Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Фридрих А.Брокгауз
Библейский словарь

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


« Указатель

Овца
I:
1) в Палестине издревле разводили курдючных О. (Ovis laticaudatus), о чем свидет-вуют изображения на ассир. рельефах . Это были О. белого окраса (Пс 147:5; Ис 1:18), нередко с черной головой и черными конечностями (Быт 30:32). Широкий хвост имел жировую прослойку, нередко весом до 10 кг (Лев 3:9). О. считалась чистым животным, пригодным для любых жертвоприношений (Лев 12:6-8; 14:10; Чис 15:3). Судя по числу О., назв. в ряде случаев, когда речь идет о выплачиваемой дани (4Цар 3:4), захвач. добыче (Чис 31:32; 1Пар 5:21) или жертвоприношениях (3Цар 8:63; 2Пар 35:7-9), можно предположить, что в древности в Палестине были колоссальные стада О. Показат. и то, что среди имущества кочевавших патриархов и их современников О. всегда упоминаются на первом месте (Авраам: Быт 12:16; 24:35; Лот: 13:5; Лаван: 29:10; 31:38; Иаков: 32:7; Рагуил: Исх 2:16). Богатство Иова также составляли прежде всего О. (Иов 1:3; 42:12). Овечье -> молоко (Втор 32:14; Ис 7:21 и след.) и мясо (1Цар 25:18; 2Цар 12:4; 17:29; Неем 5:18; Ис 22:13 и др.) были важнейшими пищевыми продуктами, а шерсть (Лев 13:47; Притч 31:13; Иез 34:3) использовалась для изготовления одежды. Время стрижки О. отмечалось праздником (Быт 38:12 и след.; 1Цар 25:2,36; 2Цар 13:23 и след.). -> Животноводство;

2) наряду с домашними существовали и дикие О. (Ovis ornata или Ovis orientalis), к-рых еще 70 лет назад можно было увидеть в долине Вади-Арава, юж. Мертвого моря. Отличит. признаком этих О. была очень длинная шерсть на шее.

II. В Библии слово "О." часто используется в метафорич. значении как символ человека, нуждающегося в руководстве, заботе и защите, к-рый, будучи предоставлен себе самому, может "заблудиться" (2Цар 24:17; 3Цар 22:17; Ис 53:6; Иез 34; Мф 9:36; 10:6; 15:24; 26:31). О. - предмет божеств. милосердия, попечит-ва (Пс 76:21; 77:52; 94:7; 99:3; 118:176; Иез 34:11-16) и любви Иисуса, Который, как добрый Пастырь (-> Пастух, пастырь), полагает Свою жизнь за О. (Ин 10:2-16; 21:16 и след. 1Пет 2:25). -> Агнец.

Ог
Ог, царь -> аморреев в Васане, к-рый был по-бежден израильтянами под руководством Моисея. После победного сражения у Едреи израильтяне овладели всем царством О. (Чис 21:32-35). Состав этого царства подробно описывается во Втор 3:10; Нав 12:4,5; 13:12; его тер. вошла в удел половины колена Манассии (Втор 3:13,14). (-> Сигон.) О. назван последним из -> рефаимов, его "одр железный", имевший девять локтей в длину и четыре локтя в ширину (4,05 х 1,80 м), еще долго хранился в Равве, главном городе аммонитян (ст. 11).

Огад
Огад [евр. Охад], сын Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15).

Огел
Огел [евр. Охел, "палатка"], сын Зоровавеля (1Пар 3:20).

Огненный столп
Огненный столп -> Столп облачный.

Огола
Огола [евр. Охола, "ее палатка"], символич. обозначение Самарии и израил. Северного царства, к-рое обособилось от Иерусалимского храма и учредило собств. места поклонения (Иез 23). В образах прелюбодеек О. и Оголивы пр. Иезекииль изображает историю Израильского и Иудейского царств и их отношение к Господу.

Оголива
Оголива [евр. Охолива, "моя палатка"(?)], символич. обозначение Иерусалима и Иудейского царства (Иез 23). -> Огола.

Огонь, огненный
Огонь, огненный. Овладение О. является основным условием возникновения человеч. цивилизации. В Библии, в отличие от языч. мифологий, ничего не сообщается о познании О., а говорится лишь о его использова-нии.

I. ОГОНЬ В ЖИЛИЩЕ.

Израильтяне высекали О. (во всяком случае, в поздний период) из кремня (2 Мак 10:3); но древнейший способ добывания О. - трение друг о друга двух кусков дерева. На О. готовили пищу, он был также источником тепла (Иер 36:22; Ин 18:18).

II. ЗАКОНЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОГНЯ.

Законом Моисея запрещалось разведение О. в субботу (Исх 35:3). Но, вероятно, этот запрет не распространялся на использование для обогрева уже горевшего О. В засушливом климате Палестины О. мог представлять большую опасность (см. Суд 9:15), поэтому в Законе говорилось, что в случае неосторожного обращения с О. за при-чиненный ущерб "должен заплатить тот, кто произвел сей пожар" (Исх 22:6; ср. Суд 15:4 и след.; 2Цар 14:30).

III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ В КУЛЬТОВЫХ ЦЕЛЯХ.

Жертва всесожжения и жертва курения сжигались полностью. Впервые жертву всесожжения принес Ной (Быт 8:20), затем подобные жертвоприношения совершались постоянно, пока на жертвеннике в святилище не загорелся неугасимый О. Этот О. был зажжен Самим Богом (Лев 6:9,13; 9:24), как и О., посланный с неба и поглотивший жертвы Давида и Соломона (1Пар 21:26; 2Пар 7:1). Если по к.-л. причине О. на жерт-веннике угасал, то, согл. Талмуду, вновь зажечь его можно было лишь трением друг о друга двух кусков дерева (но ср. 2 Мак 10:3). О., зажженный иным способом, считался "чуждым". За использование "чуждого" О. Бог предал смерти Надава и Авиуда (Лев 10:1 и след.; Чис 3:4; 26:61). Воен. добыча, захваченная у язычников, очищалась О. и "очистительной" водой в том случае, если она ранее не "проходила через огонь" (напр., оружие и другие металлич. предметы). Приносимые в жертву за грех животные сжигались только за пределами стана (Лев 4:12,21; 6:23; 16:27; Евр 13:11). Назорей в день окончания данного им обета должен был остричь свои волосы и положить их "на огонь, который под мирной жертвою" (Чис 6:18).

IV. ОГОНЬ КАК НАКАЗАНИЕ.

Для ужесточения наказания за совершенное преступление человека или его труп сжигали на огне (Лев 20:14; 21:9; Нав 7:25; 4Цар 23:16). -> Наказание, наказывать -> Погребение.

V. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

О. - символ присутствия Бога и орудие Его могущества, применяемое Им как для оказания помощи, так и для наказания (Исх 13:21 и след.; 14:24; Чис 11:1,3 и др.). Ангел Господень явился Моисею в пламени горевшего тернового куста; в О. Господь сошел на гору Синай (Исх 3:2; 19:18). Окруженный О., являлся Бог Иезекиилю и Иоанну (Иез 1:4; Откр 1:14); пламенеющим О. будет сопровождаться Второе пришествие Господа Иисуса Христа (2Фес 1:8). Бога сравнивают с О. не только по причине Его славы или сияния Его образа, но и в силу Его гнева, поедающего грешника, как О. солому (Втор 32:22; Ис 10:17; Иез 21:31; Евр 12:29). С О. сравнивается Израиль, побеждающий своих врагов (Авд 18), Слово Божье (Иер 5:14; 23:29), Св. Дух (Ис 4:4; Деян 2:3), пыл праведников (Пс 38:4) и ангелов (Пс 103:4; Евр 1:7), последствия прелюбодеяния (Притч 6:27 и след.), беззаконие (Ис 9:18), язык (Иак 3:6), надежду грешников (Ис 50:11), могущество Бога (Лк 12:49), суд Господень (Иер 48:45; Плач 1:13; Иез 39:6) и связанное с ним очищение (Ис 4:4; Мал 3:2). Подобно тому как огненный столп по ночам освещал народу Израиля путь через пустыню (Исх 13:21), Господь сотворит однажды и над новым Сионом "блистание пылающего огня" - благословляющего, охраняющего и освещающего (Ис 4:5; ср. Откр 21:23).

Огурец
Огурец. В библ. времена садовый О. (Cucumis sativus) в Египте и Палестине не был известен, поэтому встречающееся только в Чис 11:5 евр. слово кишшу обозначает не О., а дыню (Cucumis melo), те ее сорта, к-рые имеют сочные, хорошо утоляющие жажду плоды, напоминающие по форме О. Поэтому упоминаемые в Ис 1:8; Иер 10:5 огороды (досл. "огуречные поля"; в Синод. пер. Иер 10:5 это выражение опущено) были бахчами, на к-рых выращивали дыни.

Одевать, облекать
БУКВАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Понятия "одевать", "надевать", а также "покрывать" в евр. языке почти всегда передаются словом лаваш, а в греч. - словом эндюэйн. В прямом значении глагол О. означает "облекать в одежду человеческое тело" (Быт 3:21).

ПЕРЕНОСНЫЙ СМЫСЛ

Там, где в евр. и греч. текстах это же слово употребляется в переносном смысле (что встречается значит. чаще, чем употребл. в прямом смысле), в Синод. пер. используются такие выражения, как "быть облеченным", "быть объятым":

1) говоря о Боге как о Судье или Спасителе, псалмопевцы и пророки исп. выражения "ризы спасения" и "одежды правды" (Ис 61:10); Бог возлагает на Себя правду, как броню (Ис 59:17), Он облечен величием (Пс 92:1);

2) Давид и Соломон просят о том, чтобы Бог позволил священникам храма облечься спасением (2Пар 6:41; Пс 131:16), дал им облечься правдой (Пс. 131:9);

3) противники Господа облекутся бесчестием и "как одеждою, покроются стыдом своим" (Пс 108:29), "облекутся в стыд и позор" (Пс 34:26);

4) представление, согласно к-рому человек облекается в предос-тавленные ему Богом блага спасения, указывает на то, что верующий живет в этом мире под защитой Бога, Его могущества, будучи облеченным в Самого Христа. Под защитой такого покрова человеку ничто не страшно. Отсюда и призыв облечься в оружие света (Рим 13:12), во всеоружие Божье (Еф 6:11), в милосердие и любовь (Кол 3:12,14). Наиб. выразительности эта метафора достигает в 1Кор 15:53: тленному надлежит облечься в нетленное. Павел говорит ефесянам и колоссянам о предварит. условии: они должны облечься в нового человека, "созданного по Богу, в праведности и святости" (Еф 4:24; Кол 3:10), а согл. Рим 13:14, в Самого Христа, в Ко-торого облекаются крестившиеся (Гал 3:27);

5) ВЗ так говорит об исполнении человека Св. Духом: Дух Божий "объял" Амасая (1Пар 12:18); "облек" Захарию (2Пар 24:20). [В обоих случаях употреблено евр. слово лаваш - букв. "одел".] Этому в НЗ соответствует выражение "облечься силою свыше" (Лк 24:49).

Одед
Одед (евр. "Он (Господь) восстановит"):

1) отец пр. -> Азарии (6) (2Пар 15:1);

2) пророк из Самарии, к-рый побудил войско Факея отпустить пленных иудеев (2Пар 28:9-15).

Одежда
I. НАТЕЛЬНЫМ БЕЛЬЕМ служила рубаха из шерсти или льна (Лев 13:47), доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона, особо тонкого льняного полотна (Иез 16:13). Дома, во время работы или отдыха, такая рубаха нередко была единств. предметом О. При этом человек, одетый лишь в нижнее белье, рассматривался как обнаженный (-> Нагой) (2Цар 6:20; Ин 21:7). На ассир. рисунках можно видеть пленных иудеев в подобной О. Иногда поверх нижней рубахи иудеи носили вторую, более длинную, которая доставала до щиколоток (1Цар 2:19; 24:5; Иов 1:20). Обе рубахи или только одну, нижнюю, схватывали поясом, на к-ром носили меч (1Цар 25:13), а реже, скрытно, более короткое оружие (Суд 3:16; 2Цар 20:8). В поясах хранили деньги (Мф 10:9); писец прикреплял к нему свои письм. принадлежности (Иез 9:2). В пазухе перепоя-санной О., как в кармане, носили различные предметы (-> Пазуха). Пояса были льняные (Иер 13:1) или кожаные (4Цар 1:8), иногда их богато украшали (Дан 10:5). По-видимому, дома их не надевали; но, собираясь в дорогу, ими обязательно подпоясывались, поскольку неподпоясанные длинные и широкие О. затрудняли движение (4Цар 9:1; Иер 1:17; Ин 21:7; Деян 12:8); перепоясанные чресла стали символом готовности к служению (1Пет 1:13; ср. Ис 5:27). Подпоясывались также, готовясь к работе (Лк 17:8).

II. Поверх нижней О. носили ПЛАЩ, к-рым бедные люди, напр. пастухи, укрывались ночью. Поэтому плащ нельзя было брать в качестве залога (Исх 22:25 и след.). В Мф 5:40, по-видимому, содержится намек на то, что ко времени Иисуса эту заповедь пытались обойти, требуя в залог рубаху, нижнюю О. Плащ представлял собой прочный кусок материи, квадратный по форме; он был достаточно велик, что позволяло носить в его полах всевозможные предметы (Исх 12:34; 4Цар 4:39; Агг 2:12). Во время работы и в остальных случаях, когда требовалась свобода движений, плащи снимали (Мф 24:18; Деян 7:58; 12:8). По углам плаща прикрепляли кисти (Чис 15:38 и след.; Втор 22:12), к-рые должны были напоминать о заповедях Божьих. Именно эти кисти подразумеваются в Синод. пер. под "воскрилиями" (Мф 23:5) и под "краем одежды" (Лк 8:44),

III. Голову, вероятно, покрывали ПЛАТКОМ, к-рый был сложен треугольником и завязывался на голове с помощью шнура. На ногах носили кожаные сандалии, к-рые привязывали ремнями. Люди, соблюдавшие траур, а также бедняки и пленные ходили босыми (2Цар 15:30; Ис 20:2; Иез 24:17). -> Обувь.

IV. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА была похожа на МУЖСКУЮ, но все же имела нек-рые отличия, что объясняется запретом носить платье, предназначавшееся для лиц другого пола (Втор 22:5). Одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей; верхняя одежда имела рукава до запястий. Женщины также носили пояса и плащи (Руфь 3:15). Головным убором им служили покрывало или головной платок, зачастую низко опускающийся на лицо (Быт 24:65; 38:14,19; Иер 2:32; Иез 16:10). В Иез 16:10 упоминается женская обувь из тонкой кожи ("сафьянные сандалии"). Изготовление О. было женским делом (1Цар 2:19; Деян 9:39). Большое количество О. служило поводом для гордости (Притч 31:21 и след.,24).

V: 1) ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА

отличалось от повседневной О. (Быт 45:22; Суд 14:12; 4Цар 5:5). О. знати и цар. семейства отделывали вышивкой и золотыми украшениями, на ее изготовление шли дорогие ткани: багряница, пурпур и шёлк (Суд 5:30; 2Цар 1:24; Пс 44:14 и след.; Иез 16:10,13; Лк 16:19). Обычно это были ткани, привезенные из других стран (Нав 7:21; Суд 8:26; Иез 23:6; 27:24; Соф 1:8). Облачение в дорогие О. играло свою роль при вступлении в должность (Быт 41:42; Ис 22:21) и при публичном чествовании (Есф 6:7-9; ср. Лк 15:22);

2) ТОРЖЕСТВЕННЫЕ (Зах 3:4), или БЕЛЫЕ, ОДЕЖДЫ

(Откр 3:4 и след.; 6:11; 7:9,13 и след.; ср. Еккл 9:8) становятся символом прощения грехов и обретенного спасения (-> Одевать, облекать. В нек-рых местах Свящ. Писания говорится об "облечении в правду" (Иов 29:14) и о "ризах спасения" (Ис 61:10).

3)БРАЧНАЯ ОДЕЖДА,

вероятно, была одеянием, к-рое приглашенные на свадьбу получали от устраивающего свадебный пир. Пребывание на таком пиру в собств. одежде или отказ от брачного одеяния считались тяжелым оскорблением и делали невозможным участие в празднестве (Мф 22:11-13).

VI. Ношение ВЛАСЯНИЦЫ

(т.е. О. из овчины или верблюжьей шерсти) с кожаным поясом было отличит. признаком пророка (4Цар 1:8; Зах 13:4; Мф 3:4; ср. 7:15). -> Священник -> Первосвященник.

VII. Прокаженные должны были носить РАЗОДРАННУЮ ОДЕЖДУ, что делало их заметными издали (Лев 13:45). Наряду с этим раздирание О. имело особый смысл. Таким способом выражались скорбь (Лев 10:6; Нав 7:6; 2Цар 1:11; Есф 4:1; Иов 1:20) и раскаяние (3Цар 21:27; Есф 9:3; ср. Иоил 2:13), отвращение и ужас, особенно перед фактом богохульства (Чис 14:6; Иер 36:24; Мф 26:65; Деян 14:14). Относит. отрясания О. (Деян 18:6) (-> Нога, VI -> Лен -> Ремесло, II.)

Одежда брачная
Одежда брачная -> Одежда (V,2).

Одержимость, одержимый, бесноватый
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Под О. Библия понимает вселение бесов в людей и полное подчинение ими мыслей, чувств и воли этих людей (Лк 22:3-6). Пока у бесов есть право обитать на земле, ими руководит стремление овладевать душами людей, в к-рых они обретают покой и убежище (Мф 12:43 и след.), а также спасение от того, чтобы быть прежде времени отправленными в преисподнюю (Мф 8:29; Лк 8:28-31). Ча-ще всего одним человеком владеет один демон (Мф 12:43 и след.), но иногда в него могут вселиться сразу несколько бесов (Лк 8:30; 11:26). Бес завладевает человеком с целью на-рушить связь одержимого с Богом и подтолкнуть его к дурным поступкам (отсюда определение: "злые духи"); совратить человека к неверию (отсюда - "духи-обольстители", 1Тим 4:1); заставить человека произносить лживые речи ("лживые духи", 3Цар 22:22); осквернить ему душу ("нечистые духи", Мф 10:1; 12:43; Мк 1:23; Деян 8:7 и др.). Демоны постоянно мучают О. человека и могут даже вызвать болезнь (напр., психич. расстройство - Мк 5:1 и след., эпилепсию - Мк 9:18 и след., искривление позвоночника - Лк 13:11) или лишить одержимого дара речи (Мф 9:32; в Мф 12:22 - речи и зрения). Бесы, приносящие человеку подобные мучения, различаются степенью своей жестокости (Мф 12:45). Но их неизменная цель - погубить человека, чтобы затем отправить в царство своего владыки (Мк 9:22).

II. ПРИЗНАКИ ОДЕРЖИМОСТИ

Признаками О. являются: выкрики, к-рые вырываются у человека помимо его воли (Мф 8:29; Мк 1:24; Лк 4:34; Деян 19:15 и др.); сверхъестеств. проницательность (как, например, в случае, когда демоны признают в Иисусе Сына Божьего, Который пришел, чтобы изгнать их, Мк 1:24,34 и др., или указывают на определенных людей как на рабов Бога Всевышнего, Деян 16:17); кратковременное беспокойное поведение (выкрики, скрежетание зубами, припадки - Мк 5:5; 9:18); необычайная, бросающаяся в глаза физич. сила (Мк 5:4; Деян 19:16); резкое противодействие всякому божеств. влиянию (Мк 5:7; Лк 4:34 и др.); крики, биение в падучей, судороги, к-рыми сопровождается выход беса из одержимого (Мк 1:26; 9:26; Лк 4:35,41; Деян 8:7); полное выздоровление одержимого после изгнания демонов (Мк 5:15; 9:27). Изгнанные из человека бесы пытаются вселиться в него обратно (Мф 12:44 и след.; Мк 9:25).

III. ПРИЧИНЫ ОДЕРЖИМОСТИ

Причины О. могут быть самыми разными. Сознательное утаивание тяжелого греха, вошедшие в привычку сквернословие и богохульство, ложная клятва и др. могут дать повод бесу вселиться в человека. Но все же причины многих случаев О., описанных в НЗ, неясны. Чаще всего это - результат занятий оккультизмом (колдовство, посещение ясновидящих или спиритических собраний, ношение амулетов и т.д.), когда человек попадает во власть сатаны. Открытое выражение человеком своей приверженности дьяволу - призывы к его помощи, клятвен. обещание служить ему, вступление в союз с ним (Ис 28:15) - также может служить поводом, чтобы дьявол завладел душой человека.

IV. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ БЕСОВ

Можно добиться лишь искренним покаянием и отречением от сатаны, основ. на вере в победу, к-рую Иисус Христос одержал над дьяволом Своим крестом. Иисус пришел, чтобы разрушить дела дьявола (1Ин 3:8). Он исцелял одержимых, изгоняя из них демонов (Мф 4:24; 8:16; Деян 10:38 и др.). Властью изгонять злых духов Он наделил и Своих апостолов (Мф 10:1; Деян 5:16; 8:7; 16:18; 19:12). Обетование о наделении подобной властью дано всем, уверовавшим в могущество Иисуса (Мк 16:17). Чем больше одержимый исполняется Духом Божьим, тем быстрее ослабевает власть дьявола над ним, и в конце концов врагу приходится, часто после упорной борьбы, выйти из человека (Иак 4:7).

Одесную
Одесную -> Рука (II и III).

Однолетний.
Однолетний. Годовалых, т.е. О., только что подросших и, след., особо ценимых животных предписывалось приносить в жертву, напр., при субботнем всесожжении (Чис 28:9), при новомесячном жертвоприношении (Чис 28:11), в праздник Пасхи (Исх 12:5), в праздник Кущей (Чис 29:13 и др.), а также в качестве жертвы за грех (Чис 15:27) и очистит. жертвы (Лев 14:10).

Одолевать (побеждать)
I. В ВЗ победить - значит одержать воен. победу (1Цар 17:50; 3Цар 20:23).

II. В НЗ это прежде всего -> победа Иисуса над богопротивными силами (Ин 16:33; Откр 5:5). Иисус признает в этой победе заслуги всех, кто верит в Него (1Ин 2:13 и след.; 4:4; 5:4; Откр 17:14), и поэтому все обетования предназначены побеждающим (Откр 2:7,11, 17,26; 3:5,12, 21; 21:7). Однако победа - это не только мужество и стойкость, это еще и действительное преодоление зла ради Иисуса, "Возлюбившего нас" (Рим 8:37). Самым сильным оружием в этой борьбе является прощение, позволяющее людям одолевать зло добром (Рим 12:21).

Одоллам (Адоллам)
Одоллам (Адоллам) (возм., аккад. "закрытое место/укромный уголок"), город в Иудее (Быт 38:1; Нав 15:35), древний цар. город у хананеев (Нав 12:15), укреплен царем Ровоамом (2Пар 11:7). Упоминается также в Неем 11:30 и в Мих 1:15. Давид скрывался в пещере вблизи О. (1Цар 22:1; 2Цар 23:13; 1Пар 11:15). Руины О. у ручья Вади-эс-Сур носят ныне название Хирбет-Шех-Мадкур. Холм, на к-ром они расположены, главенствует над долиной и над дорогой в Бет-Цур. Поиски пещеры ведутся в непосредств. близости, на горе Эд-эль-Мийе. У подножия горы, сохранившей прежнее название, расположен колодец, а несколько выше - просторная, пригодная для обитания пещера. В 1Пар 11:16; 12:8 эта пещера названа "укрепл. местом", "укреплением в пустыне".

Ожесточение, ожесточить
I: 1) слова "ожесточение" и "ожесточить" встречаются в Библии, как правило, в образных выражениях: "ожесточение сердец", "ожесточить сердца" и т.п. Речь при этом идет о состоянии внутр. ожесточенности, которое не позволяет слову Божьему воздействовать на человека и привести его к обращению. Тем же смыслом наделены и образы людей, у к-рых лица "крепче камня" (Иер 5:3), сердца "окаменены" (Зах 7:12), "в шее ... жилы железные" и "лоб - медный" (Ис 48:4);

2) в качестве источника О. Библия упоминает как Самого Бога, так и людей, в частн. фараона, к-рый отказывается дать свободу народу Израиля (Исх 7:13,14,22; 8:15,19,32; 9:7,34,35). При этом говорится, что Сам Бог ожесточил его сердце (Исх 4:21; 7:3; 9:12; 10:1,20,27; 11:10; 14:4,8,17). Однако в Библии нигде не сказано, что Бог заранее и без вины человека ожесточает его (-> Избрание, III). О. жителей Ханаана произошло задолго до того, как наполнилась мера их беззаконий (Быт 15:16; ср. Ос 13:8,9: "погубил ты себя, Израиль");

3) О. сердец приводит к тому, что люди не желают слушать Бога и Его посланников (Иез 3:7). Тем не менее ожесточившийся по-прежнему слышит слово Божье (Ис 6:9,10), к-рое независимо от его воли оказывает свое воздействие, хотя это воздействие ведет уже не к спасению, а к суду (ст. 11,12). Поэтому Библия настойчиво предостерегает от О. сердец, когда говорит Господь (Пс 94:7 и след.; Евр 3:7 и след.), ибо сознат. отказ слушать Бога приводит к трагическим последствиям.

II: 1) помимо язычников, врагов народа Божьего, и сам Израиль был подвержен опасности ожесточить свое сердце. Бог, направляя к этому непокорному народу пр. Иезекииля, говорит, что это люди "с огрубелым лицем и с жестоким сердцем" (Иез 2:3,4). Народ Израильского царства отказался слушать Бога (Иез 3:7; Зах 7:11,12), его грехи были слишком многочисл., и он упорствовал в своем непослушании (Иер 3:6). Иудейское царство не научилось на примере Израильского страху Господню, так что отступивший от Господа Израиль, по сравнению с вероломной Иудеей, назван более правым (Иер 3:11). О. народа проявлялось в том, что люди убивали пророков и побивали камнями Божьих посланников (Мф 23:37). Поэтому Бог, подобно медведице, лишенной своих детенышей, в конце концов вырывает ожесточ. сердца (Ос 13:8). После того как народ Израиля в течение столетий огрублял свои сердца, он был так ожесточен по отношению к Богу, что возможность обращения и спасения оказалась для него недоступной (Ис 6:10). Это О. продолжалось и во времена Иисуса и было причиной того, что иудеи отвергли Христа (Мф 13:14-15; Ин 12:39,40). О. иудеев заставило Павла обратиться со своей проповедью к язычникам (Деян 28:25-27). Однако не все израильтяне оказались отлученными от спасения. Осталось святое семя (Ис 6:13), и Иоанн, процитировав Исаию (Ин 12:40; Ис 6:10), говорит далее, что даже многие из начальников уверовали в Христа (Ин 12:42);

2) новозаветные верующие также подвергаются опасности О. Павел указывает им на пример народа Израиля, к-рый с радостной верой вышел из Египта, но все же не сразу вошел в землю обетованную (Евр 3:15-19). Апостол предостерегает христиан от О. через обольщение грехом (ст. 13). Ожесточиться - значит отвергнуть Бога и Его милость, что беспощадно осуждается Богом, вершащим суд согл. слову: "Что посеет человек, то и пожнет" (Гал 6:7). Осознанно, решит. и ожесточ. отвергая Бога, человек неизбежно подвергает себя опасности самому оказаться отвергнутым Богом.

Оживление, оживлять, животворить, подкреплять
Оживление, оживлять, животворить, подкреплять:

1) жаждущего оживляет вода (Суд 15:19), уставшего подкрепляет отдых (Исх 23:12), больного - выздоровление (Пс 40:4);

2) духовное животворение Бог дарует тем, кто обращается к Нему не только по своей праведности (Пс 118:40), по Его Слову (ст. 50), по Его милости (ст. 88), но и по Его повелению (ст. 93). Он оживляет мертвые души, души, поверженные в прах (Пс 119:25; Иер 31:25), подвергающиеся напастям (Пс 137:7); оживляет сокрушенные сердца (Ис 57:15).

Ожог
Ожог -> Болезнь.

Оза (Узза, Уза)
Оза (Узза, Уза) (евр., возм., кр. ф-ма от Озии, "Господь есть сила"):

1) сын Аминадава; вместе со своим братом Ахио он вёл колесницу, на к-рой Давид перевозил ковчег завета из дома их отца, находившегося в Кириаф-Иариме, в Иерусалим. У гумна Нахонова волы наклонили колесницу, и О. рукой попытался уберечь ковчег от падения. Это нарушение предостерегающей заповеди, излож. в Чис 4:15, стоило ему жизни. А место, где это произошло, получило название "поражение Озы". Давид приостановил перевозку ковчега и распорядился перенести его в дом Аведдара Гефянина (2Цар 6:2-8; 1Пар 13);

2) Уза - левит из рода Мерари (1Пар 6:29);

3) Узза - сын вениамитянина Егуда (1Пар 8:7);

4) Узза - первоначальный владелец сада в Иерусалиме, в к-ром были похоронены цари Манассия и Аммон (4Цар 21:18,26). Согл. 2Пар 33:20, этот сад, вероятно, был частью тер. цар. дворца;

5) изгнанники из рода нефинея Уззы, вернувшиеся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:49; Неем 7:51).

Озарение
Озарение -> Сияние (освещение, озарение), сиять (освещать, озарять).

Озеро огненное
Озеро огненное -> Ад, преисподняя.

Озиил
Озиил -> Иахазиил (2).

Озний
Озний [евр. Озни], сын Гада (Чис 26:16), называемый также Эцбоном (Быт 46:16). Его потомки образовали один из родов колена Гадова (Чис 26:16).

Окно
Окно:

1) -> Дом, строительство дома;

2) в Библии метафорически говорится о небесных О., через к-рые на землю по воле Бога вылились потоки воды (Быт 7:11; 8:2; 4Цар 7:2,19; Ис 24:18). В Мал 3:10 обещано, что, если люди будут отдавать Господу десятины от имеющегося у них, Господь откроет "отверстия небесные и изольет благословения до избытка" (ср. Иак 1:17);

3) Екклесиаст сравнивает с О. человеч. глаза (Еккл 12:3).

Оковы
Оковы -> Цепь, цепочка, оковы, узы.

Окончание.
Окончание. Евр. слово ахарит подразумевает полный -> конец, прекращение ч.-л., в т.ч. и завершение дела. Так в евр. языке обоз-начается конец года (Втор 11:12), царства (Дан 8:23), человеч. жизни (Чис 23:10) и Божьего гнева (Дан 8:19).

Окропление, окропить
Окропление, окропить. Различаются три вида О.:

1) елеем (т.е. маслом): Лев 14:16;

2) водой: Лев 14:51; Чис 8:7; Иез 36:25 и др.;

3) кровью: Исх 29:16,20 и след.; Лев 1:5,11; 16:14; Чис 19:4; 4Цар 16:13. Все три вида О. имеют культовое значение. О. маслом тесно связано с обрядом жертвоприношения за очищение от проказы (-> Жертва): Лев 14:16 и след. О. водой производилось в первую очередь для очищения (напр., прокаженного: Лев 14:1 и след. (ст. 7) и после прикосновения к умершему: Чис 19:11-13). О. водой олицетворяет также очищение от грехов, причем очищены могут быть как люди, так и вещи (Лев 14:52: дом должен быть "очищен" водой). В Израиле считалось, что одной только водой смыть грехи невозможно и для полного очищения необходима кровь. Именно поэтому О. жертвен. кровью стало у израильтян важным культовым действом. В день великого искупления первосвященник должен был семь раз окропить пальцем, смоченным в жертвен. крови, золотую крышку -> ковчега завета, чтобы самому освободится от греха и одноврем. получить возможность ходатайст-вовать за грехи других людей пред Господом Богом (Лев 16:11 и след.). В Посл. к Евреям ветхозавет. окропление кровью предстает в ином виде: великий Первосвященник Иисус принес Себя в жертву Богу во искупление грехов, и жертва эта действенна во веки веков, поэтому окропление кровью жертвен. животных становится ненужным. Тем самым всем верующим (а не только первосвящен-никам, как в ВЗ) всегда (а не только один раз в год, см. Лев 16:1 и след.; Евр 10:20) открыт путь в Святое Святых. Кто с покаянным сердцем и с верою приблизится к Кресту Иисуса, тот будет "окроплен" в своем сердце, и грехи его омоются Кровью Иисуса (Евр 10:22; ср. 1Ин 1:7).

Олдана (Алдама)
Олдана (Алдама) [евр. Хулда, "крот"], пророчица, жившая в Иерусалиме во времена царя Иосии. О. была женой Шаллума, хранителя одежд (при цар. дворе или при храме). После того как царю была прочитана найденная в храме книга Закона, он послал первосвященника Хелкию, а также Ахикама, Ахбора, Шафана и Асаию к О., чтобы она разъяснила сказанное в книге. Пророчица возвестила Божий суд над Иерусалимом, предсказав, однако, что Иосия умрет, не увидев гибели города (4Цар 22:12-20; 2Пар 34:20-28).

Олень, лань, буйвол, сайгак
Олень, лань, буйвол, сайгак. Олени [евр. айял, это слово, вероятно, обозначает различные виды этого животного] были повсеместно распространены в Палестине (Быт 49:21 - в Синод. пер. - "серна"; 2Цар 22:34). Если в евр. тексте речь идет о самке оленя, то в Синод. пер. обычно используется слово "лань" (см. Песн 2:7; 3:5; Иов 39:1-4; Иер 14:5). Наряду с этим евр. слово яхмур (Втор 14:5 - в Синод. пер. - "буйвол"; 3Цар 5:3 - в Синод. пер. - "сайгак"), вероятно, обозначает лань обыкновенную, но, возм., и косулю. (-> Орикс.) О. в Палестине почти не сохранился, а О. благородный (Cervus elaphus) вымер несколько столетий назад; то, что он обитал здесь когда-то, подтверждают лишь находки костей этого животного. Косули (Cervus cap-reolus) еще в конце прошлого столетия в изобилии водились в верхней Галилее и на склонах горы Кармил. В то же время месопотамская лань (Cervus dama mesopotamicus) встречалась на горе Фавор и в районе Геннисаретского озера. В наст. время в областях, располож. зап. Иордана, она полностью истреблена.

Оливема
Оливема [евр. Охоливама], жена Исава, дочь хоррея Аны (Быт 36:2).

Олимпан
Олимпан ("небесный"), христианин из Рима, к-рого Павел приветствует в своем послании (Рим 16:15).

Олово
Олово, металл, добавляемый в медь для получения бронзы (Чис 31:22; Иез 22:18,20). Финикийцы ввозили О. через -> Фарсис, предположит. при этом подразумевается О., к-рое доставлялось на Ближний Восток с Британских островов через финик. форпосты в Испании. Евр. слово бедил, вероятно, наряду с О. обозначает и выделявшийся при плавлении серебряной руды свинец (Ис 1:25), поскольку именно свинец, а не О. встречается в природе вместе с серебром.

Омар
Омар (возм., "ягнёнок"), внук Исава, старейшина эдомитян (Быт 36:11,15).

Омовение
Омовение. О. играли особую роль в предписаниях Закона о чистоте. Так, священники, прежде чем приступить к служению в скинии, должны были совершать О. Рядом со скинией располагался умывальник, предназнач. исключит. для этой цели (Исх 29:4; 30:18 и след.). Но и простой израильтянин, осквернивший себя нечистотой, должен был, соблюдая заповеди о чистоте, совершить О. тела и одежды (Лев 11:40; 13:6; 15:5-8), после чего ему разрешалось принять участие в богослу-жении. О. совершалось в проточной воде (ст. 13). (Ср. также освящение Неемана, 4Цар 5:10,14.) Эти ветхозаветные указания в позднеиуд. период становились все более изощренными и всеохватывающими, так что ко времени Иисуса О. рук перед едой стало обязат. действием почти ритуального характера (Мф 15:2; Мк 7:27). Все О., предписываемые Законом, были, в частн., непреложным условием для освобождения от нечистоты (см. Лев 17:16) и возобновления участия в бого-служении, но они не давали прощения грехов (-> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение). В метафорич. значении внешнее О. служило символом очищения души, к-рое Бог должен сотворить в человеч. сердцах (Пс 50:4,9; Ис 1:16; 4:4; Иер 2:22; 4:14). В НЗ об О. говорится в одном ряду с -> окроплением -> кровью жертв. животного. Здесь говорится о том, что кровь Иисуса очищает человека от грехов (Откр 1:5) и что искупл. омыли и обелили свои одежды кровью Агнца (Откр 7:14). Подобным же образом в Евр 10:22 окропление и О. названы в одном ряду, причем, очевидно, что здесь присутствует и мысль о -> крещении. -> Смывать -> Купание -> Омовение.

Омри (Амврий)
Омри (Амврий):

1) сын вениамитянина Бехера (1Пар 7:8);

2) еврей из колена Иуды, из рода Фареса (1Пар 9:4);

3) сын Михаила, главный начальник в колене Иссахара во времена Давида (1Пар 27:18);

4) израил. царь, правивший в 882-871 гг. до Р.Х. Вероятно, еще будучи военачальником царя Ваасы, он одержал победу над -> моавитянами (-> Камень Меши). Когда царь Ила был убит в Фирце Замврием (3Цар 16:9-13), О. (в Синод. пер. - Амврий) стоял с израил. войском под Гавафоном Филистимским. После того как пришло известие о смерти царя Ила, израильтяне, провозгласив царем О., пошли на Фирцу и осадили ее. Процарствовав всего семь дней, Замврий покончил жизнь самоубийством (ст. 15-20). Но О. еще не достиг полноты власти: половина народа признавала царем Фамния, сына Гонафа; этот царь до своей смерти в 878 г. до Р.Х. правил парал. с О. Вероятно, сразу же после его смерти О., к-рый шесть лет правил в Фирце, купил у Семира за 2 таланта серебра гору Семерон, построил там город и назвал его Самарией - в честь Семира (ст. 21-24). Место для строит-ва города было выбрано весьма удачно: последующая история Северного царства показала, насколько трудно было завоевать Самарию. О. был известен далеко за пределами Палестины: со времени его правления Израильское царство, включавшее в себя уделы десяти колен, именовалось в ассир. надписях не иначе как "царство Омри"; даже Ииуй назван в них "сыном Омри". Однако в Свящ. Писании об О. говорится с осуждением: "И делал Амврий неугодное пред очами Господа, и поступал хуже всех, бывших пред ним". Он упорствовал в грехе Иеровоама I, в поклонении -> изображениям (идолам) (ст. 25,26; ср. Мих 6:16). Сын О. и наследник престола -> Ахав женился на дочери царя Тира -> Иезавели. По поводу других дел О. Свящ. Писание отсылает к летописи царей Израильских, к-рая не сохранилась (3Цар 16:27).

Он (Илиополь)
Он (Илиополь) (егип. "солнце"), город в Нижнем Египте, прим. в 32 км сев. Мемфиса, главное место почитания бога солнца Ра (Иез 30:17; -> Авен). Греки называли этот город Гелиополем (в Синод. пер. - Илиополь) - "городом солнца", а Иеремия именует его Бефсамисом [евр. Бет-Шемеш, "дом солнца"], "что в земле Египетской" (Иер 43:13). Возм., под "статуями" в назв. стихе подразумеваются обелиски (заостренные каменные столбы), сооруж. в честь бога Ра. Сегодня здесь стоит только обелиск Сенусерта I (XII династия, Среднее царство); два других обелиска, к-рые были поставлены перед храмом Ра по приказу Тутмоса III (1504-1450 гг. до Р.Х.), находятся в музеях Лондона и Нью-Йорка. Жена Иоси-фа Асенефа была родом из О. (Быт 41:45). -> Город солнца.

Онагр
Онагр -> Осел (5б).

Онам
Онам ("сила производить потомство", "полный жизненных сил"):

1) хоррей, сын Шовала (Быт 36:23; 1Пар 1:40);

2) израильтянин из колена Иуды, сын Иерахмеила и Афары (1Пар 2:26,28).

Онан
Онан ("сила производить потомство", "полный жизненных сил"), сын -> Иуды (1). После смерти брата он, как деверь, женился на его вдове Фамари для "восстановления ему семени". Однако О. не захотел продолжить род своего брата, поэтому Господь умертвил его (Быт 38:4-10).

Оникс
Оникс -> Драгоценные камни.

Онисим
Онисим ("полезный"), раб, бежавший от своего хозяина Филимона (проживавшего в Колоссах). О. встретил в Риме ап. Павла и уверовал во Христа. Апостол направил его обратно в Колоссы с -> Посланием к Филимону (Флм 10-18; Кол 4:9).

Онисифор
Онисифор ("приносящий пользу"), христианин, предположит. из Эфеса. Находясь в Риме, он навещал Павла в темнице и оказывал ему нек-рые услуги (2Тим 1:16-18; 4:19).

Оно
Оно, город в 9 км сев.-зап. Лидды (Лода), в долине Харашим (Неем 11:35), совр. Кафр-Ана, новоевр. О. Этот город упоминался еще Тутмосом III, позднее он был заново отстроен вениамитянином Шемером (1Пар 8:12) и вновь заселен после возвращения израильтян из вавил. плена (Езд 2:33; Неем 7:37; 11:35; ср. 6:2).

Оплакивание мертвых
Оплакивание мертвых -> Плач (I,2).

Оплакивать
Оплакивать -> Плач, оплакивать.

Опоясание (опоясывать)
I. Предмет одежды, покрывавший тело от груди или от пояса до бедер (Быт 3:7).

II. "Опоясываться" означало "надевать пояс или опоясание" (Лк 17:8); -> Одежда (I).

Оправдание
В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В основе этого понятия лежит представление о судебном разбират-ве, в результате к-рого обвиняемый получает О. "Оправдать" значит "установить правду", "признать кого-либо правым", "помочь ему добиться справедливости через судебное разбирательство", "признать за кем-либо его правоту или правду вообще". Именно это имеется в виду, когда говорится об О. как в обычном (Быт 44:16; Притч 17:15), так и в религ. смысле (Бог оправдывает человека: Ис 50:8; Исх 23:7; человек признает Бога правым: Пс 50:6 и др.):

1) ОПРАВДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Нередко случалось, что простой человек не мог найти в суде правды, потому что над судьей довлел авторитет влият. противника или же он был им подкуплен (Исх 23:1 и след.; Ам 2:6 и след.). Если человек, уверенный в своей правоте, не мог добиться справедливости, ему оставалось лишь обратиться к Богу, "Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца" (Втор 10:17,18). Он мог испросить у Него помощи: "Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым" (Пс 42:1; ср. Пс 53:3 и др.). Он мог взывать к Нему, чтобы удовлетвориться Его О.: "Но я к Вседержителю хотел бы говорить, и желал бы состязаться с Богом" (Иов 13:3). Когда Рахиль, страдавшая из-за своей бездетности, попросила Бога оправдать ее перед людьми, Бог дал ей сына через Валлу. "И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан (т.е. [Бог есть] Тот, Кто оправдывает)" (Быт 30:6). Давид отказывается от намерения отомстить Саулу и вручает его судьбу праведному Божьему суду: "Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе... Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей" (1Цар 24:13,16). Бог откроет правоту Своих (ср. Пс 71:4; 102:6 и др.);

2) ОПРАВДАНИЕ ПРЕД БОГОМ.

Для верующего значит. важнее О. пред Богом, чем перед людьми; он хочет, чтобы его грехи были оправданы Богом. К О. ведут два пути:

а) праведность пред Богом как залог О. человека. Заключая завет с народом Израиля, Бог обещал быть его Богом, хранить верность этому народу и руководить им, если и израильтяне, со своей стороны, не нарушат завета и будут жить в послушании Ему. Такова была норма будущих взаимоотношений между Богом и народом Израиля. Бог взял на Себя обязат-во сохранять верность Своим обетованиям, в то время как Израиль обязался повиноваться уставу завета (-> Закон) и хранить ему верность. Так праведность стала лейтмотивом всех Божьих деяний в отношении Израиля и в то же время должна была стать основой жизни богоизбранного народа. Праведность (-> Справедливость, праведность, I,A) - это жизнь в верности завету и уставу завета. Говоря о праведности Бога, народ Израиля безоговорочно признавал, что Бог исполняет Свои обязат-ва по отношению к нему. Если человек был праведен пред Богом, повиновался Божьей воле и соблюдал обязат-ва завета, он подтверждал тем самым свою правоту и сознавал себя правым перед Богом: "Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне" (Пс 7:9);

б) Божья праведность как основа для О. Благочестивые люди восхваляют свою праведность пред Богом, безбоязненно ожидая Божьего суда. Однако есть и такие, к-рым собств. греховность и греховность каждого человека пред Богом настолько очевидны, что они оспари-вают возможность человеч. праведности вообще: "Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного" (Пс 13:1 и след.). У них остается только одна просьба к Богу: "не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается перед Тобой ни один из живущих" (Пс 142:2). Только Божья праведность в сочетании с Его милостью и милосердием может отвратить суд и стать единств. основанием для О. грешника перед Божьим престолом, самому же грешнику остается только верить в такое О.;

3) ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОПРАВДАНИЯ.

После того как народ Израиля во исполнение Божьего суда был уведен в плен, О. человека стали связывать с Божьим судом, к-рый должен состояться в конце времен. Выражение "в тот день" стало синонимом последних времен, когда Бог по Своему милосердию простит грехи Своего народа и снова обручит его Себе "в правде и суде, в благости и милосердии" (Ос 2:19; ср. 14:4 и след.). Тогда Господь заключит с Израилем новый завет: "но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер 31:31 и след.). Господь "возрастит" Изралию "Отрасль праведную", Которая "будет производить суд и правду на земле" (Иер 33:15). Праведность обновленного народа Израиля больше не ставится в зависимость от его собств. праведности перед Богом. Осознание того, что спасение даруется единственно по милости Божьей, становится столь явным, что всякая праведность грешника перед Богом приписывается исключит. доброте Бога. Выражение "Господь - оправдание наше!" станет именем Нового Иерусалима (Иер 33:16). Из всех ветхозаветных пророков Иеремия имел наиб. ясное представление о грядущем спасении, связывая его с последними временами. Однако после возвращения из плена израильтяне вновь стремятся достичь собств. праведности через строгое соблюдение Закона, и, исходя из этого, ожидают своего О. перед Богом.

В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) в НЗ понятие "О." встречается только в значении "оправдание человека пред Богом", а именно:

а) признание правоты Бога (Мф 11:19; Лк 7:35; Рим 3:4; 1Тим 3:16);

б) попытка оправдания пред Богом (Лк 10:29); в) получение оправдания Богом (Лк 18:14). Если в Лк 18:14 говорится об О., даруемом в настоящее время, то в Мф 12:37 имеется в виду О. на Последнем суде;

2) О. в посланиях ап. Павла:

а) для апостола основой О. людей является крестная смерть Иису-са Христа. Говоря о праведности человека пред Богом, Павел не подразумевает верность Закону Моисея. Для этого он слишком глубоко убежден в истинности сказанного в Пс 13:1 и след. Под О. человека Павел понимает О. Богом уверовавшего грешника. Этот грешник получает О. через искупит. Божье деяние - смерть Иисуса Христа на кресте. В распятии Христа Бог совершил суд над грехами мира; грехи всех людей были возложены на единств. Сына Божьего, Который понес наказание за все человечество. Но помилование получит лишь тот человек, к-рый уверовал в это чудодейств. Божье деяние. Павел утверждает, что О. доступно каждому, в т.ч. и самому закоренелому грешнику, если только тот верит в искупит. подвиг Иисуса. Грешник признается праведным, потому что за него умер и воскрес Христос и потому что через свою веру он становится причастным совершенному Христом спасению (Рим 1:17). Это положение отражено в формуле "оправдание верой": О. - это Божий приговор, к-рому человек может только подчиниться; своей верой он признает этот приговор;

б) Павла в свое время упрекали за то, что его учение об О., в основе к-рого лежит вера в искупление, не содержит нравст. стимула, побуждающего человека быть верным Богу и подчиняться Ему (Рим 3:8). Этот упрек Павел отклонил, говоря о живущем в нас Христе: "Мы [вместе с Христом] умерли для греха: как же нам жить в нем?" (Рим 6:2 и след.). Как Христос умер для греха и теперь живет для Бога (ст. 10), так и "наш ветхий человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное" (ст. 6), именно поэтому мы не можем служить греху;

в) спасение в земной жизни и О. на Последнем суде. Верой в искупит. смерть Христа грешник переживает свое искупление как событие наст. времени, к-рое придает ему силы для новой жизни в послушании Богу. Поэтому вопрос об искуплении на Последнем суде уже не стоит. О. - это вновь и вновь переживаемое в вере помило-вание, к-рое становится для верующего действительным уже здесь и сейчас, придавая ему силы и даруя радость. Хотя вопрос о жиз-ни или смерти для верующего уже решен (Ин 5:24), ему все же предстоит явиться на -> Суд, где он получит похвалу или порицание за свой жизненный путь. Поэтому Павел настойчиво указывает на то, что жизнь хри-стианина должна быть подчинена строгой дисциплине, и предупреждает о том, что прожившему жизнь недостойно придется испытать позор, когда все его дела сгорят в испытующем огне, поскольку они были не от Бога (1Кор 3:12 и след.). Но истинно верующего, какими бы ни были его грехи, этот суд не может осудить на погибель. Ничто не может вырвать нас из милостивых и любящих рук Христа (Рим 8:31 и след.). Только тогда, когда человек своим непослушанием отвергает веру и возвращается к неверию, Божий суд постигает грешника как уничтожающая кара (1Кор 10:1 и след.). Там, где кончается вера, прекращается и Божье О.;

3) О. в Послании Иакова. Говоря об О., автор послания указывает на опасности, угрожающие духовной жизни верующих. Жажда мирских благ и боязнь страданий снижают уровень требований к поведению человека пред Богом, и Иаков предостерегает против этого. Жизнь, в к-рой нет дел веры и в к-рой не проявляются свидет-ва силы Божьей, не позволит оправдаться пред Богом. Иаков предостерегает тех, кто считает, что на Суде ему зачтется вера его даже при отсутствии дел. Такие люди будут осуждены: "Вера, если не имеет дел, мертва" (Иак 2:17). Такая вера пуста и лицемерна, в ней нет даруемой Богом силы. Подобная вера не приводит к О. (ст. 24). Но там, где дела обнаруживают и подтверждают истинную веру, происходит О. Богом.

Определение
Определение Божье - это изъявление Его вечной воли, в к-ром выражаются Его мудрость, святость и любовь. Осуществление Божьего О. верующие видят в том, что Он привлекает их ко Христу и делает блаж. в Нем. Будучи совершенно свободным и независимым, Бог может призывать нек-рых людей к особому блаженству. О. Божье не поддается человеч. обоснованию, люди могут лишь прославлять его в молитвах (Еф 1:11; 3:11). -> Избрание.

Опьянение, пьянство, пьяница
I. О. происходит от неумер. потребления хмельных напитков, из к-рых в Библии упоминаются вино, молодое вино и крепкий напиток (-> Питье). Опьяневший утрачивает способность к здравому суждению (Ин 2:10), его сознание затуманено (Быт 9:21; Притч 26:9); его походка становится неувер., шатающейся (Пс 106:27; Ис 19:14), он блуждает, утратив ориентиры (Иов 12:25). Речь пьяного бессвязна и неразборчива, смысл его слов понять невозможно (ср. 1Цар 1:13; Деян 2:15). Опьяневшие неразумны и нередко буйны (Притч 20:1), склонны к брани и дракам (Притч 23:29), часто сначала они возбуждены и веселы, но затем становятся сонливыми (Иер 51:39,57). Их поведение бывает бесстыдным (Плач 4:21), они легко переступают границы дозвол. (Притч 23:33). Пьянство, характерное для неискупл. человека (Рим 13:13; Гал 5:21; 1Пет 4:3), явл. причиной отвратит. поступков (Еф 5:18). Давид пытался напоить Урию, чтобы ввести его в заблуждение относительно того, кто будет подлинным отцом ребенка, к-рый должен был родиться у его жены Вирсавии (2Цар 11:13). Состояние людей, опьян. вином, описано в Притч 23:29-35; Ис 28:7-13. В ВЗ священникам и назореям запрещалось употребление хмельных напитков (Лев 10:9; Чис 6:3), а в НЗ подчеркивается, что руководители Церкви не должны предаваться пьянству (1Тим 3:3,8; Тит 1:7). Если кто-то, "называясь братом" во Христе, "остается пьяницею", то церковь должна исключить его из своей среды (1Кор 5:11). Пьяницы не наследуют Царства Божьего (1Кор 6:10), и там, где царит пьянство, не ждут Второго пришествия Иисуса (Лк 21:34). О том, что человек по воле Бога может освободиться от тяги к спиртному, свидет-вует Павел, говоря: "И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1Кор 6:11).

II. В метафорич. значении пьянство - это состояние падшего человека в грешном мире (1Фес 5:7). Мировое царство, на к-рое падет Божья кара, будет упоено собств. кровью (Ис 49:26; ср. 34:7); великая блудница упоена кровью святых (Откр 17:6). Застигнутые штормом в море суда "кружатся и шатаются", как пьяные (Пс 106:27), этот же образ используется и при описании посланного Богом заблуждения или состояния тех, кто испытывает на себе Божий суд (Ис 19:14; 29:9; ср.; 24:20).



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz