Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Фридрих А.Брокгауз
Библейский словарь

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


« Указатель

Страдание, страдать
I. О ПРИРОДЕ СТРАДАНИЯ

В мире, к-рый Бог изначально создал "хорошим" (Быт 1:31), С. не было. Но вследствие греха человеч. жизнь подверглась Божьему суду и оказалась во власти смерти (Быт 2:17; 3:19); человек утратил свободу и познал С. (Евр 2:15). Поскольку в сотвор. мире человек был образом и подобием Божьим (Быт 1; 2), его поступок обрек на С. и остальных земных тварей (Рим 8:18-23). С тех пор порядок, установленный на земле Богом, включает в себя бытие и небытие, жизнь и смерть (Быт 3:17-19). Они служат предзнаменованием грядущего Божьего Суда над всей вселенной. Т.о., С. - это результат безбожной жизни человека, разлада между Богом и созданным Им миром. По приговору Божьего суда мир смерти через С. проникает в нашу жизнь, причем более всего тогда, когда смерть противится зарождению новой жизни. В псалмах глубочайшее С. сравнивается со смертью (Пс 17:5; 21:16; 114:3, 8). Человек не в силах самостоят. избавиться от этих уз; доступ в -> рай - мир, в к-ром нет С. и смерти, - для него закрыт (Быт 3:24). Человек рассматривается в Библии прежде всего как существо глубоко страдающее и - сознат. или нет, - стремящееся к избавлению.

II. О ХАРАКТЕРЕ СТРАДАНИЙ

1) С. подвержено все существо человека - тело (напр., через болезни, гонения, тюремное заключение), душа (напр., в связи с утратой близких людей) и дух (напр., в поисках ответов на вопросы о смысле жизни и о Божьей справедливости). -> Иов, прототип страждущего человека, испытал самые разнообразные формы С. Среди библ. страдальцев можно вспомнить также Давида (потерявшего нескольких сыновей), автора 72-го псалма, Екклесиаста, ап. Павла (2Кор 11:23-29) и мучеников за Слово Божье, о к-рых говорится в книге Откровение (Откр 6:9-11; 17:6);

2) о характере С. можно отчасти судить по употребляемым для их обозначения греч. словам. Здесь встречаются преимущ. два понятия: "бессилие", "слабость" [греч. астенея] и "пре-терпевание" [греч. патема]. И то и другое го-ворит об одном и том же: человек немощен, не имеет сил сопротивляться, поэтому ему приходится испытывать на себе действие чуждой ему силы, к-рая отягощает его жизнь. Осознав, что он не властен над собой, человек должен решить, как ему жить дальше. Он может либо обвинить во всем Бога и отвернуться от Него, тем самым отдавая себя во власть зла (Откр 16:9), либо признать, что С. посланы ему Богом (Пс 38:12; 93:12; Евр 12:6), что они дают ему возможность полностью довериться Богу в надежде получить от Него помощь (2Кор 12:7; Пс 37; 65:10-12). И тогда С. принесут ему спасение: "Страдающий плотию перестает грешить" (1Пет 4:1);

3) виновником С. и смерти, как о том говорится в Кни-ге Иова, является -> сатана (Иов 2:4 и след.; ср. также 2Кор 12:7; 1Пет 5:8,9). Бог допускает его разрушит. деяния в качестве наказания людям за грех (Иер 21:5 и след.), в качестве воспитат. меры, призванной отучить от греха (Евр 12:5-11), а также для очищения (Ис 48:10) и сохранения от греха (2Кор 12:7; ср. также 1Пет 4:1). Именно в Книге Иова раскрывается таинств. смысл изгнания человека из рая в мир С. и смерти, дабы он "не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт 3:22); Бог производит над человеком Свой суд; через С. и смерть Он заставляет его осознать последствия отпадения; существует, однако, и возможность преодоления разрыва с Богом.

III. О ПРЕОДОЛЕНИИ СТРАДАНИЙ

1) вся сила С. была обрушена на Иисуса Христа, Сына Божьего. Его пришествие во плоти (Ин 1:14) для спасения человечества (Лк 4:17-21) было шагом в пучину С. (Евр 12:2,3). Свой путь страданий Он принимал как Божье предначертание (Мф 16:21 и др.); в Своей жизни Он был подобен людям, наказуемым Богом (Евр 2:14-18). Он смиренно отдал Себя во власть Отца (Флп 2:8; Евр 5:7,8) и, будучи безгрешным, стал сострадательным братом для всего человечества (Евр 4:14,15). Но все это произошло по Божьей воле; предсказан-ному о Христе надлежало исполниться (Лк 24:44). Значение Его подвига раскрывается в Ис 52:13 - 53:12: "Наказание мира нашего было на Нем". Т.о., Бог, обрекая Иисуса на С. и смерть (2Кор 5:21), в Его лице вершит Свой суд над всеми людьми. Но эта смерть и последовавшее за ней воскресение разрушили власть дьявола и смерти (Евр 2:14,15; 2Тим 1:10). Исцеление от болезней, очищение от греха и избавление от С. и смерти - все это плоды Его победы над "князем мира сего", "имеющим державу смерти" (Ин 12:31; Евр 2:14; Откр 7:13 и след.). Кто Сам есть "воскресение и жизнь" (Ин 11:25), Тот не останется в узах смерти (Деян 2:24). Кто верует в Него, тот причастен к победе над грехом, С. и смертью (Рим 6:3-11);

2) раны умершего на кресте и воскресшего Иисуса превращают общение с Ним в "участие в страданиях Его", принятых Им за грехи мира (Флп 3:10). Пока существует сей мир С. и смерти, это правило будет относиться как к отдельному человеку, так и к Церкви, Телу Христову (Кол 1:24). Существующие в этом мире С. учат смирению и ведут к очищению, благодаря к-рому укрепляется вера (2Кор 1:8,9; 4:7-12). Участие в С. Христа вознаграждается причастностью к Его воскресению (Флп 3:10,11). Бог требует от страждущих со Христом терпения [греч. гюпомоне]. В качестве образца терпения Церкви предлагается благочестивый страдалец Иов (Иак 5:11). В человеч. немощи совершается Божья сила (2Кор 12:9). Терпение и вера помогают осознать, что все сегодняшние С. не могут сравниться со славой, к-рая уготована Церкви Божьей в будущем (Рим 8:18); 3) даже если значение победы, одержанной Христом над смертью, до сих пор не открылось в этом мире С. и смерти (2Кор 5:7), Церковь познаёт это через Божье откровение, говорящее, что однажды небо и земля обновятся во Христе и что не будет больше "ни плача, ни вопля, ни болезни" (Откр 21:4; ср. также Ис 35; 25:8).

Стражи, сторожить, бодрствовать
У израильтян С. выполняли ответств. задачи. Во время воен. походов они охраняли войско, окружив его со всех сторон, а также составляли особую охрану царя (1Цар 14:15 и след.; -> Телохранители). Стены города охранялись дозорными С., к-рые следили, не появился ли враг (Иез 33:2 и след.,6; ср. Иер 51:12), а также сообщали об особых происшествиях за пределами города (Суд 1:24; 2Цар 18:24 и след.; 4Цар 9:17). Высшим С. над людьми Библия называет Бога, без содействия Которого все усилия человеч. С. тщетны (Пс 126:1). Он - недремлющий хранитель Израиля (Пс 120:4). Он бодрствует над словом Своим, чтобы оно скоро исполнилось (Иер 1:12); Он наблюдает за тем, чтобы Его противники не избежали гибели (Иер 31:28; 44:27). Назнач. Богом С. - это Его пророки (Иер 6:17; Иез 3:16-19), к-рые должны бодрствовать, предостерегая свой народ от греха и идолослужения и истолковывая ему знамения времени (Ис 21:5 и след.). В НЗ - это те наставники, к-рые пекутся о церквах и несут ответственность за них (Евр 13:17).

Странствование в пустыне
Странствование в пустыне -> Переход через пустыню.

Страус.
Страус. Сир. С., подвид африк. С. (Struthio camelus), ныне почти вымер в Палестине, в то время как в районах Евфрата, частично в Аравии и Иране он еще встречается. С. - одна из самых больших птиц, живущих ныне (достигает 2,5 м). С. питается растениями, насекомыми, птенцами мелких птиц и мелкими млекопитающими. Поэтическое описание в Иов 39:13-18 подчеркивает большую скорость передвижения С. и его глупость, к-рая у арабов вошла в поговорки, бытующие по сей день ("глупее, чем страус"). Упомянутая там же и в Плач 4:3 жестокость С. к своим птенцам выражается в том, что он надолго оставляет свою кладку, даже во время высиживания птенцов.

Страх
Страх ("стеснение сердца", "скорбь"). Если Библия говорит о С. [греч. тлипсис, "стеснение", "скорбь"], то упор делается скорее на внешние причины С., а не на внутреннее состояние человека. В Библии говорится о различных видах С.:

1) С., связанный с мучениями роженицы (Пс 47:7; Иер 13:21), С. ("теснота") перед врагом (ср. Пс 17:7; 30:10), С. смерти (Пс 114:3), С. как постоянный спутник совершающих зло (Рим 2:9) и, наконец, С. перед Судным днем (Соф 1:15);

2) ап. Павлу знакомы особые С., связанные с его призванием, напр. С. за вверенные ему души (2Кор 2:4);

3) существует С. быть отвергнутым Богом (Пс 50:13); он связан с вопросом о спасении. Наряду с этим из Библии известен С., называемый в народе "раскаянием висельника" (ср. Исх 8:8,28; 3Цар 21:27; Деян 8:24);

4) поскольку С. часто порождается одиночеством, от него может освободить общение с Иисусом. В этом мире сердце верующего всегда стеснено скорбью, но "Христос победил мир" (Ин 16:33). Поэтому Павлу известно победное преодоление С. перед врагами, адом, смертью и судом (Рим 8:35 и след.). Но для человека как существа тварного не устраняется С. перед смертью, к-рый был знаком даже Иисусу (Лк 12:50).

Страх Божий
Страх Божий -> Страх, страшиться.

Страх, страшиться.
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

С. - это тревожное состояние, испытываемое человеком перед лицом реальной или предполагаемой опасности. С. - извечный спутник человеч. существования.

II. СТРАХ В БИБЛИИ

1) в Библии показаны обычные, подобные нам, люди со всеми слабостями и тревогами (ср. Пс 33:5; Мф 14:26; 28:4; Ин 7:13; Деян 2:43; 1Кор 2:3). Каждый человек имеет основания страшиться враждебных, темных сил (Еф 6:12) греха, смерти и дьявола;

2) от С. человека может освободить только Тот, Кто могущественнее этих сил, - Иисус. Об этом свидет-вует многократно повторенный Им призыв: "Не бойся!" (напр., Мк 5:36).

III. СТРАХ БОЖИЙ И ЛЮБОВЬ БОЖЬЯ

1) насколько часто в Библии говорится о даруемой Христом -> свободе от страха, настолько же часто подчеркивается значение С. перед Богом, где С. и благоговение сливаются воедино: кто страшится Бога, тот благоговеет перед Ним. И наоборот: кто благоговеет пред Богом, тот и страшится Его, проникаясь Его величием и святостью. Евр. слово йира означает С. и благоговение пред Богом, но одновременно это и высшая мудрость, и первый шаг на истинном пути, ведущем к спасению (Иов 28:28; Пс 110:10; Притч 1:7; 9:10). Благочестие ветхозаветных праведников основывалось именно на С. перед Богом. Подобная позиция находит подтверждение и в НЗ (1Пет 2:17). Ветхозаветному йира здесь соответствует греч. глагол фобейн (Мф 10:28; Лк 1:50; 18:2; 23:40; Деян 10:2; 13:16; Кол 3:22; Откр 11:18; 14:7; 15:4; 19:5); см., однако, п.3;

2) человек, не испытывающий С. перед Богом, живет лишь земной жизнью, в к-рой не остается места для общения с Богом. Но в момент, когда прекращается связь с Богом, земная жизнь теряет свой смысл, поскольку Бог - основа жизни (Кол 1:17; Евр 1:3). Человека, не признающего никакой другой дей-ствительности, кроме земной жизни, охватывает более сильный С. - С. перед "небытием". Ему необходимо познать библ. истину, к-рая гласит: "Бога, Господа твоего, бойся" (Втор 10:12,20; Мф 10:28; Рим 11:20 и след.). С. перед Богом - это любовь к Нему в ответ на Его любовь к нам. Любовь к Богу в НЗ превосходит (в отличие от ВЗ) С. перед Ним, хотя и здесь присутствует благоговейный С. перед недостижимой Божьей славой и непостижимой Божьей сущностью (Евр 12:28 и след. и др.);

3) в НЗ говорится о том, что соблюдать заповеди следует не из раболепного С., а из любви и благоговения (Ин 14:15,23). Кто отвечает на Божью любовь смирением, тот поступает по новому закону свободы детей Божьих (Рим 8:21). Чем сильнее любовь к Богу, тем слабее ложный, раболепный С. В подобной любви нет С. (1Ин 4:18). -> Смущение, страх, испуг, робость, боязливость.

Стрела
Стрела -> Лук.

Стрелки (стрельцы)
Стрелки (стрельцы). С. в ВЗ - это всегда С. из лука (Быт 21:20; 1Цар 31:3; 2Цар 11:24; 2Пар 35:23); в Деян 23:23, под С., возм., подразумеваются и пращники. -> Лук.

Стрельцы
Стрельцы -> Стрелки.

Стремление
Стремление -> Влечение, стремление, желание, похоть.

Стригущие (овец), стричь
Стригущие (овец), стричь. Стрижка -> овец в ветхозаветные времена отмечалась радостным праздником, к-рый хозяин устраивал для своих пастухов и стригалей. На праздник приглашали родственников и соседей (Быт 38:12 и след.; 1Цар 25:2 и след.; 2Цар 13:23 и след.). Когда говорят о С.(О.) (1Цар 25:7,11; 2Цар 13:23 и след.; Ис 53:7; Деян 8:32), то отчасти речь может идти о соотв. ремесле. Овец через несколько дней после стрижки ве-ли в -> купальню (Песн 4:2). Закон запрещал стричь первородный приплод (Втор 15:19).

Строительство, строить, возводить, возделывать
I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Глагол "возделывать" относится в первую очередь к работе крестьянина, к-рый обрабатывает поле (Быт 2:5; 3:23; 4:12; Притч 12:11; Евр 6:7) или виноградник (Втор 28:39). В Быт 2:15 говорится о том, что Господь повелел людям возделывать и хранить сад Едема. Часто глаголы "строить" (созидать) и "сажать" (Иер 1:10; Лк 17:28), а также "возделывать" и "засевать" (Иез 36:9) встречаются рядом. Сотворение Богом земли, производящей полевые злаки, называется "устроением" (Пс 64:10). При сотворении людей Господь создал женщину из ребра мужчины (Быт 2:22). "Строить" и "возводить" означает также сооружать каменные здания, жилые дома (Быт 33:17; 3Цар 2:36; Иов 20:19), города (Быт 4:17; 3Цар 12:25; 16:24; Дан 4:27) или гор. укрепления (2Цар 5:9; 3Цар 15:17; 2Пар 11:5; Неем 2:17), овчарни (Чис 32:16) и гробницы (Мф 23:29). Заново отстраиваются разоренные и лежащие в руинах города (Ис 58:12; 61:4; Иез 36:10). Строят жертвенники Господу (Быт 12:7; Исх 17:15), жертвенники и капища для идолослужения (3Цар 11:7; Иер 7:31; 19:5; Иез 16:25), а также Иерусалимский храм (2Цар 7:5,13; 3Цар 6:1; Езд 5:2,4; Зах 1:16). В этом случае "строить", "устраивать" может означать "реставрировать" (2Пар 24:27) и "перестраивать" (Ин 2:20). С., совершавшееся людьми, часто было направлено против Бога (Быт 11:4; Ос 8:14), но "если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его" (Пс 126:1). Горе грозит тому, "кто строит дом беззаконием" (Иер 22:13) и город "кровью и неправдою" (Мих 3:10; Авв 2:12). То, что по воле Своей разрушил Господь, людям бесполезно восстанавливать (Иов 12:14; Иер 45:4), даже если Израиль в гордыне говорит: "Кирпичи пали, построим из тесаного камня" (Ис 9:10).

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

В переносном значении глагол "строить" применим к заботе Господа о Своем народе, к-рый подобен винограду, "насаженному десницей Божиею" (Пс 79:15 и след.; см. Ин 15:1 и след.), а христ. община - это "Божья нива, Божье строение" (1Кор 3:9). При этом пророки (Иер 1:10) и руководители церк. общин являются "соработниками у Бога" (1Кор 3:5-9). К общине обращено и воззвание апостола быть укорененными и утвержденными во Христе (Кол 2:7). В переносном смысле Господь "созидает Сион" (Пс 101:17), "устраивает" престол Давида (Пс 88:5) и Израиль (Иер 24:6). Но наиб. важным здесь является образ С. (устроения) дома. С одной стороны, это - метафорич. изображение благоденствия семей, к-рым Господь дарует потомство (Исх 1:21; 1Цар 2:35; 2Цар 7:27), с другой - продолжения рода самими людьми (Втор 25:9; Руфь 4:11). В НЗ образ храма переносится на христ. общину. Общины устроялись (в Синод. пер. часто - "назидались" - Деян 9:31) и созидались (Мф 16:18; Еф 4:21) на основании, "которое есть Иисус Христос" (1Кор 3:11-14), "на святейшей вере" (Иуд 20), "на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа -> краеугольным камнем" (Еф 2:20; см. 4:11), они "устраивали из себя дом духовный" (1Пет 2:5), "жилище Божие Духом" (Еф 2:22). Церковь - это неру-котворный храм, к-рый Господь собирался воздвигнуть за три дня (Мк 14:58; Ин 2:19-22). Павел старался "благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании" (Рим 15:20). В своих притчах Иисус использует образ С. дома или башни, желая показать, что значит быть Его учеником и последователем (Мф 7:24-27; Лк 6:47-49; 14:28-30). И наконец, в образе дома нерукотворного, жилища на небесах от Бога, олицетворяется воскресение из мертвых (2Кор 5:1-3). -> Дом, строительство дома -> Храм -> Город -> Крепость.

Струна, струнное орудие
Струна, струнное орудие -> Музыкальные инструменты.

Струп
Струп -> Болезнь.

Ступа
Ступа [евр. медоха - "пестик" и махтеш - "углубление"], деревянное, каменное или металлич. приспособление для растирания (измельчения, толчения) зерна (Притч 27:22) или иных пищевых продуктов (напр., -> манны, Чис 11:8). С. состоит из пестика на длинной ручке с закругл. концом и узкого сосуда из того же материала. В Соф 1:11 описывается суд Божий, во время к-рого народ будет ощущать себя как бы растираемым в С. [евр. йошвей га-махтеш, букв. "сидящие в ступе"; в Синод. пер. слово, означающее "углубление ступы", передано как "нижняя часть города"].

Стыд, стыдиться
I. Чувство С. может быть связано с половой принадлежностью человека; такого С. люди не знали во времена не нарушенного общения с Богом в -> раю (Быт 2:25). Появление чувства С. свидет-вует об отступлении от Бо-га (ср. Быт 3:7), но сегодня оно является для многих защитой от искушения и греха (см. 1Тим 2:9).

II: 1) когда люди стыдятся, они обычно смущаются, стоят с поникшей головой, исп. угрызения совести, сознавая свою вину перед Богом (Езд 9:6; Иер 3:25; Дан 9:7) или перед людьми (Лк 14:9). Потерять или отбросить С. значит пойти по пути самовозвеличивания, проявить неготовность к покаянию (Иер 3:3; 6:15). Осознание Божьей милости, к-рую Бог являет человеку, пробуждает глубокий С. за содеянные грехи (Иез 16:61; 36:32; Рим 6:21). Бог дает Своему народу обетование о том, что ему не придется больше стыдиться, потому что Он очистит его (Соф 3:10 и след.);

2) постыжены будут все те, кому придется отвечать за свои дела на Божьем Суде: служившие истуканам (Пс 96:7), враги народа Божьего (Пс 82:18; Мих 7:16), гонители праведных (Пс 34:4; 69:3; 70:13).

III. У христиан нет причин стыдиться Евангелия из-за того, что мирские люди считают его глупостью (Рим 1:16; а также Пс 118:46). Христианам не следует стыдиться и того, что им приходится страдать за своего Господа (1Пет 4:16). Ибо Бог не стыдится называть Себя их Богом (Евр 11:16), и Иисус не стыдится называть их братьями (Евр 2:11). Но того, кто отвергает Иисуса, постигнет страшная участь, потому что Господь постыдится его в день суда (Мк 8:38).

Суаль
Суаль -> Шуал (1).

Суах
Суах (евр. "сметающий"), сын Цофаха из колена Асира (1Пар 7:36).

Суббота
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

1) евр. глагол шават означает "прекращать какие-либо действия", "отдыхать от чего-либо", "соблюдать субботу"; сущ. шаббат означает день отдыха или праздничный день, С. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. на -> День очищения (Лев 16:31; 23:32; ср. также ст. 24). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной С.;

2) в Вавилоне существовало понятие ша пату = "(день) середины", обозначавшее 15-й день месяца, к-рый отмечался как "день успокоения сердца (богов)", т.е. был своего рода днем покаяния и молитвы. Кр. того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определ. виды деят-сти; это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для С. связи с неделей. Соотв., несмотря на нек-рое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах.

II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ

1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ

С. как день отдыха в конце каждой семидневной недели первонач. была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны (Исх 16:5,22-30), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе (Исх 20:8-11; 31:12-17). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным. Из библ. текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе (Быт 7:4; 8:10,12); свадебное торжество также длилось семь дней (Быт 29:27,28);

2) ПРЕДПИСАНИЯ.

Каждый 7-й день (Исх 23:12), С., был днем святого покоя (Исх 16:23; 31:15; 35:2), когда запрещалось работать (Исх 20:10; 31:14); это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В С. запрещалось зажигать огонь (Исх 35:3); необходимую для С. пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в "день перед субботой" (Мк 15:42; Исх 16:23). В С. нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны (Исх 16:27-29) и дров являлись нарушением предписаний о С. Амос упоминает перерыв в деловой жизни (Ам 8:5), а Иеремия указывает на запрет "носить ношу" (Иер 17:21 и след.). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью (Исх 31:14,15; 35:2; Чис 15:35). Но основополагающий смысл С. заключался в том, что это был день отрады (Ис 58:13), в к-рый израильтяне собирались вместе (Лев 23:3; ср. 4Цар 4:23) для вознесения хвалы Господу и богослужения (Пс 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис 28:9,10), а в святилище возлагали новые хлебы предложения (Лев 24:8).

III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫ

Субботний отдых означал для израильтян причастность к Божьему -> покою. Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил и благословил каждый седьмой день (Быт 2:2 и след.) и заповедал Израилю соблюдать его святость (Исх 20:11; 31:17), т.е. выделять его в череде прочих дней как особый день, посвящ. Господу. Для израильтян, к-рых Бог избавил от беспрерывной подневольной работы (Исх 5:4-9) в егип. рабстве (Втор 3:20; Нав 1:13-15), С. стала знамением того, что Господь освятил их (Исх 31:13; Иез 20:12), выделив среди других народов, и что народ завета Божьего жив только благословением Господа. Это становится особенно ясно из того, что субботняя заповедь (см. Исх 23:10-13) была распространена на -> субботний год (год отпущения). Соблюдение или нарушение С. приравнивается к соблюдению или нарушению завета с Богом (Ис 56:2-7).

IV. СУББОТА В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕ

На соблюдение заповедей о С. и субботнем годе обращалось особое внимание при возобновлении завета с Богом во времена Неемии (Неем 10:32); этот наместник особо способствовал соблюдению С. (Неем 13:15-22). Раввины знали, что С. "дана для наслаждения, а не для боли", но поскольку, по их убеждению, заповедь о С. значит столько же, сколько все остальные заповеди вместе, они сопроводили ее исполнение особенно скрупулезными предписаниями. На основании 39 видов работ, упоминаемых в связи с сооружением скинии (ср. Исх 26), раввины составили перечень тех видов деятельности, которые запрещены в С. Перечень включал всякую ремесленнич. работу, создание нового предмета путем соединения (напр., склеивание) или путем разъединения (напр., срывание плодов), перенос поклажи (см. Ин 5:9 и след.), ходьбу, верховую езду и езду на расстояние, превышающее субботний путь (прим. 1 км; -> Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Вместе с тем книжники изыскивали спекулятивные возможности обойти отдельные запреты. Напр., можно было купить ч.-л., но при этом не оплачивать покупку в тот день и не упоминать об оплате; на седло осла можно было положить мехи с водой, чтобы т.о. предпринять поездку "на воде", что не подлежало запрету. В результате такого, чисто внешнего, соблюдения С., как средство общения с Богом и знак зависимости от Него, была полностью обесценена.

V. СУББОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ИИСУС И СУББОТА

У Иисуса было собств. понимание С., отличное от раввинского, и это не могло не вызывать конфликтов (Мф 12:1-14; Мк 2:23 - 3:6; Лк 13:10-17; Ин 5:1-18). Если священники в храме при принесении субботней жертвы (Чис 28:9 и след.), не оскверняя себя, совершали определ. виды деят-сти, к-рые остальным были запрещены (Мф 12:5), если никто не возражал против того, чтобы в С. сделать человеку обрезание (Ин 7:22 и след.), то что можно сказать об Иисусе, вся жизнь Которого была исполнением Божьей воли (Ин 4:34) и Который был "больше храма" (Мф 12:6), а вместе с тем и "господином субботы" (ст. 8; Мк 2:28). Он знал, что С. была создана для человека (ст. 27), поэтому и в С. творил добро (Мф 12:12; Мк 3:4) и действовал так же, как Его Отец (Ин 5:17), освобождая людей от порабощения сатаной (Лк 13:16) и исцеляя их (Ин 7:23 и след.; 9:14). Тем самым Иисус показал, что Он есть Тот, Кто приносит людям истинный покой Божий (Мф 11:29);

2) ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВЬ ПЕРВЫХ СТОЛЕТИЙ:

а) подобно своему Господу, христиане в НЗ сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей С., поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь. Это позволяло одним верующим придавать особое значение определ. дням, а другим считать все дни равноценными (Рим 14:5-9). Однако ап. Павел рассматривал требование соблюдать С. как возвращение к Закону и, следовательно, отпадение от благодати (Гал 4:9-11; 5:1-4). Такие же взгляды выказывали и христ. писатели первых веков (Игнатий, Иустин, Тертуллиан);

б) днем христ. богослужения вместо С. стал первый день недели, день воскресения и явления воскресшего Господа (Ин 20:1,19,26). Он упоминается в НЗ как день преломления хлеба, проповеди (Деян 20:7,11) и откладывания пожертвований (1Кор 16:2). Возм., первый день недели подразумевается под "днем Господним" в Откр 1:10 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), хотя, вероятно, в этом названии присутствует также и значение Судного дня (-> День Господень). В первые столетия существовало обозначение первого дня недели как "дня Господня", впоследствии появилось другое его обозначение - "день солнца", восходящее к названию соотв. языч. праздничного дня;

в) но не только пере-несением с последнего дня недели на первый отличается день Господень у христиан от С. у иудеев. Очень важно, что у христ. праздника отсутствует самый заметный признак иуд. праздничного дня - отдых от работы, соблюдая к-рый иудеи во всем античном мире заслужили репутацию бездельников. За искл. времени для богослужения, к-рое предоставлялось и рабам, христиане, как и их языч. окружение, в день Господень занимались повседневным трудом. Во времена зарождения монашества это относилось даже к самым строгим монастырям. Только в 321 г. имп. Константин объявил гос. праздником день, к-рый у христиан считался Господним, а у язычников - священным днем солнца. В этот день, как и в другие гос. праздничные дни, от работы освобождались ведомства и учреждения. Впоследствии императоры Феодосий и Юстиниан значит. ограничили в воскресный день и частные виды деят-сти.

Субботний год (год отпущения)
I. Господь предписал в Законе, чтобы израильтяне обрабатывали свою землю шесть лет подряд, а на седьмой давали ей отдохнуть. Тогда земля должна была праздновать -> субботу своему Господу, т.е. и земля участвовала в Божьем покое. В этот год пищей израильтянам, их рабам, поденщикам, пришельцам и бедным, скоту и зверям полевым могло служить лишь то, что вырастало само собой, без участия человека (Исх 23:10 и след.; Лев 25:1-7). Но для того чтобы возместить отсутствие урожая в С.Г., Господь обетовал в предыдущий, шестой, год необычайно богатый урожай (ст. 19-22).

II. В праздник Кущей в год отпущения (см. ниже, III) вместо обычно празднуемого благодарения за урожай было предписано читать Закон перед всем народом (Втор 31:9-13).

III. В седьмой (субботний) год израильтянин должен был простить долг своему соотечественнику, но не иноземцу (Втор 15:1-11), в связи с чем этот год называли также годом отпущения (шенат хашемитта, Втор 15:1; 31:10), к-рый, однако, нельзя путать с -> юбилейным годом (шенат хаййовель). Однако трудно сказать, означало ли "отпущение" отсрочку платежа или его полное прощение. Вероятно, имело место первое, что не исключается и ст. 15:9. Запрет требовать возвращения долга в С.Г. был разумен, поскольку все поля лежали под паром, но на деловой жизни это сказывалось негативно. Поэтому незадолго до прихода Иисуса Христа учитель Закона Гиллель разрешил при заключении договоров делать оговорку, разрешавшую взимать долги в любое время.

IV. Нарушение закона о С.Г. было чревато тем, что земля "удовлетворит себя за субботы свои" годами запустения (Лев 26:34 и след., 43), и именно как исполнение этой угрозы было воспринято вавил. пленение (2Пар 36:20,21). Поэтому во времена Неемии особо подчеркивалась обязанность соблюдать субботу (Неем 10:31). У Иосифа Флавия можно найти целый ряд свидет-в о том, что С.Г. действит. соблюдался начиная со времени Маккавеев и до разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.): 164-163 гг., 38-37 гг. до Р.Х. и 68-69 по Р.Х.

Субботний путь
Субботний путь -> Меры длины, площади, объема и веса (I,2).

Сува
Сува -> Сова.

Суд
I. ПОНЯТИЕ

1) в ВЗ право С. принадлежит Богу. Вершить С. означает прежде всего "устанавливать или восстанавливать справедливость". Так, праведники могут ожидать справедливости именно от С. Божьего (Пс 57:12; Иер 17:10). Судящий Бог - защитник гонимых, вдов и сирот (Исх 22:21-23; 23:7; Пс 25:1; 67:6; 118:52). Но горе тем, кто творит неправду! Божий С. над ними будет суров (Лев 26:14 и след.; Втор 28:15 и след.; Иер 28:16 и след.);

2) в НЗ греч. слово крисис в первую очередь означает "разделение", "различение", и лишь затем - "решение, постановление суда", "суд". Отделять свет от тьмы (см. Быт 1:4) - неотъемлемое свойство самой сущности Бога; "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Ин 1:5; Иак 1:17). В Нем нет места греху, к-рый является частью тьмы. Поэтому Бог побуждает представлять сокрытые грехи и злые дела на всеобщее обозрение, тогда как грешникам присуще скрывать тайные дела тьмы (Ин 3:19 и след.). "Все, делающееся явным, свет есть" (Еф 5:11-23). Когда вершится Божий С., все сокрытое, согл. Его воле, должно быть явлено на свет.

II. БОЖИЙ СУД И ЕГО ЛЮБОВЬ

1) все подчинено Божьей воле к спасению человечества. "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин 3:17). Поэтому Иисус говорит о Себе: "Я не сужу никого" (Ин 8:15). Его цель - спасение человечества, а не его унич-тожение (Лк 9:56; Ин 12:47). Божья воля к спасению засвидетвована в Библии (Иез 33:11; Лк 5:32; 19:10; 1Тим 1:15; 2:4). Но Божье спасение и Божий С. не является взаимоисключающими понятиями. Напротив, для исполнения Богом спасит. миссии Ему необходимо вершить С. Без С. спасение невозможно;

2) никто не приобщится к Божьему вечному спасению, пока над ним не свершится С., к-рый отделит свет от тьмы, добро от зла. И Христос послан на землю для вынесения всем людям приговора, согл. к-рому одни "восстанут", другие же "падут" (Лк 2:34). Он пришел в мир сотворить спасение, но Его приход обернулся С. над миром, ибо "люди более возлюбили тьму, нежели свет" (Ин 3:19). Смерть Иисуса стала осуждением для Его судей. Те, кто рассчитывал судить Иисуса, сами оказались под С. (Ин 12:31). Т.о., приход Иисуса имеет для человечества двойное значение:

а) кто верует в Него, т.е. подчиняется Его С., тот не будет судим. Над тем, кто принял Его, С. уже свершился (Ин 3:18; 5:24). Человек, принадлежащий Иисусу Христу, обрел жизнь и избавлен от смерти. Но это не исключает того обстоят-ва, что и верующие предстанут на С. Господа (Рим 14:10; 2Кор 5:10; 2Тим 4:8). Это будет день славного прославления верующих перед не признавшим их миром (1Кор 4:5; Кол 3:4); тогда будет явлена их сокрытая жизнь с Господом, равно как и их ошибки, недостатки и неверные поступки (1Кор 3:12-15);

б) неверующие же уже осуждены, потому что "не уверовали во имя единородного Сына Божия" (Ин 3:18). Однако здесь возникает видимое несоответствие: Иисус, казалось бы, противоречит Сам Себе, говоря: "...не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир" и одновременно - "...на суд пришел Я в мир сей" (ср. Ин 3:17 и 9:39). Иисус хочет спасти мир, и Он же становится его Судьей. Бог, послав Его на землю Спасителем, поставил Его и Судьей над всем миром (Ин 5:22,27,30). Но именно в том, что Бог предоставил судить мир Тому, Кто пожертвовал Своей жизнью ради спасения этого мира, проявилось все величие Божьей любви. Этот С. вершится с момента явления Христа на землю.

III. ВРЕМЯ СВЕРШЕНИЯ СУДА И СТРАШНЫЙ СУД

А. Библия свидет-вует, что начиная со всемирного потопа (Быт 6-8) и кончая звуками труб и чашами гнева Божьего (Откр 8-11; 16) для свершения Божьего С. на земле существуют строго определ. судные времена. "Всему свое время", и Божьему С. - в том числе (Еккл 3:1 и след.). Самому суровому С. Израиль подверг себя сам: иудеи навлекли его на себя распятием Иисуса (Мф 27:25). Отвергнув Иисуса, они отделили себя от Него. Страдания народа, последовавшие за разрушением Иерусалима, - самое убедит. тому сви-дет-во. Эти тяжкие времена - всего лишь предвестники Страшного Божьего С., на к-ром будет вынесен окончат. приговор.

Б. Апостолы в своих проповедях постоянно указывают на то, что Бог поставил Христа Судьею, и в назначенный день Он будет судить вселенную (Деян 10:42; 17:31). В НЗ есть два подробных описания, в к-рых, вероятно, представлены различные аспекты одного и того же события:

1) СУД НАД НАРОДАМИ

(Мф 25:31-46) Иисус Христос будет вершить после Своего Второго пришествия, когда установит Свое Царство. "Все народы" предстанут перед Его С., на к-ром Он решит, кто достоин "наследовать" Царство (ст. 34). Один из критериев, по к-рым будет приниматься решение, - это отношение людей к тем, кого Иисус называет Своими братьями. Нек-рые из тех, кто не рассчитывал на оправдат. приговор, будут оправданы и призваны в Царство Христа, потому что они послужили Иисусу в лице Его "меньших братьев". И напротив, нек-рые неожиданно для себя останутся за пределами Царства. На этом С., время к-рого совпадает с последним С. над мертвыми, Страшным С., будет дан ответ на вопрос: существуют ли помимо достигших славы спасенных христиан другие люди, к-рые могут наравне с верующими стать участниками славы Христова Царства? Очевидно, что спасенных окажется намного больше, чем мы предполагаем;

2) СУД НАД МЕРТВЫМИ

(Откр 20:11-15) вынесет окончат. приговор всему остальному человечеству, пребывающему в царстве мертвых вплоть до последнего Судного дня. Этот С. представляет собой начало полного преобразования вселенной (-> Воскресение). Возникнут "новое небо и новая земля" (Откр 21). Последний С. совершится Христом, Судьей над миром, от лица Которого "бежали" прежние "небо и земля" (Откр 20:11). Вместе с Ним С. будут вершить святые, к-рые объединены с Господом (1Кор 6:2 и след.; Откр 3:21). Каждый человек судится по его делам, т.к. именно в них выражается его истинная духовная сущность. В судебниках Божьих, в "книгах", записаны все мысли, слова и поступки человека. Для человека существует только одна возможность избежать наказания и быть оправданным: его имя должно быть занесено в "книгу жизни". Обвинит. же приговор будет означать вечное -> проклятие (Мф 25:41; Откр 20:14 и след.). Возможность помилования людей еще во время их пребывания в царстве мертвых подразумевается словами о сошествии Христа в ад для проповеди "находящимся в темнице духам", с тем чтобы они "жили по Богу духом" (1Пет 3:19; 4:6). Но это не означает, что призыв Христа к покаянию должен быть услышан только после смерти человека. Сказанное в Библии о Божьем С. показывает, что спасти от него может только Христос. -> Право, правосудие -> Судиться -> Оправдание -> Судить -> Судилище.

Судейское место, судилище
Судейское место, судилище:

1) греч. слово бэма означает находившееся на возвышении С.М. в зале суда. Это место упоминается в связи с отправлением суда рим. прокураторами Пилатом (Мф 27:19; Ин 19:13) и Фестом (Деян 25:6,17), а также проконсулом Галлионом (Деян 18:12,16);

2) судилище Христово (2Кор 5:10); -> Суд (II,Б,1).

Судилище
Судилище -> Судейское место, судилище.

Судить.
Судить. В Библии глагол "С." имеет несколько значений: "разбирать спорные дела", "выносить приговор", "вершить суд" (-> Судьи -> Право, правосудие), а также "судить о ч.-л. вообще".

I. Бог Сам будет судить Свой народ (Втор 32:36), как и все народы земли (Пс 9:9; 109:6; Мих 4:3). При этом Он будет вершить суд не по делам, а по сокровенному в сердцах (Ис 11:3; Деян 17:31; Рим 2:16). Бог судит нелице-приятно (1Пет 1:17), Его суд праведен, и это должно утешать ложно обвиняемых и предостерегать виновных (Иов 13:9; Пс 34:24). -> Суд.

II. Один только Бог может судить праведно. НЗ неоднократно предостерегает людей от суда и осуждения других: не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф 7:1 и след.; Лк 6:37). Павел спрашивает судящих, кто они такие, что берутся осуждать других (Рим 2:1; 14:13), чужого раба (ст. 4) или своего брата (ст. 10). А Иаков разъясняет, что тот, кто судит своего брата, судит Закон (Иак 4:11 и след.), поскольку действует не из любви.

III. По-другому Библия относится к суждению о духовных вещах (1Кор 2:13 и след.; Деян 15; -> Апостольский собор) и к рассуждению о пророчествах (1Кор 14:29); это не просто допускается, но вменяется Церкви в обязанность. Ей дано повеление судить о грехе "внутренних", т.е. людей, принадлежащих к Церкви (1Кор 5:11 и след.; 1Тим 5:20,24). Ибо никто не должен подавать брату повода к преткновению или -> соблазну (Рим 14:13). А если спор возникнет, то духовные лица должны (под водит-вом Св. Духа) в присутствии обвиняемого (Гал 2:11,14; 1Тим 5:20) и двух-трех свидетелей (2Кор 13:1; 1Тим 5:19) уладить спорный вопрос. В Мф 18:15-18 Господь предписывает, как следует поступать с упорствующим грешником. Отказ покаяться может привести его к отлучению от Церкви (1Кор 5:13), и даже к преданию сатане (ст. 5; 1Тим 1:20; ср. Мф 5:22). Когда внутри Церкви возникает конфликт, следует добиваться взаимного прощения (Кол 3:13) и восстановления братских отношений. Поэтому жалобы или споры верующих должны решаться внутри Церкви, а не выноситься на языч. суд (1Кор 6:1-8). Ап. Павел призывает верующих осуждать свои недостойные поступки: "если бы мы судили сами себя" - и соответственно поступали бы или искали бы прощения, - "то не были бы (более) судимы (Богом)" (1Кор 11:31). При этом окончат. приговор всегда остается за Богом (1Кор 4:4). -> Исповедание -> Увещевание -> Свет (II,4).

Судиться, вести тяжбу
I: 1) Бог призовет на -> суд народы земли (Иер 25:31; Иоил 3:2), в т.ч. и Свой собств. нераскаявшийся и неблагодарный народ (Мих 6:1 и след.). Бог всегда праведен (Иер 12:1); Он вызывает Свой народ на суд, говоря: "...тогда придите, и рассудим!", "...станем судиться!" (Ис 1:18; 41:1; 43:26; Иер 2:35);

2) несмотря на всю безнадежность состязания с Богом (Рим 9:20), люди вновь и вновь вступают с Ним в спор. Как ни странно, но чаще всего это касается именно благочестивых людей. Сомнения в том, что Бог правит миром, становятся для них искушением. Классич. пример здесь - -> Иов (Иов 13:3). Он считал себя готовым для такого состязания: "Вот, я завел судебное дело; знаю, что буду прав. Кто в состоянии оспорить меня?" (ст. 18 и след.). Но ему приходится признать, что нельзя состязаться со Вседержителем (Иов 39:32). Пророки тоже мечтали о возможности вызвать Бога на суд, хотя и сознавали, что Бог все равно окажется прав (Иер 12:1; Авв 2:1). Когда же грешный народ пытается оспорить Божью правоту - это признак высокомерия и надменности (Ис 58:2).

II. Ап. Павел упрекает верующих уже за одно то, что они затевают между собой тяжбы; особое же его негодование вызывает тот факт, что для разрешения этих тяжб члены Церкви обращаются к суду язычников (1Кор 6:1-7). Церковь сама должна быть в состоянии однозначно и окончат. решать такие вопросы (ср. -> Судить). -> Право, правосудие.

Судный день
Судный день -> Суд -> Второе пришествие Иисуса.

Судьи
I: 1) после смерти -> Иисуса Навина (Нав 24:29-31; Суд 2:6-10) Израилем "управляли судьи" (Руфь 1:1). Этот кровавый период в истории евр. народа, отмеченный жестокостями (Суд 9) и насилием (Суд 19), продолжался вплоть до избрания в цари Саула (1Цар 10:17 и след.; 12). В те времена израильтяне находились под началом своих местных -> начальников и -> старейшин (Суд 2:7; 10:18; 11:5-21; 1Цар 4:3; 8:4); централизов. власти не было, и каждый правитель поступал как ему заблагорассудится (Суд 17:6; 18:1; 21:25). Ослабли связи между израил. коленами (ср. Суд 5:15-17), зависть и гордыня завладели душами израильтян (Суд 8:1-3; 12:1-6). Народ был разделен на группы:

1) колена, жившие на вост. берегу Иордана,

2) колена, жившие в сев. и средних областях зап. берега Иордана и

3) колено Иуды на юге, отделенное гаваонитянами и иевусеями от остального народа Израилева.

В разных местах еще оставалось прежнее ханаан. население (Суд 1:19,21,27-35; 3:1-6). Раздробленный, не способный сплоченно выступить против внешних врагов, народ Израиля был беззащитен против грабит. набегов и агрессии со стороны соседей. Причиной таких бедствий стало отпадение израильтян от Господа (Суд 2:10-13), непослушание и -> идолослужение. Наряду с главным местом поклонения - скинией, находившейся в Силоме (Нав 18:1; 1Цар 1:3), израильтяне возводили частные святилища (Суд 17) и святилища отдельных колен (Суд 18:30);

2) история Израиля в эпоху С. характеризуется периодич. повторением похожих друг на друга событий. В наказание за отпадение Господь отдавал израильтян во власть врагов (Суд 2:11-15; 3:7 и след., 12-14 и др.) на относит. короткое или более длит. время (Суд 6:1; 13:1), пока они вновь не начинали просить Его о помощи (Суд 3:9,15; 4:3). Тогда Он снисходил к их мольбам и воздвигал им судью, к-рый освобождал Израиль от врагов (Суд 1:18; 3:31) и устанавливал в стране мир (ст. 11; 8:28). О повседневной жизни народа в такое мирное время рассказывает Книга Руфь. После смерти очередного судьи вновь происходило отпадение народа от Бога (Суд 3:12; 4:1; 6:1), вспыхивали войны, с новой силой разгорались ссоры между коленами.

II: 1) С., к-рых Господь -> воздвигал Своему народу (Суд 2:16,18; 3:9,15), были не только воен. предводителями и освободителями от чужеземного господства, обеспечивавшими израил. народу право на жизнь. Их предназ-начение заключалось также в том, чтобы вершить правосудие (Суд 4:5; 1Цар 7:15 - 8:3), стоять на страже Божьих заповедей (ср. Суд 2:17,19), улаживать споры, устранять неспра-ведливость. Девора, на тот момент, когда она призвала Варака к сражению против Сисары, была судьей (Суд 4:5-7); Самуил, прежде чем выступить в роли судьи, был пророком (1Цар 3:20). Илий был первосвященником (1Цар 1:9) и не вел войн, так же как, вероятно, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон (Суд 10:1-5; 12:8-15). Гедеон (Суд 6) и Самсон (Суд 13) были призваны непосредств. Господом, Иеффай был избран народом (Суд 11:11); о Фоле и Иаире сказано, что они "восстали для спасения Израиля" и были С. Израиля (Суд 10:1,3). Только Самуил передал этот пост по наследству своим сыновьям (1Цар 8:1-3). О Гофонииле, Гедеоне, Иеффае и Самсоне известно, что перед началом сражений на них снисходил Дух Господень (Суд 3:10; 6:34; 11:29; 13:25);

2) судья действовал по поручению Господа, подобно -> Моисею и -> Иисусу Навину. Следует иметь в виду, что власть каждого С. распространялась только на опред. местность и на часть Израил. колен; поэтому одноврем. могли править несколько С. Этим и объясняется то обстоят-во, что годы правления отдельных С. превышают в сумме общую продолжит-сть эпохи С. Нек-рые израильтяне, движимые стремлением к стабильности, пытались учредить в стране цар. власть. Стать царем предлагали еще Гедеону, но он отверг это предложение, указав, что -> царем Израиля является Сам Господь (Суд 8:22 и след.). Самовольное царствование сына Гедеона Авимелеха в Сихеме длилось недолго (Суд 9). В конце же правления С. желание народа получить царя, "как у прочих народов" (1Цар 8:5), стало столь сильным, что Самуилу, по велению Господа, пришлось уступить (ст. 6-9);

3) должность и полномочия судьи [евр. шофет], к-рые были шире, чем у старейшин народа, но уже, чем у царя, имеют аналоги у финикийцев. Так, согл. Иосифу Флавию, в Тире ок. 560 г. до Р.Х. в течение многих лет не было царя, но существовал целый ряд С. [финик. шуфетим], один из к-рых был одновр. священником. Такой же титул [лат. суфетес] носили высшие гос. чиновники в Карфагене. -> Право (II).

Суеверие
Суеверие -> Вера -> Заклинание мертвых -> Предсказание, прорицательство, гадание -> Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы.

Суета
Суета:

1) евр. слово хэвэл - "дуновение", "ничтожность", "иллюзия" - особенно часто встречается в Книге Екклесиаста (Еккл 1:2,14 и др. - всего 30 раз). С. обозначает здесь чисто физическую земную жизнь с ее преходящими радостями и ценностями, к-рые, в сущности, пусты, поскольку не связаны с Божьим благословением. Хотя земная жизнь рассматривается в Кн. Экклесиаста как Божий дар, ее бренность кажется особенно горькой, поскольку в этой книге еще не идет речь о жизни, исходящей от Бога и продолжающейся после смерти;

2) евр. слово авен ("ничто", "ложь") особенно часто употребляется в отношении идолов (-> Беф-Авен), к-рые немы и глухи и не могут слышать ничего из того, о чем их молит ослепленный ими народ (Ис 41:29; Зах 10:2 и пр.);

3) бессодержательность, пустота выражаются в евр. яз. словом шав (Иов 15:31; Пс 30:7);

4) слово тоху - "пустынный и не представляющий ценности" (ср. Быт 1:2: земля была тоху ва воху) - указывает на тщетность идолопоклонства (Ис 41:29 - в Синод. пер. - "пустота"; 44:9; 59:4);

5) греч. слово матайотес (Рим 8:20; Еф 4:17) соответствует евр. шав и передает состояние неспасенного человечества или всей Божьей твари в противоположность полноте новой жизни, к-рую дарует Бог.

Суждение (приговор)
Суждение (приговор) -> Право, правосудие -> Судить -> Наказание, наказывать.

Сузы
Сузы [евр. Шушан], престольный город Эламской области (царство -> Элам), располаг. на р. Улай (Дан 8:2; ныне это развалины Шуш, прим. в 250 км от сев. побережья Персидского залива. После завоевания Элама ассирийцами Аснафар (Ашшурбанипал) переселил жителей С. в Самарию (Езд 4:9,10). В Персидском царстве С. стали столицей провинции Сузианы, где размещалась зимняя резиденция царей (Неем 1:1). Здесь происходили события, о к-рых рассказывается в Книге -> Есфирь (Есф 1:2 и проч.). Раскопки показали, что гарем цар. дворца в С. соединялся переходом с внутр. двором, а зал, где стоял престол, со стороны двора был открытым, так что царь должен был сразу же увидеть пришедшую по переходу Эсфирь (Есф 5:1,2).

Суккот-беноф
Суккот-беноф, вавил. божество (4Цар 17:30); ср. это имя бога с Сиккут (Ам 5:26, в Синод. пер. - "скиния").

Сукхиты
Сукхиты, народ, принявший участие в походе егип. войска при фараоне Сусакиме (2Пар 12:3). В Септуагинте это слово переводится как "троглодиты". Страбон говорит о некой "крепости Сухус" на зап. побережье Красного моря, к-рое антич. историки называли "побережьем троглодитов". Крепость располагалась под Суакином (прим. в 60 км юж. Порт-Судана).

Суламита
Суламита [евр. Шуламит, "девушка из Сулама (=Сунем)" или "мирная", "совершенная"]. С. (Песн 7:1) пытались отождествить с -> Ависагой из Сунема (-> Песнь Песней Соломона, III). Но возм., что здесь подразумевается не девичье имя, а производное от "Соломон" - почетное наименование невесты (см. Песн 3:6-11; 8:11 и след.).

Сума, сумка
Сума, сумка обычно представляла собой мешок, изготовл. из дубленой козьей шкуры. Ее носили на ремне через плечо или за спиной. Сумка была снаряжением пастуха (1Цар 17:40,49) и путешественника (Лк 9:3; 10:4). -> Мешок (2).

Сумка
Сумка -> Сума, сумка.

Сунем (Сонам)
Сунем (Сонам), город в уделе Иссахара (Нав 19:18), место, где филистимляне разбили свой стан перед битвой на горе Гелвуй (1Цар 28:4); родина Ависаги (3Цар 1:3; -> Суламита). Здесь в одном из домов жил в гостях Елисей (4Цар 4:8 и след.). Ныне это Солем (новоевр. Шунем) на юго-зап. склоне холма Море, в 5 км сев. Иерусалима. С. упоми-нается еще Тутмосом III; согл. док-там из архива Телль-Амарны, Лавайя, царь Сихема, разрушил С. в XIV в. до Р.Х. Позднее С. был восстановлен царем Мегиддо. Фараон Шешонк (библ. Сусаким) называет его в своем списке покор. городов.

Сур
Сур (возм., "стена"):

1) пустыня между Палестиной и вост. границей Египта (Быт 16:7; 20:1; 25:18), через к-рую израильтяне перешли в Мерру (Исх 15:22). В Чис 33:8 эта пустыня названа Ефамом;

2) [евр. удаленный], ворота Сур (4Цар 11:6) - это, предположит., боковой вход в цар. дворец или в Иерусалимский храм. Не исключено, что их можно отождествить с воротами Иесод (2Пар 23:5).

Суровый
Суровый, сердитый, угрюмый. В Библии слово "С." употребляется в основном в словосочетании "говорить сурово", т.е. говорить резко, враждебно (Быт 42:7; 42:30; 3Цар 12:13), а также в значении "строгий" (Еккл 8:1; 1Цар 20:10; 1Пет 2:18; Кол 3:19).

Суса
Суса [евр. Шавша], писец, высокопост. придворный чиновник царя Давида (1Пар 18:16; 2Цар 20:25); он назван также Сераией (2Цар 8:17) и Сивой (3Цар 4:3). Наличие разных форм одного имени дало основание предположить, что С. носил чужеземное, возм., егип. имя.

Сусаким
Сусаким, библ. фараон С. - это Шешонк I (945-924 гг. до Р.Х.;), ливиец, основатель XXII егип. династии. Его отец был предводителем ливийских вспомогат. войск. С. - это первый фараон, назв. в Библии по имени (3Цар 11:40; 14:25 и след.; 2Пар 12:1-12). О своем походе на Палестину (925 г. до Р.Х.) Шешонк сам рассказал в надписях на стенах храма в Карнаке. Из списка названий следует, что египтяне опустошили и разграбили юг Иудейского царства и все Северное царство, но, очевидно, не затронули центральных областей Иудейского царства. После этого, видимо, Ровоам добровольно отдал захватчикам храмовые и цар. сокровища и тем самым спас Иерусалим от разорения (ср. поведение Езекии, описанное в 4Цар 18:14-16).

Сусанна
Сусанна [евр. Шошана, "лилия"], ученица Иисуса, к-рую Он исцелил и к-рая стала служить Ему (Лк 8:2,3).

Сусий
Сусий (возм., от евр. "лошадь"), отец Гаддия, соглядатая из колена Манассии (Чис 13:12).

Сусло
Сусло -> Вино.

Суф
Суф (евр. "тростник"), местность на юге Восточной Иордании, вероятно, тождественна местности -> Суфа.

Суфа
Суфа (евр. "тростник" или "разрушительная буря"), местность в Моаве, в к-рой был расположен Вагеб (Числ 21:14 и след.). Остается, однако, невыясн., было ли первонач. слово "С." названием местности. Самые древние переводы по-разному трактовали Чис 21:14 и след.; в Септуагинте это место переведено так: "Потому и сказано в книге: война Господня ввергла в огонь Зооб [=Вагеб] и потоки Арнона".

Сухайцы
Сухайцы, кенейский (-> Кенеяне) род из г. Суха (или Сохо), о к-ром нет подлинных сведений. С. жили в Иабеце и служили писцами (евр. софрим, в Синод. пер. - "племена Соферийцев" - 1Пар 2:55).

Сухой
Сухой -> Болезнь.

Считать, исчисление
Считать, исчисление:

1) подробными сведениями о том, как вели счет израильтяне, ученые не располагают. Известно лишь, что в отдельных случаях, напр. при исчислении народа (Чис 1:18 и след.), им приходилось иметь дело с большими -> числами (Исх 38:21-31) и они производили сложные подсчеты (Лев 25:27,50; 27:16,18). Израильтяне не только знали дроби, но и произв. с ними арифм. действия (Лев 5:16; 6:5; Чис 15:4; Иез 4:11; 45:13). -> Деньги -> Меры длины, площади, объема и веса;

2) глаголы "считать", "числиться" употребляются в Библии и в метафорич. значении "причислить" (Чис 23:9; Ис 53:12).

Сын
I: 1) рождение С. - это дар Божий, что нередко подчеркивается в Писании (Быт 17:16; 21:2; 30:12-24; Суд 13:2-5; 1Цар 1:11; Лк 1:13-17). Во времена патриархов дети, рожденные от мужа и служанки жены, считались сыновьями жены (Быт 16:1 и след.; 30:3,6);

2) евр. слово бен, означающее "сын", употребляется и в более широком смысле. Так, напр., им обозначаются:

а) потомки вообще: внуки, правнуки, а также более поздние поколения (напр., Мф 1:1). Там, где речь идет о длинной череде поколений, нередко говорится о "сынах сынов" (Суд 12:14, 1Пар 8:40 - в Синод. пер. - "сыновья и внуки"; Быт 45:10 - в Синод. пер. - "сыны сынов"; Исх 10:2; 34:7, в последнем случае в Синод. пер. - "дети детей");

б) люди, составляющие нац., религ., соц., нравств.-этическую или др. общность, напр. "сыны Сиона" (Пс 149:2), "сыны Вавилона" (Иез 23:15), "сыны пророческие" (3Цар 20:35; Ам 7:14), "сыны Белиала" (т.е. служащие злому духу Белиалу, - 2Цар 7:10, ср. 2Кор 6:15, в Синод. пер. - "люди нечестивые"), "сыны смерти" (1Цар 26:16, в Синод. пер. - "вы достойны смерти"), "сыны нищеты" (Притч 31:5, в Синод. пер. - "угнетаемые"); в) детеныши зверей (Пс 146:9, в Синод. пер. - "птенцы воронов") и ветви растений (Быт 49:22, в Синод. пер. - "отрасль и ветви"); 3) в НЗ С. названы и те, кто благодаря апостольской проповеди пришел к вере (1Тим 1:2; 1Пет 5:13). Ср. также -> Дети, сыновья, младенцы, чада, I.

II: 1) в законе Божьем изложены права и обязанности С. (-> Дети, сыновья, младенцы, ча-да, IV); они должны подчиняться отцу, к-рый, впрочем, не должен злоупотреблять своей властью. "Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери" (Притч 10:1; ср. 19:13). Широко распростр. на Ближнем Востоке жертвоприношение первородного С. (4Цар 3:27; 16:3; 17:31; 23:10; Мих 6:7) у израильтян было запрещено Законом (Лев 20:1-5; Втор 18:10). Распад семьи, восстание детей против родителей рассматриваются как признаки надвигающейся гибели народа (Мих 7:6; Мал 4:5,6);

2) важен уклад и порядок жизни С., живущих в доме отца (ср. Быт 27 и 33; 37 и 45). Любая обида ощущается гораздо острее тогда, когда братья живут в одной семье (Притч 18:19). Поэтому мир в семье находится в руках С., и его сохранение является их первейшей задачей (Пс 132:1). Среди С. первенец имеет преимущ. положение. -> Первородство, первородный.

III. Бог тоже -> Отец и имеет сыновей. В ВЗ весь народ Израиля считается сыном Божьим (Исх 4:22; Ос 11:1). Господь обетовал Давиду потомка (2Цар 7:12-16), к-рый особым образом станет Сыном Богу. Это обетование исполнилось в -> Иисусе Христе, так что НЗ главным образом называет Сыном [греч. гюйос] Божьим Иисуса, а верующих - чадами [греч. текна] Божьими. В иудаизме эпохи "второго храма" не только весь народ Израиля рассматривался как С. Божий, но и отдельный израильтянин, который, будучи потомком Авраама по плоти, наследовал его обетование (ср. Рим 9:4), считался С. Божьим. Иисус же разграничивает -> усыновление и происхождение по плоти (Ин 8:37,41-44): только тот, кто делает дела Авраама, унаследовав его живую веру, принадлежит к его С. (Ин 8:39 и след.), и этих С. Авраама принимает Христос (Евр 2:16). Так исполняется Евангельская весть о том, что все, принявшие Христа верою, становятся С. Божьими (Ин 1:12 и след; Гал 3:26), а вместе с тем и С. Авраама (ст. 29). Чтобы сделать людей С. Божьими, и принял смерть Иисус Христос (Ин 11:51 и след.).

Сын Божий
Сын Божий -> Иисус Христос -> Имена Иисуса Христа.

Сын дяди.
Сын дяди. Евр. слово дод, к-рое может означать "двоюродный брат", "дядя", "друг", "возлюбленный", в первом из указ. значений передано в Синод. пер. как "сын дяди" (Лев 25:49; Иер 32:12).

Сын человеческий
Сын человеческий [евр. бен-Адам]:

1) библ. название человека вообще, особенно в поэтич. текстах (см. Быт 11:5; Чис 23:19; 1Цар 26:19; Пс 89:4; Притч 8:4; Еккл 1:13);

2) название, к-рым Господь именует пр. Иезекииля, тем самым особо отличая его (Иез 2:1; 27:2; 28:2; 29:2; 37:3 и др.);

3) именование Мессии в Книге Даниила (Дан 7:13, арам. бар-наш);

4) Сын Человеческий - так назван Иисус Христос в Мф 8:20; 9:6; 25:31; Мк 8:38; Лк 17:26; Ин 3:13 и множестве других мест.

Сыновья
Сыновья -> Дети, сыновья, младенцы, чада.

Сыновья Енномовы
Сыновья Енномовы -> Долина сыновей Еннома.

Сыны Аароновы
Сыны Аароновы -> Аарон.

Сыны Божьи
Сыны Божьи -> Ангел (I) -> Исполины.

Сыны грома
Сыны грома -> Воанергес.

Сыны Узииловы
Сыны Узииловы -> Узиил (1).

Сыр
Сыр -> Молоко.

Сытый, насытить
Сытый, насытить. Бог заботится о существовании Своих созданий: когда Господь дает, все насыщаются (Пс 103:28). Он насыщает телесно (Исх 16:12; Пс 147:3; Мф 14:20) и духовно (Пс 16:15; Иер 31:25; Мф 5:6). Его надлежит благодарить (Втор 8:10) за пищу (Втор 6:11; 11:15; Ис 23:18), нельзя за дарами забыть Дающего и возгордиться в сытости (Втор 8:11,12; 31:20), ибо самодовольство, как и пресыщенность, таит в себе опасность не только для тела (Притч 25:16; 27:7), но и для духовной жизни (Неем 9:15 и след.; Притч 30:9; Ос 13:6; 1Кор 4:8). Тот, кто принимает дары Господа как должно, может жить и в скудости, и в изобилии (Флп 4:12), а когда насыщается, у него "еще остается" (Руфь 2:14; 4Цар 4:43 и след.; 2Пар 31:10; Мф 14:20; Ин 6:12). "Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение" (Притч 13:25; Иез 16:28). И наоборот, подлежащий суду Господа, будет есть, но не будет сыт (Лев 26:26; Ос 4:10; Агг 1:6). Смерть и преисподняя тоже ненасытны (Притч 30:15 и след.; Авв 2:5, -> Ад, преисподняя). О насыщении в Библии говорится и в метафорич. значении. Господь насыщает долгой жизнью (1Пар 29:28; Пс 90:16), так что старец умирает "насыщенным жизнью" (Быт 25:8; 2Пар 24:15; Иов 42:17).

Сюзюгос
Сюзюгос (греч. "сотрудник" или "сотоварищ"). Греч. слово сюзюгос, переданное в Синод. пер. как "сотрудник" (Флп 4:3), может быть истолковано и как имя собств. некого христианина в Филиппах.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz