« Указатель
Отец
Отец. Причина и происхождение всякого отцовства - в Боге (Мф 23:9; Еф 3:15), во власти Творца, вызывающего к жизни то, чего ранее не существовало (Рим 4:17). Бог - Отец Своего единородного Сына Иисуса Христа (Ин 1:14,18; Еф 3:14), в Котором Он открывает Свою сущность. Бог и людей принимает как Своих детей (2Цар 7:14; Лк 12:32). Божье отцовство включает в себя попечит-во о Его чадах и их защиту (Мф 6:8) и проявляется в Его любви (Ин 16:27).
I: 1) О. - это тот, кто порождает -> детей (Пс 2:7) и воспитывает их. Отцовство - это милость Божья, а дети являются даром Божьим (Пс 126:3), к-рый получает не каждый (Лк 20:28-31). Понятие "дед" чуждо Библии, поэтому все потомки рассматриваются здесь как сыновья и дочери родоначальника (Мф 21:9). Из отчего дома ведут три пути:
а) сын покидает О., чтобы "прилепиться к жене" и самому стать О. (Быт 2:24);
б) сын может умереть для О., причем не только в результате телесной смерти, но и вследствие греховного заблуждения (Лк 15:24);
в) наконец, веление Божье, как в случае с Авраамом, но особенно преданность Христу в НЗ, превалирует над привязанностью к О., если эта привязанность вступает в противоречие с Божьей волей (Мф 4:22; Лк 14:26);
2) В ВЗ отношения между О. и сыном упорядочены заповедями, значение к-рых подчеркивается присовокупл. к ним предупреждениями (Втор 21:18-21; Притч 30:17). Долг О. заключается в том, чтобы обеспечивать детям пропитание (Лк 11:11), руководить ими и воспитывать их (Притч 13:24; Евр 12:8 и след.), но прежде всего - в том, чтобы наставлять их в Законе Господа (Втор 6:7; Еф 6:4). Если О. оставляет поклонение истинному Богу и начинает поклоняться идолам, то ответственность за этот грех несут и его дети (Исх 20:5), хотя суровость их наказания Бог ограничивает определ. пределом (Втор 24:16; Иез 18:17-20). След., О. не может поступать по собств. произволу; в частн., в НЗ ему внушается, что он не должен раздражать своих детей (Еф 6:4), доводить их до уныния (Кол 3:21). Дети обязаны чтить О. (Исх 20:12; Притч 30:17) и быть послушными ему (Притч 23:22). В ВЗ О. имеет право решать вопрос о жизни и смерти детей (Быт 22:1-10). Дети обязаны содержать его, когда он становится нетрудоспособным (Притч 19:26; Мф 15:5). То обстоят-во, что отношения между О. и детьми, к-рые должны регулироваться любовью (Быт 22:2; 44:20), упорядочиваются Законом, является вынужд. мерой и свидет-вует о нарушении установл. Богом порядка. И все же у О. есть то преимущество, что он первым может полюбить ребенка и пробудить в его сердце ответную любовь; в этом отношении человеч. отцовство также является отражением отцовства Бога (Притч 23:26; 1Ин 4:10,19);
3) понятие отцовства расширяется и в том случае, если О. называют человека, исполняющего родит. обязанность по обеспечению детей, когда родств. связь отсутствует, т.е. благодетеля (Иов 29:16; 31:18), доброго господина (4Цар 5:13) или правителя (Быт 41:43; 1Цар 24:12; Ис 22:21). Так, О. может называться священник или пророк, если человек (или люди) до-веряет себя его руководству (Суд 17:10; 4Цар 2:12; 13:14);
4) в НЗ понятие "О." переносится в область духовного и используется в особом значении, когда речь идет о духовном воспитании, направленном на становление в вере (1Кор 4:15; Флп 2:22; Флм 10). Павел проявляет настоящее отцовское чувство по отношению к Тимофею (1Тим 1:2; 2Тим 1:2), а Петр - к Марку (1Пет 5:13). Также по-отцовски Павел относится к тем членам церкви, к-рые благодаря ему пришли к вере (1Фес 2:11). О. в церкви являются все те, кто духовно породил или воспитал детей, т.е. верующих (1Ин 2:13,14).
II: 1) отцовство особого рода предусмотрено в Божьем замысле спасения в отношении Авраама. Он - патриарх, праотец (Евр 7:4). С Него Бог начал новую эру в отношениях с людьми. Когда живой Бог призвал Авраама, тот не только покинул родину и родных, но и отказался от богов своего О. Фарры (Нав 24:2). В союз Бога с Авраамом были включены и потомки патриарха (Быт 26:3). Иаков знал, что с ним был Бог Авраама (Быт 31:42), и Бог говорил с ним как Бог его О. (Быт 46:3). Но поскольку рядом с Исааком стоял Измаил, а рядом с Иаковом - Исав, к-рых Бог исключил из Своего обетования, то позднее обетования стали наследоваться теми, кто исповедовал Бога Авраама, Исаака и Иакова (Исх 3:6). Так, Бог заключает завет с народом, О. к-рого являлся Авраам и к-рый чтил Бога своих отцов. След. поколения включались в дело спасения, к-рое Бог совершил в отношении их отцов (Исх 6:3; Чис 11:12; Втор 4:31; 5:3);
2) еще до вавил. плена Иеремия сетовал на то, что израильтяне нарушили тот завет (-> Союз, завет), к-рый Бог заключил с их отцами (Иер 31:32). В Евангелии упоминается об отцах, нарушавших завет и убивавших пророков; это прообраз тех, кто гнал Иисуса и Его учеников (Мф 5:12; 23:31). После того как народ Израиля оставил Бога своих отцов, Иоанн Креститель пытался, во многом тщетно, обратить сердца отцов к детям, а сердца детей к отцам (Мал 4:6; Лк 1:16,17). Народ Израиля помнил только о своем происхождении по крови, но забыл веру Авраама и его дела (Ин 8:33,37). В то же время тот, кто продолжает дело Авраама, имеет право называться его истинным наследником (Гал 3:6 и след.,29) и является полноправным членом народа Божьего (Еф 2:19 и след.). Еврей, признающий Иисуса Сыном Божьим, служит Богу своих отцов (Деян 24:14).
III. Признание Иисуса Сыном Божьим позволяет по-новому взглянуть на Божье отцовство по отношению к людям. Бог создал всех людей и поддерживает в них жизнь, Он - Отец для Своего народа, Израиля (Ис 63:16; Иер 3:4; 31:9), и для каждого отдельного израильтянина (Пс 67:6). В результате подвига Его единородного Сына -> Иисуса Христа (-> Имена Иисуса Христа, II,А), люди через рождение от Бога словом истины (Иак 1:18; 1Ин 2:29; 3:9; 4:7) становятся "детьми Божиими" (1Ин 3:1). К ним, образующим народ Израилев по духу, Бог проявляет Свою любовь и заботу (1Пет 5:7). Он воспитывает их (Евр 12:6-8) и назначает их Своими наследниками (Рим 8:17). Он также ожидает, что на Его любовь люди ответят своей любовью (1Ин 4:19) и основанным на этой любви послушанием (Рим 16:19; Евр 5:9). Он хочет, чтобы Его дети любили друг друга (Ин 13:34), были по-сыновнему благодарны Ему (Кол 2:7; 1Фес 5:18) и доверит. обращались к Нему - "Авва" (Рим 8:15; арам. доверит. обращение детей к отцу, соотв. рус. "папа").
Отец наш
Отец наш -> Отче наш.
Откровение, открывать
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
В своем изнач. значении слово "откровение" обозначает действие, в результате к-рого раскрывается, разоблачается, выступает на свет нечто, прежде сокрытое. Но свое истинное значение это слово обретает тогда, когда речь идет о Боге. Ибо с момента грехопадения человека Бог является для людей "Богом сокровенным" и уже не общается с ними "лицом к лицу", как это было в раю (Быт 2:16).
II. САМООТКРОВЕНИЕ ЖИВОГО БОГА
А. В ВЗ. Как "Бог сокровенный" (Ис 45:15) Бог открывает Себя тогда, когда пожелает, и только тому, кого Он Сам избирает, чтобы объявить Свою волю. В Своей неогранич. -> свободе Бог избрал народ -> Израиля (Втор 4:37; 7:6) и открылся ему как "Бог живой" (Втор 5:23; Нав 3:10; Ис 37:4), не имеющий ничего общего с мертвыми -> идолами, к-рым поклонялись другие народы (Ис 2:8; Пс 95:5). Средством Божьего О. является прежде всего Его -> Слово (Быт 12:1; 15:1; 1Цар 15:10; 2Цар 7:4; 3Цар 6:11); Он говорит устами вдохновленных Его Духом прозорливцев, Божьих людей и -> пророков (1Цар 9:6,15; 2Цар 24:11; 3Цар 22:6 и след.). Кр. того, Он открывает Себя через богоявление (Исх 34:5 и след.; Ис 6; Иез 1), чудеса (Исх 11:4-10), -> видения (Дан 7; Зах 1:8 и след.), -> сны и их истолкования (Быт 28:12 и след.; Быт 40,41). Бог позволяет познать Свою волю и через -> жребий, прежде всего через -> урим и туммим (Исх 28:30), а также через знамения (Быт 24:12 и след.; Суд 6:36 и след.; 1Цар 15:27 и след.). Через такие О. Бог являл Себя:
1) как Творец истории. В этом отношении показательно освобождение народа Израиля из егип. "дома рабства". Господь показал Свою силу, наказав фараона (Исх 14:18 и след.), и Своими могуществ. деяниями приблизил к Себе израильтян как Свой народ (Исх 19:4 и след.; Ос 11:1; Иер 7:22 и след.). Бог избрал израильтян не потому, что они в чем-то превосходили другие народы, а исключит. по Своей милости (ср. Втор 7:7,8; Ам 9:7). Но вместе с тем Бог остается Богом всех народов, Господином всей мировой истории (см. Ис 49:6; 60:1 и след. и Книгу пр. Даниила); с самого начала Его спасит. деяния были предназначены для всех людей;
2) Бог открывал Себя святым и милостивым. Бог свят в Своем возвыш. величии и совершенной чистоте. В -> Десяти заповедях (Исх 20), основной части Своего Закона, Он требует прежде всего нравств. -> послушания. -> Богослужение без послушания - мерзость пред Господом (1Цар 15:22; Ам 2:6 и след.; Ос 6:6; Мих 6:8). В Своем милосердии Бог прощает человеч. грехи (Исх 34:6 и след.; Пс 31:5). Его суд милостив (Ис 40; 53; 61:1 и след.);
3) Бог являл Себя как Творец и Вседержитель. Наш мир возник по Его слову и по Его воле (Быт 1,2; Пс 32:6-9; Евр 11:3). В ВЗ вновь и вновь восславляется и воспевается -> величие Бога, выразившееся в сотворении мира (Иов 38,39; Пс 8; 17:8 и след.; 103; Ис 40:11 и след.; 42:5; 45:12; Ам 5:8);
4) Бог открывает Свое имя, а вместе с тем и Свою сущность. Среди -> имен Бога три имеют основополагающее значение: Элохим (в Синод. пер. - "Бог"), имя Бога как Создателя неба и земли (Быт 1:1); Яхве (в Синод. пер. - "Господь"), имя Бога как Бога завета (Исх 3:15) и Бог Отец. Как Создатель Бог желает быть Отцом всех людей (Еф 3:15 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), но особенно это относится к избр. Им народу (Исх 4:22; Мал 2:10). Однако в собств. и самом полном значении Бог является Отцом Иисуса Христа (Пс 2:7; Рим 15:6; Еф 1:3) и через Него - Отцом спасенных верующих нового завета (Рим 8:14-17; 1Кор 8:6).
Б. В НЗ: САМООТКРОВЕНИЕ БОГА В ЕГО СЫНЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ:
1) свидет-во ЕВАНГЕЛИЙ. Иоанн Креститель и Иисус возвестили людям о том, что Бог вышел из Своей прежней сокровенности и что приблизилось обетов. время спасения (Мф 3:2; Мк 1:15). Сам Иисус - это и есть частично осуществившееся "Царство Божие" (Мф 12:28; Лк 17:21). Иисусу даны полномочия "открыть" Отца (Мф 11:27; ср. Ин 9:37; 12:45), Он - Сын Человеческий, Который грядет "на облаках небесных" (Дан 7:13,14; Мк 8:38; 14:62), Он - Слово Божье, Которое "стало плотию" (Ин1:1-18). И хотя Божеств. слава Иисуса еще остается сокровенной, ее уже могут видеть люди, у к-рых открылись глаза (Ин 2:11 - ученики; Мф 16:17 - Петр). Для людей же благочестивых (как это понимали раввины и фарисеи) тайна Иисуса как Мессии остается совершенно сокрытой, поэтому они презирают и отвергают Его (Мф 11:25; Мк 14:63-65);
2) свидет-во книги ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Древняя Церковь верила в пришедшего на землю Мессию Иисуса Назарянина как в Господа и Царя, Который явится вновь (Деян 3:21). Благовестие Иисуса Христа охватывает Его деяния на земле, Его смерть за грехи людей, Его воскресение как победу над смертью, Его вознесение и пребывание одесную Бога и Его -> Второе пришествие для суда над миром (Деян 10:34-43). С Его Вторым пришествием во славе Божеств. О. достигнет своей конечной и высшей цели - создания нового мира;
3) свидет-во новозаветных ПОСЛАНИЙ. В центре внимания новозаветных посланий также находится пришествие Бога "в последние века" (в последние дни) (Евр 1:1,2; 1Кор 10:11) в лице Иисуса из Назарета, действовавшего на земле как историч. личность. Со Вторым пришествием Христа связывается всемирная катастрофа, за к-рой последует создание "нового неба и новой земли" (2Пет 3:10-13). В апостольских посланиях книги ВЗ рассматриваются как Божье О., цель к-рого - служить предисловием к Евангелию (Рим 4:23 и след.). Здесь учение апостолов резко расходится с иудаизмом, в к-ром ВЗ придается совершенно иное значение. В новозаветной эсхатологии значение и содержание О. значит. расширяется: в последние времена откроются слава Христа (1Кор 1:7; 2Фес 1:7; 1Пет 1:7,13; 4:13; 1Ин 2:28) и ужасающее неистовство -> антихриста, противника Мессии (2Фес 2:3,6,8), вечная слава и спасение сынов Божьих (Рим 8:18; 1Пет 4:13; 5:1; Кол 3:4) и великий день Божьего суда, когда проявится Господень гнев (Рим 2:16; 1Кор 3:13). Божий суд предстоит и верующим (1Кор 3:13; 2Кор 5:10). В новозаветных посланиях содержится также О. о предвечном существовании Христа, т.е. о Его бытии до сотворения мира и времени (Рим 8:3; 1Кор 8:6; 2Кор 8:9; Гал 4:4; Флп 2:5 и след.; Кол 1:15-17; Евр 1:3). Дух, вдохновивший пророков ВЗ и засвидет-вовавший им страдания Христа и "последующую за ними славу", был Духом Христа (1Пет 1:11 и след.). Так в О., содержащемся в Иисусе Христе, подводится итог всей ветхозаветной и новозаветной Священной истории (2Кор 1:20), к-рая завершится его -> Вторым пришествием;
4) свидет-во ОТКРОВЕНИЯ ИОАННА. "Откровение" [греч. апокалюпсис] - это и название последней книги Библии. В описанных в ней видениях, с одной стороны, открываются грядущий небесный мир с его славой, а с другой - всемирная история с ее сатанинской подоплекой. О. призвано показать, "чему надлежит быть вскоре" (Откр 1:1). Книга была предназначена для укрепления Церкви Иисуса в ее противостоянии злу и греху мира сего (Откр 13); она должна была подготовить верующих к возможному муче-ничеству и в условиях жестоких гонений утешить их упованием на то, что Бог исполнит все Свои обетования.
В. "ЕСТЕСТВЕННОЕ" ОТКРОВЕНИЕ. Согл. Рим 1:19 и след., язычники тоже обладают нек-рыми знаниями о Боге, несмотря на то, что они незнакомы с библ. откровением. Дело закона у них написано в сердцах (Рим 2:14 и след.), Бог и им свидет-вовал о Себе Своими благодеяниями (Деян 14:17). Однако Павел оспаривает тот факт, что язычники могут по-настоящему познать Бога (1Кор 1:21; Гал 4:8; 1Фес 4:5). Это указывает на то, что хотя Бог постоянно свидет-вует о Себе и фактом сотворения мира, и через человеч. -> совесть - в том числе и независимо от библ. О. о спасении во Христе, - одними только человеч. усилиями невозможно достичь прощения грехов, уверенности в спасении и общения с Богом. Человеку необходимо уверовать во Христа, тогда он будет просвещен Святым -> Духом и сможет через веру постичь умом и сердцем спасение во Христе.
III. ЛОЖНОЕ ОТКРОВЕНИЕ
Великий противник Бога -> дьявол во все времена вдохновлял своих собственных "пророков", к-рые становились на службу -> лжи и обмана. Тема борьбы с лжепророками проходит через всю Библию (Втор 18:20; Мих 3:5-7; Иер 6:13,14; 14:13-15; 23:9 и след.; Иез 13:15 и след.). Кроме пророков Ваала (3Цар 18:19), существовали и лжепророки Яхве, к-рые, не будучи посланы Богом, пророчествовали, превращая свое занятие в доходное ремесло (Мих 3:11). Они принимали сторону безбожного цар. дома и проповедовали спасение непокаявшемуся народу (Иер 28).
Откровение Иоанна Богослова
НАЗВАНИЕ КНИГИ
Слово "Откровение" [греч. апокалюпсис] входит в заглавие книги (Откр 1:1). Сущ. апокалюпсис и однокор. глагол апокалюпто в НЗ употребляется в значении: "раскрытие сокровенной дотоле тайны" (Мф 10:26; 11:27; 16:17; Рим 1:17,18; 1Кор 2:10; Лк 17:30; 2Фес 2:3). Выражение "Откровение Иисуса Христа" (Откр 1:1) подразумевает ту истину, к-рую Господь открывает Своим служителям (ср. 2Кор 12:1; Гал 1:12), - то, "что дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим" (Откр 1:1).
АВТОР
Сам автор называет себя Иоанном, "рабом Бога" (Откр 1:1), а по отношению к своим читателям - "братом, соучастником в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа" (ст. 9). Ангел обращается к нему как к сослужителю и брату пророков (Откр 22:9). Ранняя Церковь, за временным исключением (отчасти по догматич. причинам) Восточной, была едина в том, что этот Иоанн тождествен ап. -> Иоанну. Тот факт (Откр 21:14), что автор говорит об именах 12 апостолов Агнца в основании стены Небесного -> Иерусалима, не может служить доказат-вом обратного; даже если Иоанн и прочел среди этих имен свое собственное, ему не было нужды особо подчеркивать это. Основанием для сомнений в его авторстве служит, однако, отличие стиля Откровения от стиля других сочинений Иоанна. Правда, в данном случае речь идет и о существенном различии материалов. В других пророч. фрагментах НЗ (Мф 24; 2Фес 2) также встречается множество отзвуков ВЗ. Само собой разумеется, что слова и выражения, использованные пророками для описания схожих видений, во многом совпадают. Но, с другой стороны, в Откровении обнаруживается значит. совпадение с Ев. от Иоанна и с посланиями Иоанна. Понятия: "жизнь", "смерть", "алкать", "жаждать", "побеждать", "свидетельство", "соблюдать заповеди" - являются для них общими. Это же относится и к другим стилистич. особенностям, в частн. к употреблению двух имен Иисуса: Слово Божье (Ин 1:1,14; 1Ин 1:1; Откр 19:13) и Агнец Божий (правда, в Ин 1:29 употреблено греч. амнос, а в Откр 5:6 - греч. арнион). Т.о., нет причин возражать против того, чтобы в согласии с единодушным мнением христиан II в. считать автором Откровения ап. Иоанна.
МЕСТО И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Местом, где было записано Откровение, назван маленький остров -> Патмос, лежащий недалеко от юго-зап. побережья Средиземного моря (Откр 1:9). Иоанн был сослан туда за свое свидет-во об Иисусе - благовествование. Вероятно, он был приговорен к каторжным работам на рудниках. Находясь в столь тяжелом положении, Иоанн в своих видениях получил от Господа и утешение, и особое поручение. Ириней сообщает, что это про-исходило в конце царствования Домициана (81-96 гг. по Р.Х.). Вероятно, Ириней получил эти сведения от Поликарпа, к-рый лично знал Иоанна. Положение внутри тех церквей, о к-рых говорится в Откр 2,3, исторически подтверждается другими источниками. Естественно, у молодых церквей существовали свои трудности и проблемы (ср. 1Кор; 2Кор; Гал), но утрата "первой любви" (Откр 2:4), духовная смерть при кажущемся сохранении жизни (Откр 3:1), инертность и самодовольство (ст. 16,17) относятся все же к тем явлениям, к-рые более свойственны второму поколению верующих, чем первому. Упоминание о гонениях на христиан (Откр 1:9; 2:9,10,13; ср. 17:6) также более всего соответствует времени Домициана, поскольку до него, при Нероне, происходили лишь локальные и кратковрем. преследования.
АДРЕСАТ
Адресатами Откровения были прежде всего семь малоазийских церквей (Откр 1:11), находившихся в -> Ефесе , -> Смирне, -> Пергаме , -> Фиатире, Сардах , -> Филадельфии и -> Лаодикии . Каждая из этих церквей в период бедствий и гонений получает от Господа послание, в к-ром нелицепри-ятно рассматривается ее духовное состояние, чтобы через это обличение оказать ей помощь (гл. 2,3). Другие главы относятся ко всей Церкви. Эта весть от Господа сообщается церквам через ап. Иоанна, на чье попечение, видимо, были переданы эти церкви. О том, что Иоанн в конце жизни трудился в Малой Азии, неоднократно сообщают отцы Церкви. Об этих церквах, за искл. Эфесской (Деян 19,20; Еф) и до известной степени Лаодикийской (Кол 2:1; 4:15,16), ничего не известно. Но поскольку благодаря труду ап. Павла "все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе" (Деян 19:10), то можно предположить, что все семь церквей возникли именно в то время (о Лаодикии см. Кол 2:1).
КОМПОЗИЦИЯ
Книга, в к-рой описаны видения Иоанна и в к-рой большое значение придается числу "семь" (семь посланий, семь печатей, семь труб, семь чаш), композиционно делится на семь частей:
Введение. Превознесенный Христос (1:1-20).
I. Послания семи церквам (2:1 - 3:22).
II. Видения, переданные с помощью слов "я видел", или "и вот", или обоими этими
выражениями (4:1 - 5:14):
1. Отверстая дверь на небе (4:1).
2. Престол на небе (4:2-11).
3. Книга, запечатанная семью печатями (5:1).
4. Вопрос ангела (5:2-5).
5. Явление Агнца (5:6-10).
6. Поклонение Агнцу (5:11-14).
III. Семь печатей (6:1 - 8:1).
IV. Семь труб (8:2 - 11:19).
V. Знамения, переданные с помощью выражений "и явилось" или "я увидел" (12:1 - 14:20):
1. Жена в родовых муках (12:1,2).
2. Красный дракон (12:3-17).
3. Первый зверь (13:1-10).
4. Второй зверь (13:11-18).
5. Агнец и 144 тыс. искупленных (14:1-5).
6. Три ангела (14:6-13).
7. Жатва и сбор винограда (14:14-20).
VI. Семь ангелов и семь чаш гнева (15:1 - 16:21).
VII. Конец времен (17:1 - 22:5):
1. Суд над Вавилоном (17:1 - 19:4).
2. Брак Агнца (19:5-10).
3. Явление Господа (19:11-16).
4. Суд над зверем и лжепророком (19:17-21).
5. Тысячелетнее царство (20:1-10).
6. Последний суд (20:11-15).
7. Новое небо и новая земля (21:1 - 22:5).
Заключит. предупреждения (22:6-21).
БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
1) истолкование книги О. сопряжено с большими трудностями; все усилия, предпринятые экзегетами за все века существования Церкви, не привели их к единому мнению. Однако среди множества т.зр. можно выделить четыре основные богосл. позиции:
а) исторически все пророчества (за искл. Откр 21; 22) относят ко временам Римской империи. Т.о., исполнение этих пророчеств в будущем уже не ожидается. За этим утверждением стоит мнение, что в Библии вообще не содержится подлинных предсказаний будущего;
б) долгое время самым распространенным оставалось церковно-историч. объяснение О. Согл. этой трактовке, Откр 4; 19 отображает пророч. картину церк. истории со времен Иоанна до Второго пришествия Господа; в Откр 20; 22 описаны события, к-рые последуют за этим периодом. Выводы отдельных экзегетов при этом почти никогда не совпадают, что служит доказат-вом неоднозначности связи видений Иоанна с реальным историч. процессом. Кр. того, каждый толкователь почти неизбежно высказывал свою собств. т.зр. в определении последовательности видений и даже пытался указать срок -> Второго пришествия Иисуса (вопреки Мф 24:36; Деян 1:7), что всегда наносило ущерб библеистике. К тому же сторонники церковно-историч. объяснения О., как правило, отождествляли -> антихриста (Откр 13:1 и след.) с к.-л. религ. институтами, будь то папство или ислам. Но если дух антихриста может действовать на протяжении веков, то сам антихрист, по свидет-ву Библии, явится как самостоят. личность (2Фес 2:3,4,8,10; 1Ин 2:18; 4:3);
в) в соответствии с третьей версией, все события, описанные в книге, относятся к будущему. Согл. этой теории, только гл. 1; 3 непосредств. относятся к Церкви Христа, тогда как в гл. 4; 19 описываются события, к-рые должны произойти в период между восхищением Церкви и Вторым пришествием Господа (-> Взятие на небо), поскольку слово "церковь" в этих главах не встречается. Такую т.зр. трудно опровергнуть, поскольку только будущее сможет показать, верны ли подобные предположения, но нек-рая слабость аргументации здесь очевидна. Обычно толкователи стремятся отождествить семь церквей, о к-рых говорится в Откр 2; 3, с различными отрезками церк. истории, но такое деление нередко представляется надуманным. Кр. того, было бы странно, если бы книга, явно адресованная Церкви, в основной своей части касалась бы Церкви лишь опосредованно;
г) четвертую группу толкователей объединяет то, что все они отказались от попыток соотнести очередность видений Иоанна с ходом историч. процесса; они не усматривают в Откровении к.-л. историч. последовательности событий, а рассматривают книгу лишь как широкомасштабное полотно, на к-ром изображена борьба сил зла против Бога и Его святых и запечатлена окончат. победа Господа. Обращает на себя внимание тот факт, что видения семи труб обнаруживают большое сходство с видениями семи чаш, и, след., их, очевидно, можно рассматривать как одновременные. Но при этом возникает опасность переместить -> тысячелетнее царство в современность. В то же время такая версия противоречит другим пророчествам Библии, поскольку, согласно НЗ, ветхозаветные предсказания относятся к вполне определ. событиям; на конкретность предсказаний указывается и в самом О. (Откр 1:1,19; 4:1);
2) из этого обзора следует, что при всем разнообразии предлагаемых истолкований книги ни одно из них нельзя рассматривать как единств. верное. Но это никоим образом не означает, что книга утрачивает свое значение и ее изучение следует прекратить. "Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем" (Откр 1:3; 22:7). Даже если в истолковании видений книги и присутствует нек-рая неуверенность, то смысл ее утешит. и увеще-ват. речений все же ясен и очевиден. Для Церкви Христовой О. с самого начала стало книгой утешения и надежды в дни испытаний и гонений;
3) в нек-рых рукописях автор книги назван Иоанном Богословом. О. - единств. книга, где сообщается столько сведений о сатане, его силе и способах действия; сатана здесь упоминается гораздо чаще, чем в других книгах НЗ (Откр 2:9 и след.,13,24; 3:9; 12:3-17; 13:2,4; 16:13; 20:2,7,10). Действия подручных сатаны - зверя, лжепророка (Откр 13; 17; 19), блудницы (Откр 17; 18), злых духов (Откр 12:7; 16:14) - понуждают верующих к бодрствованию и молитве, чтобы им не оказаться обольщенными (ст. 15). Поэтому книга О. постоянно говорит о победе, к-рую святые, несмотря на временные поражения (Откр 11:7; 13:7), одержат с помощью Господа и крови Агнца над силами тьмы (Откр 2:7,11,17,26; 3:5,8-10,12,21; 12:11; 15:2; 21:7). Господь выступит против Своих врагов и осудит их еще в этом грешном мире (Откр 6; 8; 9; 16; 18), а затем окончат. - на Страшном -> суде (Откр 20:11-15). Верующим не следует удивляться или страшиться, когда положение здесь, на этой земле, "апокалипсически" обостряется. Нужно помнить о том, что книга О. говорит о -> вечности, в к-рой одних ждет -> проклятие (Откр 14:9-11; 20:10,14,15), а других жизнь в -> общении с Господом (21:11 - 22:4). И над всем этим воз-вышается величеств. образ превознес. Христа, Агнца Божьего, освобождающего нас от греха (Откр 1:5 и след.,17 и след.; 2:26-28; 3:12,20; 5:9 и след.; 7:13-17; 14:1-5; 21:22 - 22:5) и пресекающего всякое посягательство на Его власть (Откр 1:7; 5:5; 6:16,17; 11:15; 17:14; 19:11-16). Все Откровение проникнуто поклонением славе Господа (Откр 1:5 и след.,17; 4:1 - 5:14; 7:9-12; 8:3 и след.; 11:15-18; 15:3 и след.; 19:1-9). Без этой книги Библия оказалась бы неоконченной; в ней просматриваются все основные линии, прочерченные от книги Бытие через всю Библию и приходящие к завершению, определ. Богом (-> Сотворение мира, творение -> Царство Божие).
Отличать
Отличать. "Отличать день от дня" означает придавать особое значение известным дням (напр., субботе или праздникам), следуя в своем поведении всем требованиям, предъявляемым в эти дни (Рим 14:5 и след.).
Отлучение
Отлучение -> Заклятие.
Отпадение, отпадать
Отпадение, отпадать, "отлагаться", "выходить из-под ч.-л. власти".
I. О. - это нарушение верности, отречение подданных от их господина или отказ воинов повиноваться своему военачальнику и царю (Быт 14:4; 3Цар 12:19; 4Цар 8:22; Иер 52:3).
II. По отношению к Богу О. - нарушение верности, отречение от данного слова, восстание человека против Бога вследствие греховности, присущей всем людям (Пс 52:4; Иер 2:29). "Отпасть" означает расторгнуть завет с Богом и поклоняться другим "богам" и ценностям (Втор 32:5; Пс 77:10; Ис 1:2 и след.; Лк 8:13; 1Тим 1:19). В О. "род строптивый и развращенный", вопреки внешнему благочестию, выказывает свою мятежную безбожную сущность (Втор 32:5). Искушения и трудности подвигают поверхностно верующих, "не имеющих корня" христиан к О. (Лк 8:13), а истинно верующие выдерживают любые испытания (Пс 43:18 и след.). О. от Бога и Его Сына Иисуса Христа является тяжким грехом (Соф 1:2-6; Мф 10:32 и след.; Евр 3:12), за к-рый Бог карает смертью (Пс 72:27; ср. Евр 6:6).
III. Перед Вторым пришествием Христа, согл. словам ап. Павла, должно произойти великое О. [греч. апостасиа] (2Фес 2:3; 1Тим 4:1). Это последнее О. явится отступлением от откровения Божьей милости в Его Сыне, сознат. отрицанием Христа, открытым отречением от Церкви и всего христианского. Это О. окажет разрушит. действие на все сферы жизни: на семью, гос-во, обществ. жизнь и Церковь (2Тим 3:1 и след.). Оно достигнет своего апогея, когда сбудется второе важное предзнаменование дня Христова (-> День Господень), т.е. когда откроется "сын погибели" (2Фес 2:3). Прообразом такого христианства, проходящего различные ступени О., предстает история Израиля, особенно в период перед разрушением Иерусалима (ср. 2Пар 36:16; Иер 44:4 и след.; 7:24; 11:8).
Отрада.
Отрада. "Времена отрады" настанут для верующих со Вторым пришествием Господа (Деян 3:20).
Отрасль
Отрасль -> Росток, отрасль.
Отрекаться
Отрекаться означает отказываться от кого-то или чего-то близкого, с кем (с чем) тесно связан. Бог никогда не отрекается от Своей пречистой сущности; то же Павел говорит и об Иисусе (2Тим 2:13). Но об отречении, совершаемом людьми, Библия говорит довольно часто. Они отрекаются от Бога, т.е. нарушают свои обязат-ва перед Ним (Притч 30:9). Люди не соблюдают Божьих заповедей (Иов 6:10), игнорируют Его предупреждения (Иер 5:12). Они отрекаются от Иисуса и от Его имени (ср. Откр 3:8) из страха перед людьми (Мф 26:69-75), оспаривают Его Божеств. призвание (Деян 3:13). Лжеучителя, на словах проповедующие Иисуса, отрекаются от Него своими делами (2Пет 2:1). Павел напоминает Тимофею, что если мы отречемся от Иисуса, то и Он отречется от нас (2Тим 2:12). Он советует удаляться от тех, кто отрекается от силы благочестия, т.е., сохраняя внешнее благочестие, в действительности живет без него (2Тим 3:5), от тех, кто, утверждая, что знает Бога, не желает подкреплять свои слова делами (Тит 1:16). С др. стороны, следование за Иисусом требует отречения от собств. "я", от своих себялюбивых вожделений и желаний (Мф 16:24). Эта самоотверженность верующего во Христа, в Его силу будет вознаграждена тем, что Иисус не отречется от него пред Своим Отцом (Мф 10:33). Исповедовать Иисуса может только тот, кто отрекается от себя и предает себя в Его руки.
Отрепье
Отрепье, отходы от льна или конопли, короткие, легковоспламеняющиеся волокна (Ис 1:31).
Отрок, младенец, малое дитя
Отрок, младенец, малое дитя. Евр. слова йелэд и наар, греч. слово пайс употребляются в Библии в нескольких значениях. В 1Цар 4:21 подразумевается новорожденный, в 1Цар 1:25 - уже отнятый от груди Самуил. Одни и те же евр. слова могут означать в Библии и младенцев (Исх 2:6; 2Цар 12:16), и детей младшего возраста (4Цар 2:23; 5:14; Ис 11:6). Эти слова могут быть отнесены и к молодым людям, как, например, к старшему сыну Гедеона (Суд 8:20, в Синод. пер. - "юноша") и юному Давиду (1Цар 17:33, в Синод. пер. - "юноша"). В нек-рых местах возраст можно определить лишь приблизит.: напр., Исмаилу к тому времени, когда произошли описанные в Быт 21 события, могло быть лет 15-16 (Быт 16:16; 21:5,8,12), Иосифу (Быт 42:22) в то время, о к-ром говорит Рувим, бы-ло около 17 лет (Быт 37:2), а нек-рые из сыновей Иосифа к моменту смерти Иакова уже могли достичь двадцатилетнего возраста (Быт 41:50; 45:11; 47:28). Иногда понятия "юноша" и "отрок" (-> Юность, молодость) употребляются параллельно (Плач 5:13). -> Дети, сыновья, младенцы, чада.
Отрясать
Отрясать -> Нога (6).
Отсекать
Отсекать -> Срубать (отсекать).
Отче наш.
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) две версии молитвы О.Н. (Мф 6:9-13; Лк 11:2-4) содержат различия, касающиеся обстоят-ств, при к-рых они были произнесены Иисусом, а также обрамления, объема, текста и отдельных выражений. Матфей приводит О.Н. в контексте Нагорной проповеди, когда Иисус говорит о молитве. Лука излагает ее как ответ Иисуса на просьбу учеников: "Господи! научи нас молиться" (Лк 11:1). У Луки отсутствуют третье и седьмое (или соотв. второе и часть шестого) прошения; в тексте четвертого и пятого прошений текст у Матфея отличается от текста Луки. Во всех древнейших рукописях отсутствует доксология (восхваление) в конце О.Н. Существуют свидет-ва сущест-вования этой молитвы уже в конце I в. по Р.Х. Возм., согл. ветхозаветной традиции, один человек произносил текст молитвы, на что община отвечала словом "аминь" и развернутой доксологией. Читал ли Иисус эту молитву по-разному или всегда сохранял один и тот же текст, установить невозможно. Во всяком случае, отклонения в тексте позволяют сделать вывод о том, что молитва О.Н. задумана и дана не как устоявшаяся литургическая формула, а как душеспасительное упражнение в -> молитве;
2) О.Н. можно назвать молитвой Иисуса о Царстве Божьем. От всей молитвы, подобно сиянию, исходит ожидание нового мира, в к-ром царствует только Бог и побеждена власть зла. Мы только тогда поймем эту молитву истинным образом, если все ее содержание истолкуем в духе насту-пающего Царства Божьего. Несмотря на то, что по форме она сходна с традиц. иуд. молитвами, не вызывают сомнений ее христ. происхождение и самобытность. О.Н. - это итог Нагорной проповеди и заповедей блаженства, представл. в форме молитвы.
II. ИСТОЛКОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ
1) фраза "Отец наш на небесах" (дословно по тексту оригинала) была одним из привычных обращений к Богу в иуд. молитвах времен Ииуса. Т.о., Иисус сохраняет в молитве традиц. выражение. Новым является здесь то, что Иисус Сам подтвердил иуд. представления о людях как детях Божьих. Во Христе и благодаря Ему мы имеем в Боге -> Отца;
2) первые три прошения тесно связаны между собой притяжательным местоиме-нием второго лица ("Твое"). Можно сказать, что молящийся здесь просит о своем личном участии в освящении Имени Бога, в наступлении Его Царства и в исполнении Его воли. Т.о. преодолевается эгоизм молящегося, пре-увеличенное значение личного "я". Мы молимся о том, чтобы имя Бога было восславлено всеми народами, чтобы Его Царство пришло к нам и на земле осуществилась Его воля. Три назв. прошения являются призывом к Богу, чтобы Он вмешался в наши земные дела. С явлением Иисуса их исполнение уже началось и должно свершиться сначала в церкви и ее членах, призв. Им к молитвам и служению, а в грядущем Царстве Божьем эти прошения будут осуществлены полностью;
3) последние три или, соотв., четыре прошения (в зависимости от того, считать ли шестое и седьмое одним прошением или нет) определяются местоимением первого лица множ. числа ("наш", "нас"). Поскольку такая форма подразумевает и ближнего, она предохраняет молящегося от сосредоточенности только на своем "я". Четвертое прошение звучит, согл. Матфею, так: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день", а согл. Луке: "Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день" (так в тексте оригинала). Оно призвано предохранить нас от самой горькой нужды, но вместе с тем и от ложной озабоченности: мы можем просить о том, что необходимо для поддержания телесной жизни, но нам следует повторять эту просьбу каждый день, ибо только Бог является дарителем и поручителем Своего дара. Прошение от лица многих ("наш", "нам") указывает и на то, что просьба о поддержании жизни всегда относится не только ко "мне", но и к другим людям. По-разному у евангелистов выражено и пятое прошение. Согл. Матфею: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим", согл. Луке: "И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему". У Матфея текст показывает, что прощение должников является предпосылкой Божьего прощения, Лука указывает на готовность к прощению, к-рая должна определять наше поведение в течение всей жизни. Все спасение, к-рое даруется нам во Христе, за-ключается в одном словосочетании - "прощение грехов". Чтобы поистине стать сопри-частными этому спасению, необходимо вновь и вновь прощать долги ближним, поскольку и Бог нам прощает из сострадания (ср. Мф 18:23-35). (-> Прощение.) В последнем прошении перед молящимся встает предшествующее окончат. победе Царства Божьего последнее наступление власти тьмы, к-рая ежедневно стремится разлучить нас со Христом и ввергнуть в грех. В своей речи о грядущем Иисус говорит о бедствиях, к-рые будут сокращены ради избранных (Мк 13:20 и парал. места), Павел пишет о злом дне, когда только во всеоружии Божьем можно будет оказать сопротивление и одержать победу (Еф 6:13), а Филадельфийскую церковь Иисус обещает сохранить "от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле" (Откр 3:10). Речь идет о великих испытаниях, к-рые способны потрясти христ. веру. Однако они относятся не только к далекому будущему, но случаются и ныне. В отношении этих допущ. Богом испытаний верующие всегда могут лишь молиться, чтобы не потерять свою цель и своего Господа и не попасть во власть лукавого. Здесь подразумевается именно лукавый (т.е. дьявол), а не зло вообще;
4) "Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь". О.Н. убеждает нас, что не тщетно упование: Христос завоюет Царство, оно уже в Его руках. Его победа будет восславлена по всей земле, она уже совершилась на Голгофе. Мы, христиане, только во славе освободимся от ожидания между "ещё нет" и "вот уже". Но ожидание этого следует возвещать и воспринимать в хвалебной молитве Церкви.
Отчет, ответ
Отчет, ответ. Библия учит, что каждого человека ожидает Божий -> Суд, на котором он должен будет дать О. за свою жизнь. Подобно тому неверному управителю, к-рому было сказано: "дай отчет в управлении твоем" (Лк 16:2), нам придется отвечать на этом Суде за все, в т.ч. "за всякое праздное слово" (Мф 12:36). К ответу будут призваны как язычники, к-рые жили, не спрашивая о Боге (1Пет 4:5), так и верующие, рабы Господа, получившие от Него дарования и поручения. Вновь явившийся на землю Господь потребует от них О. (Мф 25:19; ср. 1Кор 3:12-15; Евр 4:13). При этом руководителям церквей предстоит отчитаться не только за себя (Рим 14:12), но и за людей, вверенных их заботам (Евр 13:17). Тогда и откроется, смогли ли члены церкви подняться над собой, воспользовались ли они предоставленной им возможностью исповедать свои грехи, получить прощение и коренным образом изменить свою жизнь (см. 1Кор 11:31 и след.).
Офел
Офел ["подъем, бугор (на поверхности земли)"], холм в Иерусалиме, находящийся юж. Храмовой горы (2Пар 27:3; 33:14; Ис 32:14). В Неем 3:26 и след. под О., видимо, подразумевается участок между городом Давида (см. Неем 3:15,16) и храмом ; там жили нефинеи (ст. 26,27; 11:21).
Офи
Офи [евр. Эфай], израильтянин из Нетофафы. Его сыновья были иуд. военач. во времена пр. Иеремии (Иер 40:8).
Офир
Офир:
1) сын Иоктана (Быт 10:29; 1Пар 1;23);
2) область, граничившая, вероятно, с Савой (-> Шева) и -> Хавилой. Праотцем жителей, населявших эту область, был О.(1). О. славилась своими золотыми приисками (1Пар 29:4; Иов 22:24; 28:16; Ис 13:12; Пс 44:10). Торговый флот Соломона (3Цар 9:27,28), отправлявшийся из -> Ецион-Гавера в О., возвращался на третий год плавания (3Цар 10:22) и привозил не только золото, но и серебро, слоновую кость, -> красное дерево, -> драгоценные камни и даже редких животных. Найденный в Телль-Касиле черепок с надписью "Золото из Офира для Беф-Орона" подтверждает существо-вание таких торг. связей. Позднее царь Иосафат тщетно пытался возобновить плавания в О. (3Цар 22:49). (-> Чермное море.) Чаще всего О. отождествляют с Юж. Йеменом, где имеются месторождения золота. Вполне возм., что О. поддерживал торговые связи с Индией: на это указывают нек-рые из упомянутых предметов торговли. Название "О." могло распространяться и на лежащую на противоположном берегу Красного моря Африканскую тер. Нек-рые исследователи пытались отождествить О. с различными областями Азии и Африки, скорее же всего, это была Индия или аравийские области на берегу Персидского залива.
Офни
Офни:
1) [евр. Хофни, егип. "лягушонок (головастик)"]. О. и Финеес, сыновья Илия, еще при жизни отца приступили к исполнению священнич. служения в Силоме (1Цар 1:3), но оба использовали свое положение в личных интересах, не обращая внимания на предостережения стареющего Илия (1Цар 2:12-17,22-25). За их грехи Господь объявил суд над домом Илия (ст. 27-36; 1Цар 3:11-18). Потерпев поражение от филистимлян, израильтяне принесли в свой стан ковчег завета, к-рый сопровождали О. и Финеес; оба они погибли, когда филистимляне одержали новую победу и взяли ковчег в качестве добычи (1Цар 4:1-11);
2) [евр. Отни, кр. ф-ма от "Гофониил"], потомок Шемаии, левит-привратник (1Пар 26:7).
Офра
Офра [МТ: Бет-Леафра - "дом праха, пепла"]. Название этого места используется в Мих 1:10 в игре слов: "Но в селении Офра [букв. "доме пепла"] покрой себя пеплом". Этим сведения об О. исчерпываются, и для ее идентификации необходимо обратиться к более поздним, производным от нее топонимам. Но таких названий известно немного. Арабы порой значительно изменяли геогр. названия. Так, О. и Ефрон, созвучные для них с именем страшного демона Африта, они эвфемистически заменили на Эт-Тайибех = "тот, у которого доброе имя". Поэтому можно утверждать, что совр. Эт-Тайибех, располож. сев. Бейтина, тождествен О. в уделе колена Вениамина. Точно так же арабы могли изменить и название Бет-Леафра, звучавшее для них как "дом Африта". Место под названием Эт-Тайибех, действит. существующее между Бейт-Джибрином и Эль-Халилем (=Хевроном), согл. результатам раскопок, было обитаемо в железном веке, в визант. эпоху и вплоть до позднеараб. времен. Т.о., на протяжении многих столетий здесь было араб. поселение, что объясняет возможную трансформацию названия Бет-Леафра в Эт-Тайибех.
I: 1) город в уделе Вениамина (Нав 18:23; 1Цар 13:17). Вопрос о его тождественности с -> Ефраимом (3) (Ин 11:54) не решен;
2) го-род в уделе Манассии (Суд 6:11,24; 8:27,32; 9:5), родина Гедеона. Предположит. - это совр. Эт-Тайбе, находящийся прим. в 13 км сев.-зап. Бейт-Шеана; ср. -> Хафараим. Исследователи высказывали предположение, что это Силет-эд-Дар, в 5 км сев. Самарии.
II. ["Детёныш" (газели, серны и т.п.)], израильтянин из колена Иуды (1Пар 4:14).
Охозия
Охозия [евр. Ахазья, Ахазьяху, "Яхве захватил, удерживает"]:
1) сын израил. царя Ахава и Иезавели. Правил только два года (852-851 гг. до Р.Х.) и в служении Ваалу следовал примеру своих родителей (3Цар 22:51-53). О. безучастно воспринял отпадение моавитян, царь к-рых, Меса, после смерти Ахава перестал платить дань Израилю (4Цар 1:1; 3:4 и след.). О. и иуд. царь Иосафат совместно строили корабли в Ецион-Гавере, но когда пр. Елиезер высказал упрек Иосафату за сотрудничество с О., а корабли потерпели крушение, то этой затее пришел конец (3Цар 22:49 и след.; 2Пар 20:35-37). О. упал с верхнего этажа своего дворца и тогда послал к Веельзевулу в Аккарон узнать, является ли его "болезнь" смертельной. Пр. Илия перехватил послов по пути и отправил их назад с сообщением, что О. предстоит умереть, поскольку он не спросил о своей участи у Господа. Так и случилось, и брат О. Иорам наследовал израил. престол, так как у О. не было сына (4Цар 1);
2) самый младший сын иуд. царя Иорама и царицы Гофолии, дочери Ахава и внучки Амврия (именно это подразумевается под словом "дочь" в 4Цар 8:26). В евр. тексте 2Пар 21:17 О. в результате перестановки двух составляющих частей его имени назван Иоахазом. Старшие братья О. погибли во время нападения арабов и филистимлян (2Пар 21:16-17; 22:1). В короткий период своего правления (845 г. до Р.Х.) О. полностью находился под влиянием матери и родственников из рода Ахава (ст. 2-5). О. сражался при Рамофе Галаадском против сирийцев вместе со своим дядей израил. царем Иорамом, к-рый был там ранен. При посещении своего дяди в Изрееле О. был убит Ииуем, исполнившим суд Господа над домом Ахава (4Цар 8:28 и след.; 9:24,27). При этом нашли свою смерть еще 42 иуд. царевича, племянники О. (4Цар 10:12-14; 2Пар 22:8). Прочих родственников и сыновей О. приказала убить Гофолия, чтобы обеспечить себе власть над Иудеей. Сестре О. удалось спасти только его малолетнего сына Иоаса (4Цар 11:1-3).
Охота
Охота. Для израильтян О. являлась необходимым, хотя и сопряженным с опасностью, занятием. Во время О. нередко приходилось вступать в единоборство с хищниками - медведями, волками, львами, кабанами и др. Охотничьи навыки помогали защищать имущество от набегов лис и шакалов, к-рые наносили хозяйствам немалый урон (см. Суд 14:5; 1Цар 17:34-36). В Библии страстные охотники (-> Нимрод и -> Исав) обычно оказываются противниками богоизбр. народа. Во Втор 14:5 объектами О. названы олень, косуля (в Синод. пер. - "серна"), лань (в Синод. пер. - "буйвол"), горный козел (в Синод. пер. - "лань"), серна (в Синод. пер. - "зубр"), тур (в Синод. пер. - "орикс") и антилопа (в Синод. пер. - "камелопард"). Мясо этих животных разрешалось употреблять в пищу, но кровь следовало выливать на землю и засыпать, т.к. "кровь есть душа" (Втор 12:22-24). Охотники рыли ямы-ловушки (Пс 7:16; 9:16), куда и попадали дикие животные. "Ловцы" (Пс 90:3; Иер 16:16) расставляли сети (Пс 56:7; Иез 19:8) и силки (Пс 68:23; 139:6; 140:9; Лк 21:35). Сеть и силок были также орудиями птицеловов (Пс 123:7; Иер 5:26). Пастухи для защиты отар от хищников пользо-вались прежде всего пращей (см. 1Цар 17:40; Иов 41:20), но обычно на О. применялись лук (Быт 27:3) и копье, реже - меч (Иов 41:18 и след.;). На колесницах на Востоке охотились прежде всего цари ; в Палестине подобная О. была мало распространена из-за особенностей ландшафта. Со времен перс. владычества здесь охотились также и верхом на лошадях. Соседние с израильтянами народы ловили и приручали медведей и львов (см. Иез 19:2-4, 8,9).
Охран
Охран (от евр. "запутывать", "замутнять"), израильтянин из колена Асира, отец Пагиила (Чис 1:13).
Оцем
Оцем ("вспыльчивый"): 1) израильтянин из колена Иуды, сын Иерахмеила (1Пар 2:25); 2) сын Иессея, брат Давида (1Пар 2:15).
Оценивать
Оценивать -> Оценка, оценивать.
Оценка, оценивать
I. При особом -> обете в нек-рых случаях Господу посвящался не сам предмет обета (человек, нечистое животное, дом или поле), а его денежный эквивалент. Священник оценивал посвященное, и давший обет в соотв. с этой О. вносил указ. сумму в святилище (Лев 27).
II: 1) при взимании налогов и податей необходимо было произвести О. облагаемого ими имущества (4Цар 23:33,35). Такого рода мероприятия были невозможны без переписи населения и учета состояний граждан с распределением их по сословиям. Сохранились датируемые еще II тысячел. до Р.Х. списки жителей, адм. акты, сообщения о регулярных взиманиях налогов с Угарита (-> Рас-Шамра), Алалаха и Мари (-> Письма из Мари);
2) в Библии сообщается об О. имущества населения, проводившейся римлянами при имп. Августе (-> Квириний), а также о трех переписях населения в Израиле:
а) первая из них состоялась у горы Синай вскоре после исхода евреев из Египта (Чис 1:1-46), вторая - перед их входом в Ханаан в конце странствования по пустыне (Чис 26:1-51). В результате этих двух переписей было названо число годных к воинской обязанности мужчин в возрасте от 20 лет и старше (Чис 1:2 и след.; 26:2; -> Исход, VII). Колено Левия при этом не учитывалось (Чис 1:47), и исчисление в нем велось отдельно (Чис 3:15-39; 4:34-49). Сначала была проведена О. числа мужчин и мальчиков в возрасте "от одного месяца и выше" (Чис 3:15,39), затем 30-50-летних, пригодных для служения в святилище (Чис 4:35,47 и след.). Первое исчисление было связано со взиманием выкупа за каждого человека (Исх 30:11-16), этот выкуп позднее был возобновлен царем Иоасом (4Цар 12:4; 2Пар 24:5 и след.,9);
б) след. перепись населения распорядился провести Давид, но это было против воли Господа, и в виде наказания Господь наслал на народ язву (2Цар 24; 1Пар 21). Перепись не была доведена до конца, и данные, к-рые удалось получить, не были записаны (1Пар 27:23 и след.). Кр. того, Давид повелел провести О. числа левитов (1Пар 23:2-5,24,27) и священников (1Пар 24:3 и след.), чтобы распределить их по предназнач. им служениям.
Очаг
Очаг, место в доме, где разводили и поддерживали огонь (Ис 30:14; Иез 46:23). Круглое углубление в полу, располагавшееся обычно в углу дома, обкладывали камнями, на них ставили котел, в к-ром готовили еду. Нек-рые продукты, напр. мясо, подвешивали для обжаривания над открытым огнем. В жизни израильтян О. не имел такого значения, как в жизни европейцев. В Иез 43:15 под О. (в Синод. пер. - "жертвенник"), вероятно, подразумевается жертвенник в Иерусалиме, на к-ром постоянно горел жертв. огонь.
Очищать
Очищать -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.
Очищение
Очищение -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.