. 42,9.10).

 

Новая песнь - это всегда песнь за новые милости Божий, и самая благородная будет песнь за милости Бога в Иисусе Христе.

 

Откровения отличается, помимо всего, еще тем, что там все новое. Это новое имя (2,17; 3,12); новый Иерусалим (3,12; 21,2); новая песнь (5,9; 14,3); новое небо и новая земля (21,1); и великое обетование, что Бог сотворит все снова (21,5).

 

Следует отметить еще один очень важный аспект. В греческом языке есть два слова со значением новый. Неос - это новое во времени, но не обязательно качественно новое; и каинос - качественно новое. Каинос определяет вещь, которая не только не производилась прежде, но и подобия которой никогда прежде не существовало. Это значит, что Иисус Христос приносит в жизнь новое качество, какого никогда раньше еще не было; новую радость, новый трепет, новую силу, новый покой. И потому в своем высшем качестве, в своем высшем проявлении, христианская жизнь озарена блеском и сиянием. Кто-то сказал, что в отличие от христианского мира "на всем нехристианском мире лежит печать старости и печали".

 

Песнь животных и старцев (Отк. 5,9-10)

 

Приведем сперва песнь:

 

"Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,

 

И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле".

 

Четыре животных и старцы воздают Агнцу хвалу за то, что Он умер. В этой песне показано, ради чего умер Иисус Христос.

 

1. Это была жертвенная смерть, то есть, это смерть с определенной целью. Это была не историческая случайность и уже не трагической смерти добродетельного и героического человека ради справедливости или ради Бога; это была жертвенная смерть. Смысл и цель жертвы - восстановить утерянные отношения между Богом и человеком; и именно для этого умер Иисус Христос, и Своею смертью Он достиг именно этого.

 

2. Смерть Иисуса Христа - спасительная смерть. Новый Завет полон этой цели освобождения человечества, совершенного Иисусом Христом. Он отдал жизнь и душу Свою для искупления (лутрон) многих (Мар. 10,45). Он предал Себя для искупления (антилугпрон) всех (1 Тим. 2,6). Христос искупил нас (эксагорадзейн) от клятвы закона (Гал. 3,13). Мы искуплены (лустроисфай) не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа (1 Пет. 1,18.19). Иисус Христос - Господь, искупивший нас (агорадзейн) (2 Пет. 2,1). Мы куплены дорогою ценою (агорадзейн) (1 Кор. 6,20; 7,23). В Новом Завете неоднократно говорится о том, что для спасения человека от дилеммы и из рабства, в которые привел человека грех, необходима была смерть Иисуса Христа. В Новом Завете нет "официальной" теории о том, каким образом этот результат был достигнут, но зато нет никаких сомнений в том, что он был достигнут.

 

3. Смерть Иисуса Христа пошла на благо всем, мужчинам и женщинам всех рас. Ведь когда-то иудеи могли считать, что Бог заботится только о них и помышляет только об уничтожении всех других народов. А в Иисусе Христе мы встретили Бога, который любит мир. Христос умер ради всех людей и потому Церковь должна поведать об этом всем людям.

 

4. Смерть Христа принесла пользу. Он не умер напрасно. В этой песне указано на три аспекта свершения Христа.

 

а) Он сделал нас царями. Он открыл людям путь в царственную семью Божью. Люди уже завсегда были чадами Божиими по творению, а теперь каждому человеку открыты новые и сыновние отношения благодати.

 

б) Он сделал нас священниками. В античном мире лишь священники имели право приближаться к Богу. Простой иудей, войдя в храм, мог пройти через двор язычников, через двор женщин во двор израильтян, но не мог войти во двор священников; лишь до сих мест и не дальше. А Иисус Христос открыл всем людям путь к Богу. Каждый человек становится священником, в том смысле, что он имеет право доступа к Богу.

 

в) Он дал нам победу. Верные Ему будут царствовать на земле; но то будет ни политическая победа, ни материальное господство, а это секрет победоносной жизни в любых обстоятельствах. "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Иоан. 16,33). Во Христе мы одерживаем победу над собой, победу над обстоятельствами и победу над грехом.

 

Когда мы подумаем о том, что дали людям смерть и жизнь Иисуса, становится понятным, почему животные и старцы изливают хвалу Ему.

 

Песнь ангелов (Отк. 5,11-12)

 

Хвалебный хор поддерживают мириады ангелов небесных. Они стоят в большом внешнем круге вокруг престола и животных и старцев и начинают свою песнь. Мы уже неоднократно видели, как Иоанн берет язык Ветхого Завета, и здесь перед его мысленным взором стоит великая благодарственная молитва царя Давида:

 

"Благословен Ты, Господи, Боже Израиля, отца нашего, от века и до века!

 

Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое;

 

Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.

 

И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество; и во власти Твоей возвеличить и укрепить все" (1 Пар. 29,10-12).

 

В песне животных и старцев говорилось о деянии Христа в Его смерти, а теперь ангелы поют о том, чем владеет Христос в Своей славе. Воскресший Христос имеет:

 

1. Силу. Павел называет Иисуса "Божия сила" (1 Кор. 1,24). Он не из тех, кто планирует и никогда не воплощает, Он имеет силу. Мы можем торжествующе сказать о Нем: "Он может".

 

2. Богатство. "Он будучи богат, обнищал ради вас" (2 Кор. 8,9). Павел говорит о неисследимом богатстве Христовом (Еф. 3,8). Нет такого обетования, из данных Иисусом Христом, которое Ему нечем было бы исполнить. Он может исполнить любую просьбу.

 

3. Мудрость. Павел говорит, что Иисус - Божья премудрость (1 Кор. 1,24). Он обладает мудростью, чтобы знать тайны Божий и решения жизненных проблем.

 

4. Крепость. Христос могуч и может обезоружить силы зла и ниспровергнуть сатану (Лук. 11,22). Он может совладать с любой ситуацией.

 

5. Честь. Настанет день, когда перед Иисусом преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедовать, что Иисус Христос - Господь, в славу Бога Отца (Фил. 2,10.11). Удивительно, но часто даже и не христиане воздают Иисусу честь, заявляя, что лишь в Его учении может наш обезумевший мир искать надежду.

 

6. Славу. Как сказал Иоанн: "Мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Иоан. 1,14). Слава - это то, что по праву принадлежит только Богу Одному. Сказать, что у Иисуса слава - значит сказать, что Он Божественный.

 

7. Благословение. Это - обязательная кульминация. Все это принадлежит Христу, и все это Он поставил на служение людям, ради которых Он жил и умер; Он не просто взял это все Себе.

 

И потому все, кому Он принес искупление, воздают Ему хвалу, и наша благодарственная молитва - это все, что мы можем дать Ему, который владеет всем.

 

Песнь всей твари (Отк. 5,13-14)

 

И вот хвалебный хор достигает таких размеров, что он не может больше расти, потому что он охватывает всю вселенную и все творение. Это одна необъятная песнь Агнцу. Здесь можно отметить очень примечательный факт. В этом хвалебном хоре Бог и Агнец поставлены рядом; это наилучшим образом показывает Иоанново представление об Иисусе Христе. В хвале всякой твари Иоанн ставит Его рядом с Богом.

 

В самой песне нужно отметить два факта.

 

Свою хвалу прибавляют и находящиеся на небе создания. Кто они? На это был дан не один ответ, и каждый по-своему прекрасен. Было высказано предположение, что имеются в виду птицы небесные; уже само пение птиц - хвалебная песнь. Было высказано предположение, что имеются в виду солнце, луна и звезды; небесные тела своим сиянием хвалят Бога. Было высказано предположение, что в этой фразе объединены все возможные создания на небе - все живые твари, старцы, мириады ангелов и все другие небесные существа.

 

Прибавляют свою хвалу и создания, находящиеся под землей. Под этим можно понимать лишь мертвых, которые находятся в Гадесе, и это нечто совершенно новое. В Ветхом Завете заложена идея, что мертвые совершенно изолированы от Бога и людей и существуют как тени. "Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?" (Пс. 6,6). "Что пользы в крови моей, когда сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?" (Пс, 29,10). "Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою?" (Пс. 87,11-13). "Не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою" (Ис. 38,18).

 

А вот Иоанново видение отметает прочь все эти представления. И царство мертвых находится не за пределами власти Воскресшего Христа. Даже оттуда, из царства мертвых, доходит до Него хвалебный хор. Это - всеохватывающая картина всей природы, славящей Бога.

Глава 6

 

1-8

 

Снятие печатей

 

По мере того, как одна за другой снимаются печати, перед глазами Иоанна разворачивается история.

 

При изучении этого отрывка надо помнить один общий факт, который имеет очень важное значение для понимания: в этих видениях Иоанн видит впереди конец ужасов и суда, что может принести наступление Золотого века Божьего.

 

Прежде чем приступить к подробному изучению отрывка, отметим один общий момент. В первой части видения, 6,1-8 по греческому тексту животные говорят: "иди и смотри" (ст. 1.3.5.7). Во всех лучших греческих текстах стоит просто: "иди!" Это не приглашение Иоанну прийти и посмотреть, а вызов четырем коням и их всадникам подыматься друг за другом на сцену истории.

 

Четыре коня и их всадники (Отк. 6,1-8)

 

Прежде чем приступить к толкованию этого отрывка, отметим два важных пункта.

 

1. Источником этого отрывка является видение из Зах. 6,1-8. Захария видит четырех лошадей [в русской Библии: колесницы], которые выпущены на землю, чтобы отомстить Вавилону и Египту, и народам, подавлявшим избранный Богом народ: "Это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли" (Зах. 6,5). Лошади символизируют четыре мощных ветра, которые Бог собирается отпустить на землю с разрушительными порывами. Иоанн не сохраняет деталей, но и у него кони и их всадники являются орудием мстительного правосудия Божьего.

 

2. Мы должны объяснить принятый нами метод интерпретации. Четыре коня и их всадники символизируют могущественные разрушительные силы, которые святой гнев Божий направляет против злого мира к концу времен. Но Иоанн видит эти силы в контексте действительных событий в мире, который был ему известен, в котором жизнь казалась хаосом, и в котором казалось, что земля распадался. Кони и всадники тоже символизируют разрушительные силы и орудия гнева. Их нельзя отождествлять с какими-либо историческими фигурами, но Иоанн видел в событиях своего времени символы и типы грядущих разрушений.

 

И потому мы будем пытаться определить, какую разрушительную силу символизирует каждая из коней и потом, если это окажется возможным, события и обстоятельства в истории эпохи Иоанна, которые служат иллюстрацией грядущих разрушений. Мы увидим, что Иоанн неоднократно обращается к образам, картинам и идеям из фонда, которым пользовались все авторы видений последних дней.

 

Белый конь победы (Отк. 6,1-2)

 

По мере того, как снимается одна из семи печатей, на землю обрушивается новое бедствие. Первое бедствие символизирует белый конь и его всадник. Что же они представляют собой? Было предложено два объяснения, одно из которых, несомненно, ошибочно.

 

1. Было высказано предположение, что всадник на белом коне - Сам победоносный Христос. Такое заключение сделано потому, что некоторые комментаторы связывали эту картину с картиной в 19,11.12, где говорится о белом коне с всадником по имени Верный и Истинный, на голове Которого много диадем - Сам победоносный Христос. Надо отметить, что венец в настоящем отрывке - это не диадема в главе 19. Здесь это - стефанос, - венец победителя; а в главе 19 - диадема, - царская корона. В настоящем отрывке речь идет о сплошных несчастьях и бедствиях и образ победоносного Христа здесь совершенно неуместен. Эта картина свидетельствует о приближении ужасов гнева Господня.

 

2. Совершенно очевидно, что белый конь и его всадник символизируют победу в войне. Когда римский полководец праздновал триумф, то есть проезжал после одержанной победы в сопровождении армии, пленников и трофеев торжественно по улицам Рима, в его колесницу были запряжены белые кони - символ победы.

 

Но, как мы сказали во вступлении к настоящему отрывку, Иоанн облачает свои предсказания будущего в образы настоящего, которые его читатели обязательно должны были узнать. Всадник держал в руке лук. В Ветхом Завете лук всегда является символом военной мощи. После окончательного поражения Вавилона "взяты будут ратоборцы его, сокрушены будут луки их", то есть военная мощь (Иер. 51,56). Господь сокрушит лук Израилев в долине Изреель (Ос. 1,5). Бог сокрушил лук и переломил копье, сжег огнем колесницы, то есть, против Него не может устоять никакая человеческая военная мощь (Пс. 45,10). Таким образом, лук всегда символизирует военную мощь. Но есть еще одна картина, которую всегда узнали бы римляне и жители Малой Азии. Рим страшился лишь парфянской державы. Парфяне обитали на самых восточных границах римской империи и были его бичом. В 62 г. произошло невероятное: парфянский царь Волочез принудил римскую армию к капитуляции. Парфяне ездили верхом на белых лошадях и были лучшими в мире стрелками из лука. "Парфянской стрелой" еще и нынче называется приберегаемый напоследок неотразимый аргумент.

 

Таким образом, белый конь и его всадник символизируют армию и победу.

 

Людям пришлось долго учиться этому. Военные победы они окружали романтическим ореолом, а ведь они всегда были связаны с трагедией. Когда великий греческий драматург Еврипид хотел показать в театре войну, он не вывел на сцену армии со знаменами. Он показал согнутую и сбитую с толку старуху, которая вела за руку плачущего ребенка, потерявшего родителей. Во время гражданской войны в Испании один журналист рассказывал, как он вдруг осознал, что такое война. Он находился в испанском городе, в котором обе враждующие стороны вели друг против друга партизанскую войну. Идя по тротуару, он увидел маленького мальчика, очевидно заблудившегося, страшно испуганного, тащившего за собой игрушку, у которой были потеряны колеса.

 

Вдруг раздался винтовочный выстрел и мальчик упал мертвым на землю. Вот это война. На первое место среди грядущих ужасов и бед Иоанн ставит белого коня и мужчину с луком, видение трагедии военной победы.

 

Рыжий конь раздора (Отк. 6,3-4)

 

Второй конь и сидящий на нем всадник должны отнять у земли мир. Они символизируют губительный раздор, который поднимает человека на человека и народ на народ в хаосе трагического разрушения. У этой картины два источника.

 

1. Иоанн писал в эпоху, когда мир был раздираем междоусобной борьбой. За тридцать лет, предшествовавшие воцарению Ирода Великого, с 67 до 37 гг. до Р. X. только в Палестине в ходе неудавшихся переворотов погибло не менее ста тысяч человек. В 61 г. в Англии вспыхнуло восстание под предводительством королевы Боудикки. Римляне подавили его. Боудикка покончила жизнь самоубийством, а в результате восстания погибло около 150 тысяч человек.

 

2. Важное место в иудейских представлениях о последнем времени занимала вера в то, что в последние времена совершенно разрушатся человеческие отношения. Брат будет сражаться против брата, друг против друга, город с городом, царство с царством (Ис. 19,2). "Один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его" (Зах. 14,13).

 

Видение конца мира было видением времени, когда будут разрушены все человеческие отношения, а мир будет кипящим котлом озлобленной ненависти.

 

И нынче будет справедливо сказать, что народ, в котором существует разделение между людьми или классами и ненависть, основанная на конкуренции и честолюбии, осужден на гибель; а мир, в котором народ противостоит народу, идет к своему концу.

 

Черный конь голода (Отк. 6,5-6)

 

Мы лучше поймем скрывающуюся за этим отрывком идею, если будем помнить, что Иоанн описывает не конец мира, а признаки и события, которые будут ему предшествовать. И черный конь, и его всадник символизируют здесь сильный голод, связанный с многочисленными лишениями, но не настолько жестокий, чтобы вызывать голодную смерть. Есть пшеница, но по непомерно высоким ценам, и это вовсе не затрагивает вино и елей.

