Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Уильям Баркли
Комментарии к Новому Завету

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


» Указатель

Глава 13

 

1-5

 

Сила зверя (Отк. 13)

 

Лучше рассмотреть эту главу сперва целиком, прежде чем приступить к ее подробному изучению. Это еще тем более важно, что эта глава является центральной во всей книге.

 

Общее значение главы таково. Сброшенный с небес сатана знает, что его время коротко, и пытается причинить как можно больше вреда. Для этого он передал свою власть и силу двум зверям, которые и являются центральными фигурами этой главы.

 

Выходящий из моря зверь символизирует римскую империю, воплощение зла в представлении Иоанна. Зверь этот описан в выражениях, восходящих к Книге пророка Даниила. В Дан. 7,3-7 есть видение четырех зверей, выходящих из моря; они символизируют четыре империи, властвовавших над миром до и в момент написания Книги порока Даниила. Зверь, подобный льву с орлиными крыльями, символизирует Вавилон; похожий на медведя - Мидию; подобный барсу, с четырьмя крыльями - Персию; а четвертый - империю Александра Македонского. В представлении Даниила эти державы были настолько дики и бесчеловечны, что их можно сравнить только со зверями. Иудею, как Иоанн, было вполне естественно обратиться к этой картине зверских империй, когда он захотел создать картину еще одной сатанинской империи, угрожавшей народу Божьему в его дни.

 

В своей картине в Откровении Иоанн объединяет в одном звере черты всех четырех: он подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть - как у льва. Другими словами, в глазах Иоанна римская империя была настолько сатанинской, что в ней были все ужасы предшествовавших ей страшных империй.

 

У зверя было семь голов и десять рогов. Они символизируют римских правителей и императоров. Со времени Октавиана Августа, первого римского императора, в Риме было семь императоров: Тиберий (14-37 гг.); Калигула (37-41 гг.); Клавдий (41-54 гг.); Нерон (55-68 гг.); Веспасиан (69-79 гг.); Тит (79-81 гг.); Домициан (81-96 гг.). Вот эти семь императоров и есть семь голов зверя. Но, кроме того, у зверя еще десять рогов. Это объясняется вот чем. После смерти императора Нерона некоторое время в Риме царил почти полный хаос. В течение восемнадцати месяцев императорский трон занимали три человека: Гальба, Отон и Вителлий. Они не включены в Иоаннов список семи голов, но они включены в список десяти рогов.

 

На головах зверя, говорит Иоанн, были имена богохульные. Под этим подразумеваются титулы, которые присваивали себе императоры. Каждый император имел титул дивус или себастос, что значит божественный. Часто императору присваивалось даже имя бог или сын божий, а на монетах императора Нерона стоял присвоенный им себе титул спаситель мира. Но если человек называл себя божественным, то это богохульным оскорблением Бога. Далее, поздние римские императоры присвоили себе еще один титул доминус, или греческий эквивалент куриос, которые оба имеют значение господь и в Ветхом Завете являются особым титулом Бога, а в Новом Завете - особым титулом Иисуса Христа.

 

Второй зверь, который появляется в этой главе, выходящий из земли, символизирует всю совокупность провинциальной власти и жречества, на которые была возложена задача внедрить (если нужно силою) культ кесаря, который ставил христиан перед выбором: либо сказать, что кесарь - Бог, либо умереть.

 

Таким образом, наша картина распадается на части; эти два диких зверя - римская держава и организация, насаждающая культ кесаря, начали свое совместное нападение на христиан; а ведь ни один народ не смог до тех пор противостоять мощи Рима. На что могли надеяться христиане - бедные, беззащитные, изгои.

 

Голова, которая была ранена и исцелена

 

Это еще одна повторяющая тема в этой главе. Из семи голов зверя одна была смертельно ранена, но исцелена (13,3); этой голове должно поклоняться больше всего (13,12.14); она - в высшей степени зло, первейший враг Христа.

 

Мы уже видели, что семь голов символизируют семь римских императоров, а потому голова, раненая, а потом исцеленная, символизирует императора, умершего, а потом ожившего вновь. Эта голова символизирует Неро редививус или воскресшего Нерона. Эта легенда сливалась в умах христиан с идеей антихриста.

 

Только тогда, когда мы поймем, кем был Нерон, мы сможем представить себе, каким образом возвращение его могло бы сочетаться с пришествием антихриста.

 

Едва ли можно найти еще человека с такой плохой наследственностью, как императора Нерона. Его отец, Кней Домиций Агенобарб, пользовался славою гнуснейшего человека. Он однажды убил своего вольноотпущенника лишь за то, что тот не хотел больше пить; на Аппиевой дороге он умышленно задавил своей колесницей мальчика; во время ссоры на Форуме, в Риме, он выбил глаз одному всаднику, и, наконец, умер от водянки, явившейся следствием беспутной жизни.

 

Мать его, Агриппина, была одной из самых ужасных в истории женщин. Когда Домиций Агенобарб узнал, что у него родился сын от Агриппины, он цинично заявил, что у него и Агриппины ничто не может родиться, кроме ужаса и горя для человечества. Когда Нерону было три года, его мать Агриппина была сослана при императоре Калигуле, а самого Нерона отдали на попечение его тетке Лепиде, которая поручила его воспитание двум гнусным рабам, из которых один был парикмахером, а второй - танцором.

 

При императоре Клавдий Агриппина была возвращена из ссылки. У нее было только одно чаяние: сделать сына императором. Гадалки и астрологи предостерегали ее, что если Нерон станет императором, это кончится для нее смертью. Она ответила: "Пусть убьет меня, лишь бы царствовал".

 

Агриппина приступила к воплощению своего плана со всею страстью и происками своей бурной натуры. У Клавдия уже было двое детей, Октавия и Британик, но Агриппина изводила его своими просьбами усыновить Нерона, когда тому шел одиннадцатый год и убедила Клавдия жениться на ней, хотя он приходился ей дядей. Агриппина потребовала тогда, чтобы наставники Нерона были известный философ Сенека и прославленный военачальник Афраний Бурр. Постепенно Британик, наследник престола, был оттеснен на задний план, а Нерон поставлен в центр внимания.

 

Брак Клавдия с Агриппиной длился пять лет, а потом Агриппина устроила отравление Клавдия белыми грибами, а когда он лежал без памяти, ускорила его смерть, обмахивая ему шею отравленным пером. Как только Клавдий умер, Нерон был представлен, как император, причем армия была подкуплена, чтобы она оказала ему поддержку.

 

Создалась странная ситуация. Первые пять лет правления Нерона были самыми хорошими в истории императорского Рима. Нерон занимался рисованием, скульптурой, музыкой, театром; он был совершенным дилетантом, а тем временем мудрый Сенека и честный Бурр управляли империей.

 

Но потом Нерон перестал быть культурным дилетантом и началась серия ужасных преступлений. Он ходил по ночам в компании золотой молодежи по улицам Рима, нападая на всякого встречного. Но худшее было впереди. Он убил, как возможного соперника, Британика.

 

Ни юноши, ни женщины не были застрахованы от его похоти. Это был ужасный гомосексуалист; он официально женился на мальчике Споре, справив свадьбу со всеми обрядами, и поехал с ним в свадебное путешествие в Грецию. Потом он "вышел замуж" за вольноотпущенника Дорифора; он сделал любовницей, а потом женился на Поппее Сабине, жене своего ближайшего друга Отона и убил ее ударом ноги, когда она была беременна.

 

У него была страсть к дикой расточительности и он извлекал деньги из всего. Императорский дворец был вертепом убийства, безнравственности и преступности.

 

Одной из страстей Нерона было строительство. В 64 г. произошел великий пожар Рима; город горел Целую неделю. Нет ни малейшего сомнения в том, что Нерон устроил его или, по крайней мере, мешал всяким попыткам потушить его, чтобы потом получить славу человека, отстроившего город вновь. Народ хорошо знал, кто был ответственным за пожар, но Нерон переложил вину на христиан, и начались самые изысканные садистские из всех гонений. По его приказу христиан зашивали в шкуры диких зверей и натравливали на них свирепых охотничьих собак; их зашивали в мешки с камнями и сбрасывали в реку Тибр; их обмазывали смолой и зажигали, как живые факелы, для освещения садов дворца.

 

Безумство зла усиливалось и усиливалось. Сенека был принужден покончить жизнь самоубийством; Бурр был убит отравленным лекарством, которое Нерон послал ему для излечения больного горла; убивали всякого, кто вызывал малейшее недовольство Нерона.

 

Агриппина делала попытки контролировать его и Нерон, в конце концов, восстал и против нее. Он сделал несколько попыток убить ее ядом; устроил над ее постелью штучный потолок, чтобы обрушить его на нее спящую; послал ее в море на специальном корабле, который должен был рассыпаться в море. Наконец, он послал к ней вольноотпущенника Аникета заколоть ее. Агриппина, увидев кинжал, обнажила свое тело: "Бей в лоно, - сказала она, - потому что оно породило Нерона".

 

Дальше так продолжаться не могло. Сперва поднял восстание в Галии Юлий Виндекс, потом в Испании Гальба. Наконец, сенат взял на себя смелость и объявил Нерона врагом общества. В конце концов он покончил жизнь самоубийством в усадьбе вольноотпущенника Фаона.

 

Это и есть та голова, что была смертельно ранена и исцелела. Антихрист, прихода которого ждал Иоанн, был воскресший Нерон.

 

Теперь рассмотрим главу детально по частям. Может быть придется кое-что повторить, но в такой важной и трудной главе повторения могут послужить лишь большей ясности.

 

Дьявол и зверь (Отк. 13,1-5)

 

Начнем с того, что поведем итог тому, что было сказано во вступлении к этой главе. Зверь - это римская империя, семь голов - семь императоров, во время правления которых культ кесаря был обязательным - Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, Веспасиан, Тит и Домициан. Десять рогов - это семь императоров и три других правителя, которые находились у власти вместе всего восемнадцать месяцев, последовавших за смертью Нерона - Гальба, Отон и Вителий. Голова, смертельно раненая и исцеленная, символизирует идею Неро редиеивус. В этой картине римскую империю символизирует зверь, подобный барсу, с ногами как у медведя и пастью как у льва.

 

Это указывает на совершенно изменившееся отношение к Риму. Павел получал от римского правительства только помощь. Вмешательство римских властей и римское гражданство Павла неоднократно спасали его от ярости и ненависти иудеев; так было в Филиппах (Деян. 16), в Коринфе (Деян. 18), в Ефесе (Деян. 19) и в Иерусалиме (Деян. 21.22). Павел считал, что всякая власть от Бога и все христиане должны быть покорны им (Рим. 13,1-6). В посланиях Петра христианам повелевается быть покорными всякому начальству, быть хорошими гражданами (1 Пет. 2,13-17). Во 2 Фес. 2,6.7, вероятнее всего, надо понимать так, что римская империя является скрепляющей мир силой, которая предохраняет мир от распада и хаоса, а человека от греха.

 

В Откровении же все изменилось. Возник культ кесаря. Императоры присваивают себе богохульные титулы: божественный, сын божий, спаситель, господь. Мощь Рима направлена на то, чтобы раздавить христианскую веру; и Рим стал орудием дьявола.

 

В описании зверя английский богослов Суит видит символ мощи Рима. У империи есть бдительность, сила и свирепость барса, всегда готового прыгнуть на свою добычу; у нее сокрушительная сила медведя; и империя подобна льву, рев которого пугает стадо.

 

"Кто подобен зверю сему?" Это мрачная пародия на великий вопрос: "Кто, как Ты, Господи, между богами?" (Исх. 15,11). Суит указывает, что претензии зверя на превосходство основаны вовсе не на моральном величии, а только на грубой силе. Любая империя, основанная на грубой силе, а не на моральном величии - враг Божий. Слава о звере, говорящем гордо и богохульно (13,5), восходят к описанию в Дан. 7,8.20) небольшого рога.

 

В этом отрывке перед нами раскрывается великая истина. Человек и народ могут в этим мире выбрать, быть ли им орудием сатаны или орудием Бога.

 

6-9

 

Богохульство (Отк. 13,6-9)

 

Стих 6 труден. Здесь говорится о том, что зверь отверз уста свои для того, чтобы говорить хулу на Бога и на жилище Его и на всех, живущих на небесах.

 

1. Это можно понимать как обобщенное высказывание. Это может значить, что власть империи и культа кесаря представляют собой хулу Бога, небес и ангелов. Если же мы подробнее разберем это выражение, то увидим, что употребленное в греческом оригинале слово скины, переведенное в Библии как жилище Бога, значит несколько большее, потому что имеет значение палатка, шатер, храм, скиния, место обитания, жилище. Это слово скини всегда ассоциировалось в уме иудея с древнееврейским словом шехина слава Бога, хотя оно в общем с ним никак не связано. Так что, вполне может быть, что Иоанн хотел сказать, что весь образ жизни римской империи, и в особенности культ кесаря, представляют собой оскорбление славы Божьей.

 

2. Но этот отрывок может иметь и более конкретный смысл. Зверь - это римская империя. Вполне возможно, что Иоанн имеет в виду все способы и случаи, когда Рим - не только в эпоху Иоанна, -оскорблял Бога и Его жилище. Большинство римских императоров были шокированы культом кесаря, но не император Калигула (37-41 гг.) - эпилептик и помешанный. Он воспринял свою божественность очень серьезно и настаивал на том, чтобы ему поклонялись все и везде.

 

Иудеев уже всегда освобождали от отправления культа кесаря, потому что римляне хорошо сознавали их непоколебимую преданность почитанию единого Бога. Это тесно связано с тем, что из всех народов империи лишь иудеи были освобождены от службы в армии из-за их строгого соблюдения закона о пище и субботе. Но Калигула настаивал, чтобы его изображение было поставлено в Святом Святых в иерусалимском храме. Иудеи предпочли бы погибнуть все, нежели вынести такое осквернение Святого, а Калигула действительно собрал армию, чтобы силой навязать свои требования (Иосиф Флавий: "Иудейские древности" 18), но, к счастью, он умер, не осуществив этого.

 

Если и была когда-либо хула на жилище Бога, то это, несомненно, были действия императора Калигулы, и, вполне возможно, что, говоря о хуле зверя на жилище Бога, Иоанн думает именно об этом примечательном случае.

 

Земные опасности и безопасность на небесах (Отк. 13,6-9 (продолжение))

 

И дано было зверю победить всех тех, имена которых не записаны в книге жизни. Книга жизни часто упоминается в Отк. 3,5; 13,8; 17,8; 20,12.15; 21,27. В древнем мире цари и правители вели списки граждан своих государств. Если человек умирал или терял право гражданства, имя его вычеркивалось оттуда. Книга жизни - это список тех, кто принадлежит Богу.

 

В связи с 13,8 встает проблема правильности перевода. Греческий текст можно перевести и как: "те, чьи (которых) имена были еще от создания мира записаны в книгу жизни Агнца, Который был заклан", и как: "те, чьи (которых) имена были записаны в книгу жизни Агнца, закланного от создания мира".

 

1. Первый вариант - это, несомненно, перевод параллельного отрывка в 17,8; другая близкая параллель - в Еф. 1,4, где Павел говорит, что Бог избрал нас в Иисусе Христе прежде создания мира. Значение фразы тогда сводится к тому, что Бог избрал нас в Иисусе Христе прежде создания мира, и ничто в жизни и в смерти, во времени и в вечности, ничто из того, что вообще может сделать дьявол или римская империя, не может вырвать их из Его руки. Этот вариант принят в новейших переводах Библии.

 

2. Во втором варианте перевода говорится об Иисусе Христе как об Агнце, закланном от создания мира. Близкой параллелью этому является 1 Пет. 1,19.20, где Петр говорит об Иисусе и Его жертве, предназначенных еще прежде создания мира. Иудеи верили, что архангел Михаил был сотворен до основания мира, чтобы выступать посредником между Богом и Израилем, и потому для мышления иудея не было ничего особенного в фразе о том, что Иисус был избран еще до начала мира, чтобы быть Искупителем человечества.

 

В этих двух вариантах перевода заключены две одинаково драгоценные истины, но, если нам нужно выбирать, то мы выберем первую, потому что в 17,8 Иоанн, вне всякого сомнения, употребляет эту фразу в этом смысле.

 

10

 

Единственное оружие христиан (Отк. 13,10)

 

На первый взгляд это трудный отрывок: "Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен [у Баркли: кто должен идти в плен, тот пусть идет в плен]; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых".

 

Этот стих составлен из двух цитат. Он начинается цитатой из Иер. 15,2, где Иеремия должен передать своему народу, что тот, кто обречен на смерть, должен идти на смерть; кто обречен идти под меч, должен идти под меч; кто обречен на голод, должен голодать; и кто должен идти в плен, должен пойти в плен. Смысл заключается в том, что суда Божия избежать нельзя. За этим следует цитата из слов Иисуса в Мат.26,52. Когда в Гефсиманском саду толпа пришла схватить Его и Петр вытащил свой меч, чтобы защитить Его, Иисус говорил: "Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут".

 

Здесь нужно отметить три пункта.

 

1. Если христианская вера предвещает заключение в тюрьму, христианин должен безоговорочно принять ее. Христианин должен принять все, что может постигнуть его за то, что он следует за Христом.

 

2. Христианство нельзя защитить силой; взявший в руки меч от меча погибнет. Когда римское правительство начало преследование христиан, их было около ста тысяч, но им никогда не приходило в голову использовать силу и сопротивляться. Защищать Евангелие любви Божьей, используя для этого насилие человека - это невероятное противоречие.

 

3. Оружие, которое христианин может использовать в этой борьбе - терпение и вера. Терпение - греческое хупомоне. Это вовсе не значит пассивно переносить все, а мужественно принимать самое страшное, что может принести жизнь и обращать это в славу. Вера - в греческом пистис, и значит это - непоколебимая преданность Господу.

 

11-17

 

Сила и власть второго зверя (Отк. 13,11-17)

 

В этом отрывке говорится о власти и силе второго зверя - чиновниках и администраций, созданной для насаждения культа кесаря во всей империи. О его силе тоже кое-что сказано.

 

1. Он творит великие знамения и чудеса. Так, например, он низводит огонь с неба на землю, и он сделал так, что образ зверя заговорил. Повсюду были статуи императора, перед которыми совершался официальный акт поклонения. Во всех древних религиях жрецы знали, как творить знамения и чудеса, как создать впечатление говорящей статуи. У фараона были свои колдуны во времена Моисея; императорские жрецы тоже были экспертами по трюкам и чревовещанию.

 

В 13,11 любопытная фраза. У зверя из земли два рога, подобные рогам ягненка, то есть, он - мрачное подобие Агнца в христианском смысле слова, которое говорило как дракон. Очень даже возможно, что эта последняя фраза должна звучать так: говорил как змий. Тогда это было бы указанием на змия, соблазнившего Еву в саду Едема. Жрецы императорского культа могли тоже произносить соблазняющие фразы: "Взгляните, что сделал для вас Рим. Смотрите, какой мир и процветание он дал вам; разве вы когда-нибудь видели большего благодетеля, чем наш император? Вы, конечно, из чистой благодарности можете совершить этот формальный акт поклонения ему". Всегда можно привести отличные доводы в пользу того, что Церковь должна вступать в компромисс с миром; но дело в том, что, делая это, она в очередной раз предает Христа.

 

2. Из отрывка видно, что всякий, кто не будет поклоняться зверю, будет убит. И так стояло в законе. Христианин, отказавшийся совершить акт поклонения кесарю, должен был быть убит. Смертная казнь, правда, не всегда приводилась в исполнение; но христианин, у которого не было знака зверя, не мог ни покупать, ни продавать. То есть, тот, кто отказывался поклоняться императору, даже если ему оставляли жизнь, был экономически уничтожен. Мир хорошо знает, как оказать давление на тех, кто не принимает его норм. И сегодня человек часто должен выбирать между материальным успехом и верностью Иисусу Христу.

 

Знак зверя (Отк. 13,11-17 (продолжение))

 

Все, воздавшие требовавшееся от них поклонение императору, получали начертание зверя на правой руке или на лбу. Это начертание - еще одна из мрачных пародий в этой главе; это пародия на священный иудейский обычай. Когда иудей молился, у него на левой руке и на лбу были филактерии, маленькие кожаные футлярчики с маленькими сверточками пергамента, на которых были написаны тексты Исх. 13,1-10; 13,11-16; Втор. 6,4-9; 11,13-21.

 

Начертание, в греческом харагма, может восходить к нескольким древним обычаям.

 

1. Иногда домашних рабов клеймили клеймом (знаком) хозяина. Но обычно клеймили только беглых или совершивших серьезное преступление рабов. Такое клеймо или знак называлось стигма - это слово употребляется до сих пор в английском языке. Если начертание связано с этим знаком или клеймом, то Иоанн хотел сказать, что тот, который поклоняется зверю, является его собственностью.

 

2. Иногда воины клеймили себя именем своего полководца, которому они были очень преданы. Это до некоторой степени соответствует в наше время обычаю татуировать на своем теле имя особенно дорогого человека. Если Иоанн имел в виду такое начертание, тогда он хотел сказать, что кто поклоняется зверю, является его преданным последователем.

 

3. На каждом договоре купли-продажи ставилась харагма, печать, а на печати - имя императора и дата. Если Иоанн имел в виду такое начертание, то он хотел сказать, что кто поклоняется зверю, тот признает его власть.

 

4. На всех монетах были выбиты голова и имя императора, свидетельствовавшие, что они принадлежат ему. Если Иоанн имел в виду такое написание, он опять же хотел сказать, что всякий, имеющий такое начертание является собственностью зверя.

 

5. Человек, сжегший свою палочку фимиама в честь кесаря, получал удостоверение о том, что он это сделал. Начертание зверя может быть этим удостоверением об исполнении церемонии поклонения кесарю, которое христианин мог получить только ценой отречения от своей веры.

 

18

 

Число зверя (Отк. 13,18)

 

В этом стихе говорится, что число зверя - шестьсот шестьдесят шесть; и, надо признаться, что на этот стих было потрачено больше изобретательности, чем на любой другой стих Писания. Кто этот сатанинский зверь, представленный здесь таким символическим числом? Надо помнить, что в античности не было цифр, и функцию цифр исполняли тоже буквы алфавита. Так, в кириллице (русский алфавит) А значило 1; Б-2; В-3; Г-4 и т.д. Таким образом, каждое слово, и, следовательно, каждое имя, может быть также числом. Один милый и романтичный случай такого использования приведен у Густава Дейсмана. На стенах Помпеи один влюбленный написал: "Я люблю ту, число которой 545", и тем самым назвал имя своей возлюбленной и в то же время скрыл его!

 

Относительно цифры 666 было высказано бесчисленное количество предположений. Ввиду того, что это имя зверя, его искажали как угодно, чтобы подогнать под своего заклятого врага; и потому 666 значило и папу римского, Наполеона, вождя немецкого протестантизма Мартина Лютера, основателя шотландской пресвитерианской церкви Джона Нокса и многих других. Так, во время Второй мировой войны умудрились создать систему, по которой выходило, что 666 - это Гитлер!

 

В самом начале мы говорили, что Откровение написано закодированным языком; поэтому, совершенно очевидно, что здесь, где дело касалось имени заклятого врага Церкви, код был выбран самый надежный. Как это ни странно, но ключ к коду, по-видимому, был потерян очень рано, потому что даже такой крупный богослов, как Ириней Лионский, живший во втором веке, не знал, что стоит за этим символическим числом.

 

Мы приведем здесь четыре из самых первых предположений.

 

Ириней Лионский высказал предположение, что оно может символизировать Еуанфас. В греческом: Е - 5; У - 400; А - 1; Н - 50; Ф - 9; А - 1; С - 200; и сумма - 666. Но что такое Еуанфас - об этом Ириней ничего не знал; то есть, он на место одной загадки поставил другую.

 

Было высказано предположение, что это слово Латеинос. Л - 30; А - 1; Т - 300; Е - 5; И - 10; Н - 50; О - 70; С - 200; сумма составляет 666. Под латеинос можно было понимать латинский и, следовательно, оно могло символизировать Римскую империю.

 

Третьим предположением было, что слово это Теитан. Т - 300; Е - 5; И - 10; Т - 300; А - 1; Н -50; а сумма - 666. Из теитанос можно было получить два значения. В древнегреческой мифологии титаны восстали против Бога. Во-вторых, императоры Веспасиан, Тит и Домициан были из фамилии Титус, и может быть, их могли называть титанами.

 

Четвертым было высказано предположение, что это слово арноуме. А - 1; Р - 100; Н - 50; О - 70; У -400; М - 40; Е - 5; и сумма - 666. Есть возможность, что арноуме - это форма греческого слова арноумай, - "я отрицаю". В этом случае число символизирует отрицание имени Христа.

 

Ни одно из этих предположений не представляется убедительным. Сама глава предлагает нам лучший ключ к загадке. Вновь и вновь упоминается смертельно раненая голова, которая потом исцелилась. Как мы уже видели, эта голова символизирует легенду об императоре Нероне Неро редививус, и, потому, мы вполне можем сделать предположение, что число имеет какое-то отношение к Нерону. Во многих древних списках число дано как 616. Если написать имя Нерон латинскими буквами и придать им цифровые значения, получим: Н - 50; Е -6; Р - 500; О - 60; Н - 50, а сумма - 666; если написать имя Нерон без последнего Н, сумма будет 616. А если слова кесарь Нерон транскрибировать древнееврейскими согласными, сумма их тоже будет равна 666.

 

Не приходится сомневаться в том, что число зверя символизирует императора Нерона, и что Иоанн предсказывает пришествие антихриста в образе Нерона, воплощения зла, вернувшегося на эту землю.

Глава 14

 

1

 

Божии святые (Отк. 14,1)

 

Следующее видение Иоанна начинается с того, что победоносный Агнец стоит на горе Сионе и с Ним те 144 000, о которых мы читали в главе 7, и у всех них на челе написано Его имя и имя Отца Его. Мы уже касались проблемы знака его значения, но придется обратиться к этому еще раз. В античном мире знак на челе человека мог иметь, по крайней мере, пять значений.

 

1. Он мог символизировать собственность. Часто на теле раба выжигали имя его хозяина, как нынче клеймят овец и скот на фермах Америки. Все те, которые стоят с Агнцем, принадлежат Богу.

 

2. Он мог символизировать верность. Воины иногда выжигали на руке имя любимого своего военачальника, за которым они были готовы идти в любую битву. Стоящие с Агнцем - ветераны, доказавшие свою верность.

 

3. Он мог символизировать надежность, защиту. Сохранился любопытный папирус третьего или четвертого века, письмо написанное сыном отцу своему Аполлону. Времена были тяжелые и опасные, а отец и сын разлучены. Сын посылает приветствия и наилучшие пожелания и потом продолжает: "Я уже раньше говорил тебе о моей печали в связи с тем, что тебя нет среди нас, и о моих опасениях, что с тобой могло случиться что-то ужасное, а потому мы и не сможем найти твоего тела. Мне часто хотелось сказать тебе, что учитывая опасности времени, я хотел пометить тебя знаком" (П. Окси. 680). Сын хотел пометить своего отца знаком, чтобы обеспечить его защиту. Те, которые стоят с Агнцем, помечены охранным знаком и в жизни и в смерти.

 

4. Он мог символизировать зависимость. Приводят такой пример из нравов Аравии, где у вождей крупных племен были покорные, полностью зависящие от них клиенты, и шейхи часто ставили на них то же клеймо, что и на верблюдах, чтобы показать, что они зависят от него. Те, которые стоят с Агнцем, полностью зависят от Его любви.

 

5. Он может символизировать безопасность. Набожные люди обычно носили на себе знак своего бога. Иногда это оборачивалось очень большой жестокостью. У греческого историка Плутарха есть рассказ о том, что после страшного поражения, которое афиняне под командованием Никия потерпели в Сицилии, сицилийцы поставили всем пленным на лбу клеймо в виде скачущей лошади, эмблемы Сицилии (Плутарх: "Никий", 29). В Третьей книге Маккавеев рассказывается о том, что египетский фараон Птолемей IV приказал "иудеев всех внести в перепись простого народа и зачислить в рабское состояние, а кто будет противиться, тех брать силою и лишать жизни; внесенных же в перепись отмечать, выжигая на теле знак Диониса - лист плюща" (3 Макк. 2,20.21).

 

Это ужасные примеры, но есть и другие. Сирийцы всегда украшали запястья и шеи татуировкой со знаком их бога. Но есть еще более близкий пример. Греческий историк Геродот (2,113) рассказывает, что в дельте Нила был храм Гераклу, имевший право давать убежище. Любой преступник - раб или свободный, - был там свободен от преследования и мести. Когда такой беглец достигал храм, его клеймили определенными священными символами, в знак того, что он отдал себя в руки бога, и что больше никто не может тронуть его. Это были символы совершенной безопасности. Те, которые стоят с Агнцем, предали себя милосердию Божию в Иисусе Христе и теперь им ничто не грозит вовеки.

 

2-3

 

Песнь, которую могли выучить только принадлежащие Богу (Отк. 14,2-3)

 

Этот отрывок начинается прекрасным описанием голоса Божьего.

 

1. Он подобен шуму множества вод. Здесь Иоанн нам снова напоминает о силе голоса Божьего, потому что ничто не может сравниться с гулом водяных валов, обрушивающихся на берега океанов и на скалы.

 

2. Он подобен звуку сильного грома. Здесь Иоанн напоминает о ясности и четкости голоса Божьего. Удар грома слышен всем.

 

3. Он подобен звуку гуслей. Это указывает на мелодичность голоса Божьего. В Его голосе нежная доброта сладкой музыки, которая может успокоить тревожное сердце.

 

Стоявшие с Агнцем пели песнь, которую могли выучить только они. Эта истина проходит через всю жизнь; чтобы выучить определенную вещь, человек должен иметь определенные отличительные черты. Те, которые стоят с Агнцем, были способны выучить новую песнь, потому что они обрели определенный опыт.

 

а) Они страдали. Некоторым вещам могут научить только скорбь и горе. Кто-то из поэтов сказал: "Мы познаем в страданиях то, чему учим в песнях". Скорбь и страдания могут вызвать у человека негодование, но они могут дать ему веру, покой и новую песнь.

 

б) Они сохраняли верность. С годами предводитель сближается со своими верными последователями, а они с ним; и тогда он может научить их тому, что никогда не смогут познать неверные и непостоянные последователи.

 

в) Другими словами, можно сказать, что те, которые стоят с Агнцем, достигли устойчивого прогресса в их духовном развитии. Имеющего хороший опыт ученика можно научить более сложным и трудным вещам, чем новичка. И Иисус Христос может открыть большие сокровища мудрости тем, кто каждый день врастает в Него. Многим как раз не хватает постоянства в христианстве.

 

4

 

Возлюбленные Богом (Отк. 14,4а)

 

Мы рассмотрим этот маленький отрывок - всего полстиха, - отдельно, потому что это одна из самых трудных фраз в Откровении и крайне важно уяснить себе ее смысл. Здесь говорится о незапятнанной чистоте тех, которые стоят с Агнцем. Но в чем заключается эта чистота?

 

1. Имеются ли здесь в виду те, которые сохранили чистоту в сфере половых отношений? Но едва ли имеется в виду это, потому что речь идет не просто о непорочных и не оскверненных, а о девственниках, то есть о тех, кто вообще не знал половых отношений.

 

2. Или же здесь имеются в виду, которые сохранили себя от духовного блуда, то есть от неверности Иисусу Христу? В Ветхом Завете неоднократно говорится о том, что народ Израиля блудодействовал вслед богов чужих (Исх. 34,15; Втор. 31,16; Суд. 2,17; 8,27.33; Ос. 9,21). Но складывается впечатление, что здесь это не метафора.

 

3. Может быть, имеются в виду те, которые дали обет безбрачия? Церковь вскоре стала прославлять девственность и стала считать, что высоты христианской жизни доступны лишь тем, кто вовсе отказался от брака. Гностики считали, что "брак и продолжение рода - от сатаны". Ученик Иустина, апологет христианства, а позже гностик, Татиан считал, что "брак - это разврат и блуд". Маркион создал особые церкви для безбрачных, куда был закрыт доступ всем остальным. Один из величайших отцов Церкви Ориген сам кастрировал себя, чтобы обеспечить себе вечную девственность. В "Деяниях Павла и Феклы" (11) Демас обвиняет Павла в том, что он "лишает молодых мужчин жен, а девушек - мужей, заявляя, что воскресение будет только для тех, кто останется девственным и сохранит плоть целомудренной". Сохранился протокол римского суда (Руинар: "Деяния мучеников", от 27 апреля, 304), в котором христиане охарактеризованы как "люди, которые обманывают глупых женщин, рассказывая им, чтобы они не выходили замуж и убеждая их принять обет нереальной непорочности". Именно эта атмосфера способствовала созданию монастырей и распространению точки зрения, что все связанное с половыми отношениями и телом есть зло.

 

Это не имеет ничего общего с новозаветным учением. Иисус прославил брак, заявив, что ради этого человек оставит отца и мать и будет столь близок с женою своею, что будут одна плоть, и предупредив, что человек не должен разлучать то, что сочетал Бог (Мат. 19,4-6). В своем зрелом учении и Павел прославлял брак, сравнивая отношения между Христом и Церковью с отношениями между мужем и женой (Еф. 5,22-33). Автор Послания к Евреям заявляет: "Брак у всех да будет честен" (Евр. 13,4).

 

Что же остается сказать об этом отрывке? Если говорить честно, то мы должны сделать вывод, что в нем превозносятся безбрачие и девственность и принижается брак. Этому есть два объяснения.

 

а) Возможно, что автор Откровения действительно и преднамеренно превозносил безбрачие и девственность; он, по-видимому, писал около 90 г., когда эта тенденция уже затронула Церковь. В таком случае нам придется поставить этот отрывок особняком, потому что в сравнении с остальным Новым Заветом, он не точно отражает христианскую этику.

 

б) Но можно истолковать его и по-другому. При переписывании Нового Завета писцы часто прибавляли от себя на полях замечания и комментарии для объяснения текста. Вполне возможно, что в более поздние времена какой-то писец захотел дать свое мнение, кто такие эти 144 000, и добавил на полях: "Это те, которые не осквернились с женами и остались девственниками". Это тем более вероятно, что позже многие из писцов были монахами. При копировании манускрипта комментарий на полях вполне мог оказаться включенным в текст, как это часто и имело место. Тогда это значит, что первая часть 14,4 не слова Иоанна, а комментарий писца.

 

Комментарий ко второй половине стиха 4 смотрите в следующем разделе.

 

5

 

Подражание Христу (Отк. 14,4б-5)

 

С Агнцем стоят те, которые идут с Ним туда, куда бы Он ни пошел. Самое простое определение христианина, это тот, кто следует за Иисусом Христом. "Иди за Мною" - сказал Иисус Филиппу (Иоан. 1,43) и Матфею (Мар. 2,14), богатому молодому человеку, который подбежал к Нему (Мар. 10,21), и безымянному ученику (Лук. 9,59). Когда Петр спросил Иисуса, что будет с Иоанном, Иисус ответил ему, что он не должен думать о других, а идти за Ним (Иоан. 21,19-22). Он оставил нам пример, говорит Петр, чтобы мы шли по следам Его (1 Пет. 2,21).

 

Иоанн дает им три характеристики.

 

1. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. В греческом тексте употреблено слово апархе, что действительно значит жертва начатков.

 

Начатки были самой хорошей частью урожая; они символизировали приближающийся урожай и представляли собой символическое посвящение Богу всего урожая. Таким образом, лучшее, что может быть принесено в жертву Богу - это христианин; каждый христианин - это предвкушение и предвосхищение того момента, когда весь мир будет посвящен Богу, а христианин - это человек, посвятивший Богу свою жизнь.

 

2. В устах их нет лукавства. Это излюбленная в Писании фраза. "Блажен человек... в чьем духе нет лукавства", - говорит псалмопевец (Пс. 31,2). Пророк Исаия так говорит о рабе Божием: "И не было лжи в устах его" (Ис. 53,9). Пророк Софония сказал об избранных остатках народа Израиля: "Не найдется в устах их языка коварного" (Соф. 3,13). Петр взял слова, сказанные о рабе Божием, и применил их к Иисусу: "Не было лести в устах Его" (1 Пет. 2,22). Это должно быть вполне понятно и каждому из нас. Иисусу, точно так же, как и нам, нужны честные и искренние друзья.

 

3. Они непорочны. В греческом употреблено слово амомос, специфичное слово для жертвоприношений. Им характеризуются животные, не имеющие ни малейшего изъяна, и потому пригодные для жертвы Богу. Интересно отметить, как часто это слово употребляется по отношению к христианину. Бог избрал нас, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним (Еф. 1,4; ср. Кол. 1,22). Церковь должна быть славною, не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного (Еф. 5,27). Петр говорит об Иисусе, как о непорочном и чистом агнце (1 Пет. 1,19). Мы получили жизнь, чтобы принести ее в жертву Богу, а то, что приносится в жертву Богу, должно быть без порока.

 

Далее идет видение трех ангелов; ангела призывающего воздать славу истинному Богу (14,6.7); ангела, предсказывающего гибель Рима (14,8); и ангела, предвещающего суд и гибель тех, кто отрекся от своей веры и воздал славу зверю (14,9-12).

 

6-7

 

Призыв (Отк. 14,6-7)

 

Одним из признаков, предшествующих концу мира, является тот факт, что Евангелие будет проповедоваться по всей земле во свидетельство всем народам (Мат. 24,14). И вот оно, исполнение этого пророчества. Появляется ангел с благой вестью всякому племени и колену и языку и народу.

 

Ангел появляется с вечным Евангелием. Вечное в данном случае может значить, что оно будет иметь силу вечно, что даже в мире, стремительно идущем к своей гибели, его истина сохранит силу. Это может значить, что Евангелие существовало извечно. В великом хвалебном гимне в Послании к Римлянам Павел говорит об Иисусе Христе как об откровении тайны, о которой было умолчано от вечных времен (Рим. 14,24). Это может значить, что Евангелие было извечно предназначено людям Богом. Это может значить, что в Евангелии затрагиваются вечные истины.

 

Может показаться странным, что за ангелом с Евангелием непосредственно следует ангел, возвещающий гибель мира. Но ведь Евангелие звучит не одинаково для всех; это благая весть для тех, кто принимает его и осуждение для тех, кто отвергнет его. И осуждение тех, кто отрицает его, еще больше потому, что им была дана возможность принять его.

 

Интересны слова ангела. Он призывает поклониться Богу, Сотворившему небо и землю, море и источники вод. Это благовествование не носит специфически христианского характера; а оно является основой всякой религии. Оно полностью соответствует той благой вести, которую Павел и Варнава принесли жителям Листры, когда говорили, чтобы они "обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю и море и все, что в них" (Деян. 14,15). Английский богослов Суит называет это "призывом к сознанию темного язычества, еще неспособного оценить ничего другого".

 

8

 

Падение Вавилона (Отк. 14,8)

 

Это пророчество гибели Рима. Во всем Откровении Рим называется Вавилоном. В древности пророки представляли себе Вавилон воплощением власти, похоти, роскоши и греха; в представлении первых христиан-иудеев, Вавилон, казалось, возродился в похоти, роскоши и безнравственности Рима.

 

Падение Вавилона перед войсками персидского царя Кира было одним из самых потрясающих событий древней истории. Сами слова, которые употребляет автор Откровения, являются эхом слов, которыми древние пророки предсказывали падение Вавилона. "Пал, пал Вавилон, - говорил Исаия, - и все идолы богов его лежат на земле разбитые" (Ис. 21,9). "Внезапно пал Вавилон, - говорил Иеремия, - и разбился" (Иер. 51,8).

 

Здесь сказано, что Вавилон напоил все народы яростным вином блуда своего. В этой фразе слились воедино две ветхозаветные идеи. В Иер. 51,7 сказано о Вавилоне: "Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшего всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали". Идея сводится к тому, что Вавилон был разлагающей, развращающей силой, завлекшей все народы в какую-то безумную безнравственность. Подразумевается под этим картина блудницей, спаивающая мужчину, чтобы совратить его, чтобы он уже не мог противостоять ее уловкам. Таким же был Рим, подобный блестящей блуднице, совращающей весь мир. А вторая картина - чаши гнева Божия. Иов говорит о порочном человеке: "Пусть он сам пьет от гнева Вседержителя" (Иов. 21,20). Псалмопевец говорит о нечестивцах, которые должны пить из чаши, полной смешения, что в руке у Господа (Пс. 74,9). Пророк Исаия говорит о Иерусалиме, который выпил из рук Господа чашу ярости Его (Ис. 51,17). Бог наставляет Иеремию взять из руки Его чашу с вином ярости Его и напоить из нее все народы (Иер. 25,15).

 

Можно перефразировать это и сказать, что Вавилон напоил народы вином, которое совращает людей к блудодеянию и влечет за собой гнев Божий.

 

А за всем этим стоит извечная истина, что народ или человек, которые оказывают дурное влияние, не избегут карающего гнева Божия.

 

9-12

 

Гибель человека, отрекшегося от своего Господа (Отк. 14,9-12)

 

Уже предупреждены все о силе зверя и о начертаниях и знаках, которые зверь стремится поставить на людях (гл. 13). А теперь предупреждение тем, кто в эпоху испытаний изменит и собьется с пути истинного.

 

Замечательно, что это самое неистовое предупреждение из всех. Страшнее всех смертей и осуждений, говорит Откровение, смерть и осуждение за отступничество. Дело в том, что в тот момент Церковь боролась за самое свое существование. Чтобы Церковь могла пребывать, каждый христианин должен был быть готов встретить любые страдания и испытания, темницу и смерть. Если уступит каждый христианин, Церковь погибнет. И нынче каждый христианин все еще очень важен, но нынче он не всегда должен быть готовым умереть за нее, но он должен агитировать за нее своей хорошей жизнью.

 

Осуждение и гибель отступников представляется в самых ужасных картинах, какие только могли себе когда-либо представить люди на этой земле - в картинах гибели Содома и Гоморры. "Вот дым поднимается с земли, как дым из печи" (Быт. 19,28). Иоанн вторит словам пророка Исаии, описывающего день мщения Господа: "И превратятся реки его [Едома] в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою. Не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней" (Ис. 34,8-10).

 

13

 

Верный остаток (Отк. 14,13)

 

После жутких пророчеств грядущих ужасов и страшных предупреждений неверным, идет милосердное обетование.

 

Блаженны мертвые, умирающие в Господе. Идея смерти в Господе встречается в Новом Завете не один раз. Так, Павел говорит о мертвых во Христе (1 Фес. 4,16) и умерших во Христе (1 Кор. 15,18). Значение этих фраз таково: те, кто обрел свою смерть, тем не менее пребывают в единении со Христом. Все стремились разъединить человека с Христом, но величайшее ожидает тех, кто обрел свой конец, будучи нераздельным с возлюбленным своим Господом.

 

Им обещан покой. Они отдохнут от своих трудов. Покой слаще всего именно после напряженного труда.

 

Дела их идут вслед за ними. На первый взгляд может показаться, что Откровение проповедует спасение через дела.

 

Но надо подходить осторожно к тому, что Иоанн понимает под делами. Он говорит о делах ефесян - труд и терпение (2,2); о делах фиатирян - любовь, служение, вера, терпение (2,19). Под делами он имеет в виду характер. Он, в действительности, говорит: "Когда вы покидаете эту землю, вы можете зять с собой лишь себя. Если вы, придя к концу, все еще одно с Христом, вы возьмете с собой характер, проверенный и испытанный, подобный золоту; характер, в котором отражается Сам Христос; и, если вы возьмете с собой в потусторонний мир такой характер - вы блаженны".

 

14-20

 

Жатва правосудия (Отк. 14,14-20)

 

Глава заканчивается видением суда, нарисованном в хорошо знакомым иудеям картинах.

 

Видение начинается с картины победоносной фигуры подобного Сыну Человеческому, которая восходит в Дан. 7,13.14: "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему".

 

Далее следует картина суда, нарисованная двумя хорошо знакомыми по Писанию метафорами.

 

Суд описан в символах жатвы. Когда пророк Иоиль хочет сказать, что суд близок, он говорит: "Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела" (Иоил. 3,13). "Когда же созреет плод, - говорит Иисус, - немедленно посылает серп, потому что настала жатва" (Мар. 4,29); и в притче о пшенице и плевелах Иисус прибегает к картине жатвы, говоря о суде (Мат. 13,24-30.37-43).

 

В видении Иоанна суд представлен как сбор урожая винограда и точило - устройство для давления винограда, которое состоит из двух корыт, соединенных друг с другом лотком для стока. Корыта делаются из большого куска камня, или из обожженного кирпича. Виноград закладывали в корыто, которое находится несколько выше, и давили ногами, а сок стекал по лотку в нижнее корыто. В Ветхом Завете суд Божий часто сравнивается с давлением винограда. "Всех сильных моих Господь низложил среди меня... как в точиле истоптал Господь деву, дочь Иуды" (Плач. 1,15). "Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои" (Ис. 63,3).

 

Таким образом, здесь суд обрисован в двух хорошо знакомых картинах урожая и точила. И к этому добавлена еще одна знакомая картина. Давление винограда будет происходить за пределами города, то есть Иерусалима. И в Ветхом Завете и в написанных между двумя Заветами книгах проходит мысль, что язычники будут приведены к Иерусалиму и там будет произведен над ними суд. У пророка Иоиля есть такая картина: все народы будут собраны в долину Иосафата и там Бог произведет над ними суд (Иоил. 3,2.12). У пророка Захарии тоже есть картина последнего приступа язычников на Иерусалиме, где будет произведен последний суд (Зах. 14,1-4).

 

В этом отрывке есть два трудных места. Во-первых, жатву совершает и некто, подобный Сыну Человеческому, и один ангел. В подобном Сыну Человеческому мы можем видеть Воскресшего и Победоносного Господа, собирающего Своих людей, а ангел с острым серпом собирает жатву среди тех, кто будет осужден.

 

Далее, говорится, что кровь поднялась до узд конских и растеклась на тысячу шестьсот стадий. Этому еще никто не нашел сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. Наиболее удовлетворительным является объяснение, что тысяча шестьсот стадий почти соответствуют протяженности Палестины с севера на юг, а это значит, что прилив суда перехлестнет через край и распространится на всю землю. В таком случае это будет символизировать полноту суда.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz