» Указатель
Глава 7
1-3
Спасение и награда (Отк. 7,1-3)
Прежде чем обратиться к подробному изучению этого отрывка, посмотрим, что за ним стоит.
Иоанн видит видение последних дней и, в частности, грядущих бед и несчастий, каких не было от начала мира доныне (Мат. 24,21; Мар. 13,19). Эти грядущие беды и несчастья знаменуют последний штурм сил зла и последнее опустошение земли. Ветры ждут своего часа в акте опустошения земли, но их на время удерживают от этого.
Прежде чем наступит это время ужаса и опустошения, должны быть запечатлены печатью Бога Его верные и избранные, чтобы они могли спастись и выжить. Нет, они вовсе не избегут всего, но должны пройти через это благополучно.
Это ужасная картина; даже если верные и избранные должны быть проведены через эти ужасные времена, они, тем не менее, должны пройти через них, а такая перспектива заставит вздрогнуть даже самого смелого человека.
В 7,9 тайновидцу открываются еще большие дали, и он видит верных и избранных уже после эпохи бед и несчастий. Они в полном покое и удовлетворении находятся в присутствии Бога. Последние времена принесут им неописуемый ужас, но, пройдя через него, они вступят в такую же неописуемую радость.
Эта картина состоит их трех частей.
1. Это предостережение. Скоро грядут последние невообразимые и беспримерные последние времена.
2. Это гарантия. В эти гибельные времена достойные и верные будут жестоко страдать, но вскоре пройдут через все это и выйдут вновь, потому что помечены печатью Божьей.
3. Это обетование. Пройдя через эти ужасные последние времена, они обретут блаженство, в котором нет ни страданий, ни скорби, а в котором есть только покой и радость.
Ветры Божии (Откр. 7,1-3 (продолжение))
Это видение выражено в идеях мира и эпохи, в которую жил и писал Иоанн.
Мир - это квадрат, по четырем углам которого стоят в ожидании четыре ангела, чтобы выпустить на свободу разрушительные ветры. Пророк Исаия говорит о том, что изгнанники Израиля и рассеянные иудеи будут собраны с четырех концов земли (Ис. 11,12). У пророка Иезекииля конец пришел на четыре края земли (Иез. 7,2).
В античную эпоху люди верили, что ветры, дующие прямо с севера, юга, востока и запада - это все благоприятные ветры; а все ветры, дующие по диагонали, скажем с юго-запада или северо-востока - злые и вредные. Вот почему ангелы стояли на углах земли. Они должны были выпустить ветры, дующие через землю по диагонали - с северо-востока, юго-востока, юго-запада и северо-востока. Люди верили также, что все силы природы находятся под контролем ангелов. Так, мы читаем об ангеле, имеющем власть над огнем (Отк. 14,18), и об ангеле вод (Отк. 16,5). Эти ангелы назывались "ангелы служения". Они принадлежали к самым низким чинам ангелов, потому что должны были находиться непрерывно на служении на своем посту и, поэтому, не могли соблюдать субботы, как день отдыха. Считалось, что благочестивые израильтяне, преданно соблюдающие закон и субботу, стоят на один ранг выше, чем ангелы служения.
Ангелов просят придерживать ветры, пока не закончится работа по запечатлению избранных и верных Богу. Мы неоднократно видим, как ангелы укрощают разрушительные силы до тех пор, пока не будет обеспечена безопасность верных.
К интересным и ярким картинам Ветхого Завета относятся картины ветров, выступающие в качестве слуг и помощников Бога. Особенно это относилось к сирокко, ужасному юго-восточному ветру, дувшему подобно горячему воздуху из топки, и иссушавшему и уничтожавшему всю растительность. У пророка Захарии есть картина колесниц ветра, которые предстоят перед Господом всей земли (Зах. 6,1-5). Пророк Наум говорит о шествии Господа в вихре (сирокко) и в буре (Наум. 1,3). Господь Бог будет шествовать в бурях полуденных (Зах. 9,14). Колесницы Бога - как вихрь (Иер. 4,13). Господь придет в огне, и колесницы Его, как вихрь (Ис. 66,15). Ветер - это дыхание Божие (Иов. 37,9.10). Ветер раздирает горы, сокрушает скалы (3 Цар. 19,11); сушит траву (Ис. 40,7.24); иссушает море и реки (Наум. 1,4; Пс. 17,16).
Этот ветер сирокко наводил на людей такой ужас, что ему отведено место даже в картине последних времен. Среди прочих ужасов, предшествующих концу мира, были и ужасный шторм. Бог уничтожит врагов Своих и они будут как пыль в вихре, как солома под ветром (Пс. 82,14). День Господень будет днем вихря и бури (Ам. 1,14). "Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых" (Иер. 23,19; 30,23). Ветер Господень придет из пустыни и иссохнет родник и иссякнет источник (Ос. 13,15). Бог наведет на Елам четыре ветра от четырех краев неба и развеет людей (Иер. 49,36).
Нам это трудно понять; жителю умеренного пояса неизвестен ужас перед ветром. Но здесь заложено нечто большее и специфическое для иудейского мировоззрения. Иудеи не имели никакого представления о вторичных причинах. Мы говорим, что различные явления вызываются атмосферными условиями, разницей температур и температурными перепадами, конфигурацией местности гор. А иудеи приписывали все это непосредственному вмешательству Бога. Они попросту говорили, что Бог послал дождь, Бог послал ветер, Бог ударил громом, Бог послал Свою молнию.
Вне всякого сомнения, обе точки зрения правильны, ибо мы можем смотреть на это так, что Бог действует через законы, которые управляют Его вселенной.
Живой Бог (Отк. 7,1-3 (продолжение))
Но прежде чем это великое несчастье сметет землю, верные Богу должны быть помечены Его печатью. Здесь следует отметить два пункта.
1. Ангел с печатью Бога живого приходит с востока, от солнца. Все картины и образы у Иоанна имеют какое-то значение, и здесь это может быть одно из двух, а) Солнце, дающее земле самое главное - свет и жизнь, - восходит с востока, и ангел может символизировать жизнь и свет, которые Бог дает Своим людям, даже тогда, когда повсюду смерть и разрушение, б) Вполне также может быть, что Иоанн вспоминает кое-что из истории рождения Иисуса. Волхвы с востока приходят в Палестину в поисках Царя, Который должен родиться, ибо "мы видели звезду Его на востоке" (Мат. 2,2). Совершенно естественно, что ангел-вестник должен подняться в той же части неба, что и звезда, возвещавшая рождение Спасителя.
2. У ангела печать Бога живого. Авторы Писания очень любят фразу Бог живой, и если они употребляют ее, то имеют при этом в виду определенные истины.
а) Они думают о живом Боге, в противоположность богам язычников. У пророка Исаии есть грандиозный отрывок - открытая насмешка над язычниками и их мертвыми богами, сотворенными их же руками (Ис. 44,9-17). Кузнец берет кусок металла и обрабатывает его молотом, щипцами и углем; он вспотел и весь опален за своей работой по изготовлению богов. Плотник идет, рубит дерево, работает над ним с лентой, карандашом и буссолем. Часть дерева он сжигает для собственного обогревания; часть использует для того, чтобы испечь свой хлеб и изжарить мясо; а часть - для того, чтобы изготовить бога. Боги язычников мертвы и сотворены руками человека; наш Бог - живой и Он Творец всех вещей.
б) Идея живого Бога использована для того, чтобы вдохновить. В самый разгар борьбы Иисус Навин напоминает людям, что с ними - живой Бог, и что Он проявит Свою силу в ходе их борьбы с врагами (Иис. Н. 3,10). С человеком, который стоит перед трудной проблемой, всегда живой Бог.
в) Человек может найти удовлетворение лишь в живом Боге. К живому Богу стремится душа псалмопевца (Пс. 41,2.3). Человек может найти удовлетворение лишь в дружбе живого человека, а не в вещи; а высшее удовлетворение он обретает в дружбе живого Бога.
г) Библейские авторы подчеркивают привилегированность, которую дает знание живого Бога и принадлежность Ему. Пророк Осия напоминает израильтянам, что когда-то говорилось им: "вы не Мой народ", но по благодати они стали сынами Бога живого (Ос. 1,10). Наша привилегия заключается в том, что для нас открыты дружба, близость, помощь, сила и присутствие Бога живого.
д) Идея Бога живого несет в себе одновременно обетование и угрозу. В 4 Цар. 18,17-37 ярко рассказана история о том, как великий царь Сеннахирим послал своих посланников сообщить царю Езекии свое решение стереть с лица земли народ Израиля. В человеческих понятиях маленькое царство Иудея не имело никаких шансов выжить, если против него поднялась мощь Ассирии. Но с Израилем был живой Бог и Он был угрозой ассирийскому безбожию; и обетованием верным Израиля.
4-8
Печать Божия (Отк. 7,4-8)
Те, кто должен невредимым пройти через все великие беды и несчастья, отмечены печатью на челе. Эта картина, по-видимому, навеяна Иез. 9. В картине, нарисованной пророком Иезекиилем, перед началом великой войны появляется человек с прибором писца и делает знак на челах людей скорбящих и воздыхающих о всех совершающихся мерзостях, и они должны остаться нетронутыми (Иез. 9,1-7).
Идея царской печати многое говорила людям на востоке. Восточные цари носили перстни-печатки, которыми удостоверяли исходившие от царя документы и метили предметы личной собственности. Когда египетский фараон назначил Иосифа над всею землею египетской, он снял перстень со своей руки и надел его на руку Иосифа в знак данной ему власти (Быт. 41,42). Так и Артаксеркс отдал свой перстень Аману, а когда его подлые планы были разоблачены, Мардохею (Есф. 3,10; 8,2). Ров, в который бросили пророка Даниила, царь запечатал своим перстнем (Дан. 6,17), а также камень, которым иудеи хотели запереть гроб Иисуса (Мат. 27,66).
Обычно печать указывала на источник или на принадлежность. Купец запечатывал тюки товаров, чтобы указать, что они принадлежат ему; а владелец виноградника запечатывал свои кувшины с вином, чтобы указать на то, что они происходят из его виноградников с его гарантией.
И вот эта печать была знаком того, что эти люди принадлежат Богу и находятся под Его властью и защитой.
В ранней Церкви эту картину запечатления верных связывали с двумя моментами, а) С крещением, которое прямо так и называли. При крещении на человека как бы накладывали печать, чтобы показать, что он стал собственностью и достоянием Бога, б) Павел часто говорит о том, что христианин запечатлен даром Святого Духа. Обладание Святым Духом является знаком того, что человек принадлежит Богу. Настоящий христианин запечатлен печатью Духа; это дает ему способность обрести мудрость и силу, чтобы выстоять в жизни даже там, где другие не могут.
Число верных (Отк. 7,4-8 (продолжение))
Здесь нужно отметить несколько фактов общего характера, которые будут очень полезны при толковании отрывка.
1. О числе 144 000 необходимо отметить следующее:
а) Совершенно очевидно, что оно не символизирует число верных избранных в каждый день и во всяком поколении. Число 144 000 символизирует тех, кто запечатлен и предохранен от бед и несчастий, надвигавшихся в тот момент, в эпоху Иоанна. В свое время они сольются, как мы видим в 7,9 с великим множеством людей, которого никто не может перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков.
б) Число 144 000 символизирует не ограничение, а полноту и совершенство. Оно составлено из 12 умноженных на 12 - совершенный квадрат, - и потом умножено на 1000, которому тем самым придана еще большая полнота и всеохватывающий характер. Это вовсе не значит, что число спасенных будет очень небольшим, а это значит, что число спасенных будет очень великим.
2. Перечисление по двенадцати иудейским коленам вовсе не значит, что это надо читать только в иудейских категориях. Одна из основополагающих идей Нового Завета заключается в том, что Церковь является настоящим Израилем, а иудеи - народ Израиля, - потеряли все свои привилегии и обетования, которые и перешли к Церкви. Павел пишет: "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога" (Рим. 2,28.29). "Не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): "в Исааке наречется тебе семя", - говорит Павел (Рим. 9,6.7). "Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал. 3,29). Это Церковь - Израиль Божий (Гал. 6,16). Обрезание -это христиане, служащие Богу духом, и хвалящиеся Иисусом Христом и не надеющиеся на плоть (Фил. 3,3). Даже если этот отрывок и написан в терминологии, восходящей к двенадцати коленам Израилевым, имеется в виду все же Церковь, новый Израиль, Израиль Божий.
3. Ошибочно было бы придавать особое значение порядку, в котором приводятся эти двенадцать колен, потому что они перечисляются всегда в разном порядке. Но две вещи надо отметить, а) Первым идет колено Иудино, вытеснившее, таким образом, Рувимово, который был старшим сыном Иакова. Это просто объясняется тем, что Мессия происходит из колена Иуды, б) Более интересным представляется тот факт, что вообще опущено Даново колено, но и этому есть объяснение. Дан не занимает в Ветхом Завете высокого места и его часто связывают с идолопоклонством. В прощальном слове к сыновьям Иаков говорит: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник упадет назад" (Быт. 49,17). В Книге Судей говорится, что сыны Дановы поставили у себя истукана (Суд. 18,30).
Золотые тельцы, ставшие грехом, были установлены в Вефиле и в Дане (3 Цар. 12,29). Более того, в Иер. (8,16) есть интересная фраза: "От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней". Эту фразу стали понимать как указание на антихриста, грядущего воплощения зла; и стали иудейские раввины верить, что антихрист произойдет из колена Данова. Христианский богослов Ипполит писал в третьем столетии ("Об антихристе", 14): "Как Христос рожден был от колена Иудина, так и антихрист родится от колена Данова". Вот почему опущено колено Даново, и список дополнен коленом Манассии, которое называется наряду с Иосифом.
9-10
Слава мучеников (Отк. 7,9-10)
Это начало видения будущего блаженства мучеников.
1. В этом ободрение. И для мучеников придет время ужасов, каких еще мир не видел, и, говорит
Иоанн, если они выдержат до конца, то обретут славу, которая вознаградит все страдания. Иоанн показывает, что в конечном счете, разумно принять на себя все, что связано с мученичеством, чтобы доказать свою верность.
2. Мучеников - несметное число. Это, может быть, даже воспоминание об обетовании, которое Бог дал Аврааму, что однажды у него будет столько потомков, сколько звезд на небе (Быт. 15,5), и как песок морской (Быт. 32,12), а, в конце концов, истинных израильтян будет неисчислимое число.
3. Иоанн здесь употребляет свою любимую фразу. Он говорит, что верные Богу происходят из всех племен и колен, и народов и языков (ср. Отк. 5,9; 11,9; 13,7; 14,6; 17,15). Суит говорит о "многоязыкой, космополитической толпе, в которой люди толкали друг друга на площадях или на пристанях малоазийских городов". В любом малоазийском порту и на рыночной площади можно было встретить людей из многих стран, говорящих на различных языках. Любой евангелист загорелся бы идеей и желанием принести весть Христову этой разношерстной публике. Здесь перед нами обетование, что настанет день, когда вся эта пестрая толпа из представителей разных народов и языков станет одним стадом Иисуса Христа.
4. И вот, в конце концов, верные с победой прибудут в присутствие Бога и Агнца. Они прибудут не усталыми, измотанными и вымотанными, а победоносными. Белые одежды - знак победы; римский полководец праздновал свой триумф, одетый в белое. Пальмовая ветвь - тоже знак победы. Когда под властью Маккавеев Иерусалим был очищен от осквернения Антиоха Епифана, народ вошел в город с жезлами, обвитыми плющом, и с цветущими ветвями и пальмами (2 Макк. 10,7).
5. Ликующие верные возносят крики о спасении Богу. Это Бог провел их сквозь испытания и беды и несчастья, и теперь они разделяют с Ним Его славу. Бог - великий Спаситель, великий Избавитель Своего народа. А избавление, которое Он дает им, не является избавлением бегства, а победоносное избавление. Это избавление, которое не просто избавляет человека от неприятностей и забот, а торжествующе проносит его через все трудности. Оно не делает жизнь простой, но оно придает ей величие. Христианская надежда не обещает человеку жизнь, свободную от всех забот и тревог, а она дает человеку способность перенести любые заботы и тревоги и не согнуться под ними, и выйти к находящейся за ними славе.
11-12
Хвала ангелов (Отк. 7,11-12)
Картина представляет собой огромные концентрические круги небесных обитателей. Во внешнем круге стоят все ангелы. Ближе к престолу находятся двадцать четыре старца; еще ближе к престолу -четыре животных; а перед престолом - одетые в белые одежды мученики. Они только что пропели свою хвалебную песню Богу, а теперь эту хвалебную песню подхватывают ангелы и присоединяются к ней. "Да будет так! Аминь!" - говорят они хвалебной песне мучеников. Потом они поют свою хвалебную песню и каждое слово в ней полно значения.
Они возносят благословение Богу; все Божий творения должны возносить Ему благословения за Его великодушие в акте творения, искупления и в провидении ко всем сотворенным Им. Как выразился один из святых: "Ты сотворил нас и мы Твои; Ты искупил нас и мы вдвойне Твои".
Они возносят славу Богу. Бог - Царь царей и Господь господствующих, и поэтому Ему должно воздавать славу. Бог есть любовь, а эту любовь не следует воспринимать с чувством дешевого сентиментализма; люди никогда не должны забывать о величии Божием.
Они славят Его мудрость. Бог - источник всякой мудрости, дающий всякое знание. Для достижения истины существует лишь два пути: поиски ума человеческого и ожидание откровения Божьего - и оба одинаково важны.
Они возносят благодарения Богу. Бог дал людям спасение и постоянно дает им благодать. Он - Творец мира и Он постоянно поддерживает все, что в нем находится. Псалмопевец взывал: "Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его" (Пс. 102,2). Уильям Шекспир говорил, что иметь неблагодарное дитя - это отравляет больше, чем змея. Мы должны всегда помнить о том, чтобы не быть повинными в самом ужасном грехе - в неблагодарности.
Они поют ему честь. Богу надо поклоняться. Ведь иногда мы начинаем смотреть на Него как на Того, Кого нужно и можно использовать; но мы не должны забывать, что Его нужно почитать, с тем, чтобы не только просить у Него что-нибудь, но жертвовать Ему собой и всем, что у нас есть.
Они славят Его силу. Сила Божья никогда не убывает, но вот действительно прекрасно, что Он воспользуется ею в любви к человеку. Бог осуществляет Свои цели в течении всех веков, а в конце установит Свое Царство.
Они славят Его крепость. В жизни важно найти силы для выполнения связанных с ней задач, ответственности, требований. Христианин может сказать: "Я пойду в силе Божьей".
В жизни верующего нет большей задачи, как размышлять над хвалебным гимном ангелов и усвоить все, что заключается в нем.
13-14
Омытие грехов (Отк. 7,13-14)
Автор уверен в том, что он и его люди стоят непосредственно перед концом истории, и что этот конец времен будет невообразимо страшным. Но смысл всего отрывка заключается в том, что за периодом невзгод и неприятностей последует время славы. Он говорит не вообще о невзгодах, а о скорбях, которые предсказал Иисус, когда Он говорил: "Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет" (Мат. 24,21; Мар. 13,19). Сегодня мы читаем этот отрывок как заявление о скорби и невзгодах вообще, и потому придаем ему огромное значение; мы имеем на это право, потому что обетования Божий даны навечно. Но одновременно будет правильно помнить, что первоначально он относился к конкретным обстоятельствам, имевшим непосредственное отношение к Иоанновым адресатам.
В этом отрывке нашли отражение две типичные для Библии картины. Сперва мы взглянем на обе картины порознь, а потом сложим их вместе, чтобы понять общий смысл отрывка.
Огромная толпа блаженных в белых одеждах. В Библии много сказано о белых одеждах и о запятнанных одеждах. В античную эпоху это была вполне естественная картина, потому что к богу нельзя было приблизиться в нечистых одеждах. Этой картине еще большее значение придает тот факт, что христианина после крещения одевали в новые белые одежды. Эти одежды должны были символизировать его новую жизнь, а запачкать их символизировало нарушение обетовании, данных при крещении.
Пророк Исаия говорит: "Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда" (Ис. 64,6). Пророк Захария видит великого иерея Иисуса, одетого в запятнанные одежды и слышит, как Ангел говорит: "Снимите с него запятнанные одежды... смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные" (Зах. 3,1-5). Приготавливаясь к получению заповедей от Бога, Моисей приказывает народу своему выстирать одежды (Исх. 19,10.14). Псалмопевец умоляет Бога тщательно омыть его от беззакония и очистить его от греха, чтобы он стал белее снега (Пс. 50,1-9). Пророк слышит обетование, что грехи красные, как багряное, будут белые, как снег; а грехи красные, как пурпур, будут убелены, как волна (Ис. 1,18). Павел напоминает своей пастве в Коринфе, что они омылись и освятились (1 Кор. 6,11).
Эта картина представлена во всем Писании - человек, запятнавший свою одежду грехом и очищенный благодатью Божьей. Крайне важно помнить, что эта любовь Божья не только прощает человеку его запятнанные одежды, но и очищает их.
Кровь Иисуса Христа (Отк. 7,13-14 (продолжение))
В этом отрывке говорится о крови Агнца. В Новом Завете много сказано о крови Иисуса Христа. Мы должны быть очень осторожны в уяснении полного значения фразы. Для нас кровь значит смерть и, соответственно, кровь Иисуса Христа говорит нам о Его смерти. Но для иудеев же кровь символизировала жизнь. Вот почему ортодоксальный иудей никогда не ел - и никогда не будет есть, - того, в чем содержится кровь (Быт. 9,4). Кровь - это жизнь, а жизнь принадлежит Богу и кровь всегда должна приноситься в жертву Ему. Отождествление крови и жизни не является чем-то противоестественным. По мере того, как из тела человека истекает кровь, из него истекает и жизнь. Когда в Новом Завете говорится о крови Иисуса Христа, имеется в виду не только Его смерть, но и Его жизнь и смерть.
Кровь Иисуса Христа символизирует все, что Он сделал для нас в Своей жизни и смерти. Помня об этом, посмотрим, что же говорится в Новом Завете о крови.
Кровь Иисуса Христа очищает нас от всех грехов (1 Иоан. 1,7). Это кровь Иисуса Христа принесена в жертву умилостивления (Рим. 3,25), и Его кровью мы оправданы (Рим. 5,9). В Его крови мы имеем искупление (Еф. 1,7) и искуплены мы драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1,19). Его кровью мы обрели мир между земным и небесным (Кол. 1,20). Его кровь очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому (Евр. 9,14).
Здесь заключены четыре идеи, из которых первая является главной, а из нее вытекают остальные.
1. Главная идея связана с жертвою. Жертва - это, в сущности, нечто предназначенное для восстановления отношений с Богом. Бог дает человеку Свой закон; человек нарушает этот закон, а это нарушение закона разрушает отношения, существующие между Богом и человеком, и жертва предназначена для искупления нарушения и восстановления утерянных отношений. Великое свершение Иисуса Христа в Его жизни и смерти заключается в том, что Он восстановил утерянные отношения между Богом и человеком.
2. Это свершение Христово имеет отношение к прошлому. Оно завоевало прощение за прошлые грехи человека и освободило его от рабства греху.
3. Свершение Христово имеет отношение к настоящему. Оно дает человеку здесь и ныне, на земле, несмотря на его ошибки и грехи, новые и близкие отношения с Богом, в которых исчезает всякий страх, и в которых связью является любовь.
4. Это свершение Христово имеет отношение к будущему. Оно освобождает человека от власти зла и дает ему способность жить в будущем новой жизнью.
Святые, омывшие одежды кровию Агнца (Отк. 7,13-14 (продолжение))
Теперь объединим эти идеи. Блаженные омыли свои одежды и сделали их белыми в крови Агнца. Попытаемся выразить, как можно проще, заложенный в этом смысл.
Белые одежды всегда символизируют, во-первых, чистоту, то есть жизнь, очищенную от пятен прошлых грехов, заразительности настоящих грехов и соблазнов будущих грехов. Во-вторых, они символизируют победу, то есть жизнь, обретшую секрет и силу победоносной жизни. Выражаясь простейшим языком, это значит, что блаженные обрели секрет чистоты и секрет победы во всем, что Иисус Христос сделал для них в Своей жизни и смерти.
А теперь попытаемся уяснить себе то значение, которое сокрыто в словах кровь Агнца. В таком случае существует две возможности.
1. Оно может значить или силою крови Агнца или за счет крови Агнца. В таком случае можно смело утверждать, что эта чистота и эта победа приобретены силою или ценою всего того, что Иисус совершил для людей в Своей жизни и смерти.
2. Но еще более вероятно, что картину нужно понимать в буквальном смысле слова, и Иоанн представляет себе блаженных, как омывших свои одежды в крови, которая течет из ран Иисуса Христа.
Великая и непреходящая истина заключается в том, что через жизнь и смерть Иисуса Христа христиане обрели ту чистоту и победу, которые они сами не могли обрести.
Жертва Христова: как может человек овладеть ею (Отк. 7,13-14 (продолжение))
В этом отрывке надо отметить еще одну очень важную вещь. Здесь сказано, что блаженные "омыли свои одежды и убелили их кровью Агнца".
Это символическое изображение роли, которую человек сам играет в своем спасении: блаженные омывают свои одежды. Другими словами, искупление человека во Христе, но оно приходит не само по себе, человек должен обрести его. Иному человеку может быть понятно и доступно все, что необходимо для очищения его одежд, но все останется в туне, пока он не воспользуется всем этим для себя сам.
Как может человек приобщиться к жертве Христовой? Во-первых, через покаяние. Сперва в нем должно возникнуть сожаление о совершенном им грехе и желание измениться. Во-вторых, через веру. Он должен всем сердцем верить, что Христос жил и умер за нас, людей, и за наше спасение, и в то, что Его жертва может спасти. В этом процессе он может пользоваться средствами благодати. Писание разбудит в человеке раскаяние и веру, и воспламенит его сердце; молитва приблизит его все ближе ко Христу и с каждым днем приближает его с Ним; таинства станут каналами, через которые к нему потечет обновляющая через веру благодать. Человек достигает этого в акте ежедневной верности, бдительности и своей жизнью с Христом.
15
Служение в славе (Отк. 7,15)
Те, кто был верным, получат доступ в самое присутствие Бога. Иисус сказал: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мат. 5,8).
Здесь содержится очень примечательный факт. Левиты и священники день и ночь служили Богу (1 Пар. 9,33). А теперь, как мы видели уже в 7,9, перед престолом Божиим находятся избранные из всех племен и колен, народов и языков. Это революция, ведь в земном храме в Иерусалиме ни один язычник не мог под страхом смертной казни пойти дальше двора язычников. Израильтянин же мог пройти двор женщин и вступить во двор израильтян, но не дальше. Дальше находился двор священников, куда могли войти только священники. А в небесном храме доступ в присутствие Бога открыт представителю всякой расы. Перед нами картина неба, где нет никаких барьеров и стен. Более не существует ни расовых, ни сословных, ни имущественных различий между людьми; доступ в присутствие Бога открыт каждой верной душе.
Но здесь есть еще один полускрытый факт. В 7,75 сказано, что Сидящий на престоле будет обитать в них [у Баркли: среди них]. Это совершенно правильный перевод, но за этим скрыто больше, чем видно на первый взгляд. В греческом обитать - скиноун, от скини, что значит палатка. Это же слово употребляет Иоанн, когда говорит, что Слово стало плотию и обитало с нами (Иоан. 1,14). Иудеи всегда ассоциировали его с одним словом, близким по звучанию, но не имеющим ничего общего по значению: шехина, видимое присутствие славы Бога. Чаще всего это видимое присутствие описывается как светящееся облако. Так, при вручении Десяти заповедей, "слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней... Вид же славы Господней на вершине горы был... как огонь поядающий" (Исх. 24,16-17). Так же было и со скинией: облако покрыло скинию собрания и слава Господня наполнила скинию. Моисей не мог войти в скинию собрания, потому что ее осеняла слава Господня. Это облако вело израильтян днем, а огонь ночью (Исх. 40,34-38). Во время открытия храма царя Соломона и после его молитвы, слава Господня наполнила дом, так что священники не могли войти (2 Пар. 7,1-3. Слово скиноун всегда ассоциировалось в мыслях иудеев с шехина, и сказать, что Бог пребывал в каком-то месте, это значило, что Его слава там находилась.
Таким образом, иудеи всегда понимали этот вопрос, но с течением времени подобное понимание все более и более усиливалось. Иудеи привыкли думать, что Бог невероятно далек от мира. Но со временем такое представление все больше усиливалось. Они даже считали, что нельзя говорить о Нем так, как будто Он находится в этом мире; в их представлении такие разговоры были выражены в слишком уж человеческих понятиях, и они даже стали употреблять слово шехина вместо имени Бога. Вот что сказал Иаков в Вефиле: "Истинно Господь присутствует на месте сем" (Быт. 28,16). Раввины изменили эти слова так: "Шехина присутствует на месте сем". В Книге пророка Аввакума читаем: "Господь - во святом храме Своем" (Авв. 2,20), а позже иудеи говорили: "Богу было приятно, чтобы Его шехина пребывала в храме". В Книге пророка Исаии читаем: "Глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис. 6,5), а позже иудеи изменили это на: "Мои глаза видели шехина, Царя мира".
Всякий иудей, услышавший слово скиноун, подумал бы о шехина, и подлинное значение отрывка сводится к тому, что блаженные будут служить и обитать в самом сиянии Его славы.
Так может быть и на земле; на том, кто трудится и свидетельствует о Боге - на его работе пребывает слава Божья.
16-17
Счастье блаженных (Отк. 7,16-17)
Невозможно перечислить всех людей, которые нашли утешение в этих строках в минуты траура и в час смерти. В нем - духовное обетование окончательного удовлетворения голода и жажды человеческой души. Это обетование вновь и вновь встречается в Новом Завете и, особенно, в словах Иисуса: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мат. 5,6). Иисус сказал: "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Иоан. 6,35). "А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Иоан. 4,14). И еще Иисус сказал: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Иоан. 7,37). Бог сотворил нас для Себя, как сказал Августин, и наши сердца не могут обрести покой, пока они не успокоятся в Нем.
Но, может быть, не надо уж совсем одухотворять этот отрывок. В первые годы многие христиане были рабами. Они понимали, что такое быть постоянно голодными; они знали, что такое жажда; они знали, как беспощадно жжет спины солнце во время работы, когда еще и отдохнуть нельзя. Воистину, для них небеса должны были быть местом, где голод и жажда утолены и больше не мучит зной солнца. Обетование этого отрывка заключается в том, что во Христе - конец голоду, страданиям и печалям мира.
Хорошо было бы нам помнить, что источник этого отрывка Иоанн нашел в словах пророка Исаии: "Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их, и приведет их к источникам вод" (Ис. 49,10). Это высший пример ветхозаветной мечты, нашедшей свое совершенное исполнение в Иисусе Христе.
Небесный пастырь (Отк. 7,16-17 (продолжение))
Это обетование нежной заботы небесного пастыря о Своем стаде.
В образе пастыря сочетаются черты, столь любимые и в Ветхом и в Новом Заветах.
"Господь - Пастырь мой", - так начинается самый любимый псалом (Пс.22,1). "Пастырь Израиля!" -начинается другой псалом (Пс. 79,2). Пророк Исаия рисует Бога, Который подобно пастырю, кормит стадо свое, берет агнцев на руки и носит на груди Своей (Ис. 40,11). Пастырь народа - это величайший титул, который пророк может дать мессианскому Царю (Иез. 34,23; 37,24).
И этот титул выбрал Себе Иисус. "Я есмь пастырь добрый" (Иоан. 10,11.14). Петр называет Иисуса Пастырем и Блюстителем душ наших (1 Пет. 2,25), а автор Послания к Евреям называет Его Пастырем овец (Евр. 13,20).
Эта картина дорога людям во все века, но для жителей Палестина она имела гораздо большее значение, чем для городских жителей. Иудея была похожа на узкое плоскогорье, лишь несколько километров шириной по обе стороны которого были ужасные районы: с одной стороны - мрачные обрывки и ущелья, ведущие к Мертвому морю, а с другой - понижение к дикой местности. Не было никаких заборов и стен, и пастухи постоянно должны были быть начеку, чтобы не отбились овцы. Путешественник Джордж Адам Смит описывает восточного пастуха так: "У нас овец часто оставляют пастись одних; но на востоке я не помню, чтобы я хоть раз видел овец без пастуха. На такой местности, как Иудея, где дневное пастбище - это не огороженная проселочная дорога, пересекаемая обманчивыми тропинками, где еще встречаются дикие звери, и которая обрывом переходит в пустыню, очень важен человек и его характер. На высокогорном пастбище, где по ночам воют гиены, когда вы встречаете его, не спящего, смотрящего вдаль, обветренного и загорелого, вооруженного, опершегося на свой посох и наблюдающего за рассыпанными овцами, каждая из которых близка его сердцу; вы понимаете, почему в Иудее пастух вышел на передний план истории своего народа, почему они дали его имя своему Царю и сделали его символом провидения; почему Христос привел его в качестве примера самопожертвования".
Здесь мы видим две великие функции Небесного Пастыря. Он ведет к живым источникам вод. Как выразился псалмопевец: "Он водит меня к водам тихим" (Пс. 22,2). "У Тебя источник жизни" (Пс. 35,10). Без воды стада погибнут; а в Палестине колодцев было мало и они были очень удалены друг от друга. Небесный Пастырь ведет Свою паству к источнику вод; это символ того, что Он дает нам то, без чего жизнь немыслима.
Он отирает всякую слезу с очей. Он питает наши тела и Он утешает наши сердца; без присутствия Бога и без Его утешения жизнь стала бы невыносимой, а без силы Божьей мы бы иногда вовсе не могли пойти дальше.
Небесный Пастырь дает нам пищу для тела и утешения для сердец. Когда наш Пастырь - Иисус Христос, - мы можем вынести все, что нам выпадет в жизни.
Глава 8
1-5
Молчание и гром молитвы (Отк. 8,1-5)
Прежде чем приступить к подробному изучению отрывка, сделаем одно замечание относительно порядка его. Стих 2, где речь идет о семи ангелах с семью трубами, совершенно очевидно, не на своем месте. В том виде, как он здесь стоит, он нарушает смысл отрывка, и он должен идти непосредственно перед 8,7; вероятно, это ошибка переписчика.
Отрывок начинается с крайне драматического молчания на небесах, длительностью приблизительно в полчаса. Абсолютное молчание производит даже большее впечатление, чем гром и молния. Молчание может иметь два значения.
1. Это может быть своего рода пауза или передышка в рассказе, подготовительный момент перед наступлением следующего откровения.
2. Но, может быть, в этом есть нечто более прекрасное. Молитвы святых восходят к Богу и, может быть, здесь заложена идея, что на небе все примолкло, чтобы молитвы святых могли быть услышаны. Как выразился один комментатор: "Нужды святых значат для Бога много больше, чем все небесное псалмопение". Даже небесная музыка, и даже гром откровений замолкли, чтобы ухо Божие могло внять тихим молитвам самых скромных и верных Его людей.
Ангел стоит перед жертвенником. В Откровении жертвенник в небесных картинах встречается довольно часто (6,9; 9,13; 14,18). Это не может быть жертвенник всесожжения, потому что на небе не может быть жертвоприношений животных; это должен быть жертвенник курения. В храме жертвенник курения стоял непосредственно у Святого Святых (Лее. 16,12; Числ. 16,46). Он был сделан из золота, был высотой около метра и размером около 50 см. По его четырем сторонам были рога, поверхностно покрытые листовым золотом; вокруг него была загородка, подобная миниатюрной балюстраде, которая предохраняла от падения с него горящих углей. В храме всесожжения возносились ежедневно перед первым и после последнего жертвоприношения. Жертвы людей восходили к Богу как бы завернутые в благовонные воскурения.
Здесь мы имеем идею, что молитва - это жертва Богу; молитвы святых приносятся в жертву на жертвеннике и, подобно всем жертвам, когда поднимаются к Богу, окружены дымом фимиама. Может быть, человеку больше нечего принести в жертву, но он всегда может принести Богу в жертву свои молитвы, и руки ангелов всегда готовы отнести их Ему.
Но есть еще одна половина картины. Тот же самый ангел взял кадильницу и, наполнив ее огнем с жертвенника, поверг ее на землю; и это - прелюдия к громам и землетрясениям, которые, в свою очередь, предваряют еще большие ужасы. Эта картина навеяна видением пророка Иезекииля, где человек, одетый в льняную одежду, берет угли из под херувимов и бросает их на город (Иез. 10,2) и видением пророка Исаии, в котором серафим касается углем, взятым с жертвенника, его уст (Ис. 6,6).
Но в этой картине есть нечто совершенно новое. Уголья с жертвенника вызывают новые несчастья. Суит выразил это так: "Молитвы святых возвращаются на землю гневом". Иоанн при этом думает о том, что молитвы святых вызывают месть на тех, кто дурно со святыми обращался.
Нам может показаться, что молитвы о мести звучат странно в устах христианина, но надо помнить страдания гонений, через которые проходила Церковь в период написания Откровения.
6
Семь ангелов с трубами (Отк. 8,2-6)
Эти семь ангелов, известные как семь ангелов присутствия - это архангелы.
Их название - ангелы присутствия, - имеет два значения. Во-первых, они пользовались особой привилегией. При восточном дворе лишь особо любимые придворные пользовались правом всегда присутствовать при царе; быть таким придворным присутствия означало особую честь. Во-вторых, хотя такое присутствие при царе и было связано с особыми почестями, но это еще больше значило, что такому человеку могли в любое время дать какое-нибудь поручение. И Илия и Елисей неоднократно говорят "Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою" (3 Цар. 17,1; 18,15; 4 Цар. 3,14; 5,16). Эта фраза значит: "Господь Бог Израилев, слугой Которого я являюсь".
У семи ангелов было семь труб. В ветхозаветных и новозаветных видениях трубы всегда символизируют непосредственное вмешательство Бога в историю. Все эти картины - а их много, - восходят к сцене у горы Синай, когда народу был дан закон. На горе были громы, и молнии, и густое облако и трубный звук весьма сильный (Исх. 19,16.19). Этот трубный звук стал неизменной частью Дня Господня. В тот день вострубит великая труба, и придут затерявшиеся и изгнанные в разные земли (Ис. 27,13); протрубит труба на Сионе и будет объявлена тревога на святой горе (Иоил. 2,1). Это будет день трубы и бранного крика (Соф. 1,16). Господь Бог возгремит трубою и шествовать будет в бурях полуденных (Зах. 9,14).
Эта картина перешла в новозаветные видения последнего дня. Павел говорит о дне, когда вострубит труба и тленное облечется в нетление (1 Кор. 15,52.53). Он говорит о трубе Божией, которая вострубит в день, когда Иисус придет вновь (1 Фес. 4,16). Матфей говорит о трубе громогласной, когда будут собирать избранных (Мат. 24,31).
Было бы неправильно ожидать, что Бог в буквальном смысле вострубит в трубу, но, тем не менее, в этой картине есть символическая правда. Звук трубы может символизировать три вещи.
1. Это может быть сигнал тревоги; он будит от сна или предупреждает об опасности. Бог всегда посылает предупреждения в уши людей.
2. Это могут быть фанфары, объявляющие о прибытии царя. Этот символ может указывать на вторжение Царя вечности в историю.
3. Это может быть призыв к битве. Бог всегда призывает людей сделать выбор и встать на нужную сторону в борьбе истины с ложью и стать войнами Царя царей.
7-12
Освобождение стихии (Отк. 8,7-12)
Перед нами картина природных стихий, брошенных в осуждение против земли. По каждому трубному звуку бросаются они на разные части земли; следующее за этим разрушение не является полным, потому что это только вступление к концу. Сперва разрушительный звук трубы затрагивает землю (8,7), потом море (8,8.9), реки и источники пресной воды (8,10.11) и небесные тела (8,12). Разрушение направлено на все части сотворенной вселенной.
А теперь надо отметить, чем питал Иоанн свое воображение, ибо большая часть картин восходит к описанным в Книге Исход казням египетским, постигшим страну после того, как фараон не позволил Израилю уйти.
У Иоанна на землю обрушиваются огонь, кровь и град. В Исх. 9,24 читаем, что на Египет пал град и огонь между градом, весьма сильный. Чтобы усилить чувство ужаса, Иоанн добавляет кровь, помня картину пророка Иоиля о дне, когда солнце превратится во тьму, а луна - в кровь (Иоил. 2,10.31). В видении Иоанна третья часть моря сделалась кровью и умерла третья часть тварей, живущих в море. В Книге Исход, когда Моисей поднял свой жезл и ударил по воде речной, вода в реке превратилась в кровь и рыба в реке вымерла (Иск. 7,20.21). В картине пророка Софонии о Дне Господнем Бог говорит: "Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских" (Соф. 1,3).
В Ветхом Завете нет параллели картине горящей, подобно светильнику, звезде, но зато много параллелей идее воды, обратившейся в полынь.
Полынь - это общее название класса растений, которые известны под названием артемисия, отличительным свойством которых является горький вкус. Они не ядовиты, то есть не вызывают смерти, но опасны, и иудеи опасались их горечи. Полынь - плод идолопоклонства (Втор. 29,17.18). Бог грозил Своему народу через Иеремию, что Он накормит их полынью и напоит водой с желчью (Иер. 9,14.15; 23,15). Полынь всегда символизировала горечь суда Божьего над ослушниками.
В картине Иоанна добавляется еще затмение третьей части небесных светил. В Книге Исход одной из казней египетских была тьма по всей земле египетской (Исх. 10,21.23).
Иоанн говорит о большой, как гора пылающей массе. Это очень похоже на извержение вулкана. Так, в августе 79 г. произошло извержение вулкана Везувий, уничтожившим десятую часть Неаполя и залива. Это событие отделяют от написания Откровения всего несколько лет. В Эгейском море тоже есть вулканические острова и подводные вулканы. Греческий географ Страбон сообщает об извержении вулкана, имевшем место в 196 г. до Р.Х. в Эгейском море, в котором находится и остров Патмос, и приведшем к образованию нового острова Палапа Каумени. И это могло быть в уме у Иоанна.
В этом видении ужасов перед глазами у Иоанна Бог, использует силы природы для того, чтобы предупреждать людей о грядущей окончательной гибели.
13
Летящий ангел (Отк. 8,13)
Здесь одна из тех пауз в повествовании, которые автор Откровения так удачно использует. Три ужасные несчастья ожидают землю; три ангела вострубили в свои трубы, а теперь наступила пауза.
В момент этой паузы автор видит орла - не ангела, как утверждает русский перевод Библии. [Только в некоторых из ранних, но не в самых хороших, списках Откровения, пишется ангел. Это может быть ошибка переписчика, потому что на древнегреческом слова ангел и орел очень похожи, или может быть показалось переписчику, что действие орла в этом случае более подходит поведению ангела. Дело в том, что результаты современного библейского исследования утверждают, что в этом отрывке говорится об орле, а не об ангеле]. Весьма возможно, что греческий текст имеет в виду даже "одинокого орла". Выражение посреди неба может означать зенит неба, т.е. ту часть его, где солнце находится в полдень. В таком случае перед нами драматическая и жуткая картина пустого неба, а одинокий орел летит своим путем посреди этого неба, предупреждая о грядущей погибели.
Картину не надо понимать буквально, но она символически показывает, что Бог использует природу, чтобы послать Свою весть людям.