 

В Палестине было три главных культуры: зерно, вино и елей (масло), и именно они упоминаются всегда, когда речь идет о сельскохозяйственных культурах страны (Втор. 7,13; 11,14; 28,51; Ос. 2,8.22). У всадника черного коня была мера в руках. В Ветхом Завете фраза кушать хлеб по весу значит крайнюю нехватку. В Книге Левит Бог грозит, что если народ будет непослушным им, "будут отдавать хлеб ваш весом" (Лев. 26,26). И Иезекиилю Бог грозит: "Я сокрушу в Иерусалиме опору хлебную, и будут есть хлеб весом и в печали" (Иез. 4,16).

 

Кроме того, вполне возможно, что когда нет хлеба, может быть вино и елей. У оливковых деревьев и у виноградных лоз корни уходят гораздо глубже в землю, чем у зерновых, и они могут выдержать засуху, которая совершенно уничтожит урожай зерновых культур. Когда Иакову пришлось во время голода посылать сыновей за зерном в Египет к Иосифу, он мог послать туда "плодов земли сей" в дар (Быт. 43,11). Действительно, в ситуации, когда имеется много вина и елея, а зерно невероятно дорого, можно сказать, что предметов роскоши в изобилии, а необходимого недостаточно.

 

Каковы были размеры голода видно из слов, раздавшихся из среды животных. Одна малая хлебная мера пшеницы или три малых мер ячменя стоит динарий. Малая мера, хиникс, составляла чуть больше литра, и в античности считалось необходимой для мужчины дневной нормой. А динарий составлял дневную заработную плату поденщика. Обычно за динарий можно было купить от восьми до шестнадцати мер пшеницы, и в 3-4 раза больше ячменя. Таким образом, Иоанн предсказывает ситуацию, когда человеку придется работать целый день, чтобы заработать себе на пропитание, и ничего не будет оставаться на покрытие других потребностей, и вовсе ничего на жену и семью. Если он покупает вместо пшеницы много уступающий ей по качеству ячмень, то мог выкроить что-нибудь для жены и детей, но опять же больше ничего купить не может.

 

Как мы видим, хоть Иоанн и рисовал признаки и симптомы, предваряющие конец мира, он оставался в рамках исторической ситуации, доступной для понимания людей. В эпоху императора Нерона были ужасные периоды голода, которые совсем не задели роскошь богатых. Однажды в Италию пришел корабль; изголодавшееся население решило, что на нем привезли зерно, потому что обычно хлеб привозили на судах из Александрии, и они взбунтовались, узнав, что привезли не хлеб, а особый сорт песка из дельты Нила для того, чтобы посыпать цирковые арены во время гладиаторских представлений. Этот отрывок из Откровения потрясающе точно передает некоторые события и ситуации, имевшие место при императоре Домициане, в эпоху, когда Иоанн писал свое Откровение. Крайне не хватало зерна, а вино было в большом изобилии. Домициан принял крутые меры против того, чтобы в Италии закладывались новые виноградники и приказал вырубить половину виноградников в провинции. Против этого жители провинции Асии, в которую писал Иоанн, едва не подняли восстание, потому что они получали свой основной доход от виноградников. Встретив такую бурную реакцию Домициан отменил свой эдикт и, наконец, постановил, что каждый, кто забросит свой виноградник, будет привлечен к суду. Вот ситуация, когда, несмотря на недостаток зерна, было запрещено вмешиваться в изготовление вина и елея.

 

Таким образом, перед нами картина голода и рядом с ней картина роскоши. Очень плохо, когда у одних слишком много, а у других слишком мало. Такое положение свидетельствует о том, что общество, где это возможно, идет к гибели.

 

Было высказано предположение, что в этом отрывке есть еще один интересный факт. Голос, сообщающий цены на хлеб во времена голода, идет из среды четырех животных. Мы уже видели, что эти четыре животных, по-видимому, символизируют все, что есть хорошего в природе, и, вполне возможно, что это надо рассматривать как протест природы против голода у людей. Трагедия почти всегда заключалась в том, что природа производит достаточно и даже более чем достаточно, но до многих людей это изобилие вообще не доходит. Иоанн как бы символически указывает на то, что сама природа протестует, когда производимые ее дары используются безответственно и в эгоистических целях для роскошной жизни немногих за счет многих.

 

Бледный конь мора и смерти (Отк. 6,7-8)

 

Приступая к этому отрывку, мы должны помнить, что он повествует не о последних днях, а о предвещающих их признаках. Вот почему смерть и разрушение распространяются на четвертую часть земли. Это страшное, ужасное время. Однако, это еще не время всеобщей погибели.

 

Это мрачная картина. Конь бледного цвета; в греческом это хлорос, что значит мертвенно-бледный, и употребляется для передачи цвета побелевшего от ужаса лица. Этот отрывок усложнен тем фактом, что греческое слово фанатос употреблется в двух смыслах. В 6,8 оно значит одновременно смерть и мор.

 

Иоанн писал в эпоху, когда голод и чума опустошали мир, но здесь он мыслит в категориях Ветхого Завета, где неоднократно говорится о "четырех тяжких казнях". Пророк Иезекииль слышит, как Бог говорит о времени, когда Он пошлет Свои четыре тяжкие казни, "меч и голод, и лютых зверей и моровую язву... на Иерусалим" (Иез. 14,21). В Книге Левит есть отрывок, в котором говорится о наказаниях, которые Бог нашлет на Свой народ за его непослушание. Зверей полевых сожрут и детей и истребят скот и их самих уменьшат в числе. Мстительный меч отомстит им за нарушение завета. Если же они укроются в городах, Бог пошлет на них язву. Он истребит их запасы хлеба и они будут есть и не будут сыты (Лев. 26,21-26).

 

И здесь Иоанн использует традиционную картину того, что должно случиться, если Бог ниспошлет Свой гнев на непослушный Свой народ. За всем стоит истина, что ни один человек и ни один народ не может уйти от наказания за грех.

 

9-11

 

Души и вопль мучеников (Отк. 6,9-11)

 

За снятием пятой печати следует видение душ тех, кто умер за свою веру.

 

Иисус ясно дал понять Своим последователям, что им придется страдать и принимать мученическую смерть. "Тогда будут предавать вас на мучение и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое" (Мат. 24,9; Мар. 13,9.13; Лук. 21,12-18). Настанет время, "когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу" (Иоан. 16,2).

 

Идея жертвенника на небесах встречается в Откровении не один раз (8,5; 14,18). И это вовсе не новая идея. Обстановку скинии нужно было изготовить по моделям, которые были у Бога, и которые Он обещал показать (Исх. 25,9.40; Числ. 8,4; Евр. 8,5; 9,23). Авторы, писавшие о храме и о скинии, упорно считали, что образцы всех священных вещей и предметов уже существовали на небесах.

 

Души убиенных за веру были под жертвенником. Картина взята непосредственно из обряда жертвоприношений в храме. Для иудея самой священной частью жертвоприношения была кровь; на кровь смотрели, как на жизнь, а жизнь принадлежала Богу (Лев. 17,11-14), и потому имелись особые правила, относительно принесения в жертву крови.

 

"Остальную кровь тельца (священник) выльет к подножию жертвенника всесожжении..." (Лев. 4,7). То есть, кровь приносилась в жертву у подножья жертвенника.

 

Все это помогает нам понять значение данного отрывка. Души мучеников находятся под жертвенником. Другими словами, их жизнь-кровь была пролита, как жертва Богу. У Павла тоже присутствует идея, что жизнь мучеников - это жертва Богу. Павел говорит, что его будет радовать, если он соделается жертвою за жертву и служение веры филиппийцев (Фил. 2,17). "Я уже становлюсь жертвою", - говорит он (2 Тим. 4,6). В эпоху Маккавеев иудеи жестоко страдали за свою веру. Семерым детям одной женщины грозила смерть за их приверженность иудейской вере. Она ободряла их, чтобы они не отрекались, и напомнила им, что Авраам не отказался принести в жертву Исаака, и, чтобы они, когда обретут славу, сообщили Аврааму, что он построил один жертвенник, а она построила их семь. Игнатий из Антиохии, когда его везли в Рим, где его должны были сжечь на костре, молился, чтобы Бог принял его за Свою жертву.

 

В этом заключена великая и возвышенная истина. Может показаться трагедией, когда добродетельный человек умирает ради добродетели, как будто это просто потеря прекрасной жизни, как будто это просто дело злых рук; и, действительно, может это так и есть. Но каждая жизнь, положенная за право, за истину и за Бога, это нечто неимоверно большее, чем каждое из этих трех вещей - это жертва, принесенная Богу.

 

В этом отрывке еще надо отметить три пункта.

 

1. Вечный крик страждущих праведников: "Доколе?" Так вопрошал еще и псалмопевец. Доколе позволена будет язычникам оскорблять праведных людей Божиих? Доколе позволено им насмехаться над Его народом, вопрошая, где находится Бог, и что Он делает (Пс. 79,5-10). Но надо помнить, что, когда святые Божие возопили так, они были поражены, как им казалось, бездеятельностью Бога, но они никогда не сомневались в том, что Он в конечном счете сделает все, что нужно и праведники получат воздаяние.

 

2. Эту картину очень просто начать критиковать. Святые хотели видеть наказание своих гонителей. Нам трудно понять, что зрелище наказания грешников в аде должно было стать частью небесной радости. Надо помнить, через что шли эти люди: через муки пламени, через арены диких зверей, и садистские пытки. Мы можем критиковать их только тогда, когда сами прошли через эти муки.

 

3. Мученики должны подождать еще немного, когда они соберутся все. Иудеи были убеждены в том, что драма истории должна быть сыграна полностью перед тем, как она может получить свое завершение.

 

Всевышний не подвинет и не ускорит, до тех пор "доколе не исполнится определенная мера" (3 Езд. 4,37). Мессия не явится до тех пор, пока не родятся все души, которые должны родиться. Эта же идея нашла отражение в похоронной молитве в молитвеннике англиканской церкви: "Ты спешишь завершить вскоре число Твоих избранных и приближаешь Царствие Твое". Может показаться странным, но за этим стоит идея, что вся история находится в руке Божьей, и что в ней и через нее Он направляет все к определенному завершению.

 

12-14

 

Потрясенная вселенная (Отк. 6,12-14)

 

И здесь Иоанн использует очень знакомые его иудейским читателям картины. Иудеи уже завсегда верили в то, что конец - это время, когда земля будет потрясена до основания, а космос тоже постигнет радикальное изменение и разрушение. В настоящей картине можно отметить пять элементов, которые можно очень хорошо проиллюстрировать текстами из Ветхого Завета

 

1. Будет землетрясение. С приходом Господа земля поколеблется (Ам. 8,8). В то время произойдет великое потрясение на земле (Иез. 38,19). Потрясется земля, поколеблется небо (Иоил. 2,10). Бог потрясет небо и землю, море и сушу (Агг. 2,6). Иудейские пророки и ясновидящие предвидели такое время, когда земля поколеблется и прилив разрушений прокатится по ней, прежде чем родится новый мир.

 

2. Солнце померкнет и луна сделается, как кровь. Солнце закатится в полдень и земля омрачится среди белого дня (Ам. 8,9). "Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим" (Ис. 13,10). Бог облечет небеса мраком и покроет небеса вретищем (Ис. 50,3). Бог закроет небеса, и звезды их помрачит, солнце закроет облаком (Иез. 32,7). "Солнце превратится во тьму и луна - в кровь" (Иоил. 2,31). Солнце померкнет и луна не даст света своего (Мат. 24.29; Мар. 13,24; Лук. 23,45).

 

3. Звезды упадут. Для иудеев это была особенно ужасная мысль, потому что именно небесный порядок был подлинной гарантией неизменной верности Бога. Если убрать надежность и прочность небесного порядка, останется лишь хаос. Полнейшим хаосом иудей считал состояние, когда звезды падают с неба. Но в последние времена истлеет все небесное воинство (звезды) и падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист - со смоковницы (Ис. 34,4). "Звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются" (Мат. 24,29). Конец мира будет временем, когда самые надежные во вселенной вещи обратятся в беспорядочный и ужасный хаос.

 

4. Небо свилось, как свиток. Здесь небо сравнивается с развернутым и натянутым свитком, который вдруг трескается посредине и каждая половина отскакивает и сворачивается. Бог потрясет небо (Ис. 13,13). Небеса свернутся, как свиток книжный (Ис. 34,4). "Они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их" (Пс. 101,27).

 

5. Горы и острова сдвинутся с мест своих. Горы... дрожат и все холмы колеблются (Иер. 4,24). Горы трясутся перед Ним и холмы тают (Наум. 1,5).Иоанн видел время, когда поколеблются самые прочные вещи, а скалистые острова, вроде Патмоса, будут сняты со своих оснований.

 

Какими бы странными ни показались нам картины Иоанна, в них нет ничего такого, чего не было бы в картинах конца мира в Ветхом Завете. Иоанн собирает самые ужасные события, какие только может представить себе человек, чтобы дать людям представление об ужасах, которые ждут их в последние времена. Сегодня, когда у нас имеются новые научные познания, мы могли бы нарисовать эти картины иными красками и в других выражениях, но ведь дело не в картине, а в ужасах, которые Иоанн и иудейские пророки предвидели на то время, когда Бог вторгнется в мировую историю, когда ей придет конец.

 

15-17

 

Время ужасов (Отк. 6,15-17)

 

Иоанн видел последнее время как время всеобщего ужаса. И здесь он опять пользуется знакомыми читателям картинами из Ветхого Завета и позднейших иудейских книг. Когда наступит День Господень, люди устрашатся, их охватят боль и скорбь, как женщину при родах, и они будут изумляться друг перед другом (Ис. 13,6.8). В то время даже сильный мужчина будет горько плакать (Соф. 1,14). Все жители земли будут трепетать (Иоил. 2,1). Они будут охвачены страхом, но не будет места, куда бежать им и где спрятаться; Господь Бог придет, чтобы свидетельствовать против грешников (Мих. 1,1-4). Он, как огонь расплавляющий и очищающий, и кто выдержит день пришествия Его? (Мал. 3,1-3). День Господень будет велик и страшен, и кто выдержит Его? (Иоил. 2,11). Тогда скажут люди горам: "Покройте нас" и холмам: "Падите на нас" (Ос. 10,8); это те слова, которые Иисус цитировал на Своем пути на Крест (Лук. 23,30). В этом отрывке отличены два аспекта этого ужаса.

 

1. Он охватит всех. В 6,75 говорится о царях земных, и вельможах и богатых тысяченачальниках и сильных и всяком рабе и всяком свободном. Указывалось, что эти шесть сословий и категорий охватывают всю социальную структуру человеческого общества. Никого не минует суд Божий; богатые тысяченачальники вполне могут быть римскими наместниками и правителями, преследовавшими Церковь, и военным начальством и командирами. Каким бы великим наместник ни был и какой бы властью он ни располагал, он тоже подлежит суду Божьему. Каким бы богатым или сильным человек ни был, каким бы свободным он себя ни считал, каким бы рабом и каким бы малым он ни был, он не может уйти от суда Божьего.

 

2. В День Господень Иоанн видит, что люди будут искать, где бы спрятаться. И в этом заключается великая истина. Ведь со грехом связан, прежде всего, инстинкт - спрятаться. Уже в саду Едема Адам и Ева попытались спрятаться (Быт. 3,8). Английский богослов Суит говорит: "Больше всего грешники боятся не смерти, а все обнажающего присутствия Божия". Ужасно в грехе именно то, что он толкает человека бежать от Бога, а высшим вкладом деятельности Иисуса Христа является то, что Он устанавливает между человеком и Богом такие отношения, когда он не должен больше прятаться, потому что знает, что предает себя любви и благодати Божьей.

 

3. Отметим еще один момент. Люди бегут от гнева Агнца. И в этом заключается парадокс. Мы готовы связывать с Агнцем скорее не гнев, а нежность и доброту. Но гнев Божий - это гнев любви, которая направлена не на разрушение и уничтожение, а которая даже в гневе хочет спасти того, кого она любит.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz