Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Фридрих А.Брокгауз
Библейский словарь

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


« Указатель

Сев
Сев -> Земледелие.

Сева, савейцы.
Сева, савейцы. Сева был сыном Хуша из рода Хама (Быт 10:7; 1Пар 1:9). О его потомках, называемых в Синод. пер. савейцами, известно, что они были рослыми людьми (Ис 45:14). Савейцы упоминаются в одном контексте с египтянами и эфиопами (Ис 43:3; 45:14), поэтому ученые предполагают, что местом их расселения была Африка, где греч. географ Страбон упоминает порт. города Саба (=Массауа) и Сабаи (=Асэб на берегу пролива Баб-эль-Мандеб) на зап. побережье Красного моря. В Пс 71:10 наряду с Аравией упоминается царство -> Сава.

Севам
Севам, а также Сивма (Чис 32:3), город на вост. берегу Иордана, в уделе колена Рувима (ст. 38; Нав 13:19). Позднее он перешел во владение моавитян (Ис 16:8 и след.; Иер 48:32). Эта местность славилась виноделием. По мнению Музиля, С. мог быть расположен на месте совр. Хирбет-Сумие, на левом берегу Вади-Хесбана, в 4 км сев.-зап. Есевона, а по мнению Н.Глюка, - в Курн-эль-Кибше, прим. в 3 км сев.-вост. Нево. Судя по найденным здесь черепкам, эта тер. была заселена в 2200-1800 гг. до Р.Х., а позднее вновь - с XIII в. до Р.Х.

Севна
Севна [евр. Шевна, возм., кр. ф-ма от Шевании]. Царедворец, начальник дворца царя Езекии, повелевший высечь для себя гробницу. Исаия предсказал ему изгнание и снятие с должности. На место С. должен был встать Елиаким (Ис 22:15-25). И действит., впоследствии Елиаким стал начальником дворца, а С. - писцом (Ис 36:3,11,22; 37:2; ср. 4Цар 18; 19). От надписи на обнаруж. под Иерусалимом гробнице, высеч. в скале, к сожалению, сохранился лишь фрагмент - имя некоего начальника дворца, похорон. в ней. Ученые предлагают реконструкцию имени по сохранившейся части: (Шеван)яху.

Севоим
Севоим -> Цевоим (3).

Сегодня, ныне.
I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В евр. и в греч. языках слова "сегодня" и "ныне", как и в русском, означают "текущий (сей) день". Так, Моисей, говоря о хлебе, повелевает: "Ешьте его сегодня; ибо сегодня суббота Господня" (Исх 16:25; ср. Ис 56:12; Иак 4:13 и др.). В более широком смысле слово "сегодня" может означать и "в настоящее время" (см., напр., Мф 11:23).

II. ВЕЧНОЕ В СЕГОДНЯШНЕМ ДНЕ

Тоскующий по прошлому или отягощенный им человек, равно как и предающийся мечтаниям о грядущем или опасающийся будущего, утрачивает свое "С.". Но если во временное вторгается вечность, то человеку возвращается его "С.". В принесенной ангелом вести о том, что "ныне ... родился Спаситель" (Лк 2:11), время остановилось, в него вошла вечность. Кроме вифлеемских пастухов, такое "Н." пережили свидетели проповеди Иисуса в Назарете, когда Он сказал: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк 4:21). Это "Н." открывает собой "время благоприятное", "день спасения" (2Кор 6:2). Подобное "Н." познали также Закхей (Лк 19:9) и распятый на кресте разбойник (Лк 23:43). Бог разрушил стену, отделявшую время от вечности. "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" (Пс 2:7 и др.). Благодаря вмешат-ву Бога время наполняется вечностью (Исх 14:13; Втор 9:1; 11:26 и след.; Нав 22:31; 1Цар 11:13). Преходящему "С." неспасенного мира Бог противопоставляет Свое вечное "С." дня спасения (Ис 49:8 и след.). Мимолетное "С." нашего быстротечного жизненного века и постоянное "С." продолжающегося дня спасения призывают нас услышать ныне глас Его и не ожесточить сердец наших (Евр 3:7 и след.; ср. Пс 94:7 и след. и др.). Следует учитывать и то, что нынешнее время милости когда-то подойдет к концу. Поэтому Господь заповедал христианам соблюдать чистоту веры и наставлять друг друга, "доколе можно говорить "ныне"" (Евр 3:13).

Сегув
Сегув (в Синод. пер. также - Сегуб) - (евр. "возвышенный", "вознесенный"):

1) сын Есрома, потомок Иуды (1Пар 2:21 и след.);

2) младший сын Ахиила Вефилянина. Он умер, когда его отец повелел заложить город Иерихон; этим исполнилось проклятие Иисуса Навина (Нав 6:25; 3Цар 16:34).

Седалище.
Седалище. Наряду с обычным предметом обстановки (1Цар 1:9; 4Цар 4:10) этим словом обозначается возвышенное место, где восседал учитель или книжник (Мф 23:2). Слова из Есф 3:1 "...поставил седалище его выше всех князей" представляют собой образное выражение, говорящее о повышении чина.

Седекия
Седекия [евр. Цидкийя, "Господь - моя правда"]:

1) сын Хенааны, лжепророк и противник Михея, сына Иемвлая. С. предсказал царю Ахаву, что тот победит арамеев под Рамофом Галаадским (3Цар 22:11-25);

2) сын Анании, один из высших чиновников царя Иоакима (Иер 36:12);

3) сын Маасеи, лжепророк, живший среди иудеев, пересел. в Вавилон. В послании пр. Иеремии говорится о предстоящей смерти С. от рук царя Навуходоносора (Иер 29:21-23);

4) брат Иоахаза, младший сын царя Иосии от Хамутали, дочери Иеремии (4Цар 23:31; 24:18). Первонач. его звали Матфания, а имя С. он получил от Навуходоносора, к-рый воцарил его вместо Иехонии (ст. 17). С. был последним царем Иудейского царства (597-586 гг. до Р.Х.). Вопреки всем предостережениям пр. Иеремии С. отпал от Навуходоносора и этим привел к гибели Иудейское царство. На примере отношения С. к Иеремии (Иер 38) видно, что это был человек слабохарактерный, легко подпадавший под дурное влияние своего ок-ружения. В 594-593 гг. до Р.Х. С. предпринял путешествие в Вавилон (Иер 51:59), но в том же году в Иерусалиме с ним встретились посланники от Эдома, Моава, Аммона, Тира и Сидона. Они заключили соглашение об отпадении от Навуходоносора (Иер 27:3; 28:1). Союз С. с египтянами привел к тяжелым последствиям (Иез 17:11-21). Навуходоносор напал на Иудейское царство, и вскоре, кроме осажд. Иерусалима, невзятыми оставались только упорно державшиеся Лахис (Лакиш) и Азека (Иер 34:7). Осада столицы была врем. прекращена, когда к ней приблизилось егип. войско (ст. 21; 37:5-11; возм., это произошло в начале 587 г. до Р.Х., ср. Иез 29:1 и 30:20 и след.), но затем возобновлена, и в 586 г. до Р.Х. Иерусалим пал и был разрушен. С. бежал под покровом ночи, но преследовавшие его халдеи настигли царя под Иерихоном и доставили к Навуходоносору в Ривлу. На глазах С. убили его сыновей, а его самого, ослепл. и в цепях, привели в Вавилон (4Цар 25:4-7). Там до конца жизни он оставался в заточении (Иер 52:6-11). В 2Пар 36:10 С. назван "братом", т.е., вероятно, близким родственником Иехонии.

5) сын Иоакима (1Пар 3:16). Возм., слово "сын" здесь означает "наследник", так что подразумевается тот же С., что и в п. 4;

6) священник, к-рый первым вслед за Неемией подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:2).

Седло
Седло. Упомянутое в Быт 31:34 верблюжье С., видимо, состояло из каркаса, обтянутого тканью или кожей; в этом каркасе Рахиль спрятала идолов

Седмиц праздник
Седмиц праздник -> Пятидесятница.

Седрах
Седрах [евр. Шадрах], вероятно, преднамер. искаж. имя вавил. бога Мардука. Это вавил. имя получил при дворе Навуходоносора друг Даниила Анания (Дан 1:7; 2:49; 3:12-30).

Сеир
Сеир [евр. "волосатый", а также "заросший" (травой, лесом и т.п.)].

I. Хорреянин, т.е. представитель народа хурритов, родоначальник ряда племен (Быт 36:20 и след.).

II: 1) горная область на юге Палестины, где жили -> хорреи (Быт 14:6; 36:20 и след.; Втор 2:12), позднее это название перешло на потомков Исава -> идумеев, к-рые поселились там же и смешались с хорреями (Быт 32:3; 36:8 и след.; Втор 2:4 и след.,8). Эта область ограничена горами вост. Аравы. В горах зап. Аравы не выпадают дожди, и это делает их непригодными для заселения. Однако согл. Втор 1:2,44; 2:1, горы зап. Аравы также называются Сеир (ср. указания границ в Нав 11:17). В 1Пар 4:42 и след., возм., речь идет о некоей области С. в Негеве. В соотв. с этим название С. охватывает горные цепи по обеим сторонам Аравы между Мертвым морем и заливом Акаба.

2) горы на сев. границе Иудеи (Нав 15:10), предположит. горный хребет с городом Сарис [евр. Шореш], прим. в 4 км юго-зап. Кириаф-Иарима.

Сеираф
Сеираф [евр. "заросшая (лесом местность)"], город на горе Ефремовой (Суд 3:26), возм., Тор-Умм-Сира на пути из Джебель-Карантала, неподалеку от Иерихона, в 5,5 км зап. Телль-эс-Султана.

Секаха
Секаха, город в пустыне в уделе Иуды (Нав 15:61), предположит. совр. Хирбет-эс-Самрах, лежащий между Миддином и Нившаном, в 7 км юго-зап. Кумрана. Имеются доказат-ва, что этот город был населен с IX в. до Р.Х.

Секелаг
Секелаг -> Циклаг.

Секунд
Секунд (лат. "второй"), христианин из города Фессалоники, сопровождавший Павла во время его третьего миссионерского путешествия из Македонии в Малую Азию (Деян 20:4).

Села
Села (евр. "скала").

I: 1) -> Петра. Высказывалось также предположение о тождестве С. с совр. одноименным поселением в 4 км сев.-зап. Боцры (Бусейры);

2) моавитский город, местонахождение к-ро-го неизвестно; возм., это словосочетание надо переводить как "земля скалистых гор" (Ис 16:1).

II. Слово, к-рое 71 раз встречается в др.-евр. оригинале Псалмов (Пс 3:3,5,9 и т.д.) и трижды в др.-евр. тексте Книги пророка Аввакума (Авв 3:3,9,13), а в Синод. пер. опущено. По-видимому, оно означало указания к исполнению псалмов во время богослужения, но его точный смысл неизвестен. Предполагалось, в частн., что оно может быть переведено как "пауза", "повторение", "крещендо" и проч.

Села-Гаммахлекоф
Села-Гаммахлекоф (евр. "скала разделений"), горный хребет в пустыне Маон (1Цар 23:28). Возм., это название сохранилось в названии ущелья Вади-эль-Малаки, прим. в 15 км юго-вост. Хеврона.

Селевкия
Селевкия, город в Сирии сев. устья Оронта, порт сир. -> Антиохии (II). С. была основана Селевком Никатором, первым властителем из сир. династии Селевкидов. Отсюда Павел с Варнавой отправились на Кипр (Деян 13:4).

Селед
Селед (евр. "горящий", "восторженный"), сын Надава из колена Иуды (1Пар 2:30). С. умер бездетным.

Селемия
Селемия -> Шелемия (1-4).

Селение, село
Селение, село [евр. хацер, "двор", позднее кефар (ср., напр., Кефар-Аммонай в Нав 18:24)], обжитой участок земли (иногда палаточное поселение), обнесенный каменной насыпью или колючей изгородью для защиты от песков пустыни и диких зверей. Деревни обычно крепостными стенами не обносили. Основание С. предполагало нек-рую оседлость. В политич., культурном, экономич. отношениях, а также в вопросах судопроизводства и обороны сельские поселения зависели от городов. Так, город назывался "матерью" (ср. 2Цар 20:19; греч. метрополис), а села и небольшие города - "дочерьми" (Пс 47:12). После возвращения евреев из плена различия между городом и деревней стали не столь заметны и касались в основном вопросов управления (ср. греч. комополейс в Мк 1:38). Греч. слово агрос во мн.ч. обозначает несколько отдельных дворов, а слово комэ - собств. село.

Селения Иаировы
Селения Иаировы. Вероятно, эти С. находились в холмистой местности между Галаадом и Иармуфом, где было разбросано множество деревень [евр. айарим] (Чис 32:41; Втор 3:14; Суд 10:4).

Селлум
Селлум -> Шаллум.

Селмон
Селмон:

1) гора в окрестностях Сихема, предположит. отроги Гаризима (Суд 9:48);

2) в Пс 67:15 также упоминается С. как название горы. Поскольку в след. стихе о ней говорится, что это "гора Васанская", то, очевидно, речь здесь идет о базальтовом массиве -> Аврана, к-рый упоминается у Птолемея как Монс Асалмонус.

Семаия
Семаия -> Шемаия (12).

Семей
Семей -> Шимий (7,8,10,15).

Семизвездие
Семизвездие [евр. кима, в Синод. пер. также - "хима"], рассеянное звездное скопление Плеяд вблизи созвездия -> Орион (Иов 9:9; 38:31; Ам 5:8).

Семир
Семир -> Шемер (I,3).

Семь
Семь -> Число.

Семя
I. Зародыш растения (Быт 1:11,12,29; Мк 4:31); у человека (Лев 15:16) и животных - мужские половые клетки. О С. в Библии часто говорится в связи с севом злаковых культур (Лев 19:19; 26:16; Еккл 11:6; Иер 35:7; Мф 13:24; Лк 8:5; 2Кор 9:10). -> Земледелие -> Календарь.

II. Живое слово Божье, творящее новую жизнь, названо нетленным С. (1Пет 1:23; ср. Лк 8:5,11). В 1Кор 15:35 и след. Павел говорит, что связь земного человеч. тела с воскресшим подобна связи С. с новым растением.

Сен
Сен ("зубец скалы"), город зап. Массифы (Мицпы) (1Цар 7:12). Его местоположение точно не установлено, возм., это совр. Бет-Сенна, развалины к-рого находятся рядом с Шаалвином, в зап. части Аиалонской долины. -> Авен-Езер (2).

Сеная
Сеная, город, жители к-рого вернулись из вавил. плена с Ездрой (Езд 2:35; Неем 7:38) и приняли участие в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:3). Евсевий Кесарийский и Иероним отождествляют этот город с Магдалсенной, располож. в 7 милях от Иери-хона. Возм., это совр. Шех-Теруни под Хирбет-эль-Ауга-эль-Фокой, в 11 км сев.-зап. Иерихона

Сене
Сене (евр. "острый"), скала на пути Ионафана к филистимлянам (1Цар 14:4); -> Гева (Гива); ср. -> Боцец.

Сенир
Сенир, амор. название -> Ермона (Втор 3:9; Иез 27:5). В 1Пар 5:23; Песн 4:8 оба названия упоминаются рядом; предположительно С. [как и ассир. Санир] обозначал всю горную цепь Антиливана, а Ермон - только ее юж. вершину.

Сеннаар
Сеннаар, область, где были расположены города Вавилон, Эрех (Урук), Аккад и Халне (Быт 10:10), т.е. Вавилонская равнина (Быт 14:1,9; Ис 11:11; Дан 1:2; Зах 5:11; ср. Быт 11:2), располож. между Евфратом и Тигром.

Сеннахирим
Сеннахирим (в совр. лит-ре - Синаххериб), [аккад. "Син (Бог луны) заменил мне (умерших) братьев"], сын и наследник престола Саргона II, царя -> Ассирии. Несмотря на многочисл. трудности, к-рые выпали на период его правления (705-681 гг. до Р.Х.), С. удалось сохранить единым унаследов. от отца царство. Новых завоеваний он не совершил. После смерти Саргона его старый противник халдей -> Меродах Валадан (Беродах Баладан), царь Вавилонии, по-видимому, опять стал искать союза с властителями Палестины, о чем говорит тот факт, что халдей направил посольство к Езекии (4Цар 20:12). С. победил Меродаха Валадана и изгнал его из Вавилона, а затем, в 701 г. до Р.Х., предпринял поход на запад. Первыми пали финик. города на побережье, потом Ашкелон (библ. Аскалон) в Филистимской земле. Экрон, жители к-рого свергли своего царя Пади и выдали его Езекии, оказал ассирийцам ожесточ. сопротивление. В завоев. Лакише (библ. Лахисе), осада к-рого изображена на рельефе из Ниневии, С. принял посланную Езекией дань (4Цар 18:14 и след.). Но отправл. на захват Иерусалима войска вынуждены были возвратиться. Не добившись успеха, они встретили царя уже под Ливной, куда он, видимо, отступил перед приближавшимся егип. войском (4Цар 19:8 и след.). Под Елтеке произошло сражение, в к-ром союзные войска египтян и эфиопов были разбиты, но отошли без преследования. Экрон пал и был наказан. С. вновь назначил царем Пади, к-рого Езекии пришлось отпустить. Но занять Иерусалим С. так и не удалось, т.к. ангел Господень погубил в одну ночь 185 тыс. человек в стане ассирийцев, и войско С. отступило (ст. 35 и след.). (-> Езекия;) С этих пор силы С. были направлены на подавление продолжавшегося восстания в Вавилонии, пока он наконец не разрушил Вавилон в 689 г. до Р.Х. С. покинул постр. -> Саргоном г. Дур-Шаррукин, а свою столицу Ниневию укрепил новыми крепостными сооружениями, украсил дворцами, построил в ней водопровод, вероятно, первый в Месопотамии. В 681 г. до Р.Х. С. был убит двумя своими сыновьями (ст. 37). Его наследником стал -> Асархаддон.

Сено
Сено -> Трава.

Сенуя (Гассенуя)
Сенуя (Гассенуя) [евр. "нелюбимая (жена]"). Согл. Закону Моисея, человек, имеющий двух жен - "любимую" и "нелюбимую", - не может лишить прав и преимуществ первородства своего -> первенца от "нелюбимой" жены (Втор 21:15-17). В связи с этим др.-евр. выражение бен гассенуя означает "сын нелюбимой (жены)" и может подразумевать именно такого первенца. В Синод. пер. приводится как имя собственное:

1) Годавия ("сын Гассенуи") - вениамитянин, отец Саллу, потомки к-рого жили в Иерусалиме (1Пар 9:7);

2) Иуда ("сын Сенуи"), один из начальников над Иерусалимом во дни Неемии (Неем 11:9).

Сеорим
Сеорим (евр. "ячменные колосья", возм., "родившийся во время жатвы ячменя"), руководитель четвертого отделения священников ("священнической чреды") во времена Давида (1Пар 24:8).

Сепарваим
Сепарваим, город, население к-рого было переселено в Самарию (4Цар 17:24,31) после его завоевания ассирийцами (4Цар 18:34; 19:13; Ис 36:19; 37:13). Этот город, упоминаемый наряду с Емафом и Арпадом, вряд ли следует отождествлять с Сиппаром на Евфрате, скорее, он был расположен в Сирии. Из вавил. летописи известен город Шабараим в Сирии, к-рый Салманасар V завоевал в 727 г. до Р.Х. Возм., С. идентичен этому городу и совр. Цаафарану (в 5 км юго-вост. Рестана, в 30 км юж. Емафа и в 15 км сев. Хомса). Сивраим (Иез 47:16) и Цифрон (Чис 34:9) могут обозначать тот же город.

Септуагинта
Септуагинта (лат. "семьдесят" - LXX). Этим лат. числительным обозначается древнейший греч. перевод ВЗ. Название С. восходит к легенде, излож. в послании некоего Аристея (около 100 г. до Р.Х.), а также в трудах Иосифа Флавия. Согл. этой легенде, царь Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до Р.Х.) поручил перевести на греч. язык Книги Моисея семидесяти двум израиль. старейшинам (по шести от каждого колена), что заняло у них 72 дня. Перевод, вероятно, был сделан в Египте в III в. до Р.Х. Вслед за Пятикнижием были переведены и остальные книги ВЗ. Филологические познания переводчиков С. были весьма различны, поэтому LXX в целом не представляет единого произведения. В то же время многие отклонения С. от -> Масоретского текста (МТ) никоим образом нельзя относить на счет переводчиков. Со времени открытия -> рукописей Мертвого моря появились новые доказат-ва существо-вания нескольких редакций книг ВЗ. МТ и С. сохранили различные редакции текста. Таким образом С. дает новые возможности для более глубокого изучения библ. текстов (тщательного анализа). Из предисловия к Книге Сираха следует, что прим. к 130 г. до Р.Х. греч. перевод книг ВЗ был полностью завершен. С. фактически была признана Свящ. Писанием в кругах грекоязычных иудеев, а также иуд. прозелитов за пределами Палестины (см., напр., Деян 8:30-33). Когда новозаветная проповедь получила распространение среди эллинизированных иудеев и язычников, С. стала Свящ. Писанием и для древней Церкви; большинство ветхозаветных цитат в НЗ заимствованы из С., и лишь немногие из них были самостоятельно переведены с евр. (видимо, наиболее распространенные в первохрист. Церкви среди т.наз. евионитов, говоривших на иврите и арам.). Но после того как С. стала Писанием христиан, иудеи отмежевались от нее. Во II в. по Р.Х. появились новые переводы книг ВЗ на греч. язык (пер. Акилы, Феодотиона и др.). -> Библия (I,5б).

Сепфор
Сепфор [евр. Циппор, "птица"], отец Валака, царя моавитян (Чис 22:4,10).

Сепфора
Сепфора [евр. Циппора, "птица"], дочь мадиамского священника Рагуила, или Иофора, жена -> Моисея (Исх 2:21 и след.; 4:25; 18:1-6).

Сера
Сера [евр. гофрит; греч. тейон]. В долине Иордана, а также в меловых и известковых осадочных породах на берегах Мертвого мо-ря издавна были известны горячие серные источники (прежде всего близ Тивериады и на Ярмуке) и отложения С. В Библии С. всегда упоминается в связи с Божьим судом (Содом и Гоморра: Быт 19:24; Лк 17:29; ср. Втор 29:23; Эдом (Едом): Ис 34:9; Ассирия: Ис 30:33; Гог: Иез 38:22; безбожники: Иов 18:15; Пс 10:6). В Откр 9:17 и след. С. также олицетворяет ужасное наказание. Место казни дьявола и его приверженцев изображается как огненное серное озеро (Откр 14:10; 19:20; 20:10; 21:8).

Сераия
Сераия (евр. "владычество Господне"):

1) сын Кеназа из колена Иуды (1Пар 4:13);

2) -> Суса;

3) сын Асиила из колена Симеона (1Пар 4:35);

4) сын Азриила, высокопоставл. чиновник царя Иоакима (Иер 36:26);

5) пер-восвященник, плененный при завоевании Иерусалима Навуходоносором и убитый в Ривле (4Цар 25:18-21; Иер 52:24-27). Он был отцом Иоседека и дедом Иисуса, первого первосвященника после плена, далеким предком Ездры (1Пар 6:14; Езд 7:1);

6) сын Нирии и брат -> Варуха (1), главный постельничий Седекии в его путешествии в Вавилон в 594-593 гг. до Р.Х. (Иер 51:59-64). Иеремия дал ему поручение прочитать в Вавилоне книгу обо всех бедствиях, предназнач. Вавилону, а затем утопить эту книгу в Евфрате;

7) сын Танхумефа из Нетофафа, военачальник иуд. войска (4Цар 25:23; Иер 40:8, в последнем случае в Синод. пер. - "сын Фанасмефа");

8) израильтянин, возвратившийся из плена с Зоровавелем (Езд 2:2). В Неем 7:7 он назван -> Азарией (18);

9) священник, вернувшийся из плена с Зоровавелем (Неем 12:1). Его потомки упомянуты как современники перво-священника Иоакима (Неем 12:12); впоследствии, во времена Неемии (Неем 10:2), представитель этого семейства подписался под обязат-вом соблюдать Закон;

10) священник из первосвященнического рода, к-рый после плена был начальствующим в храме (Неем 11:11), в 1Пар 9:11 он назван -> Азарией (23). Остается невыясненным, тождествен ли он предыдущему (9).

Серафим
Серафим (евр. "пылающий", "горящий", "сжигающий"). С. - это ангелы, предстоящие престолу Божьему и упоминаемые только в видении Исаии (Ис 6:1-7), когда его призывал Господь. Они имеют человеческий образ (упомянуты лицо, руки и ноги) и "по шести крыл" (ст. 2). Один из них коснулся губ Исаии горящим углем с жертвенника и т.о. очистил пророка от греха (ст. 5-7). -> Змея (I,6).

Серах
Серах (в Синод. пер. также - Сара) (евр. "распространившаяся"), дочь Асира (Быт 46:17; Чис 26:46; 1Пар 7:30).

Сергий Павел
Сергий Павел, рим. проконсул провинции Кипр. На этом острове была найдена монета с его именем и титулом. Когда ап. Павел во время своего первого миссионерского путешествия прибыл в Паф, С.П. пожелал услышать слово Божье и, несмотря на противодействие волхва -> Елима, стал христианином (Деян 13:6-12).

Сердце
I. В ВЗ и НЗ слово "С." употребляется преимущ. в переносном значении. В прямом значении С. - это жизненно важный орган (см. Втор 28:28 - "оцепенение сердца"); стрела, вонзенная в С., приносит смерть (2Цар 18:14). Ложь, страх, непослушание, испуг или большая радость заставляют "всколебаться" С. (1Цар 24:6; 2Цар 24:10; Ис 7:2).

II. Слово "С." обозначает в Библии в основном сущность человеч. личности, СРЕДОТОЧИЕ ДУШИ И ДУХА. Так, С. человека ощущает подавленность (Пс 33:19), печаль (Ин 16:6), смущение (Ин 14:1), скорбь (2Кор 2:4) или радость (Ин 16:22). Человеч. С. исполнено воли и решимости действовать (Неем 4:6, букв. "доставало сердце работать"), оно "обдумывает свой путь" (Притч 16:9). Человеч. С. открыто другим людям (2Кор 7:3); здесь живет преданность (2Цар 15:6), но может по-селиться и ненависть (Лев 19:17); здесь принимается решение о послушании или непослушании (Деян 7:39). В С. живут мудрость и глупость (3Цар 3:12; Пс 13:1; Притч 22:15), желание и надежда (Пс 36:4), представления и знания (1Кор 2:9). "От избытка сердца говорят уста" (Мф 12:34). С. имеет способность рассуждать (1Кор 7:37), умиляться (Деян 2:37); оно может быть приравнено к совести (1Ин 3:19). Т.о., в С. коренятся глубинные мотивы человеч. поступков (см. Притч 15:13; Мк 2:6-8) - как злых (Деян 8:21 и след.), так и добрых (1Тим 1:5). С. может быть не только чистым и добрым (Пс 50:12; Лк 8:15), но и злым и неверным (Лк 6:45; Евр 3:12). С. представляет всю личность (Пс 26:8); оно обозначает человеч. сущность (Притч 4:23; ср. "со-кровенный сердца человек" в 1Пет 3:4). Человек, делающий ч.-л. от всего С., принимающий в к.-л. сердечное участие, противопоставлен в Библии тому, кто творит показное благочестие (1Цар 16:7; Иер 29:13; Ос 7:14; Иоил 2:13; Мф 18:35; 2Кор 5:12). Главное дело человеч. жизни написано "в сердцах наших" (2Кор 3:2 и след.). -> Человек.

III: 1) именно С. принимает ДУХОВНОЕ РЕШЕНИЕ об отношении к Богу, избирая веру в Него или непослушание Ему. Поэтому призыв любить Господа (Мк 12:30 и след.; Лк 10:27) обращен в первую очередь к С. и только затем - к душе, воле и разуму. С. может ожесточиться или окаменеть (Исх 4:21; Мк 6:52; Евр 3:8), омрачиться непониманием (Рим 1:21), на нем может лежать "покрывало" непонимания (2Кор 3:15). Библия не оставляет сомнения в том, что неверующий человек в своем С. зол, упрям, непослушен, себялюбив (Ис 29:13; Иер 5:23; 7:24). С. может прельститься грехом, сатана стремится вложить в С. человека греховные помыслы (см. Деян 5:3; 2Пет 2:14), в С. могут поселиться идолопоклонство и ложная вера;

2) от открытости С. во многом зависит, придет ли человек к вере, покаянию и обращению. Только Богу подвластно сотворить чистое С. (Пс 50:12). Только Ему под силу раскрыть С. человека для пробуждения веры (Деян 16:14); и только Он дарует разумное С. (3Цар 3:9; ср., однако, Иак 4:8). Необходимо помнить о том, что С. побуждает нас совершить тот или иной поступок. Именно поэтому Бог стремится написать Свой Закон в наших С. (Иер 31:33; Евр 8:10) и дать нам новое С. (Иез 36:26): все наши помыслы, воля и дела должны определяться благоговением перед Божьим именем и подчиняться Его воле (Пс 85:11);

3) это ветхозаветное обетование Бог исполняет в Своей Церкви, изливая в наши С. Свою любовь (Рим 5:5), Свой Дух (2Кор 1:22; Гал 4:6). Тогда в них вселяется Христос (Еф 3:17), озаряющий наши С. (2Кор 4:6) и со-блюдающий их (Флп 4:7). Христос заботится о том, чтобы С. укреплялись благодатью в ве-ре (1Фес 3:13; Евр 13:9; Иак 5:8). С., отданное Христу, становится сосудом, вмещающим богобоязненность, богопочитание и боговосхваление (Еф 5:19; Кол 3:16; 1Пет 3:15). Человек должен возлюбить Бога всем С., всем своим существом (Втор 6:5; 30:10; Иер 29:13; Мф 22:37) и повиноваться Ему безраздельно (Еф 6:5). Что это значит, видно из сравнения судеб Давида и Соломона (3Цар 11:4,9 и след.). С. Давида, несмотря на грехи (2Цар 11), принадлежало Господу; Соломон же отвратил свое С. от Господа, когда жены склонили его к служению чужим богам. Идолопоклонство - это отпадение от Бога (см. Рим 1:23 и след.);

4) человеч. С. всегда открыто пред Господом, Бог испытывает и судит его (1Фес 2:4), оно обнаруживает самые сокровенные помыслы (1Пар 29:17; Пс 7:10; 138:23). Слово Божье "судит помышления и намерения сердечные" (Евр 4:12), а на грядущем суде Господь "обнаружит" (т.е. выявит) скрытые "сердечные намерения" (1Кор 4:5). Но Его Дух в Церкви уже и ныне может открывать сокровенные тайны С. (Деян 5:3 и след.; 1Кор 14:25).

IV. В ряде мест в Библии говорится не только о человеч., но и о БОЖЬЕМ СЕРДЦЕ. Господь "найдет Себе мужа или пастыря по сердцу Своему" (1Цар 13:14; Иер 3:15; Деян 13:22). "Помышление сердца Его - в род и род" (Пс 32:11). Грехи человека вызывают скорбь в Божьем С. (Быт 6:6), но там, где приходится судить человека, Господь "не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих" (Плач 3:33). И когда суд кажется неотвратимым, С. Божье разрывается от боли за Свой неверный народ, и тогда Господь может сжалиться над ним (Иер 31:20; Ос 11:8).

V. В переносном смысле слово "С." может означать также поднебесную высоту (Втор 4:11 - МТ: "до сердца небес"), недра земли (Мф 12:40) или морскую пучину (Исх 15:8; Притч 23:34; 30:19 - МТ: "в сердце моря"; Иез 27:4,25-27; 28:8; Иона 2:4).

Серебро
Серебро [евр. кэсэф; греч. аргирион], самый ценный благородный металл после -> золота (Втор 8:13; 17:17; 2Цар 21:4; 3Цар 20:3). В Израиль С. ввозили из Офира (3Цар 10:22) и из -> Фарсиса (Иер 10:9; Иез 27:12). В Библии часто упоминается выплавка чистого металла из серебросодержащей руды (ср. Иов 28:1; Пс 11:7; 65:10; Притч 25:4; Иез 22:18-22). Весовое С. (Ис 46:6) использовали в качестве средства платежа и обмена (Быт 23:16; 37:28). Серебряные монеты появились лишь после вавил. плена (-> Деньги). Из С. изготовляли украшения (Быт 24:53; Исх 3:22; Песн 1:10; -> Украшения), венцы (Зах 6:11), -> музыкальные инструменты (Чис 10:2), чаши (Быт 44:2) и сосуды (Чис 7:13; Езд 1:9). В больших количествах С. применялось при сооружении -> скинии (Исх 38:25-28), -> храма и их утвари (1Пар 28:14-17; 29:2-7). Из С. отливали языческих идолов (Пс 134:15; Ис 2:20) и модели языческих храмов (Деян 19:24). Нередко с С. образно сравнивают духовные и небесные блага (Иов 28:15; Пс 118:72; Притч 2:4; 3:14; 8:10; 10:20; 16:16; 22:1; 1Кор 3:12; 1Пет 1:18).

Серед
Серед, сын Завулона (Быт 46:14), его потомки стали называться "поколение Середово" (Чис 26:26).

Серна.
Серна. Упоминаемая в Библии серна [евр. яэл] - это Capra nubiana, вид дикой козы, обитающей в палест. горах, и чаще всего - в скалах Эн-Гадди (1Цар 24:3; Пс 103:18; ср. Иов 39:1). У нее более светлый окрас, чем у европ. вида Capra ibex и более тонкие рога. -> Лань -> Антилопа -> Олень -> Тавифа.

Серп
Серп -> Оружие и орудия труда.

Серух
Серух (евр. "сплетенный", "витой"), сын Рагава, отец Нахора, предок Авраама (Быт 11:20,22; 1Пар 1:26; Лк 3:35).

Серьга
Серьга -> Украшения (II,3).

Сесах
Сесах [евр. Шешах], имя, скрывающее название Вавилона (Иер 25:26; 51:41). Эта форма происходит от т.наз. "письма атбаш", при к-ром буквы евр. -> алфавита отсчитывали в обратном порядке и т.о. заменяли согласные в слове "Бавель", т.е. "Вавилон", ("бет" и "ламед", 2-ю и 12-ю буквы) 2-й и 12-й буквами от конца ("шин" и "каф").

Сестра
I. Родная С. к.-л. человека - это дочь его родителей (Быт 4:22); у человека может быть и сводная С., к-рая имеет общим с ним одного из родителей, отца или мать (см., напр., Быт 20:12).

II. В более широком смысле у израильтян С. назывались родственницы и все женщины данного колена или все соотечественницы (Чис 25:18; Иов 42:11). В НЗ С. названы все женщины, принадлежащие к новому Божьему народу, к Церкви (Рим 16:1; 1Кор 9:5). В иносказат. значении С. называют народы родств. происхождения или родств. по духу (Иер 3:7 и след.; Иез 16:46-52). Именование невесты С. (Песнь 4:9-12) находит свое соответствие в егип. любовных песнях, где любящие обращаются друг к другу как брат и С.

III. Брак между братьями и С. практиковался у многих народов, а иногда являлся и узаконенным (напр., у фараонов); Авраам тоже был женат на своей сводной С. Сарре (Быт 20:12). Но в Законе Моисея брак между С. и братом был запрещен (Лев 18:9,11; 20:17); никто не имел права также жениться сразу на двух С. (Лев 18:18).

Сетование
Сетование -> Плач, оплакивать.

Сеть (тенеты)
I: 1) С., или тенеты, обычно использовали для ловли крупных животных (Ис 51:20; Иез 12:13; 19:8). Зверей загоняли либо в разлож. на земле, либо в расставленные сети, к-рые затем, когда добыча попадала в них, затягивали. Известны ассир. и егип. рисунки, изображающие сцены охоты, во время к-рой животных, напр. газелей, гонят в расставленные С. Для ловли птиц применялись С., состоящие из двух частей, к-рые смыкались, как только птица дотрагивалась до приманки (Пс 123:7; Притч 7:23; Ам 3:5);

2) о С. для ловли рыбы -> Рыба -> Рыболовство.

II. Как рыболовные, так и охотничьи С. служат образами суда, бедствия и враж. козней (Пс 9:16,30; 24:15; 30:5; 139:6; Плач 1:13).

Сефар
Сефар (евр. "счет", "исчисление"), место, обозначавшее вост. границу расселения потомков Иоктана (Быт 10:30, в Синод. пер. - "до Сефара, горы восточной").

Сефарад
Сефарад, земля, в к-рой жили изгнанные иудеи (Авд 20). В ассир. и перс. надписях упоминается некая местность Спарда в Малой Азии; Саргон II называет Шапардой одну из областей в сев.-зап. Мидии (ср. 4Цар 17:6). Согл. более поздней иуд. традиции, словом "Сефарад" именуется Испания, а "сефардами" называют евреев, предки к-рых жили на Иберийском полуо-ве.

Сефатия
Сефатия -> Шефатия (8).

Сефе
Сефе, местность с крупным водным источником вблизи Рамы (1Цар 19:22); ее точное местонахождение неизвестно.

Сефур
Сефур (евр. "сокрытый"), сын Михаила, соглядатай от колена Асира во времена Моисея (Чис 13:14).

Сеять
Сеять -> Земледелие.

Сибболет
Сибболет -> Шибболет.

Сива
Сива: 1) -> Суса;

2) [евр. Цива, "волокно", "ветвь"], раб Саула, от к-рого Давид узнал, что сын Ионафана Мемфивосфей жив. Царь призвал Мемфивосфея ко двору и отдал ему в слуги С. Тот вместе с 15 своими сыновьями и 20 рабами должен был управляться с владениями Мемфивосфея, доставшимися ему в наследство от Саула (2Цар 9). Когда Давид скрывался от Авессалома, С. с парой ослов и продовольств. припасами поспешил навстречу ему, обвинив своего господина Мемфивосфея в том, что тот остался в Иерусалиме, чтобы возвратить себе царство Саула. За это Давид пообещал С. отдать ему все, чем владел Мемфивосфей (2Цар 16:1-4). После гибели Авессалома С. вновь предстал перед Давидом (2Цар 19:18), но вместе с ним был и Мемфивосфей, сумевший оправдаться перед царем. Давид принял решение, чтобы они поделили между собой владения Саула (ст. 15-31).

Сиван
Сиван -> Календарь.

Сивраим
Сивраим -> Сепарваим.

Сивхай
Сивхай (в Синод. пер. также Совохай) (евр. "сплетенный"), хушатянин (хушит), один из храбрых у Давида (1Пар 11:29) и начальник восьмого отделения войска (1Пар 27:11). С. убил исполина Сафута. -> Саф (Сафут) (2Цар 21:18; 1Пар 20:4).

Сигон
Сигон. Царь аморр. гос-ва (со столицей в Есевоне), к к-рому израильтяне по прибытии в Заиорданье направили послов, чтобы он разрешил им пройти через его землю. Но С. запретил это, вышел навстречу израильтянам со своим войском и был разбит при Иааце. Израильтяне заняли его землю от Арнона до Иавока и стали селиться в ее городах. До этого С. разбил войско моавит. царя и завоевал его царство вплоть до Арнона (Чис 21:21-31; Втор 2:26-37; Суд 11:19-22); очевидно, С. покорились и мадиам. вожди (Нав 13:21). Земля С. была поделена между коленами Рувима и Гада (Чис 32:1-4,33-38).

Сигор
Сигор, егип. царь, в союз с к-рым, прим. в 725 г. до Р.Х., стремился вступить израил. царь -> Осия (4Цар 17:4). Этот союз, причину возникновения к-рого можно объяснить нежеланием израильтян платить дань ассир. царю, имел своим следствием завоевание ассирийцами Самарии и разрушение Северного царства.

Сигор
Сигор [евр. Цоар], первонач. называемый Бела (Быт 14:2,8), город на юж. побережье Мертвого моря (Втор 34:3). Во время суда над Содомом и Гоморрой С. был пощажен ради Лота (Быт 19:20 - 23:30). Позднее этот город стал моавитским (Ис 15:5; Иер 48:34). Ученые предполагают, что сегодня на месте С. лежат развалины Эс-Сафие.

Сиддим
Сиддим (евр. "равнины"), долина, где предположительно находились Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор (Быт 14:2) и "где ныне море Соленое" (ст. 3). Под этим, вероятно, подразумевается равнинное сев. побережье Мертвого моря юж. полуо-ва Эль-Лизан.

Сидон
Сидон [евр. и финик. "ловля (рыбы)"]:

1) старший сын Ханаана (Быт 10:15), родоначальник ханаан. племени, основавшего город Сидон;

2) финик. порт. город, в 35 км сев. Тира, совр. Сайда (Быт 10:19; Суд 1:31; 18:28; Ис 23:2). С. сначала был самым значительным из финик. городов, так что это название могло обозначать всю -> Финикию (Суд 10:6; 3Цар 16:31). "Сидон великий" (Нав 19:28) означает подвластную С. тер.; Сеннахирим также различает в своих надписях "великий" и "малый" С. Позднее Тир затмил своим влиянием С. (Иез 27:8). В НЗ С. часто упоминается наряду с Тиром (Мф 15:21; Мк 3:8; 7:24,31; Деян 12:20); ап. Павлу было позволено по пути в Рим навестить своих друзей в С. (Деян 27:3).

Сидоняне
Сидоняне -> Сидон (1).

Сиена
Сиена, город на юж. границе -> Египта, в 700 км юж. Каира (Иез 29:10; 30:6;), ныне Ассуан. Иуд. колония на нильском острове Элефантина владела здесь собств. -> храмом (VII,2), как следует из целого ряда найденных там папирусов V в. до Р.Х., написанных по-арамейски.

Сикль
Сикль -> Деньги (I,2).

Сикомор, сикоморовое дерево
Сикомор, сикоморовое дерево [евр. шикма; греч. sykomorea; лат. Ficus sycomorus], дерево из рода фикусов семейства тутовых (Moraceae). Его родина - Египет (Пс 77:47), позднее его стали разводить в Палестине: сначала в Шефеле (3Цар 10:27; в Синод. пер. - "на низких местах", т.к. шефела означает "низменность", "долина"), затем - в Нижней Галилее и в окрестностях Иерихона (Лк 19:4; в Синод. пер. - "смоковница"). В эпоху Давида за посадками сикомор в Шефеле надзирал особый цар. чиновник (1Пар 27:28; в Синод. пер. - "над ... смоковницами в долине"). С., достигающее 16 м высоты, обладает мощной кроной, в ее ветвях человек может спрятаться и, подобно Закхею, следить оттуда за происходящим (Лк 19:4; в Синод. пер. говорится о смоковнице). Окружность ствола С. достигает 10 м, корневая система широко разветвлена. Плоды С. внешне напоминают смоквы, они растут пучками (связками) на стволе и на толстых ветвях. Плоды съедобны, но не очень вкусны. Чтобы они быстрее созрели и стали слаще, на них делают надрезы. Об этом действии говорится в Ам 7:14 (в Синод. пер. - "собирал сикоморы"). Древесина у С. плотная, ровная и очень прочная, по пригодности для столярных работ уступающая только кедру.

Сикоморовое дерево
Сикоморовое дерево -> Сикомор, сикоморовое дерево.

Сила
Сила [греч. ф-ма арам. имени, соотв. евр. Шаул, в Синод. пер. - Саул ("испрошенный")]. С., называемый в посланиях своим лат. именем Силуан [от silva - лес], - один из ближайших сотрудников Павла и, как и апостол, рим. гражданин (Деян 16:37). Он являлся членом Иерусалимской церкви, учителем и пророком (Деян 15:22,32); после -> Апостольского собора он вместе с Иудой, Павлом и Варнавой был направлен в Антиохию, чтобы сообщить там о принятом собором решении (ст. 25-27). Павел, отказавшийся взять во второе миссионерское путешествие Иоанна Марка, выбрал в качестве сопровождающего С. (ст. 40). Оба оказались в заточении в Филиппах (Деян 16:22 и след.). Когда Павлу пришлось покинуть Верию и отправиться в Афины, С. и Тимофей остались в Македонии, возм., в Фессалониках (Деян 17:14). Неизвестно, оказался ли впоследствии С., подобно Тимофею (1Фес 3:1 и след.), при Павле в Афинах. Точно установлено, что он прибыл в Коринф и что Павел тогда получил возможность успешно проповедовать (Деян 18:5), причем С. всячески способствовал ему в этом (2Кор 1:19). Вместе с Павлом и Тимофеем он назван отправителем обоих посланий к фессалоникийцам (1Фес 1:1; 2Фес 1:1). Позднее С. был секретарем Петра (1Пет 5:12). Иных сведений о С. не имеется, однако имеющиеся данные позволяют заключить, что С. был преданным помощником апостолов.

Сила, сильный
Сила, сильный. Словом "сила" в Синод. пер. переданы различные евр. и греч. слова, к-рые, кроме основного значения, имеют и другие: "имущественное состояние", "крепость", "власть", "великолепие", "могущество", "защита", "помощь", "опора", "мощь" и др. С. - неотъемлемое свойство Бога и характерный признак Его деяний. Только Бог располагает С. во всей ее полноте. Он по Своему усмотрению наделяет С. Свои создания, включая человека, равно как и лишает их этой С.

I. Божья С. названа в Библии "преизбыточной" (2Кор 4:7; ср. Еф 1:19), ибо она пре-восходит все земные человеч. силы. Своей великой С. Бог сотворил небо и землю (Иер 32:17), и через это становится видимым "невидимое Его, вечная сила Его и Божество" (Рим 1:20). С. Бога проявляется в Его судах (Исх 9:16; Пс 20:14) и в Его милосердной помощи (Втор 4:37; 2Пар 25:8). С. - одно из обозначений Самого Бога (Мф 26:64), Его Духа (Лк 1:35; 24:49) и Евангелия (Рим 1:16; ср. Евр 4:12). Поэтому восхваление С. Божьей постоянно сопутствует восхвалению Бога (Иов 37:23; Пс 64:7; 146:5 - Синод. пер. - "крепость"; Мф 6:13; Откр 4:11; 19:1 и проч.).

II. СИЛА ИИСУСА ХРИСТА.

Обетование, данное через пр. Исаию (Ис 9:6 и след.), подтверждает и евангелист Лука: от Христа исходит "сила Господня" (Лк 5:17; ср. 6:19; Деян 10:38). Павел свидет-вует, что Иисус открылся "Сыном Божиим в силе" (Рим 1:4), и теперь наша задача заключается в том, "чтобы познать Его и силу воскресения Его" (Флп 3:10). Но в конце времен все земные племена увидят Сына Человеческого, грядущего "с силою и славою великою" (Мф 24:30; Откр 5:12 и след.).

III. БОЖЬЯ СИЛА В ЧЕЛОВЕКЕ.

Еще в псалмах говорится о том, что Бог является С. жизни человека (Пс 26:1 - в Синод. пер. - "крепость"), Он вооружает человека С. (Пс 17:33), дает его душе великую С. (Пс 137:3 - в Синод. пер. - "бодрость"). "Надеющиеся на Господа обновятся в силе" (Ис 40:31), как бы не были они слабы (ст. 29; 2Кор 12:9 и след.). Иисус обещал Своим ученикам: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой" (Деян 1:8). Первый мученик Стефан назван человеком, "исполненным веры и силы" (Деян 6:8). "А Савл более и более укрепляется", говорится в Деян 9:22 о Павле, бывшем гонителе христиан; сам же он рассказывает о своем внутр. преобразовании так: "Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы" (2Тим 1:7). Уже малая толика этой Божьей С. может подвигнуть всю Церковь к братской любви, верности и мужеств. свидет-вованию. Господь благословляет тех, кто, не имея много С., сохранил слово Его, и не отрекается от имени Его (Откр 3:8). Мы должны доверять не земным человеч. С., к-рые преходящи и столь же ненадежны, а Божьей С., к-рой мы никогда не располагаем, но к-рая в ответ на нашу мо-литву может быть дарована нам по усмотрению и милости Бога. -> Власть.

Силки (петли, тенета)
I. Понятие "петля", с помощью к-рой можно поймать, запутать или тащить человека или животное (-> Западня, силки -> Охота), упот-ребляется в Библии почти исключит. в переносном смысле. -> Сеть.

II: 1) все, что может вызвать падение человека, рассматривается как С. Безбожники и гордые расставляют С. (Пс 63:6, в Синод. пер. - "сеть"; Пс 139:6), люди тоже могут быть "С." и выступать в качестве искусителей (Втор 7:16, в Синод. пер. - "сеть"; Нав 23:13, Суд 2:3 - в Синод. пер. - "петля"). Поспешно данный обет также становится С. для чело-века (Притч 20:25, в Синод. пер. - "сеть"). Мудрость учит избегать С. (Притч 13:14; 14:27 - в Синод. пер. - "сети");

2) "беззаконного удавляют собственные беззакония" (Притч 5:22); "скрытно разложены по земле силки", позволяющие его поймать (Иов 18:8-10). Так, напр., С. становится стремление к богатству, приводящее к погибели и проклятию (1Тим 6:9, в Синод. пер. - "сеть"). Человек от природы опутан С. смерти (2Цар 22:6, Синод. пер. - "сети смерти"). Верующий также может попасть в С. дьявола (2Тим 2:26, в Синод. пер. - "сети диавола");

3) Павел заботился о том, чтобы его советы и увещевания не стали петлями для верующих (1Кор 7:35, в Синод. пер. - "наложить узы"); он стремился помочь им, а не властвовать над ними.

Силла
Силла (евр. "влекущая вниз"), местность в пределах Иерусалима или вблизи него, местоположение точно неизвестно; должна была находиться вблизи -> Милло (4Цар 12:20).

Силоам
Силоам [евр. Шилоах, "посылающий", "проводящий", т.е. "водопровод", "желоб для воды"].

I. Источник -> Геон (2), от к-рого зависело во-доснабжение Иерусалима, находился за пределами гор. стены - на вост. склоне холма, на к-ром был расположен город. Поэтому существовала опасность, что при осаде города жители будут отрезаны от воды. Чтобы предотвратить это, зап. источника, в скале, был пробит туннель, к-рый заканчивался вертикальной шахтой в пределах города и т.о. гарантировал доступ к воде. Возм., этот туннель подразумевается под евр. циннор (в Синод. пер. это слово опущено, 2Цар 5:8), и, как кажется, по нему Иоав проник в "город иевусеев" (ср. 1Пар 11:6).

II. Позднее воду из Геона стали подавать и через другие каналы, к-рые под небольшим наклоном (ср. Ис 8:6) проходили вдоль вост. склона гор. холма. Первый канал шел к Кедронской долине. Там он, вероятно, питал цар. водоем (Неем 2:14) вблизи Ворот Источника. В наши дни он засыпан, а в ветхозаветные времена предположительно служил и для орошения цар. сада (Неем 3:15; ср. 4Цар 25:4). Второй канал давал воду пашням и садам на юж. склоне гор. холма. По его боковым ответвлениям вода поступала на террасы склона. Канал заканчивался в черте города, где за двойной стеной вода собиралась в нижнем водоеме Селах (Неем 3:15), т.е. в "старом пруду", как он назван в Ис 22:11. Ныне это пересохший Биркет-эль-Хамра ("Красный пруд"). Ввиду угрозы ассир. осады (2Пар 32:3 и след.) -> Езекия приказал засыпать все источники воды за пределами гор. стены.

III. Вместо засыпанных источников царь приказал соорудить туннель С., дл. 512 м, ведущий от Геона к юго-зап. части Иерусалима и подающий воду в новый, верхний пруд С. (Ин 9:7; 4Цар 20:20; 2Пар 32:30). Выше места соединения туннеля с прудом при раскопках был найден фундамент квадратного сооружения выс. 10 м. Возм., здесь стояла Силоамская башня (Лк 13:4).

Силом
Силом, город, прим. в 15 км сев. Вефиля, в 5 км юго-вост. Левоны и в 3 км вост. дороги, ведущей из Вефиля в Сихем (ср. Суд 21:19), совр. Селун. Со времен Иисуса Навина С. был средоточием -> богослужения у израильтян, здесь стояла -> скиния (Нав 18:1) и торжественно отмечались ежегодные праздники (-> Пасха -> Пятидесятница -> Кущи) (Суд 21:19; ср. 1Цар 1:3). Раскопки свидет-вуют о расцвете города в начале железного века; затем - вероятно, после поражения при Авен-Езере (1Цар 4:1-11) - он был разрушен (ср. Пс 77:60; Иер 7:12,14; 26:6). В эпоху царств город вновь был заселен (3Цар 11:29; Иер 41:5), но археол. находки, относящиеся к этому времени, немногочисленны.

Силуан
Силуан -> Сила.

Сим
Сим [евр. Шем, "имя", "слава"], старший (Быт 10:21) сын Ноя (Быт 5:32; 6:10; 7:13; 9:18; 10:1,21-31; 1Пар 1:17-27). С. и Иафет почтительно отнеслись к своему отцу, когда тот в опьянении лежал обнаженным (Быт 9:21-23). Ной благословил С., сказав: "Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему" (ст. 26 и след.). В этом благословении содержится пророчество о том, что потомки С. распространят среди народов земли истинное богопознание ("Господь Бог Симов"), а потомки Иафета (индоевропейские народы) унаследуют веру семитов в Единого Бога (Иафет "вселится в шатрах Симовых"). С. стал родоначальником рода Авраама - народа Израиля и предком Иисуса Христа. Его сыновьями были Елам, Асур, Арфаксад, Луд и Арам (Быт 10:21 и след.). От них происходят народы Месопотамии, примыкающих к ней с востока горных областей, а также Сирии, Палестины и Аравии. Семитские яз. подразделяются на восточно- и западносемитские. Восточносемитским является аккад. яз. (ассир.-вавил.). Западносемитские яз., в свою очередь, делятся на группы северносемитскую и южносемитскую. К первой группе относятся, прежде всего, иврит и -> арам., ко второй - сев.-араб., юж.-араб. и эфиоп. языки.

Симей
Симей -> Шимий (13).

Симеон
Симеон [евр. Шимон, от глагола "слышать"]:

1) второй сын Иакова и Лии (Быт 29:33; 35:23; Исх 1:2;). Вместе с братом Левием он напал на Сихем, чтобы отомстить за свою сестру Дину, и истребил все мужское население (Быт 34:25-31). Во время первого посещения Египта сыновьями Иакова Иосиф оставил С. у себя в качестве заложника (Быт 42:24,36; 43:23). Когда Иаков со своим семейством переселился в Египет, у С. было шесть сыновей: Иемуил, Иамин, Огад, Иахин, Цохар и Саул. Последний был сыном хананеянки (Быт 46:10; Исх 6:15). В благословении Иакова предсказано, что С. и Левий будут "разделены в Иакове и рассеяны в Израиле" (Быт 49:5-7). В благословении Моисея (Втор 33) С. не упомянут;

2) потомки сына Иакова, колено С. Среди его поколений в Чис 26:12-14; 1Пар 4:24 отсутствует имя Огада, причем причина этого не указана. При первом исчислении народа это колено насчитывало 59 300 годных к войне мужчин (Чис 1:23), их число к концу странствования по пустыне снизилось до 22 200 человек (Чис 26:14), так что колено С. сместилось с третьего на последнее место среди колен Израилевых. Такие потери вызваны процессами, о к-рых сообщается в Чис 25 (ср. ст. 9,14). Внутри стана колено С., вместе с коленом Гада и под предводительством Рувима, занимало место юж. скинии, при передвижении оно снималось с места вторым (Чис 2:10-16). Удел С. в Ханаане находился в области расселения колена Иуды, чересполосно с этим последним, поэтому в Нав 19:1-9 указаны только предназнач. С. города, но не границы его удела. Из этих городов Ашан назван среди левитских городов, к-рые получили сыны Ааро-на (1Пар 6:59). С. вместе с Иудой выступили на войну против хананеев (Суд 1:3,17). Израильтяне колена С. в количестве 7100 человек пришли в Хеврон, чтобы воцарить Давида над Израилем (1Пар 12:25). Из сказанного в 1Пар 4:31 следует, что они владели городами, названными в ст. 28-31, только до времени Давида; возм., с этим связаны сведения о том, что во времена Езекии они завоевали пастбища хамитян в Гедоре (в Синод. пер. - Герара), а затем истребили остатки амаликитян на горе Сеир (ст. 34-43). В 2Пар 15:9; 34:6 сыны С. примечательным образом названы вместе с коленами Северного царства (ср. также упоминание города Вирсавии в Ам 5:5; 8:14). В остальных случаях этот город причисляется не к уделу С., а к уделу Иуды (2Цар 24:7; 3Цар 19:3; 4Цар 23:8). После эпохи Езекии и Иосии колено С. исчезает с ист. сцены. Тем не менее в пророчестве Иезекииля оно получает свой удел в земле обетованной, между уделами Вениамина и Иссахара (Иез 48:24 и след.), а в Апокалипсисе Иоанна среди 144 000 запечатленных названы и 12 000 из колена С. (Откр 7:7); Принадлежавшие колену Симеона города среди поселений в Негеве (вплоть до южной границы удела Иуды). Исследования, проведенные на местности Нельсоном Глюком, показали, что названные в Библии города составляли лишь малую часть населенных мест этой области. Повсюду обнаружены следы существо-вавших здесь поселений и крепостей, относящихся к эпохе царств. Там, где библейские названия неизвестны, на карте приводятся более поздние или современные названия городов.

3) предок Иисуса Христа, живший в период между царствованием Давида и вавил. пленом (Лк 3:30);

4) израильтянин, взявший себе иноплеменную жену (Езд 10:31);

5) праведный и благочестивый муж в Иерусалиме, к-рому Св. Дух открыл, что он не умрет, не увидев Мессию. Когда Иосиф и Мария принесли в храм Иисуса, С. приветствовал Младенца как Мессию Божьего, благословил родителей и изрек пророчество о Марии (Лк 2:25-35);

6) пророк и учитель в Антиохийской церкви с лат. прозвищем Нигер (Черный) (Деян 13:1).

Симон
Симон [евр. Шимон, от глагола "слышать"]:

1) апостол -> Петр (Мф 10:2);

2) другой ученик Иисуса по прозвищу "ревнитель" [арам. канай, в Синод. пер. - Кананит, Мф 10:4; Мк 3:18; греч. зелотос, в Синод. пер. - "зелот", Лк 6:15; Деян 1:13]. Судя по этому прозвищу, он, очевидно, ранее принадлежал к партии зелотов, непримиримых борцов против римского ига;

3) один из братьев Иисуса (Мф 13:55; Мк 6:3);

4) отец Иуды Искариота (Ин 6:71; 13:26);

5) фарисей, в доме к-рого во время трапезы некая женщина умащала ноги Иисуса миром (Лк 7:36-50);

6) житель Вифании, страдавший проказой и предположительно исцеленный Иисусом. Когда Иисус принимал участие в праздничной трапезе в его доме, Мария из Вифании возлила миро Ему на голову. Вероятно, С. был другом или родственником Лазаря (Мф 26:6-13; Мк 14:3-9; Ин 12:1-8);

7) киринеянин, т.е. выходец из области Киренаика в Северной Африке, к-рый был принужден нести крест Иисуса (Мф 27:32). Он был отцом Александра и Руфа (Мк 15:21; ср. Рим 16:13);

8) волхв в Самарии, изумлявший народ своим иск-вом. Когда Филипп проповедовал там Евангелие и творил чудеса, С. примкнул к нему и был крещен. Когда впоследствии С. увидел, что "чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый", он предложил апостолам деньги, чтобы иметь "власть" делать то же самое. Петр сурово осудил его, и С. попросил заступничества апостолов, чтобы его не постигла кара (Деян 8:9-24). В позднейшей лит-ре С. упоминается как отец всех лжеучителей и родоначальник "лжеименного гносиса"; сообщается о споре, состоявшемся между ним и Петром в Риме;

9) кожевник в Иоппии, у к-рого жил Петр (Деян 9:43; 10:6,17,32).

Син
Син:

1) пустыня между Елимом и Синаем (Исх 16:1; 17:1; Чис 33:11 и след.) на западе Синайского полуо-ва, предположительно совр. Деббет-эр-Рамле, юж. Джебель-эт-Тиха.

2) егип. крепость (Иез 30:15 и след.), возм., Пелузиум на Средизем-номорском побережье, ныне скрывающий развалины древнего города Телль-эль-Фарама, располож., прим., в 35 км юго-вост. Порт-Саида.

Синагога
I. Греч. слово сюнагоге в Синод. пер. чаще всего передается как С., но иногда и как "собрание" (Иак 2:2). Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан (Иак 2:2 - букв. "в синагогу вашу"); иногда словом С. именуется и собрание еретиков (см. Откр 2:9; 3:9 - в Синод. пер. - "сборище сатанинское"). В новозаветное время С. были как в Палестине (Мк 1:21; Лк 4:33), так и в -> рассеянии (Деян 13:5; 17:17), и вообще "по всем городам" (Деян 15:21). В Септуагинте под С. также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С. Господня. В 4Цар 4:38 говорится о собрании пророков (в Синод. пер. - "сыны пророческие"). Важно то, что Пс 21:17 применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синод. пер. - "скопище"), а Иак 2:2 относит и к христ. собранию (в Синод. пер. - "собрание").

II. Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд. толкованиях Закона не встречается предписаний, к-рые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний. Вполне возм., что С. стали возникать после вавил. плена, т.к. в изгнании их необходимость оказалась очевидной. Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон. До этого С., как постоянных религ. учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало. Возм., свою роль в возникновении С. сыграла реформа Иосии, к-рый разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим (4Цар 23:8 и след.; в Синод. пер. здесь евр. коганим - "священники" передано как "жрецы"). "Места собраний Божиих", о к-рых упоминается в Пс 73:8, возм., были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии. Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, к-рые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С. ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме. Появление С. скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С. укоренились не в Палестине. Существование одной из С. в Египте засвидет-вовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247-221 гг. до Р.Х.). В сир. Антиохии С. существует с периода правления Антиоха Епифана (175-164 гг. до Р.Х.). Цицерон сообщает о щедром пожертвовании Иерусалимскому храму от синагог Малой Азии (62 г. до Р.Х.). Рим. авторы пишут без дополнит. пояснений о "местах молитвы" [греч. просеухэ], т.е. о С. Два процесса сделали С. основным институтом иудаизма. Во-первых, произошло отделение С. от Иеру-салимского храма: после разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) это позволило иудеям сохранить религ. традиции, поскольку С. оставались единств. религ. учреждением. Во-вторых, институт С. помог внедрить бого-служение без жертвоприношений, что после разрушения храма стало вынужд. необходимостью. В результате С. приобрела статус религ., духовного и обществ. центра иуд. общины. Служение в С. было связано с устоявшимися внешними формами и находилось под усиленным наблюдением профессиональных теологов, чего нельзя сказать о С. в -> рассеянии, чье относит. свободное развитие отразилось прежде всего на выборе языка, на к-ром велась службы (сначала арам., а затем греч. вместо евр., т.е. применялся яз. мировой культуры), на толковании свящ. текстов (на к-рое также оказала влияние греч. культура) и, наконец, на проповеди мирян (в Деян 13:15 речь идет о С. диаспоры).

III. О строит-ве и устройстве С. существуют лишь самые общие предписания. Каждая С. состоит из основного помещения для богослужения и нескольких смежных, необходимых для деят-сти общины. Часто при С. находится двор для проведения особых праз-дников. В основном помещении - в нише или в особом шкафчике или ларце ("ковчег") - на нек-ром возвышении и за завесой хранятся свитки Торы (Пятикнижия Моисея, Закона). Кр. того, в С. должны стоять два семисвечных -> светильника (ср. Лев 24:2-4), справа и слева от ларца с Торой; несколько ниже, но выше уровня всего помещения, перед свитками Торы, расположены пульт кантора молитв. песнопений, кресла для начальников синагоги (Мк 5:22) и раввинов, стол для публичного чтения Закона, а у входа - умывальник для омовения рук. Мозаика из С. Бет-Альфа , на к-рой изображены ковчег для Торы, оба светильника, занавес и два льва, служит ярким примером того, что запрет на изображения (Исх 20:4; Втор 27:15) понимался в иудаизме как запрет на создание именно идолов, а не произведений изобразит. иск-ва вообще, к-рые встречаются относит. часто, напр. известная настенная роспись по библ. сюжетам в С. Дура-Европос на Евфрате (III в. по Р.Х.). С. Капернаума была украшена рельефом, на к-ром, предположит., был изображен ковчег для Торы, поставл. на колесницу, возм., рельеф воссозд. возвращение ковчега завета филистимлянами (1Цар 6:10 и след.).

Фронтон С., нередко с тремя дверями или окнами, указывал на Иерусалим, но гораздо чаще указателем на Иерусалим служил ковчег с Торой, к-рый устанавливался при богослужении в опред. месте. В С. Капернаума уже имелось постоянное возвышение недалеко от главного входа, обращенного здесь на юг. Но стена, обращенная в сторону Иерусалима (очень часто - восточная) могла быть глухой и содержать нишу для ковчега с Торой. Во время богослужения мужчины сидят в главном нефе С., а женщины - на хорах или в отгорож. стенами, решетками или завесами помещении. Мужчины и женщины приходят в С. с покрытой головой. Для начала богослужения необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых мужчин. Молитв. собрание проходит под руководством начальника С. (Деян 13:15), кантора и раввина.

IV. Синагогальное богослужение состоит из благодарств. и покаянных молитв, наставлений (чтение Писания, произнесение проповедей), а также пения хвалебных псалмов (напр., Халлел - Пс 112-117). Богослужение в С. всегда носило народный характер: каждый израильтянин имел право принять участие в молитве, в чтении и толковании Писания. Это были наставления и назидания в сочетании с восхвалением и молитвой. Кульминац. моментом богослужения, в к-ром основное время отводится чтению Торы (Закона), является молитва Шема Израэль - "Слушай, Израиль", состоящая из Втор 6:4-9; 11:13-21; Чис 15:37-41; она представляет как бы резюме всего Закона, т.е. Пятикнижия, причем чтение книг Пророков и Писаний (-> Библия, I) задумано как дополнение и толкование к регулярно читаемому и изучаемому Закону. В богослужении не совершается никаких священнодействий. Оно является чисто вербальной службой, и вместе с тем - сво-его рода заменой собственно храмового богослужения, утрач. после разрушения Иерусалима. В новозаветное время С. служит местом как богослужения, так и обучения посредством проповеди (ср. Мф 4:23; Лк 4:15) и изучения Закона (Деян 15:21), а также местом судебного разбират-ва (ср. Мф 10:17; Мк 13:9; Лк 12:11).

V. Как и Иисус (Мк 1:39; Лк 4:15-30), древняя Церковь часто использовала синагогальные собрания как возможность для проповеди Евангелия (ср. Деян 6:9). Павел регулярно хо-дил в С. (Деян 9:20; 13:5,14 и след.; 14:1; 17:1,10, 17; 18:4,19; 19:8) или в молельные дома, если в городе не было С. Но сопротивление неуве-ровавших иудеев неизбежно заставляло его покидать С. (Деян 13:45 и след.; 17:5 и след.; 18:6; 19:9), причем уверовавшие следовали за ним. -> Учебные занятия -> Училище.

Синай
I: 1) гора, с вершины к-рой израильтянам был дан Господом Закон (-> Закон, III), причем Десять заповедей изречены непосредственно Богом, а остальные предписания сообщены через Моисея (Исх 20:1-22). Гора расположена в пустыне с тем же названием (Исх 19:1 и след.,11,16 и след.; Втор 33:2; Суд 5:5; Пс 67:9,18; ср. -> Хорив). Примечательно, что эта священная гора находится за пределами земли обетованной: народ Израиля зависим от Бога живого, а не от святого места (см. речь Стефана, Деян 7:30,38).

2) Библия сообщает о некой горе в одиннадцати днях пути от Кадес-Варни (Втор 1:2), недалеко от к-рой народ расположился станом (Исх 19:2). Ее вершина была видна из стана (ср. ст. 11,16), израильтяне могли беспрепятственно подойти к подножию этой горы (ст. 17), так что Моисею пришлось провести особую черту, чтобы народ не порывался взойти на гору (ст. 12 и след.). Кр. того, в Библии сообщается о "потоке, текущем с горы" (Втор 9:21). Общее направление -> странствования в пустыне указывает на то, что эта гора находилась в пределах Синайского полуо-ва, с чем согласуются также иуд. и раннехрист. традиции. Вопреки этому нек-рые исследователи, полагая, что гора С. должна была представлять собой вулкан (ср. Исх 19:18), искали ее вост. залива Акаба в Мадиаме, поскольку в обозримый ист. период на Синайском полуо-ве не было действующих вулканов. Конечно, такой подход к проблеме характерен только для тех исследователей, которые отрицают подлинность Богоявления на С., к-рая составляет основу всей библ. традиции.

II. Из различных гор Синайского полуо-ва наиболее отвечающим библ. описанию представляется массив на юге полуострова: горная цепь дл. ок. 3 км с вершинами Джебель-Муса (араб. "гора Моисея", 2244 м) на юго-востоке и Рас-эс-Сафсафе (1994 м) на северо-западе. От Рас-эс-Сафсафе простирается долина Эр-Раха, к-рая вместе с пересыхающими ручьями Вади-эш-Шейх и Вади-эд-Деир представляет собой пространство, способное вместить огромный стан. Здесь наличествуют и прочие приметы библ. рассказа, включая поток, так что с высокой степенью вероятности можно предположить, что место, где израильтянам был дан Закон, находилось именно здесь, прим. в 90 км сев. южного мыса Синайского полуо-ва.

Синедрион
Синедрион.

1) С. - это высший правительств. и судебный орган у иудеев в послепленный период (ср. надпись на монете Маккавея Иоанна Гиркана; -> Деньги, II). Еще персы предоставили евреям право самостоят. осуществлять судебную власть (Езд 7:25 и след.; ср. 10:14). Это право сохранялось за ни-ми и позднее. Однако после 30 г. по Р.Х. права С. в отношении смертной казни были ограничены (Ин 18:31). Отныне смертный приговор, вынесенный С., приводился в исполнение только по утверждении его рим. наместником. На практике же существовала возможность безнаказанно обойти это положение, как напр., в случае с незаконной казнью Стефана (Деян 7:57 и след.). Поскольку С. по своей сути был религ. органом живущего в подчинении -> закону иуд. общества, то его авторитет в новозаветный период распространялся не только на собственно евр. тер., но, видимо, и на иудеев, живших, напр., в Дамаске (Деян 9:1 и след.);

2) в состав С. входил 71 человек. Председательствовал на нем избранный на год первосвященник (-> Каиафа -> Ханания, 16). В С. также входили первосвященники, т.е. члены первосвященнич. семейств (-> Анна; ср. Деян 4:6: Иоанн и Александр), -> саддукеи и -> фарисеи (Ин 7:45; Деян 23:6). Саддукеи, как правило, поддерживали полит. линию первосвященника и были представлены в С. священниками; книжники и раввины, принадлежавшие по большей части к группе фарисеев, составляли оппозицию (см. Деян 23:9). В числ. отношении фарисеи составляли большинство в С., но они были расколоты на два лагеря: одни из них принад-лежали к школе рабби Гиллеля, другие - к школе рабби Шаммая. Весь С. нередко обозначается в НЗ как "первосвященники со старейшинами и книжниками" (Мф 26:57; Мк 15:1; Лк 22:66). Из членов С. в НЗ поименно названы -> Гамалиил (Деян 5:34), Иосиф из Аримафеи (Мк 15:43; Лк 23:50 и след.) и Никодим (Ин 3:1; 7:50). Был ли Савл из Тарса (Деян 7:58; 8:1; 9:1) полноправным членом С., неизвестно.

Синей
Синей, потомок Ханаана (Быт 10:17; 1Пар 1:15), предположительно предок-эпоним жи-телей города Син в Северной Финикии [ассир. Сиану]

Синим
Синим, одна из стран или земель, откуда с соизволения Божьего вернутся изгнанники Израиля (Ис 49:12). Это название относили, среди прочего, к егип. городам Пелузиуму (-> Син) или -> Сиене (Ассуан) и к окружающим их областям; предполагали также, что это название области в Персии или даже древнейшее в лит-ре Ближнего Востока упоминание Китая.

Синтихия
Синтихия (греч. "благоприятное стечение обстоятельств", "счастливый случай"), женщина в церкви в Филиппах, к-рую Павел призывает к "единомыслию" с Еводией (Флп 4:2 и след.).

Сион
1) (возм., от евр. "знаменитый"), во Втор 4:48 другое обозначение -> Ермона;

2) ("крепость"), первонач. древняя крепость иевусеев на юго-вост. холме Иерусалима, к-рая после покорения города Давидом стала называться "городом Давида" (2Цар 5:7; 3Цар 8:1; 1Пар 11:5; 2Пар 5:2); Позднее С. стали называть Свящ. гору (Пс 2:6), к-рую избрал Господь (Пс 77:68) и где Он пребывает (Ис 8:18). Так, название "С." сначала распространилось на тер. храма (ср. 1 Мак 7:33), а затем стало синонимом Иерусалима (4Цар 19:31; Пс 50:20; 96:8; 134:21; 147:1 и др., особенно часто С. упоминается в Пс, Ис, Иер, Плач, Иоил, Мих, Зах). В Библии Иерусалим поэтич. назван "дщерью Сиона" (4Цар 19:21; Ис 1:8; Зах 9:9 и др.). В Евр 12:22 о "горе Сион" (ср. Откр 14:1) говорится также в связи с Небесным Иерусалимом.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz