Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Фридрих А.Брокгауз
Библейский словарь

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


« Указатель

I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ

"Человек", или собират. наименование для обознач. понятия "люди/человечество". Знач. слова связано с евр. существительным -> адама и глаголом адэм - "быть красным" (ср. "Едом"). В Быт 2-5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека: 1) в Быт 1:26-30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как "мужчина и женщина", завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение "образ Божий" относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к к-рому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как "мужчина и женщина". Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об "образе" или соотв. об "образе Божием" говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (-> Человек, IV,1); 2) в Быт 2:4 и след. еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт 2:20), подобен животным (Быт 2:19; 6:17; Еккл 3:18-21). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением (Быт 1:28; ср. -> Человек). Как сказано в Быт 2, Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу (ст. 20-23). А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад (Быт 2:15). Все Божье творение, по суждению Господа, было "хорошо весьма" (Быт 1:31). Но Бог связал человека заповедью не есть от -> дерева познания добра и зла (Быт 2:16 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел (гл. 3; ср. -> Женщина, I и -> Грех, I,В); 3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф (Быт 4:1 и след.,25; 5:4). А. умер в возрасте 930 лет (Быт 5:5). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (-> Летосчисление); 4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу (Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:21 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей - не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: "... потому что все согрешили" (Рим 5:12 - цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза "потому что" стоит "в нем", что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, "для многих", создав "правдою одного всем человекам оправдание". Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. (Рим 5:15 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена "последним А.", т.е. Христом (1Кор 15:45, а также ст. 21 и след.). Христианин - как и всякий человек - все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас - в "совлечении" старого и "облечении" в нового человека (Кол 3:9 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: "...все и во всем Христос" (ст. 11).
II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ
"Красное место", город на Иорданской равнине под Цартаном (Нав 3:16; Ос 6:7), см. карту на стр. 408; ныне Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению - в 30 км юж. А., у г. Иерихона.
Адама
Адама (первонач. "красная, вспаханная земля", впослед. всякая "возделанная земля с растительностью"): 1) один из укреп. городов удела Неффалима (Нав 19:36) сев.-вост. Геннисаретского озера. Совр. холм Телль-эд-Дамие (не путать с одноим. местом на Иордане, -> Адам, II) расположен юго-зап. Тивериады, поэтому его тождественность древней А. сомнительна (ср. Адами-Некев). А. предположит. можно отождествить с совр. городом Хадшар-эд-Дамм, прим. в 4 км сев.-зап. впадения Иордана в Геннисаретское озеро; 2) -> Адма.
Адами-Некев
Адами-Некев, погран. город удела Неффалима (Нав 19:33), возм., совр. Хирбет- Дамие. Это место было заселено еще в бронз. веке. А.-Н. расположен у колодца на древнем караванном пути, ведущем из Акко в Галаад, прим. в 8 км юго-зап. Тивериады. См. карту на стр. 408; 1004.
Адар
Адар ["темный, пасмурный (месяц)"] -> Год.
Адая
Адая -> Адаия.
Адбеел
Адбеел, третий сын Измаила (Быт 25:13;
1Пар 1:29). В ассир. надписях VIII в. до Р.Х. упоминается сев.-арав. племя идибаил, обитавшее недалеко от егип. границы.
Адда
Адда -> Иддо (II,3,4).
Аддар
Аддар: 1) город на юге Иудеи, на границе с Эдомом (Нав 15:3), тождествен Гацар-Аддару (Чис 34:4). Ныне, возм., Аин-Кедерат, прим. в 8 км сев.-зап. Кадес-Варни, см. карту на стр. 895; 2) вениамитянин (1Пар 8:3). Возм., то же лицо, что -> Ард в Быт 46:21 (евр. написание этих имен сходно).
Адди
Адди (вероятно, кр. ф-ма от Адаии), предок Христа, живший на несколько поколений раньше Зоровавеля (Лк 3:28).
Адер
Адер [евр. Хадад] -> Хадад (4).
Адиел (Адиил)
Адиел (Адиил) [евр. Адиэл, "украшение Божье"]: 1) израильтянин из колена Симеона (1Пар 4:36); 2) отец Азмавефа, заведовавшего сокровищами Давида (1Пар 27:25); 3) священник, сын Иахзера (1Пар 9:12).
Адиил
Адиил -> Адиел (1), (2).
Адин
Адин ("великолепный", "роскошный"). Переселенные пленники из рода А. вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:15) и Ездрой (Езд 8:6). Во времена Неемии некто А. был среди тех, кто от имени народа подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:16).
Адина
Адина, один из храбрых у Давида, из колена Рувима (1Пар 11:42).
Адифаим
Адифаим, город в уделе Иуды (Нав 15:36), один из погран. городов, точное местоположение неизвестно. Предположит. речь идет о селении А. в 5 км сев.-вост. Еммауса.
Адлай
Адлай (возм. знач. "кресс-салат"), отец Шафата, заведовавшего скотом Давида, пасущимся в долинах (1Пар 27:29).
Адма
Адма, город вблизи Мертвого моря (Быт 10:19; 14:2,8), к-рый был уничтожен вместе с Содомом и Гоморрой (Втор 29:23; Ос 11:8; в Синод. пер. - Адама).
Адмафа
Адмафа [перс. армати, "неодолимый" или "святое смирение"], один из семи князей при -> Артаксерксе (Есф 1:14). Эти ближайшие советники перс. царя упомянуты и в Езд 7:14. Они обладали высшей гос. властью и имели беспрепятств. доступ к царю.
Админ
Админ, предок Иисуса Христа (Лк 3:33 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер. имя Админа отсутствует).
Адна
Адна [евр. Адина, возм., "великолепный", "роскошный"]: 1) военачальник при Иосафате, принадлежавший к колену Иуды (2Пар 17:14); 2) сын Пахаф-Моава (Езд 10:30); 3) священник, возглавлявший дом Харима во втором поколении после вавил. плена (Неем 12:15).
Аднах
Аднах, израильтянин из колена Манассии, перешедший на сторону Давида (1Пар 12:20).
Адони-Везек
Адони-Везек ["господин Везека" или "(мой) господин - (Бог) Везек"], царь Везека, побежденный коленом Иуды. С ним поступили так же, как он в свое время поступил с 70 другими царями: отсекли большие пальцы на руках и ногах. Умер в Иерусалиме (Суд 1:4-7).
Адоникам
Адоникам ["(мой) Господь возвысился"]. Израильтяне из рода А. вернулись из вавил. плена с Зоровавелем и Ездрой (Езд 2:13; 8:13; Неем 7:18). В Неем 10:16, в том месте, где можно было бы предположить А., значится Адония (-> Адония, 3).
Адонирам
Адонирам ["(мой) Господь возвышен"], сын Авды, высокопост. чиновник при царях Давиде, Соломоне (3Цар 4:6; 5:14) и Ровоаме, ответств. за сбор податей. Он же Хадорам (2Пар 10:18 в евр. тексте) и Адорам (2Цар 20:24; и в евр. тексте в 3Цар 12:18). Когда 10 колен Израилевых восстали против Ровоама, царь необдуманно посылает А. парламентером, но израильтяне свершили над ним скорую расправу, побив камнями (3Цар 12:18; 2Пар 10:18).
Адониседек
Адониседек [евр. Адони-Цедек, "(мой) Господь - праведен/праведность"], царь иерусалимский. Его имя напоминает имя Мелхиседека, царствовавшего ранее над Салимом. После падения Гая и заключения союза между жителями Гаваона и израильтянами А. вместе с четырьмя другими царями напал на Гаваон, но был побежден и убит Иисусом Навином (Нав 10:1-27).
Адония
Адония ["(мой) Господь - Яхве"]: 1) четвертый сын Давида, родившийся в Хевроне от Аггифы (2Цар 3:4). Когда царь состарился, А., как старший из оставшихся в живых цар. сыновей (на основании древнего права), попытался добиться цар. власти, несмотря на то, что наследником престола был определен Соломон. А. создал собственный отряд телохранителей и пытался вместе с Иоавом и Авиафаром привлечь на свою сторону войско и часть священников и левитов. Но ему не удалось привлечь ни пророка Нафана, ни священника Садока, ни Ванею, ни цар. гвардию. Предупрежденный Нафаном, Давид в последний момент успевает помазать на царство Соломона, и заговор А. проваливается. Соломон милует А. (3Цар 1). Однако когда А., после смерти Давида, пытается при посредничестве Вирсавии взять в жены Ависагу сунамитянку, Соломон усматривает в этом новую попытку А. заявить претензии на престол. Он распоряжается казнить А. и Иоава и отправляет Авиафара в ссылку, избавляя себя от дальнейшей опасности (3Цар 2:13-34); 2) один из левитов, к-рым Иосафат повелел учить народ Закону Господню (2Пар 17:8); 3) израильтянин, во времена Неемии подписавший от имени своего рода обязат-во исполнять Закон (Неем 10:16).
Адораим
Адораим, город, превращ. Ровоамом в крепость (2Пар 11:9). Позднее - Адора (ср. 1 Мак 13:20: в Синод. пер. - Адара), ныне - Дура, примерно в 7,5 км зап. Хеврона.
Адорам
Адорам -> Адонирам.
Адраазар
Адраазар [евр. Хададэзер, "(Бог) Хадад - помощь"], сын Рехова, арам. царя Сувы, области, располож. сев. Дамаска. А. и арамеи из Дамаска покорились Давиду, после того как он победил их и захватил ценную добычу. Упомянутые среди трофеев золотые щиты, вероятно, были отличит. признаком военач. А. Его противник, царь Имафа (Хамата), приветствовал победу Давида (2Цар 8:3-10; 1Пар 18:3-10). Вновь выступив против Давида в союзе с аммонитянами, А. потерпел еще одно, на этот раз окончат., поражение при Еламе. Арам. цари покорились Давиду (2Цар 10:6-19; 1Пар 19:6-19). Во время одного из сражений сириянин Разон бежал от своего государя А.; позднее Разон стал царем в Дамаске (3Цар 11:23).
Адрамелех
Адрамелех [евр. Адраммелех, "(Бог) Адар (= Хадад) есть царь"]: 1) бог народа из Сепарваима, переселенного царем ассир. в Самарию. В жертву этому, вероятно сир., божеству сжигали детей (4Цар 17:24,31); 2) сын Сеннахирима (Синаххериба), царя ассир. В 681 г. до Р.Х. А. и его брат Шарецер убили отца, а затем бежали в Армению (4Цар 19:36 и след.; Ис 37:38).
Адрамитий
Адрамитий, портовый город в Мисии, области, входившей в состав рим. провинции Асии. Ап. Павел и Юлий покинули Кесарию на "Адрамитском корабле" (Деян 27:2), к-рый возвращался на родину и по пути заходил в приморские города провинции Асии. Из А. Павел и Юлий намеревались продолжить свой путь в Рим (Деян 27:5). Ныне это город Эдремит на побережье Эгейского моря, прим. в 50 км сев. Пергама (совр. Бергамы).
Адриатическое море
Адриатическое море, море между Италией и Балканским полуо-вом, ныне - до Ионического моря. В древности это обозначение распространялось и на часть Средиземного моря далее к югу, так что о-в Мальта считался находящимся в Адриатическом море (Деян 27:27).
Адриэл
Адриэл ["помощь (мне) - это Бог"], сын Верзеллия из Мехолы, к-рому Саул отдал в жены свою дочь Мерову, хотя она уже была обещана Давиду (1Цар 18:17-19). Пять сыновей Меровы были среди потомков Саула, к-рых Давид выдал гаваонитянам, намеревавшимся убить их в отмщение за жестокость Саула (2Цар 21:1-14; ср. Чис 35:33).
Адуммим
Адуммим, возвышенность между Иерусалимом и Иерихоном (Нав 15:7). Это название вошло в совр. топоним Талат-эд-Дамм, к-рым поименован крутой подъем дороги перед Хан-Хатуром ("Приютом милосердного самарянина"). Древнее название представляет собой мн.ч. от прил. адом "(кроваво-) красный" и указывает на красноватый цвет здешних известняковых скал.
Аендор
Аендор -> Аэндор.
Азаз
Азаз (возм., кр. ф-ма имени "Азазия"), сын Шемы, отец Белы из колена Рувима (1Пар 5:8).
Азазель
Азазель
ПОНЯТИЕ

1) значение этого слова неизвестно; возм. этимологич. толкования: а) (наиб. вероятное) комбинация из слов "быть сильным" и "Бог", возм., "противящийся Богу", б) производное от егип. слов "виновный" и "отстранять" (что подразумевает козла отпущения, см. ниже), в) покинутое место; 2) все более популярной становится версия, что слово "А." - имя собственное, обозначающее демона пустыни (ср. Ис 13:21; 34:14; Мф 12:43; Лк 11:24). Это подтверждается и тем, что в Лев 16:8 имя "А." (в Синод. пер. - "отпущение") противопоставляется имени Господа.

АЗАЗЕЛЬ В ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ

1) в этот день (10-й день месяца тишри - сентябрь-октябрь) бросали жребий о двух козлах, один из к-рых предназначался в жертву за грехи всего народа, а второй - для изгнания в пустыню. Первый козел посвящался Господу, а второй - А. (Лев 16:8 - в Синод. пер. - "для отпущения"); 2) если предназнач. для Господа козла закалывали и кровью его кропили в святилище и в Святом Святых, то на козла, предназнач. для А., первосвященник возлагал руки, исповедуя над ним беззакония всего народа, и отправлял его с человеком, избранным по жребию, в пустыню, чтобы козел унес грехи народа (Лев 16:20-22). После этого человек, отводивший козла, должен был совершить особого рода омовение (ст. 26); 3) т.о., через козла снятые с народа грехи передавались тому, кто был их причиной, т.е. сатане; А. же следует считать либо воплощением сатаны, либо его символом. Так козел уносил грехи народа, к-рые более не должны были повторяться. Но это действо нельзя толковать т.о., будто в образе козла "для А." (в Синод. пер. - "для отпущения") приносилась жертва демону пустыни. В ВЗ есть только один культовый обычай, напоминающий это действо, но существенно от него отличающийся (Лев 14:50,53).

АЗАЗЕЛЬ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

1) можно лишь с большой осторожностью говорить о том, что ветхозаветное представление об А. было воспроизведено в НЗ. Не исключено, что слова Иоанна Крестителя: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1:29; ср. ст. 36) связаны с вышеопис. ветхозаветным обычаем. Из этих слов следует, что Христос занимает место посредника; 2) принимая во внимание Евр 13:11 и след., вообще нельзя козла "для А." толковать как некий прообраз Христа. Кр. того, согл. Лев 16, искупит. жертвой служит не козёл "для А.", а козёл "для Господа". Т.о., только этот последний истолковывается в Евр 13 как указание на Христа; 3) иногда для сравнения приводят стих из НЗ: 1Кор 5:5, где Павел во имя Иисуса Христа предает сатане человека за грех кровосмешения. Различие, однако, состоит в том, что здесь сатане предается сам грешник, и, как небезосновательно надеется Павел, не навсегда (-> Сатана).

Азазия
Азазия [евр. Азазьяху, "Яхве силен"]: 1) отец -> Осии (2) (1Пар 27:20); 2) смотритель в храме во время правления Езекии (2Пар 31:13); 3) один из левитов, игравших на цитрах, когда ковчег завета переносили в Иерусалим (1Пар 15:21).
Азаил
Азаил [евр. Хадаэл, "Бог увидел"]: 1) придворный чиновник Венадада, царя Арама (Сирии). Елисей предсказал А., что он станет царем Арама и победит Израиль. Вслед за этим А. убил Венадада и занял его престол (ок. 841 г. до Р.Х.; 4Цар 8:7-15). А. сражался с царем Израиля Иорамом и царем Иудеи Охозией. Ииуй убил обоих царей и взошел на израил. престол (4Цар 8:28 и след.; 9:14,24,27). Вскоре после этого произошло вторжение ас-сир. царя Салманасара III. Ииуй подчинился завоевателю без борьбы и стал выплачивать дань, вместо того чтобы встать на сторону А., оказывавшего ассирийцам сопротивление. Арам. царь с большим трудом выстоял, но три года спустя ему пришлось проти-востоять новому нашествию ассирийцев. Враждебность А. по отношению к Израилю, вероятно, была усилена обидой на Ииуя, предавшего его. Во время царствования Ииуя вся область вост. берега Иордана вплоть до Арнона была опустошена арамеями (сирийцами) (4Цар 10:32 и след.; Ам 1:3), причем из-раильтяне в боях понесли большие потери - в войске Иоахаза, сына Ииуя, осталось всего 50 всадников и 10 колесниц (4Цар 13:7). А. настолько обессилил израильтян, что, когда он отправился в поход на завоевание Гефа, ему, видимо, был открыт беспрепятств. проход через израил. земли. Затем А. выступил против Иерусалима, и иуд. царю Иоасу пришлось давать выкуп и отдать ему все пожертвования и ценности из сокровищниц храма (4Цар 12:18 и след.; 2Пар 24:23-25). Мощь А. достигла своего апогея, но его царствование уже близилось к концу. Вероятно, еще при его жизни ассир. царь Адад-Нерари III окружил Дамаск и обложил его жителей данью. Слово Елисея привело А. к власти, и в течение 40 лет сир. царь исполнял суд Господа над Израильским и Иудейским царствами (4Цар 13:3; 2Пар 24:24). Затем Бог вновь явил милость Своему народу (4Цар 13:4 и след., 23). Елисей предсказал израил. царю Иоасу троекратную победу над арамеями (ст. 19), и при наследнике А. Венададе началось падение Арама (ст. 24 и след.); 2) -> Асаил (2).
Азания
Азания ("Яхве услышал"), отец левита -> Иисуса (Неем 10:9).
Азариил (Азариел)
Азариил (Азариел) [евр. Азарел, "Бог помог"]: 1) левит, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:6); 2) певец в храме во времена Давида (1Пар 25:18), сын Емана; он же Озиил (ст. 4); 3) сын Иерохама, князь колена Дана во времена Давида (1Пар 27:22); 4) израильтянин, потомок Вания. Во времена Ездры А. отказался от своей иноплем. жены (Езд 10:41); 5) сын Ахзая из потомков Иммера, отец Амашсая (Неем 11:13 и след.). Вероятно, он же упомянут как священник-музыкант, участвовавший в освящении Иерусалимской стены (Неем 12:36).
Азария
Азария ("Яхве помог"): 1) потомок Зары из колена Иуды, сын Ефана (1Пар 2:8); 2) левит, потомок Ицгара из рода Каафа. Среди потомков А. - пророк Самуил и певец Еман (1Пар 6:36); 3) один из высокопост. чиновников Соломона, сын первосвященника Садока, брат Ахимааса (3Цар 4:2; 2Цар 15:27); 4) внук Садока и сын Ахимааса (1Пар 6:8,9); 5) начальник над 12 приставниками, назнач. Соломоном, сын Нафана (3Цар 4:5), по-видимому, внук Давида и племянник Соломона (2Цар 5:14); 6) пророк, сын Одеда. А. вдохновил царя Асу на проведение религ. реформы во всей земле колен Иуды и Вениамина (2Пар 15:1-8); 7) два сына царя Иосафата (2Пар 21:2, если текст не содержит ошибки, то остается предположить, что они происходили от разных матерей и, след., были сводными братьями); 8) потомок Есрома и Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:38 и след.). Его дедом был Овид (ст. 38), поэтому он, возм., тождествен начальнику сотни Азарии, сыну Оведа, к-рый помог свергнуть Гофолию и поставить на царство ее внука Иоаса (2Пар 23:1); 9) начальник сотни, сын Иерохама, к-рый также участвовал в свержении Гофолии (2Пар 23:1); 10) сын Иегоханана, один из тех благородных ефремлян, к-рые побудили войско Факея отпустить на свободу пленных иудеев (2Пар 28:12); 11) сын -> Амасии (1), иуд. царь, известный также как Озия (4) (ср. 4Цар 15:1 с 2Пар 26:1). При этом, вероятно, имя А. было тронным, а Озия - обиходным именем одного и того же царя; 12) первосвященник (1Пар 6:10), возм., тот же, к-рый воспротивился намерению царя Озии присвоить себе чин священника (2Пар 26:16-20); 13) отец -> Иоеля, левита из рода Каафа (2Пар 29:12); 14) левит из рода Мерари. Он и Иоель помогали очищать храм во времена Езекии (2Пар 29:12); 15) первосвященник, сын Хелкии, отец Сераии, живший незадолго до вавил. пленения (1Пар 6:13,14; Езд 7:3); 16) сын Осаии, противник пророка Иеремии (Иер 43:2); 17) евр. имя -> Авденаго (Дан 1:6 и след.); 18) еврей, вернувшийся вместе с Зоровавелем из вавил. плена (Неем 7:7). Возм., в Езд 2:2 он же Сария; 19) высокопост. иудей, вероятно, князь колена Иуды, принимавший участие в освящении Иерусалимской стены (Неем 12:33); 20) сын Маасеи, к-рый во времена Неемии владел в Иерусалиме домом и восстанавливал прилегающий к нему участок гор. стены (Неем 3:23 и след.); 21) один из левитов, пояснявших народу Закон, оглашаемый Ездрой (Неем 8:7); 22) священник, подписавший во времена Неемии обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:2); 23) потомок Хелкии, начальник в храме после возвращения из вавил. плена (1Пар 9:11) -> Сераия (10); 24) первосвященник во время царствования Езекии (2Пар 31:10,13), возм., идентичен А. (12).
Азбук
Азбук, отец Неемии, начальник полуокруга в Иерусалиме (Неем 3:16).
Азгад
Азгад [перс. Изгад, "вестник"], израильтянин, часть потомков к-рого вернулась из вавил. плена при Зоровавеле (Езд 2:12; Неем 7:17), а часть - при Ездре (Езд 8:12). Один из представителей этого семейства во времена Неемии подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:15).
Азека (Азек).
Азека (Азек). До А. Иисус Навин преследовал царей аморрейских городов Иерусалима, Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона, осадивших Гаваон (Нав 10:10 и след.). А. была предназначена колену Иуды (Нав 15:35). Между А. и Сокхофом располагался филистимский стан, выходя из к-рого Голиаф высмеивал израильтян (1Цар 17:1). А. была превращена Ровоамом в укреп. город (2Пар 11:9). Позднее А. была одним из последних городов (наряду с Лахисом), осажденных и взятых Навуходоносором (Иер 34:7). После возвращения иудеев из плена город был отстроен заново (Неем 11:30). А. находилась недалеко от города Сокхофа, юж. Аиалонской до-лины и прим. в 27 км сев.-зап. Хеврона. Предполагалось, что холм Телль-Закария (новоевр. Телль-Азека) скрывал под собой древнюю А. При раскопках там был обнаружен довольно крупный город, обнес. стенами и укреп. восемью мощными башнями. Удивление вызвали подземные ходы и помещения, к-рые, вероятно, служили в воен. время убежищами и кладовыми для запасов продовольствия. Здесь были обнаружены также кувшины и черепки времен Израильского царства. См. карту на стр. 840.
Аззан
Аззан, отец Фалтиила, князя колена Иссахара (Чис 34:26).
Азиил
Азиил -> Иаазиил.
Азиса
Азиса [евр. Азиза], израильтянин из рода Заффу, женившийся на язычнице (Езд 10:27).
Азмавет (Азмавеф, Беф-Азмавеф)
Азмавет (Азмавеф, Беф-Азмавеф) [этимология этого слова неясна; название растения, родств. Aristida plumosa (верблюжий корм)]: 1) вениамитянин, сыновья к-рого пришли к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3); 2) один из храбрых у Давида (2Цар 23:31; 1Пар 11:33); 3) надзирающий за сокровищами царя Давида (1Пар 27:25); 4) потомок Саула (1Пар 8:36; 9:42); 5) город, располагавшийся прим. в 7 км сев. Иерусалима (Езд 2:24; Неем 7:28); 42 его жителя вернулись из вавил. плена. Здесь жили храмовые певцы из Иерусалима (Неем 12:29). Возм., А. - это совр. Хизмех, в к-ром были обнаружены выдолбленные емкости для хранения воды и зерна. См. карту, стр. 526.
Азноф-Фавор
Азноф-Фавор, погран. город удела Иссахара вблизи Фавора (Нав 19:34).
Азор
Азор [евр. Аззур], сын Елиакима, отец Садока и предок Иосифа. Жил в период после вавил. плена (Мф 1:13 и след.).
Азот (Ашдод)
Азот (Ашдод), впервые упоминается в Нав 11:22 как город енакимов. Позднее он назван в числе пяти главных филистимских городов-государств наряду с Газой, Аскалоном, Гефом и Екроном (Нав 13:3; 1Цар 6:17). Согл. Нав 15:47, А. был предназначен для колена Иуды, но вплоть до эпохи Царств сохранял свою независимость. В А. стоял храм -> Дагона, верховного божества филистимлян, куда был поставлен захвач. ими -> ковчег завета. За это Бог неоднократно поражал жителей А. и его окрестностей тяжелыми болезнями, равно как и жителей тех городов, куда филистимляне перемещали ковчег завета, пока израил. святыня (и в доп. к ней золото в качестве "жертвы повинности") не была возвращена израильтянам (1Цар 5-6). А. был взят только однажды Озией (-> Азария), к-рый снес стены А. и построил в его окрестностях города (2Пар 26:6; ср. Ам 1:8; Зах 9:6). Несколько позднее ассир. царь Тиглатпаласар III завоевал А. и обложил его данью. При Саргоне II город был осажден и взят цар. военач. (тартаном) (ср. Ис 20:1). А. стал столицей ассир. провинции Асдуду со своим царем, вассалом ассирийцев. См. карту на стр. 292. Согл. Геродоту, егип. фараон Псамметих I (664-610 гг. до Р.Х.) после 29-летней осады покорил эту крепость. Из жителей города уцелели лишь немногие (Иер 25:20; ср. Геродот. История, II, 157). Когда вернувшиеся из плена израильтяне восстанавливали стены Иерусалима, жители А. при поддержке аравитян и аммонитян пытались силой оружия воспрепятствовать строит-ву (Неем 4:1 и след.). Вопреки заповеди Божьей, нек-рые из вернувшихся иудеев взяли жен из А. (Неем 13:23 и след.). А. был дважды осажден и разрушен Маккавеями, а храм Дагона сожжен (1 Мак 5:68; 10:83 и след.; 11:4). В 55 г. до Р.Х. город восстановили римляне. Благовестник Филипп проповедовал Евангелие в А. и Кесарии (Деян 8:40). А. следует искать на месте Телль-Ашдода, в 6 км юго-вост. совр. селения Ашдод. Это место находится приблизит. в 15 км от Ашкелона, между Яффой и Газой, прим. в 4 км от побережья Средиземного моря.
Азриил
Азриил [евр. Азриэл, "помощь мне - Бог"]: 1) отец Иеримофа, главы колена Неффалима во времена Давида (1Пар 27:19); 2) глава одного из родов в вост. полуколене Манассии (1Пар 5:24); 3) отец Сераии, жившего во времена Иеремии (Иер 36:26).
Азрикам
Азрикам ("моя помощь возвысилась"): 1) сын Ацела из колена Вениамина (1Пар 8:38; 9:44); 2) начальствующий над дворцом царя Ахаза. Был убит ефремлянином Зихрием (2Пар 28:7); 3) левит, сын Хашавии и отец Хашува (Хашшува) (1Пар 9:14; Неем 11:15); 4) сын Неарии, потомок Зоровавеля (1Пар 3:23).
Азува
Азува ("покинутая"): 1) жена Халева, сына Есрома (1Пар 2:18 и след.); 2) дочь Салаиля, мать царя Иосафата (3Цар 22:42; 2Пар 20:31).
Азур
Азур [евр. Аззур, "помощник"]: 1) отец лжепророка Анании из Гаваона (Иер 28:1); 2) отец Иазании, жившего во времена Иезекииля (Иез 11:1); 3) израильтянин, современник Неемии, подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:18).
Аиа (Ай)
Аиа (Ай) ("посвящение в цари"): 1) сын хорреянина Цивеона, брат Аны (Быт 36:24; 1Пар 1:40); 2) отец Рицпы, наложницы Саула (2Цар 3:7; 21:8-11).
Аиалон
Аиалон ("оленье место", "местность оленей"): 1) город, к-рый упоминается еще в док-тах из архива Телль-Амарны. А. известен благодаря призыву Иисуса Навина во время преследования аморреев (Нав 10:12): "Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!" А. был поселением левитов в уделе Дана (Нав 19:42; 21:24). После раздела царства город был укреплен Ровоамом (2Пар 11:10), при Ахазе завоеван филистимлянами (2Пар 28:18). На месте древнего А. ныне находится селение Яло, располож. на одном из холмов в 20 км сев.-вост. Иерусалима, где были найдены черепки, относящиеся к периоду между 1600 и 1200 гг. до Р.Х. След., город существовал ко времени покорения страны израильтянами, что соответствует сведениям Суд 1:35. Долина А. расположена сев.-вост. Яло; 2) город в уделе Завулона, где был погребен судья Елон (Cуд 12:12). Его местоположение точно не известно.
Аин
Аин ("око" или "источник"): 1) согл. описанию границ Ханаана, - это место сев.-вост. моря Киннереф (Чис 34:11). Его местонахож-дение точно не известно. Возм., под этим наз-ванием подразумевается исток Иордана; 2) в Нав 15:32 А. назван вместе с Риммоном. В Нав 19:7 и 1Пар 4:32 А. также упоминается в сочетании с Риммоном. Возм., в этих местах Писания Аин и Риммон были ошибочно разделены. В Неем 11:29 оба названия соединены в одно: Ен-Риммон (= Аин-Риммон). Руины древнего Ен-Риммона находятся недалеко от совр. Эр-Рамамина, прим. в 17 км сев. Вирсавии. См. карту на стр. 896; 3) -> Ион.
Аир
Аир -> Тростник благовонный (аир).
Аист.
Аист. В Иер 8:7; Зах 5:9; Пс 103:17 словом "аист" передано евр. слово хасида, к-рое в Лев 11:19 и Втор 14:18 переводится как -> цапля. Белый А. (Ciconia ciconia) и черный А. (Ciconia nigra) были известны еще в древней Палестине как перелетные птицы, мигрирующие большими стаями во время своего весеннего перелета на север (осенний маршрут пролегает, как правило, несколько восточнее). При этом нек-рые птицы остаются здесь, чтобы летом вывести птенцов.
Ай
Ай -> Аиа (2).
Акан
Акан, сын хорреянина Эцера (Ецера), внук Сеира (Быт 36:27; 1Пар 1:38,42). Место на Синайском полуо-ве, где во время странствования по пустыне дважды побывали израильтяне, называется по имени потомков А. -> Бене-Яакан (Беероф-Бене-Яакан) (Чис 33:31,32; Втор 10:6).
Акация
Акация [евр. шитта (в Синод. пер. - "ситтим")], растение, принадлежащее к подсемейству мимозовых. Встречается в областях с теплым климатом. Имеет кустообразную и древовидную ф-мы. Ветки снабжены шипами. А. легко спутать с одноим. деревом (Robi-nia Pseudacacia), происходящим из Северной Америки и завезенным в Европу только ок. 1600 г. по Р.Х. В Палестине и на Синайском полуо-ве встречается несколько видов А., в т.ч. А. зонтичная, А. обыкновенная, А. пустыни Негев и т.наз. нильская А. В соотв. с ареалом его произрастания дерево упоминается в ВЗ исключит. в связи с пустыней, поскольку растет только в засушливых регионах. Как о дереве, об А. в Библии говорится только в Ис 41:19, хотя ее древесина, очевидно, использовалась при сооружении скинии (Исх 25:5 и след.). В пустыне это было единственно пригодное для подобных целей дерево. Древесина А., более темная и твердая, чем древесина дуба, чрезвычайно долговечна. Она не подвержена порче древесными насекомыми, обрабатывается только свежей, приобретая при этом красивую узорчатую поверхность.
Акелдама
Акелдама ("земля крови"), участок земли, называемый также "землей горшечника". Первосвященники купили А. за те самые 30 сребреников, к-рые Иуда получил за предательство Господа (Мф 27:3-10; Деян 1:19). А. находилась, вероятно, на юге долины Енномовой, юго-вост. Иерусалима, и была предназначена для погребения странников, т.е. чужеземных иудеев, пришедших на поклонение в Иерусалим и умерших там. См. план города на стр. 377.
Акила
Акила (лат. "орёл"), иудей родом из Понта, области на севере Малой Азии, ремесленник, изготовлявший палатки. Когда имп. Клавдий выслал всех евреев из Рима (эдикт Клавдия от 49 г. по Р.Х.), А. вместе с женой -> Прискиллой переехал в Коринф. У этой супружеской пары жил и работал в первое время своего пребывания в Коринфе Павел, занимавшийся тем же ремеслом (Деян 18:1-3). При отъезде Павла из Коринфа А. и Прискилла сопровождали его до Эфеса и оставались там (ст. 18 и след.). Здесь они приняли у себя Аполлоса и дали ему более точные наставления о вере и учении (ст. 26). Когда Павел возвратился в Эфес, местная община регулярно собиралась в доме этой супруж. четы, к-рая с апостолом направила свои приветствия в Коринф (1Кор 16:19). Павел говорит о них как о своих сотрудниках, к-рые ради него рисковали жизнью (Рим 16:3 и след.). Вероятно, это происходило во время притеснений христиан в Эфесе (1Кор 15:32; 16:9; 2Кор 1:8 и след.); в таком случае они могли покинуть город одноврем. с Павлом и вернуться в Рим, где их дом вновь становится местом сбора общины (Рим 16:4) и куда Павел направил им свое приветствие из Коринфа. Позднее они находились в Эфесе (2Тим 4:19). В своем служении Господу А. и Прискилла были до такой степени единодушны, что их называют всегда только вместе, причем в греч. тексте в четырех из шести случаев имя жены названо первым.
Аккад
Аккад [шумер. Агаде], город на севере Вавилонии (Быт 10:10). Как подтверждают надписи, здесь правила раннесемитская династия, основ. Саргоном I Древним (ок. 2350-2300 гг. до Р.Х.). При нем и его преемниках, особенно при Нарам-Суэне (внуке Саргона I), возникло царство, простиравшееся на юг до Персидского залива и с востока на запад от Элама до Средиземного моря, доходя до Малой Азии. Это первое в истории семит. великое царство вскоре распалось, оставаясь, однако, идеалом для более поздних времен как символ "золотого века". Наименованием "аккадский" принято обозначать восточно-семитский язык жителей А., в отличие от шумерского - официального языка надписей и делопроизводства. См. карту на стр. 118 и цвет. вклейку 12.
Аккарон
Аккарон -> Екрон.
Акко
Акко, город в Ханаане. Ныне портовый город на берегу залива Хайфа (зал. Акко). С нач. II тысячел. до Р.Х. он упоминается в егип. текстах. К этому периоду (позднему бронз. веку) относятся и самые древние из обнаруж. здесь археол. находок. Через залив из А. можно видеть гору Кармил, находящуюся прим. в 18 км от города. Располож. в удобной естеств. гавани Палестины, А. был важным узловым пунктом древних торговых путей, к-рые вели к Иорданской равнине и в Египет. Неподалеку от А. (прим. в 3 км) протекает небольшая река Белус. Находится ли совр. Акка на месте библ. А., точно не установлено. Древний А. ученые ищут на холме Телль-эль-Фукхар, в 1,5 км вост. совр. города. Вероятно, поселок на холме сокращался по мере роста портового пригорода, пока не исчез. А. был выделен в удел колену Асира, но никогда не был завоеван израильтянами (Суд 1:31). Он упоминается только под греч. названием Птолемаида в 1 Мак 5:15,22; 12:45,48 и позднее - в Деян 21:7 как место пребывания христ. общины, к-рую Павел посетил, возвращаясь из своего третьего миссионерского путешествия.
Аккув (Аккуб)
Аккув (Аккуб) (возм., "хранимый", "защищенный"; из тех же согласных состоят и евр. слова, означ. "пятка" и "обманывать"): 1) левит, глава одного из семейств привратников храма (1Пар 9:17; Езд 2:42; Неем 7:45; 12:25); 2) родонач. семейства нефинеев (рабов храма), возвратившихся из вавил. плена (Езд 2:45); 3) один из левитов, читавших и истолковывавших народу Закон (Неем 8:7); 4) сын Елиоеная из рода иуд. царей (1Пар 3:24).
Акриды
Акриды -> Саранча (4).
Алавастр
Алавастр [греч. алабастрон], белый мелкозернистый гипс (Calciumsulfat), хорошо поддающийся обработке, в т.ч. шлифованию. Из А. изготавливали различные сосуды для хранения благовонных масел (Мф 26:7; Мк 14:3; Лк 7:37). Горлышко такого сосуда запечатывали воском или глиной, чтобы содержимое не испарялось. См. цвет. ил. 28.
Аламелех
Аламелех, погран. город в уделе Асира (Нав 19:26). Это название предположит. сохранилось в обозначении потока Эль-Мелек (новоевр. Циппори), к-рый несет воду с равнины Эль-Баттуф и впадает в реку Кишон (библ. Киссон) у горы Кармил.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz