« Указатель
Табафа
Табафа, город вблизи Авелмехолы (Суд 7:22), располож. предположит. на возвышенности Рас-Абу-Табат, вост. Иордана и зап. Аджлуна. Город расположен на пути, ведущем от брода через Иордан на восток.
Таббаоф
Таббаоф [евр. Таббаот, "кольцо с печатью"], нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:43; Неем 7:46).
Табеел
Табеел [евр. Тавеэл, "Бог добр"], перс. чиновник во времена царя Артаксеркса (Езд 4:7).
Тавеил
Тавеил [евр. Тавеал], отец человека, к-рого Рецин и Факей хотели воцарить вместо иуд. царя Ахаза (Ис 7:6). Возм., однако, что речь здесь идет о названии родного города этого претендента на престол; в одном из писем периода правления Тиглатпаласара III некий человек обозначен как Тааб-и-ла-айя - "происходящий из Тавеила"; из контекста следует, что этот город находился сев.-вост. Аммо-на и Галаада.
Тавера
Тавера ["пастбищные угодья" или "пепелище" (?)], место в пустыне Фаран, где израильтяне разбивали свой стан (Чис 11:3) и где Господь покарал их огнем, поглотившим окраинные участки стана (ст. 1). Это место, очевидно, находилось вблизи -> Киброт-Гаттаавы.
Тавифа
Тавифа [арам. Тавита, "газель" (в Синод. пер. - "серна")], христианка из Иоппии, воскреш. Петром (Деян 9:36-41).
Тавкегаф
Тавкегаф [евр. Тавкехат], отец Шаллума, мужа пророчицы Олданы (2Пар 34:22). В 4Цар 22:14 он назван Тиквой ("надеждой").
Тавримон
Тавримон [евр. Тавриммон, "(Бог) Римон добр"], сын Хезиона, отец -> Венадада (1) (3Цар 15:18).
Тайна
Тайна:
1) Божественная Т. недоступна человеч. сознанию, она может быть раскрыта только в Божьем откровении либо Самим Богом, либо людьми, исполненными Духом Божьим (Быт 41:38 и след.). Так, Даниил был призван объяснить сон Навуходоносора. Вавил. мудрецы не смогли разъяснить Т. сна, "но есть на небесах Бог, открывающий тайны" (Дан 2:28);
2) в Евангелиях разговор о Т. [греч. мистерион] заходит после того, как ученики спрашивают Иисуса, почему Он разговаривает с народом притчами. На это Господь отвечает им: "Вам дано знать тайны Царствия Небесного" (Мф 13:11; ср. Мк 4:11; Лк 8:10). Эта Т. (в Мк слово "тайна" употребляется в ед.ч.) заключалась не только в приходе Царства Божиего (его ожидали и иудеи), но и в том, что оно уже настало в лице Иисуса (Лк 17:21). К подобному восприятию личности Иисуса и должны были подготавливать Его притчи; исповедание Петра свидет-вует о том, что Божье откровение было усвоено учениками;
3) Павел усматривал главную Т. НЗ в спасит. миссии Христа и в распространении -> Евангелия. В центре проповеди апостола была тема пришествия Иисуса Христа в этот мир, Его страданий, смерти и вознесения. Эту Божеств. Т. веры Павел определяет след. образом: "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1Тим 3:16). Он призывает церкви "хранить таинство веры в чистой совести" (ст. 9). Павел также считает Т. ожесточение части израильтян (Рим 11:25) и наследование обетования "во Христе Иисусе" язычниками (Рим 14:24; Еф 3:6; Кол 1:27). Многое оставалось для верующих Т., поэтому пророки бы-ли призваны (1Кор 13:2) открывать Церкви Т., к-рые Бог открыл им Своим Духом (1Кор 2:10; ср. Быт 18:17). Особая Т., к-рую Павел открывает коринфянам, касается последнего времени и будущего христиан (1Кор 15:51). Когда эта Т. откроется, тогда лишится силы "тайна беззакония" (2Фес 2:7 и след.): антихрист будет уничтожен Господом (ст. 8). В связи с событиями, сопровождающими конец мира, к-рые до сих пор окутаны Т., Иоанн разъясняет Церкви Т. "жены ... и зверя, носящего ее" (Откр 17:7 и след.). Приговор блуднице может быть понят только теми, кто знаком с великой Т., существующей между Христом и Его Церковью (Еф 5:32). Т. "семи звезд" в деснице (руке) Иисуса (Откр 1:20) также связана с Т. Церкви.
Тайный, скрытный
Тайный, скрытный. Тайно, скрытно действует тот, кто стремится утаить свои злые намерения (Мф 2:7), скрыть нечто постыдное (2Кор 4:2; Еф 5:12) или опасается других людей (Ин 19:38). Скрытность свойственна тому, кто ходит во тьме, кто, осознавая свою неправоту, "не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Ин 3:20 и след.). Писание призывает скрывать лишь чужую тайну (Притч 25:9) и личную беседу с Богом в молитве (Мф 6:5 и след.). Говоря о милостыне, Иисус призывает творить ее "втайне" (Мф 6:1-4). В двух последних случаях Господь явно воздает тому, кто тайно творит добро (Мф 6:4,6). О Божьем сокровенном (Мф 13:35) и о тайной (сокровенной) Божьей мудрости (1Кор 2:7) -> Тайна.
Талант
Талант -> Меры длины, площади, объема и веса (II) -> Деньги.
Талмон
Талмон (возм., "свет", "сияние"):
1) левит, потомки к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:42; Неем 7:45);
2) левит-привратник, очевидно, из рода Т. (1), современник Неемии (1Пар 9:17; Неем 11:19; 12:25).
Талмуд
Талмуд -> Мишна.
Тамара (Фадмор)
Тамара (Фадмор) - город в пустыне (3Цар 9:18; Иез 47:19; 48:28). Судя по упоминаниям в Книге пр. Иезекииля, он находился на юго-вост. краю земли обетованной и предположит. тождествен Хацацон-Фамару в Быт 14:7. Вероятно, это совр. Айн-эль-Арус (новоевр. Эйн-Тамар), располож. в 10 км юго-зап. Мертвого моря.
Таммуз
Таммуз -> Календарь.
Танец, пляски, хоровод, ликование
Танец, пляски, хоровод, ликование. В древности под Т. подразумевалось публичное исполнение группой мужчин или женщин и девушек пластич. и ритмич. движений в такт музыке (Иер 31:13). Отдельные танцовщицы выступали при цар. дворе (Песн 7:1; Мк 6:22). Парные танцы в совр. понимании известны не были. Т., к-рый являлся выражением общей радости (Пс 29:12; Плач 5:15; Лк 15:25), израильтяне отмечали победу (Исх 15:20); слово "ликование" в Синод. пер. также означает танец. Женщины встречали победителей Т., пением и игрой на тимпанах (Суд 11:34; 1Цар 18:6; 21:11; 29:5). Т. отмечались радостные события и праздники (Суд 21:20-23; Ис 16:9 и след.), в т.ч. праздник Урожая; в период позднего иудаизма на виноградниках было принято отводить место для Т., но танцевали здесь только женщины. Важное место Т. занимал и в израил. богослужении (ср. Исх 32:19). Давид плясал перед ковчегом завета, когда его переносили в Иерусалим (2Цар 6:14,16); псалмы призывают славить Господа в т.ч. и Т. (Пс 86:7; 149:3; 150:4) (-> Праздник Кущей, IV,3). Поэтому Т. упоминается в обе-тованиях грядущего спасения (Иер 31:4). Египетская танцовщица. Рисунок на обломке известняка; эпоха XVIII династии.
Танхумеф (Фанасмеф)
Танхумеф (Фанасмеф) [евр. Танхумет, "утешение"], израильтянин из Нетофафа, отец Сераии, одного из военачальников иуд. войска (4Цар 25:23; Иер 40:8).
Таппуах
Таппуах ["(душистое) яблоко", "яблоня"]:
1) город в иуд. области Шефеле (Нав 15:34), предположит. совр. Нетив, лежащий в 4 км юж. Заноаха и в 20 км зап. Вифлеема. Этот город раньше назывался Бет-Летепа (искаж. форма от Бет-эль-Тапуа);
2) ханаан. город-гос-во (Нав 12:17). Т. располагался на границе уделов Ефрема и Манассии (Нав 16:8), сам город принадлежал колену Ефрема, а "земля Таппуах" - колену Манассии (Нав 17:8). Вероятно, на месте этого города сегодня находится холм (телль) Шех-Абу-Зарад, располож. в 0,8 км зап. Ясуфа, в 12 км юго-зап. Сихема (Наблуса) и в 4 км сев.-зап. Левоны. Под этим холмом были обнаружены развалины, относящиеся к позднему бронзовому и железному векам, а также к эллинистич. периоду. Ясуф - это, очевидно, древний Яссив, к-рый в Нав 17:7 в Септуагинте при описании границы упомянут перед Т.;
3) сын Хеврона из колена Иуды (1Пар 2:43).
Тарах
Тарах, место в пустыне между Тахафом и Мифкой, где израильтяне разбивали свой стан (Чис 33:27,28).
Таргум
Таргум. Практика устного перевода евр. текста во время синагогального богослужения (-> Синагога) на арам. язык привела к письм. закреплению т.наз. Т. ("перевод"). В этих арам. переводах переработаны древнейшие, домасоретские составные части Свящ. Писания (-> Масоретский текст), но дошедшие до нас Т. вряд ли могли быть написаны ранее III в. по Р.Х. При текстологических исследованиях евр. ВЗ Т. следует привлекать с большой осмотрительностью, поскольку они, особенно книги пророков, не являются дослов. переводом, а привносят с собой всю со-вокупность иуд. предания. Наиб. известны Т. Онкелоса (перевод Пятикнижия Моисея) и Т. Ионафана (перевод книг пророков). Оба они появились не ранее V в. по Р.Х. в Вавилоне. -> Арамейский язык (II).
Тарс
Тарс, город в Киликии, завоев. в 833 г. до Р.Х. Салманасаром III. В 64 г. до Р.Х. Т. стал столицей рим. провинции Киликии. Т. стоял на реке Кидн, на расстоянии прим. 15 км от моря. Школы этого эллинистич. города соперничали с афин. и александрийскими; он был местом встречи культуры, науки и религии двух древних цивилизаций - Ближнего Востока и Греции. Гор. божеством здесь был Ваал-Тарс, "господин Тарса", к-рого изображали на монетах в окружении колосьев и гроздьев винограда. В НЗ Т. упоминается как родной город ап. Павла (Деян 9:11; 21:39; 22:3).
Тартак
Тартак, божество переселенных в Самарию аввийцев (-> Авва). Сведений о нем, кроме упоминания в 4Цар 17:31, нет.
Тартан
Тартан [ассир. тартану или туртану], титул военачальника, командующего ассир. войском (4Цар 18:17; Ис 20:1).
Татами
Татами, город в уделе Иуды, название к-ро-го отсутствует в евр. тексте, но имеется в Септуагинте (Нав 15:59, см. издания, включающие неканонич. книги). Его точное местоположение неизвестно. Возможно, это Айн-эт-Тут, прим. в 2 км юго-зап. Нефтоаха и в 2 км сев.-вост. Бет-Керема.
Тафафь
Тафафь [евр. Тафат, "капля"], дочь Соломона, жена одного из его наместников (3Цар 4:11).
Тафна
Тафна -> Тафнис.
Тафнис (Тафна)
Тафнис (Тафна) (егип. "крепость негра"), город на вост. границе Египта (Иер 2:16; 46:14), к-рый греки называли Дафной; ныне на этом месте находится холм Дефене, под вершиной к-рого скрываются развалины Т. Холм расположен прим. в 13 км зап. Эль-Кантары, в районе Суэцкого канала. После убийства Годолии не уведенное в плен евр. население вынуждено было искать здесь прибежище (Иер 43:7; 44:1), но Иеремия указал им на тщетность их попытки бегства и предсказал победу Навуходоносора над Египтом (Иер 43:8-13).
Тахав
Тахав -> Тахаф (Тахав, Фахаф), II,1.
Тахан (Фахан)
Тахан (Фахан), потомок Ефрема, родоначальник одного из родов колена Ефрема (Чис 26:35; 1Пар 7:25).
Тахаф (Тахав, Фахаф)
Тахаф (Тахав, Фахаф) [евр. Тахат].
I. ("расположенное ниже, под чем-либо") - место между -> Макелофом и -> Тарахом, где израильтяне разбивали стан во время своего странствования в пустыне; точное местонахождение Т. неизвестно (Чис 33:26 и след.).
II. Вероятно, "замена":
1) левит из рода Каафа, предок пр. Самуила (1Пар 6:24,37);
2) ефремлянин, сын Береда (1Пар 7:20);
3) внук Т. (II,2), сын Елеады (1Пар 7:20).
Тахаш
Тахаш ("большая морская свинья" или "дельфин"), сын Нахора и его наложницы Реумы (Быт 22:24). Возм., потомки Т. жили в земле Тахши, упоминаемой в письмах из архива Телль-Амарны и находившейся в районе Антиливана, сев. Дамаска.
Тахпенеса
Тахпенеса [евр. Тахпенэс], егип. царица, современница Соломона (3Цар 11:19).
Тварь
I. Слово "Т." встречается только в НЗ как перевод греч. слов ктисис, ктисма ("творение", "создание"). Древнеевр. слово нэфэш, к-рое наряду со значением "душа" часто употребляется в значении "(одушевленное) создание", нередко переводится просто как "кто" (напр., Лев 5:1 и след.,4 и след.), а иногда как "душа живая" (напр., Быт 1:24).
II. Слово "Т." может иметь значение "нечто сотворенное" (Рим 8:39), но может также подразумевать само творение. Начало творения - Христос, Он существовал прежде всякой Т., но был не создан, а рожден. Он, как и Его Отец, есть Первый и Последний (Кол 1:15 и след.; Откр 3:10,14). Т. - это люди (чело-вечество) и весь мир (Мк 16:15); в Рим 8:19-22 подразумевается все одушевленное Божье творение как целое. В результате грехопадения вся Т. попала под проклятие, к-рое тяготеет над землей, и вместе с верующими ожидает освобождения.
III. Во Христе все человеческое уже "ничего не значит", значение имеет только "новая тварь" (Гал 6:15), т.е. новая -> жизнь в Боге, к-рую человек получает через -> воскресение (2Кор 5:17) и к-рая делает христиан первенцами (-> Первородство, первородный) среди Его созданий (Иак 1:18).
Твердь
Твердь -> Небо, небеса.
Твердыня.
Твердыня. Словом "Т." в Синод. пер. передано евр. слово цур ("скала") (-> Имена Бога). Оно указывает на Господа, Который один только может оказать помощь (1Цар 2:2), заслуживает полного доверия (Пс 17:3) и стоит непоколебимо (Пс 70:3; 88:27; Ис 30:29).
Творить
Творить -> Сотворение мира, творение.
Тевалия
Тевалия [евр. Тевальяху, возм. "хороший для Господа"], левит, потомок Мерари, сын Хосы (1Пар 26:11).
Тевах
Тевах ("рождённый ко времени заклания"), первый сын Нахора и его наложницы Реумы (Быт 22:24). -> Тивхафа.
Тевет
Тевет -> Календарь.
Тевец
Тевец, город, у к-рого был убит Авимелех (Суд 9:50-54; 2Цар 11:21). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий), он находился недалеко от Неаполя (Наблуса), в 13 милях по направлению к Скифополю (Беф-Шеану); совр. Тубас, располож. в 15 км сев.-вост. Наблуса (Сихема).
Тел-Авив
Тел-Авив ("холм колосьев"), город в Вавилонии, на реке -> Ховар, в к-ром жили пересел. иудеи (Иез 3:15); его точное местонахождение неизвестно.
Тел-Харша
Тел-Харша ("глиняный холм" или "лесной холм"), город в Вавилонии, из к-рого пленные иудеи вернулись на родину вместе с Зоровавелем (Езд 2:59; Неем 7:61); его местонахождение неизвестно.
Телаи
Телаи, город, в к-ром Саул собрал свои войска для воен. похода на амаликитян (1Цар 15:4); возм., что это Телем, упомянутый в Нав 15:24). Предполагается, что речь идет о совр. Умм-эс-Салафе, располож. под Курнубом, прим. в 3,5 км юго-зап. Зифа (2).
Телем
Телем (возм., "агнец"), левит. привратник, взявший себе иноплем. жену (Езд 10:24).
Телец
Телец -> Крупный скот.
Телец золотой
Телец золотой -> Золотой телец.
Телль-Амарна
I. Населенный пункт на р. Нил в Среднем Египте, где был найден архив фараона Аменхотепа IV (называвшего себя Эхнатоном). Эта местность получила название по проживавшему там ранее племени Бени-Амран. Т.-А. находится в 320 км юж. Каира. Город был основан на пятом году правления Эхнатона и назван Ахетатон. Т.-А. была покинута цар. двором при Тутанхамоне и основательно разрушена при Хоремхебе. Поскольку эта местность никогда более не застраивалась, то раскопки дали большое количество предметов, позволяющих составить представление о жизни Египта того периода (напр., скульптурные изображения Эхнатона и его жены Нефертити и др.). Город располагался у кромки плодородной земли на краю пустыни. В центре находилась главная часть с храмом Атона (дл. 1500 м). Другими примечат. сооружениями были главный дворец (гос. резиденция), частный дворец фараона, окруж. хранилищами, конторами, среди них "дом жизни" (канцелярия фараона) и цар. секретариат, в к-ром были обнаружены таблички архива Т.-А. Там же находились небольшой храм Атона, парк с садовыми сооружениями, прудом и фонтанами, дворец Нефертити, жилые дома и пр.
II. Аменхотеп IV был сыном Аменхотепа III и царицы Тэйе; время его правления приходится на конец XVIII династии, вероятно, на период с 1364 по 1347 или с 1353 по 1336 гг. до Р.Х. (из-за расходящихся хронологич. данных точное время не установлено). Фараон пытался насильственными методами продолжить начатый его отцом процесс осво-бождения егип. культуры от сковывающих традиций. Аменхотеп IV сделал попытку насадить монотеистич. культ бога солнца Атона, соединив его с радик. реформами в области иск-ва, что вызвало сопротивление жрецов Амона. Действия чрезмерно своевольного "фараона-еретика" не нашли поддержки в народе. Могущество Египта при Аменхотепе IV стало заметно ослабевать. Следует особо подчеркнуть отпадение сир. и палест. областей, обусловленное мощным натиском кочевых племен из сир. пустынь.
III. Открытый в 1887 г. архив Т.-А. содержит многочисл. глиняные таблички с клинописными текстами - переписку царей Аменхотепа III и Аменхотепа IV с правителями Вавилона, Ассирии, Митанни, Арцавы, Аласии (Кипра), Хатти (Хетт. царства) и в разной степени зависимыми князьями Сирии, особенно ее погран. областей в Финикии, Центральной Сирии и Палестине. Примечателен с т.зр. истории культуры тот факт, что языком дипломатии в то время был не егип., а аккад. Заслуживает внимания и то, что гордый Египет в дипломатич. сношениях вынужден был пользоваться иностр. языком. Цар. письма дают возможность увидеть, как происходило перемещение центров власти на Ближнем Востоке: Ассур, как великая держава, вопреки протестам слабой Вавилонии поддерживает через своих посланников прямые контакты с фараоном; а тот, хотя и является еще "собственником" Ханаана, уже не может защитить вавил. караваны и посланников от ограбления своими подданными. Цар. дворы различных гос-в заняты проектами полит. браков. Послы прибывают и уезжают. Происходит обмен подарками и любезностями. Цари не стесняются выпрашивать у Египта золото. Еще многочисленнее, чем таблички с цар. посланиями, письма мелких сир.-палест. правителей, властвовавших в отдельных городах, напр. в Аскалоне, Библе, Иерусалиме, Лахисе, Мегиддо, Сидоне и т.д. В то время как цар. письма следуют устоявшимся канцелярским требованиям, то по корреспонденции мелких властителей с их эпиграфич. особенностями и зачастую испорченным аккад. языком, насыщ. хананизмами, можно понять, что многие писцы не отличались образованностью. Содержание писем, если оно не исчерпывается верноподданнич. заверениями и очернением соседних князей, свидет-вует о бессилии египтян навести порядок в их сир.-палест. владениях. Здесь царит война всех против всех, причем самыми опасными врагами называются хапиру (кочевники, но не название народа) и хатты (хетты). Со всех сторон поступают просьбы направить егип. вспомогат. войска для отражения нападений врага и защиты земель фараона, хотя, видимо, помощь в достаточном количестве не приходала никогда. Язык хранящихся в архиве Т.-А. посланий с их вышеупомянутым эпиграфич. своеобразием, с "ханаанскими глоссами", является древнейшим памятником языка этой страны и вместе с тем пред-шественником евр. языка, "языка Ханаанского" (Ис 19:18).
Телмелах
Телмелах ("соляной холм"), город в Вавилонии, из к-рого пленные иудеи вернулись на родину вместе с Зоровавелем (Езд 2:59; Неем 7:61); его местонахождение неизвестно.
Тело.
I. Т. - это обиталище земной -> жизни (2Кор 5:6,8; Евр 13,3; ср. Лев 17:11). Т. часто отождествляется с -> плотью; напр. в Пс 37:4,8 ("нет целого места в плоти моей", т.е. болит все мое тело). Но под плотью чаще всего подразумевается живая субстанция, живой материал, в то время как Т. - это чудотворный орга-низм, в к-ром обитают -> душа и -> дух. В евр. и греч. текстах встречается множество выражений, к-рые обычно переводятся словом "Т.".
II. Человеч. Т. - свидет-во мудрости и могущества Бога Творца (Быт 1:26,27; 2:18-25; Пс 138:13-15). Чудесна связь Т., души и духа, образующих абсолютное единство и совокупно освящаемых Богом (1Фес 5:23; ср. также Пс 38:4; 72:26; Мф 6:25; 1Кор 5:3; 7:34; Иак 2:26). В Библии, в отличие от свящ. книг языч. религий и сочинений древних философов, нет ни одного пренебрежит. слова о Т. Если Платон называет Т. "темницей души", то в Рим 8:23 говорится о будущем "усыновлении, искуплении тела нашего". -> Десять заповедей явл. прямым свидет-вом того, что Бог же-лает защитить и сохранить человеч. Т. (Исх 20:1-17). Соблюдающему заповеди обещано продление его земной жизни (ст. 12). Высшим проявлением совершенства человеч. Т. стало воплощение Иисуса Христа (Ин 1:14). Иисус - это Божий дар человечеству, Он устранял телесные недуги, исцелял немощных и воскрешал мертвых. С тех пор как Бог в Иисусе явился во плоти (1Тим 3:16), Т. верующих представляют собой храм Св. Духа (1Кор 6:19,20).
III. Библия не умалчивает о том, как сильно страдает человеч. Т. после грехопадения, нарушившего Божеств. мироустройство. Смерть и разложение Т. - это возмездие за -> грех (Рим 6:23). Существует тесная взаимосвязь между виной мира и его страданием, между грехом и -> болезнью, между безбожием и смертью; мы рождены, чтобы испытать это на себе: "Ибо мы исчезаем от гнева Твоего" (Пс 89:7; ср. 37:4). В то время как в ВЗ постоянно говорится о бренности человеч. жизни и о смерти (Чис 14:29; Иов 2:7,8; Пс 21,15; 54,5; Ис 1:5,6), в НЗ указывается на то, что именно в телесных страданиях явлена Божья сила (2Кор 4:10; Гал 6:17; Флп 1:20). Немощь Т. служит символом земной жизни в целом (2Кор 5:1 и след.; Рим 8:11); т.к. грех часто овладевает человеком именно через Т., то оно названо "греховным" Т. (Рим 6:6) или "телом смерти" (Рим 7:24). Наряду с этим в Свящ. Писании говорится и о спасении Т. Иисусом Христом (Флп 3:21).
IV: 1) библ. понимание Т. распространяется и на отношения между полами. Любовное влечение людей друг к другу даровано им Бо-гом, заповедавшим: "Плодитесь и размно-жайтесь" (Быт 1:28), -> брак (VI) же символизирует отношение Бога к Своему народу. (Ср. Исх 21:10; Рим 4:19 и след.; 1Тим 4:1-5; 5:14, где высказывается положит. отношение к Т. и опровергается ложное мнение о том, что всё телесное негативно;
2) Библия, однако, не скрывает, что не всякие отношения между полами освящены Богом (1Кор 7:1-5). Необходимо заботиться о чистоте этих отно-шений, помня, что любовь между мужчиной и женщиной (как и человек в целом) подверглась искажению в результате грехопадения. Поэтому в Библии звучит предостережение: "Не прелюбодействуй" (Исх 20:14); "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?" (1Кор 6:19); "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал 5:24). С др. стороны, нельзя забывать, что Иисус милует и тех, кто согрешил в любовном влечении: "Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (т.е. впереди не готовых к раскаянию, надменных первосвященников и старейшин, Мф 21:31; ср. Ин 8:3-11). -> Брак.
V. Воплотившись (см. выше, п.II), Иисус воспринял и смертную природу человеч. Т. Но, будучи Сам безгрешен, Он пожертвовал Своим Т. ради нас, обрек его на смерть ради наше-го спасения (Рим 7:4; Кол 1:22; 1Пет 2:24; Евр 2:14,15; 10:5). Особым образом об этом говорится в связи с -> Вечерей Господней (Мф 26:26; Мк 14:22; Лк 22:19; 1Кор 10:16; 11:24,27, 29).
VI. Церковь, через к-рую воскресший Господь действует в мире, часто образно называют "телом Христа" (Рим 12:5; 1Кор 10:17; 12:12-27; Еф 1:23; 2:16; 4:4,12; 5:23,30; Кол 1:18, 24; 2,19; 3:15). Так ап. Павел выразил живую, неразрывную связь Господа с верующими, проявляющуюся в постоянном воздействии Христа на Церковь, к-рую Он наполняет Своим Духом и животворит, Главой к-рой Он является и к-рая благодаря Ему обретает жизнь. Наряду с этим в образе Т. Христова христианам явлен идеальный образец истинных взаимоотношений между членами Церкви, основанных на общении во Христе; подобно членам одного Т., члены Церкви помогают, поддерживают и дополняют друг друга.
VII. В своей телесности человек также является "образом и подобием Божиим" (Быт 1:26,27). Но все же "плоть и кровь не могут наследовать -> Царства Божия" (1Кор 15:50); плоть живет лишь на земле, здесь же она и умирает (1Пет 1:24). В -> воскресении же мы обретем новую, небесную, духовную телесность (1Кор 15:39 и след.), к-рая позволит нам узреть Бога. Христос, первенец среди воскресших (ст. 20), во время Своего Второго пришествия подобным же образом дарует новую жизнь всем тем, кто принадлежит Ему (ст. 23; Флп 3:21).
VIII. Свидет-вом реальности духовных проявлений можно, вероятно, считать тот факт, что, согласно Лк 3,22, Св. Дух снизошел на Иисуса "в телесном виде", т.е. зримо. Точно так же фразой "в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2:9) описывается реальность, к-рую не следует трактовать образно или философски.
IX. В Откр 18:13 "телами" названы -> рабы.
Телохранители
I. Подобно егип. фараонам (Быт 37:36), ассир. и вавил. царям (4Цар 25:8), израил. правители, начиная с Саула (1Цар 22:17), имели личную охрану. К службе в качестве Т. часто привлекались чужеземцы. Так, личная охрана Давида состояла из хелефеев (критян) и фелефеев (филистимлян) (2Цар 8:18; 15:18; 20:7; 3Цар 1:38), а Т. филистимлянина Анхуса был израильтянин Давид (1Цар 28:2). Сыновья Давида Авессалом и Адония, обзаведясь личной охраной из 50 человек, сделали тем самым первый шаг на пути к желанной власти (2Цар 15:1; 3Цар 1:5 - в Синод. пер. в обоих случаях - "скороходы"). Перед свержением царицы Гофолии Иодай заручился поддержкой Т., убедив их оказать помощь юному царю Иоасу (4Цар 11:4,6,19).
II. Из числа Т. назначались гонцы (1Цар 8:11), сообщавшие о прибытии правителя и расчищавшие путь для проезда его колесницы, а также стражи, стоявшие у входа во дворец; возле дворца находились помещения, в к-рых размещалась личная охрана царя (2Цар 11:9). Иуд. цари посещали храм в окружении Т., к-рые при этом несли особые щиты (3Цар 14:27,28); ворота между храмом и цар. дворцом назывались воротами Т. (4Цар 11:19). Т. и их начальники часто выполняли особые поручения (4Цар 25:8-20; Иер 39:9-14; 40:1-5). В число обязанностей Т. входило и исполнение смертных приговоров. Так было при Сауле (1Цар 22:17), Соломоне (3Цар 2:25,34,46), Ииуе (4Цар 10:25 - в Синод. пер. - "скороходы"), а также в Вавилоне (Дан 2:14). Палач, посланный обезглавить Иоанна Крестителя, был одним из Т. Ирода (Мк 6:27). -> Гонец.
Темница
I: 1) тюремное заключение практиковалось в Египте (Быт 39:20; 40:3; 42:16-19), у филистимлян (Суд 16:21), в Ассирии (4Цар 17:4), Вавилонии (Иер 52:11), Персии (Езд 7:26). Первые сведения о тюрьмах в Израиле относятся ко времени правления царей (2Пар 16:10; 18:26; Еккл 4:14; Ис 42:7). В Иерусалиме во времена пр. Иеремии Т. находилась у Вениаминовых ворот (Иер 20:2), позже пророк был заключен в доме писца Ионафана (Иер 37:15 и след.). Затем его заключили "во дворе стражи" (ст. 21; 38:13) и в конце концов бросили в находившуюся там "яму" (Иер 38:6);
2) в НЗ говорится о "народной" Т. в Иерусалиме (Лк 23:19; Деян 5:18; 12:4) и в Фи-липпах (Деян 16:23). Заключенных заковывали в цепи (Деян 12:6; 16:26; ср. Быт 42:19; Суд 16:21) или забивали в колоду (Деян 16:24; ср. Иер 20:2). Стража находилась перед дверью Т. (Деян 5:23; 12:6), а у особо важных заключенных - и в самой камере. Тюремный надзиратель назван в Библии "темничным стражем" (Деян 16:23; в Быт 39:21 - "начальник темницы"). Иоанн Креститель был заточен в горную крепость -> Махерон (Мк 6:17; Ин 3:24). Здесь (Мф 11:2,4), как, впрочем, и в других тюрьмах (Мф 25:36; Деян 23:16; Евр 10:34), были разрешены посещения.
II. Т. также служит символом демонич., враждебных человеку сил. Заключенных этой Т. "пленил" Христос (Еф 4:8; ср. Пс 67:19), восторжествовав (Кол 2:15) над "духами злобы" (Еф 6:12) и проповедуя Евангелие находящимся в Т. духам, "некогда непокорным" (1Пет 3:19 и след.). -> Бездна, в к-рую на 1000 лет будет сброшен сатана (Откр 20:2 и след.), также называется Т. (ст. 7).
Тенеты
Тенеты -> Сеть (тенеты).
Тень
I. Среди тех значений, к-рые слово "Т." имеет в Библии, самое важное - символ спасения. Солнце своим светом и теплом приносит благословение, но избыток этих даров может оказаться пагубным (4Цар 4:18-20; Ис 49:10; Иона 4:8; Откр 7:16). Т., дающая спасение от палящего солнца, становится образом защиты (Суд 9:15; Ис 30:2 и след.; 32:2; Мк 4:32), особенно защиты Божьей (Пс 120:5), укрытия под Т. Его крыл (Пс 16:8; 35:8; 56:2; 62:8) или под Т. Его руки (Ис 49:2; 51:16). Пребывающий под Т. (в Синод. пер. - "под кровом") Всевышнего находится под сенью (защитой) Всемогущего (Пс 90:1). Подобным же образом проявляется и даров. апостолам сила исцеления, когда оно совершается под воздействием их Т. (Деян 5:15).
II. По Т. нельзя составить точного представления о том, что именно ее отбрасывает. Т. может передать только общее очертание, приблизит. представление (Кол 2:17; Евр 8:5; 10:1). Когда на человека надвигается неведомое, оно ощущается как вызывающая страх угроза, как Т. грядущей смерти, лежащая на всем живом (Мф 4:16; Лк 1:79; -> Тьма. Наряду с этим Т. в Библии - это и символ бренности: все преходящее исчезает, как тень, не оставляя следа (1Пар 29:15; Иов 14:2; Пс 101:12; 143:4).
Терафим
I. Слово терафим (в евр. яз. - это ф-ма мн.ч.) имеет значение "домашние божки", "идолы". Материалы раскопок пока не дают представления о том, как они выглядели. Этимология слова терафим спорна: одна группа ученых считает, что оно произошло от араб. слова со значением "дарить благо и изобилие"; другая - что его можно перевести с араб. как "мерзость"; третья - что оно происходит от араб. слова "маска"; четвертая полагает, что его ос-нову составляет хеттско-хурритское слово со значением "дух", "демон".
II. Домашние боги представлены скульптурными или живописными изображениями, наделенными человеч. формами. Мотивы по-ступка Рахили, похитившей домашних идолов своего отца Лавана (Быт 31:19,34 и след.), становятся понятнее из текстов, начертанных на глиняных табличках, к-рые были найдены в Нузе, недалеко от совр. Киркука (XV в. до Р.Х.). Согл. этим текстам, обладание фигурками домашних богов гарантировало руководящее положение в семье и позволяло притязать на наследство. Это относилось и к мужу дочери, поэтому присвоение Рахилью домашних святынь означало серьезное нарушение прав сыновей Лавана (Быт 31:1). Т. хранились в своего рода домашней часовне вместе с -> ефодом. К ним относились как к оракулу (Суд 17:5; 18:4-6). Так, Навуходоносор вопрошал домашних идолов (-> Идол, идолослужение), будет ли успешным путь для его войска (Иез 21:21). Даже в доме Давида находился Т. (1Цар 19:13; в Синод. пер. - "статуя"), принадлежавший, видимо, его жене Мелхоле. О домашних идолах упоминает и пр. Осия (Ос 3:4). Царь Иосия в ходе реформ приказал уничтожить и всех Т. (4Цар 23:24), тем не менее они встречались в домах израильтян и после вавил. плена (Зах 10:2).
Теревинф
Теревинф (теребинт, терпентинное дерево) - Pistacia terebinthus. Это относит. невысокое дерево (до 5 м) встречается по всему средиземноморскому региону. Т. - растение двудомное, поэтому его мелкие бордовые косточковые плоды имеются только на женских растениях. Т. ценят за то, что он дарит тень, но в конце сентября его листья уже опадают. Из разрезов на его коре добывают благовонную смолу, терпентин (основное сырье для получения скипидара и канифоли). В Библии Т., вероятно, подразумевается под евр. словом эла, к-рое в Синод. пер. обычно переводится как -> "дуб". Т. упоминается как дерево -> высот (Иез 6:13, в Синод. пер. - "дуб"; Ос 4:13), как источник тени (Суд 6:11,19 и 3Цар 13:14 - в Синод. пер. - "дуб") и в качестве метафоры (Ис 1:30, в Синод. пер. - "дуб"; 6:13). Под Т. Иаков закопал всех идолов (-> Терафим) своих домочадцев (Быт 35:4, в Синод. пер. - "дуб"). Авессалом повис на Т., запутавшись в его ветвях волосами (2Цар 18:9-14, в Синод. пер. - "дуб").
Терние
Терние. Как и -> волчцы, Т. в Библии - это собират. название колючих растений. На полях Палестины встречаются: Ononis natrix - растение с желтыми цветками, колючка Poterium spinosum, а в окрестностях Капернаума - Zizyphus lotus (унаби). Вероятно, именно унаби имел в виду Иисус в Своей притче (Мф 13:7), т.к. это растение после сезона дождей сильно разрастается и часто заглушает культурные растения. Сухой колючий кустарник горит с сильным треском, но дает мало тепла. Поэтому в Еккл 7:6 смех глупых сравнивается с треском горящего тернового хвороста. Из ветвей какого растения был сплетен венец Иисуса Христа (Мф 27:29), доподлинно не известно. С уверенностью можно сказать, что это не были ветви Zizyphus spina Christi, как традиц. представляют. Это растение, хотя и имеет крепкие колючки, произрастает лишь на прибрежных равнинах, в юж. пустынях и в долине Иордана.
Терпение, терпеливый
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
В греч. тексте понятие "терпение" передается разными словами: макротюмиа означает Божье великодушие и долготерпение, анохе - упорство людей в следовании за Богом, их стойкость в перенесении бед [греч. гюпомоне].
II. БОЖИЕ ТЕРПЕНИЕ
1) Божие отношение к людям определяется Т. Еще в ВЗ говорится, что Бог "медлен на гнев". Божье долготерпение (Исх 34:6; Чис 14:18; Неем 9:17; Пс 102:8; 144:8; Иоил 2:13; Наум 1:3 и др.) в полной мере осмысливается лишь в НЗ (Рим 2:4 и след.; 2Пет 3:9 и след.). Господь терпелив (Мф 18:25 и след.), Он "с великим долготерпением щадил сосуды гнева... дабы вместе явить богаство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе" (Рим 9:22,23);
2) своей вершины Божье Т. достигает в Иисусе Христе (1Тим 1:16). Т. Бога объясняется Его желанием спасти всех людей (1Тим 2:4; 2Пет 3:9). Но и оно имеет свой предел - "день ... праведного суда от Бога" (Рим 2:5; 2Пет 3:9 и след.). Время, остающееся до того момента, когда на людей обрушится Божий гнев (Еф 5:6; Откр 6:16 и след.), нельзя назвать временем "промедления" Господа с исполнением обетований (2Пет 3:9, 15), оно является временем милости и долготерпения. Если человек не принимает Божьего правосудия, предоставленного даже тем, кто жил до прихода Иисуса Христа (1Пет 3:20), то он "сам себе собирает гнев на день гнева" (Рим 2:5; Кол 3:6; 2Пет 3:10), ибо Божье Т. заканчивается.
III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕРПЕНИЕ
В НЗ верующим приходится проявлять Т., укреп-ляться во всяком Т. и великодушии (Кол 1:11), в кротости и долготерпении (Кол 3:12). Церковь Христова, подобно своему Господу (Мф 10:24 и след.), страдает от гонителей и противников. Это подтверждается четко просматриваемой в НЗ связью Т. со скорбью (Рим 5:3), искушением (Иак 1:2-4), страданиями (2Кор 1:6), нуждами, бедствиями (2Кор 6:4), гонениями (2Фес 1:4). Т. необходимо для совершенствования Церкви (2Фес 1:5; ср. Флп 1:28), для свидет-ва Христова в этом мире (2Кор 6:4; Флп 1:29). Призванная к Т. (1Тим 6:11; 2Тим 3:10; Иак 1:4), Церковь взирает на Того, Кто Сам выдержал все страдания и гонения, Кто терпел на кресте, на "Бога терпения и утешения" (Рим 15:5). Это Т. - не безвольное подчинение обстоят-вам, а соучастие в осуществлении Божьей воли и деятельное ожидание победы Господа, все преодолевающего и дающего силу преодоления Своим чадам (Рим 8:37). Т. - это плод веры (Иак 1:3), это дар Господа, как говорит Его Слово (Рим 15:4; Откр 3:10). Через Т. возрастают радость христианина, его надежда и опыт (Рим 5:4 и след.; 15:4; Кол 1:11). Верность и Т. - это залог грядущего спасения, обретения венца жизни (Лк 21:19; Евр 10:36 и след.; Откр 2:10).
Тертий
Тертий ("третий"), писец (секретарь) Павла, к-рому апостол продиктовал свое Послание к Римлянам (Рим 16:22).
Тертулл
Тертулл [ласкат. ф-ма от лат. Тертий, "третий"], ритор, представлявший иуд. обвинителей Павла перед наместником Феликсом, предположит. говоривший по-латински (Деян 24:1 и след.).
Тесто
Тесто -> Закваска.
Тетива
Тетива -> Лук.
Техинна
Техинна ("вымаливать"), сын Ештона из колена Иуды, родоначальник жителей -> Наа-са (4) (1Пар 4:12).
Тивериада
Тивериада, город на зап. берегу Геннисаретского озера (Ин 6:1,23), называемого также морем Тивериадским (Ин 21:1). Согл. Талмуду, Ирод Антипа построил Т. на месте древнего Раккафа, упоминаемого в Нав 19:35. Он назвал город в честь имп. Тиберия и перенес сюда из Сепфориса свою резиденцию. По-видимому, Иисус не бывал в Тивериаде. Евреи долгое время избегали посещать этот город, считая его нечистым, т.к. при его строит-ве были разрушены древние гробницы. Но после падения Иерусалима Т. стала местом пребывания иуд. книжников (-> Ма-соретский текст). Здесь возникли -> Мишна и палест. -> Талмуд, здесь находились гробницы известнейших раввинов Акибы и Маймонида.
Тиверий
Тиверий [в совр. лит-ре Тиберий], рим. император (-> Кесарь), к-рый правил во времена общественного служения Иисуса Христа, упоминается в Лк 3:1. Данные Лк 3:1 не абсолютно однозначны, поскольку прежде чем Т. стал единоличным правителем (14 г. по Р.Х.), он уже получил от Августа полную власть над рядом провинций, в т.ч. и над Сирией. Т. Клавдий Нерон (после усыновления его Августом - Т.Юлий Цезарь) был сыном Т.Клавдия Нерона и Ливии. Он родился в 42 г. до Р.Х. В 13 г. по Р.Х. Август назначил его соправителем, а после смерти Августа Т. стал его преемником (14 г. по Р.Х.); он умер в 37 г. по Р.Х. Т. был отважным воином. Его отличали недоверчивость к друзьям и жестокость к недругам. В последние годы его правления процветало доносит-во и увеличилось число казней.
Тивхафа
Тивхафа, город в Суве (1Пар 18:8). Его отождествляют с Бефом, сир. городом, в к-ром Давид взял "весьма много меди" (2Цар 8:8), а также с дбх, упоминаемым Тутмосом III, и с Тубихи из док-тов архива -> Телль-Амарны. Возм., что название города каким-то образом связано и с Тевахом, сыном Нахора (Быт 22:24). Ученые предполагают, что на месте Т. находится совр. Эт-Тайджибе, в 5 км юго-зап. Баальбека.