Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Фридрих А.Брокгауз
Библейский словарь

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


« Указатель

Предтеча
Предтеча. Так в Синод. пер. передано греч. слово продромос, обозначавшее -> скорохода, бежавшего впереди колесницы царя или знатного вельможи, чтобы возвещать о его приближении и освобождать ему путь (-> Телохранители). В Евр 6:20 о Христе сказано, что Он вошел в небеса Предтечею за нас.

Прежний
Прежний -> Старый.

Преисподняя
Преисподняя -> Ад.

Преломлять
Преломлять хлеб -> Вечеря Господня.

Прелюбодеяние
Прелюбодеяние -> Брак (IV, V).

Пресвитер
Пресвитер -> Старейшины.

Пресные хлебы, лепешки, пирожки
Пресные хлебы, лепешки, пирожки:

1) П.Х., или лепешки, выпекали из бездрожжевого теста (Быт 19:3; Исх 12:39), к-рое можно было быстро приготовить (Быт 18:6). Такое тесто приготовлялось из муки мелкого помола (-> Мука) и растит. масла (Лев 2:4; ср. 3Цар 17:12 и след.), поэтому выпеченные из него лепешки назывались лепешками "на елее" или "с елеем" (см. Исх 29:23 и ст. 2; Чис 11:8). Эти лепешки отличались от тех П.Х. и лепешек, к-рые лишь смазывали маслом (Чис 6:15). Выпекали лепешки в печах (Лев 2:4), на горячих камнях (3Цар 19:6; -> Уголь, уголья) или в горячей золе. При выпечке лепешки необходимо было вовремя переворачивать (ср. Ос 7:8; -> Хлеб);

2) в ВЗ дважды встречается намек на отклонение от обычной формы лепешки - плоского круга (диска). Лепешки, к-рые Фамарь приготовила для Амнона, судя по евр. названию, имели форму сердца (2Цар 13:6,8,10), а на пирожках, выпекавшихся в честь -> царицы (в Синод. пер. - "богини") неба (Иер 7:18), по-видимому, было ее изображение (см. Иер 44:19);

3) неизвестно, были ли пресными те лепешки, к-рые раздавал народу Давид (2Цар 6:19), и те, к-рые выпекались Иезекиилем (Иез 4:12); но в Лев 7:13 упоминаются и лепешки из квас-ного теста (в Синод. пер. - "квасной хлеб"); в ст. 12 говорится о муке, смеш анной с елеем. Хлебы предложения, к-рые, согл. Иосифу Флавию, выпекали из бездрожжевого теста, тоже обозначены как лепешки (Лев 24:5 - в Синод. пер. - "хлебы"); на каждый хлеб требовалось две десятых ефы (прим. 4,4 л) пшеничной муки;

4) ко временам Давида относятся неоднократные упоминания о лепешках из смокв и изюма (1Цар 25:18; 30:12; 2Цар 16:1; 1Пар 12:41 - в Синод. пер. во всех случаях - "связки изюма" и "связки смокв"). Их делали из высушенных и спрессов. фруктов. В Ос 3:1 упомянуты виноградные лепешки, к-рым, согл. этому библ. тексту, отводилась какая-то роль в служении идолам.

Пресный
Пресный -> Пасха -> Закваска.

Престол
Престол. Кроме обозначения цар. трона (3Цар 10:18-20 и др.), Библия нередко употребляет это слово в метафорич. значении, говоря о П. Божьем, с к-рого Господь правит миром и судит (Пс 10:4; 88:15; 102:19; Ис 6:1; Откр 7:17) и перед к-рым люди будут собраны для последнего Суда (Откр 20:11).

Престол благодати
Престол благодати. В Евр 4:16 словосочетанием "П.Б." переведено греч. выражение тронос тэс харитос, "цар. судейский престол милости". -> Жертва -> Примирять, умилостивлять, примирение.

Преступление
Преступление -> Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда.

Претория
Претория [греч. прайторион; лат. преториум], служебная резиденция рим. наместника, причем здание, в к-ром располагалась П., одноврем. служило и казармой (Мф 27:27; Мк 15:16). В иерусалимской П. Пилат допрашивал Иисуса. Возможно, в здании П. находилась и тюрьма:

1) нек-рые сведения о место-нахождении П. в Иерусалиме (Ин 18:28) дает только Мк 15:8, откуда можно понять, что П. располагалась в возвыш. части города (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Перед самим зданием, в к-ром Пилат допрашивал Иисуса (Ин 18:33; 19:9) и где над Ним насмехались воины (Мф 27:27; Мк 15:16), находилось вымощенное возвышение (-> Гаввафа), где наместник вершил свой суд (-> Судилище) (Ин 19:13). Традиц. считалось, что П. находилась в крепости Антония. Хотя обычно резиденция прокуратора в Иерусалиме находилась не там (см. ниже), все же можно предположить, что Пилат на время неспокойного, как он знал по опыту, праздника Пасхи с его многочисл. паломниками мог предпочесть крепость, располож. непосредств. у храмовой площади, чтобы иметь возможность в случае волнений немедленно принять меры (ср. Деян 21:31 и след.). Внутр. двор крепости Антония был вымощен большими плитами известняка, что давало основание многим исследователям считать, что именно здесь находилось судилище, упомянутое в Ин 19:13. Но поскольку двор находился внутри крепости, то первосвященники в этом случае должны были заходить туда, где проживали язычники, а это делало иудеев ритуально нечистыми (ср. Ин 18:28). Др. комментаторы Библии пытались отождествить П. с дворцом Ирода, к-рый располагался на зап. холме и в к-ром обычно останавливались прокураторы при посещении Иерусалима. Иосиф Флавий сообщает, что перед этим дворцом вершил суд наместник Гессий Флор. В соотв. с этим, по-видимому, нужно считать П. часть тер. дворца, к к-рой с востока примыкало вымощенное возвышение (Гаввафа), куда первосвященник мог ступить, не оскверняя себя

2) в Кесарии П. был дворец Ирода (Деян 23:35). В Деян 25:23 подразумевается, что зал суда, в к-ром проходили допросы [греч. акроатерион], находился внутри дворца; 3) месторасположение П., упоминаемой в -> Послании к Филип-пийцам (Флп 1:13), определить сложно, все зависит от того, где было написано само послание. В Эфесе П. называли резиденцию наместника, а в Риме - казарму преторианцев, личной гвардии императора (ср. Деян 28:16).

Привески
Привески -> Украшение.

Приветствие, приветствовать
I. В Израиле П. означало пожелание человеку и его близким здоровья, добра и мира; приветствуя к.-л., израильтянин тем самым проявлял интерес к делам этого человека. П. произносилось как при встрече (Быт 43:27; 1Цар 25:6), так и при расставании (-> Благословение; Быт 47:10). П. заканчивалась цар. аудиенция (2Цар 13:25). Оно могло передаваться через другого человека (2Цар 8:10). Иногда П. сопутствовали подношения. На Востоке П. было пространным, многословным, сопровождалось жестикуляцией, поэтому его не произносили в спешке, а также тогда, когда у человека было горе (см. 4Цар 4:29; Лк 10:4). Распространенной формой П. были пожелания мира - "Иди с миром" (1Цар 20:42) или "Мир вам" (Лк 24:6). Вооз привет-ствовал жнецов: "Господь с вами" (Руфь 2:4), а Иосиф встретил Вениамина словами: "Да будет милость Божия с тобою, сын мой!" (Быт 43:29). Другой формой благословения было П. "Мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему!" (1Цар 25:6). В новозаветное время П. начиналось словом "радуйся" (Мф 26:49; Лк 1:28). Придворным П. в Вавилоне и Персии была здравица "Царь! во веки живи!" (Дан 2:4; ср. Неем 2:3). Похожими словами Вирсавия приветствует царя Давида: "Да живет господин мой, царь Давид, во веки!" (3Цар 1:31). При прощании произносилась фраза "Иди с миром!" (1Цар 1:17).

II. Сопровождавший П. церемониал зависел от того, к кому именно П. было обращено. Люди кланялись до земли и даже падали ниц (Быт 18:2; 2Цар 9:6), а также сходили с ездового животного или с повозки (1Цар 25:23; 4Цар 5:21). Преклонение колен (4Цар 1:13; Мф 27:29), как и падение ниц, являлось свидет-вом глубокого почтения и покорности. В качестве П. человек мог взять правой рукой руку или бороду другого человека и поцеловать его (2Цар 20:9). Встретившись, люди обнимали друг друга или обменивались приветственными поцелуями (Мф 26:48; Лк 7:45). -> Целование, лобзание. Подобно тому как, приветствуя богиню Исиду, фараон падал перед ней ниц, так и подданные царя приветствовали его (см. [Молить, III]).

III. Письм. П., часто чрезмерно торжественные, известны с древнейших времен. Так, письмо некоего египтянина фараону начинается словами: "Царю, моему господину, моему богу, моему солнцу. Так говорит Иапахи, раб твой, прах у ног твоих: семь раз по семь раз припадаю к стопам моего царя, моего бога и моего солнца". В рим. времена письм. П. были короче и содержательнее (Деян 23:26). Формула П. часто встречается и в конце письма (Деян 15:29). Послания ап. Павла обычно начинаются с П.: "Благодать вам и мир от Бога Отца нашего..." (Рим 1:7; 1Кор 1:3; 2Кор 1:2; Гал 1:3 и др.); как и другие апостолы, он завершает свои послания словами: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами" (Рим 16:24; 1Кор 16:23; 2Кор 13:13; Гал 6:18).

IV. П. Иисуса и Его учеников значат больше, чем просто доброе пожелание. В их устах оно обретает силу истинного благословения (см. Мф 10:12,13; Ин 14:27; 20:19-21).

Прививка (растений)
Прививка (растений). Применяемый с древних времен способ облагораживания дикорастущих деревьев путем пересадки на них черенков культурных растений. Это позволяло улучшить качество плодов и повысить урожайность. Особенно часто П. делались на масличных деревьях. Ап. Павел (Рим 11:17-24) использует этот образ в переносном значении: к благородной маслине (избранному Богом народу Израиля) прививаются ветви дикой маслины (христиане из язычников).

Привратник
I: 1) в обязанность П. у гор. ворот (4Цар 7:11) входило своеврем. открывать и запирать ворота (Неем 7:1,3; ср. 13:19). П., наблюдая за тем, как люди и повозки продвигались через ворота, могли задерживать тех, кто казался им подозрительным (Иер 37:13,14); 2) в богатых частных домах надзор за входной дверью поручался рабу (Мк 13:34) или рабыне (Ин 18:16,17; ср. Деян 12:13).

II. В обязанности левитов входила и охрана святилища (1Пар 9:19 и след.). Давид определил на это служение 4000 левит. П. дежурили поочередно (1Пар 9:22,25; 23:5), день и ночь (1Пар 9:27) неся вахту у ворот храма (1Пар 26:13; 9:27), у сокровищниц (ст. 26) и у кладовых (1Пар 26:17). Они же собирали с израильтян денежные подати (4Цар 22:4). Эти П. во главе с начальником стражи при храме (Деян 4:1, см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) часто упоминаются и в НЗ (-> Левиты, III). Они должны были следить за тем, чтобы в храм не вошел к-л. ритуально нечистый, какой-л. человек с палкой, с пыльными ногами или в обуви, а также за тем, чтобы на внутр. двор не вступила ни одна женщина.

Призрак
Призрак [греч. фантасма]. Когда Иисус пришел к ученикам по воде, они приняли Его за П. (Мф 14:26; Мк 6:49).

Призыв, призвать, призвание
Призыв, призвать, призвание. В Септуагинте евр. слово кара переводится словами калейн или эккалейн ("вызывать", Втор 20:10; в Синод. пер. - "предлагать"). Первое значение этого слова - "звать", "называть" (напр., Мф 10:25). В НЗ оно часто встречается в значении "призвать", "пригласить".

I. КТО ПРИЗЫВАЕТ

Сам Бог обращается к человеку, ставя его перед выбором, уклониться от к-рого невозможно. Обращаясь к людям и призывая их, Бог кладет конец молчанию, царившему между Ним и человечеством со времени грехопадения: Быт 12:1 и след. (Авраам); Исх 3:1 и след. (Моисей); Ос 11:1 (весь Израиль). В НЗ к П., исходящему от Бога Отца, присоединяется П. Его Сына. Словно добрый пастырь (Ин 1:43; 10:27; Мф 23:37), созывает Иисус людей.

II. К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ БОГ

К вере в Него, к общению с Ним, к служению Ему. Вера является ответом на дело спасения, к-рое Бог совершает через Иисуса, и это дело часто называется словом "призыв". Слово Господне ждет от человека ответа. Перед тем как ответить, необходимо прислушаться к Слову, сам же ответ должен заключаться в послушании ему (в греч. яз. глагол акуэйн означает "слушать", а составная форма гюпакуэйн - "проявлять послушание"; в рус. яз. сущ. "послушание" также происходит от глагола "слушать"). Вера в Бога и в Его Сына соответствует воле Отца Небесного (Ин 14:1), являясь Его даром (Мф 16:17), и часто возникает под действием Его слова (Лк 5:5). Вера - это доверие к Богу, Который Один только и заслуживает полного доверия. Им живет ученик, идущий по стопам Учителя. Вера приобщает к Учителю (Ин 15:1 и след.) и открывает доступ на великий пир в Царствие Божьем (Лк 14:15 и след.). Своим П. к вере, общению и служению Господь хочет спасти человека. Он призывает его вернуться из мира, искаженного грехом, в мир праведности, с чужбины - на родину, в дом Отца (Лк 15:11-32), обратиться от печали и ложных друзей к радости (Лк 15:24; картина брачного пира, Мф 22:1 и след.), от вражды с Господом и людьми - к миру Божьему (Кол 3:15), от жизни бренной - к жизни вечной, от дух. бедности - к дух. богатству (Еф 3:16 и др.), из сообщества грешников перейти в Его Церковь и в Его Царство.

III. КОГО ПРИЗЫВАЕТ БОГ

Бог взывает ко всем людям (экклесиа, "церковь" происходит от калейн и означает букв. "призванные"), т.к. хочет спасения всех (1Тим 2:4). Милость Его безгранична. Даже если не все внемлют Его П. - а Бог никого не принуждает принять его (Мк 10:22), - Он не перестает желать всеобщего спасения. В Библии часто говорится о воле Господа (-> Избрание) к спасению всех людей, всего мира (Ин 3:16; 2Кор 5:19), и эта воля не ограничивается одним избран. народом (Израилем) или отдельными праведниками. И, видимо, только в вечности будет дан ответ на загадку, почему нек-рые люди не внимают П. Господа (Лк 14:18,24) или, приняв его, спустя нек-рое время вновь отпадают (см. Евр 6:4-6).

IV. С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ПРИЗЫВАЕТ БОГ

Бог может обращаться к людям разными способами: непосредственно (Исх 3:1 и след.), во сне (Мф 1:20), в видении (Ис 6:1 и след.). Но в большинстве случаев призыв осуществляется через свидет-во других людей (Лк 14:17). Передавать Божий П. другим - наиважнейшая задача каждого христианина: "дабы возвещать совершенства..." (1Пет 2:9). Бог также может призвать человека через оп-ред. событие в его жизни. Так, Он призвал блудного сына вернуться домой, заставив его голодать (Лк 15:14). В общем же вся история отношений Бога с людьми - это Его П. к покаянию и спасению.

V. КАК ЧАСТО ПРИЗЫВАЕТ БОГ Милосердие Божье безгранично (Пс 102:8), Его долготерпение велико (Рим 2:4). Он обращается к людям многократно (Евр 1:1 и след.). Кто слышит Его слово и внимает ему (Деян 2:37), у того есть возможность покаяться, обратиться и обрести Его милость. Но никому не дано знать, когда пробьет для него Божий час. И когда это случится, то может оказаться уже слишком поздно - как это произошло с фараоном (Исх 6-12).

VI. ОСОБЫЕ ПРИЗЫВЫ

Иисус призывает к Себе в ученики каждого, но не каждого допускает к пастырскому служению. Если же Господь принимает решение поставить пастыря, Он сообщает об этом общине (Деян 6:3-6; 14:23; 20:28; Тит 1:5; -> Должность, II,Б) и указывает вновь призванному место его служения (Деян 13:2). Видимая нужда в пастыре и чья-либо одаренность, а также проявляемые людьми склонности еще не свидетельствуют о призвании. Призвание может требовать одаренности и образованности (Деян 7:22), но оно не является их следствием (Иер 1:7-10). П., если он исходит непосред. от Бога (Ис 6:1 и след.; Иез 1:3 - 3:15; Лук 5:10; Ин 21:15-17; Деян 9:3-6; 26:12-18), может вначале вызвать сомнения у призванного (Иер 1:6; Иона 1:1-3; Моисей пытался отклонить Божий П. пять раз: Исх 3:11,13; 4:1,10,13). Но в конце концов воля Бога торжествует над всеми сомнениями и даже над открытым неповиновением (см. Иона 3:2 и след.).

VII. ПРИЗВАНИЕ, ДЕЛО

Если человек признает Иисуса Господом, то он не должен от Него ничего утаивать: этот человек всем своим существом, своими мыслями и поступками принадлежит Тому, Чьим учеником он стал. Бог создал человека (Быт 2:7) и наделил его талантами и способностями (1Кор 4:7), к-рые тот обязан реализовать (Лк 19:11-27). Бог желает видеть в человеке труженика, а не бездельника (Быт 1:28; 2:5; 1Фес 4:11 и след.; 2Фес 3:10 и след.). Т.о., христианин, будучи учеником Иисуса и творением Божьим, служит своему Господу. Служить он может в любом деле, к-рое совершается правед. путем. Лютер возражал против мнения, согл. к-рому призвание священника или монаха выше других призваний (1Кор 7:20). Для Бога любая деят-сть, если она совершается Именем Господа Иисуса (Кол 3:17), есть призвание. Так и Иисус Христос служит Своему Отцу, следуя Его заветам и проповедуя Его любовь.

Прикрывать
Прикрывать -> Покрывать, закрывать, повязывать.

Пример
Пример -> Образец, пример, прообраз.

Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление
I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1) основное значение евр. глагола киппэр, переводимого в Синод. пер. словами "примирять", "умилостивлять" и др. - "покрывать" (такой перевод также встречается в Синод. пер.); родств. ему сущ. кофэр означает -> выкуп (1). Принимая во внимание значения обоих слов, можно предположить, что речь идет о заглаживании некой -> вины путем принесения даров. Применительно к богослужению слово киппэр означает -> "жертвой искупить вину перед Богом и таким образом достичь -> прощения" (прежде всего в книгах Левит и Числа), но оно также встречается и в общем значении - "искупить вину перед тем, перед кем провинился";

2) греч. слово гиласкомай имеет широкое значение - от "уми-лостивить" (Бога или человека) до "подкупить". В Септуагинте этим словом обычно переводится евр. киппэр, в НЗ оно встречается только в Лк 18:13 ("будь милостив ко мне"), а в Евр 2:17; в 1Ин 2:2; 4:10 употреблено сущ. гиласмос. В НЗ чаще употребляется глагол (апо)каталлассо и сущ. каталлагэ (Рим 5:10,11; 11:15; 1Кор 7:11; 2Кор 5:18-20; Еф 2:16; Кол 1:20,22), а также диалассомай (Мф 5:24). Эти слова первонач. означали "произвести изменения", "обменять", "поменяться друг с другом" и "подмена", "путаница", а затем они также получили значение "примирение" и в этом значении использовались и в разговорном греч. языке.

II. УМИРОТВОРЕНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

"Умиротворение" в первую очередь означает "достижение примирения между людьми". Так, Иаков пытался умиротворить своего брата Исава, к-рый, как ему казалось, гневается из-за соверш. Иаковом обмана, выслав ему навстречу богатые дары (Быт 32:20). Муд-рый человек может умилостивить цар. гнев (Притч 16:14; ср. 25:15); но муж, жена к-рого изменила ему, не поспешит примириться с ней (Притч 6:34-15). Иисус заповедует верующему примириться со своим братом (по вере) перед принесением дара Богу (Мф 5:24). В 1Кор 7:11 "примириться" означает восста-новить распавшийся брак. Во всех перечисл. случаях подразумевается восстановление человеч. общения, разруш. в результате истинной или предполагаемой вины к.-л.

III. ПРИМИРЕНИЕ С БОГОМ

1) всякий грех, т.е. действие, противоречащее Божьей воле, ведет к нарушению общения между Богом и отдельным человеком или народом Божьим; Бог гневается за соверш. грех и заставляет испытывать его последствия (напр., посылая поражение в войне или голод) до тех пор, пока люди не искупят этот проступок, осудив виновных в нарушении Заповедей Бога, и тем заслужат примирение. Поэтому Ахан был истреблен вместе со всем своим семейством (Нав 7), а за кровавую вину Саула Давид выдал на казнь гаваонитянам семь его потомков (2Цар 21). Только кровь грешника способна искупить такой проступок и привести народ или страну к примирению с Богом (ср. Чис 35:33). Во всяком случае, это касается преднамеренных прегрешений, совершаемых "дерзкою рукою", и тяжких грехов, напр. грехов священников из дома Илия (1Цар 3:14);

2) наряду с этим у израильтян существовал и установл. Богом порядок, при к-ром определ. прегрешения, прежде всего невольные (Лев 4:2; 5:17), могли и должны были искупаться кровью жертв. животных, замещающей кровь грешника (см. особенно книгу Левит). Примирять таким способом народ Израиля, т.е. общество Господне как целое, с Богом, освобождая израильтян от последствий совершенного в их среде греха (ср. Втор 21:1-9), было задачей служения Аарона и его сыновей (1Пар 6:49) и вообще задачей храмового служения (Неем 10:33; ср. 2Пар 29:24). В любом случае средством такого примирения была -> кровь (животного). "Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ва-ши, ибо кровь сия душу очищает" (Лев 17:11). Действуя так по указанию Бога, священник, т.е. человек, достигал в указ. случаях, т.е. прежде всего при невольных прегрешениях (Чис 15:22-29), примирения, так что Бог прощал вину данному человеку или всему народу;

3) ветхозаветные жертвоприношения ограничены не только в своей "сфере действия", но и по сути своей не могут приводить к полному и продолжит. примирению с Богом. "Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек" (Пс 48:8,9). На вопрос: "С чем предстать мне пред Господом?" (Мих 6:6 и след.), - Михей отвечает так: "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (ст. 8). Но сделать человека достаточно чистым для того, чтобы он мог свободно предстать пред Господом (ср. Ис 6:3-5), ветхозаветные жертвоприношения не могли. Это указывало на необходимость нового, всеохватного примирения, к-рое должен был сотворить Сам Бог и намек на к-рое содержится у Исаии (ст. 7);

4) на этом ветхозаветном основании НЗ провозглашает, что жизнь и смерть Иисуса Назарянина дает окончат. и полное примирение человечества с Богом, в к-ром только и могут быть дарованы искупление и спасение. Ибо как через одного человека грех вошел в мир, а через грех - смерть, к-рая стала участью всех людей, потому что все согрешили, так и через праведность Одного пришло оправдание к жизни для всех людей (Рим 5:12,18). В качестве "милостивого и верного Первосвященника пред Богом" (Евр 2:17) Иисус Христос, принеся в жертву Свою кровь и Свою жизнь, искупил достойные смерти грехи людей (1Пет 1:18 и след.), обеспечив им тем самым необходимое примирение с Богом (Рим 5:10,11). "Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их" (2Кор 5:19; ср. 1Ин 2:2). Итак, Сам Бог, по Своей любви и милосердию, совершил это примирение (1Ин 4:10), даровал обреченным на смерть грешникам -> прощение их грехов и -> оправдание и вновь предложил им вступить в общение с Ним. Его цель - примирить с Собой во Христе "всё", всю вселенную (Кол 1:20). Чтобы примирение, сотвор. Богом для всех людей, достигло их и все они могли бы воспользоваться этим даром, каждый должен, услышав весть об этом примирении, принять ее верой. Поэтому Бог поручил "служение примирения" (2Кор 5:18-21) Своей Церкви, к-рая от имени Христова просит: "Примиритесь с Богом" (ст. 20). Принявший эту Благую Весть входит в состав нового человечества, обретая доступ к Отцу и пребывая с Ним в одном Духе (Еф 2:11-22).

Приношение, возношение, плечо возношения
I. ПОНЯТИЕ

Приношение [евр. терума] - священная -> подать, к-рая предназначалась для Господа, святилища или священника. Раввины утверждали, что с П. связана церемония, подобная -> потрясанию жертвы (пред Господом), однако это не находит подтвер-ждения в Библии.

II. ВИДЫ ПРИНОШЕНИЙ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) добровольные П. на строит-во и содержание святилища (Исх 25:2 и след.; 35:5 и след.; 36:3 и след.), на строит-во и содержание храма Соломона (4Цар 12:4 и след.; 22:4 и след.; 1Пар 29:2 и след.), для использования их в ритуале жертвоприношения (2Пар 30:24), на сооружение второго храма (Езд 8:25);

2) предписанная законом подушная подать: каждый израильтянин старше 20 лет обязан был давать половину сикля на святилище как П. Гос-поду (Исх 30:13 и след.; Мф 17:24,27);

3) возношение части жертвы. При жертвоприношении за грех из тельца вынимали внутренности - тук, почки и т.д. - и сжигали их на -> жертвеннике всесожжения (Лев 4:8 и след.); при совершении хлебного П. часть хлеба также сжигали, и это было "благоухание, приятное Господу" (Лев 2:9; 6:15; Иез 45:13 - в МТ, в отличие от Синод. пер., речь идет не о дани князю, а о П. Господу). Возношение при принесении "жертвы благодарности", или мирной жертвы, составляло один из четырех видов приношения (Лев 7:12 и след.);

4) хлебное возношение представляло собой лепешку, к-рую отдавали священнику (Чис 15:19 и след.; ср. Неем 10:37). Иуд. предание определяет в качестве минимального объема этого возношения 1/24 часть массы приготовленного теста; со времени разрушения храма лепешка сжигалась;

5) возношение левитов составляло десятую часть той десятины, к-рую они получали от народа; "десятину из десятины" левиты отдавали священникам в качестве "возношения Господу" (Чис 18:26 и след.; Неем 10:39);

6) П. священникам представляло собой определ. часть жертвы. Так, от волов и овец они получали "плечо, челюсти и желудок". Им причитались также "начатки" от хлеба, вина, елея и овечьей шерсти (Чис 18:11-13; Втор 18:3 и след.; Неем 13:5). В тех местах ВЗ, где в одном ряду с десятиной упоминаются П., речь идет о П. именно такого рода (2Пар 31:12; Неем 10:37-39; Мал 3:8), домочадцы священника могли есть предназначавшееся ему П. (Лев 22:1-16). П. хранились в храме в особых помещениях (2Пар 31:11 и след.; Неем 12:44; Мал 3:10), к-рыми заведовали специально назначенные начальники;

7) при посвящении Аарона в священники (Исх 29; Лев 8) на жертвеннике было сожжено т.наз. "плечо возношения" от "овна вручения"; Моисею, исполнявшему обязанности посвящающего священника, досталась грудь овна, к-рой он потрясал "пред лицем Господним". При последующих посвящениях в священники, как и при принесении жертвы благодарности, священник, совершавший этот обряд, получал обе эти части жертв. животного (Лев 7:34; 10:14 и след.; ср. Чис 6:20). Евр. слово шок, переданное в Синод. пер. как "правое плечо", обозначает бедро жертв. животного (Лев 7:32-34), плечо же по-евр. называется зероа (Чис 6:19; Втор 18:3).

Приношение воспоминания (приношение ревнования)
Приношение воспоминания (приношение ревнования) -> Брак (IV).

Принудительные работы
Принудительные работы. По словам Самуила, право вводить П.Р., равно как и право взимать десятину от урожая, призывать израильтян на воен. службу и др., принадлежит царю Израиля (1Цар 8:10-17). Хананейские письм. источники свидет-вуют, что соотв. правами обладали цари всех хананейских городов-государств. Самуил говорит о том, что сыновья израильтян должны будут возделывать цар. поля и собирать с них урожай (ст. 12). Но, видимо, эти работы предстояло выполнять немногим, поэтому бремя П.Р. не должно было восприниматься как слишком тяжелое. Гораздо более серьезным было предупреждение о том, что царь привлечет к П.Р. "рабов ... и рабынь ... юношей лучших ... ослов ... и употребит их на свои дела" (ст. 16). Всю тяжесть П.Р. народ испытал на себе во время строит-ва укреплений и дворца Давида (2Цар 5:9,11), а также при возведении храма, цар. дворца, городов для запасов и для колесниц по проекту Соломона. Оставшихся в стране хананеев (3Цар 9:15, 17-21), выполнявших тяжелую работу и служивших надсмотрщиками (2Пар 2:16,17; 8:4-8), было явно недостаточно для столь грандиозного проекта, поэтому Соломон был вынужден обложить повинностью весь Израиль (3Цар 5:13,14). Рабочие из израильтян привлекались к П.Р. на время, ежемесячно сменяя друг друга. Одним из таких рабочих был, вероятно, Иеровоам, сын Навата (3Цар 11:27,28). Увидев, что Иеровоам хорошо трудится, Соломон назначил его надсмотрщиком над всеми рабочими из "дома Иосифа". Вероятно, основная тяжесть работ лежала на десяти коленах Израиля, во всяком случае, они чувствовали себя наиб. угнетенными. Колено Иуды, видимо, было в основном освобождено от работ, на него не распространялся и новый административный порядок, т.к. в область Иуды не были назначены приставники (3Цар 4:7-19). После смерти Соломона десять колен Израиля под предводит-вом главного надсмотрщика Иеровоама потребовали облегчить им "жестокую работу" (3Цар 12:3,4). Но царь Ровоам грубо отклонил это требование, чем вызвал народные волнения. В результате Адонирам, начальник над израил. рабочими, к-рого Ровоам неосмотрительно послал парламентером, был побит камнями (ст. 16-18).

Природа, природный
I. Восхищение П. как таковой, без упоминания о ее Творце, чуждо Библии; поэтому в ВЗ соотв. слова нет вообще. Всё созданное (творение; -> Сотворение мира) существует только благодаря Богу, является исключит. местом Его творчества, Его произведением и одеянием, к-рым Творец окружает Себя. Развиваясь по Его законам, П. открывает доброту и могущество Бога, вызывает у человека изумление, вселяя в него благоговение пред Богом, а не перед ней самой (см. Иов 38 и след.; Притч 8:22 и след.; Пс 103; Мф 6:26,28). В Библии нет практич. никаких упоминаний о зарождении естеств. наук, исследующих действующие в П. законы. Этим объясняется и то обстоятельство, что природные явления, даже тщательно наблюдаемые, подвергаются весьма приблизит. классификации, о чем свидет-вуют, напр., перечисления, относящиеся к растит. и животному миру.

II. Библии не знакомо и столь привычное, напр. для греч. философии, противопоставление П. духу и духовности; античные авторы (философы) считали, что дух человека создан П. и связан с ней. Однако НЗ проводит четкое разграничение между природным и тем, что вызвано или обновлено -> Божьим Духом. Словом "природа" здесь переданы два разных греч. слова:

1) слова фюсис, фюсикос обозначают обусловленное биологич. происхождением физич. и духовное своеобразие и основанную на этом принадлежность к определ. виду (роду) (см. "природные ветви" в Рим 11:21,24), а также свойственные этому виду жизненные процессы (см. "естественное употребление" в Рим 1:26 и след.) и сложившийся порядок (1Кор 11:14). Подразумевается то общее, что свойственно и человеку и животному (физиологическое и инстинктивное) (см. 2Пет 2:12; Иуд 10);

2) слова псюхе, псюхикос обозначают относящееся к душе как движущей силе "живой твари" и включают в себя (понимаемое под "плотью и кровью") своеобразие смертного земного существа (см. 1Кор 15:44). -> Душа.

III. К природным составляющим -> человека, присущим ему как созданию, относятся как сфера тела, так и сфера души. Они подчиняются закономерностям земной жизни. Кр. того, человек как Божье создание, связан известными нравств. директивами (законами), к-рые изначально ему известны и даже язычником воспринимаются как обязат., независимо от Бога (Рим 2:14 и след.). Но вместе с тем человек от П. является частью падшего человечества и вместе с П. порабощен греху и смерти (Рим 5:12 и след.; 7:23). Именно поэтому "душевный человек" не может воспринимать то, что исходит от Духа Божьего (1Кор 2:14), именно поэтому от П. (т.е. по своему происхождению) он является "чадом гнева" (Еф 2:3). Спасение человека не мо-жет быть достигнуто совершенствованием его П.; только новое творение (2Кор 5:17), новое рождение от Бога позволяет человеку стать "причастником Божеского естества" (2Пет 1:4) и воссесть на небесах (Еф 2:6). Обновление завершается совлечением "тела душевного" и -> воскресением "тела духовного" (1Кор 15:44-49).

Прискилла
Прискилла [ласкат. форма имени "Приска" (лат. "старая, почтенная")], жена -> Акилы. В греч. тексте ап. Павел постоянно называет ее Приской (только в нек-рых рукописях в 1Кор 16:19 ее имя звучит иначе), в то время как в книге Деяния она названа уменьшит. именем П. Когда имп. Клавдий выслал из Рима всех евреев (эдикт Клавдия от 49 г. по Р.Х.), П. и Акила покинули город и переселились в Коринф. Павел в первое время своего пребывания в Коринфе жил в доме этой супруж. пары, занимаясь ремеслом, каким занимались П. и Акила, - изготовлением палаток (Деян 18:1-3). Затем он переехал в дом Тития Иуста, расположенный рядом с синагогой (ст. 7 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Супруги сопровождали Павла в его путешествии в Эфес; здесь они остались (ст. 18-21) и здесь же принимали у себя Аполлоса, наставляя его в вере и в учении (ст. 26). Когда Павел вновь прибыл в Эфес, в доме этой супруж. пары стала регулярно собираться местная община. Вместе с апостолом супруги направили в Коринф свои приветствия (1Кор 16:19). Павел назвал их своими сотрудниками, "которые голову свою полагали за его душу" (Рим 16:3 и след.). Возм., он имел в виду то, как они повели себя во время гонений в Эфесе (1Кор 15:32; 16:9; 2Кор 1:8 и след.); в таком случае они, видимо, покинули этот город вместе с Павлом и направились в Рим, где их дом вновь стал местом собраний церкви (Рим 16:3,4); сюда же, в Рим, Павел направлял им из Коринфа свои приветствия и рекомендации. Позднее супруги вновь жили в Эфесе (2Тим 4:19). Служение Господу так объединило П. и Акилу, что их всегда упоминали вместе, причем в греч. тексте в четырех случаях из шести имя жены названо первым.

Приставник, притеснитель
Приставник, притеснитель [евр. ногес] - чиновник, приставл. для наблюдения за ра-ботающими на принудит. работах (Исх 5:6, 10,13); это же понятие в других местах Синод. пер. передано словом "притеснитель" (Ис 9:3,4; Зах 9:8). В Ис 60:17 слово ногес (в Синод. пер. - "надзиратель") употреблено в ме-тафорич. значении. На егип. рисунках П. всегда держит в руках палку ( ср. Ис 9:4). -> Принудительные работы.

Пристройка
Пристройка -> Храм (III,1).

Притвор Соломонов
Притвор Соломонов. Портик, назв. в Синод. пер. притвором, располагался вдоль вост. стороны двора язычников в храмовом комплексе, построенном Иродом (Ин 10:23; Деян 3:11; 5:12) (-> Храм, VI). Почему этот портик был назван в честь Соломона, неиз-вестно. Возм., это связано с тем, что в вост. части окружавшей храм стены сохранилась древняя каменная кладка, относящаяся к перс. периоду или ко времени до вавил. пленения.

Притеснитель
Притеснитель -> Приставник, притеснитель.

Притча
Притча:

1) жанр П. был хорошо известен и широко использовался уже в ветхозаветные времена. Именно в этом жанре выдержано проклятие Иофама (Суд 9:7 и след.), рассказ женщины из Фекои (2Цар 14:6 и след.) и притча Нафана (2Цар 12:1 и след.). В НЗ эту традицию продолжил Иисус: Он часто использует П. в Своем благовествовании (Мф 13; Лк 12:13 и след.; 15:1 и след.; 16:19 и след.);

2) образным языком П. рассказывается об нравств. и духовных ценностях. Чаще всего речь идет о Царстве Божьем (Мф 13:24,31,33,44,45,47; 18:23; 20:1; 22:2). Необходимо учитывать, что в библ. П. иносказание строится не на характерных особенностях к.-л. лица или предмета, а на сходстве ситуации в целом. Поэтому следует помнить, что фраза "Царство Небесное подобно..." в Синод. пер. не вполне точно передает смысл оригинала;

3) иногда П., не ограничиваясь основной идеей, предлагает читателю сравнительные образы. В этом случае размывается грань между П. и аллегорией, в к-рой каждый образ имеет вполне конкретное значение. Это можно проследить на примере притчи о сеятеле (Мф 13:3-8,38-43). Еще более очевидные аллегории встречаются в Ев. от Иоанна: добрый пастырь (Ин 10) и Иисус, истинная виноградная лоза (Ин 15);

4) короткие П. часто сходны с афоризмами и пословицами (Мф 15:13,14; Лк 4:23; 6:39), поэтому разные исследователи называют разное число содержащихся в Евангелиях П. (всего их около 40). Собственно П. бывают, как правило, двух видов: в первом описываются типичные, постоянно повторяющиеся события, явления или процессы (напр., П. о закваске), а в основе второго лежит какой-то единичный случай, напр. П. о талантах (Мф 18:23 и след.) или П. о блудном сыне (Лк 15:11 и след.). Разновидностью П. являются поучит. истории, встречающиеся только в Ев. от Луки. В них нет иносказания, но представлена определ. модель поведения, к-рой следует либо подражать (Лк 10:30 и след.; ср. ст. 37: "Иди, и ты поступай так же"), либо, наоборот, к-рую нужно отвергать (Лк 12:16-21); позитивная и негативная модели поведения могут быть представлены и в одной П. (Лк 18:10 и след.);

5) значение и цель П. Иисуса заключается в том, чтобы явить одним и скрыть от других духовный смысл Его благовествования (Мф 13:10 и след.; Лк 8:10). Тот, кто не принимает Иисуса Христа и отклоняет Его Благую Весть, не сможет понять Его П. и раскрыть тайну божеств. величия: он не в силах осознать тот факт, что величие Бога открылось в личности Иисуса Христа. Своим же последователям Иисус открыл глаза, предоставив воз-можность познать Божью славу. П. ставят че-ловека перед нравств. и духовным выбором. Они - нечто большее, чем просто лит. произведение дидактич. характера, богатое аллегориями, афоризмами и пословицами. П. - это своеобразный лит. жанр, задачу к-рого нельзя сводить лишь к абстрактному "поучению". -> Тайна -> Басня.

Притчи Соломоновы
Притчи Соломоновы. Божьи установле-ния, касающиеся обыденной жизни, изложены в Законе Моисея в виде заповедей. Толкование этих заповедей в применении к конкретным случаям в народе Израиля было уделом мудрецов и нашло свое отражение в П.С.

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) евр. название книги - Мишлей (мн.ч. от машал), что означает "притчи", "сравнения", "уподобления", "метафорич. речь", т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Это название уже само по себе указывает на то, что в притчах содержится множество изречений, каждое из к-рых выражает определенную мысль и, будучи по смыслу самостоятельным, не нуждается в сопоставлении и соединении с предыдущими или последующими сентенциями. Впрочем, в Книге Притчей имеются и отдельные фрагменты, излагающие мировоззренческие основы библ. учения и состоящие из взаимосвязанных стихов (напр., гл. 8 и 9:1-6); кр. того, одна и та же мысль может быть выражена в нескольких стихах (3:5,6 и др.). Вопрос об источнике Притчей относится к происхождению как отдельных изречений, так и всей книги, всего их собрания;

2) согл. названию, П.С. восходят к царю Соломону или, как минимум, приписываются тому, кто своей мудростью снискал себе особую славу (3Цар 4:29-31; 2Пар 1:7-12). Согл. 3Цар 4:32, Соломон сочинил 1005 песен и 3000 притчей, так что Библия доносит до нас только часть их. Тем скорее можно предположить, что включены лишь те притчи, авторство к-рых не вызывало сомнений;

3) время, когда были собраны притчи и составлена книга, неизвестно. Подобно Книге Екклезиаста (ср. Еккл 12:8-10), она, по-видимому, не была полностью составлена самим Соломоном. Первые 24 главы уже существовали ко времени Езекии, к-рый распорядился присоединить к ним второе собрание притчей Соломона (Притч 25:1). Приложение к книге, возм., содержит речи двух древних ближневост. царей -> Агура (Притч 30) и -> Лемуила (Притч 31); впрочем, согласно иуд. традиции, имена "Агур" и "Лемуил" были прозвищами самого царя Соломона;

4) отдельные изречения не подчинены единой форме и в каждом отдельном случае их размер, форма и ритмика зависят от высказываемой мысли. В длинном фрагменте (Притч 10:1 - 22:16) мы находим преимущ. изречения-антитезы, состоящие из двух частей, но, помимо них, имеются и сравнения (Притч 10:26). Кр. того, читателю предлагаются уподобления (Притч 6:27-29) и загадки (Притч 30:4). Относительно продолжительные высказывания содержатся в Притч 30:10-33. Т.о., в этой книге пред-ставлены все виды поэзии премудрости;

5) принадлежность П.С. к канону в древние времена никогда не подвергалась сомнению. В НЗ она цитируется как Свящ. Писание (Рим 12:20; 1Пет 4:18; 2Пет 2:22).

II. СОДЕРЖАНИЕ

1) РАЗДЕЛЫ КНИГИ

Разделы книги П.С. следуют в произвольном порядке - трудно установить между ними какую-либо внутр. взаимосвязь (хотя такие попытки предпринимались как иуд., так и христ. исследователями). Невозможно также, исходя из содержания, четко разделить П.С. на разделы. Фиксированным остается только обознач. в тексте деление по внешним признакам. Так, можно выделить первое собрание П.С. (Притч 1-24), второе собрание П.С., составленное при Езекии (Притч 25-29), а также притчи Агура и Лемуила (Притч 30-31). Три заголовка делят первое собрание еще на три раздела: Притч 1:1 - 9:18; 10:1 - 22:16; 22:17 - 24:34. Но такое деление не определяется содержанием притч. Так, об одном и том же предмете говорится в разных местах, напр. о соблазне плениться чужой женой (Притч 2:16 и след.; 5:1-23; 6:24 - 7:27; 9:13-18). В притчах, собранных Езекией, почти дословно повторяются мысли, высказанные в первом собрании (Притч 25:24=21:9; 26:22=18:8; 27:11=23:15; 27:13=20:16). Это показывает, что в те времена порядку следования отдельных изречений составители не придавали особого значения; в то же время это не исключает вероятности того, что все изречения принадлежат Соломону, к-рый одни и те же мысли, вероятно, облекал в разную форму или высказывал неоднократно в разных контекстах. Кр. того, речь может идти о разных собраниях, к-рые впоследствии были объединены;

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Проследить основное идейное содержание П.С., следуя тексту, невозможно - для этого необходимо сопоставить рассеянные по всей книге изречения, касающиеся одного и того же предмета. Поскольку книга сообщает читателю основы мудрости, прежде всего следует задать вопрос о существе этой мудрости. Ее исток - в Боге, сотворившем мир (Притч 3:19) и упорядочившем его (ст. 20). Поэтому мудрость может быть только даром Бога (Притч 2:6), Который наставляет человека на пути, угодные Ему (4:14). Мудрость - это не всезнание, а только то, что способствует праведной жизни (4:11). Мудрый подчиняется установлениям Бога и ходит по Его стезям. Поэтому он благословен во всех делах (Притч 13:1-10). Поскольку мудрость всегда пребывает в Боге, исходит от Него и ведет к Нему, она никому не может способствовать в противлении Богу (Притч 21:1 и след.,30). При этом мудрость не является природным свойством человека, ее надо снискать (Притч 3:13) и научиться ей (Притч 24:14; 30:3); мудрость даже следует "покупать", ибо она стоит того (Притч 17:16; 23:23). Мудрость надо искать у людей разумных (Притч 10:13; 14:33), у праведных (Притч 10:31), к-рые сами живут по мудрости, и у смиренных (Притч 11:2). Знание об установленном Богом предназначении и о пределах собств. возможностей делает человека скромным и смиренным. Для восприятия мудрости необходима определ. готовность (Притч 2:2; 5:1), с к-рой следует принимать полезные советы (Притч 13:10). Кто хочет услышать мудрость только из любо-пытства, а затем поступает так, как ему нравится, тот остается закрытым для мудрости, она не может проникнуть в сердце такого человека (Притч 2:10). Кощунствующий (в Синод. пер. - "распутный"), в силу самой своей сути, никогда не достигнет мудрости, даже если очень стремится к ней (Притч 14:6). Из этого следует, что мудрость совершенно непостижима для глупцов (Притч 24:7). Поэтому мудрость не следует внушать глупому (Притч 23:9). Глуп же тот, кто надеется на себя (Притч 28:26): подчиняясь своим изменчивым желаниям, он никогда не последует прямым путем Господа. Царица Савская приезжала к Соломону, чтобы поучиться мудрости, а слушатели Иисуса не желали воспринимать Его мудрость, хотя Он больше, чем Соломон (Мф 12:42). Устами Иисуса говорит Божья мудрость (Лк 11:49). Выслушав притчи, противники Иисуса задаются вопросом, откуда у Него такая премудрость (Мф 13:54). Но апостолы знают, что Христос является премудростью (1Кор 1:30) и что слово мудрости дается Духом (1Кор 12:8). Основание всякой праведной мудрости - страх Господень. Он - начало познания, внутр. стержень в жизни, в то время как воспитание и наставление - только внешняя опора (Притч 1:7). Старательно ищущий мудрости познает страх Господень, к-рый только и способен дать мудрость, познание и разум (Притч 2:5,6). Страх Господень дает уверенность в жизни, являясь ее источником и способствуя ее продлению (Притч 10:27; 14:26 и след.; 19:23), ибо он удерживает от зла (Притч 3:7; 8:13; 14:2; 16:6). Попавший в беду из-за отсутствия страха Божьего напрасно станет взывать к Богу, Бог не ответит такому человеку (Притч 1:24-31). Поэтому следует ежедневно и беспрестанно пребывать в страхе Господнем (Притч 23:17). Исходя из этого, следует понимать отдельные наставления, касающиеся всех областей жизни. Изречения касаются и отношений между полами, они в метких зарисовках изображают, как распущенность женщины проявляется в нечистоте (Притч 11:22) и в стремлении к власти (Притч 19:13; 21:9; 27:15). Такое падение нравов выделяется на фоне благонравия и трудолюбия тех жен, к-рым вновь и вновь воздаются честь и хвала (Притч 11:16; 12:4; 14:1; 19:14). В книге указаны и нормы поведения мужчины: ему необходимо сохранять верность жене своей юности (Притч 5:18), он не должен заглядываться на других женщин (Притч 2:16; 6:26; 23:33). Красноречив и образ мужчины, вообразившего, что ему удалось одержать победу, в то время как его ведут, как вола, на убой (Притч 7:6-23). И во всех других областях жизни П.С. стремятся направить человека к мудрости. Здесь вскрываются причины нищеты, возникающей по вине самого человека (Притч 10:4; 20:13), указаны ее последствия (Притч 10:15). Но и богатому П.С. напоминают о его долге (Притч 14:31; 22:22). Истинное богатство заключается не в накопленных сокровищах (Притч 13:7; 19:1,22). Мудрость научает праведной молитве и умеренной жизни (Притч 30:7-9). Таково установление Бога, что существуют бедные и богатые (Притч 22:2; 29:13). Из прочих, часто затрагиваемых в П.С. проблемах, можно выделить проблемы преступности, нравственные проблемы - стяжательство, зависть, жадность (Притч 1:19; 15:27; 17:8; 23:6-8; 28:8,22), ложь (Притч 6:17; 8:13; 12:19-22; 13:5; 21:6; 29:12), лень (Притч 6:6-11; 10:4, 26; 12:11,24,27; 13:4; 21:25; 24:30 и след.; 26:14). Притчи не только бичуют нравств. язвы, но и восхваляют добродетели, напр. благотворительность (милосердие) (Притч 3:9 и след.; 11:17,24 и след.; 14:21,31; 21:3) и многое др.

Приход Царства Божиего на землю
Приход Царства Божиего на землю. Библия свидет-вует: Божьи деяния на земле направлены на достижение конечной цели, заключающейся в окончат. свершении извечно существовавшего Божьего замысла спасения (-> Царство Божие).

I. СРОК

Срок, когда Царство Божие придет на землю, остается тайной Божьей (Мф 24:36; Деян 1:7). Приближение конца времен имеет свои признаки. Это, с одной стороны, активизация сил зла, к-рые усиливаются во всем мире, открываясь в своей сатанинской богопротивности. С др. стороны, среди политич. (Мф 24:6), обществ. (2Тим 3:1 и след.) и религ. (2Фес 2:3; 2Пет 3:3; 1Ин 2:18) потрясений действует некая сдерживающая сила (2Фес 2:7), благодаря к-рой Евангелие проповедуется во свидет-во всем народам (Мф 24:14) и увеличивается число уверовавших в Христа язычников (Рим 11:25). Все эти процессы исполнены внутр. связи; события, след. одно за другим и влияющие друг на друга, ведут к определ. цели, знаменующей собой конец истории человечества.

II. СПОСОБ

Способ прихода царства Божьего неразрывно связан с видимым -> Вторым пришествием Иисуса Христа в откровении правды и славы Божьей (Мф 24:27; Деян 1:11; Откр 1:7), к-рое принесет с собой разделение людей на две категории. Осуществление Божьих обетований для верующих в Него произойдет посредством их восхищения (-> Взятие на небо) для встречи с Господом (1Кор 15:51 и след.; 1Фес 4:16,17; Откр 20:4-6). В этом "первом воскресении" верующие познают искупление тела (Рим 8:23), получат "венец жизни" (Откр 2:10; ср. 2Тим 4:8) и примут участие в суде над безбожным миром (1Кор 6:2). Они будут званы на "брачную вечерю Агнца" (Откр 19:7,9) и навсегда пребудут с Господом (1Фес 4:17). Исполнение Божьих обетований о врагах Господа начнется с победы над сатаной и его помощниками, к-рые будут низвержены и заключены в бездну (Откр 19:11 - 20:3). Разрушит. и губит. влияние сатаны прекратится на тысячу лет; в то же время влияние Иисуса и Его преображ. Церкви на народы земли скажется в том, что эти народы откроются для Божьей благодати (Ис 2:1-4; Мих 4:1-8; 7:11-17). Сила Св. Духа будет в это время беспрепятств. действовать на земле. По окончании этого периода сатана предпримет последнее наступление, но будет окончат. побежден (Откр 20:7 и след.). После всеобщего воскресения (ст. 13) для всего человечества настанет последний (Страшный) Суд, на к-ром человечество будет навеки разделено на спасенных и погибших. Конечно, милосердие Божье безгранично и Его воля к спасению распространяется на всех людей (Рим 11:32; 1Тим 2:4), но отвергающий Его милость и пренебрегающий ею обрекает себя на проклятие и на абсолютную удаленность от Бога (Мф 13:30,49,50).

III. ЦЕЛЬ ПРИХОДА ЦАРСТВА БОЖИЕГО

Извечный замысел Божий, данный нам в обетованиях, достигнет своего полного осуществления. Подтвердится достоверность Божьих обетований и предупреждений. Бог одержит полную победу над сатаной, грехом и смертью. Его правда, святость и милость восторжествуют на всей земле. Всем откроются Его небесная слава, Его величие и Его неогранич. власть и милость. Его имя будет святиться, Его воля будет и на земле, как на небе! Всякое влияние греха и смерти будет полностью устранено из нового мира Божьего (Мф 19:28; 1Кор 15:25 и след.; Откр 21:4, 27; 22:15). Этот вновь даруемый -> рай явится воплощением и осуществлением извечных замыслов Бога, в нем будут обитать правда (2Пет 3:13), мир и радость (ср. Откр 21:4). На этом Христос завершит Свое дело и навечно передаст Царство Отцу (1Кор 15:24, 27,28), Который есть "всё во всём" (ср. Еф 4:6). Все будут прославлять Его и молиться Ему (Флп 2:10,11; Откр 22:3-5).

Пришелец
I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в состав израил. общества наряду с "природными жителями" входили "пришельцы" (Исх 12:19; Лев 16:29; Чис 9:14), к-рые жили среди израильтян и на-ходились под защитой главы одного из колен. Они давали обязат-во придерживаться обычаев богоизбр. народа и пользовались определ. правами. Их называли "пришельцами" и "поселенцами" (Чис 35:15), "притеснять и угнетать" их было запрещено (Исх 22:21). Так как Господь Бог любит П., то их должны любить и израильтяне, в прошлом сами "пришельцы в земле Египетской" (Втор 10:18 и след.). В Законе неоднократно упоминается о том, что по отношению к П. необходимо быть милостивым (Втор 14:29; 16:11,14; 26:11). Выполнения предписаний, касающихся П., требовали также пророки (Иер 7:6; 22:3; Иез 22:7; Зах 7:10; Мал 3:5). Строго запрещалось судить П. "превратно" (Втор 24:17; 27:19). Хотя П. не принадлежали к святому народу (Втор 14:21), большинство из них обладало равными с израильтянами правами (Лев 24:22). Однако в нек-рых случаях они все же уступали в правах представителям богоизбранного народа. Так, израильтяне, вынужденные продать себя в рабство из-за бедности, в -> юбилейный год становились свободными, П. же оставались рабами навечно (Лев 25:45 и след.). Если израильтянин из-за нужды продавал себя в рабство П., то семья израильтянина могла в любое время выкупить его (ст. 47-49); также оговаривалось, что с ра-бом-израильтянином нельзя обращаться же-стоко (ст. 53). Хотя браки между израильтянами и дочерьми П. были запрещены, они все же имели место (Втор 21:10 и след.; Суд 14:1 и след.; Езд 9:1 и след.; 10:2);

2) П. были обязаны вместе с израильтянами участвовать в слушании Закона (Втор 31:12). Они были включены в завет Бога с Его народом (Втор 29:9-12) и могли быть приняты в общество Израиля в том случае, если совершали обрезание (Исх 12:48). П. наряду с левитами, сиротами и вдовами получали свою часть десятин в третий год (Втор 26:12). Кр. того, они имели право участвовать в праздниках Седмиц и Кущей (Втор 16:11). На них распространялся запрет на идолопоклонство (Лев 20:2), на кровосмесит. и развратные связи (Лев 18:26), на употребление в пищу крови (Лев 17:10), на работу в субботний день (Исх 20:10; 23:12) и на употребление в пищу квасного во время праздника Пасхи (Исх 12:19). Так же как израильтяне, П. должны были поститься в День искупления (Лев 16:29), испрашивать прощение за совершенные ошибки и не злословить на Господа Бога (Лев 24:16; Чис 15:26-31). Им разрешалось приносить жертвы Господу (ст. 14; Лев 17:8). П., спасавшемуся от мстителей за кровь, был открыт доступ в -> города-убежища (Чис 35:15). До тех пор пока П. не был обрезан, ему не разрешалось участвовать в празднике Пасхи; но, совершив обрезание, он мог принимать участие в богослужениях наравне с евреями.

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Слово "пришелец" употребляется в НЗ по отношению к земной жизни верующего человека (1Пет 1:1; 2:11; Евр 11:13). "Истинный град" любого христианина находится на небесах (Флп 3:20; Евр 13:14; -> Жилище, III); живя в мире сем, христианин испытывает на себе его враждебность. Язычники, вошедшие в состав народа Божьего через веру в Иисуса Христа, становятся уже не П., а полноправными членами общества Господня (Еф 2:19).



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz