Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Фридрих А.Брокгауз
Библейский словарь

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


« Указатель

Ремеф
Ремеф, город в уделе Иссахара (Нав 19:21), возм., тождествен левит. городу -> Иармуфу (2) или -> Рамофу (2). Ученые полагают, что Р. - это совр. Кохав-ха-Ярден, в 11 км сев. Бет-Шеана. Реммон
Реммон -> Риммон (3).

Ремфан
Ремфан [евр. Кийюн], бог звезды, к-рого израильтяне почитали во времена странствования по пустыне (Деян 7:43). Это звездное божество, аккад. Кайавану (Сатурн), в Амос 5:26 упомянуто вместе с богом Сиккутом (в Синод. пер. - с Молохом). Использованное в Синод. пер. имя "Ремфан" восходит к Септуагинте (Райфан), где оно употребляется вместо евр. Кийюн.

Ресен
Ресен, ассир. город между -> Ниневией и -> Калахом (Быт 10:12). Возм., это совр. Саламие, располож. прим. в 5 км сев. Калаха.

Реума
Реума, наложница Нахора, брата Авраама (Быт 22:24).

Рефаил
Рефаил [евр. Рефаэл, "Бог исцелил"], левит. привратник, сын Шемаии из рода Овед-Едома (1Пар 26:7).

Рефаимская долина
Рефаимская долина -> Долина Рефаимов.

Рефаимы
Рефаимы -> Исполины.

Рефаия
Рефаия [евр. Рефая, "Господь исцелил"]:

1) потомок Иссахара, сын Фолы (1Пар 7:2);
2) один из вождей колена Симеона во времена Езекии (1Пар 4:42 и след.);
3) сын Хура, начальник Иерусалимского полуокруга во времена Неемии (Неем 3:9);
4) потомок Зоровавеля (1Пар 3:21);
5) потомок Ионафана, сына Саула (1Пар 8:37; 9:43).

Рефай
Рефай [евр. Рефах, "богатый всяким добром"], ефремлянин, очевидно, сын Берии. Предок Иисуса Навина (1Пар 7:25).

Рефидим
Рефидим (от евр. глагола "распространяться"), место, где израильтяне располагались станом на пути к Синаю (Чис 33:14). Здесь Моисей ударом жезла добыл воду из скалы (Исх 17:1-7); здесь же на израильтян напали амаликитяне (ст. 8-16). Возм., что забивший из скалы источник - это совр. ручей Вади-Рафайид, находящийся прим. в 20 км сев.-зап. Синая.

Реха
Реха, город в Иудее, местонахождение к-ро-го неизвестно (1Пар 4:12).

Рехав (Рихав)
Рехав (Рихав) (от евр. "скакать верхом"):

1) сын Реммона Беерофянина, к-рый вместе с братом Бааной убил Иевосфея (2Цар 4);
2) кинеянин, отец Ионадава (4Цар 10:15; 1Пар 2:55). -> Рехавиты;
3) отец Малхии, начальника Бефкаремского округа во времена Неемии (Неем 3:14).

Рехавиты
Рехавиты, потомки -> Рехава (2). Ионадав, сын Рехава и родоначальник рода Р., запретил своим потомкам пить вино, строить дома, сеять хлеб, разводить виноградники или ухаживать за ними. Всю свою жизнь они должны были жить в шатрах (Иер 35:6 и след.). Р. соблюдали заповедь своего праотца, и только вторжение Навуходоносора заставило их переселиться в Иерусалим (ст. 8-11). Послушание Р. Господь противопоставил непокорности жителей Иудеи (ст. 12-17) и дал Р. обетование сохранить их (ст. 18-19) во время исполнения суда над Иудеей. Во времена Ахава, когда народ Израиля стал жить богаче, а нек-рые семьи просто утопали в роскоши, в страну проникло идолопоклонство. -> Ионадав же придерживался простой жизни жителей пустыни и верно служил Господу (см. 4Цар 10:15 и след.,23). Р. уже самим своим существованием напоминали о Боге отцов и о необходимости вновь обратиться к Нему. В наст. время в Месопотамии и в Аравии существует секта Р., утверждающая, что продолжает традиции Р. Ветхого Завета. -> Кинеяне.

Рехавия
Рехавия [евр. Рехавья и Рехавьяху, "Господь проявил щедрость" или "Господь приумножил (распространил)"], сын Елиезера, внук Моисея (1Пар 23:17; 24:21; 26:25).

Рехов
I. Вероятно, кр. ф-ма от -> Рехавии:

1) отец Адраазара, царя Сувы (2Цар 8:3,11);

2) левит, вместе с Неемией подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:11).

II. "Свободное место":

1) погран. город в уделе Асира, переданный левитам (Нав 19:28,30; 21:31);

2) город на пути в Емаф, самая сев. точка, к-рой достигли соглядатаи израильтян, посланные в Ханаан Моисеем (Чис 13:22). Возм., тот же город, что и -> Беф-Рехов. Очевидно, ему тождествен и город Рехов, или Беф-Рехов, во времена Давида упоминаемый как сирийский (2Цар 10:8). Этот же Рехов, или Беф-Рехов сирийцев, комментаторы отождествляли и с Рихавом, располож. в 19 км сев.-вост. Джераша, на вост. берегу Иордана, или с Эр-Рухебе, что в 42 км сев.-вост. Дамаска. -> Сирийцы, Сирия (I,2);

3) еще один Р. упоминается уже в списке городов, захвач. Тутмосом III и Шешонком (библ. Сусакимом), а также на одной из надписей в Бет-Шеане. Это холм Телль-эс-Зарем (сев. израил. Рехова), в 5 км юж. Бет-Шеана.

Реховоф
Реховоф ("пространные места", "свободные места"):

1) колодец, к-рый рабы Исаака выкопали в пустыне Негев (Быт 26:22) и на владение к-рым герарские пастухи уже не претендовали. Совр. Хорвот-Реховот, лежащий в 35 км юго-зап. Беэр-Шевы;

2) "Реховоф, что при реке" (Быт 36:37; 1Пар 1:48), родной город -> Саула, царя эдомского. Возм., отзвук наименования города сохранился в названии реки Сейл-эр-Рехаб, левого рукава Вади-эль-Курахи (т.е. нижнего течения Вади-эль-Хеза), прим. в 15 км выше места его впадения в Мертвое море.

Реховоф-Ир
Реховоф-Ир, пригород -> Ниневии (Быт 10:11).

Рехум
Рехум (от евр. "смилостивиться"):

1) перс. чиновник (-> Советник) в Самарии, написавший письмо Артаксерксу с целью воспрепятствовать восстановлению Иерусалимской стены (Езд 4:8 и след.,23);

2) один из пред-водителей израильтян, вернувшихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2). В Неем 7:7 он, вероятно, в результате ошибки переписчика, назван Нехумом;

3) один из началь-ников левитов, к-рые вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:3);

4) левит, сын Вания. Помогал при восстановлении стены в Иерусалиме (Неем 3:17);

5) израильтянин, вместе с Неемией подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:25).

Рецеф (Рецев)
Рецеф (Рецев) ("раскаленный камень"), город, завоев. ассирийцами (4Цар 19:12; Ис 37:12) [ассир. Разаппа]. Это название встречается в ассир. надписях, обозначая разные населенные пункты. Вероятно, это совр. Резафе, располож. прим. в 130 км сев.-вост. развалин древней Пальмиры.

Рецин
Рецин (возм., "источник"):

1) последний сир. царь, правивший в Дамаске. В клинописных надписях Тиглатпаласара III он назван Рацоном. Р. наравне с израил. царем Менаимом платил дань ассир. царю (743 г. до Р.Х.). Вместе с израил. царем -> Факеем Р. стремился принудить Иудейское царство к союзу против Ассирии; видимо, именно в этом заключалась цель воен. действий, начатых сирийцами и ефремлянами (4Цар 15:37; Ис 7:1,4,8; 8:6). Р. завоевал Елаф (4Цар 16:6). Тогда -> Ахаз, несмотря на предостережение Исаии, обратился за помощью к Тиглатпаласару, к-рый в 732 г. до Р.Х. завоевал Дамаск и убил Рецина (ст. 9);

2) родоначальник семейства нефинеев, возвратившихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:48; Неем 7:50).

Решетка
Решетка:

1) жертвенник всесожжения в скинии до половины своей высоты был окружен сетчатой медной Р. (Исх 27:4,5; 38:4). К четырем углам Р. были прикреплены кольца, в к-рые вдевались шесты (Исх 38:5). -> Алтарь;

2) под Р., о к-рую споткнулся Охозия (4Цар 1:2), подразумеваются перила на крыше или Р. на окне верхних покоев его дома. Подобные Р. устанавливались прежде всего на окнах, располож. на наружной стене дома и выходивших на улицу (Суд 5:28; Притч 7:6; Песн 2:9). -> Дом, строительство дома.

Решето, просеивать
Решето, просеивать. Обмолоченное зерно очищали, пропуская его через Р. (Ам 9:9). Иисус говорит об искушениях сатаны, с к-рыми тот приступает к ученикам: "Сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу" (Лк 22:31).

Решеф
Решеф ("пожар", "пламя"), ефремлянин, очевидно, сын Берии (1Пар 7:25).

Ржа
Ржа -> Хлебная ржавчина.

Ржавчина
Ржавчина, красно-бурый налет на железе, образующийся в результате окисления и ведущий к разрушению металла. В Иез 24:6,11 и след. Р. [евр. хэла; в Синод. пер. - "накипь"] является символом нечистоты, греха Иерусалима. Греч. слово иос (Иак 5:3) обозначает не только Р. на железе, но и зеленый налет на меди или латуни, а также потускнение благородных металлов. Ржа [греч. бросис, "разъедание"], упомянутая в Мф 6:19 и след. вместе с "молью", возм., обозначает какое-то насекомое.

Рибай
Рибай [евр. Ривай, "да рассудит Господь"], вениамитянин из Гивы, отец Иттая, одного из храбрых у Давида (2Цар 23:29; 1Пар 11:31).

Рибла
Рибла, место на сев.-вост. границе Ханаана (Чис 34:11). Его точное местоположение неизвестно.

Ривла
Ривла, город в земле Емафской (4Цар 23:33; Иер 39:5), ныне Риблех на р. Оронт, в 34 км юж. Хомса (см. карту на стр. 219). В 608 г. до Р.Х. в Ривле располагалась ставка фараона Нехао (Нехо), а в 586 г. до Р.Х. - ставка Навуходоносора, к-рый приказал ослепить здесь Седекию, а его сыновей, как и других высо-копостав. иудеев, казнить (4Цар 25:6,7; Иер 39:5-7).

Ригия
Ригия, порт. город на юж. побережье Италии, ныне Рефио-ди-Калабрия. В Р. останавливался Павел по пути с Мальты в Рим (Деян 28:13).

Рим
I. Город Р. был основан в 753 г. до Р.Х. на берегах р. Тибр. Первонач. поселения располагались на холме Палатин, впоследствии же были заселены и соседние холмы - Капитолий и Квиринал, а затем Целиев холм, Авентин, Эсквилин и Виминал. Поэтому Р. называют городом на семи холмах (ср. Откр 17:9). Он был столицей царства (по 510 г. до Р.Х.), а затем столицей республики (510-27 гг. до Р.Х.), к-рая в результате многочисл. войн завоевала Аппенинский п-в и все Средиземноморье. С началом единовластия -> Августа Р. стал им-перией и мировой державой. Под своей властью он объединил все известные земли, а "Римский мир" (Pax Romana) стал символом надежды на политич. освобождение. Возвращаясь из завоеванных стран, римляне приносили в свой город верования в богов покоренных народов и сооружали этим богам храмы. При этом все сильнее проявлялось стремление воздавать правящему императору божеств. почести. В Риме концентрировалась вся политич. и религ. власть.

II. ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРИТЯЗАНИЕ РИМА НА МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО встретило со-противление со стороны избранного Богом израил. народа (-> Зилоты), к-рый надеялся, что на земле будет установлено Царство Господа и что столицей этого Царства станет Иерусалим. Лишь после кровавого подавления двух восстаний (66-73 гг. и 132-135 гг.) Р. окончат. удалось стать победителем в этом противоборстве. Первые контакты между Р. и иудеями произошли в 161 г. до Р.Х., когда Иуда Маккавей заключил с Р. договор о взаимной помощи (-> Маккавеи). В 63 г. до Р.Х. Помпей, покорив Сирию, присоединяет к Римской империи и Иудею. Нек-рое время Р. относился лояльно к местным князьям из рода -> Ирода Великого; но в 6 г. по Р.Х. Иудея и Самария становятся рим. провинциями, к-рыми управляет наместник. Резиденция наместника находилась в Кесарии, на Средиземноморском побережье. Порабощенные евреи были обязаны платить римлянам подати (Мф 22:17-21). Во время правления имп. Августа родился Иисус (Лк 2:1-7), на пятнадцатом году царствования Тиберия (-> Тиверий) явился Иоанн Креститель (Лк 3:1 и след.); в царствование того же императора состоялось распятие Иисуса. При -> Клавдии из Р. были выселены евреи (Деян 18:2); -> Нерон был тем императором, суда у к-рого потребовал Павел (Деян 25:11). Предсказанное Иисусом разрушение Иерусалима (Мф 24; Лк 19:41-44) совершил рим. военачальник Тит, впоследствии также ставший императором. Когда первые христиане стали разносить Благую Весть во все концы земли, неоценимую услугу в этом им оказали такие обстоят-ва, как огромные масштабы самой империи, объединившей в себе множество стран, а также распространение греч. яз. как языка межнац. общения. Но по-требовалось немного времени, чтобы эта ми-ровая империя начала кровавые гонения на христиан и их истребление. Р. превратился в зверя, все пожирающего и попирающего, преисполненного богохульных имен, в блудницу, упоенную кровью святых; но этой блуднице предсказан неминуемый суд (Дан 7:7; Откр 14:8; 16:19; 17:3-6,9,18; 18:2,10,21).

III. Имп. Клавдий издал указ о выселении всех евреев из Р. (-> Акила и -> Прискилла) (Деян 18:2). В Р. рано возникла христ. церковь, к-рой -> Павел направил одно из своих посланий (-> Послание к Римлянам, Рим 1:7,15; 15:23). Сам Павел не был основателем рим. церкви, но хотел посетить ее, возм., для того, чтобы сделать ее отправным пунктом будущих миссионерских путешествий на запад (в Испанию, Рим 15:23,24; Деян 19:21; 23:11). Павел апеллировал к суду императора и был доставлен в Р. как узник. Тем не менее вначале он мог проповедовать здесь беспрепятственно (Деян 28:16,31). Возм., этой проповедью Евангелия в столице тогдашнего мира был завершен опред. этап всемирной христ. миссии. В Р. Павел написал свои послания к ефесянам и колоссянам, а, возм., также Послание к Филиппийцам, Послание к Филимону и, согл. 2Тим 1:17, Второе послание к Тимофею. Апостол, находившийся в заточении в Р., констатировал: "Для слова Божия нет уз" (2Тим 2:9). Исследователи полагают, что в Р. было написано и Первое послание Петра, поскольку под "Вавилоном" в 1Пет 5:13, видимо, подразумевается Р. (см. выше, II). Из этого же места Свящ. Писания следует, что в Р. в это время находился -> Марк, к-рый, возм., написал здесь свое Евангелие.

Римляне
Римляне. В Библии Р. - это не только жители Рима, столицы империи, подчинившей себе многие народы (Ин 11:48; Деян 25:16; 28:17), но и все те, кто имел рим. гражданство, к-рое могло быть получено при рождении или приобретено каким-л. образом (Деян 16:21,37 и след.; 22:25-29). Рим. гражданин имел ряд привилегий. В отношении его запрещалось применять насилие, напр. связывать или бичевать без вынесения приговора, его нельзя было казнить через распятие, в случае судебного разбират-ва он мог обратиться в суд императора, к-рый в таком случае был единств., кто мог вынести решение по его делу (Деян 25:10 и след.; 26:32).

Риммон (Реммон)
Риммон (Реммон) ("гранатовое яблоко"):

1) скала, на к-рой искали спасения 600 вениамитян, бежавших в сторону пустыни (Суд 20:45,47; 21:13). Ученые предполагают, что она находится вблизи Риммонима, в 18 км сев.-вост. Иерусалима. В большой пещере (Шкаф-Дахер), располож. юж. этого места, могли укрыться 600 человек;

2) левит. город в уделе Завулона (Нав 19:13; 1Пар 6:77); вероятно, его можно отождествить с -> Димной. Это совр. Бет-Риммон, в 10 км сев. Назарета.

3) город в уделе Симеона (Нав 19:7; 1Пар 4:32; Зах 14:10). Ср. -> Ен-Риммон -> Аин.

4) -> Хадад (I,1).

Римнон-Фарец
Римнон-Фарец ("гранатовое дерево расщелины"), место, где израильтяне располагались станом в пустыне (Чис 33:19), вероятно, совр. Накаб-эль-Биджар, прим. в 30 км от сев. берега залива Акаба.

Римский язык
Римский язык -> Латинский язык.

Ринна
Ринна ["вопль (ликования или жалобы)"], израильтянин из колена Иуды, сын Симеона (1Пар 4:20).

Риса
Риса [греч. Реса], потомок Зоровавеля, предок Иисуса Христа (Лк 3:27).

Рисий
Рисий [евр. Реи], приближ. Давида, не поддержавший притязания Адонии на престол (3Цар 1:8).

Рисса
Рисса (от глагола "окроплять"), место стоянки израильтян во время странствования по пустыне (Чис 33:21); предположит. это Эль-Кунтилла, лежащая прим. в 60 км сев.-зап. Акабы на главной дороге в Эль-Кусейму (Ацмон).

Ристалище
Ристалище - так в Синод. пер. передано греч. слово стадион, к-рое, как и в рус. яз., означает арену для спортивных состязаний (1Кор 9:24-26). Ап. Павел в своем служении уподобляет себя бегуну, к-рый должен бежать по обознач. трассе. Он призывает коринфян брать пример с таких состязующихся и, подобно им, прилагать все усилия для получения награды. -> Игра (III).

Ритор
Ритор. В Деян 24:1 под словом "Р." [греч. ретор] подразумевается адвокат, представляющий перед рим. наместником сторону жалобщика.

Рифат
Рифат, племя, происходящее от Гомера (Быт 10:3; 1Пар 1:6). Ученые предполагают, что Р. жили в Пафлагонии или в верхнем течении Евфрата, в районе города Арипсы (название к-рого встречается в хеттских текстах из Богазкёя), располож. вблизи Эрзурума.

Рифма
Рифма ("куст дрока"), место между Асирофом и Римнон-Фарецом, где израильтяне останавливались во время своего странствования по пустыне (Чис 33:19). Возм., это совр. Вади-Абу-Ретемат, располож. прим. в 20 км сев.-зап. Кадеш-Барнеа (библ. Кадес-Варни).

Рихав
Рихав -> Рехав (1,2).

Риция
Риция [евр. Рицъя, "благодатный", "приятный"], израильтянин из колена Асира, сын Уллы (1Пар 7:39).

Рицпа
Рицпа ("раскаленный камень", "горящий уголь" или "булыжная мостовая"), дочь Айя, наложница Саула. Авенир после смерти Саула вступил с Р. в любовные отношения, что стало поводом для его ссоры с Иевосфеем (2Цар 3:7 и след.). Оба сына Рицпы, Армон и Мемфивосфей, были среди тех потомков Саула, к-рых Давид выдал на казнь гаваонитянам. Р. оставалась у тел мертвых сыновей, отгоняя от них птиц и диких зверей. Узнав об этом, Давид позаботился о погребении казненных (2Цар 21:8-14).

Робость
Робость -> Смущение, страх, испуг, робость, боязливость.

Ровоам
Ровоам [евр. Рехавам, "родственник (досл. "народ") проявил щедрость" или "народ размножился, распространился"], сын Соломона и аммонитянки Наамы (3Цар 14:21), правивший Иудейским царством в 926-910 гг. до Р.Х. (3Цар 12:1-24; 14:21-31; 2Пар 10-12). Р. был 41 год, когда после смерти отца он унаследовал престол. На собрании народа в Сихеме Р., по совету своих молодых друзей, отказал возглавляемым Иеровоамом израильтянам в просьбе облегчить лежащее на народе бремя повинностей, в результате чего десять колен отпали от Иудейского царства. Только колено Иуды и часть колена Вениамина (а также не отмеченное особо колено Симеона) остались верны династии Давида. Адорам (Адонирам), ответств. за сбор податей, был побит камнями. Р. бежал в Иерусалим, а Иеровоам стал царем Северного царства. Так исполнилось слово Господа (3Цар 12:15). Поход против бунтовщиков был предотвращен Самеем (ст. 21-24), но два царства продолжали пребывать в состоянии войны (3Цар 14:30). Р. строил укрепления и готовился к воен. действиям (2Пар 11:5-12).

Города, укрепленные Ровоамом; 926-910 гг. до Р.Х. Все они, за исключением Аиалона, находились в области, которая избежала нападения фараона Шешонка в 922 г. до Р.Х. (ср. с картой к статье -> Сусаким). Священники и левиты из Израильского царства переселялись в Южное царство, и в первые три года своего правления Р. удерживал Иудейское царство на путях Давида и Соломона (ст. 13-17). Но затем жители Иудеи стали делать неугодное пред очами Господа. Они сооружали святилища на высотах, устанавливали освящ. камни и статуи языч. божеств, практиковали культовую проституцию в честь богини плодородия (3Цар 14:22-24). На пятом году царствования Р. Иудею постиг Божий суд, орудием к-рого стало войско фараона Сусакима (Шешонка); хотя Р. и князья смирились перед Богом и были помилованы, храм и цар. дворец оказались разграбленными (2Пар 12:1-12). Общий приговор царствованию Р. был таков: "И делал он зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа" (2Пар 12:14). У Р. было 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей. Его престол унаследовал Авия, сын от Маахи, к-рого Р. выделял среди своих сыновей и еще при жизни собирался сделать царем. Кр. того, он благоразумно разослал остальных своих сыновей по городам в уделах Иуды и Вениамина, дав им богатое содержание (2Пар 11:21-23).

Рог
Рог [евр. кэрэн = первонач. "остриё"; греч. керас].

I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в ВЗ упоминаются Р. баранов, козлов и других животных (Быт 22:13; Втор 33:17; Иез 34:21 и др.). Р. являлся символом силы и власти (2Пар 18:10; Мих 4:13), как направленной против Бога (Иер 48:25), так и полученной от Него (1Цар 2:1; Пс 88:18,25; 131:17; Иез 29:21);

2) в ветхозаветных и новозаветных пророчествах Р. символизировал мировые державы, враждебные Царству Божьему (см. Дан 7:7 и след.; 8:3 и след.; Откр 13:1 и след.; 17:3). Но и Агнец Божий имеет семь Р. как знак Своей неоспоримой власти (Откр 5:6).

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) выступы на четырех углах жертвенника всесожжения (Исх 27:2; 38:2) и жертвенника курения (Исх 30:2 и след.; 37:25; -> Жертвенник всесожжения -> Жертвенник курения) назывались Р. В Лк 1:69 Христос назван "рогом спасения", возм., в этом названии отражена идея окропления жертвенной кровью рогов жертвенника (Лев 4:25,30,34; 8:15; 16:18). Р. служили защитой тому, кто брался за них, в частн. человеку, совершившему непредумышленное убийство (1Цар 1:50 и след.);

2) точно не установлено, что подразумевается под "рогом с елеем" (1Цар 16:1,13; 3Цар 1:39): Р. какого-либо животного, напр. быка, или металлич. сосуд в форме Р.;

3) -> Музыкальные инструменты.

Рогель (Ен-Рогел)
Рогель (Ен-Рогел) ("источник сукновалов"), водный источник, или колодец, располож. юго-зап. Иерусалима (Нав 15:7; 18:16; 2Цар 17:17; 3Цар 1:9) и называемый также Драконовым источником. Совр. Бир-Эйюб ("колодец Иова") в долине Кедрона.

Роглим
Роглим, город на вост. берегу Иордана, родина Верзеллия (2Цар 17:27; 19:31), возм., совр. Берсиния, в 8 км юго-зап. Ирбида.

Род
I. ИНСТИТУТ РОДА У ИЗРАИЛЬТЯН

Р. - это совокупность нескольких родств. семейств; несколько Р. образуют колено (племя), а несколько колен - народ. Институт Р. имел важное значение для израильтян, т.к. в основе полит. и обществ. жизни народа лежал принцип деления на колена, Р. и семейства (=дома). Социальный статус каждого человека, равно как и его личная жизнь, определялись в первую очередь принадлежностью к Р. Это относится прежде всего к ис-тории колен Израиля, а также - к эпохе царей, ко времени после вавил. плена и, с нек-рыми оговорками, к новозаветным временам.

II. ПОНЯТИЕ "РОД" В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В евр. Библии шесть слов передают значение понятия "Р.". В Синод. пер. этому понятию соответствуют слова: "племя" [Суд 6:15: евр. элеф - букв. "тысяча"]; "дом" [3Цар 15:27: евр. байит]; "род" [Втор 29:18: евр. мишпаха; Быт 15:16: евр. дор - букв. "поколение"; Чис 1:20: евр. толедот]; "семя", "потомство" [Быт 3:15: евр. зера]. Евр. слова, тесно связанные друг с другом, передают понятие "Р." многозначно.

III. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

Основные значения слов, связанных с понятием "род":

1) слово мишпаха обо-значает часть колена (напр., 1Цар 10:21 - в Синод. пер. - "племя") или совокупность нескольких родств. семейств (напр., Быт 24:38 - в Синод. пер. - "племя"); слово мишпаха может переводиться и как "племя" (напр., Суд 13:2; Лев 25:47). Оно может подразумевать также людей, имеющих общее происхождение и проживающих в одном и том же месте (напр., Лев 25:10 - в Синод. пер. - "племя"), или людей, имеющих общее происхождение и занимающих одинаковое положение в обществе, а также занимающихся одним и тем же ремеслом (напр., 1Пар 2:55 - в Синод. пер. - "племена"; ср. 3Цар 11:14; Деян 4:6; в отношении Христа: Откр 22:16 - в Синод. пер. - "потомок"; греч. генос);

2) слово дор подразумевает поколение современников (напр., Быт 15:16; Еккл 1:4). Выражение "из рода в род" (т.е. "из поколения в поколение") может означать не имеющее пределов время - "всегда", "бесконечно", "беспрерывно" (см., напр., Исх 3:15). Словом дор могут также обозначаться похожие по складу ума и характера люди - как нечестивые (напр., Иер 7:29), так и праведные (напр., Пс 111:2);

3) слово зера (букв. "семя") обозначает потомков одного человека (напр., Быт 15:18), при этом часто имеется в виду "последующий род" (см., напр., Втор 29:22), реже - "прежний род" (напр., Иов 8:8). Как и слово дор, зера также обозначает людей, похожих по складу ума и характера: так, в Пс 111:2 эти понятия равнозначны;

4) под словом толедот (букв. "происхождение") подразумеваются "потомки", "поколение", "история происхождения". Этим словом обозначается история или генеалогия отдельного семейства (Быт 5:1 и др.; ср. Деян 17:28 и след.; греч. генос).

Рода
Рода ("роза"), служанка Марии, матери Иоанна Марка (Деян 12:12-15).

Родители
Родители -> Воспитание.

Родить, родиться
I. О значении слов "родить", "родиться" (Втор 4:25; 28:41; Притч 23:22) -> Отец -> Мать -> Сын -> Дочь -> Рождение.

II: 1) в метафорич. значении слово "родить" может употребляться, когда говорится о Божьих делах творения (Втор 32:18; Иов 38:28 и след.); а также в тех случаях, когда человек переносит свои взаимоотношения с Богом на идолов (Иер 2:27);

2) в Деян 13:33; Евр 1:5; 5:5 приведены пророч. слова из Пс 2:7: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя", - о рождении -> Иисуса Христа; ср. -> Имена Иисуса Христа (II,А,2);

3) о возрожденных верующих (1Пет 1:23; -> Возрождение) говорится, что их родил Бог словом истины (Иак 1:18) или апостол родил их во Христе благовествованием (1Кор 4:15; Флм 10). Ср. -> Сын (I,3).

Родос
Родос ("остров роз"), средиземноморский остров у юго-зап. побережья Малой Азии, богатый пресной водой и лесом. Столица Р. носит то же название. В древности этот город был важным культурным и торговым центром. Павел побывал здесь во время своего последнего путешествия в Иерусалим (Деян 21:1).

Родословие
I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1) Р. - это список лиц, перечисленных в хронологич. порядке по семьям, родам или племенам (коленам). Почти все древние народы с развитой культурой уделяли большое внимание Р., что нашло свое отражение в обширной литературе по генеалогии. Предметом древней историографии была в первую очередь история династий и племен;

2) в Библии Р. встречаются прежде всего в книгах Бытие; Числа; Руфь; 1Паралипоменон; Ездры; Неемии; Матфея и Луки. Большинство Р. относится ко времени, предшествовавшему образованию Израильского царства, но и в более поздний период, напр. после вавил. плена (Езд; Неем), Р. играли большую роль;

3) особое значение придавалось собственно родословным спискам (см., напр., Быт 5; 11; 25; 36; Исх 6; Руфь 4; 1Пар 1-9; Езд 7). Часто встречаются именные списки, в основе к-рых лежат определ. факты из истории народа (см., напр., Быт 46; Исх 1; Чис 1; 2; 26; Езд 2; 8; Неем 7; 11). Особое место занимает построенная по генеалогич. принципу "таблица народов" (Быт 10). Списки священников, левитов и других служителей при храме тоже составлены с учетом истории их родов (напр., Чис 3; Езд 10; Неем 12). Ученые не располагают отдельными списками царей: они входят в состав других Р. или совпадают с ними (см. Руфь 4; 1Пар 3). Помимо вышеназв. Р., встречается также (и прежде всего в книге Бытие) множество коротких заметок, относящихся к семейной хронике;

4) в 1Тим 1:4; Тит 3:9 под "родословиями", вероятно, подразумеваются умозрительные рассуждения иудеев или язычников-гностиков;

5) Р. бывают двух видов: нисходящие (от предка к потомкам, напр. Руфь 4) и (чаще) восходящие (от потомка к предкам, напр. Езд 7). Сравнения списков показывают, что оба вида Р. иногда имеют пробелы (напр., Мф 1). Принцип симметричности играет большую роль при построении Р.: в Библии представлено по 10 поколений в Р. от Адама до Ноя и от Сима до Авраама (Быт 5; 11); по 70 сыновей Иакова и Вениамина (Быт 46; 1Пар 2; 8); в Р. от Авраама до Христа выделено три группы, каждая из к-рых содержит по 14 поколений (Мф 1). Предположение о том, что в этих случаях мы имеем дело с некоей числовой символикой, представляется более вероятным, чем утверждения, что симметричное расположение имен способствовало лучшему запечатлению Р. в памяти народа. Библ. Р. отличаются от совр. тем, что присутствующие в них такие понятия, как "отец", "сын", "рождать", иногда следует рассматривать не в прямом значении, а с т.зр. порядка наследования (см. Втор 25:5 и след.). Сопоставления Неем 12:22 со ст. 23 и Ездр 5:1 с Зах 1:1 показывают, что слово "сын" во вторых случаях означает внука;

6) библ. Р. - это не просто семейные хроники, поскольку часто они носят отчетливый мессианский характер. В них выделены определ. личности, каждая из к-рых знаменует собой начало нового этапа в истории спасения (напр., Ной, Авраам, Иаков Израиль, Давид, Зоровавель). Их ближайшие родственники исключаются из Р. Спасителя и сливаются с миром обыкнов. людей (напр., Каин, Лот, Исав). Избранными являются только первенцы, на к-рых почиет обетование. Происхождение может сочетаться с богоизбранностью. Иногда Бог использует людей, не принадлежащих к Израилю, с тем чтобы исполнилось обетование, дарованное Аврааму и его прямым потомкам (напр., Асенефу, Быт 46:20; Руфь, Руфь 4:21). Р. строятся не на основе кровных связей между поколениями, а в соответствии с Божьей спасит. волей, не поддающейся законам человеч. логики.

II. ПОНЯТИЕ "ТОЛЕДОТ"

Особого внимания заслуживает евр. слово толедот (от глагола "рождать"), встречающееся в книге Бытие 11 раз и переводимое как "происхождение" (Быт 2:4), "родословие" или "житие" (5:1; 6:9; 10:1; 11:10; 11:27; 25:19; 36:1; 36:9; 37:2). Толедот можно перевести также как "история рода, обращенная к его началам". П.Й.Виземан (P.J.Wiseman, Die Entstehung der Genesis, S. 49ff) указывает на то, что предложения, в к-рые входит слово толедот - "вот родословие такого-то...", - это не вводные формулы к Р. и другим родовым хроникам, а заключит. предложения отдельных повествований (особенно отчетливо это заметно в Быт 2:4). Т.о., толедот и стоящее рядом с ним имя (за искл. Быт 2:4) указывают на составителя или на того человека, чья родословная составлена. По мнению Виземана, такой лит. прием был использован при составлении древневавил. надписей на глиняных табличках. Он делает вывод, что, вероятно, раздел Быт 1:1 - 37:2 изначально был записан на 11 глиняных табличках, каждая из к-рых за-канчивалась предложением со словом толедот и на к-рых в десяти случаях указывалось имя их составителя или владельца. Если Виземан прав, то можно сделать выводы о времени создания, авторах и композиции Первой книги Моисея.

III. РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА

1) Р. Иисуса Христа приводится в НЗ дважды: в Мф 1:1-17 и в Лк 3:23-38. В Ев. от Матфея оно представлено в нисходящей форме - от Авраама до Христа, а евангелист Лука возводит родословие Иисуса через Адама к Богу. Матфей представляет Христа сыном Давида и полноправным носителем обетования, дарованного Аврааму, т.е. обещанным Мессией (Мф 1:1). Лука рассматривает личность Иисуса в связи с историей всего человеч. рода, в начале к-рого стоит Бог (Лк 3:38). Но он утверждает, что Иисус является потомком Бога в том же смысле, в каком люди являются потомками своих прародителей: "Иисус ... был, как ду-мали, сын Иосифов" (Лк 3:23). Иисус - это "второй Адам", но Он находится в иных отношениях с Богом, чем первый. Тем самым Лука затрагивает тайну происхождения Иисуса как Сына Божьего, Который одноврем. связан со всеми людьми;

Матфей Лука
Авраам Бог Ионан
Исаак Адам Иосиф
Иаков Сиф
Иуда (- Фамарь) Енос Иуда
Фарес и Зара Каинан Симеон
Есром Малелеил Левий
Арам Иаред Матфат
Аминадав Иорим
Наассон Енох Елиезер
Салмон (- Рахава) Мафусал Иосия
Вооз (- Руфь) Ламех
Овид Ной Ир
Иессей Сим Елмодам
Арфаксад Косам
Давид (- жена Урии) Каинан Аддий
Соломон Мелхия
Ровоам Сала Нирий
Авия Евер Салафиил
Аса Фалек
Иосафат Рагав Зоровавель
Иорам Серух Рисай
[Охозия] Нахор Иоаннан
[Иоаc] Фара Иуда
[Амасия] Иосиф
Озия Авраам Семей
Иоафам Исаак Маттафия
Ахаз Иаков
Езекия Иуда Мааф
Манассия Фарес Наггей
Амон Есром Еслим
Иосия Арам1 Наум
Арний2 Амос
Иоаким3 Админ4 Маттафия
Иехония Аминадав Иосиф
Салафиил Наассон
Зоровавель Салмон Ианнай
Авиуд Вооз Мелхий
Елиаким Овид Левий
Азор Иессей Матфат
Садок Давид Илий
Ахим Иосиф
Елиуд Нафан ИИСУС
Елеазар Маттафай
Матфан Маинан
Иаков Мелеай
Иосиф Елиаким
ИИСУС

1 Имя Арама отсутствует в ряде авторитетных рукописей Ев. от Луки.
2 См. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана.
3 Имя Иоакима отсутствует в ряде авторитетных рукописей Ев. от Матфея.
4 См. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана.

Родословия Иисуса, представленные в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки.

2) оба родословных списка имеют пробелы (напр., Матфей опускает имена Охозии, Иоаса и Амасии) и строятся по символич. принципу, в основе к-рого лежит число 7 (3 х 7 родов от Бога до Фары, 2 х 7 родов от Авраама до Давида и от Нафана до Салафиила, 3 х 7 родов от Зоровавеля до Иисуса). Родословная ветвь от Бога до Иисуса просле-живается только в Ев. от Луки. На отрезке Р. от Авраама до Давида у Матфея и Луки много соответствий, и только в Лк 3:33 в разных греч. рукописях имеются значит. разночтения. На отрезке от Давида до Иехонии Р., приводимые Матфеем и Лукой, полностью расходятся. Матфей проводит родословную линию через Соломона к Иехонии, а Лука - через Нафана (другого сына Давида) к Нирию. На отрезке от Салафиила до Иисуса Христа Р. совпадают только в двух первых и двух последних родах: Салафиил и Зоровавель, Иосиф и Иисус. Различает их и то, что, согл. Матфею, Салафиил был сыном Иехонии, а согл. Луке, - сыном Нирия, а также то, что Матфей называет Иосифа сыном Иакова, а Лука - сыном Илия. Матфей говорит о 42 поколениях от Авраама до Христа, включая сюда двух сыновей Иуды (Мф 1:3). Лука же для данного отрезка времени называет 56 имен, а для периода от Адама до Иисуса - 77 (по разным рукописям от 76 до 72);

3) при сопоставлении обоих Р. встают два основных вопроса (здесь мы не касаемся проблемы различного числа поколений у Матфея и Луки и вопроса об Арнии, Араме и Админе):

а) почему Салафиил в одном случае назван сыном Иехонии (Мф), а в другом - сыном Нирия (Лк), причем Матфей возводит Р. Иисуса к Давиду через Соломона, а Лука, напротив, через Нафана? Возм., Нирий женился на дочери Иехонии, единственной из его детей, оставшейся в живых и ставшей поэтому его наследницей, и у нее родился сын Салафиил. В этом случае Матфей прослеживает официально признанную линию, ведущую к Давиду через Иехонию и Соломона, а Лука имеет в виду физическое происхождение - через Нирия и Нафана (-> Салафиил);

б) почему Матфей отцом Иосифа называет Иакова, а Лука - Илия? Древнейшая из известных нам версий принадлежит Юлию Африкану (220 г. по Р.Х.): деды Иосифа в разное время были женаты на одной женщине, к-рая от этих браков имела сыновей, сводных братьев Илия (Лк) и Иакова (Мф). Илий умер бездетным, а Иаков, по обычаю левирата, женился на вдове Илия (ср. Втор 25:5 и след.), и в результате этого брака родился Иосиф. Т.о., Иосиф был родным сыном Иакова (Мф) и через линию Матфан - Соломон стал прямым потомком Давида. Согл. обычаю левирата (Втор 25:6), одноврем. с этим он считался "сыном" Илия (Лк), своего дяди, чье Р. через Матфата - Нафана восходило к Давиду. Со времен Реформации широкое распро-странение получила иная версия, согл. к-рой Матфей прослеживает Р. Иисуса по отцовской линии наследования через Иосифа, а Лука - по материнской, через Марию. В этом случае Лука называет Иосифа "сыном" (зятем) Илия в правовом отношении, т.к. женщина не могла указываться в Р. в качестве звена в цепочке наследования.

Рождение
Рождение:

1) о физиологич. процессах, предшествующих Р. ребенка, израильтяне имели весьма огранич. представление. Зачатие понималось ими следующим образом: "Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня" (Иов 10:10). Женщина рассматривалась как сосуд (ср. 1Фес 4:4) для мужского семени, из к-рого в ней зарождался ребенок. Поэтому жена должна была сохранять верность мужу, в то время как он был свободен от подобного обязат-ва по отношению к ней (-> Брак). Было известно, что месячный цикл у женщины является необходимым условием для зачатия (Быт 18:11). В Ос 1:8 содержится намек на то, что в период кормления ребенка грудью новое зачатие затруднено. О внутриутробном развитии ребенка было известно очень мало. В любом случае, эти процессы считались покрытыми тайной (Еккл 11:5), чудесами, творимыми Богом (Иов 10:8-11; 31:15; Пс 138:13; Иер 1:5). На девятимесячный срок беременности указывается в Лк 1:36,56 и след.; здесь же говорится и о движении ребенка в утробе матери (ст. 41,44);

2) при Р. ребенка женщине помогали родственницы, соседки (Руфь 4:14,16 и след.; 1Цар 4:20) или повивальные бабки. Во время схваток роженица, видимо, клала руки на бедра (Иер 30:6). Роды могли быть затяжными (Ис 37:3; Ос 13:13) или столь тяжелыми, что мать умирала (Быт 35:16-19; 1Цар 4:19 и след.). В ВЗ говорится о выкидышах (Исх 21:22; Иов 3:16; Пс 57:9; Еккл 6:3), о мертворожд. младенцах и гибели плода в мате-ринском чреве (Чис 12:12; Иер 20:17). Часто родовые схватки и боли, причиной к-рых явилось грехопадение человека (Быт 3:16), используются в качестве образных сравнений (Ис 21:3; 26:17; Иер 49:24; Гал 4:19). Спасительное вмешат-во Бога сравнивается с безболезненными родами (Ис 66:7 и след.). После появления на свет младенца мать от счастья забывала о своих страданиях (Ин 16:21); радостную весть о Р. сына или дочери сообщали отцу (Иер 20:15). У новорожденного обрезали пуповину; затем его мыли, натирали солью и заворачивали в пеленку (Иез 16:4);

3) вскоре после Р. ребенка отец или мать выбирали ему имя; иногда имя ребенку давали соседки (Руфь 4:17). Мальчикам в новозаветное время давали имя одноврем. с обрезанием - на восьмой день после Р. (Лк 1:59; 2:21). После Р. мальчика женщина считалась нечистой семь дней, а после Р. девочки - две недели; она должна была оставаться дома соотв. 33 дня или 66 дней (т.е. в общей сложности - 40 или 80 дней), после чего ей следовало принести в святилище жертву очищения (Лев 12). -> Дети -> Возрождение -> Свидетель -> Первородство;

4) в 1Кор 15:7 и след. апостол употребляет греч. слово эктрома ("не-жизнеспособный ребенок, родившийся до срока") (в Синод. пер. - "изверг"), к-рое встречается также в Септуагинте: в Иов 3:16 и в Еккл 6:3.

Рожон
Рожон, специальная длинная палка, к-рой пахарь погонял волов. На одном конце она имела мелаллический наконечник, а на другом - маленькую лопасть для удаления земли с лемеха (сошника) (1Цар 13:21). Это приспособление принуждало тягловых животных к повиновению и вместе с тем могло служить оружием (Суд 3:31, "воловий рожон"). В Притч 22:5 под Р. (в Синод. пер. - "терны"), вероятно, подразумеваются ловушки и капканы. В переносном смысле Р. названы слова мудрых, к-рые наставляют людей на путь истинный (в Синод. пер. - "иглы и вбитые гвозди" - Еккл 12:11). В 1Кор 15:55 и след. грех назван Р. смерти (в Синод. пер. - "жало смерти"), потому что он направляет на путь смерти.

Ромамти-Езер
Ромамти-Езер [евр. Романти-Эзер], левит, сын Емана, руководитель 24-й чреды певцов во времена Давида (1Пар 25:4,31).

Ропот
Ропот, недовольство своим положением, восстание против обстоятельств (Деян 6:1), против людей (Чис 16:11; Нав 9:18), против водительства Божьего (Исх 15:24; 17:3), против Христа (Лк 15:2; Ин 6:41,43,61). Ропща, израильтяне пытались "вынудить" Бога оказать им помощь чудесным вмешательством (Исх 16:2-4; ср. Евр 3:9). Если человек заповеди и повеления Божьи соблюдает лицемерно, т.е. следует им лишь внешне и формально, то этим он показывает, что внутренне противится им и восстает против них - ропщет (Флп 2:14; 1Петр 4:9). Такое "послушание" не принимается Богом, а подобное поведение в церкви свойственно тем, кто в действит-сти не принадлежит к Телу Христову (Иуд 16). Бог не оставляет без наказания никакое противление, в т.ч. и проявляющееся в Р., как это видно на примере тех израильтян, к-рые "роптали на Моисея и Аарона" в пустыне после исхода (1Кор 10:10).

Роса
Роса -> Дождь.

Рост, прибыль.
Рост, прибыль. В Лев 25:36 и след.; Втор 23:19,20 и след.; Притч 28:8; Иез 18:8; Мф 25:27 говорится об этом способе получать доход. Израильтянам было запрещено давать деньги в Р. своим соотечественникам (Исх 22:24). В то же время, вероятно, подобное случалось, т.к. пророки в своих речах обличали это зло-употребление (Иез 22:12). (-> Заимодавец.) В Мф 25:27 Иисус говорит рабу, что тот должен был отдать в Р. серебро торгующим, чтобы получить прибыль.

Росток, отрасль
Росток, отрасль, побеги, отростки (Ис 53:2; Иез 17:4,22). В метафорич. значении Р. - это образ обетованного Мессии (Ис 53:2; Иез 17:22).

Рохга
Рохга, израильтянин из колена Асира, сын Шемера (1Пар 7:34).

Рош
Рош ("глава", "начальник"):

1) сын Вениамина, упоминаемый только в Быт 46:21. Возм., он умер бездетным;

2) -> Гог (2).

Рубашка
Рубашка -> Одежда.

Рубин
Рубин [евр. кадкод, "искристый" (Иез 27:16)]. -> Драгоценные камни.

Рувим
Рувим [евр. Реувен, возм., от евр. "видеть"]:

1) старший сын Иакова и Лии (Быт 29:31 и след.; 35:23;). Р. был лишен первородства за то, что вступил в интимную связь с Валлой, наложницей отца (ст. 22; 49:4; 1Пар 5:1; ср. Втор 33:6). Когда братья из ревности хотели убить Иосифа, он убедил их не делать этого; он предложил бросить Иосифа в ров, надеясь затем отвести его к отцу (Быт 37:21 и след.,29 и след.; 42:22). Когда Иаков отказался отпустить Вениамина вместе с братьями в Египет, Р. предложил в качестве залога своих сыновей на случай, если Вениамин не вернется назад (ст. 37). Когда Р. отправился с Иаковом в Египет, у него было четверо сыновей: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми (Быт 46:9; Исх 6:14; 1Пар 5:3);

2) колено Рувима, потомки сына Иакова, разделилось - в соотв. с происхождением от его сыновей - на четыре рода (в Синод. пер. - "поколения") (Чис 26:5-11). При первом исчислении народа в колене Р. насчитывалось 46 500 годных для войны мужчин от 20 лет и старше (Чис 1:20,21), при втором исчислении в конце странствования по пустыне - только 43 730 (Чис 26:7). Т.о., по своей численности колено Р. переместилось с 7 на 9 место среди израил. колен. В походном порядке колено Р. стояло во главе подразделения, к-рое в стане располагалось юж. скинии и при снятии с места выступало в поход вторым, как и колена Симеона и Гада. В мятеже Корея против Моисея и Аарона участвовали и нек-рые из потомков Р. (Чис 16:1; 26:9). Колено Р. наряду с коленом Гадовым и полуколеном Манассии получило свой удел на вост. берегу Иордана, но было обязано оказывать вооруж. помощь другим коленам при покорении Ханаана (Чис 32:16-33; Нав 4:12). Земля Р. лежала вост. северного побережья Мертвого моря, ее юж. границу образовывала река Арнон, вост. пределом была пустыня. С севера к ней примыкали тер. Гада и аммонитян (Нав 13:15-23). Четыре города в уделе Р. были предназначены для левитов, и среди них Бецер как -> город-убежище (Нав 20:8; 21:7,36,37). После покорения Ханаана Р., Гад и полуколено Манассии в знак своей принадлежности к народу завета воздвигли у Иордана особый жертвенник. Сначала это деяние было встречено остальными коленами с неодобрением, но затем нашло у них понимание (Нав 22:1-6,10-34). Во времена порабощения Израиля Навином и Сисарой Р. держался в стороне, за что его порицала пророчица и судья Девора (Суд 5:15 и след.). Затем, во времена Саула, заиорданские племена одержали убедит. победу над агарянами (1Пар 5:10,18-22). Колено Р. испытывало притеснение со стороны моавитян, к-рые временами отторгали большую часть его тер. (см. Нав 13:15-21 с Ис 15:2, 4; 16:8 и след.; Иер 48:1 и след.,21-23 и названия городов на -> камне Меши), кр. того, это колено страдало от вторжений сирийцев с вост. берега Иордана (4Цар 10:32 и след.). Это колено было уведено в плен ассирийцами при Феглаффелласаре (Тиглатпаласар III) (1Пар 5:25,26). В пророчестве Иезекииля Р. получает свой удел в земле обетованной между Ефремом и Иудой (Иез 48:6 и след.), а среди 144 тыс. запечатленных праведников упоминаются и 12 тыс. из колена Рувима (Откр 7:5).

Рука
I. В метафорич. значении Р. может обозначать всего человека. Так, выражение "требовать из моих рук" означает "требовать от меня" (Быт 43:9). Чистые Р. подразумевают праведность и чистоту самого человека (Иов 17:9), его невиновность (Быт 20:5), и, напротив, нечистота рук, "неправда в руке" или Р., полные крови, свидет-вуют о порочности человека (Иов 16:17; Пс 7:4; Ис 1:15). Все, созданное человеком, - это дело Р. его (Втор 2:7; Пс 89:17), он кормится от трудов Р. своих (Пс 127:2). О творении Господа также говорится как о "деле Его рук" (Пс 8:7). Человек - тоже творение Р. Господа (Иов 10:3,8), и дни его - в Р. Божьих (Пс 30:16). Молящийся предает свой дух в Р. Господа (Пс 30:6). Никто не может похитить из Р. Господа тех, кого Он держит (Ин 10:28 и след.) и кого несут на своих Р. ангелы (Пс 90:11 и след.). "Рукою крепкою" Господь вывел Свой народ из рабства (Исх 13:3); Он наложил Свою Р. на Египет (Исх 7:4). Бог избавляет от Р. врагов (Быт 32:11), но "страшно впасть в руки Бога живого" для совершения суда, хотя это лучше, чем попасть в Р. людей (2Цар 24:14). Карая, Бог обращает Свою руку на отдельных людей или на народы (Ис 1:25; Ам 1:8; Пс 80:15). Р. Господа касается пророков, открывая им тайное и наделяя их силой (3Цар 18:46; 4Цар 3:15), но она же карает лжепророков и ложных провидцев (Иез 13:9; Деян 13:11); в то же время у идолов также "есть руки; но не осязают" (Пс 113:15).

II. Часто о Р., особенно правой (деснице), метафорич. говорится как о силе, власти и господстве. Бог держит человека за правую Р. (Пс 72:23), вдохновляя его (Ис 41:13). Десница Божья творит чудеса и разит врагов (Исх 15:6; Пс 16:7). Господь стоит одесную человека, ока-зывая ему помощь (Пс 15:8; 108:31; 109:5), в то время как на суде одесную судимого стоит обвиняющий его сатана (Пс 108:6; Зах 3:1). Слуги антихриста будут носить на правой Р. его знак (Откр 13:16), знак на Р. служил также постоянным напоминанием о ч.-л. (Исх 13:9; Ис 49:16). Место по правую Р. царя считалось почетным (3Цар 2:19). Воскресший Иисус воссядет "одесную силы" (Мк 14:62; 16:19; ср. Деян 7:55), одесную Отца, Который "все дал в руку Его" (Ин 3:35). Ученики Иисуса просили разрешения сесть "одному по пра-вую", "а другому по левую" Р. Его (Мк 10:37).

III: 1) за Р. берут, чтобы вести (Быт 19:16); Бог или ангел простирают Р. в знак просьбы и сострадания (Ис 65:2) или в знак суда и угрозы карой (2Цар 24:16; Иов 1:11; Ис 10:4); человек может простирать Р. и к запретному плоду (Быт 3:22; Пс 124:3). Сжатая или раскрытая ладонь символизирует отказ в милостыне или, напротив, подаяние ее (Втор 15:7 и след.), причем "левая рука подающего милостыню не должна знать, что делает правая" (Мф 6:3). Полагать душу свою в Р. или носить душу в Р. означает "рисковать своей жизнью" (Иов 13:14; Пс 118:109). Глаза рабов всегда обращены на Р. их господ, чтобы не пропустить их малейшего знака (Пс 122:2). Лить воду на ч.-л. Р. означает быть его личным слугой (4Цар 3:11);

2) рукопожатие свидет-вовало о заключении договоренности (4Цар 10:15), кр. того, оно служило -> по-ручительством. (-> Клятва, II,2 и 3). Демон-стративное омовение Р. являлось заверением в личной непричастности к ч.-л. (Втор 21:6 и след.; Иов 9:30; Пс 25:6; 72:13; Мф 27:24). Фарисеи с особой тщательностью совершали омовение Р. перед едой (Мф 15:2; Мк 7:2-4). Человек, к кому прикоснулся, не омыв своих Р., ритуально нечистый, тоже становился нечистым (Лев 15:11);

3) рукоплескание могло выражать не только радость и ликование (4Цар 11:12; Пс 46:2; Ис 55:12), но и осмеяние (Иов 27:23; Плач 2:15), гнев и печаль (Чис 24:10). В знак печали Р. клали на голову (Иер 2:37; 2Цар 13:19). Полагая Р. (перст) на уста, выражали стыд (Иов 21:5; Притч 30:32; Мих 7:16). -> Молитва (III,1г) -> Возложение рук -> Целование.

Рукописание
Рукописание [греч. хейрографон]. Это слово обозначает собственноручно написанную долговую расписку. Павел употребляет его в Кол 2:14 в отношении Закона Моисея, налагавшего на грешника обязат-ва, подобные обязательствам по долговым распискам. Но Христос Своей смертью на кресте лишил эту расписку всякой силы.

Рукописи Мертвого моря
I. В 1947 г. в гористой части Иудеи, в непосредств. близости от Мертвого моря, было обнаружено большое количество древних рукописей, частично или полностью сохранившихся. Эти находки стали известны как "рукописи Мертвого моря". За первым, случайным, открытием, сделанным в одной из пещер Вади-Кумрана, последовали другие: начался систематич. поиск рукописей. Сегодня ученые располагают собранием, насчитывающим свыше 400 текстов, 175 из к-рых - библейские. Рукописными текстами представлены все книги ВЗ, за исключ. Книги Есфирь. Наибольшую известность получил свиток Книги пр. Исаии, сохранившийся в полном объеме. Найденные рукописи датируются временем 200 г. до Р.Х. - 68 г. по Р.Х. (находки в Кумране) и 132-135 гг. по Р.Х. (находки в долине Вади-Мураббаат). Небибл. тексты представляют собой собрание рукописных материалов иуд. секты - её устав, гимны, сочинение о войне детей света против детей тьмы, комментарии к книгам пророков Наума и Аввакума и арам. апокрифич. пересказ книги Бытие. Весь собранный материал хранится в Иерусалиме, где его постоянно изучают специалисты из разных стран.

II: 1) в Хирбет-Кумране, недалеко от пещеры, в к-рой были найдены первые рукописи, ученые обнаружили развалины поселения и кладбище. Вскоре выяснилось, что жители этого поселения и были некогда владельцами спрятанных рукописей. Кумранскую общину, существовавшую до захвата этой местности римлянами в 68 г. по Р.Х. в ходе Иудейской войны, обычно отождествляют с известной по антич. источникам (Филон Александрийский, Иосиф Флавий, Плиний) иуд. сектой ессеев;

2) первые упоминания о ессеях относятся ко времени правления Ионафана из династии Маккавеев (160-143 гг. до Р.Х.). Это были аскеты, строго соблюдавшие иуд. закон. Ессеи проживали в изолиро-ванных общинах, занимались ремеслами и земледелием, отвергали воен. службу. Они устраивали совместные трапезы, строго относились к обрядам очищения и совершали омовения в проточной воде. Приему в общину предшествовал длит. испытат. срок; только посвященные могли ознакомиться с тайным учением ессеев;

3) много похожего обнаруживается в учении и в быту людей, живших в Кумране, хотя исследования еще не завершены. Здесь мы тоже имеем дело с группой людей, чрезвычайно строго придерживавшихся Закона и исходивших из того, что Закон может соблюдаться лишь в общине, где все мыслят одинаково. За пределами общины Закону якобы оказывалось сопротивление, и его нарушали даже те, кто его преподавал и занимался истолкованием Слова Божьего. Убежденные в том, что Царство Божие только т.о. может вступить в свои права, они, сознательно отказавшись от всех удобств, удалились в район Мертвого моря, чтобы совместно жить здесь по воле Божьей, строго соблюдая Закон;

4) своего основателя и учителя община, считавшая себя пред-назначенной к спасению в конце времен, называет в своих сочинениях "учителем правды", а иногда и "священником, в сердце которого Бог вложил мудрость и все слова своих рабов и пророков; через него Бог открывает все события, которым предстоит произойти с Его народом и Его общиной". Это новое от-кровение выходило за рамки ВЗ. То, что оставалось еще сокрытым от пророков, Бог якобы открыл этому учителю, "которому Он открывает все тайны пророческих слов". Праведны те, кто следует за словом учителя, а все, кто отказывается это делать, - безбожники;

5) противником учителя и самой истины выступает в этих текстах "нечестивый священник", все данные о к-ром более всего соответствуют личности Ионафана Маккавея (первосвященника с 153 г. до Р.Х.). След., деятельность основателя кумранской общины приходится на время около 150 г. до Р.Х. Неоднократно утверждалось, что он играл для своих последователей роль Мессии, но док-ты общины не дают достаточно веских доказат-в для подобного вывода.

III. Как сенсация было воспринято высказывание ученых о том, что кумранская община оказала влияние на Иоанна Крестителя, Иисуса и древнюю Церковь. Позже, однако, выяснилось, что община кумранитов отличалась от ранней Церкви как своей организацией, так и отношением к Закону. С др. стороны, кумранские гимны [евр. ходайот] говорят об истинах, вполне согласующихся с новозаветными: изначальная испорченность человека грехом и тщетность добрых дел; дарованные Богом праведность, прощение и очищение Св. Духом; здесь даже было известно о необходимости молиться в Духе, чтобы быть услышанным Богом (ThZ. 13 [1957] S. 12ff). Поэтому не исключена связь кумранитов с иудеями, ожидавшими Божьего спасителя (Лк 1; 2:27-38). Тем не менее не следует думать, что в связи с открытием Р.М.М. во взглядах историков на возникновение древней Церкви и на НЗ произойдут принципиальные изменения.

Руль
Руль -> Корабль.

Рума
Рума (от евр. "быть высоко вверху"), родной город матери царя Иоакима (4Цар 23:36); этот город отождествляют либо с -> Арумой под Сихемом, либо с Румой, упоминаемой в трудах Иосифа Флавия и в Талмуде. Это совр. Хирбет-Руме, лежащий в 1,5 км зап. Эр-Руммане (Риммон, 2).

Рута
Рута [греч. пеганон; лат. Ruta graveolens], травянистое многолетнее растение из семейства рутовых, известное в Европе как Р. душистая. Мясистые, продолговато-округлые листья Р., имеющие сероватый оттенок, выделяют горькое на вкус масло с сильным запахом. Р. с древнейших времен известна как лекарств. растение, в частн. как антисептич. средство. Иногда Р. использовалась в кулинарии как приправа к блюдам. Фарисеи давали с Р. десятину (Лк 11:42).

Руф
Руф ("красный"), сын киринеянина Симона (Мк 15:21) и брат -> Александра (2). Павел просит приветствовать Р. в Риме, где тот жил со своей матерью (Рим 16:13).

Руфи книга
Руфи книга -> Книга Руфь.

Рыба
Рыба: 1) ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

В Библии Р. называются все животные, обитающие в воде. В повествовании о сотворении мира (Быт 1:21) они разделяются на "больших рыб" и на "животных пресмыкающихся, которых произвела вода". Под эти определения подпадают обитающие в воде или хорошо плавающие млекопитающие ("морская корова", дельфин, выдра), рептилии (черепахи, водяные змеи, крокодилы), все виды пресноводных и морских рыб, а также обитающие в воде низшие животные (раки, улитки, моллюски). В Быт 1:28 все они названы "рыбами морскими". Израильтянам разрешалось употреблять в пищу все, что имело плавники и чешую, т.е. собственно Р., остальные водные животные считались нечистыми (Лев 11:9-12);

2) ВИДЫ РЫБ.

Р., которую в Иерусалим доставляли тиряне, вероятно, была морской (Неем 13:16). В Библии чаще говорится об изобилии Р. в палест. озерах. Такие озера были как в окрестностях Иерусалима, так и в других областях страны. Особенно много Р. было в Геннисаретском озере, в реке Иордан и ее притоках, в частн. Иавоке. Благоприятные условия для нереста Р. сложились в озере Хуле и в лежавшем южнее его болоте, что и обеспечивало обилие Р. в Геннисаретском озере. В основном здесь встречались Р. семейства Chromidae c характерным гребешковым плавником. Р. этого семейства особенно вкусна, и нек-рые рыбаки предпочитали ловить только ее. (-> Рыболовство.) Семейство карповых (Cyprinidae) представлено усачом (Barbus spec.), достигающим в длину 40-50 см. Разновидность этого семейства - Alburnus sellah, Р. длиной 12 см с серебристо-белой чешуей, похожая на сардину. Многочисл. косяки этой Р. появляются у берегов озера с декабря по апрель. В Тивериадском озере встречается один из видов сома - Cla-rias macracanthus, достигающий в длину 1,5 м и весящий до 45 кг. Так как у этой Р. нет обычной чешуи, она считалась у евреев нечистой. Угорь (Anguillula vulgaris) обитает в реках, но не встречался ни в Геннисаретском озере, ни в Иордане. Угорь также считался нечистой Р. Рыбы, попавшие из Иордана в Мертвое море, погибают из-за высокого содержания в нем соли и становятся добычей хищных птиц;

3) МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Египтяне образно уподобляются Р., выброшен-ным из Нила и отданным на съедение "зверям земным и птицам небесным" вместе с фараоном - крокодилом, "к чешуе" к-рого они прилеплены (Иез 29:3-5). Попавшей в сеть Р. уподобляются беспечные люди, к-рые "уловляются в бедственное время" и запутываются в сетях (Еккл 9:12; ср. Авв 1:14 и след.). Наконец, с Р. сравниваются люди, к-рых "ловцы человеков" обращают к Богу и Его Царству (Мф 4:19; ср. Иер 16:16; Иез 47:10).

Рыбные ворота
Рыбные ворота -> Иерусалим (III,В).

Рыболов
Рыболов. Евр. слово шалах (Лев 11:17; Втор 14:17), к-рое Синод. пер. передает как "Р.", обозначает, вероятно, большого баклана (Phalac-rocorax carbo sinensis), птицу, считавшуюся у израильтян нечистой. Баклан встречается в Палестине преимущ. во время зимовья и гл. обр. на морском побережье и на берегах галилейских озер. Р. хорошо плавает и ныряет, питается рыбой.

Рыболовство
Рыболовство. Из Библии мы знаем, что евреи употребляли в пищу рыбу, когда находились в Египте (Чис 11:5). В Палестину рыбу привозили из Тира (Неем 13:16), но большая ее часть вылавливалась в Геннисаретском озере. Р. было тяжелым и опасным трудом, т.к. на озере часто и неожиданно возникали бури. Рыбу ловили в основном сетями, нек-рые виды этих сетей применяются и сегодня. Су-ществуют след. разновидности сетей:

1) диктюон (Мф 4:20; Мк 1:18; Лк 5:4-6) - комбинированная сеть, состоящая из трех параллельно расположенных сетей (каждая длиной 15 м), скрепленных между собой двумя длинными веревками. Передние сети имеют ячею размером приблиз. 12 см, задняя - 2,5 см. Рыбаки, ударяя веслами по воде, гонят рыбу в сеть, верхний конец к-рой удерживается на плаву с помощью поплавков (кусков дерева), а нижний оттянут свинцовыми грузилами. Рыбы, проплывая сквозь крупные ячеи, запутываются в мелкой ячее задней сети;

2) амфиблестрон (Мф 4:18; Мк 1:16) - круглая наметка диаметром 3-5 м, снабженная по краям каменными грузилами. Наметку бросают в воду с берега, она быстро погружается на дно, затем ее затягивают и вытаскивают вместе с уловом на берег;

3) сагене (Мф 13:47 и след.) - большой невод длиной 250 м и шириной в середине 5 м, по краям - 3,75 м. Невод тащат из воды с двух лодок, а улов поднимают в лодки или вытаскивают на берег;

4) в новозаветные времена наряду с ловлей рыбы сетями была известна и ловля на удочку (Мф 17:27). Рыбак, стоя в лодке или на берегу, держал в руке бечевку (длиной ок. 10-15 м) без удилища. На крючок в качестве наживки насаживали червяка, кузнечика и т.п.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz