» Указатель
Глава 15
1-2
Победители (Отк. 15,1-2)
Можно было бы подумать, что, рассказав о суде, Иоанну было бы удобнее остановиться, но ему предстояло много чего сказать - о последних ужасах и тысячелетнем правлении святых, о последней битве и об окончательном блаженстве.
Иоанн рассказал о снятии семи печатей и о семи трубах, а теперь должен рассказать еще о семи чашах гнева Божия. Такая манера типична для авторов апокалиптических книг, которые сводили все в группы по семь и три и считали совершенным сочетание трех групп из семи предметов.
Все это происходит на небесах. Прежде чем приступить к рассказу о семи ангелах с семью чашами гнева, Иоанн рассказал о тех, кто принял мученическую смерть ради Христа и теперь стоят на как бы стеклянном море. Это море мы уже видели в 4,6. Теперь это стекло смешано с огнем, совершенно естественное сочетание в настоящих условиях. В этом отрывке говорится о суде, а в Писании огонь часто является символом суда. Град и огонь - одна из казней египетских (Исх. 9,24); солому Бог сожжет огнем неугасимым (Мат. 3,12); а Бог наш есть огонь поедающий (Евр. 12,29). Вся сцена мрачно освещена огнем суда, который опустится на землю.
Вскоре мы слышим песнь Моисея. Это песнь, которую пел Моисей, когда дети Израиля победоносно ушли от опасности и прошли через Чермное море. Также и мученики, говорит Суит, невредимыми прошли через море мученичества и достигли небесных берегов.
Согласно повествованию Иоанна, мученики победоносно выдержали борьбу с силами антихриста. Это крайне важно. Мученики умерли самой жестокой и ужасной смертью, но при этом стали победителями. Их смерть сделала их победителями; если бы они сохранили свою жизнь, изменив своей вере, они потерпели бы окончательное поражение. В ранней Церкви день мученической смерти считался днем победы. В истории о смерти Перпетуи читаем: "День их победы подходил к концу и они шли от тюрьмы к амфитеатру, как будто они шли на небеса, счастливые и со спокойствием на лице". Иисус сказал: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот отберет ее" (Мат. 16,25).
Одержать подлинную победу - это не благоразумно сохранить жизнь, а смело встретить лицом к лицу самое худшее, что может причинить зло и, если нужно, быть верным до конца. "Да лишит Господь вас мира вашего, - сказал испанский мистик Унамуно, - и даст вам славу".
3-4
Победная песнь (Отк. 15,3-4)
Мученики-победители поют две песни: песнь Агнца, которую, как мы видели (14,3) могли выучить только они; и песнь Моисея, раба Божия. Это была песня, которую пел Моисей во славу Божию после благополучного перехода Израиля через Чермное море. Она находится в Исх. 15,1-19: "Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением... Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостию, досточтим хвалами, творец чудес?... Господь будет царствовать во веки и в вечность".
Эта песнь была запечатлена в памяти иудеев. Ее пели на каждой субботней службе в синагоге. Во время каждой иудейской службы чтение Шемы, кредо веры Израиля, сопровождалось - и сопровождается еще сейчас, - двумя молитвами, и одна из них вот эта песнь: "Истинно, что Ты Иегова, Бог наш, и Бог наших отцов, наш Спаситель и Спаситель наших отцов, наш Создатель, Скала нашего Спасения,
Помощь наша и наш Избавитель. Имя Твое извечно и нет Бога кроме Тебя. Новую песнь воспели те, что были избавлены, Твоему имени на морском берегу; они все вместе восхваляли Тебя и величали Царем и говорили, да царствует Иегова в беспредельном мире! Благословен, Ты Господи, спасший Израиля". Песнь Моисея запечатлела навек величайшее избавление в истории избранного Богом народа Израиля, и эту песнь поют победоносные мученики, проведенные через море гонений в обетованную землю небесную.
Но у мучеников есть своя собственная песнь. Здесь выделяются два обстоятельства.
1. Она почти полностью составлена из цитат из Ветхого Завета. Мы сперва приводим слова песни, а потом соответствующие места из Ветхого Завета.
"Велики и чудны дела Твои".
"Как велики дела Твои, Господи" (Пс. 91,6); "Велики дела Господни" (Пс. 110,2); "Он сотворил чудеса" (Пс. 97,1); "Дивны дела Твои" (Пс. 138,14);
"Праведны и истинны пути Твои".
"Праведен Господь во всех путях Своих" (Пс. 144,17).
"Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?"
"Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое" (Пс. 85,9).
"Ты един свят".
"Нет столь святого, как Господь" (1 Цар. 2,2); "Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!" (Пс. 98,3); "Свято и страшно имя Его!" (Пс. 110,9).
"Все народы придут и поклонятся пред Тобою".
"Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое" (Пс. 85:9).
"Ибо открылись суды Твои".
"Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою" (Пс. 97,2).
Этот отрывок показывает нам, насколько Иоанн был погружен в текст Ветхого Завета. Когда мученики искали слова, чтобы воспеть благость и величие Бога, они нашли их в самом Писании.
2. В песне торжествующих мучеников бросается в глаза еще одна вещь. В ней нет ни слова о их собственных свершениях. Эта песнь с начала и до конца - лирическое излияние в честь величия Божия.
Небеса - это место, где люди забывают о себе и помнят только о Боге. Как сказал Р.Г.Чарльз: "При видении совершенного Бога, свое "я" совершенно забывается". Суит выразил подобную идею следующим образом: "В присутствии Бога мученики забывают о себе; мысли их поглощены окружающими их новыми чудесами; перед ними открыта слава Божия и Его великий план, в котором их страдания составляют лишь крайне незначительную толику. Они начинают видеть великие события мировой драмы и мы слышим славословие, в котором они приветствуют свое первое совершенно ясное видение Бога и Его деяний".
5-7
Ангелы - мстители (Отк. 15,5-7)
Скиния откровения - так обычно называется в Ветхом Завете скиния в пустыне (Числ. 9,15; 17,7; 18,2). Таким образом, Иоанн имеет в виду вовсе не иерусалимский храм, а древнюю скинию.
И вот именно из скинии вышли семь ангелов-мстителей. В центре Святого в скинии стоял Ковчег Завета; ящик, в котором находились скрижали с Десятью заповедями, составлявшими суть закона. Другими словами, эти ангелы вышли из того места, где находится закон Божий, чтобы показать, что ни один человек и ни один народ не может безнаказанно игнорировать закон Божий.
Эти ангелы-мстители одеты в чистую и светлую льняную одежду и опоясаны золотыми поясами. Одежда ангелов символизирует три вещи, а) Это священническая одежда. Одежду из тонкого белого льняного полотна и шитый золотом пояс вокруг стана носили первосвященники. Первосвященника вполне можно назвать представителем Бога среди людей, и эти ангелы вышли как представители-мстители Бога, б) Это царская одежда. Белое льняное полотно и высокие пояса одежды князей и царей и вот эти ангелы вышли в царственном одеянии и с полномочиями Царя царей, в) Это - небесная одежда. Юноша у пустого гроба Иисуса был облачен в белую одежду (Мат. 28,3; Мар. 16,5), а ангелы, жители небесные, пришли исполнить на земле решение Бога.
Чаши, наполненные гневом Бога, дало семи ангелам одно из четырех животных. Когда мы в первый раз говорили о четырех животных при их первом появлении на сцене (4,7), мы видели, что первое животное было подобно льву; второе - подобно тельцу; третье имело лицо, как человек; а четвертое животное подобно орлу, и что они являются символами всего самого сильного, храброго, мудрого и быстрого в природе. Если это так, то будет вполне уместно, если одно из них даст семи ангелам чаши, наполненные гневом Бога. Чаши гнева должны принести несчастья в природу и на землю и вполне может быть, что это символ того, как природа сама отдает себя в руки и в распоряжение Бога для того, чтобы служить Его целям.
8
Неприступная слава (Отк. 15,8)
Идея славы Божией, символизируемой облаком дыма, типична для Ветхого Завета. В видении пророка Исаии дом Божий наполнился куреньями (Ис. 6,4).
Кроме того, и идея, что никто не может приблизиться к храму, пока там находится дым от славы Божией, тоже типична для Ветхого Завета. "И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию" (Исх. 40,34.35). Об освящении Соломонова храма говорится: "Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень" (3 Цар. 8,10.11).
В этом заключена двойная идея. Во-первых, идея, что цели Божии часто скрыты облаком от людей, ибо никто не может посмотреть, что на уме у Бога; и, во-вторых, идея, что святость и слава Божии таковы, что человек сам по себе не может приблизиться к Нему.
Но некоторые богословы считают, что это значит нечто большее. Никто не может войти в храм до тех пор, пока не завершатся семь казней семи ангелов. В этом Р. Г. Чарльз видит символическую констатацию факта, что как бы человек не приближался к Богу и не обращался к Нему, это не может отвратить грядущего суда.
Глава 16
1-11
Семь чаш, наполненные гневом Бога (Отк. 16)
Вот они, последние страшные кары. Они определенным образом связаны с казнями египетскими и с ужасами, последовавшими за звуками семи труб в Отк. 8-11. Систематизируем все три случая, чтобы лучше увидеть сходство. Сначала приведем десять казней, которыми Моисей продемонстрировал фараону гнев Божий:
1. Превращение воды в кровь (Исх. 7,20-25)
2. Жабы (8,5-14)
3. Мошки (8,16-18)
4. Песьи мухи (8,20-24)
5. Моровая язва на скоте (9,3-6)
6. Воспаления и нарывы (9,8-11)
7. Град и буря с громом и молнией (9,22-26)
8. Саранча (10,12-19)
9. Густая тьма (10,21-23)
10. Смерть первенцев (12,29-30)
Теперь приведем ужасы, последовавшие за звуками семи труб:
1. Град и огонь, смешанные с кровью, уничтожившие одну треть деревьев и травы (Отк. 8,7).
2. Большая гора, пылающая огнем, упала в море, в результате чего третья часть моря сделалась кровью (8,8).
3. Падение звезды полынь в воды, в результате чего воды стали горькими (8,10-11).
4. Поражение третьей части солнца, луны и звезд, в результате чего стало темно (8,12).
5. Падение звезды, отворившей кладезь бездны, из которой появился дым, из которого, в свою очередь, появилась бесовская саранча (9,1-12).
6. Освобождение четырех ангелов, связанных при реке Евфрате и нашествие бесовской конницы с востока (9,13-21).
7. Возглашение окончательной победы Бога и о мятеже народов (11,15).
А теперь перечислим ужасы, о которых идет речь в этой главе.
1. Жестокие и отвратительные раны на людях (Отк. 16,2).
2. Вода в море обратилась в кровь мертвеца (16,3).
3. Реки и источники вод сделались кровью (16,4).
4. Солнце становится обжигающе горячим (16,8).
5. Мрак над царством зверя и его страдания (16,9-11).
6. Иссушение Евфрата, чтобы открыть путь восточным царям (16,12).
7. Загрязнение воздуха и сопутствующие ужасы в природе: гром, землетрясение, молния и град (16.17-21).
Нетрудно заметить, что в этих списках много общего - град, тьма, кровь в воде, жестокие язвы, приход страшных орд из-за Евфрата. Но в Откровении есть определенное отличие от ужасов, следующих за трубными звуками и ужасами, следующих за излиянием чаш. В первом случае разрушения и гибель носят частичный и ограниченный характер, например, на треть земли, а во втором случае речь идет о полном уничтожении врагов Божиих.
Складывается впечатление, что в этом отрывке Иоанн собрал вместе все ужасы из всех историй о мстительном гневе Божием и бросил их на неверующий мир в последнем разрушительном граде.
Ужасы Божии (Отк. 16,1-11)
Голос из храма - это голос Бога, рассылающего Своих вестников-ангелов с ужасами, которые должны быть обрушены на людей.
Первый ужас - чума гнойных ран; причем употреблено то же слово, что и для воспалений и нарывов в казнях египетских (Исх. 9,8-11); проказы, которой Бог поразит неповиновение (Втор. 28,35); и проказы Иова (Иов. 2,7).
Второй ужас - превращение в кровь морской воды. Этот и следующие ужас, обращение рек и источников вод в кровь - это аналог обращению в кровь вод Нила в дни казней египетских (Исх. 7,17-21).
По иудейскому мировоззрению все природные силы - ветер, солнце, дождь, воды, - имели своего ангела. Эти ангелы были помощниками Бога, занимавшиеся отдельными различными отделами природы. Можно было бы подумать, что ангел вод вознегодует, увидев воды, обращенные в кровь, но и он признает правильность действий Бога. В 16,6 имеются в виду преследования, имевшие тогда место в римской империи. Святые - члены христианской Церкви; пророки - не пророки Ветхого Завета, а пророки христианской Церкви (1 Кор. 12,28; Деян. 13,1; Еф. 4,11), которые, будучи руководителями Церкви, первыми страдали при гонениях. Страшное наказание ждет тех кто повинен в пролитии крови руководителей и простых людей Церкви; с земли исчезнет вода и для пития останется только кровь.
В 16,7 голос от алтаря восхваляет справедливость суда Божия. Это может быть голос ангела жертвенника, ибо у жертвенника тоже был свой ангел, или же за этим может скрываться другая идея. На жертвеннике приносятся в жертву Богу молитвы народа Его и жизни мучеников; и голос от жертвенника может быть, так сказать, голос молящейся и страждущей Церкви Христа, воздающие хвалу правосудию Божию, когда Его гнев обрушивается на ее преследователей.
Четвертый ужас - сжигающее землю зноем солнце; пятый - мрак, аналогичен тьме, распростершейся над Египтом (Исх. 10,21-23).
В 16,9.11.21 - своего рода припев, проходящий через всю главу. Те, на которых пал гнев Божий, хулили Бога и не раскаялись, остались глухи и к благости Бога и к Его строгости (Рим. 11,22). Это люди, которые наверняка знали о существовании Бога и даже видели Его руку во всем, и, тем не менее, шли своим путем.
Мы должны спросить себя, столько ли уж мы отличаемся от них. Мы не ставим под сомнение существование Бога; мы знаем, что Бог интересуется нами и созданным Им миром; мы хорошо знаем законы Божий; мы знаем о Его благости и знаем, что грех будет наказан; и, тем не менее, снова и снова идем своим путем.
12
Орды с востока (Отк. 16,12)
Здесь дана картина иссушения реки Евфрат, открывшая восточным ордам возможность напасть на мир.
Одна из примечательных особенностей Ветхого Завета заключается как раз в том, как часто иссушение вод служит знаком силы Божьей. На Чермном море "... гнал Господь море... и сделал море сушею" (Исх. 14,21). Также было и у реки Иордан, когда народ переходил реку, под руководством Иисуса Навина: "Все сыны Израилевы переходили по суше" (Иис. Н. 3,17). У Исаии сила Божья проявляется в том, что Он дал народу возможность выйти из земли египетской (Ис. 11,16). В Книге пророка Иеремии Бог в гневе Своем говорит такую угрозу: "И осушу море его, и иссушу каналы его" (Иер. 51,36). "И иссякнут все глубины реки", - говорит пророк Захария (Зах. 10,11).
Возможно, что здесь Иоанн вспоминает знаменитое историческое событие. Греческий историк Геродот (1,191) поведал нам, что персидский царь Кир взял Вавилон, осушив Евфрат, который протекал как раз через центр города. Когда Кир подошел к Вавилону, его укрепления казались такими сильными, что взять его было невозможно. И у Кира созрел блестящий план. Оставив одну часть армии у Вавилона, он поднялся с другою частью вверх по реке. Одним великолепным техническим приемом он на время отвел воды реки в озеро. Уровень воды в Евфрате упал, и, в конце концов, русло реки, проходившее через центр города, стало сухой дорогой, и вдоль этой дороги в укреплениях была брешь, по которой персы вошли в Вавилон и взяли город.
Иоанн обращается к картине, запечатленной в памяти всех его современников. Крупнейшим врагом, который Рим так и не смог покорить, были парфяне, жившие за рекой Евфрат. Их конница была самым страшным родом войск тогдашнего мира. Мысль о том, что парфянская конница может перейти через Евфрат, способна была вселить страх и ужас даже в самое мужественное сердце. Кроме того, как мы уже видели, говорили, что император Нерон бежал к парфянам и из Парфии ожидали возвращения Неро редиеивус; то есть, вторжения антихриста ждали из-за Евфрата.
13-16
Нечистые духи, подобные жабам (Отк. 16,13-16)
Эти четыре стиха заключают массу проблем и для того, чтобы разумно объяснить стихи, нужно решить эти проблемы.
Из пастей дракона и зверя и из уст лжепророка вышли нечистые духи, подобные жабам.
В греческом здесь своего рода игра слов. Нечистые духи вышли из пастей и из уст злых сил. Уста - это орган речи, а речь - одна из самых действующих сил в мире. Дух в греческом - пневма это значит также дыхание. Таким образом, сказать, что из уст человека вышел нечистый дух, это все равно что сказать, что его уста брызжут злом. Как выразился Суит, дракон, зверь и лжепророк "извергали из уст дурное влияние".
Эти нечистые духи были подобны жабам.
1. Жабы связываются с бедствиями и наказанием. Они были одной из казней египетских (Исх. 8,5-11). "Послал на них... жаб, чтобы губили их" (Пс. 77,45). "Земля их произвела множество жаб, даже в спальне царей их" (Пс. 104,30).
2. Жабы - нечистые животные. Хотя они и не названы по имени, но включены через общее определение в список нечистого в воде и в море, который начинается в Лев. 11,10. Жабы символизируют нечистое влияние.
3. Жабы знамениты своим непрерывным кваканьем. "Кваканье, - сказал Августин, - это самое пустое из всех тщеславий ("Проповедь на Псалме 77,27"). Звуки, издаваемые жабами - это символ самой бессмысленной речи.
4. В персидской религии зороастризма жабы приносят бедствия и казни и служат помощниками у силы тьмы Ахримана в его борьбе с Ормуздом, силой света. Иоанн, вероятно, знал это.
Таким образом, сказать, что из уст дракона, звери и лжепророка выходили жабы, значит сказать, что их слова были подобны язвам и бедствиям; что они были нечистыми, совершенно бесполезными и пособниками сил тьмы.
Лжепророк (Отк. 16,13-16)
Теперь нам нужно решить еще одну проблему: кто такой этот лжепророк? Дракон - это сатана (12,3.9). Зверь - римская империя с культом кесаря, - уже появлялся в 13,1. А вот лжепророк появляется здесь на сцене впервые. Коль скоро он появляется без всяких дальнейших объяснений, значит, Иоанн полагает, что адресаты уже сами могут его узнать.
О поражении лжепророка народ Божий уже был предупрежден и в Ветхом и в Новом Завете. В Ветхом Завете Израилю запрещено слушать лжепророка, какие бы впечатляющие знамения и чудеса он ни показывал, и установлено, что наказанием лжепророкам должна быть смерть (Втор. 13,1-5). Рассматривать дела лжепророков и приговаривать их к смерти - это было делом синедриона. И христианская Церковь была предупреждена, что восстанут лжехристы и лжепророки, чтобы прельстить, если возможно, и избранных, то есть христиан (Мар. 13,22). Суит говорит об этих лжепророках, что такое название охватывает целую группу людей - "продавцов волшебных средств, религиозных обманщиков, так и обманутых, - неправильно толкующих мысли Божий. Они - худшие враги Церкви и лучшие друзья сатаны".
О лжепророке идет речь здесь, в 19,20 и 20,10. Сопоставив два отрывка, мы сможем найти ключ и установить, кто он. В 19,20 сказано, что, в конечном счете, лжепророк был схвачен вместе со зверем; этот лжепророк производил чудеса перед зверем и обольстил людей, принявших начертание зверя и поклонявшихся его изображению. В 13,13 дано описание другого зверя, зверя из земли; он "творит великие знамения"; и он обольщает живущих на земле теми же чудесами и знамениями, которые он мог творить в присутствии зверя. Другими словами, лжепророк, по-видимому, делает то же самое, что и второй зверь, а, как мы уже видели, этот зверь символизирует провинциальную администрацию, созданную для насаждения культа кесаря. Таким образом, лжепророк символизирует аппарат, созданный для того, чтобы побудить людей поклоняться императору и отречься от Иисуса Христа.
Лжепророк - это тот, кто пытается ввести культ других богов, побудить людей сотрудничать с государством или с миром, и совращает людей от поклонения единому Богу.
Армагеддон (Отк. 16,13-16 (продолжение))
В этом отрывке есть еще одна проблема. Нечистые Духи выходят к царям всей земли, чтобы собрать их на бой. Идея последней и окончательной битвы между Богом и силами зла восходит в глубокое прошлое. Мы находим ее в Пс. 2,2: "Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его".
Эта битва должна произойти, как сказано в Библии, в месте Армагеддон. В различных английских переводах это слово пишется по-разному; уже само место нельзя назвать определенно.
Армагеддон вполне может быть связан с именем Мегиддо - городом на Изреельской равнине, по которой проходила часть "Пути моря", одного из главных торгово-караванных путей из Египта в Дамаск. С самых древнейших времен и до эпохи Наполеона это место было одним из величайших полей битвы мира. На этой равнине Варак и Девора поразили Сисару и его колесницы (Суд. 4,14-16); там Охозия умер от стрелы Ииуйя (4 Цар. 9,27); там добродетельный Иосия погиб в битве с фараоном Нехао (4 Цар. 23,29.30) - трагедия, которая врезалась в память иудеев и которую они никогда не могли забыть (Зах. 12,11). Это место, как выразился Суит, "было знакомое каждому изучающему иудейскую историю, поле битвы".
Армагеддон будет тогда значит город Мегиддон, или Хар-Магеддон - гора Мегиддон. Вполне возможно, что последняя форма более правильной, но все же равнина скорее подошла бы как место битвы, чем гора. Но к этому надо добавить еще кое-что. При описании последней битвы с Гогом и Магогом, Иезекииль говорит, что последняя битва будет одержана на горах Израилевых (Иез. 38,8.21; 39,2.4.17). Вполне возможно, что Иоанн имел в виду гору Мегиддон, чтобы вписать свой рассказ в поток древних пророчеств.
Вероятнее всего, имеется в виду Хар-Магеддон и область около города Мегиддо на Изреельской равнине, самое прославленное в истории Израиля поле битвы.
Его также связывают с Ис. 14,13, где в уста Люцифера вкладываются слова: "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов". Вавилоняне верили, что на севере есть гора Аралу, на которой, подобно греческому Олимпу, обитали боги. Люцифер намерен поставить престол свой среди богов. Было высказано предположение, что гора Магеддон и есть эта гора и что Иоанн видит битву против сонма богов в их жилище.
17-21
Война в природе (Отк. 16,17-21)
Седьмая чаша вылита в воздух. Суит говорит о "воздухе, которым дышат все люди". Загрязнение воздуха - это угроза самому источнику существования жизни человека. Воздух объявил человеку войну; за этим следуют молнии, гром и землетрясение. Первый век особенно отличался землетрясением, но, говорит Иоанн, какие бы бедствия и ужасы не принесли людям землетрясения, грядущее землетрясение превзойдет все.
Великий Вавилон, то есть Рим, распадется на три части. Рим считал, что может безнаказанно делать все, а теперь его грех подлежит суду и судьба его уже уготована. Может быть Бог не торопится наказывать, но рано или поздно возмездие придет.
Острова убежали, утонули, и гор не стало. Последняя страшная казнь - ужасный град, каждая градина весом в талант. И это проявление гнева Божия уже знакомо нам. Опустошительный град был одной из казней египетских (Исх. 9,24). В битве Иисуса Навина с пятью аморейскими царями при Вефороне Господь послал великий град на врагов Израиля, так что от града погибло больше врагов, чем от меча (Иис. Н. 10,11). Исаия тоже говорит о ливне с градом и губительном вихре, которые Господь пошлет в суде Своем (Ис. 28,2). Пророк Иезекииль говорит, что Бог будет судиться с людьми моровою язвою и кровопролитием, всепотопляющим дождем и каменным градом, огнем и серою (Иез. 38,22).
Излияние на землю семи чаш с гневом Божиим завершается хором, который не прекращался на протяжении всей главы; люди, которым выпали эти ужасы, остались глухи и к призывам любви Божьей и к гневу Божьему. Бог возложил на людей тяжелую ответственность за то, что они затворили свои сердца.