« Указатель
Подарок
Подарок. П. преподносились в соответствии с обычаями. Отец делал П. сыновьям, не обладавшим правом наследования (Быт 25:6), и дочерям - в качестве приданого (Суд 1:15). Жених одаривал отца невесты (Быт 34:12), а приглаш. на свадьбу гости - новобрачных (Пс 44:13). П. свидет-вуют о добрых отношениях между людьми (Есф 9:19) и гарантируют снисхождение вельмож (Притч 18:16). Судьям запрещалось принимать П., т.к. это могло быть расценено как подкуп (Исх 23:8; Втор 16:19). Монархи делали П. своим подданным в знак признания их заслуг (Дан 2:48) или в знак своего монаршего расположения (Есф 2:18). П. монархам подносили их вассалы в качестве дани (4Цар 16:8; Пс 44:13; 71:10; Мф 2:11). -> Дань.
Подати
I. НА СВЯТИЛИЩЕ
Самыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление скинии (Исх 25:1-9; 35:4-29; 36:4-7; 38:24-29), а также на сооружение первого (1Пар 29:2-9) и второго храмов (Езд 2:68 и след.; 7:16; Неем 7:70 и след.). В дальнейшем денежные П. сначала в размере половины серебряного сикля (-> Деньги) взимались с каждого "поступающего в исчисление", т.е. с каждого способного воевать мужчины в возрасте от 20 лет (Исх 30:11-16). Это должно было предотвратить поражение израильтян губит. язвой во время исчисления народа (ср. 2Цар 24). Собранное серебро было использовано при сооружении скинии (Исх 38:25-28). Когда после свержения Гофолии иудеи обратились от служения Ваалу к служению Яхве, царь Иоас возобновил сбор дани на поддержание храма, сделав ее ежегодной (4Цар 12:5 и след.; 2Пар 24:5 и след.,9). Когда затем при Неемии народ вновь обязался соблюдать Закон, то постановил взимать ежегодные П. на потребности храма в размере трети сикля; этот сбор предназначался для совершения жертвоприношений во время богослужения (Неем 10:32 и след.). Обоснование более низкого размера П. на храм не приводится. Позднее вернулись к прежнему размеру дани, сохранившемуся до времени Иисуса и взимавшемуся с каждого взрослого израильтянина (Мф 17:24). Эту П. стали обозначать по названию греч. монеты соотв. достоинства - "дидрахмы". Упомянутый в ст. 27 статир составлял 4 драхмы и соответствовал одному сиклю (-> Деньги). Законом устанавливались следующие П. натурой: всё первородное (-> Первородство, первородный), к-рое частично можно или нужно было выкупать (Исх 13:11-16; Чис 3:44-51), начатки плодов земли (Исх 23:19; Втор 26:1-10) и -> десятина (Лев 27:30-33; Втор 14:22-29), известная еще во времена Авраама и Иакова (Быт 14:20; 28:22). В Неем 12:44 П. на храм собираются и учитываются по трем категориям: приношения, начатки и десятины (в Синод. пер. приношения делятся на начатки и десятины).
II. ПОДАТИ ГОСУДАРСТВУ
Таковые П. начали взимать в Израиле только после установления цар. власти, когда наряду с племенной организацией возникла независимая от нее система управления:
1) в период существования Иудейского и Израильского царств происходило отчуждение собственности, за счет чего властитель содержал своих чиновников (1Цар 8:14), в то время как израильтяне (ст. 12,16; 3Цар 5:13-17) и хананеи (3Цар 9:20 и след.) выполняли разнообразные трудовые и служебные повинности. В качестве постоянной П. царь требовал десятину от урожая зерна, винограда и приплода скота (1Цар 8:15,17); за сбор этих П. отвечали 12 чиновников, назнач. Соломоном (3Цар 4:7-19). В Ам 7:1, вероятно, говорится и о праве царя собирать первый покос травы. В другом месте мы узнаём о П. торговцев и купцов (3Цар 10:15): очевидно, это были пошлины на товар и за пользование дорогами. К этому прибавлялась дань, к-рую израил. цари получали с покоренных народов (2Цар 8:11, 12; 4Цар 3:4; 2Пар 17:11), однако позднее они сами выплачивали дань завоевателям - ассирийцам, вавилонянам и египтянам. В подобных обстоят-вах царь Менаим собрал с богатых израильтян в качестве налогов по 50 сиклей серебра, чтобы выплатить требуемую сумму ассир. царю Фулу (4Цар 15:20);
2) по возвращении из плена, в период господства персов, в Иудее взимались те же налоги, что и в других перс. провинциях (Езд 6:8; Неем 5:4). При этом в Езд 4:13,20; 7:24 различаются три вида П., под к-рыми, возм., следует понимать прямое налогообложение, косвенные налоги на предметы потребления и пошлины за пользование дорогами и мостами. Священники, левиты и служащие при храме были освобождены от всех налогов (Езд 7:24). Из поступлений, к-рые должна была отчислять в определ. размере каждая провинция, покрывалось также содержание областеначальника, на что в Иудее приходилась сумма в 40 сиклей серебра в день. Неемия отказался от этого жалованья, облегчив т.о. народу бремя налогов (Неем 5:14 и след.). Кр. того, было дано повеление обеспечивать из налогов, поступавших от провинций, располож. зап. Евфрата, поставки для храма в Иерусалиме (Езд 6:8; 7:21 и след.). Средства поступали несвоеврем., что, вероятно, затягивало его сооружение. По особым поводам, как, напр., при женитьбе на Эсфири, перс. царь издавал (Есф 2:18) особый указ о льготах в налогообложении;
3) еще при егип. царях из династии Птолемеев, а затем при сир. династии Селевкидов в Палестине практиковался откуп налогов, что продолжалось и в период рим. господства. Откупщик брал на себя обязат-во выплачивать казне установленные платежи, впоследствии выжимая свой собственный доход из взятой на откуп земли. Рим. налогообложение (Мк 12:14; Лк 20:22; 23:2; Рим 13:6 и след.) состояло из поземельного налога и подушной П., к-рая, в свою очередь, слагалась из собственно подушной П. (Мф 22:17-21) и подоходного налога. Монета (ст. 19), к-рой платили П., была рим. динарием (-> Деньги). Далее взималась пошлина на ввоз и вывоз товаров, а также пошлина за пользование дорогами и мостами. И эти пошлины также отдавались на откуп, поэтому население ненавидело иуд. откупщиков и сборщиков П. (-> Мытарь, пошлина). С целью установления размера П. император отдавал распоряжение о проведении переписи населения и инвентаризации имущества. Такой оценкой ко времени рождения Иисуса (Лк 2:1-5) по очереди были охвачены все земли Римской империи. Др.-евр. историк Иосиф Флавий сообщает еще об одной переписи в Иудее, также при -> Квиринии, в 6 г. по Р.Х., когда эта область, ранее подвластная Архелаю, была превращена в рим. провинцию. Эта перепись могла стать причиной восстания Иуды-галилеянина (Деян 5:37).
Подвизаться
Подвизаться -> Борьба, бороться.
Подножие
Подножие:
1) подставка для ног (2Пар 9:18);
2) "подножие ногам Бога" - образное выражение, означающее ковчег завета и указывающее на место Божьего присутствия и откровения (1Пар 28:2);
3) сравнение земли с "подножием ног" Божьих подчеркивает абсолютную зависимость сотворенного мира от всенаполняющего Божьего величия (Мф 5:35; Деян 7:49);
4) егип. барельефы подтверждают тот факт, что фараоны в знак одержанной победы использовали пленных врагов в качестве П. Эта сцена изображена на П. трона египетского фараона. Обычай попирать ногами поверженного врага отражен в Пс 109:1. -> Подстава, подножие.
Подражание, подражать
Подражание, подражать. Новозаветные послания показывают, что подражать Христу одноврем. означает подражать апостолам (1Кор 4:16; Флп 3:17) и наставникам (Евр 13:7), предстоятелям церквей (1Фес 2:14), ветхозаветным свидетелям веры (Евр 6:12; ср. гл. 11). Ап. Павел увещевает: "Будьте подра-жателями мне, как я Христу" (1Кор 11:1). Принявшие Благую Весть становятся подражателями Господа (1Фес 1:6); в перечне того, что включает в себя такое П. (2Тим 3:10 и след.), на первом месте стоят учение, житие и расположение, за ними следуют вера и терпение (Евр 6:12; 13:7), любовь и жертва (Еф 5:1 и след.), гонения, страдания и скорби (1Фес 1:6; 2:14; 1Пет 2:21). Ап. Павел в своем служении стремился быть образцом для подражания (2Фес 3:7-9).
Подсвечник
Подсвечник -> Светильник, подсвечник.
Подстава, подножие
Подстава, подножие. На металлич. (медных) подставах крепились медные же чаши, в к-рых священники омывали руки и ноги перед совершением жертвоприношения (3Цар 7:27 и след.; ср. Исх 30:18; -> Умывальник, умывальница.
Поздние дожди
Поздние дожди -> Дождь.
Поздняя трава
Поздняя трава, трава, выросшая после первого покоса (Ам 7:1).
Познание, познавать
Познание, познавать. В др.-евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие "познание" [евр. яда] определяется прежде всего отношением человека к Богу.
I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА
1) Бог даровал людям естественную способность П. "Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца" (Еккл 3:11). Способность П. земные явления еще не дает человеку истинного и полного совершенства. В Еккл 1:13 сказано: "...и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и ис-пытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам чело-веческим, чтобы они упражнялись в нем", а в ст. 18 говорится: "...потому что во многой муд-рости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Истинным предметом П. являются дела Божьи и Его воля (Кол 1:9), а также тайны Его Царства (Мф 13:11);
2) естеств. способности человека несовершенны (1Кор 13:9). Даже видимый сотвор. Богом мир человек до конца познать не может (Иов 38), но в еще большей степени это относится к П. Бога. То, что человеку дано познать о Нем, лишь "части путей Его", лишь то немногое, что мы слышим о Нем, "а не гром могущества Его" (Иов 26:14). Но хотя человек и знает об ограниченности своего познания, он часто проявляет высокомерие, поклоняясь своему знанию и опыту. "Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1Кор 8:1 и след.);
3) опасность П., понимаемого как самоцель, становится очевидной в учении гностицизма [греч. гносис, знание], с к-рым пришлось бороться ранней Церкви (ср. -> Антихрист, I). В конечном итоге гностики прославились тем, что познали "глубины сатанинские" (Откр 2:24). Говоря об их заблуждении, ап. Павел подчеркивает, что совершенное П. возможно лишь там, где по отношению к злу человек остается невинным, т.е. уподобляется младенцу (1Кор 14:20);
4) глагол "П." употребляется в Библии также, когда речь идет о половых отношениях в браке (Быт 4:1; 1Цар 1:19; 3Цар 1:4).
II. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ БОГА
1) П. Бога людьми, о чем говорится в Библии, основано на отношениях, существующих между Создателем и созданием, к-рому Бог открыл Себя. "Бог не был бы Создателем, если бы возможность познавать Его исходила бы не от Него Самого" (О.Вебер). Только поэтому человек может познавать Бога, иначе были бы невозможны представления о том, что природа и история являются продуктом Божьего творчества;
2) в Эдемском саду Бог открыл Себя первым людям и лично общался с ними. В результате грехопадения эти отношения изменились, грех отделил человека от Бога. "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас" (Ис 59:2). Однако если бы после грехопадения Бог лишил человека Своих откровений, то вскоре всякое богопознание прекратилось. Поэтому Бог поддерживал связь с человеч. родом, хотя люди и не искали этой связи. Так, мирской человек, полагающий, что освободился от Бога, все же оказывается охваченным Божьим откровением. "Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5:45), и Сын Человеческий "держит все словом силы Своей" (Евр 1:3). Так происходит и поныне;
3) Библии известно ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА, источниками к-рого служат: сам факт сотворения мира, история человечества и человеч. совесть:
а) из факта сотворения мира человек мог и должен был познать "вечную силу Его и Божество" (Рим 1:19 и след.). Человек несет ответственность за то, что он не осознал это Божье откровение;
б) в процессе истории Бог вступал в разного рода отношения с языч. царями и народами, особенно тогда, когда они соприкасались с народом Израиля (напр., с фараоном, Навуходоносором, Киром, Пилатом, Феликсом, Фестом);
в) внешнее свидет-во (факт сотворения мира и история), дополняется внутр. свидет-вом - человеч. -> совестью. Это свидет-во не следует как переоценивать, так и недооценивать. Совесть приказывает человеку делать добро и не совершать зла (см. Рим 2:14 и след.). Естественное П. Бога может быть неясным и неосознанным (Деян 17:23 и след.), оно касается лишь богооставленности человека (Рим 1:20), а не пути к спасению, лишь Закона (Рим 2:15), а не Евангелия, ибо путь к спасению и Благая Весть могут быть познаны только через Божье откровение;
4) ПОЗНАНИЕ БОГА ЧЕРЕЗ ОТКРОВЕНИЕ:
а) Бог избрал народ, чтобы дать ему особое откровение о Себе. Эти откровения Божьи народу Израиля изложены в ВЗ: "ведом в Иудее Бог" (Пс 75:2). В библ. П. Бога мы сталкиваемся с принципиальной двойственностью, отличающей Его от божеств в представлении язычников: Бог, с одной стороны, познается как некая Личность, с Которой можно общаться лично, и с другой, - как Господь, т.е. творец истории Своего народа;
б) НЗ говорит нам об окончат. и завершающем Божьем откровении, выраженном в личности Иисуса Христа (Ин 1:14; Евр 1:1 и след.), через Которого люди отныне могут прийти к П. Бога, основанному на прощении грехов (Иер 31:34). Иисус говорил: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14:9). Все, что люди видели в Иисусе и слышали о Нем, вело к П. Бога;
5) ПОЗНАНИЕ ХРИСТА - это П. Его сущности (истинный Бог и истинный Человек) и Его дел, т.е. познание Его славы (2Кор 4:6). П. Христа даруется Самим Богом (Мф 16:17), оно сообщается через Писание (Ин 5:39) и проповедь (2Кор 4:4,6), через воздействие Св. Духа (Еф 1:17 и след.). П. Христа (2Пет 3:18), к-рое одноврем. является и общением с Ним (Ин 10:14), ведет к превращению "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4:13). В Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол 2:3). П. Бога Отца и Христа (см. Ин 14:7) дарует благодать и мир (2Пет 1:2), а также жизнь вечную (Ин 17:3). Поэтому ап. Павел говорит: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего" (Флп 3:8);
6) если П. Бога означает жизнь вечную (Ин 17:3), то оно должно быть ДЕЙСТВЕННЫМ ПОЗНАНИЕМ, т.е. П. не только Его существа, но и Его воли (Иер 22:16; Деян 22:14; 1Кор 14:37). Это, с одной стороны, ведет человека к П. самого себя и осознанию своей греховности (Иов 42:2-6), для чего, в частности, был предназначен Божий Закон, излагавший Его волю (Рим 3:20; 7:7), а с другой - к деятельному послушанию, из к-ро-го опять же вырастает новое П. (Кол 1:9-11). Напротив, злые дела и грехи, свидет-вуют об отсутствии истинного П. Бога (Тит 1:16; 1Ин 3:6). Никакая ученость книжников не гарантирует им П. Бога, у иных она может даже отнимать "ключ разумения" (Лк 11:52). Как особый Божий дар знание упомянуто и среди даров Духа (-> Дар, дарование) (1Кор 12:8).
Позорище
Позорище [греч. театрон, "зрелище", "театр"]. Павел (1Кор 4:9) сравнивает жизнь и предназначение апостола с борьбой "приговоренных к смерти" гладиаторов, к-рые в антич. цирковых представлениях должны были бороться друг с другом и с дикими зверями. Такое представление проходило на глазах жаждущей зрелищ публики: подобно этому, борьбу христиан наблюдают два мира - видимый и невидимый (ангелы). Когда во время гонений на христиан вместо гладиаторов на арену стали выпускать осужд. христиан, метафора Павла приобрела реальное содержание (возм., уже в Евр 10:33; ср. 1Кор 15:32). -> Ристалище.
Покаяние, каяться
I. ПЕРЕВОД
Слово "каяться", к-рым в Синод. пер. передается ряд евр. и греч. слов [евр. шув, "обратиться", "возвратиться", нахам, "сожалеть о чем-либо", "раскаиваться в чем-либо" и греч. метаноэйн, "изменять образ мыслей"] часто трактуется только в значении греч. метаноэйн - "изменять образ мыслей". Однако подобное толкование слишком односторонне. Греч. слово метанойа ("покаяние") в своем значении восходит к ВЗ, передавая смысловое содержание евр. слова шув (хотя в Септуагинте шув передается как эпистрэфэйн - "оборачиваться", "возвращаться"). Слово шув имеет более широкое значение, чем просто "духовный процесс изменения взглядов". Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве. Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии к Господу, в отказе от помощи других богов и людей (в частн., от вступления в воен. коалиции с язычниками), в недопущении злых и богопротивных поступков. Все это присутствует и в новозаветном понятии "П.", к-рое существенно обедняется, когда его сводят к значению слова метанойа.
II. КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮ
В Библии ясно говорится, что к П. приводит Сам Бог, Его благость (Рим 2:4). Бог обращает Свой народ, и народ кается (Иер 31:19). Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное (Мф 3:2). В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться (Мф 4:17; 9:13), даруя П. не только Своему народу Израилю, но и язычникам (Деян 11:18). Бог не хочет смерти "беззаконника", Он желает, чтобы грешник "обратился от путей своих и был жив" (Иез 18:23). П., к к-рому призывают апостолы (Деян 2:38), - это не насилие человека над собой и не свидет-во его внутр. смятения, а обращение к Иисусу Христу, Который "пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф 18:11). Из притчи о блудном сыне (Лк 15) становится ясно, что П. человека заключается в -> исповедании им своей вины (ст. 21; ср. Иов 42:6; Пр 28:13; 1Ин 1:9) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком (Иак 5:16). Обращение невозможно без веры и надежды, основанных на жертв. смерти Иисуса Христа (Лк 24:47).
III. ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ
П. и обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возм., даже с отказа человека от своей предыдущей жизни. Это может сопровождаться внешними проявлениями: постом (Иоил 2:12; Иона 3:5), плачем (Мф 26:75; Лк 7:37 и след.), разрыванием одежд (3Цар 21:27; Езд 9:3), облачением в траур (Иона 3:5) и биением себя в грудь (Лк 18:13). Пророки во все времена выступали против внешнего П., не сопровождавшегося искренним обращением. Иоиль призывает вместо разрывания одежд "раздирать" сердца (Иоил 2:12 и след.), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении "достойный плод покаяния" (Мф 3:7 и след.). Истинное П., начинающееся с признания собств. вины (Иов 42:6), ведет к совершению праведных поступков (Деян 26:20), включая отказ от прежнего образа жизни (Рим 6:1 и след.).
IV. ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
П. тесно связано с верой, возрождением и крещением (Мк 1:15; Лк 24:47; Деян 2:38). Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды (Евр 6:4-6; ср. 12:17). Т.о., несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П. имеет свои пределы. Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос (Евр 7:27; 9:12; 10:10). Сознат. совершение тяжкого греха может сделать П. невозможным, т.к. истинное П. включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср. Рим 9:18). После Второго пришествия Иисуса П. станет невозможным. Именно поэтому в Сир 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П. до смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви). Наряду с П. как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П., каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды: "умерли со Христом" (Рим 6:8), "умер однажды" (ст. 10), но, несмотря на это, необходимо "почитать себя мертвыми" (ст. 11). Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но по-стоянно подтверждается и укрепляется.
V. ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИ
В Библии содержится множество проповедей о П. Главными проповедниками П. в ВЗ были Иеремия (Иер 2; 3), Амос (Ам 5), Иона (Иона 3), а в НЗ - Иоанн Креститель (Мф 3:1 и след.). Эту традицию продолжил Иисус, а ап. Петр ввел ее в древней Церкви (см. Деян 2:14 и след.,37 и след.). В проповеди о П. человеку указываются пути Господни (Ис 55:7 и след.; Иер 25:5) и обличаются его собственные "злые пути", ведущие к несправедливости (Ам 3:10) и в конечном итоге - к смерти (Иер 21:8 и след.). Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения (Ам 9:11 и след.; Лк 3:18). В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди П. является обра-щение грешника, принятие им Евангелия (Мк 1:15) и прощение грехов (Лк 24:47; Деян 5:31 и др.). Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П. всему человечеству (Лк 24:47; Деян 17:30). -> Обращение, обратить, обратиться.
Покой, почить, успокоиться
Покой, почить, успокоиться - этими словами в Библии передается как состояние Бога, так и состояние человека по окончании дел. Выражение "почить от дел" встречается и в начале Библии (Быт 2:2), и в ее конце (Откр 14:13). Истинный П. означает общение с Богом и предполагает соблюдение Его установлений. П., установившийся по сотворении мира, был разрушен грехопадением человека. С тех пор в мире царствует беспокойство (Еккл 2:23), проявляющееся в разнообразных формах. Грех привел человека к тому, что он вынужден был теперь добывать свой хлеб тяжелым трудом (Быт 3:17-19; 4:12). Вместо того чтобы жить в П., наслаждаясь Божьими дарами (Еккл 4:6; Мф 6:26 и след.), человек стремится обезопасить свое существование накоплением богатства (Пс 38:7; Лк 12:19). К этому добавляется беспокойство, вызываемое человеч. злобой (Пс 54:17-23; Иак 3:8). Особенно трудно найти П. людям, одержимым злыми духами (Мф 12:43-45; Мк 5:4). Мир, в к-ром живут люди, тоже не знает П., он наполнен войнами или ожиданием их (Мк 13:7). В этом мире суеты Бог создал народ, к-рый призван к П. Поэтому Бог заботится о достаточном материальном обеспечении Израиля (Исх 3:8), так чтобы каждый седьмой день мог быть у них днем П. (Исх 20:8-10, -> Суббота). Пашня также должна отдыхать каждый седьмой год (Лев 25:2-7). Бог дает Своему народу установления, закрепляющие за каждым человеком его права. Там, где эти установления не соблюдаются, Бог предлагает обездоленным Свою помощь и защиту (Пс 54:19; 90:1 и след.). Народ Израиля пребывает в состоянии П., пока остается на путях Божьих (Нав 21:44 и след.; 3Цар 5:18; 8:56). Спасение станет полным, когда Бог будет находиться в П. среди Своего народа (2Пар 6:14; Пс 131:8,14). Предпосылкой такого П. было послушание народа завета, но Израиль, "ходивший иными путями", редко пребывал в этом состоянии. Следствием этого стало то обстоят-во, что израильтяне не достигли в Ханаане окончат. осуществления Божьих обетований (Евр 4:3,6). Народ Израиля не достиг П., к-рый продолжает оставаться обетованием (ст. 8). Поэтому пророки говорят о грядущем нена-рушаемом П. (Ис 32:18), к к-рому Дух Божий приведет Своих (ср. Ис 63:14). Эти обетования осуществились в Иисусе Христе, на Котором почил Дух Господень (Ис 11:2) и Который дарует душевный П. несущим Его иго, т.е. разделяющим с Ним Его дело (Мф 11:29). Принадлежащие к Его народу более не обременяют себя заботами о физич. существовании, поскольку всё получают из рук Бога (ср. Мф 6:25 и след.). Они участвуют в труде (2Фес 3:10 и след.) и, довольствуясь тем, что имеют (1Тим 6:6-10), пребывают в любви и мире с Богом. Несмотря на это, П. все еще остается целью, поскольку верующих постоянно подстерегают искушения, исходящие как извне (Еф 6:11), так и из самой Церкви (Деян 20:28-31); на них обрушивается вся ненависть мира (Мф 10:22). Но это преходящие страдания, к-рые не могут обеспокоить душу, поскольку жизнь верующих сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3), в них живет Христос (Гал 2:20). Он победил мир (Ин 16:33); принадлежащие Ему являются соучастниками Его победы (1Ин 5:4; Откр 17:14), если они не потеряли безопасный и крепкий якорь надежды (Евр 6:19). Тот, кто наперекор всем трудностям неотступно продвигается к цели (Евр 4:11), найдет совершенный П. от всех своих дел (Откр 14:13) под защитой вечного общения с Богом (Откр 7:14-17).
Поколение Зарино
Поколение Зарино -> Зерах (2 и 3).
Поколение Середово
Поколение Середово -> Серед.
Покров
Покров:
1) относит. П. скинии -> Скиния -> Шкуры синие;
2) одеяло или покрывало для сна (Исх 22:26; Иов 24:7; 31:19; Ис 28:20), также в переносном смысле (Иов 26:6; Пс 104:39; Ис 14:11);
3) Моисей прикрыл покрывалом свое лицо, чтобы израильтяне не видели отблеск Божьего величия (Исх 34:33-35). Этот П., как поясняет ап. Павел, до сегодняшнего дня закрывает от них истинное значение ВЗ (2Кор 3:13-16). В Ис 25:7 покрывало олицетворяет неведение язычников.
Покрывало, покров
Покрывало, покров - имеется в виду покрытие шатра (Исх 26:1 и след.; 36:8 и след.; Чис 4:25), в 4Цар 7:2; Иер 4:20; 10:20 то же евр. слово переведено как "шатер". В Ис 54:2 П. создает образ защищенного пространства, в к-ром можно жить, в Пс 103:2 с П. (в Синод. пер. - "с шатром"), простершимся над землей, сравниваются небеса. П. шатров были ткаными; -> Ремесло (II).
Покрывать, закрывать, повязывать
Покрывать, закрывать, повязывать:
1) выражение "покрыть голову" в Библии часто означает "проявить почтительность к к-л.", а также "выразить собств. отделенность от ч.-л." Лицо закрывали перед Богом и при Его приближении (Исх 3:6; 3Цар 19:13). Женщины закрывали лица от мужчин (Быт 24:65); приговор. к смерти накрывали голову (Есф 7:8);
2) покрывало на голове означало также выражение скорби (2Цар 15:30; 19:4);
3) повязка на губах (собств., на усах) у прокаженного указывает на его нечистоту; в остальных случаях она была знаком скорби (Иез 24:17) или пристыж. молчания (Мих 3:7);
4) покрывая особым образом свои лица покрывалами, блудницы, видимо, делали это своим отличит. знаком (Быт 38:14);
5) в мета-форич. значении выражение "закрывать лицо кому-либо" означало "лишить его возмож-ности ясно видеть ч.-л. или узнать о ч.-л." Бог "закрывал лица" судьям, отчего они не судили праведно (Иов 9:24), и прозорливцам, из-за чего никто не мог понять их пророчеств (Ис 29:10,11). Но в будущем Бог уничтожит это "покрывало", и народы узнают Его (Ис 25:7).
Покрывать, крытый
Покрывать, крытый:
1) П. грехи и преступления означает прощать их (Пс 31:1; 84:3; Притч 10:12; Рим 4:7; 1Пет 4:8; Иак 5:20). Но в Иов 31:33 сокрытие проступков означает действие, препятствующее прощению;
2) "покрыть тению руки Своей" означает "взять под защиту" (Ис 49:2; 51:16);
3) под "крытыми повозками" (Чис 7:3) следует понимать фургоны; "крытый субботний ход" (4Цар 16:18) означает место, покрытое крышей, вход в храм;
4) в день искупления [евр. йом киппур, букв. "день покрывания"] облако от совершаемого первосвященником курения должно было покрыть крышку, "к-рая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть" (Лев 16:13);
5) об обоих херувимах на крышке ковчега (Исх 37:7-9) и о херувимах в давире храма Соломона (3Цар 6:23-28) говорится, что их распростертые крылья покрывали сверху ковчег и его шесты (3Цар 8:7; 1Пар 28:18; 2Пар 5:8).
Полба
Полба [евр. куссэмэт], хлебный злак, выращиваемый в Египте (Исх 9:32), Палестине (Ис 28:25) и Месопотамии (Иез 4:9). Вероятно, куссэмэт обозначает не собственно полбу (Triticum spelta), а дикую двузерянку (Triticum dicoccum).
Полдень
Полдень [евр. цогорайим, букв. "двойное (солнечное) сияние"], обозначение наиболее светлого (Втор 28:29; Иов 5:14; Ис 59:10), ясного (Иов 11:17; Пс 36:6; Ис 58:10) и жаркого (2Цар 4:5; Песн 1:6) периода дневного времени. -> День (сутки).
Поле, нива
Поле, нива:
1) обработанная или пригодная для обработки земля (Быт 2:5; 3:18; Лев 23:22 и др.);
2) открытое П. (Быт 4:8; Лев 17:5; Мф 24:18; Лк 17:7 и др.);
3) П. битвы (1Цар 4:2);
4) в переносном значении "нивы, поспевшие к жатве" олицетворяют человека, го-тового воспринять Евангелие (Ин 4:35). "Бросить на поле" (Иез 16:5; 32:4) означает "оставить лежать беспомощным", "бросить на произвол судьбы".
Полк
Полк, рим. войсковая единица (= когорта), десятая часть -> легиона (Мф 27:27; Мк 15:16; Деян 21:31). Нек-рые П. носили особые названия или почетные наименования, как, напр., италийский (Деян 10:1; -> Италия, италийский, II) или Августов П. (Деян 27:1). Должность командира П. - Tribunus militum ("воен. трибун") - соответствует греч. хили-арху - тысяченачальнику (Деян 21:31; 22:27).
Полушка
Полушка -> Деньги.
Полынь
Полынь [Artemisia absinthium; евр. лаана; греч. апсинтос], растение из рода Artemisia се-мейства сложноцветных (Compositae). Листья этого сорняка имеют серые волоски. У него мелкие, желтоватые головки цветков. Отличит. признак П. - сильный, неприятный запах и горький вкус. Горечь П. в Библии - это символ неверности, отпадения от Бога, неправедности (Втор 29:17; Ам 5:7; 6:12; ср. Притч 5:4), наказаний Господних (Иер 9:14; 23:15; Откр 8:11) и страданий (Плач 3:15,19).
Помазание
Помазание -> Масть (мазь), умащать, помазание.
Помазанник
Помазанник [евр. машиах; греч. христос].
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
1) человек, призванный и посвящ. через помазание елеем на особое Божье служение. Помазание символизирует дарование Св. Духа (ср. 1Цар 10:1 и след.), изменяющее человека и делающее его способным исполнять Божье служение. (-> Масть (мазь), умащать, помазание);
2) словосочетание "помазанник Божий" служило почтит. обращением к -> царям Израиля (1Цар 2:10; 12:3; 24:7; 26:9,10,16; Пс 2:2; 19:7 и др.); впоследствии оно, вероятно, стало использоваться как офиц. титул;
3) посвящ. Господу люди, напр. праотцы (патриархи) и перс. царь Кир, исполнявший Божьи поручения, в Пс 104:15 и в Ис 45:1 называются П. Божьими. Возм., здесь это название употребляется уже в качестве офиц. титула.
II. ХРИСТОС - ПОМАЗАННИК БОЖИЙ
П.(Христос) - это имя обещанного Богом -> Мессии (см. Пс 2:2), посланного Израилю -> Иисуса Христа (Ин 1:41). Его, являющегося одноврем. царем, священником и пророком, Бог помазал Св. Духом (Деян 4:26 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; 10:38).
Помышления
Помышления -> Мысли, думать.
Поношение, поругание, поносить
Поношение, поругание, поносить. П. людей (Пс 14:3; 101:9) или Бога (Пс 73:22; Ис 17:17) - это грех. От П. страдал и Иисус (Мф 27:44; Мк 15:32), Который сносил их с терпением, не отвечая злословящим Его тем же (1Пет 2:23; ср. Лк 23:34). Нести Его поругание (Евр 13:13) - участь Его -> учеников (Мф 10:24,25). Но для них такое поругание дороже всех сокровищ мира, потому что тех, кто на земле страдал за Христа, ждет великое воздаяние (ср. Евр 11:26). Они блаженны (Мф 5:11), потому что на них почивает -> Дух -> славы, Дух Божий (1Пет 4:14). И все же верующие просят Бога о том, чтобы Он положил конец этому поруганию (Пс 73:10 и след.), и в конце концов Бог полностью устранит П. Своего народа и откроет его пока еще сокрытую славу (Ис 25:8; ср. Откр 21:4). -> Срам, посрамить, позорно -> Боль -> Страдание.
Понт
Понт, область в Малой Азии, лежащая вдоль юж. берега Черного моря; родина Акилы (Деян 18:2). Иудеи из П. присутствовали в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы (Деян 2:9). В Первом послании ап. Петр включает в число своих адресатов и христиан из П. (1Петр 1:1).
Понтий Пилат
Понтий Пилат, рим. прокуратор, управлявший Палестиной как частью рим. провинции Сирии во время земной жизни Иису-са Христа. Понтий - родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к рим. роду Понтиев. Неизвестно, однако, принадлежал ли он к этому роду по происхождению или имя "Понтий" было даровано ему при усыновлении. После смещения -> Архелая (Мф 2:22) в 6 г. по Р.Х. в Иудее было установлено прямое правление Рима. Во главе провинции был поставлен прокуратор (-> наместник), подчинявшийся проконсулу Сирии. Пятым в череде этих наместников, преемником Валерия Грата, стал П.П. (26 г. по Р.Х.), назначенный на этот пост имп. Тиберием по протекции могуществ. фаворита Сеяна. Высокомерный и жестокий, П.П. с презрением относился к иуд. народу, не раз оскорблял его религ. чувство. Так, вскоре после своего назначения он послал в Иерусалим воинский отряд, на знаменах к-рого был изображен император. Иудеи в знак протеста направили посольство в Кесарию, резиденцию рим. наместника. После трудных переговоров знамена были убраны. Позднее П.П. использовал не по назначению деньги из храмовой казны, предназначенные для сооружения водопровода в Иерусалиме, население к-рого страдало от недостатка воды. Это привело к волнениям в городе. Но прокуратор заранее внедрил в возбужденную толпу переодетых воинов, и те разогнали ее. Затем П.П. распорядился поместить во дворце Ирода в Иерусалиме золотые щиты с надписью в честь Тиберия. Это вновь вызвало возмущение жителей города, а группа влият. иудеев обратилась с жалобой к императору. Щиты были убраны. П.П. распорядился также отчеканить монеты с изображением рим. свящ. сосуда (симпулюма), что также было вызовом иудеям. Прокуратор не чурался подношений и не останавливался перед применением насилия (Лк 13:1). Народ ненавидел его; после свержения в 31 г. Сеяна П.П. опасался, что император может лишить его должности в связи с поступавшими жалобами. Этим можно объяснить позицию П.П. в деле Иисуса (Мф 27:2,11-26; Мк 15:1-15; Лк 23:1-25; Ин 18:28 - 19:16). Жена П.П. просила его не делать зла Праведнику (Мф 27:19), но он, желая угодить толпе, отдал Иисуса на распятие, хотя перед этим и говорил, что не видит вины этого Человека (Ин 18:38; 19:4,6). В знак того, что он невиновен "в крови Праведника Сего", П.П. умыл руки (Мф 27:24). Желая использовать возможность примирения с -> Иродом Антипой, П.П. направил Иисуса к нему (Лк 23:7-12). Конец правления П.П. ознаменован еще одним кровавым событием. Однажды на горе Гаризим собралась большая вооруж. толпа, подстрекаемая неким самарянином, утверждавшим, что может показать место, где Моисей спрятал золотые сосуды. П.П. послал на разгон толпы солдат, несколько человек было убито, а взятые в плен - казнены. Самаряне направили жалобу Вителлию, проконсулу Сирии, после чего в 36 г. был назначен другой прокуратор, а П.П. вызван для ответа в Рим. Затем, по нек-рым сведениям, П.П. был сослан на юг Франции, в Виенну. Предание гласит, что он покончил жизнь самоубийством.
Поощрять
Поощрять -> Возбуждать, побуждать, поощрять.
Поражение Озы
Поражение Озы, место, на к-ром Оза, дотронувшийся до ковчега завета, тотчас умер (2Цар 6:8; 1Пар 13:11). Возм., это название сохранилось в имени небольшого селения Хирбет-эль-Уз, к-рое расположено прим. в 3 км от -> Кириаф-Иарима, на пути в Иерусалим.
Порафа
Порафа [евр. Пората, возм., "данный жребием (или судьбой)"], один из десяти сыновей Амана (Есф 9:8).
Порок, недуг
Порок, недуг, болезнь или физич. недостаток человека или животного. Порок у животного делал его непригодным для жертвоприношения (Лев 22:21 и след.), поскольку жертв. животное не должно было иметь к.-л. физического П. или повреждения (Лев 22:17 и след.; Втор 15:21). Здоровым, без физич. изъяна, надлежало быть священнику, совершавшему жертвоприношение (-> Жертва -> Болезнь: порок). Бог исцеляет как физич., так и душевные недуги (Пс 102:3).
Поручительство, поручитель
Поручительство, поручитель. В ВЗ часто говорится о П. (ср. Быт 43:9; 44:32); Притчи Соломона настойчиво предостерегают от П. за другого (Пр 6:1-5; 11:15; 20:16; 22:26 и след.). Любое П., скреплявшееся, вероятно, пожатием руки (Пр 17:18), не могло быть абсолютно надежным для обеих сторон, поскольку не во власти людей распоряжаться своим будущим. Лишь Бог действительно может быть Поручителем (Иов 17:3). Но все же человек обязан помогать тому, кто находится в нужде и просит о помощи (Мф 5:42).
Порций
Порций, наименование рим. рода, из к-ро-го происходил прокуратор Иудеи П. -> Фест (Деян 24:27).
Порядок
Порядок -> Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный.