« Указатель
Сира
Сира. Колодец С., о к-ром говорится в 2Цар 3:26, находился согл. Иосифу Флавию, в 20 ста-диях (3,6 км) сев. Хеврона. Нек-рые исследователи отождествляют С. с источником, к-рый ныне называется Сирет-эль-Белла.
Сиракузы
Сиракузы, порт. город на вост. побережье Сицилии, основанный в 734 г. до Р.Х. как коринфская колония, переживший период своего расцвета в V и IV вв. до Р.Х. и принадлежавший к самым большим, красивейшим и могущественнейшим городам в западном Средиземноморье. В 212 г. до Р.Х. С. после двухлетней осады С. были завоеваны римлянами, но и под властью римлян оставались значительным в культурном и эконом. отношении городом. В С. Павел провел три дня во время своего путешествия в Рим (Деян 28:12).
Сирийцы, Сирия
I: 1) сирийцы, или арамеи - их родоначальник Арам назван среди сыновей Сима (Быт 10:22), - это группа семит. племен, в течение столетий распространившихся в Сирии, Месопотамии и сев. части вост. берега р. Иордан. ВЗ называет родиной С. Каир (Ам 9:7 - в евр. оригинале - Геир). Арамеями считались и не происходившие от Арама потомки Нахора, брата Авраама (Быт 22:20-24; 25:20; 31:24). Судя по Быт 31:47, Лаван говорил по-арам. (-> Арамейский язык, I). Иаков, вероятно, по причине его пребывания в Сирии и женитьбы на дочерях Лавана, также упомянут как "странствующий Арамеянин" (Втор 26:5).
2) в ассир. надписях сирийцы - называемые "араму", "аруму", "ариме" или "армаия", - упоминаются начиная с XII в. до Р.Х. Они продвигались от аравийско-сирийской пустыни к Евфрату, одноврем. с этим появились в Вавилонии и двигались по направлению к Кархемишу. Около 1000 г. до Р.Х. арам. -> халдеи пришли на юг Вавилонии; в долине Хабора (Ховара) и Балиха, как и вокруг Зинджирли, существовали арам. царства. Сев. и вост. Кархемиша гос-во арамеев располагалось на обоих берегах Евфрата. На юге Сирии также находился ряд небольших арам. царств: Дамасское (2Цар 8:5) - юго-вост. Антиливана, царство Цова (в Синод. пер. - Сувское, ст. 3) - сев. него и, вероятно, включало и сев. часть равнины Бекаа; царство Рехов (2Цар 10:8), предположит. находившееся в юж. части Бекаа, у Ермона (ср. Суд 18:28); царства Мааха (2Цар 10:8) и Гессур (2Цар 15:8) охватывали области сев. и сев.-вост. Геннисаретского озера; царство Тов [2Цар 10:8, в Синод. пер. выражение иш Тов - "человек (в собират. смысле) Това" - передано как Истов] рас-полагалось на Иармуке, вост. Едреи. У С. никогда не было единого гос-ва; раздробленные мелкие сир. гос-ва или города-гос-ва становились объектами притязаний крупных централизов. гос-в;
3) израильтянам со времен Саула (1Цар 14:47) и Давида (2Цар 8:3,5; 10:8,19) приходилось бороться с арамеями. Подвластная Соломону тер. - вплоть до Типсаха на Евфрате - включала юж. часть Сирии (3Цар 4:21; 2Пар 8:3), сев. же гос-ва арамеев оставались само-стоятельными. После распада царства Соломона Дамаск (-> Венадад -> Азаил -> Рецин) был одним из опаснейших противников израильтян, особенно Северного царства (до тех пор, пока оба царства сохраняли независимость от великих царств Месопотамии);
4) после того как арам. гос-ва вост. Евфрата были завоеваны ассирийцами, Салманасар III, в результате многочисл. воен. походов в середине IX в. до Р.Х., продвинулся к Сирии, но не смог надолго покорить ее сев. область. Вскоре после 800 г. до Р.Х. и в -> Емафе пришел к власти арам. властитель (Закир), прежние же цари (Фой во времена Давида (2Цар 8:9), Ирхулени около 850 г. до Р.Х.) были хеттами. Тиглатпаласар III завершил завоевание Сирии (733-732 гг. до Р.Х.); он, Саргон II и Сеннахирим покорили и восточновавил. арамеев. Хотя С. т.о. потеряли самостоятельность и этнически смешались с народами Месопотамии - ассирийцами, вавилонянами и др., их язык стал международным средством общения (-> Арамейский язык). Возм., в этом сыграло свою роль то обстоят-во, что в арам. письме применялись финик. буквы (-> Алфавит), в то время как ассир.-вавил. яз. использовал клинопись, к-рая являлась более сложной;
5) мы не располагаем к.-л. сведениями об арам. божествах, известны лишь их имена: -> Адрамелех, -> Анамелех, -> Ашима, -> Ваал, Адад (I,1), -> Нивхаз, -> Риммон, -> Тартак и -> Таммуз;
6) Сирия, как и Палестина, долгое время была составной частью великих империй, она оказывалась под властью ассирийцев, вавилонян, персов и греков. Лишь после смерти Александра Македонского (323 г. до Р.Х.) С., где в это время правила эллинист. династия Селевкидов, вернула себе самостоятельность. В это время Палестина превратилась в объект спора между Селевкидами и егип. правителями Птолемеями. Это проти-воборство проходило с переменным успехом, пока -> Маккавеям не удалось, в результате жестоких сражений, освободиться от сир. господства. В 64 г. по Р.Х. Помпей положил конец царству Селевкидов и присоединил Сирию к Римской империи, после чего С., вместе с покоренной через год Палестиной и Киликией была объединена в провинцию Cilicia et Syria (Сирия и Киликия; см. Деян 15:23,41; Гал 1:21), к-рая подчинялась легату Сирии (ср. Лк 2:2).
II. С. как физико-геогр. регион объединяет три области:
1) С., располож. в -> Месопотамии, вост. Евфрата; эта С. подразумевается в Быт 28:5 (в Синод. пер. - Месопотамия); ср. 31:20; Ос 12:12;
2) сирийская пустыня между Евфратом и Дамаском; самым значит. городом в этой области являлся Фадмор, позднее называвшийся Пальмирой (2Пар 8:4);
3) С. в более узком смысле слова - страна у Средиземного моря, сев. Палестины (Мф 4:24; Деян 18:18; 20:3; 21:3). -> Палестина.
Сирион
Сирион (возм., от финик. "властвующий"), финик. название Ермона (Втор 3:9; Пс 28:6).
Сирота
Сирота. Поскольку отец семейства предстает в Библии как ответств. перед Богом защитник своего дома, С., как дети, лишенные отца, беззащитны перед людской злобой. Их притесняют (Исх 22:21), на них поднимают руку (Иов 31:21) и даже убивают (Пс 93:6). У них крадут движимое имущество (Иов 24:3), их недвижимостью пользуются другие (Притч 23:10). Если С. ищут правды у судей, то не находят ее (Ис 1:23; Иер 5:28), ибо суды судят превратно, не в пользу С. (Втор 24:17). И тогда вмешивается милосердный Бог, устанавливая пределы произволу, защищая права бедных С. и обеспечивая их пропитанием (Втор 10:18; Пс 145:9). Поэтому каждый третий год провозглашается годом десятин, когда все десятины следует отдавать С. и другим обездоленным членам общ-ва (Втор 26:12 и след.). Кр. того, С., вдовы и пришельцы имели право на забытые снопы, на маслины и виноград, оставшиеся после сбора урожая (Втор 24:19-21). Проклят, кто превратно судит С. (Втор 27:19), он подпадает под суд Божий (Мал 3:5); защищать С. - долг каждого верующего (Ис 1:17 и след.). НЗ напоминает о том, что помощь, оказ. вдовам и С., есть чистое и непорочное благочестие пред Богом (Иак 1:27). Иисус утешает Своих учеников, говоря, что не оставит их С., а вновь придет к ним (Ин 14:18). Поэтому пришельцы (1Пет 1:1) и все бесправные, как С., сознают, что от зла и враждебности этого мира их защищает Тот, Кому принадлежит вся власть на земле (Мф 28:18).
Сирофиникия
Сирофиникия -> Финикия.
Сирт
Сирт, название двух бухт с песчаными отмелями на североафрик. побережье: Малый С. - в заливе Габес и Большой С. - в заливе Сидра. Во время путешествия Павла в Рим моряки опасались, что их корабль занесет ветром в Большой С., где судно могло сесть на мель (Деян 27:17).
Сисара
Сисара [евр. Сисра, возм., от "ретивый", "резвый"]: 1) военачальник ханаан. царя Иавина, правившего в Асоре. С., "который жил в Харошеф-Гоиме" (Суд 4:2), притеснял израильтян в течение 20 лет. Когда С., войско к-ро-го имело 900 железных колесниц, был разбит близ потока Киссон, он пытался укрыться в шатре Иаили, жены Хевера Кенеянина. Одна-ко та, улучив момент, когда С. заснул, "взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою... и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле" (Суд 4:21; 1Цар 12:9; Пс 82:10); 2) нефиней, потомки к-рого вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:53; Неем 7:55; в Синод. пер. - "Сисра" и "Сисара").
Сисмай
Сисмай (возм., от др.-евр. "резвый"), сын Елеаса из колена Иуды (1Пар 2:40).
Ситтим
Ситтим:
1) -> Акация;
2) ("акация", "египетская гледичия"), С., или Аве-Ситтим, последнее место, где израильтяне располагались станом перед переходом через Иордан (Чис 25:1; Нав 2:1; 3:1; Мих 6:5). До этого места, согл. пророчеству Иоиля, будет течь поток из Храма (Иоил 3:18), орошая долину (ныне Вади Кефрен;), к-рая со своими мертвыми водами, Солеными горами на юге и скалами на западе, является символом бесплодия. Само это место отождествляют с Телль-эль-Кефреном на сев. берегу Вади-Кефрен, прим. в 18 км вост. совр. Иерихона; Н.Глюк, однако, идентифицирует С. с Телль-Хамманом, располож. в 3 км юго-вост. Телль-эль-Кефрена.
Сиф
Сиф [евр. Шет, "основание", "положенный"], третий сын Адама и Евы, к-рого Бог даровал им вместо убитого Каином Авеля (Быт 4:25). С. родился, когда Адаму было 130 лет (Быт 5:3).
Сифри
Сифри (евр. "мой покров", "моя защита" или "моя тайна"), левит из рода Каафа, сын Узиила (Исх 6:22).
Сихарь
Сихарь (возм., от евр. "плата", "заработок"), город вблизи колодца Иаковлева (Ин 4:5). Чаще всего его отождествляют с совр. Аскаром, располож. в 1 км сев.-вост. Телль-Балата, древнего Сихема.
Сихем
Сихем [евр. Шхем, "горб" (отсюда название горы), а также "спина", "плечо", "область", "участок"].
I. Город между горами -> Гевал (3) на севере и -> Гаризим на юге (Суд 9:6 и след.); вост. этого места на равнине расположен -> колодец Иакова, здесь же, возм., была и дубрава -> Мо-ре (1). Область С. прилегала к горе -> Ефремовой (Нав 20:7), но сам город располагался в уделе Манассии, являясь, очевидно, городом-убежищем и левитским городом (Нав 21:21), т.е. фактически был анклавом Ефрема в уделе Манассии (ср. Нав 16:9; 17:9). С. был обнаружен при раскопках Телль-Балата. Уже в 2000 г. до Р.Х. здесь стоял город, обнесенный стеной с гор. воротами (ср. Быт 33:18; 34:20). После того как город взял один из фараонов XII династии, его стены были обновлены и укреплены. Храм располагался на земляной насыпи, к-рая предположительно подразумевается под -> Милло (Суд 9:6,20). В письмах архива -> Телль-Амарны этот город назван Сакми. Близ С. располагался станом Авраам (Быт 12:6). Первонач. Иаков соблюдал лояльность в отношении евеев, населявших этот город. Но затем его сыновья истребили мужское население С., за то что жители города не препятствовали похищению их сестры (Быт 33:18 - 35:5). В С. Иисус Навин дважды возвещал Израилю Закон: после первых побед в Ханаане (Нав 8:30-35) и в конце своей жизни (Нав 24:1-28; -> Иисус Навин, 1г). В период судей Авимелех попытался создать здесь царство (Суд 9). После смерти Соломона в С. сев. колена отложились от Ровоама (3Цар 12:1-19), и город становится первой резиденцией Иеровоама (ст. 25). После вавил. плена С. вместе с горой -> Гаризим стал духовной жизни и местом святилища -> самарян, к-рых иудеи презрительно называли "глупым народом, живущим в Сихеме" (Сир 50:28, в Синод. пер. - "сикимы"). Иоанн Гиркан разрушил этот город в 128 г. до Р.Х.
II. Мужское имя:
1) сын Еммора, князя города С. (I); С. обесчестил дочь Иакова Дину и этим вызвал месть ее братьев (Быт 34);
2) Шехем - потомок Манассии (Чис 26:31; Нав 17:2), его потомки образовали поколение Шехема;
3) Шехем - другой израильтянин из колена Манассии, сын Шемиды (1Пар 7:19).
Сихор
Сихор -> Шихор.
Сияние (освещение, озарение), сиять (освещать, озарять)
Сияние (освещение, озарение), сиять (освещать, озарять):
1) Бог есть -> Свет, источник всякого С. (Пс 17:29; 117:27). Перед С. Божьего света отступает мрак;
2) авторы ветхозаветных книг убеждены, что человек сам по себе не может познать волю Господа, поэтому Бог наставляет человека. Отсюда и часто повторяющиеся просьбы человека просветить его относит. Божьей воли: "Освети нас лицом Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое" (Пс 66:2 и след.), "Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим" (Пс 118:135), "Заповедь Господа светла, просвещает очи" (Пс 18:9). Согл. Исаии, С. Божеств. света будет явлено через Мессию (Ис 9:2; 42:6; 59:9; ср. Лк 1:79; 2:32);
3) в НЗ Иисус Христос, Мессия, явившийся как Свет миру (Ин 8:12), чудесным образом исполнил предсказания пророков ВЗ. Свет в образе Христа, посланный Богом во мрак (Ин 1:5) и предназначенный всему миру, воссиял сначала в народе Израиля. Свет распространяется по миру через Благую Весть (2Кор 4:3-6). Вначале С. этого света посредством воздействия Св. Духа озарило сердца апостолов, и они стали "светом миру" (Мф 5:14), неся весть о познании Божьего света в Иисусе Христе (см. Еф 3:9);
4) озаряющая сила Евангелия освещает тьму, делая явными грех и ложь (Еф 5:13) и указывая единств. путь к спасению (ст. 14). Под воздействием Благой Вести человек принимает решение (Ин 3:19-21). Тот, кто последовал Божьему призыву, обращается от тьмы к свету. Озарение предшествует обращению, но и после обращения С. света не прекраща-ется, поскольку Божий Дух просветляет глаза тем, кто обратился к свету (Ин 16:13), научая их отличать доброе от злого и выбирать доброе, т.е. исходящее от Бога (Евр 5:14). В этом смысле просвещение - важная составная часть спасения. Поэтому ап. Павел, говоря о Церкви, молитвенно просит, чтобы Господь "просветил очи сердца вашего" (Еф 1:18).
Скакать
Скакать. В 3Цар 18:26 говорится о пророках Ваала, к-рые "скакали ... у жертвенника". Вероятно, этим глаголом ветхозаветный автор выражает свое презрительное отношение к их ритуальному танцу.
Скала
Скала. В Библии С. служит олицетворением силы (Пс 30:3,4), защиты и безопасности (Ис 32:2; 33:15 и след.). Твердость скальной породы является причиной того, что Бог в Библии часто называется С. (в Синод. пер. нередко - "твердыня") (Втор 32:4; Пс 17:3; Ис 26:4).
Скала Орива
Скала Орива -> Цур-Орив.
Скала равнины
Скала равнины (Иер 21:13), возм., так называлась "святая скала" на площади перед Иерусалимским храмом, на к-рой позднее был построен "храм на скале".
Скверна
Скверна [евр. тума, цоа, ки], т.е. нечистота (Плач 1:9, в Синод. пер. - "нечистота"), а также "отбросы" (Ис 4:4); употребляется как образ греха. В Ис 28:8 С. обозначает рвотные массы (в Синод. пер. - "блевотина").
Скева
Скева, иуд. первосвященник, семь сыновей к-рого, выступая в роли заклинателей, употребляли следующее выражение: "заклинаем вас [=бесов] Иисусом, Которого Павел проповедует" (Деян 19:13-17).
Скиния
Скиния [евр. мишкан, откуда греч. скенэ - "обитель"].
I. ОБЪЕКТ И НАЗВАНИЕ
1) С. - это переносное святилище, в к-ром со времени дарования израильтянам Закона при горе Синай обитал Господь (Исх 25:8). Ее другие названия: жилище (Исх 26:1, в Синод. пер. - "скиния"), жилище или шатер Закона (Исх 38:21; Чис 9:15, в Синод. пер. - "скиния откровения") и дом Господа (Исх 34:26). Наиб. употребительное ее название "скиния собрания" (Исх 40:34 и след.) дословно означает "шатер собрания", т.е. место откровения Господа, о к-ром Он говорит: "Где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою [c Моисеем]" (Исх 29:42);
2) от этой С. следует отличать другую С. собрания (Исх 33:7-11), т.е. временный шатер, к-рый Моисей поставил за пределами стана на период между поклонением израильтян золотому тельцу и возведением истинной С. собрания. Известно, что здесь Господь тоже открывался израильтянам, но ничего не говорится о том, что в этой С. совершались жертвоприношения и богослужения.
II. ПОВЕЛЕНИЕ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ СКИНИИ И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ
1) Повеление соорудить святилище Моисей получил от Господа, Который показал ему на горе "образ" С. (Исх 25:40; Деян 7:44; Евр 8:5). Необходимый материал был собран посредством -> податей (I), т.е. налогообложение исчисленных лиц (Исх 38:25 и след.), и благодаря доб-ровольным приношениям (-> Жертва) народа (Исх 35:4-29). Израильтяне приносили так много пожертвований, что Моисей распорядился прекратить приношения (Исх 36:5 и след.). Для изготовления С. Господь призвал и одарил необходимым мастерством Веселиила из колена Иуды и Аголиава из колена Дана, к-рые руководили работами и учили прочих работников (Исх 31:1-11; 35:30-35; 36:8);
2) спустя прим. полгода С. и необходимая утварь были изготовлены и доставлены Моисею (Исх 39:32-43), к-рый установил С. первого числа первого месяца второго года после исхода из Египта (Исх 40:17). В течение семи дней происходило освящение С., жертвенника и священников (Исх 29:37; Лев 8:33,35), а на восьмой день Аарон принес свою первую жертву, и слава Господня наполнила С. (Исх 40:34 и след.; Лев 9:1,23 и след.). Затем начальники Израилевы в течение 12 дней делали свои приношения в жертву освящения (Чис 7).
III. ОПИСАНИЕ
1) описание С., ее утвари и одеяний священников дается в Библии дважды: в изложении повеления Господа (Исх 25-30) и в сообщении о сооружении С. (Исх 36-39). Указания Господа начинаются с самого главного и сокровенного, -> с ковчега заве-та и с его крышки, служащей образом -> престола благодати (Исх 25:10-22; Евр 4:16); затем следует описание различных деталей С. Ковчег завета стоял в Святом Святых, в самой сокровенной части С., находившейся на зап. стороне, к к-рой с востока примыкало Святое (святилище, внутренность самой С.); то и другое вместе и составляло собственно С., окруженную двором. Святое Святых представляло собой помещение в виде куба со стороной в 10 локтей (по 52,5 см; -> Меры длины, площади, объема и веса, I,1), помещение Святого было вдвое длиннее, но той же ширины и высоты. В Святом у сев. стороны стоял обложенный золотом стол для хлебов предложения, на юж. - -> светильник (менора), на зап., перед завесой, украшенной вы-шитыми -> изображениями херувимов, - -> жертвенник курения (ср. 3Цар 6:22; Евр 9:3 и след.);
2) на каждой из двух продольных сторон С. имелось по 20 обложенных золотом брусьев из дерева -> ситтим (1); каждый брус был 10 локтей выс. и полтора локтя шир. (Исх 36:20 и след.). Эти брусья скреплялись вместе посредством пяти шестов, к-рые продевались сквозь кольца (ст. 31 и след.). На нижнем конце каждого бруса было по два шипа, к-рые укреплялись в двух серебряных подножиях, весом прим. по 35 кг. на зап. стороне С. устанавливалось шесть таких же брусьев и два особых угловых бруса. Ряд из пяти столбов с четырехцветной завесой отде-лял С. от двора, четыре столба внутри С. с соотв. завесой отделяли Святое Святых от Святого (Исх 36:35-38). В ткани завес основа, вероятно, состояла из крученого виссона (льна), в то время как для утка использовались нити из голубой, пурпуровой и червленой шерсти. Сверху С. покрывалась двумя ткаными и двумя кожаными покровами. Внутреннее, и самое красивое, покрывало со-стояло из десяти отдельных ковров той же работы, что и завесы, с вышитыми херувимами (Исх 26:1 и след.). Обе части этого покрывала, как и лежащего на нем покрывала из козьей шерсти, были соединены одна с другой с помощью пятидесяти петель и тако-го же количества крючков. Над обоими покрывалами из ткани лежали один покров из дубленых бараньих красных кож и покров из синих кож, которые с помощью вбитых в землю кольев и веревок натягивались под уг-лом к деревянной стенке, чтобы в дождливый период вода могла стекать по ним;
3) прямоугольный -> двор С., соотв. ей по форме, ограждали 60 столбов, по двадцать с продольных сторон, дл. завес к-рых была сто локтей, и по десять на поперечных сторонах с завесами дл. 50 локтей (Исх 27:9 и след.). Столбы высотой в пять локтей стояли на подножиях и удерживались веревками и вбитыми в землю кольями (Чис 4:32). Они были снабжены серебряными крючками и серебряными связями, на к-рых крепились белые завесы из крученого виссона, отделявшие всю С. от стана. Вход во двор прикрывала четырехцветная завеса шир. в 20 локтей;
4) во дворе помещался -> жертвенник всесожжения с его утварью (Исх 38:3), а между ним и С. - -> умывальник (Исх 40:6 и след.).
IV. СЛУЖЕНИЕ
Служение в С. отправляли -> священники и -> левиты (Исх 28:43; 29:30; Чис 4:3). Левиты были ответственны за принадлежности С.; они разбирали, переносили и собирали ее (Чис 1:50 и след.); священники совершали жертвоприношения на жертвеннике всесожжения (Лев 6:5,7) и служили у жертвенника курения, у стола хлебов предложения и у золотого светильника (Исх 30:1-7; Лев 24:1-9). Но в Святое Святых, "во мрак, где Бог" (ср. Исх 20:21), мог входить только -> первосвященник раз в году, в великий -> День очищения (Лев 16), чтобы за завесой кровью жертвенного животного совершить очищение народа.
V. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ
Во время странствования по пустыне С. стояла посреди -> стана израильтян, вокруг нее располагались узким кругом левиты и священники (Чис 3:23,29,35,38), следующий круг составляли колена Израилевы, по три с каждой стороны (Чис 2). Над С. пребывало облако днем и подобие огня ночью ("столп облачный" и "столп огненный"): когда "столп" поднимался над С., это был знак от-правляться в путь (Чис 9:15-23). Во время пе-редвижения С. несли левиты, двигавшиеся в середине перемещающегося стана (Чис 10:11-28). В Ханаане С. сначала оставалась в стане в Галгале, а затем была установлена в Силоме (Нав 18:1). Не исключено, что здесь уже существовали постоянные здания, жилища священников и помещения для запасов. Разрушение Силома филистимлянами (Иер 7:12-14) после утраты ковчега завета (1Цар 4:11; Пс 77:60 и след.) было подтверждено в ходе раскопок. Но сама С., очевидно, была спасена: во времена Давида она вместе с жертвенником стояла в Гаваоне (1Пар 16:39; 21:29; 2Пар 1:3). Между тем, Давид устроил в Иеру-салиме другую С. (2Цар 6:17). После сооружения -> храма царем Соломоном С. и ее принадлежности были перенесены туда (3Цар 8:4).
VI. ЗНАЧЕНИЕ
1) С. была жилищем Господа (Исх 25:8), святилищем, в к-ром Он как Бог израильтян обитал в их среде (Исх 29:45 и след.). Обитание Бога в Своем народе началось, когда облако Его славы наполнило установленную С. (Исх 40:34 и след.). Но это общение святого Бога с грешным народом было возможно только потому, что священники и жертвоприношения осуществляли посредничество между Господом и израильтянами (Исх 28,29). Всем этим С. прообразно указывает на Первосвященника Христа и совершенное Им искупление (Евр 7:16 и след.; 8:1 и след.; 9:11 и след.), а также на Церковь, Его Тело (Еф 1:22 и след.), как на жилище Божье в Духе (Еф 2:19-22). Во Христе становится реальностью прообраз, данный в С., бывшей лишь тенью небесного (Евр 8:5) и устроенной по образу истинного святилища (Евр 9:24). С. и Церковь, к-рые не имеют на земле постоянного града (Евр 13:14; ср. 2Цар 7:6 и след.; Лк 9:58), прообразуют окончательное воссоединение человечества с Богом, ис-полнение, когда об уготованном Богом новом Иерусалиме (ср. Евр 11:10) можно будет сказать: "се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Откр 21:3);
2) нек-рые предметы С. символически указывают на Христа: жертвенник (Евр 13:10-13), завеса (Мф 27:51; Евр 10:20). Можно привести и другие сравнения: светильник - Иисус, свет миру (Ин 8:12), стол хлебов предложения - Иисус, хлеб жизни (Ин 6:35). Фор-ма куба, к-рую имеет Святое Святых, наряду с числом десять (числом Божественного совершенства) воспринимается, как символ совершенства (ср. Иов 11:7-9; Еф 3:18; Откр 21:16).
Скиния Молохова
Скиния Молохова. Это выражение возникло в результате ошибки переводчиков Септуагинты, к-рые в Ам 5:26 поняли имя Сиккут как суккот "скиния", а слово "царь" [евр. мелех] - как -> Молох. Выражение "Сиккут, царь ваш" в евр. оригинале подразумевает изображение идола, к-рому израильтяне поклонялись в пустыне. Возм., речь идет о боге-звезде; Саккут - это вавил. название Сатурна. По Септуагинте Стефан цитирует пр. Амоса в Деян 7:43.
Скипетр, жезл
Скипетр, жезл. Первонач. значение евр. слова шевэт - "палка" или "жезл" (Пс 22:4; ср. -> Жезл и посох); впоследствии это слово стало обозначать жезл правителя, т.е. С. (Быт 49:10) - знак его царств. (Пс 109:2; Ам 1:5) и судебной власти (Пс 44:7; Евр 1:8). На ассир. рисунках С. изображается в виде булавы, очень древнего оружия. В Палестине археологи находили булавы, сдел. из камня, меди и железа (ср. Пс 2:9). Вероятно, боевое оружие в результате трансформации превратилось в цар. С. В Есф 4:11 простертый золотой жезл назван знаком цар. помилования.
Скифы
Скифы, древние кочевые племена в Сев. Причерноморье, говорившие на яз., относившемся к иранской группе индоевропейской семьи языков. С. считались самым сев. народом, обитавшим в отдалении от цивилизации. Исходя из этого представления, в эллинистич. и рим. периоды название "С." стало применяться к целому ряду племен и народов, к-рые жили на северо-западе Европы (вплоть до Эльбы), а также к племенам сев. Азии. Павел употребляет это слово (Кол 3:11) в общем смысле - "не грек".
Сковорода.
Сковорода. Евр. слово махават (Лев 2:5; 6:21; 7:9; 1Пар 23:29 - в Синод. пер. - "пече-ное") обозначает лист железа, предназнач. для выпечки или зажаривания продуктов питания (-> Хлеб); кр. того, для обозначения С. употреблялось и евр. слово каллахат (1Цар 2:14).
Скопцы
Скопцы. При цар. дворах на Востоке С., т.е. мужчины, различными способами лишенные способности к деторождению (ср. Втор 23:2), использовались как стражники в гаремах (Есф 2:3,14; 4:5, в Синод. пер. везде - "евнухи") и на других придворных постах. В результате этого евр. слово сарис, переводимое как -> "евнух", приобрело расширенное значение, так что не всегда, когда оно встречается в Библии, под ним подразумевается именно С. Суд над потомками Езекии, к-рый возвещает Исаия в 4Цар 20:17,18; Ис 39:7, очевидно, подразумевает и физич. оскопление. У израильтян было запрещено оскоплять как людей, так и животных, ни один скопец не мог войти в общество Господне (Лев 22:24; Втор 23:1). С. не допускали к священнич. служению (Лев 21:20). Но когда наступит время спасения Божьего, Господь примет и евнуха (Ис 56:3-5; ср. Иер 38:7 и след.; 39:15-18); в связи с этим крещение евнуха [греч. эунухос], вельможи Кандакии (Деян 8:27-39), приобретает особое значение. В Мф 19:12 слово "скопец" используется для обозначения чело-века, родившегося с соотв. недостатком, а также оскопл. людьми или оскопившего себя ради Царства Небесного (ср. 1Кор 7:7,25-40).
Скорбь
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Изначальное значение греч. слова тлипсис - "теснота", "притеснение". С. связана с бедствиями и притеснениями, в частн. с гонениями (1Фес 1:6; 2:14 и след.), пребыванием в узах (Деян 20:23; Еф 3:13; Откр 2:10), поношениями (Евр 10:33), духовными борениями (2Кор 7:5), болезнями, голодом. Павел противопоставляет С. -> покой (2Кор 7:5), отраду, к-рую принесет Христос (2Фес 1:7; ср. Евр 4:9-11); с Его приходом будет положен конец всякой С.
II. СКОРБЬ В БОЖЬЕМ ЗАМЫСЛЕ СПАСЕНИЯ
С. не было в первонач. сотвор. мире, где, по Божьему определению, все было "хорошо весьма" (Быт 1:31). Жизнь первых людей в -> раю ничем не была омрачена (Быт 2). С. не будет и в том мире, к-рый будет заново сотворен Богом по окончании времен (Ис 65:17; 66:22; 2Пет 3:13; Откр 21:1-7), где "отрет Бог всякую слезу" (Откр 7:16 и след.; 21:4; ср. Ис 25:8; 35:10). С. - это реалия павшего мира (Ин 16:33); ее порождают след. причины:
1) скорбь как следствие греха. Своим грехопадением человек привнес в жизнь все мыслимые С. (Быт 3:15 и след.), причем самым глубоким выражением С. стала смерть (Рим 6:23). Грехопадение следует понимать не только как произошедшее однажды историч. событие, проклятием тяготеющее над нашей жизнью, но и как событие, повторяющееся в жизни каждого человека (Быт 42:21; Ис 8:21,22). Человек должен познать, какие бедствия и страдания приносит то обстоят-во, что он оставил Бога (Иер 2:19). С. стала обратной стороной всей жизни человека (Еккл 1:18), особенно его стремления к удовольствиям (Притч 23:29 и след.);
2) скорбь как следствие обращения к Богу. Обращение не означает, как часто думают люди, устранения или уменьшения С., напротив, оно часто знаменует собой ее приумножение (Мф 24:9; Деян 9:16). Это познали еще благочестивые люди ВЗ (2Цар 4:9; Пс 33:20; 72 и др.). В НЗ слова "С." или "теснота" применяются почти исключит. по отношению к страданиям, к-рые постигают христианина за его принадлежность Христу (2Кор 1:4-11; 4:8; 1Фес 1:6; Евр 10:33; Откр 2:9,10). Эта С., вызываемая обращением к Богу, была обусловлена не особенностями того времени, но духовными законами, действующими на протяжении всей истории. Как Иисусу "должно" было по воле Бога принять страдания (Мф 16:21; Лк 24:26-46), так и христианам "многими скорбями надлежит ... войти в Царствие Божие" (Деян 14:22). Этот духовный закон неотвратим, и Павел разъясняет его действие в своем Первом послании к Фессалоникийцам (1Фес 3:3,4). То, что относится ко всем христианам - иначе они не чада Божьи, а отверженные (Евр 12:7,8), - в еще большей степени касается апостола (2Кор 1:5). Он терпит С. не только за себя, но и за Церковь (Еф 3:13; Кол 1:24);
3) скорбь как знамение конца времен. С. христиан имеют эсхатологич. характер, они - указание на то, что "последнее время" наступило (1Ин 2:18). Это последнее время характеризуется невиданным сгущением и вселенским размахом страдания, перед к-рым бледнеют все предшествующие С. (Мф 24; Мк 13; Откр). Именно в этом значении в Библии сказано о "великой скорби" (Мф 24:21; Мк 13:19; Откр 7:14). Она есть начало Божьего суда, к-рый явится "днем скорби" (Соф 1:15; ср. Рим 2:9), "ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью" (2Фес 1:6).
III. СКОРБЬ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН
Всякая С. несет с собой соблазн отпадения от Бога (Мк 4:17; 1Фес 3:3-5). Тем не менее она не бес-полезна для верующего. Со С. ему открывается широкий горизонт веры, уходящий подчас и за смертную черту. С. не может отлучить верующего от любви Христовой (Рим 8:35), напротив, она должна привести к истинному соединению с Ним:
1) Господь посылает нам С., чтобы проверить и испытать нашу веру (2Кор 8:2; 1Пет 1:6; Иак 1:12), чтобы показать христианам, что надо "надеяться не на самих себя, но на Бога" (2Кор 1:8 и след.). С. заставляет нас прибегать к молитве (Ис 26:16; Иона 2:2 и след.) и воспитывает в нас -> терпение (Рим 5:3; 12:12; 2Кор 1:6; 2Фес 1:4). Кр. того, С. может служить распро-странению Евангелия (Деян 8:4; 11:19 и след.) и способствовать тому, "чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби" (2Кор 1:4 и след.);
2) в конечном итоге любую С. можно перенести, сознавая, что она ограничена во времени и должна смениться славой Божьей (2Кор 4:17), обетов. верующим (ст. 18; Рим 8:17) и многократно превосходящей все, что человеку приходится испытать на земле (ст. 18). Христиане могут считать свою С. залогом этой цели (2Фес 1:4,5), ибо Сам Бог, Спаситель от всякой С. (Иов 5:19; 19:25), "отрет ... всякую слезу с очей их" (Откр 7:16 и след.);
3) С. не является препятствием для радости (2Кор 7:4), как это может показаться безбожному уму, но соседствует с радостью, вызываемой Св. Духом (1Фес 1:6). Если человек осознает это, то даже сама С., о к-рой говорит Павел (Рим 5:3), может стать предметом радости (2Кор 8:2; Кол 1:24). Ибо то, что Иисус "победил мир" с его С. (Ин 16:33), является для веры познанной реальностью и достаточной причиной для радости.
Скороход
Скороход -> Гонцы -> Телохранители.
Скорпион
Скорпион [евр. акрав, "нападающий"; греч. скорпиос].
I. Насекомое, принадлежащее к классу паукообразных (Arachnoidae) и имеющее восемь ног, от трех до шести пар глаз и две клешни, т.наз. "клещевидные челюсти". Задняя часть тела С. состоит из шести колец, последнее из к-рых заканчивается загнутым пустотелым жалом, соединяющимся с двумя ядовитыми железами. Этот хвост в момент нападения из-гибается над спиной, так что жало оказывается на уровне головы. В Палестине чаще всего встречается желтый С. (Buthus quinquestriatus), длиной примерно 8 см (Втор 8:15; Лк 10:19; 11:12). Его укус не смертелен для человека, но очень болезнен (ср. Откр 9:3,5,10).
II. В 3Цар 12:11,14; 2Пар 10:11,14 подразумевается особый вид бичей (-> Бичевание, палки).
Скрижали
Скрижали, каменные плиты (Исх 31:18; 32:19; 34:1; -> Заповеди, I) или глиняные таблички (Ис 8:1, в Синод. пер. - "свиток"; 30:8, в Синод. пер. - "доска"; -> Книга, I) служили материалом для книг, док-тов и -> писем (-> Телль-Амарна, III -> Мари таблички -> Рас-Шамра). В 2Кор 3:3 ап. Павел использует образ исписанных скрижалей в метафорич. значении (ср. Иер 31:33).
Скрытный
Скрытный -> Тайный, скрытный.
Слава
Слава [евр. кавод; греч. докса - часто переводятся как "честь"]. С. - одно из центр. понятий Библии. По отношению к Богу оно означает прежде всего Его величие, а также сияние, исходящее от Него при Его приближении (Исх 24:16 и след.; Пс 150:2, в Синод. пер. - "могущество"). Вместе с тем С. - сущностный признак Царства Божьего и вечного, нетленного Божьего мира, в отличие от мира земного, тленного, преходящего. Там, где человеку является Сам Бог, видимой становится и Его С., хотя человеку и не дано увидеть всю С. Божью.
I. СЛАВА ТВОРЕНИЯ
О С. творения в Библии говорится лишь косвенно. Иисус, указывая на лилии, говорит, что "и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Мф 6:29); сатана показывает Господу "все царства мира и славу их" (Мф 4:8). Человек, будучи образом Бога, также соучаствует в С., о к-рой говорит Пс 8:6: "Не много ты умалил его пред ангелами [более правильный перевод "перед Богом"]; славою и честию увенчал его". С. могут быть увенчаны здание (Агг 2:9) и небесные тела (1Кор 15:40 и след.). Но со времени грехопадения С. всего творения оказалась подорванной в своей основе. В согласии с ветхозаветными высказываниями Петр свидет-вует (1Пет 1:24): "Всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве".
II. ВЕЧНАЯ СЛАВА БОГА
Независимость, власть и совершенство Божье - суть непреходящая С. Бога. С. исходит от Него как от "Отца славы" (Еф 1:17). Сыны Израилевы ощущали воздействие Его С. при заключении завета (Исх 19:16 и след.), при освящении скинии (Исх 40:34) и храма (3Цар 8:10 и след.). Но смертный человек не смеет видеть саму С. Божью. Бог явил Свою С. Моисею, и тот слышал провозглашенное имя Бога (Исх 33; 34). С. Божья видна в Его творениях (Рим 1:20), и по всей земле Бог являет Свою С. (Пс 8:2; 18:2 и след.; 103). Даже для времени не совершенства (грехопадения) действительна Божья клятва: "Но жив Я, и славы Господней полна вся земля..." (Чис 14:21).
III. БОЖЬЯ СЛАВА В ИИСУСЕ ХРИСТЕ
В рождестве Иисуса, в Его проповеди, Его чудесных деяниях, Его преображении, в Его распятии, воскресении и вознесении открывается отблеск Божьей С. (Евр 1:3). Евангелист Иоанн свидет-вует об этом: "Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Ин 1:14). При воскресении Лазаря Иисус особо подчеркивает: "Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?" (Ин 11:40). Как Павел (1Кор 2:8), так и Иаков (Иак 2:1) называют Иисуса "Господом славы", след., Бог Сам владеет и распоряжается С. Это со всей очевидностью откроется при Втором пришествии Иисуса: "Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими" (Мф 16:27).
IV. СЛАВА СПАСЕННЫХ
Когда люди обретают спасение через веру в Иисуса, они становятся детьми Божьими, и к ним относятся слова Иисуса: "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им" (Ин 17:22). Через общность своей жизни с жизнью Иисуса Христа (в смерти и воскресении) спасенные становятся соучастниками Его С.: Бог нас "воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф 2:6). Но спасенные еще не достигли совершенства: "Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол 3:3 и след.). -> Честь, чтить.
След
След, отпечаток, к-рый оставляют при ходьбе человек или животное (Иов 13:27; Песн 1:7). В переносном значении - путь, цель и душевные стремления (Пс 88:52; Рим 4:12; Пет 2:21).
Следовать за кем-либо
I. Следовать за к.-л., означает не только "идти следом" (Быт 37:17), но и "подчиняться ч.-л. авторитету": воен. или политич. вождя (Суд 9:4), духовного учителя (3Цар 19:20 и след.), истинного Бога (Нав 14:8) или других "богов" (Втор 6:14; 8:19; Иер 7:6,9; 35:15; -> Идол, идолослужение).
II: 1) "Следуйте (идите) за Мною!" (Мф 4:19; Мк 2:14; Лк 5:27; Ин 1:43; 21:19) - с таким призывом Иисус обращался к тем, кого хотел видеть Своими -> учениками. От человека, услышавшего этот призыв, требовалось последовать за Ним в букв. и в переносном (т.е. духовном) смысле, оставив своих близких и уйдя от своей прежней жизни (Мф 19:21; Мк 1:18,20; Лк 5:11). Иногда за Иисусом устремлялись толпы людей (Мф 4:25; Мк 3:7; 5:24); Он говорил с ними (Мф 8:10), и они видели Его деяния. Но нередко одной готовности стать истинным последователем Господа было недостаточно (Лк 9:57-62), и многие оставляли Его (Ин 6:66). Им не удавалось перейти от простого слушания слова Божьего (-> Слушать, слышать) к исполнению его (Мф 7:24). Это смогли сделать галилейские женщины, следовавшие за Иисусом и одновременно служившие Ему (Мф 27:55; Мк 15:41; Лк 8:1-3; ср. Ин 12:26); Его ближайшие ученики не отступали от Него даже тогда, ког-да их охватывал ужас (Мк 10:32);
2) Иисус сов. определенно говорит о том, что следование за Ним невозможно без полной самоотдачи и отказа от всех других привязанностей (Лк 14:25-33). Следовать за Ним - значит каждый день, смиряясь, подчиняться Божьей воле, значит быть готовым к тому, чтобы принять смерть (Мф 10:38; Мк 8:34-38; 10:21; Лк 9:23; -> Крест), постоянно внимать Его голосу (Ин 10:4) и проявлять личное послушание (Ин 21:22; ср. Мк 9:38). Тому, кто следует за Христом, обещано, что его путь будет озарен светом (Ин 8:12), он получит воздаяние (-> Воздать) - сейчас и в грядущей -> славе (Мк 10:28-30).
Слезы
Слезы -> Плач, оплакивать -> Скорбь.
Слепота, слепой
Слепота, слепой:
1) причиной С., распростран. на Востоке, являлись, как правило, болезни, обусловленные жарким климатом и антисанитарией (-> Болезнь: слепота). С. могла быть также следствием Божьего наказания (Втор 28:28 и след.). Иногда человек терял зрение лишь на нек-рое время (Деян 9:8 и след.; 13:11);
2) в ряде случаев речь, видимо, идет не об утрате зрения, а о потере возможности разбираться и осознанно действовать в определ. ситуациях (Быт 19:11; 4Цар 6:18), т.е. слово "С." употреб. в переносном значении, как и, напр., в случае, когда подкуп "ослепляет" судью (Исх 23:8; Втор 16:19);
3) чаще всего С. упоминалась в связи с недостатком духовных и практич. знаний, как следствие самообольщения (Откр 3:17) и греха, напр. идолопоклонства (Ис 44:18). В том случае, когда С. является следствием Божьего наказания (Ис 6:10; 29:9; 59:10; ср. 2Пет 1:9), виновными в подобном ослеплении называются сатана (2Кор 4:4) и тьма (1Ин 2:11). При этом человек не только слепнет, но у него притупляется сознание и ожесточается сердце (Ис 29:9-16; Ин 12:40; Рим 11:10; 2Кор 4:4). Такая С. особенно опасна, если поражает стражей (Ис 56:10) и вождей; последние в этом случае становятся "слепыми вождями слепых" и, будучи уверенными в своей правоте (Ин 9:40 и след.), направляют народ в пучину заблуждения (Мф 15:14; 23:16,19,24; Рим 2:19). Свидет-вом наступления Царства Божьего будет, помимо прочего, прозрение слепых - как телесное, так и духовное (Ис 29:18; 42:7; Лк 4:18; 7:22; Ин 9:39). -> Глаз -> Видеть, зреть -> Ослеплять.
Слова на кресте
Слова на кресте. Семь фраз, произнесенных Иисусом на кресте, обычно располагают в след. последовательности:
Лк 23:34: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают".
Лк 23:43: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".
Ин 19:26,27: "Жено! се, сын Твой. - Се Матерь твоя!"
Мф 27:46 (=Мк 15:34): "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Пс 21:2).
Ин 19:28: "Жажду".
Ин 19:30: "Совершилось!"
Лк 23:46: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Пс 30:6).
Э.Штауффер предлагает понимать последние четыре фразы из сказанных на кресте как слова из иуд. молитв, читавшихся во времена Иисуса, и считает, что Распятый прочел 21-й псалом вплоть до 16-го стиха (Мф 27:46 и Ин 19:28; ср. Мк 15:36), затем субботнюю молитву (Ин 19:30) и молитву, читаемую на ночь, к-рую иудеи заучивали еще в детском возрасте (Лк 23:46).
Слово Божье
I. СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Первонач. значение евр. слова давар ("вещь" и "слово") - "оборотная сторона", "подоплека", т.е. смысл какой-л. ве-щи, ее суть, то, что определяет ее внутр. характер. Слово давар означает не "слово" в грамматич. смысле, как часть предложения, а слово как живое высказывание, разговор, речь как слово, наполн. смыслом.
II. СЛОВО БОЖЬЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) "Слово Божие" как слово Бога. Если ВЗ говорит о "слове Божием" (только 6 раз) или о "слове Яхве", то это не описание некоего, ни к чему не обязывающего высказывания Бога, а выражение Его силы. Высшим выражением силы Божьего слова является сотворение мира по могуществ. слову Божьему, о чем сообщается в Писании (Быт 1). По силе воздействия слово Божье подобно молоту, разбивающему скалу (Иер 23:29). Слово Бога пребудет вечно (Ис 40:8), человек живет словом, исходящим из уст Господа (Втор 8:3). Не слушающий слова Господа подвергается суду Господню (Ам 8:11 и след.);
2) "Слово Божие" как слово пророков. Речь любого из пророков может быть названа "словом Божиим", если пророк выступает не от своего имени, а проповедует Божье откровение (3Цар 22:19; Ис 7:7-17; Иер 7:2-7). Пророки потому и являются пророками, что они возвещают слово Божье (Иер 23:28; 27:18). Слово Божье само совершает то, для чего оно было послано (Ис 55:10 и след.). Этим истинное слово Божье отличается от ложного, а истинный пророк отличается от лжепророка. Поэтому в ответ тем, кто сомневается, можно ли называть слова, произнесенные человеком, словом Божьим, а также тем, кто говорит, что пророки могут заблуждаться, указывается на то, что истина слова Божьего и истинность пророка выявятся сами собой (2Пар 18:24; ср. 4Цар 9:36 и след.; Иер 28:16 и след.);
3) "Слово Божие" как слово Библии. Если слово Божье зафиксировано в письм. виде (Исх 24:4), то такая запись также называется Словом Божьим. Но записанное слово, ставшее "Священным Писанием", - это уже не то "Божие слово", каким оно выносится из живой встречи с Богом, а слово, превращенное в учебник или наставление (ср. Иер 7:22 и след.). Если первонач. "слово Божие" было словом Бога в конкретной ситуации, то вместе с его письм. фиксацией и собиранием таких отдельных "слов" выражение "слово Божие" применительно к -> Священному Писанию может подразумевать как отдельное слово (Притч 13:13), так и собрание свящ. текстов в целом (2Пар 29:15).
III. СЛОВО БОЖЬЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) в Евангелиях выражение "слово Божие" может употребляться в его в ветхозаветном значении, подразумевая откровение Бога отдельному чело-веку (Лк 3:2) и являясь обозначением Божьей воли, зафиксированной в Законе (Мк 7:13);
2) в остальных же случаях словосочетание "слово Божие" в НЗ получает совершенно но-вое, исключит. значение: оно стало означать то единств. Слово Божие, Которое есть Христос (Ин 1:14; Откр 19:13), или то, к-рое Бог сказал во Христе. Ключом к пониманию выражения "слово Божие" здесь является не "слово", а личность Иисуса и Его дело. В конечном итоге этим "словом Божиим" являются все события, связ. со смертью Иисуса и Его воскресением (-> Имена Иисуса Христа, III,В,2). Это не означает, что сказанное ранее слово Божье отменяется; речь не идет о "старом" и "новом" слове, как, например, в случае с -> заветом и -> сотворением мира. Это, скорее, слово Бога, исполн. в Иисусе Христе (Кол 1:25-27), Который Своими страданиями и смертью сказал последнее слово против греха, смерти и дьявола (Евр 1:1-4; 2:14 и след.). Поэтому если Церковь говорит о "слове Божием", то подразумевает Иисуса Христа и Его соверш. ради нас подвиг спасения, к-рый должен быть проповедан и постигнут в вере. Это новозаветное слово Божье может называться и "словом о кресте" (1Кор 1:18), "словом истины" (2Кор 6:7), "словом жизни" (Флп 2:16), "словом примирения" (2Кор 5:9), "словом спасения" (Деян 13:26), "словом благодати" (Деян 14:3); или просто "словом" (2Тим 4:2), причем всегда подразумевается только одно "Слово Божие" - Христос, Его дело и Его жизнь. Евангелие потому является "словом Божьим", что сказавший это слово во Христе, есть Бог. На этом основана и его действенность. Оно возрастает Божьей силой (Деян 19:20), только через Бога оно достигает сердец слушателей (Кол 4:3), воздействует как благодать и жизнь (Деян 20:32; 1Пет 1:23) и, наконец, оно и есть сама сила Божья (1Кор 1:18), к-рая "острее всякого ме-ча" (Еф 6:17; Евр 4:12). Если человек позволяет слову Божьему вселиться в себя (Кол 3:16), он встает на путь спасения, и Божье от-кровение в полной мере проникает в его жизнь.
Слоновая кость
Слоновая кость:
1) бивни слонов уже в древности были важной статьей доходов. С.К. в Западную Азию доставляли караванами из Индии, а Соломон начал ввозить ее на финик. кораблях (1Цар 10:22; 2Пар 9:21). Он же распорядился изготовить себе престол из С.К. и "обложить" его золотом (3Цар 10:18). Согл. 1Цар 22:39, Ахав построил "дом из С.К."; раскопки показывают, что интерьер дома был богато украшен инкрустациями из этого материала. Примеру царя последовали богатые жители Самарии (Ам 3:15; 6:4); в Пс 44:9 также говорится о чертогах из С.К. Финикийцы использовали инкрустацию из С.К. при отделке своих кораблей (Иез 27:6).
2) в поэтич. текстах красивое человеч. тело сравнивается с точеным изделием из С.К. (Песн 5:14; 7:5).
Служение, служба, служить
I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
В ВЗ и НЗ встречается целый ряд слов, близких по значению, но раскрывающих различные аспекты С.: 1) в ВЗ наиб. часто встречаются евр. глаголы шерет и авад. Оба слова могут употребляться как в разговорной речи, так и в религ. терминологии. Шерет - это "почетная служба", на к-рую призывают или к-рую выбирают добровольно. Так, Потифар поставил надзирателем в своем доме Иосифа, к-рый ему лично прислуживал (Быт 39:4). Иисус Навин был служителем у Моисея (Исх 24:13; 33:11; Чис 11:28). Слово шерет употребляется в тех случаях, когда говорится о С. священников (Исх 28:35,43; 3Цар 8:11; Иез 44:17). Левиты служат первосвященнику Аарону (Чис 3:6), священникам (Чис 18:2), при скинии и всему обществу (Чис 16:9). Елисей устроил для своей семьи праздничную трапезу и затем последовал за пр. Илиею, чтобы служить ему (3Цар 19:21). Такое С. считалось почетной привилегией. Слово авад означает "работать", "выполнять определенную работу", "нести рабскую службу". Оно употребляется как в отношении деяний Бога (Ис 28:21), так и к человеч. труду (Исх 20:9 и парал.). Иаков служил Лавану за Рахиль два раза по семь лет (Быт 29:18 и след.). Из любви к своему хозяину раб мог отказаться от свободы и служить ему всю жизнь (Исх 21:5 и след.). Израил. народ служил различным правителям во времена судей (Суд 9:28), языч. божествам (4Цар 10:18), иноземным царям (Иер 25:11). Слово авад почти всегда означает службу по принуждению, делающую человека несвободным: исполняя ее, человек не вправе распоряжаться собой. Такой служитель в большинстве случаев - раб. Слово эвед - "раб", "служитель" - в Ис 53 означает страждущего Раба Божьего. Иногда, когда речь идет о поклонении языч. богам, употребляется слово цамад (в Синод. пер. - "прилепляться к" - Чис 25:3,5; Пс 105:28). Словосочетания "предстать перед к.-л." и "быть при к.-л." также могут означать С. (Быт 41:46; Втор 1:38 и т.д.);
2) в НЗ встречаются шесть понятий и родств. им выражений, наполненных единым богословским содержанием, к-рые характе-ризуют жизнь христианина как "служение Богу":
а) глагол дулеуейн встречается в тексте 25 раз, а схожий с ним по значению глагол дулун - восемь раз. Эти слова обозначают подневольный труд раба, подчиняющегося воле господина (Мф 6:24; Лк 15:29; Деян 20:19; Кол 3:24);
б) слово диаконейн первонач. означало "прислуживать за столом", "обеспечивать всем необходимым" (Лк 10:40; 12:37; Ин 12:2; Деян 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в НЗ слово диаконейн употребляется по отношению к спасит. миссии Иисуса Христа (Мк 10:45 и парал.), к С. апостолов (2Кор 3:3; ср. 6:3), обретая тем самым свое главное значение: "христианское служение" (1Пет 4:10). Иисус Христос наполнил С. новым смыслом. Глагол диаконейн (см. Мф 4:11) встречается в НЗ 37 раз, понятие "служение" - 34 раза (Лк 10:40; Деян 1:25; 6:4; 2Кор 4:1 и др.), слово "слуга" - 29 раз (Мф 20:26; 23:11; Ин 12:26; Флп 1:1 - в Синод. пер. - "рабы", и т.д.);
в) глагол латреуейн (см. Деян 24:14), как правило, употребляется в текстах, где говорится об отправлении культа. Но в НЗ значение этого глагола шире: оно позволяет охарактеризовать жизнь христиан как непрерывное С. Богу (в таком смысле этот глагол употреблен в Септуагинте: Втор 10:12). При этом подчеркивается, что Бог владеет не только той частью жизни человека, которая посвящена богослужению, но Ему принадлежит вся жизнь человека (Рим 12:1 и след.). Глагол латреуейн встречается в НЗ 21 раз, сущ. латрейа (ср. Ин 16:2) - 5 раз;
г) близок по значению к слову латреуейн глагол лейтургейн, означающий в НЗ священнич. С. Этот глагол встречается только в Деян 13:2; Рим 15:27 и Евр 10:11. Производное сущ., переведенное как "служба" (см. Лк 1:23), встречается в НЗ шесть раз, слово "служитель", лейтургос, - пять раз. Оно означает призвание на С. и облечение соотв. полномочиями. В Рим 15:27 оно употребляется в обыденном значении - "повседневная работа";
д) слово гиерургейн, "совершать священнодействие", встречается только в Рим 15:16. Павел понимает свое С. благовестия как священнич. Этот фрагмент позволяет увидеть, насколько близки по значению слова, обозначающие С. (Рим 15:16,25, 27 - гиерургейн, диаконейн и лейтургейн);
е) слово гюперетейн встречается только в Деян 13:36; 20:34; 24:23, в то время как производное от него сущ. гюперетес, "слуга" (см. Мф 5:25), употреблено 20 раз. В древнегреч. языке словом гюперетес первонач. называли галерного раба, прикованного цепями к ножным упорам судна. Возм., гюперетес в НЗ служит специальным обозначением людей, знавших предание об Иисусе Христе и проповедовавших его новообращенным. Именно в этой связи упоминаются гюперетай ... ту логу, "служители слова", в прологе Ев. от Луки. Как гюперетес Павла и Варнавы упоминается Марк (Деян 12:25; 13:5), к-рый первым в полном объеме записал рассказы о Христе (-> Евангелие). С учетом того, что Марк повествовал о жизни Иисуса, становится понятно, почему его уход от апостолов столь сильно отразился на их С.
II. РАБСКИЙ, ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
Слова "служить", "раб", "слуга" и др. отражают отношения раба и господина (Исх 21:2; Мф 20:26 и след.; Лк 17:8), покоренных народов и иноземных завоевателей (Суд 3:8), порабощенных и поработителей (Быт 15:13; Исх 1:11). При этом раб мог пользоваться особым дове-рием своих хозяев (Быт 39:14); словом "служащие" названы придворные и вельможи, даже цар. родственники (2Пар 22:8; Есф 1:10). (-> Раб.) В НЗ рабское С. символизирует рабскую зависимость от греха (Ин 8:34 и т.д.). В освобождении от этого С. греху заключен смысл НЗ, спасения, достигаемого через Иисуса Христа (Иез 36:26 и след.; Ин 8:36; Рим 6:6,19; 8:21). В НЗ упоминается служитель в синагоге, подающий и принимающий от чтеца свитки с текстом Писания (Лк 4:20). Служителями первосвященников (Ин 18:3; Деян 5:22) были левиты.
III. БОЖЬЕ СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ
Это С. лежит в основе всех Божьих деяний. Иисус "пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф 20:28). Бог послал Своего Сына на С. людям и отправляет Своих посланников и ангелов на С. тем, кто живет на земле и "имеет наследовать спасение" (Евр 1:14).
IV. СЛУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА БОГУ
В ВЗ для служения Богу (-> Богослужение) были избраны левиты (Втор 18:5). Прообразом искупит. жертвы Христа явились жертвопри-ношения животных (Нав 22:27). Человек должен был выбрать между С. Богу и идолопоклонством (Нав 24:14 и след.,18,31). Израильтянам запрещалось поклоняться божествам, почитаемым другими народами (Исх 20:5; 23:24,33). Тот, кто не устремлял все свои помыслы к единому Богу, с неизбежностью становился служителем ничтожных, бренных идолов. Даже выход за пределы земли обетованной, из области Божьего владычества, в царство идолов рассматривается как С. "чужим богам" (1Цар 26:19). В НЗ С. Богу про-тивопоставляется идолопоклонству. Человеку необходимо освободиться от "мертвых дел", от "служения маммоне", т.е. от обожествления материальных, земных ценностей и человеч. духа; следует служить только "Богу живому и истинному" (1Фес 1:9; Евр 9:14). Лишь обратившись к живому Богу, постоянно взирая на Иисуса Христа, можно найти спасение от власти идолов (Флп 4:13). И, напротив, отрицая власть живого Бога (Пс 2:3; Лк 19:14), человек лишается своей личностной сути, утрачивает верную ориентацию в жизни, подчиняется кумирам. "Никто не может служить двум господам" (Мф 6:24), "да постыдятся все, служащие истуканам" (Пс 96:7). С. Богу - одна из форм общения с живым Богом. Служить Ему - значит не хлопотливо прислуживать (Лк 10:40), но внимать Ему и переживать Его присутствие. Служить Богу - значит сослужить ангелам (Дан 7:10; Евр 1:14). Богослужение в общине заключается в наставлении, в молитве и прославлении Бога. По словам Павла, "разумное служение" совершается тогда, когда мы не только обращаем к Богу наши слова и мысли, но и "предоставляем наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим 12:1; см. выше, I,2в, значение греч. глагола латреуейн). Павел и Петр считали себя рабами и служителями Иисуса Христа (Рим 1:1; 1Кор 3:5; 4:1; Еф 3:7; Флп 1:1; Тит 1:1; 2Пет 1:1). "Служителями (рабами) Бога" названы пророки (Иез 38:17), священники (Иоил 1:9), царь Давид (Ис 37:35), а иногда - даже язычники (Иер 43:10).
V. СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ
С. ближнему, как и любое С. вообще, - это прежде всего С. Господу, богослужение (Еф 6:6 и след.; Кол 3:22 и след.). В С. ближнему человек предстоит перед лицом Бога без оглядки на окружающих, не "стараясь угождать людям" (Гал 1:10): 1) в ВЗ словами "служитель", "раб", называют и того, кто находится в услужении (Исх 24:13), и того, кто проявляет по отношению к к.-л. учтивость и покорность (Быт 42:11; 44:16). Кр. того, этими же словами названы слуги (см. п. II); 2) в НЗ образец истинного С. являет Собой Иисус Христос: "Я посреди вас, как служащий" (Лк 22:27). "Ибо и Сын Чело-веческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк 10:45). С. было облагорожено всей жизнью Христа, возвышено в глазах Бога; человеку дано совершить лишь отдельные поступки, из к-рых состояла вся жизнь Иисуса. Христос дал нам "пример", чтобы мы подражали Ему (Ин 13:15-17). Он обещает награду за любое С. ближнему, как если бы мы служили Ему Самому (Мф 25:40,45). Т.о., желание сделать добро Иисусу можно воплотить в помощь ближнему. В Царстве Божьем велик тот, кто служит: "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Мф 20:26 и след.), "начальствующий, как служащий" (Лк 22:26). Мерилом духовной зрелости служит самоотверженное С. ближнему, а не блестящая проповедь, одаренность или образованность. Цену этому С. знает лишь Бог, ни у кого, кроме Него, оно не находит признания (Рим 8:36; 2Кор 6:3-10). Люди должны служить друг другу любовью (Гал 5:13) и полученными дарами (1Пет 4:10).
Служитель
Служитель [греч. диаконос] - это тот, кто прислуживает к.-л. (за столом). В НЗ это слово употребляется в разных значениях.
I. ОБЩЕПРИНЯТОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Тимофей назван С. Иисуса Христа (1Тим 4:6), Епафрас - С. Христа (Кол 1:7), а Тихик - С. и сотрудником в Господе (Кол 4:7). Ап. Павел называет Божьими слугами также языч. власти и их представителей (Рим 13:4,6), имея в виду не их внутр. позицию, а то, что земная власть установлена Богом.
II. ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В НЗ говорится о С. [греч. диакониа] слова (Деян 6:4), о С. духа и Нового Завета (2Кор 3:6), о Христе, как о "служителе для обрезанных" (Рим 15:8). Сказано также, что С. сатаны принимают вид С. правды (2Кор 11:14 и след.).
III. ДОБРОВОЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ
Греч. слово диакониа подразумевает не исполнение установленных заранее обязанностей, а добровольное служение ближнему. Семейство Стефана добровольно посвятило себя на служение "святым" (1Кор 16:15). Фива была диакониссой церкви Кенхрейской (Рим 16:1; в ст. 2 она названа греч. словом простатис - "защитница", "помощница", "покровительница"). Существует также мнение, что диакониссой называли жену диакона (1Тим 3:11), но сказанное Павлом в 1Тим 5:9 и след. об условиях, необходимых для избрания женщины на должность в общине, не подтверждает этого предположения.
IV. СЛУЖЕНИЕ ДИАКОНА
Должность С. (диакона) четко выделяется из числа других должностей (Флп 1:1; 1Тим 3:8-13). Диаконы избирались на собрании общины (Деян 6:3; -> Должность, II,Б) и поставлялись на служение через возложение на них рук апостолами (Деян 6:6). Следует, однако, иметь в виду, что "семь человек", упомянутых в Деян, не названы диаконами; возм., у них были другие обязанности, по крайней мере двое из них несли евангельское служение (Деян 6:8 - 7:53; 8:5 и след.). Диаконы должны быть "изведанными и исполненными Святого Духа и мудрости" (Деян 6:3), "честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести" (1Тим 3:8 и след.). "Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем" (ст. 11). Диаконы должны хорошо управлять своим домом (ст. 12), к служению они приступали, только пройдя испытание (ст. 10). В древней Церкви каждая община имела несколько диаконов. Но они (как и другие С. общины) служат в первую очередь не общине, а Богу.