Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Уильям Баркли
Комментарии к Новому Завету

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


» Указатель

Глава 19

 

1-2

 

Хвалебный гимн ангелов (Отк. 19,1-2)

 

В описании полного и окончательного разрушения Вавилона встречаются такие слова: "Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки, ибо совершил Бог суд над ним" (18,20). И вот она, радость, к которой призывали.

 

Она начинается криком многочисленного народа в небесах. Мы уже встречались дважды с многочисленными сонмами в небесах: мучеников, в 7,9 и ангелов в 5,11. Здесь, вероятнее всего, сонм ангелов славословит Бога.

 

Этот крик радости начинается с криков "аллилуйя!" Аллилуйя - типичное для религиозного словаря слово, но в Писании оно встречается только в четырех случаях в этой главе. Как и осанна, это одно из тех немногих древнееврейских слов, которые сохранились в обычном религиозном словаре. Возможно, что оно хорошо известно даже самым простым членам Церкви, потому что оно употребляется в восхвалении в пасхальном богослужении.

 

Буквально аллилуйя значит восхвалите Бога. Оно происходит от халал, что значит восхвалять и Ях (ве) - имя Бога. Хотя аллилуйя встречается в Библии только здесь, в переводе оно встречается часто. Это первая фраза в Пс. 105, 110, 111, 112, 116, 134, 145, 146, 147, 148, и 150. Псалмы 112-117 называли Халлель, что означало "Хвала Богу". Они являлись важным элементом образования каждого иудейского мальчика. Когда в Ветхом Завете встречается аллилуйя оно переводится как хвалите Бога; здесь же сохранена оригинальная транслитерированная форма.

 

Они восхваляют Бога, потому что у Него спасение, слава, честь и сила. Эти великие атрибуты Бога должны разбудить отзвук в сердце человеческом. Спасение должно разбудить в нем благодарности; слава Бога должна разбудить в нем благоговение; сила Божия всегда проявляется в любви Божьей и должна вызвать чувство доверия. Благодарность, благоговение и доверие - вот составляющие подлинного восхваления.

 

Бога восхваляют, потому что Он осуществил Свой справедливый и истинный суд под великой блудницей. Суд - неизбежное следствие греха. В одном комментарии говорится по этому поводу: "Нравственный закон также невозможно нарушить, как и закон гравитации; его можно только проиллюстрировать". Здесь сказано, что суд Божий истинен и праведен. Лишь Бог совершенен в своем суждении по трем причинам: (1) лишь Он может видеть внутренние мысли и желания человека; (2) лишь Он обладает той чистотой, которая дает способность судить без предубеждений; (3) лишь Он обладает мудростью, чтобы найти правильное решение, и силой, чтобы воплотить его.

 

Великая блудница осуждена, потому что развращала мир. Худший из всех грехов - учить грешить других.

 

Других причин для радости нет. Суждение Рима подтверждает, что Бог никогда не оставляет Своих людей.

 

3-5

 

Хвалебный гимн природы и церкви (Отк. 19,3-5)

 

Ангельский сонм поет еще одну хвалебную песнь (аллилуйя). Это восхваление Богу за то, что дым Вавилона будет восходить во веки веков, то есть Вавилон никогда не подымется из развалин. Эта картина восходит к пророку Исаие: "И превратятся реки его (Едома) в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее, будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней" (Ис. 34,9.10).

 

За этим следует хвала двадцати четырех старцев и четырех животных. Двадцать четыре старца хорошо известны нам по прежним видениям (4,4.10; 5,6.11.14; 7,11; 11,16; 14,3), а также четыре животных (4,6-9; 5,6-14; 6,1-7; 7,11; 14,3; 15,7). Мы видели, что двадцать четыре старца символизируют двенадцать патриархов и двенадцать апостолов, и тем самым, символизируют всю Церковь. Четыре животных, похожие соответственно на льва, тельца, человека и орла, символизируют, с одной стороны, все самое смелое, сильное, мудрое и быстрое в природе, а с другой стороны - херувимов. И потому хвалебная песнь двадцати четырех старцев и четырех животных - это хвалебный гимн, который поет вся христианская Церковь и вся природа. Голос, идущий от престола, вероятнее всего надо понимать как голос одного из херувимов. "Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его", - говорит голос. И опять Иоанн нашел для своих мыслей прототип в Ветхом Завете, потому что это цитата из Пс. 134,1.

 

Две группы людей призываются восхвалять Бога; во-первых, рабы Его. В Откровении рабами называются, прежде всего, пророки (10,7; 11,18; 22,6) и мученики (7,3; 19,2). Значит, это, прежде всего, хвала пророков и мучеников, которые свидетельствовали о Боге своими голосами и своими жизнями. Во-вторых, это малые и великие. Суит говорит, что эта всеобъемлющая фраза охватывает "христиан всех интеллектуальных способностей и социальных уровней, находящихся на любой ступени христианской жизни". Это всеобъемлющий призыв хвалить Бога за Его великие дела.

 

6-8

 

Хвалебная песнь искупленных (Отк. 19,6-8)

 

Последним возносится крик и хвала сонма искупленных. Иоанн прилагает все усилия, чтобы привести как можно больше сравнений, описывая звук голоса. Он подобен, как выразился Суит, "шуму от стечения огромной массы народа, реву водопада, раскату грома".

 

И опять же Иоанн черпает вдохновение в словах Священного Писания. Во-первых, он помнит Пс. 96,1: "Господь царствует: да радуется земля". Во-вторых, он говорит, - "возрадуемся и возвеселимся". Эти два глагола (хайрейн и агаллиан) стоят в Новом Завете рядом только еще в одном месте - в обетовании Иисуса Христа гонимым: "Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мат. 5,12). Огромная масса искупленных возносит свой хвалебный крик, как бы потому, что Христово обетование гонимым исполнилось сполна.

 

Далее идет брак Агнца с Его невестой. Это символизирует окончательное единение Иисуса Христа с Его Церковью. Р. Г. Чарльз сказал, что символика брака "означает сокровенное и нерушимое единство Христа с Церковью, которую Он искупил Своей кровью", единство, которое "впервые достигло полноты в сонме мучеников".

 

Идея отождествления отношений между Богом и Его народом восходит к Ветхому Завету. Пророки неоднократно представляли себе Израиль как избранную невесту Бога. "Обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде", - сказано у пророка Осии (Ос. 2,19.20). "Твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его", - говорит Исаия (Ис. 54,5). Пророк Иеремия слышит, как Бог говорит и призывает: "Возвратитесь, дети-отступники... потому что Я сочетался с вами" (Иер. 3,14). Более полную картину дает пророк Иезекииль в главе 16 своей книги.

 

Символика брака проходит и через Евангелия. Мы читаем о брачном пире (Мат. 22,2), о брачной одежде (Мат. 22,11), о сынах чертога брачного (Мар. 2,19), о женихе (Мар. 2,19; Мат. 25,1), и о друге жениха (Иоан. 3,29). Павел говорит о себе, что он обручил Церковь, подобно чистой невесте, ХрисТУ (2 Кор. 11.2); а для него самого отношения Христа со Своей Церковью являются моделью отношений между мужем и женой (Еф. 5,21-33).

 

В этой метафоре заключены определенные истины.

 

Подлинный брак включает в себе четыре элемента, которые также должны быть в отношениях между христианином и Христом.

 

1. Любовь. Брак без любви - это несовместимые понятия.

 

2. Сокровенная близость; близость столь сокровенная, что муж и жена становятся одна плоть. Отношения между христианином и Христом должны быть самыми близкими во всей жизни.

 

3. Радость. Нет ничего больше, чем радость любить и быть любимым. Если христианство не приносит радости, оно не приносит ничего.

 

4. Верность. Брак не может быть длительным, если нет верности, и христианин должен быть так же верен Иисусу, как Иисус верен ему.

 

Вседержитель и его царство (Отк. 19,6-8 (продолжение))

 

В этом отрывке Богу даны определенные титулы и сказано, что он вступил в Свое царствование.

 

Здесь Бог назван Вседержителем. В греческом это пантократор, в буквальном смысле - тот, кто управляет всем. В связи с этим словом важно подчеркнуть, что оно встречается в Новом Завете десять раз: один раз в цитате из Ветхого Завета в 2 Кор. 6,18 и все остальные девять раз в Отк. 1,8; 4,8; 11,17; 15,3; 16,7.14; 19,6.15; 21,22. Другими словами - этот титул Бога специфичен для Откровения.

 

Никогда больше в истории не подымались большие силы против Церкви, чем в эпоху, когда Иоанн писал Откровение. Никогда больше не вынужден был христианин выносить большие страдания и постоянно считаться с ужасной смертью. И в такое время Иоанн называет Бога пантократор.

 

В этом вера и доверие; и смысл этого отрывка заключается в том, что вера и доверие оправдывают себя.

 

Церковь, невеста Христова, одета в виссон чистый и светлый. Это противопоставление порфире, багрянице и золоту великой блудницы. Светлый виссон символизирует добрые дела народа Божия, то есть платье, которое одела невеста Христова, образует характер.

 

9

 

Единственно подлинное поклонение (Отк. 19,9-10а)

 

Иудеи считали, что, когда придет Мессия, Его народ будет, так сказать, приглашен на пир Мессии. Пророк Исаия говорит о том, что Господь Бог Саваоф сделает для всех народов "трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин" (Ис. 25,6). Иисус говорит о многих, которые придут с востока и с запада и возлягут с патриархами в Царстве Небесном (Мат. 8,11). Возлягут отражает античную манеру возлежать за столом. Заключена же за этим идея, что люди воссядут на пиру Мессии. На Тайной Вечере Иисус сказал, что не будет пить от плода виноградного до того дня, когда будет пить с апостолами новое вино в Царстве Отца Своего (Мат. 26,29).

 

Вполне может быть, что из этой старой иудейской идеи и возникла идея брачного пира Агнца, потому что это действительно и был бы пир Мессии. Это простая картина; ее нельзя понимать совершенно буквально. Это просто значит, что в Царствии Божием все люди будут пользоваться Его щедростью.

 

Но в этом отрывке мы встречаем нечто, что приобрело очень большое значение в церковном богослужении. Иоанн инстинктивно хотел поклониться ангелу-посланнику, но ангел запретил ему это, потому что ангелы - всего лишь собратья-служители человека. Поклоняться должно только одному Богу. Таким образом, Иоанн запрещает поклоняться ангелам; и этот запрет был очень нужен, потому что в ранней Церкви существовала почти неизбежная тенденция поклоняться ангелам - тенденция, которая так никогда и не была полностью изжита.

 

1. В определенных кругах иудеев ангелы занимали очень большое место. Архангел Рафаил говорит Товиту, что это он вознес его, Товита, молитву к Богу (Тов. 6,12-15). В четвертом веке раввин Иегуда распорядился, чтобы народ не молился на арамейском языке, потому что ангелы, якобы, не понимают арамейского! Одно то, что раввины настаивали, что молитвы следуют возносить прямо Богу, а не Михаилу или Гавриилу, свидетельствует о том, что обратное было широко распространено.

 

В иудаизме все больше и больше подчеркивалась удаленность Бога и Его недоступность для человека, и потому все сильнее становилось ощущение, что человеку нужен посредник, что и привело к возвышению ангелов.

 

Когда иудеи переходили в христианство, они иногда приносили с собой это особое почтение к ангелам, забывая о том, что после пришествия Иисуса больше не нужны никакие посредники между Богом и человеком.

 

2. Греки переходили в христианство из мировоззрения, которое делало поклонение ангелам реальной опасностью. Во-первых, у них было много богов - Зевс, Гера, Аполлон, Афродита и многие другие. Не было ничего проще, как сохранить своих старых богов как ангелов. Во-вторых, они приходили из мира, где считали, что Бог Сам не интересуется, а вступает в контакт через демонов, и через них управляет природными силами и влияет на людей. Что было проще, как обратить демонов в ангелов и поклоняться им?

 

Иоанн настаивает на том, что ангелы лишь служители Бога и лишь этому Богу должно поклоняться. Нужно воспротивиться любым, помимо Иисуса Христа, посредникам между человеком и Богом.

 

10

 

Комментарий к первой половине стиха 10 смотрите в предыдущем разделе.

 

Дух пророчества (Отк. 19,10б)

 

Мы возьмем эту фразу отдельно, потому что она одновременно и неясна и важна. Неясность вытекает из того, что свидетельство Иисусово может иметь одно из двух значений.

 

1. Оно может означать свидетельство о Христе, которое несут христиане. Так это понимает Суит. Он говорит: "Обладание духом пророчества, который превращает человека в истинного пророка, проявляется, по существу, в жизни свидетеля Иисусова. Иисус же увековечивает это свидетельство об Отце и о Самом Себе". Весть пророка больше заключена в личном свидетельстве, которое он несет своей жизнью, тем в свидетельстве, заложенном в его словах.

 

2. Оно может значить свидетельство, которое Иисус Христос дает людям. В таком случае фраза будет значить, что ни один человек не может говорить другому человеку до тех пор, пока сам не услышит Иисуса Христа. Об одном проповеднике говорили: "Он сперва слушал Бога, а потом говорил людям".

 

Вполне может быть, что Иоанн умышленно вложил эти слова два смысла и мы должны не выбирать между ними, а принять оба. В таком случае, мы можем сказать, что настоящий пророк - это человек, получивший от Христа весть, которую он несет людям; а его слова и дела являются одновременно свидетельством о Христе.

 

11

 

Победивший Христос (Отк. 19,11)

 

Это один из самых драматических эпизодов во всем Откровении - появление Победившего Христа.

 

1. Иоанн видит Христа - Победителя, по выражению Суита, "царственного командира, сопровождаемого блестящей свитой". Это специфически иудейская картина. Иудеи мечтали о воинствующем Мессии, который поведет народ Израиля к победе и на разгром врагов.

 

Вот одно из раввинских образов Мессии: "Как прекрасен Царь Мессия, который выйдет из дома Иуды. Он препоясал чресла свои и пошел войной против тех, кто ненавидит его; цари и князья будут убиты; он окрасит в кровь убитых реки... одежда его будет обагрена кровью".

 

Белый конь - символ победителя, потому что и римский военачальник ехал на своем триумфе верхом на белом коне.

 

Хорошо будет нам помнить, что в основе этой картины лежат иудейские ожидания будущего, и что она имеет мало общего с Христом Евангелий, Который был кроток и смирен сердцем.

 

2 Его имя - Верный и Истинный. А это, напротив, нечто, что сохраняет свою ценность во все времена. Христос охарактеризован двумя словами.

 

а) Он верный. В греческом это пистос; тот, кому можно полностью доверять.

 

б) Он истинный. В греческом это алефинос, которое имеет два значения. Во-первых, это значит истинный в том смысле, что Иисус Христос - это Тот, Кто приносит истину и в речи Которого никогда не было ничего фальшивого.

 

Во-вторых, это значит реальный, подлинный в противоположность нереальному. В Иисусе Христе мы встречаемся с реальностью.

 

3. Он праведно судит и воинствует. Иоанн опять же находит свою картину в словах пророков Ветхого Завета, где говорится об избранном царе Божием: "Он будет судить бедных по правде" (Ис. 11,4). В век Иоанна хорошо знали извращение правосудия; никто не мог ожидать правосудия от какого-то капризного языческого тирана. В Малой Азии даже проконсульский суд брал взятки и выносил неправильные решения. Войны были скорее делом честолюбия, тирании и оппозиции, нежели справедливости. Но когда приходит побеждающий Христос, Он будет справедливо осуществлять свою власть.

 

12

 

Непознаваемое Имя (Отк. 19,12)

 

Мы начинаем описание Победившего Христа.

 

Очи у Него как пламень огненный. Это мы уже встречали в 1,14; 2,18; а символизирует это все истребляющую силу Христа. На голове Его много диадим. Диадима - это царская корона, в отличие от стефанос - венка победителя. Может показаться странным, что на голове Его много корон, но во времена Иоанна это было вполне естественно. Не было ничего необычного в монархе, у которого на голове было более одной короны, в знак того, что он царь нескольких стран. Так, например, когда египетский царь Птолемей вошел в Антиохию, у него на голове были два венца - Азии и Египта (1 Макк. 11,13). На голове Христа - Победителя много корон, чтобы показать, что Он - Господь всех царств земных.

 

Имени Его никто не знает, кроме Него Самого. Смысл этого отрывка неясен. Что это за имя? Высказывались многие предположения.

 

1. Было высказано предположение, что имя это - куриос - Господь. В Фил. 2,9-11 читаем об "имени выше всякого имени", которое Бог дал Иисусу Христу за Его абсолютное послушание, и там это имя почти наверняка - Господь.

 

2. Было высказано предположение, что это имя Яхве (Иегова), иудейское имя Бога. Дело в том, что в древнееврейском не было гласных букв; их должен был подставлять читатель. Никто не знает, что за гласные были в слове; имя, в сущности, столь свято, что его никогда не произносили. В русском оно произносится Иегова, но гласные в Иегова те же, что и в древнееврейском слове Адонай, что значит Господь; имя, которым иудеи называли Бога, чтобы избежать произношения священного имени. Многие ученые считают, что имя должно быть Яхве. Буквы называются "четырехбуквенное имя", или "священные четыре буквы".

 

3. Может быть, что это имя откроется лишь при полном и окончательном единении Христа и Церкви. Иудеи верили, что имя Бога человек может узнать лишь после того, как войдет в жизнь небесную.

 

4. Может быть, здесь нашла отражение древняя идея, что знание имени небесного существа дает человеку определенную власть над ним. В двух ветхозаветных историях - борьба Иакова в Пенуэле (Быт. 32,29) и явление ангела Господня Маною (Цар 13,18), - небесный посетитель отказался назвать свое имя.

 

5. Может быть, мы так никогда не узнаем символику неведомого имени, но Суит высказал прекрасную мысль, что в сущности Христа всегда должно оставаться нечто недоступное для человеческого понимания. "Несмотря на то, что Церковь предлагает помощь, ум не может усвоить внутреннее значение личности Христа, которая ускользает от любых попыток уложить ее в понятия человеческого знания. Только Сын Божий может понять тайну Своего существа".

 

13

 

Слово Божие в действии (Отк. 19,13)

 

Вот еще две картины Христа.

 

1. Он одет в обагренную кровью одежду; не Своею кровью, а Его врагов. Р. Г. Чарльз говорит, что здесь надо помнить, что Небесный Вождь на этот раз не убиенный, а убивающий. Иоанн, как и всегда, берет эту картину из Ветхого Завета и мыслит в ужасных картинах Ис. 63,1-3, где пророк описывает возвращение Бога после уничтожения Едома: "Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое". Это скорее Мессия иудейских апокалиптических ожиданий, нежели Мессии, на Которого притязал Сам Иисус.

 

2. Имя Его - Слово Божие. Хотя слова эти те же, что в первой главе четвертого Евангелия, значение их совершенно иное и намного проще. Здесь мы имеем чисто иудейскую идею Слова Божия. В представлении иудея слово не было просто набором звуков; оно совершало дела. Как пишет Джон Патерсон в книге "Книга, которая жива": "Сказанное слово было ужасно живым в древнееврейском. Это был не звук или набор звуков, необдуманно сорвавшихся с губ. Это была заряженная единица энергии. Эта энергия должна была принести счастье или горе". Это видно, например, в древней истории о том, как Иаков обманным путем получил от Исаака благословение (Быт. 27). Данное благословение нельзя было взять назад.

 

Если это справедливо относительно слова человека, насколько справедливо это должно быть по отношению к Божественному слову. Бог словом сотворил землю и небо и все что на них и в них. И сказал Бог - эта фраза повторяется снова и снова в истории творения (Быт. 1,3.6.9.14.26). Слово Божие, сказал Иеремия, подобно молоту, разбивающему скалу (Иер. 23,29).

 

Активное, действенное слово выполняло заповеди Бога. Эта идея заключена и в Евр. 4,12: "Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого". Называя Христа-Воителя Словом Божиим, Иоанн имел в виду, что здесь действует вся сила слова Божия; все, что Бог сказал и чем он угрожал и что Он обещал - все это воплощено во Христе.

 

14-16

 

Мстительный гнев (Отк. 19,14-16)

 

Здесь дается расширенное описание Христа-Воителя.

 

За Ним следовали воинства небесные. Мы можем вспомнить здесь слова, сказанные Иисусом при взятии Его под стражу, что Он мог бы иметь двенадцать легионов ангелов, которые будут сражаться за Него (Мат. 26,53). Воинства небесные - это сонмы ангелов.

 

Из уст Его исходят острый меч (1,16). Это описание взято из двух ветхозаветных отрывков. У пророка Исаии сказано о небесном Царе: "Жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого" (Ис. 11,4). А псалмопевец говорит о мессианском царе: "Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника" (Пс. 2,9). И опять же нельзя забывать, что эта картина написана в иудейских образах.

 

Он топчет точило вина ярости и гнева Бога. Это значит, что Христос-Воитель топчет виноград, чтобы получить вино гнева Божия, которое должны в свой смертный час выпить Его враги.

 

Трудность заключается в том, чтобы выяснить, что же стоит за тем, что на одежде и на бедре Христа-Воителя написано имя Царя царей и Господа господствующих. По этому поводу было высказано много различных предположений. Было высказано предположение, что имя либо вышито на Его поясе, либо выгравировано на рукоятке Его меча. Было также высказано предположение, что оно начертано а поле Его плаща, потому что у всадника там его легче всего прочитать. Было высказано предположение, что оно действительно написано на Его бедре, потому что иногда на бедрах статуй делалась гравировка титулов. Складывается впечатление, что имя мог видеть каждый, и потому, вероятнее всего, что оно было написано на поле одеяния Христа-Воителя, закрывавшей Его бедро, когда Он сидел верхом на белом коне. В любом случае, имя указывает на то, что Он величайший из правителей, единственный действительно Божественный и Царь всех.

 

17-21

 

Гибель врагов христовых (Отк. 19,17-21)

 

Перед нами мрачная картина птиц, приглашаемых со всех сторон неба питаться телами убитых. И эта картина взята прямо из Ветхого Завета, из описания побоища Гога и Магога у пророка Иезекииля: "Скажи всякого рода птицам и всем зверям полевым... Мясо мужей сильных будете есть и будете пить кровь князей земли, баранов, ягнят, козлов и тельцов... И будете есть жир до сытости и пить кровь до опьянения от жертвы Моей, которую Я заколю для вас" (Лез. 39,17-19). Эта кровожадная картина опять же соответствует скорее ветхозаветным апокалиптическим ожиданиям, нежели благовествования Иисуса Христа.

 

Это повторение образности главы 13. Зверь - это Неро редививус; лжепророк - провинциальная администрация по внедрению культа кесаря; принявшие начертания зверя - это те, кто поклонялся кесарю; цари земные и их воинства - парфянские орды, которые Нерон должен был вновь повести против Рима и против мира.

 

Таким образом, собираются вместе все враждебные Богу силы, но Христос-Воитель должен победить. Антихрист и его оруженосцы сброшены в огненное озеро, и их приверженцы убиты, чтобы ждать в аду Судного дня.

 

Космическая драма приближается к концу. Еще ничего не было сказано о судьбе сатаны, и вот теперь мы увидим его судьбу.

Глава 20

 

1-3

 

Тысячелетнее царство Христа и святых (Отк. 20)

 

Ввиду того, что эта глава имеет большое значение, потому что она является основой так называемого хилиазма или милленаризма, лучше прочитать ее сперва целиком, а потом рассмотреть детально.

 

Миллениум - это срок в тысячу лет; а хилиазм происходит от греческого слова хилиос, тысяча. Короче говоря, в самой простой форме хилиазм (милленаризм) учит, что в течение тысячи лет до конца света Христос будет царствовать на земле в Царстве Своих святых, после чего произойдет окончательная битва, воскресение всех, последний суд и конец мира.

 

Отметим здесь два обстоятельства. Во-первых, в ранней Церкви это учение было типичным и сегодня еще имеет своих приверженцев. Во-вторых, во всем Новом Завете эта идея ясно изложена только в этом отрывке.

 

Картина такова, что, во-первых, дьявол будет на тысячу лет скован в бездне. После этого будут воскрешены мученики, принявшие мученическую смерть за Христа, хотя остальная часть человечества, в том числе и христиане, которые не умерли мученической смертью, не воскреснет. За этим последует период в тысячу лет, во время которого будут царствовать Христос и Его святые. После этого будет на короткое время освобожден дьявол. Затем последует окончательная битва и общее воскресение. Дьявол будет окончательно побежден и брошен в огненное озеро; его сторонники будут сожжены огнем небесным, т. е. чьи имена занесены в книгу жизни, получат блаженство, а те, чьи имена не занесены в книгу жизни, тоже будут брошены в озеро огненное.

 

Это учение больше нигде в Новом Завете не встречается, но оно являлось преобладающим в ранней Церкви, особенно среди тех, кто получил свое христианство из иудейских источников. И в этом наш ключ к проблеме. Это учение не является специфически христианским; его источником являются определенные иудейские верования о мессианском веке, широко распространенные в первом веке до Р.Х.

 

Иудейские верования о Мессии никогда не были чем-то застывшим. Они были разными в разные эпохи и у разных мыслителей. В основе его, однако, лежала идея о том, что придет Мессия и установит на земле эпоху, в которую иудейский народ займет господствующее положение.

 

Сперва все верили, что установленное таким образом мессианское царство будет длиться вечно. Бог воздвигнет царство, которое никогда не будет разрушено; оно сокрушит и разрушит другие царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2,44). Это будет владычество вечное (Дан. 7,14.27).

 

Но в первом веке до Р. Х. эта идея претерпела изменения. Люди чувствовали, что этот мир так неизлечимо порочен, что в нем вообще никогда нельзя будет создать Царства Божия, и потому возникла идея, что Мессия будет царствовать ограниченное время, после которого наступает конец мира.

 

Более распространенной была вера в то, что век мира сего будет такой же, как время, которое потребовалось на его создание, а это время считалось равным 6000 лет. "Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний" (Пс. 89,5). "У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3,8). Отсюда каждый день творения считали равным 1000 лет. И потому считали, что Мессия придет в 6000-ый год, а седьмая тысяча, равнозначная субботе - дню отдыха в истории творения, - будет Царством Мессии.

 

Основываясь на этом отрывке из Откровения, хилиазм или милленаризм получили широкое распространение в ранней Церкви, хотя общепринятым он не был никогда.

 

Иустин Мученик считал его неотъемлемой частью правоверности, хотя и соглашался с тем, что есть хорошие христиане среди тех, кто его не принимают. "Я и другие благонамеренные во всяких отношениях христиане уверены в том, что будут воскресение мертвых и тысяча лет в Иерусалиме, который тогда будет украшен и расширен, как говорят пророки Иезекииль, Исаия и другие ("Диалог с Трифоном Иудеем", 80). Ириней Лионский ("Против ересей" 5,32) твердо придерживался веры в тысячелетнее царство на земле. Помимо прочего он считал, что, коль скоро святые и мученики пострадали на земле, будет вполне справедливо, если они на земле пожнут плоды своей верности. И Тертуллиан настаивал на том, что придет тысячелетнее царство. Папий, собравший во втором веке много материала по Евангелиям, настаивает на том, что Иисус проповедовал учение о тысячелетнем царстве.

 

Мы уже говорили о том, что хотя многие в ранней Церкви приняли веру в тысячелетие, как часть имевшейся у них ортодоксии, другие все-таки отвергали ее. Евсевий почти с презрением отвергал утверждения Папия. "Предполагают, что он усвоил себе эти идеи, - говорил он, - благодаря неправильному пониманию апостольских писаний, не уяснив себе, что вещи, о которых они говорили, выражены в мистических образах" ("Церковная история" 3,38).

 

Одним из моментов, который вызывал недоверие к тысячелетию, являлся тот факт, что оно, вне всяких сомнений, склонялось к материалистической интерпретации, которая предлагала физические наслаждения наравне с духовными. Евсевий рассказывает о том, как великому богослову Дионисию пришлось иметь дело в Египте с некоторым весьма уважаемым епископом, по имени Непос, который учил и говорил о "тысячелетнем периоде телесной роскоши на этой земле" ("Церковная история" 7,24). Еретик Церинт сознательно говорил о тысячелетнем "чревоугодничестве и удовлетворении сексуальных страстей, об объедении, пьянстве и браке" ("Церковная история" 3,28). Иероним едва ли не с презрением говорил об этих "полуиудеях, которые ожидают Иерусалима, переполненного золотом и драгоценными камнями с небес, в котором все народы будут служить Израилю" ("Комментарий на книгу Исаии" 60,1).

 

Ориген порицал тех, которые ожидали в тысячелетии телесных наслаждений. Святые действительно будут есть, но это будет хлеб жизни; они будут пить, но это будет чаша мудрости ("О началах" 2.11.2,3). Августин же - мы могли бы так сказать, - нанес едва ли не смертельный удар учению о тысячелетии. В одно время он сам был сторонником этого учения о тысячелетии, однако, он всегда помышлял о духовных благословениях. Суит так обобщает позицию Августина: "Он научился видеть в пленении сатаной предсказанное Господом связывание сильного еще более сильным (Мар. 3,27; Лук. 11,22); в тысяче лет - весь период между первым пришествием и последней битвой; в царствовании святых - все время Царствия Небесного; в данном им праве судить - связывание и освобождение грешников; в первом воскресении - духовное соучастие в воскресении Христа, которое принадлежит всем крещенным" ("О граде Божьем" 20,7). Августин придал духовный оттенок всей идее тысячелетнего царства.

 

Хилиазм, учение о тысячелетнем царстве, никогда не было общепринятым учением Церкви; настоящий отрывок является единственным текстом в Новом Завете, где оно проповедуется определенно и однозначно.

 

Заковывание сатаны в цепи (Отк. 20,1-3)

 

Бездна в представлении иудеев была огромной пещерой под поверхностью земли, иногда место, куда отправлялись все умершие, иногда место, где содержались особые грешники в ожидании наказания. Туда вела глубокая расселина и ее то и замкнул ангел, чтобы удержать дьявола в бездне.

 

Именно бездны больше всего и боялись дьяволы. В рассказе об одержимом бесами из страны Гадаринской бесы просили Иисуса, чтобы не повелевал им идти в бездну (Лук. 8,31).

 

Печать была положена на расселину, чтобы обеспечить надлежащее заключение узника, точно также, как печать была положена на гроб Иисуса, чтобы гарантировать, что Он не исчезнет (Мат. 27,66).

 

Дьявол будет содержаться в бездне в течение тысячи лет. Уже сам факт того, как слово тысяча употребляется в Писании, предостерегает нас от того, чтобы понимать его в буквальном смысле. В Пс. 49,10 сказано, что скот на тысяче холмов принадлежит Богу; и в Иов. 9,3 сказано, что человек не сможет ответить Богу ни на одно из тысячи обвинений. Тысяча просто значит очень много.

 

По прошествии срока в тысячу лет дьявол будет на короткое время освобожден. Суит полагает, что причина этого последнего освобождения дьявола заключается в том, что после долгого периода мира и праведности, когда, так сказать, не было никакого врага, люди могли начать относиться к своей вере просто, не задумываясь над нею. Освобождение дьявола - это испытательный срок для христиан, а такой испытательный срок иногда очень важен для сохранения подлинной веры.

 

4-5

 

Привилегия судить (Отк. 20,4-5)

 

В первом воскресении из мертвых восстанут лишь те, кто умер и страдал за веру. Воскресение всех произойдет только после прошествия тысячелетнего царствования Христа на земле. У тех, кто доказал свою особую верность Христу есть и особая привилегия.

 

К ним относятся две категории людей. Во-первых, те, кто умер мученической смертью за Христа - души обезглавленных. Это значит самую жестокую смерть. Во-вторых, те, кто не поклонялся зверю и не принял его знак на чело свое. Суит считает, что это те, кто, даже не будучи мученически убиты, добровольно понесли страдания, позор, были посажены в тюрьмы, потеряли ради Христа свое состояние, дом и личные отношения.

 

В античности, в эпоху гонений, употреблялись два термина. Мученики - это те, кто действительно умер за свою веру; а исповедники - это те, кто вынес за свою верность Христу все, кроме смерти. И те, кто умер за Христа, и те, кто жил для Христа, получат свою награду.

 

Все, кто был верен Христу, получит привилегию судить. Эта идея неоднократно встречается в Новом Завете. Иисус заявляет, что когда Он сядет на престоле славы Своей, двенадцать Его апостолов сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мат. 19,28). Павел напоминает ссорящимся друг с другом коринфянам, что святые будут судить мир (1 Кор. 6,2). И опять же не надо понимать это буквально. Это символическое выражение идеи, что в грядущем мире будет восстановлено равновесие с этим миром. В этом мире христианин может оказаться под судом людей; в мире грядущем роли поменяются, и те, кто считал себя судьями, будут судимы.

 

6

 

Привилегия свидетельствовать о Христе (Отк. 20,6)

 

В 20,6 приведены привилегии христиан, верных Христу даже тогда, когда эта верность им дорого стоила.

 

1. Над ними смерть не имеет никакой власти. Вторая смерть не властна над ними. Они не должны бояться физической смерти, потому что это врата в жизнь вечную.

 

2. Они будут священниками Бога и Христа. В латинском священник - понтифекс, что значит строитель мостов.

 

Священник - строитель мостов между Богом и человеком, и он, как представляли себе это иудеи, имеет право непосредственного доступа в присутствие Бога. Те, кто был верен Христу, получат право свободного доступа в присутствие Бога и привилегию вводить других к Иисусу Христу.

 

3. Они будут царствовать с Христом. Во Христе даже самый простой человек становится царем.

 

7-10

 

Последняя битва (Отк. 20,7-10)

 

По истечении тысячи лет дьявол будет освобожден, но он ничему не научился и продолжает свое старое дело. Он соберет народы на последнюю битву с Богом.

 

Последний приступ враждебных народов на Иерусалим - одна из стандартных в иудейском мировоззрении картин последнего времени. В частности, об этом говорится в Дан. 11 и в Зах. 14,1-11.

 

И здесь мы наталкиваемся на картину Гога и Магога, которая глубоко, хоть и странно, отпечаталась в иудейском мировоззрении. Впервые она появляется в Иез. 38-39. Гог в земле Магог, князь Роха, Шеха и Фувала собирается в большой поход против Израиля, и в конце терпит полнейшее поражение. Вполне возможно, что первоначально Гога связывали со скифами, вторжения которых все очень страшились.

 

Со временем Гог и Магог стали в иудейском мировоззрении символами всего, что враждебно Богу. Раввины учили, что когда-нибудь Гог и Магог объединятся и поведут свои силы против Иерусалима и будут разбиты рукой Мессии.

 

Вражеские армии пришли под руководством дьявола, окружили стан народа Божия и Его возлюбленный город, то есть Иерусалим; полчища их уничтожены огнем с неба, а дьявол, прельщавший народ, брошен в озеро огненное и серное, чтобы разделить участь зверя и лжепророка. Бог одерживает полную победу.

 

11-15

 

Последний суд - 1 (Отк. 20,11-15)

 

А теперь идет последний суд. Бог, Судия, восседает на великом белом престоле, который символизирует неприступную чистоту.

 

Может быть, для некоторых здесь возникнет трудность. Обычно в Новом Завете в качестве Судии выступает Иисус Христос. В Иоан. 5,22 Иисус говорит: "Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну". В притче об овцах и козлах Судией выступает Иисус Христос на престоле славы Своей (Мат. 25,31-46). В речи Павла в Афинах говорится, что Бог назначил день, в который будет праведно судить мир через Иисуса (Деян. 17,31). В 2 Тим. 4,1 сказано, что Иисус будет судить живых и мертвых.

 

На эту, кажущуюся на первый взгляд, трудность есть два ответа.

 

Во-первых, Отец и Сын настолько едины, что нет ничего особенного в том, что действия Одного приписываются Другому. Собственно, Павел так и делает. В Рим. 14,10 он пишет: "Все мы предстанем на суд Христов" [у Баркли: на суд Божий], а в 2 Кор. 5,10 он пишет: "Всем нам должно явиться пред судилище Христово".

 

Во-вторых, может быть, Бог потому выступает Судией, что вся книга Откровения отражает иудейское мировоззрение; в представлении иудея, даже обратившегося в христианство, Бог был совершенно один, и ему казалось естественным, что Судией будет Бог.

 

В описании Иоанна суд начинается с того, что убежал мир нынешний; небо и земля бежали от присутствия Бога. Иоанн мыслит в образах и картинах, хорошо знакомых по Ветхому Завету. Бог положил основание земли, и небеса - дело рук Его. И тем не менее справедливо, что "они погибнут... и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, - и изменятся" Пс. 101,25-27. "Небо и земля прейдут" (Мар. 13,31). "Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет. 3,10). Новому человеку во Христе нужен новый мир во Христе.

 

Последний суд - 2 (Отк. 20,11-15 (продолжение))

 

За этим следует суд человечества.

 

Это суд малых и великих. Нет таких великих, которые могут избежать суда Божия, и нет таких малозначительных, чтобы они не получили свое воздаяние.

 

Упоминаются два рода книг. В первой книге записаны дела людей. Это типичная для Писания идея. "Судьи сели, и раскрылись книги" (Дан. 7,10).

 

Когда нынешний век начнет проходить, книги раскроются пред лицом тверди, и все вместе увидят (3 Езд. 6,20).

 

Идея заключается попросту в том, что Бог ведет книгу всех дел человека; и, таким образом, всю нашу жизнь мы пишем свою судьбу; не столько Бог судит человека, скорее человек сам записывает свое осуждение.

 

Вторая книга - книга жизни. И она часто упоминается в Писании. Моисей готов быть изглаженным из книги, если Бог не может простить его народу его грех (Исх. 32,32). Псалмопевец молит Бога изгладить нечестивых из книги живых и не писать их с праведниками (Пс. 68,29). Пророк Исаия говорит о вписанных в книгу для житья в Иерусалиме (Ис. 4,3). Павел говорит о своих сотрудниках, которых имена - в книге жизни (Фил. 4,3). Воскресший Христос обещает церквам в Сардисе, что имени побеждающего не изгладит Он из книги жизни (Отк. 3,5). Те, имена которых не написаны в книге жизни, переданы на уничтожение (Отк. 13,8). За этим стоит идея, что у каждого правителя была книга-список живущих у него граждан, и, конечно, когда человек умирал, его имя изымалось из списка. Записанные в книгу жизни - это живые, активные граждане Царствия Божия.

 

Во время суда море отдаст мертвых. Здесь две идеи. Во-первых, в древнем мире захоронение было крайне важным актом; считалось, что дух человека, не получившего захоронения, должен блуждать, бездомно, ни на небе, ни на земле. И, конечно, те, кто умер в море, не могли быть захоронены. Даже такие, говорит Иоанн, должны явиться на суд Божий. Во-вторых, как это выразил Суит: "Случайности смерти не помешают предстать пред Судией". Как бы человек ни умер, при каких бы обстоятельствах это ни произошло, он не уйдет от наказания и не лишится своей награды.

 

И, наконец, смерть и ад повержены в озеро огненное. Ненасытные чудовища, поглотившие стольких, в конце концов истреблены сами. На суде все те, кто не записан в книгу жизни, осуждены на озеро огненное вместе с дьяволом, их хозяином, а для тех, чьи имена стоят в книге жизни, смерть исчезла навсегда.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz