« Указатель
Тиглатпаласар
Тиглатпаласар (в Синод. пер. - Феглаффелласар) [аккад. Тукульти-апал-Эшарра, "моя защита - сын Эшарры (т.е. бог Нинурта)"], имя нескольких ассир. царей. Т.I (1117-1077 гг. до Р.Х. -> Ассирия) и Т.II (965-933 гг. до Р.Х.) в Библии не упоминаются. Т.III был царем Ассирии в 745-727 гг. до Р.Х. О его происхождении ничего не известно. Его первонач. имя, по-видимому, было Пул (-> Фул). Под этим именем он был известен и как царь Вавилона. Новое имя он, вероятно, принял при восхождении на престол - в честь своего знаменитого предшественника Т.I. Т.III был великим за-воевателем, присоединившим Вавилон к Ассирийскому царству. Чтобы предотвратить восстания побежденных, он в больших масштабах применял метод планомерного переселения покор. народов. Вероятно, к 743 г. до Р.Х. Т.III, к-рый после своих побед в Сирии покорил и царства израильтян, внес в списки своих данников дамасского царя -> Рецина, израил. царя -> Менаима и иуд. царя Озию (Азарию). Его след. поход в Палестину в 734 г. был направлен против филистимлян. Между тем к власти в Иудейском царстве пришел -> Ахаз, к-рого притесняли израил. царь Факей и Рецин за то, что Ахаз не выступил на их стороне в борьбе против Ассирии. Тогда Ахаз купил помощь Т.III, расплатившись с ним храмовыми сокровищами (4Цар 16:7,8). Ассир. источники упоминают два похода Т.III против Дамаска - в 733 и 732 гг. до Р.Х. При этом Т.III убил Рецина (ст. 9) и утвердил израил. царем -> Осию, убившего Факея (4Цар 15:30). После покорения Сев. Израиля и вост. берега Иордана он отправил в изгнание колено Неффалима, полуколено Манассии, колена Гада и Рувима (ст. 29; 1Пар 5:26). Ахаз тоже был покорен, обложен данью и вынужден был явиться к Тиглатпаласару в Дамаск (4Цар 16:10). Т.о., вся Палестина была завоевана Ассирией.
Тигр (Хиддекель)
Тигр (Хиддекель), одна из двух великих рек Месопотамии (Быт 2:14; Дан 10:4). Название этой реки на аккад. языке звучит как Диглат, на перс. - как Тигра. На ее берегах стояли города Ниневия, Реховоф-Ир, Кальху (библ. Келах), Ашшур (библ. Ассур) и др.
Тимей
Тимей ("ценимый", "уважаемый"), отец нищего слепца, исцел. Иисусом (Мк 10:46).
Тимон
Тимон, один из семи -> служителей (IV) церкви в Иерусалиме (Деян 6:5).
Тимофей
Тимофей ("чти Бога!"), один из верных сотрудников -> Павла. Т. выполнял многие ответств. поручения апостола. Он родился в Листре Ликаонской. Отец Т. был греком, а мать - еврейкой. В юности Т. был наставлен в Свящ. Писании матерью Евникой и бабкой Лоидой (2Тим 1:5; 3:15), а впоследствии, вероятно, духовно сформировался под влиянием Павла, с к-рым впервые встретился в Листре во время второго миссионерского путе-шествия апостола (Деян 16:1). По воззрениям иудеев, Т., как сын иудейки, подлежал обрезанию. Павел, желая взять Т. с собой в путешествие в качестве спутника и соратника, подверг его обрезанию, чтобы избежать нападок со стороны иудеев (Деян 16:3). Павел, -> Сила и Т. отправились через Малую Азию в Македонию. Когда апостол направился в Афины, он оставил Т. и Силу в Македонии (Деян 17:14). После встречи апостола и его помощников в Афинах (Деян 18:5), Т. был направлен в Фессалонику (1Фес 3:1 и след.), после чего он вернулся к Павлу в Коринф с радостными вестями "о вере и любви" фессалоникийцев (ст. 6). В Коринфе Т. проповедовал Евангелие вместе с Павлом (2Кор 1:19). Т. упоминается в начале первого и второго -> посланий к фессалоникийцам. Он сопровождал Павла и во время его третьего миссио-нерского путешествия, а когда апостол написал из Эфеса Первое послание к Коринфянам, Т. - вероятно, по более длинному пути, чем тот, по к-рому шло письмо - добирался в Коринф (1Кор 4:17; 16:10; ср. Деян 19:22). Неизвестно, добрался ли он туда, во всяком случае, о результатах его деят-сти там ничего не известно. Из 2Кор 1:1 видно, что Т. вновь находился с Павлом. В Деян 20:4 Т. назван среди тех, кто сопровождал апостола на обратном пути в Иерусалим, но, вероятно, туда он не прибыл. Возм., что он остался в Эфесе, где позднее трудился по поручению Павла (1Тим 1:3). Т. не было с апостолом, когда тот был арестован и отправлен в Рим (Деян 27:2), но позднее он находился вместе с Павлом в Риме, как это следует из Кол 1:1; Флм 1 (а отчасти и из Флп 1:1; 2:19). О жизненном пути Павла после его первого рим. заточения известно мало, поэтому и путь Т. в этот период проследить невозможно. Когда Павел писал свое Первое послание к Тимофею, он был на свободе, но Т. с ним не было - он либо еще оставался в Эфесе, либо был вновь туда послан (1Тим 1:3), чтобы противодействовать лжеучителям. Это, видимо, нелегко давалось еще молодому человеку, каким был Т. (1Тим 4:12). Позднее, когда Павел писал ему из своего второго заключения в Риме, Т., по-видимому, еще находился в Эфесе. Затем он был призван апостолом в Рим (2Тим 4:9,21). Из Второго послания к Тимофею видно, что Павел высоко ценил Т. и испытывал потребность в общении с ним. Именно ему послал он свое завещание. Сообщение о заточении и освобождении Т. в Евр 13:23 стоит особняком. Где и когда Т. был арестован, как произошло его освобождение, неизвестно. Служение Т. было служением благовестника (2Тим 4:5), поэтому он посещал разные города. На это служение он был призван "по пророчеству" (1Тим 1:18; 4:14) и специально для него принял особый дар Божий через возложение рук Павла и пресвитеров (1Тим 4:14; 2Тим 1:6 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). -> Послания к Тимофею.
Тимпан
Тимпан -> Музыкальные инструменты.
Тиншемет
Тиншемет (евр. "вдыхающий"), по-видимому, название хамелеона (Лев 11:30; в нек-рых переводах передается как "крот", что неверно, т.к. крот по др.-евр. холед). Т. - животное семейства ящериц, подотряда червеязычных (Chamaeleon chamaeleon), около 30 см длины, живет на деревьях и питается насекомыми, к-рых ловит с помощью своего длинного, клейкого, необычайно подвижного языка. Быстро меняющаяся защитная окраска тела Т. зависит от освещения, температуры, влажности, позволяя этому животному приспо-сабливаться к различным условиям. Др.-евр. словосочетание хапор перот - "выкапывающий плоды" (Ис 2:20; в Синод. пер. - "крот") означает, вероятно, совсем иное животное, а именно одну из разновидностей полевых мышей - лат. Crocidura religiosa, считавшуюся в Египте свящ. Нек-рые исследователи полагают, что это - второе название крота.
Типсах
Типсах (возм., "брод"):
1) город на зап. берегу Евфрата, погран. город царства Соломона (3Цар 4:24;), Тапсак в антич. эпоху мира, ныне Дипс, под Мескене.
2) город, к-рый оказал сопротивление Менаиму и был им завоеван и жестоко покаран (4Цар 15:16). Возм., на этом месте сегодня находится холм Хирбет-Тафсах, под к-рым скрываются развалины города периода израил. поселений. Холм расположен в 2,5 км юж. Фараты (библ. Пирафона). Согл. Септуагинте, однако, речь здесь идет о -> Таппуахе (2).
Тир
Тир [греч. ф-ма евр. названия Цор, "скала"], укрепл. город финикийцев (-> Финикия, финикийцы) на острове, располож. вблизи ли-ванского побережья (Нав 19:29; 2Цар 24:7), совр. Сур, находящийся в 40 км сев. Акко. Т. имел две гавани - сидонскую на севере и егип. на юге; вблизи последней находился знаменитый храм Мелькарта, тирского Ваала. Недалеко от острова на материке лежало связ. с городом селение Старый Тир. С течением времени Т. стал более значим, чем -> Сидон, вместе с к-рым он часто упоминается в Библии (Езд 3:7; Иоил 3:4; Мф 11:21; Мк 3:8). В 27 главе Книги пр. Иезекииля замечательно изображен этот торг. город, богатый и красивый, влияние к-рого распространялось и на финик. колонии в Сев. Африке (Карфаген). Т. упоминается в док-тах из архива -> Телль-Амарны (XIV в. до Р.Х.). Т. был расположен на границе с уделом Асира (Нав 19:29), на севере тер., к-рую Бог определил для Израиля (ср. 2Цар 24:7), но никогда не принадлежал израильтянам. Помощь, к-рую -> Хирам I оказывал Давиду и Соломону, скорее означала расширение влияния Т. То же самое относится и к женитьбе израил. царя Ахава на Иезавели, дочери -> Ефваала (3Цар 16:31). Иосиф Флавий воспроизводит восходящий к тирским летописям список царей - от Абиваала, отца Хирама I, жившего ок. 1000 г. до Р.Х, до Ефваала, царствовавшего во времена Амврия и Ахава, и далее до Пигмалиона, жившего ок. 800 г. до Р.Х., - с точными годами их жизни и царствования, а также список царей, относящийся к VI в. до Р.Х. Кр. того, Т. многокр. упоминается в ассир. и вавил. текстах: Т. входил в союз с Сирией и Палестиной, войска союзников в 853 г. до Р.Х. сразились с ассирийцами при Каркаре, но в 841 г. до Р.Х. тирский царь Балеазар был вынужден выплачивать дань Салманасару III. Хирам II в 743 г. покорился власти ассир. царя Тиглатпаласа-ра III. Тирский царь Лули сначала успешно сопротивлялся ассирийцам, но затем был изгнан Синаххерибом (-> Сеннахирим). Асархаддону также удалось вновь покорить Т. Навуходоносор безуспешно осаждал город в 585-573 гг. до Р.Х. (см. Иез 29:17-21). В течение нескольких лет, начиная с 560 г., Т. правили -> судьи (II,3). Торговцы из Т. упоминаются в Неем 13:16. Предсказания пророков о гибели Т. (Ис 23; Иер 47:4; Иез 26-28; Иоил 3:4; Амос 1:9,10; Зах 9:3,4) исполнились при Александре Македонском (в 332 г. до Р.Х.). Готовясь к осаде, Александр построил плотину от материка до острова и после семимесячной осады овладел городом. Город был разрушен, его жители уведены в плен. На этом эпоха могущества Т. завершилась, однако позднее город был заново заселен. Песок, наносившийся морем, образовал из плотины перешеек, к-рый соединил Т. с материком, лишив его т.о. самой мощной защиты; егип. гавань также полностью занесло песком. В новозаветные времена Иисус на время уходил в область Т. (Мф 15:21), а Павел останавливался здесь на семь дней по пути в Иерусалим (Деян 21:3-5): в те времена в этом городе существовала христ. община.
Тиранн
Тиранн ("повелитель", "властелин"), учитель философии или риторики в Эфесе, в училище к-рого Павел проповедовал в течение двух лет, после того как иудеи в синагоге отвергли его (Деян 19:9).
Тиргак
Тиргак (в егип. и в совр. лит-ре - Тахарка), сын Пианхи, был фараоном в 689-664 гг. до Р.Х. В 4Цар 19:9; Ис 37:9 сообщается, как ассир. царь Синаххериб -> (Сеннахирим) получил известие о том, что Т. вышел сразиться с ним. При этом речь идет о воен. походе Синаххериба, предпринятом в 701 г. до Р.Х., в к-ром он разгромил объедин. войска египтян и эфиопов под Елтеке. В то время фараоном Египта был Шабака (714-700 гг. до Р.Х.), дядя Т. Возм., Шабака доверил племяннику командование егип. войском, но не исключено также, что Т. до своего воцарения в Египте был царем Эфиопии. Когда Т. уже был фараоном, Египет подвергся нашествию ассирийцев. Вначале Т. удалось отразить нашествие ассир. царя -> Асархаддона, но в 671 г. до Р.Х. Мемфис был взят ассир. войском, и Т. пришлось бежать в Нубию. Нижний Египет был присоединен к Ассирийскому царству, и туда были назначены 20 наместников. Но после того как Асархаддон вывел свои войска, Т. сумел вновь установить свою власть в Египте. В 669 г. до Р.Х. Асархаддон умер во время нового похода на Египет. Его сын Асна-фар (Ашшурбанипал), победив Т., вновь назначил ассир. наместников. В 664 г. до Р.Х. Т. умер в Напате.
Тирейцы
Тирейцы, семейство -> кинеян из неизвестного города Тиры, одного из трех семейств писцов (в Синод. пер. - "племен соферийцев"), проживавших в Иабеце (1Пар 2:55).
Тиряне
Тиряне, жители города -> Тира.
Тит
Тит [лат. Титус]:
1) сотрудник Павла, к-ро-му апостол поручал ответств. задания. Примечат., что в книге Деяний Т. не упоминается. Нек-рые исследователи высказывали предположение, что он был братом Луки и потому остался неназванным; но это не дока-зано. Первое упоминание о Т. в НЗ связано с тем, что он как христианин, обращ. из язычников, сопровождал Павла в Иерусалим (Гал 2:1). Затем говорится, что Павел послал Т. в Коринф (-> Послания к коринфянам, I,4), где в церкви возникли трудности. Т. справился с возложенной на него задачей (ср. 1Кор 4:17), и когда он встретил Павла в Македонии, то сообщил ему, что в Коринфе дела обстоят нормально (2Кор 2:13; 7:6,13 и след.). Затем Т. получил новое задание, касающееся сбора пожертвований, кр. того, он должен был передать коринфянам второе послание Павла (2Кор 8:6,16,23; 12:18). Из текста Тит 1:5 следует, что позднее Павел оставил своего сотрудника на Крите, чтобы он опекал местные церкви. Текст послания к Титу свидет-вует, что апостол очень высоко ценит Т., называя его "истинным сыном по общей вере" (Тит 1:4; см. также 2Кор 12:18). Из текста 2Тим 4:10 становится известно, что Павел послал Т. в Далматию, где, видимо, также надо было уладить нек-рые трудности, возникшие в церкви (-> Послание к Титу);
2) сын рим. имп. Веспасиана (69-79 гг. по Р.Х.) и его преемник (79-81 гг по Р.Х.). В 66 г. он сопровождал своего отца в Палестину, куда имп. Нерон направил его для подавления иуд. восстания. Когда Веспасиан в 69 г. был вызван к императору и поспешил в Рим, он оставил Т. в качестве главнокомандующего рим. войсками. Т. руководил осадой и взятием Иерусалима в 70 г. по Р.Х. и завершил покорение страны. На триумф. арке, возвед. в честь Т. в 94 г. в Риме, изображены пленные иудеи и конфисков. храмовая утварь, среди к-рой видны светильник и стол для хлебов предложения (см. ил. на стр. 1034). -> Вереника -> Ирод Агриппа (II) -> Иерусалим (III,Е,2).
Тихик
Тихик ("счастливый", "дитя счастья"), сотрудник Павла, родом из -> Асии; сопровождал апостола во время его третьего миссионерского путешествия из Македонии в Троаду (Деян 20:4). Вместе с Онисимом он передавал письма Павла из Рима церквам в Эфесе и Колоссах, а также Филимону (Еф 6:21; Кол 4:7). Позднее Павел хотел направить его или Артему к Титу на Крит (Тит 3:12); а в 2Тим 4:12 Павел упоминает, что послал Т. в Эфес.
Тихо, тишина
Тихо, тишина -> Покой, почить, успокоиться.
Ткач, ткать
Ткач, ткать. Ткачество у израильтян вначале было домашним занятием женщин. Из шерстяных и льняных нитей они ткали полотно, а из козьей шерсти - покровы для шатров и одеяла (Притч 31:13,19). Первонач. нити основы натягивали между двумя палками, располож. одна под другой в горизонт. плоскости, между которыми с помощью ткацкой шпули или челнока протягивали уточную нить. Впоследствии был изобретен станок, на к-ром нити основы располагались вертикально между двумя навоями или натягивались с помощью грузиков, укрепл. на нижнем конце нитей. При этом ткали снизу вверх. Получ. полотно отрезали от нитей основы в верхней части (см. Ис 38:12).
Постепенно ткачество превратилось в ремесло, к-рым занимались мужчины (1Пар 4:21). Появились узорчатые ткани (Исх 28:39), в т.ч. многоцветные, нередко выполн. с большим худож. вкусом (-> Вышивать). Т. изготавливали облачения для священнослужителей из дорогостоящего виссона, а также бесшовные предметы одежды (Ин 19:23). В Израиле было запрещено производить ткани и одежду из разнородных нитей (Лев 19:19; Втор 22:11), что, несомненно, следует рассматривать как указание на необходимость внутр. простоты и цельности. Упоминание ткацкого челнока (Иов 7:6) и навоя (2Цар 21:19) при сравнении с человеч. жизнью показывает, насколько широко была известна техника ткачества. -> Ремесло (II).
Тление, тленный
Тление, тленный -> Воскресение, воскрешать (II,Б) -> Смерть (I).
Тмин
Тмин [евр. каммон; греч. кюминон], выращиваемое в Палестине растение (Cuminum Cyminum), пряные плоды и цветки к-рого используются в качестве приправы и как целебное средство. Семена Т. выколачивали с помощью палки (Ис 28:25,27). Согл. Мф 23:23, с урожая Т. взималась десятина.
То и то
То и то. В Библии это словосочетание встречается в след. контексте: пусть Бог сделает со мной "то и то", т.е. нашлет на меня всяческие беды, если сказанное мной не соответствует истине. Это своего рода проклятие, навлекаемое человеком на самого себя (Руфь 1:17; 3Цар 2:23).
Тоах
Тоах, левит из рода Каафа, сын Цура, предок Самуила (1Пар 6:34,35). В 1Цар 1:1 он назван Тоху.
Тов
Тов. Это слово имеет два значения: "хорошо" и "благовоние". Местность к востоку от р. Иордан (Суд 11:3,5; ср. 2Цар 10:6,8 - в Синод. пер. - Истов). В док-тах из архива Телль-Амарны эта область упоминается как Дубу. Ученые предполагают, что в списке городов Тутмоса III (см. карту на стр. 1004) она обозначена как тб. Вероятно, Т. находилась недалеко от Эт-Тайибе, прим. в 15 км от Едреи на пути в Боцру (в Библии не упоминается) на Авране.
Тов-Адония
Тов-Адония ("добр (мой) Господь Яхве"), один из левитов, наставлявших народ в Законе во времена Иосафата (2Пар 17:8).
Товит
Товит -> Апокрифы (I,3а).
Товия
Товия [евр. Товийя и Товийяху, "Господь добр"]:
1) один из левитов, наставлявших народ в Законе во времена Иосафата (2Пар 17:8);
2) родоначальник семейства, к-рое по возвращении из плена не смогло доказать своего родословия (Езд 2:60; Неем 7:62);
3) один из тех евреев, которые во времена пр. Захарии еще жили в изгнании (Зах 6:10,14);
4) перс. наместник в Аммоне во времена Неемии. Вместе с Санаваллатом, наместником Самарии, и Гешемом Аравитянином, царем -> Кедара, он пытался воспрепятствовать восстановлению Иерусалимской стены (Неем 2:10,19; 4:1 и след.; 6:1). Т. имел большое влияние в Иудее, т.к. поддерживал тесную связь со знатными семействами гос-ва, но осуществить свой коварный план ему все же не удалось. Сам Т. и его сын были женаты на иудейках (ст. 17-19). В отсутствие Неемии родственник Т. первосвященник Елиашив отдал ему одну из комнат в храме, но Неемия, узнав об этом, приказал возвратить ее храму (Неем 13:4-9). Потомки Т. впоследствии также играли значит. роль в Аммоне. Развалины их дворца, ныне носящие название Каср-эль-Абд, находятся под Арак-Эль-Эмиром, в 16 км юго-зап. Аммана. Здесь можно увидеть могилу Т., на к-рой его имя написано по-арам.
Топаз
Топаз -> Драгоценные камни.
Тополь
Тополь. Евр. слово ливне (в Быт 30:37 - "тополь") обозначает, вероятно, стираксовое де-рево или кустарник, достигающий 3-6 м в высоту. Из его коры добывалась благовонная смола (-> Стакти). Евр. название растения [ливне, "белый"] объясняется белой окраской его соцветий и внутр. стороны листьев. Существует также мнение, что это серебристый Т. (Populus alba), листья к-рого с внутр. стороны также белого цвета.
Топор
Топор -> Оружие и орудия труда.
Торговля
I: 1) Т. в Израиле занимались в основном чужеземцы, к-рые не могли наследовать земельный надел, а потому купля-продажа была основным источником их доходов. В евр. языке слово "купец" [сохер] букв. означает "разъезжающий с места на место" (Быт 37:28; 2Пар 9:14 и др.). Иногда торговцев называли кенаани - "хананеи" (Иов 40:25 - в Синод. пер. - "Хананейские купцы"; Притч 31:24 - в Синод. пер. - "купцы Финикийские"; Ис 23:8). Уже в Быт 37:25 и след. мы читаем об араб. купцах, везущих на продажу в Египет стираксу, бальзам и ладан. Это им сыновья Иакова продали в рабство своего брата Иосифа. Среди добычи, захвач. изра-ильтянами в Иерихоне, были предметы одежды, изготовленные в Вавилонии (библ. Сеннааре) (Нав 7:21); дома коренных жителей Ханаана "были наполнены всяким добром" (Втор 6:11; ср. Нав 22:8), и можно предположить, что среди этих вещей были и привозные товары;
2) главенствующее положение в международной Т. занимали финикийцы, с их помощью Соломону удалось открыть новые торг. пути (3Цар 9:26-28). Иоиль жаловался на то, что финикийцы уносят из земли израильтян много золота и серебра и торгуют иуд. пленниками как рабами (Иоил 3:5 и след.; Ам 1:9). Богатство и могущество финик. портового города Тира описаны в Иез 27. Оживленную Т. вели арабы (Иов 6:19; Ис 21:13; 60:6), тем не менее по объему Т. они отставали от Тира и Сидона. Порты и прибрежные равнины, через к-рые проходили караванные пути, принадлежали финикийцам и филистимлянам, поэтому израильтяне не могли непосредственно торговать с соседними странами.
3) однако при Соломоне международная Т. стала процветать и в Израиле. Соломон овладел великими торг. путями, связывавшими Египет с Вавилоном и Дамаск - с побережьем Средиземного моря. Оживившаяся Т. обеспечивала ему значит. доходы (3Цар 10:14 и след.). Кр. того, Соломон занимался посредничеством в Т. лошадьми и колесницами (ст. 28 и след.). Из располож. на юге Ецион-Гавера царь установил торг. отношения с Офиром (3Цар 9:26-28). Но после смерти Соломона израил. внешняя Т. вновь пришла в упадок;
4) что касается внутр. Т., то она существовала в Израиле во все времена, однако была ограниченной как в ассортименте товаров, так и в объеме. Рынки обычно располагались у гор. ворот (4Цар 7:1; Неем 13:15 и след.; -> Продавать -> Право, правосудие). Если сначала Т. носила характер натурального товарообмена, то во времена правления Соломона, как полагают ученые, товары начинают обмениваться на -> деньги (Ам 8:5 и след.), хотя первые монеты относятся к перс. периоду. В Ам 8:5 и след. упоминается о Т. зерном, в Притч 7:19 и след. речь идет о торговой поездке.
II. Во время вавил. плена для многих иудеев Т. стала источником обогащения. В находящемся на севере вавил. городе Ниппуре в результате археол. раскопок были обнаружены сооружения, принадлежавшие большому торг. дому времен первых перс. царей. Надписи, сохранившие имена его владельцев, указывают на то, что это были евреи. В маккавейский период и во времена Ирода предпринимались попытки возродить морскую Т. через порты Яффы (Иоппии) и Кесарии. Т. занимались многие иудеи диаспоры (особенно после разрушения Иерусалима). Так народ земледельцев и скотоводов превратился в народ, занимающийся преимущ. Т.
III. НЗ содержит предостережения тем торговцам, для к-рых прибыль стала смыслом жизни (Иак 4:13); великий Вавилон изображен здесь как город, разбогатевший на Т. (Откр 18; особ. ст. 12 и след.,16). В 2Кор 2:17, отзываясь о недобросовестных проповедниках, Павел говорит, что они "разменивают слово Божие по-торгашески" (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Павлу во время его путе-шествий неоднократно приходилось следовать по маршрутам морских торг. путей Римской империи (Деян 13:4,13; 18:18; 21:1-3,7; 27; 28:11-13).
Торжище, рынок, базарная (городская) площадь
Торжище, рынок, базарная (городская) площадь, свободное пространство, площадь сначала у гор. -> ворот, а позднее в середине города (-> Город). Здесь шла торговля (Ис 23:3; Иез 27:12,13), здесь же производился суд (Деян 16:19) и велись беседы (Деян 17:17-28), а также взимались пошлины с торговцев и проезжих людей. На Т. происходили события обществ. жизни (Мк 12:38; Лк 11:43; Деян 17:17), здесь нанимались работники (Мф 20:3) и играли дети (Мф 11:16,17). Сюда приносили больных, чтобы Иисус их исцелил (Мк 6:56). (См. цвет. ил. 80.) (В Синод. пер. в ряде мест это понятие передано такими словами, как "улица", "открытое место", "народное собрание", и др. См. привед. в этой статье ссылки).
Тофел
Тофел ("известковый раствор для побелки"), место, к-рое во Втор 1:1 упоминается рядом с местностью, обознач. как "равнина против Суфа", т.е. против Аравы.
Тофет
Тофет. Это слово имеет в евр. языке два значения: "очаг" и "слюна", "мокрота". Место в -> долине сыновей Еннома, где израильтяне начиная с правления -> Манассии и до царствования -> Иосии приносили в жертву -> Молоху своих детей (4Цар 23:10; 2Пар 33:6; Иер 7:31,32; 19:5,6,11-14). Это происходило на -> высоте (Иер 7:31; 19:5), сооруж. для этой цели; более точных сведений о Т. нет.
Тоху
Тоху, левит из рода Каафа, сын Цуфа, предок Самуила (1Цар 1:1). В 1Пар 6:34 он назван Тоахом.
Трава
Трава. Евр. и греч. слова, к-рые на рус. язык переводятся обычно как "Т.", чаще обозначают полевые растения вообще. В Быт 1:11 растит. мир делится на "зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое". Зеленая Т., как и сено, служит кормом для домашних животных (Втор 11:15; 3Цар 18:5; Пс 103:14; 146:8 и след.). Иногда Т. растет на крышах домов (4Цар 19:26; Пс 128:6; Ис 37:27). Но в начале лета жаркий вост. ветер иссушает всякую зелень букв. за один день, поэтому засохшая Т. стала символом Божьего суда (Ис 42:15), бренности человеч. жизни (Пс 102:15,16; Ис 40:6-8; Мф 6:30) и земного богатства (Иак 1:10,11), а также олицетворением нечестивых безбожников (Пс 36:2). Следствием грехопадения стало то, что Бог приговорил человека "питаться полевою травою" (Быт 3:18). -> Зелень, зеленеть, цвести.
Трапеза
I. В Лк 14:12 говорится о полуденной и вечерней Т. (в Синод. пер. - "обед" и "ужин"). Нельзя с уверенностью определить, в какое время в Израиле совершалась главная Т.: возм., это происходило в разное время суток. Многие полагают, что, как правило, она приурочивалась к вечеру, завершая дневные труды (см. Лк 17:7; 3Цар 17:6). Первоначально вкушающие пищу восседали на циновках. Позднее вошло в обычай возлежать возле стола на обложенных подушками скамьях (Есф 1:7; Иез 23:41; Ин 21:20). Обычно на столе стояло общее блюдо, в к-рое обмакивали хлеб (Мф 26:23). Перед трапезой мыли руки (Мф 15:2). О том, что перед трапезой молились, видно из различных мест Свящ. Писания (1Цар 9:13; Мф 14:19; 15:36; 26:26; Деян 27:35). Благодарств. молитва после трапезы предписана во Втор 8:10.
II. Приходящих на пиршество гостей приветствовали поцелуем (Лк 7:45). Им приносили воду, чтобы они (или им) омыли руки и ноги (Быт 18:4; 19:2; Лк 7:44; Ин 2:6), иногда их также умащивали благовониями (Ин 12:3). Самый знатный гость занимал почетное место (1Цар 9:22); об этом особенно заботились жадные до почестей фарисеи, за что Иисус и порицал их (Лк 14:7-11). В знак почтения гостю могла быть подана большая, чем обычно, порция (1Цар 9:24). Когда пиршества устраивались во дворе дома, особый блеск празднеству придавали музыка (Ис 5:12), пение (2Цар 19:35), танцы (Мф 14:6; Лк 15:25) и шутки (Суд 14:12). Во время больших праздников состоят. хозяева, очевидно, препоручали руководство застольем особому распорядителю пира (см. Ин 2:8).
III. Как патриархи, так и израильтяне до их поселения в Палестине питались гл. образом -> хлебом и продуктами животноводства (Быт 18:6-8; Суд 5:25), традиционной пищей кочевников. Переход к оседлой жизни в Палестине позволил разнообразить питание за счет овощей и фруктов, к-рые давали сады, огороды и виноградники. Это была чечевица, огурцы, бобы (2Цар 17:28), гранаты, смоквы, маслины, сладкие и сухие вина (Чис 13:24; 20:5; Мф 7:16). Кр. того, израильтяне употребляли в пищу рыбу, птицу, яйца, дикий мед, а также нек-рые виды саранчи (акриды) (1Цар 9:23,24; Неем 13:16; Мф 4:18; Мк 1:6; Лк 11:12). Наряду со скромной трапезой, состоявшей из хлеба и чечевицы (Быт 25:34) или хлеба и вина (Быт 14:18), в ВЗ упоминается трапеза из большего числа блюд на столах богачей, причем здесь важное место занимают мясные блюда (3Цар 4:22,23; Неем 5:18). -> Еда, пища, есть, вкушать -> Напиток; см. также статьи, относящиеся к упомянутым здесь названиям продуктов.
IV. Т. в значении "общий стол", вокруг к-ро-го семья собиралась вместе, осознавая свою общность (Пс 127:3). Приготовить к.-л. Т. означало принять его в сообщество, взять под свое покровит-во (Пс 22:5). -> Богослужение (III,3). "Трапеза Господня" в Мал 1:7,12 означает -> жертвенник; по поводу текста 1Кор 10:21 -> Вечеря Господня.
Трахонитская область
Трахонитская область, область на вост. берегу р. Иордан (Лк 3:1; ср. -> Итурея), сев.-зап. гор Аврана. В этой местности преобладают вулканич. породы. Антич. географ Страбон описывает Т.О. "как два трахона (греч. "неровные, скалистые области"), располож. позади Дамаска". Юж. этой местности находились Ватанея и Авран (-> Васан).
Трезвый
Трезвый. В НЗ выражение "быть трезвым" употребляется в значении: вести приличествующий христианину образ жизни (1Тим 3:2,11; Тит 2:2 - в Синод. пер. - "бдительный"), к-рый позволяет четко определиться в суждениях и противостоять греховному влиянию этого мира. "Трезвый" христианин руководствуется исключит. Божьей волей и Божьим откровением, он познаёт истину и освобождается "от сети диавола" (2Тим 2:26). Он не грешит (1Кор 15:34), а бодрствует (1Пет 5:8) и молится (1Пет 4:7), полностью уповая на благодать, явленную в Иисусе Христе (1Пет 1:13). Будучи исполненным веры, любви и надежды (1Фес 5:6,8), он готов переносить страдания и скорби (2Тим 4:5).
Третья и Четвертая книги Царств
Третья и Четвертая книги Царств -> Книги Царств, Третья и Четвертая.
Третья Эгла (Егла)
Третья Эгла (Егла) [евр. Эглат-Шелишия]. Предположит., это третий город с названием "Эгла" (Ис 15:5; Иер 48:34). Местонахождение Т.Э. неизвестно, хотя, по-видимому, ее следует искать в Моаве.
Три
Три -> Число.
Три гостиницы
Три гостиницы - название местечка на Аппиевой дороге, прим. в 48 км юго-вост. Рима (Деян 28:15). Христиане из столицы дошли до этого места, встречая Павла.
Триединство
Триединство -> Бог (IV).
Трифена
Трифена ("избалованная", "изнеженная"), христианка, к-рую Павел просит приветствовать в Риме (Рим 16:12). -> Трифоса.
Трифоса
Трифоса ("избалованная", "изнеженная"), христианка, к-рую Павел просит приветствовать в Риме (Рим 16:12). Возм., Т. и -> Трифена были сестрами. Такие имена часто носили рабыни.
Троада
Троада, порт. город на побережье Мисии, в сев.-зап. части Малой Азии, совр. Эскистамбул. Судоходное сообщение связывало Т. с Неаполем и Филиппами (Деян 16:11). Здесь Павлу было видение, в к-ром он был призван идти в Македонию (ст. 8-10). Апостол неоднокр. бывал в Т. во время своих миссионерских путешествий (Деян 20:5-12; 2Кор 2:12; 2Тим 4:13).
Тропа (стезя)
Тропа (стезя) -> Путь.
Тростник (трость, камыш)
I. Самые распростран. виды Т. в Палестине и Египте:
1) часто встречающийся в Европе Т. обыкнов. (Phragmites communis), достигающий выс. до 4 м и произрастающий в водоемах со стоячей водой и на заболоч. почвах;
2) кипрский Т. (Arundo donax), достигающий пятиметровой выс. Его стебли с многочисл. узлами тяжелее и прочнее, чем у обыкнов. Т.
II. Различные евр. слова, обознач. Т. или камыш, трудно однозначно отнести к тому или иному виду этих растений. Евр. слово канэ может обозначать кипрский Т. (3Цар 14:15; 4Цар 18:21; Пс 67:31; Ис 19:6; 35:7; Иез 29:6,7), но вместе с тем - как и греч. каламос в Септуагинте и НЗ - это слово в широком смысле обозначает полую трубку (Исх 25:32 и след.; 37:17 и след., в Синод. пер. - "ветви"), сустав (Иов 31:22, в Синод. пер. - "локоть"), измерит. трость (Иез 40:3,5) и производную от нее меру длины - трость (Иез 40:5-8 и проч.). В Песн 4:14 (в Синод. пер. - "аир"); Ис 43:24; Иез 27:19 (канэ); Исх 30:23 (каеэ бесэм); Иер 6:20 (канэ хаттов) различными словами обозначен сорт Т., из к-рого добывали благовонное эфирное масло (в Синод. пер. - "благовонная трость" или "благовонный тростник"). Евр. слово суф (Исх 2:3б; Ис 19:6; Иона 2:6 - в Синод. пер. - "морская трава") наряду с Т. обозначает и другие родств. ему растения. Ям суф (Исх 10:19 и др.) - это "Тростниковое море" (в Синод. пер. - Чермное море). Евр. агмон (Иов 40:21, в Синод. пер. - "кольцо"; Ис 9:14; 19:15 - в Синод. пер. - "трость") лучше всего было бы перевести как "камышовый, или тростниковый, стебель", а слово аху (Быт 41:2; Иов 8:11 - в Синод. пер. - "камыш") как "осока". Наконец, значение евр. слова гомэ (Исх 2:3а; Иов 8:11; Ис 18:2; 35:7 - в Синод. пер. - "камыш") можно определить более или менее точно. Под этим словом, скорее всего, подра-зумевается папирус (Cyperus papyrus), из к-рого в древности изготавливали материал для письма. Из его прочных стеблей в Египте также делали легкие, быстрые лодки, к-рые упоминаются в Ис 18:2 и (обознач. другим евр. словом) в Иов 9:26;
III. В 4Цар 18:21; Ис 36:6; Иез 29:6 надломл. трость символизирует сломл. власть Египта, к-рая ранит того, кто на нее опирается; а трость, колеблемая ветром, в Мф 11:7 и Лк 7:24 - недостаток внутр. твердости человека. Люди, истязавшие Иисуса, в насмешку дали Ему в руки трость в качестве цар. скипетра (Мф 27:29; Мк 15:19).
Тростник благовонный (аир)
Тростник благовонный (аир). Одно из значений евр. слова канэ - "стебель, камышовая трость" (см., напр., Исх 25:31 и след.; Ис 36:6). В Исх 30:23; Песн 4:14; Иез 27:19 и Иер 6:20 это слово обозначает разновидность тростника, к-рый, очевидно, не произрастал в Палестине, но весьма ценился за свои ароматич. свойства и поэтому завозился "из дальней страны" (Иер 6:20). Т.Б. применяли при изготовлении свящ. -> елея для помазания. Вероятно, речь идет не об аире обыкно-венном (Acorus Calamus), а о разновидности тростника (Cymbopogon Nardus), распространенной во влажных болотистых местах на зап. побережье Индии. Этот прибыльный товар финикийцы доставляли из Индии в Аравию и далее - в Тир (Иез 27:19). Т.Б. и поныне используется при изготовлении благовонных масел. -> Тростник.
Трость (для письма)
Трость (для письма) -> Письмо.
Трофим
Трофим ("вскормленный", "выращенный"), христианин из Эфеса, обращ. из язычников. Т. сопровождал Павла в Иерусалим (Деян 20:4). Поскольку иудеи видели Т. в городе вместе с апостолом, то они обвинили Павла в том, что он ввел Т. в храм (Деян 21:29), и это послужило поводом для ареста апостола. Позднее Т. вновь сопровождал Павла в путешествиях; в 2Тим 4:20 апостол сожалеет, что ему пришлось оставить Т. больным в Милете.
Труба
Труба -> Музыкальные иструменты.
Труд (работа)
I. ДЕЯНИЯ БОЖЬИ
Библия говорит нам, что небеса, земля и все живое созданы Богом. Его творчество [евр. глагол бара, "творить", упот-ребляется только в отношении дел Божьих] стоит в начале всех дел. Это предпосылка всякого действия. Завершив -> сотворение мира, Бог "почил ... от всех дел Своих" (Быт 1;2). Жизнь человека как существа, созданного по образу Божьему, тоже должна подчиняться ритму Т. и отдыха. Только вследствие проникновения греха в жизнь человека (ср. Быт 3:16 и след.) Т. принимает характер утомит. усилий, бремени, борьбы, смертельной опасности. Но деяния Божьи не завершились сотворением мира: Господь хранит все созданное Им и управляет миром, действуя во благо всему сущему и заботясь о спасении падшего человека. Этим была заполнена земная жизнь Иисуса (Ин 4:34; 5:17,36). Он и теперь призывает, собирает и освящает Свою Церковь, ведет ее к победе над силами тьмы (Еф 6:12) и к полному спасению (Ис 40:11; Евр 4:1-11).
II. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
Из различных употребляемых в Библии слов, означающих "создавать", "делать", слово авад в ВЗ, а в НЗ слово эргадзестай, наиб. близки по смыслу рус. словам "работать", "трудиться":
1) Господь даровал человеку тело и дух, чтобы тот использовал их как некое ценное имущество (Лк 19:11-27). В этом человеку предстоит дать отчет, т.к. он несет ответственность за реализацию своего дарования. Т. должен быть направлен на пользу ближнему и на прославление Бога. Поскольку заповедь трудиться дана человеку Богом, то можно говорить о достоинстве Т. Это достоинство подчеркивается еще и тем, что человек в своей созидат. деятельности особенно отчетливо воплощает образ творящего Бога. Т. сущест-вовал еще до грехопадения. Бог поместил первых людей в Эдемском саду, чтобы те возделывали и хранили его (Быт 2:15). Поэтому Т. с самого начала находился под Божьим благословением;
2) сам по себе Т. не является бременем. Он становится обременительным только в результате грехопадения. Не работа является проклятием, но бесплодная работа (терние и волчцы!) - это следствие проклятия за грех Адама, причем проклят был не сам Т. (и не Адам), а земля (Быт 3:17). Никому не дано избежать трудностей, обусловленных тем, что Т. имеет двойств. природу - благословение и проклятие;
3) сказанное приводит христианина к выводу о положит. отношении к Т. и об отрицат. - к бездеятельности. Об этом многократно напоминает не только мудрец из Книги Притчей (прежде всего Притч 6:6-8), но и Библия в целом, прежде всего НЗ (1Фес 4:10 и след.; 2Фес 3:10 и след.). -> Воздать;
4) библ. учение о Т. не допускает:
а) недооценки значения Т. (Лк 10:7; 1Тим 5:18), что было свойственно прежде всего античности, где Т. считался занятием недостойным свободного или высокопостав. человека, или, по крайней мере, отрицался Т., "направленный на достижение предметнопрактической цели" (Tielicke. Theol. Ethik II,1; S. 398);
б) переоценки значения Т., в результате чего Т. превращается в отделенную от Бога и обращенную к греху силу, к-рая затем занимает место Самого Бога (Еккл 2:4-11,20-23; ср. идеализацию Т. в материализме);
в) представлений, свойственных ложно-христ., интровертированной этике, ориентированной искл. на небесное и духовное и не принимающей во внимание социальные проблемы. Но в XX в. в устранении, напр. безработицы, как и в изменении порочных систем занятости, в правильной организации досуга, в целесообразной с экономич. и человеч. т.зр. продолжительности рабочей недели - во всем этом должна быть заинтересована также, и даже в особой степени, подлинно христ. этика.
Труд, трудность, тягость, забота
Труд, трудность, тягость, забота [евр. амаль, йагиа, инъян]. В ВЗ эти понятия тесно связаны с земным путем человека (см. Пс 89:10; в Синод. пер. этим словам соответствуют также "истощение", "горе", "обида" и др.; ср. Иов 3:17; 11:16; 20:22). Трудящемуся человеку свойственно постоянно ставить перед собой цели в жизни, однако путь к каждой цели затруднен превратностями бытия. Но тяжелее всего то, что все Т. человека в итоге - "суета сует" и "томление духа" (Еккл 1:3,8; 2:11; 4:8). Понятия "труд" и "забота" охватывают многое из того, что происходит с человеком "под солнцем" (Еккл 2:22; 3:10). Здесь действует та же причина, что и при других человеч. -> страданиях; Притч 22:8 (в Синод. пер. - "беда"; Еккл 2:26). Именно потому, что в Библии путь человека всегда рассматривается в связи с волей и заповедями Божьими, в ней так реалистично отражены тяготы земной жизни. В НЗ эти понятия приобретают новый смысл. Наиболее часто они встречаются в посланиях ап. Павла, нередко выступая на первый план, когда он описывает свою жизнь, посвящ. проповеди Евангелия (соотв. греч. слово копос в 2Кор 11:23 передано в Синод. пер. как "труды"). Цель этого, сопряженного с большими тяготами, служения - "представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол 1:28,29). Если этого удастся достичь, то Т. апостольского служения окажется не тщетным и удостоится похвалы в день Христов (Флп 2:16). Однако служение до самого конца остается исполненным трудностей и тягот, поскольку осуществляется оно в мире греха и смерти, проходит во внутр. и внешней борьбе (2Кор 7:5). Но ему содействует сила Христа (Кол 1:29), и поэтому, вопреки всем препятствиям, оно достигает цели (Флп 1:6).
Труп
I. Тело умершего человека хоронили в семейной гробнице (Быт 49:29-31; Суд 16:31; 2Цар 2:32); перспектива быть похороненным не рядом с предками воспринималась как огромное горе (3Цар 13:22). Считалось недопустимым оставлять непогребенными тела убитых или казненных, чтобы они были предоставлены "зною дневному" и "холоду ночному" (Иер 36:30) или доставались на растерзание хищникам (3Цар 14:11; 16:4). Наложница Саула Рицпа отдала своим казненным сыновьям последнюю дань любви, благодаря чему их Т. были пристойно похоронены (2Цар 21:10-14). Бог предупреждал израильтян, что в случае их отпадения от Него Он отдаст их Т. на съедение зверям и птицам (Втор 28:26). Позднее эта угроза была повторена через пророка (Иер 7:33; 16:4; 19:7), и это наказание обрушилось на народ после завоевания Иерусалима Навуходоносором (Пс 78:2,3).
II. Согл. Втор 21:23, тело повешенного не должно было оставаться на дереве на ночь. Поэтому иудеи позаботились о том, чтобы после распятия Иисуса тело казненного было снято с креста до наступления праздника (Ин 19:31).
III. В Лев 26:30; Иез 6:4,5 звучит угроза бросить Т. идолопоклонников на обломки идолов и посвящ. им жертвенников. Царь Иосия исполнил эту угрозу, когда разрушил израил. капища (4Цар 23:15-20). -> Погребение -> Гробница -> Мертвечина.
Тувалкаин
Тувалкаин, сын -> Ламеха (из рода Каина) и его жены Циллы. Согл. Быт 4:22, он был "ковачём всех орудий из меди и железа", т.е. основоположником кузнечного ремесла.
Тук, жир
Тук, жир. Израильтянам, наряду с кровью, запрещалось употреблять в пищу Т. - жир с внутренностей животных, а также жирный овечий хвост (Лев 3:14 и след.; 7:23 и след.). Т. чистых животных сжигался в качестве -> жертвы Богу (Исх 29:13,22; Лев 3:3 и след.; 4:8 и след.), а Т. нечистых животных мог употребляться только для хоз. целей. Еще Авель приносил в жертву Богу жир "от первородных стада своего" (Быт 4:4). Позднее в указаниях о заклании животных говорится только о запрете употреблять в пищу их кровь, но не жир (Втор 12:15 и след.,20-24). -> Пищевые запреты. В переносном значении Т. означал самое лучшее и ценное в ч.-л. (Быт 45:18; ср. Ис 25:6; 55:2; Иер 31:14; Иез 34:3).
Тутовое дерево
Тутовое дерево, возм., другое название для -> смоковницы или -> мастикового дерева (-> Бальзам).
Тушканчик (мышь горная)
Тушканчик (мышь горная). Т., или горной мышью, в Синод. пер. назван, видимо, даман, или жирян [Procavia syriaca; евр. шафан]. Даманы - млекопитающие животные. По внешнему виду и строению зубов напоминают грызунов. Длина тела - 30-60 см, хвоста - 1-3 см. Туловище толстое, голова большая, шея толстая; конечности стопоходячие, относит. короткие. На передних лапах по 4, на задних - по 3 пальца с плоскими ногтями. Живут колониями, иногда довольно крупными, в горных, скалистых районах (Пс 103:18 - в Синод. пер. - "заяц"; Притч 30:26 - в Синод. пер. - "горные мыши"). Встречается в Передней Азии и в Африке. В Израиле живут в скалах вдоль долины р. Иордан и в горах вокруг Геннисаретского озера, а также на юге Палестины. Израильтяне считали дамана нечистым животным (Лев 11:5; Втор 14:7 - в Синод. пер. - "тушканчик").
Тьма
I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) Т., как и свет, - творение Бога, установившего смену дня и ночи (Быт 1:2 и след.; Иов 26:10; Пс 103:20). Поскольку Т. принадлежит к земным творениям, она столь же хороша, как и свет (Быт 1:31). До тех пор пока существуют земля, день и ночь, свет и Т. не прекратятся (Быт 8:22). Но нынешний мир не будет существовать вечно, со временем он уступит место "новому небу и новой земле" (Откр 21:1), и тогда исчезнут также земные день и ночь (ст. 25), а вместе с ними - солнце и луна. Новую, преображ. землю будут освещать слава Божья и Агнец (Откр 22:5);
2) ночь и Т. в ВЗ часто олицетворяют страх и беду (Иов 3:4 и след.; 20:26; Пс 34:6; 106:10; 111:4; Ис 5:30; 8:22; 58:10; Иер 13:16; Плач 3:2; Мих 7:8); Сам Бог может в наказание превращать свет в Т. (Ис 45:7).
II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) в пе-реносном значении Т. в Библии олицетворяет силы, враждебные Богу, Который в силу Своей святости и совершенства является Светом (1Ин 1:5). Т. служит символом мира язычников, не знающих Господа и не верующих в Него (Ис 9:2; 60:2; Лк 1:79). Поэтому обращение к живой вере заключается в озарении Божеств. светом (2Кор 4:6), в переходе из Т. в свет Господа (Еф 5:8), в призвании из Т. к свету (1Пет 2:9). Кто следует за Христом, светом мира, тот не будет блуждать во Т. (Ин 8:12); кто верует в Него, тот не останется во Т. (Ин 12:46);
2) Т. - это мир греха и безбожия (Ис 5:20; Мф 6:23; Лк 11:35 и след.; Ин 1:5; 3:20; Рим 2:19; 2Кор 6:14; Еф 5:8; 1Фес 5:4; 1Ин 1:6; 2:8). Поэтому грехи - это "дела тьмы" (Рим 13:12; Еф 6:12). В мире греха властвует сатана, а "духи злобы" представляют "власть тьмы" (Лк 22:53; Деян 26:18; Еф 6:12; Кол 1:13). Христианин же, будучи сыном света, не принадлежит Т. (1Фес 5:4 и след.);
3) сатана стремится увлечь человека в мир Т. и удержать его там. Он пытается ввести человека в заблуждение и отвратить его от Бога (Быт 3:5). Если сатане это удается, то человеч. разум затмевается и притупляется восприятие, и весь человек с его разумом, душой и телом становится темным (Мф 6:23);
4) Т. - это еще и место мук и страданий для людей, покинувших царство света, "тьма внешняя" (Мф 8:12; 22:13; 25:30);
5) Т. во время распятия (Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44; ср. Ам 8:9) была знамением того, что Иисус, покинутый всеми, страдал на кресте во искупление земного греха;
6) о египетской Т. -> Казни египетские.
Тщеславие
Тщеславие -> Гордость, тщеславие, надменность.
Тысяча
Тысяча -> Число.
Тысячелетнее царство
I. Под Т.Ц. подразумевается та эпоха в Священной и мировой истории, к-рая предшествует последнему великому Суду. Об этом вполне определенно говорится только в Откр 20:4-6; близкие по смыслу идеи высказываются и в 1Кор 15:23-28, но само понятие Т.Ц. здесь отсутствует. Указ. сообщение в книге Откровения относится к грандиозному видению -> Второго пришествия Иисуса (Откр 19:11 - 20:15). Победивший Иисус, "Господь господствующих" (Откр 19:16), теперь одолевает "зверя", "лжепророка" и их воинства, т.е. восстающие против Него мировые царства и религии; зверь и лжепророк ввергнуты Им в огненное озеро, а их приверженцы убиты (ст. 17-21). Однако источник зла, сатана, еще не уничтожен, а только скован и на нек-рое время (Откр 20:1-3) изолирован от мира. С этого момента начинается эпоха, когда у сатаны отнята всякая возможность воздействовать на людей и над миром властвует Иисус Христос. Вместе с Ним участие в управлении миром - в качестве судей, властителей и священников - принимают и воскрешенные Иисусом мученики, умерщвл. за Слово Божье и за свидет-во об Иисусе (ст. 4-6). Это первое воскресение касается только их, а не всех умерших к этому времени людей (-> Воскресение, III,В,1 и 2). Продолжит-сть этой эпохи, как сказано в Откровении, составляет тысячу лет (ст. 4,6). После этого сатана вновь будет освобожден (ст. 7) и выйдет "соблазнять народы земли" на последнее, отчаянное восстание против Господа (ст. 8,9); но огонь с неба уничтожит их всех, и тогда в огненное озеро будет ввержен и сатана (ст. 10). После этого приходит срок второго, всеобщего воскресения для последнего, окончат. Суда, к-рым завершается эта мировая эпоха (ст. 11-15) и за к-рым следует сотворение нового неба и новой земли (Откр 21:1 и след.). Для изображаемой в Откровении картины Т.Ц., как и для высказываний в 1Кор 15:23 и след., характерна сдержанность. Здесь не раскрываются подробности, к-рые будут иметь место в будущем, а также отсутствует изображение этого времени в духе "золотого века". Данный фрагмент Откровения лишь сообщает, что за эту тысячу лет Иисус установит новый порядок, к-рому будут подчинены все жители земли; но последующее за ним последнее возмущение людей показывает, что эти новые внешние установления не отождествляются с коренным внутр. обновлением всех людей. При этом слова "тысяча лет" нельзя принимать как указание точного календарного периода; согл. Пс 89:4 и 2Пет 3:8, Т.Ц. следует понимать как очень долгий, законч. временной отрезок, сравнимый с "днём" творения. Эту тысячу лет надо рассматривать как исполнение ветхозаветного пророчества (ср., напр., Ис 2:1 и след.; 11; 60-66; Мих 4:1-7; 7,11-20). На протяжении огранич. времени жизнь на земле будет опре-деляться тем фактом, что верховная власть будет принадлежать Иисусу, а силы зла будут скованы и бессильны. При этом Иисус особо восславит тех, кто отдал жизнь, следуя за Ним; здесь исполнится то, что обещано в Откр 1:6; 3:21; 6:9-11. Но в Т.Ц. конечная Божья цель еще не достигнута, ибо сама земля, на к-рой установлено это царство, предназначена к гибели (Мф 24:35; 2Пет 3:10,13), к тому же власть Иисуса распространяется и на тех людей, к-рые внутренне еще не обновились и потому при освобождении сатаны станут жертвами его иск-ва обольщения. Сама по себе жизнь в Т.Ц. не может спасти человека для вечности, если этот человек не возрожден духовно.
II. Учение о Т.Ц. имело в истории христианства самые разные последствия. В древних христ. общинах и в ранней Церкви оно было живо, и в результате гонений вера в него постоянно получала новые импульсы. Христиане шли на смерть с ожиданием, что, воскреснув, они как мученики воссядут на престол в Т.Ц. Но когда со времен Константина (с 313 г. по Р.Х.) христ. вера превратилась в гос. религию, эта надежда стала меркнуть, пока в конечном итоге не был объявлен еретиком каждый ее приверженец. Христианство начало относить это библ. понятие к текущему периоду, и рассматривать Т.Ц. как уже насту-пившую эпоху церк. и Свящ. истории. Поэтому надежду на будущее Т.Ц. церковные власти воспринимали как выступление против доктрины, утверждавшей, что оно уже существует в настоящем. Но всякий раз во времена войн и бедствий знания о Т.Ц. оживали и давали людям утешение и надежду. Большая осторожность евангелич. церквей в подходе к этому вопросу связана с тем, что в течение столетий идея Т.Ц многокр. использовалась учителями, чьи взгляды были весьма далеки от подлинно библ. Иногда эта идея даже полностью вытесняла ожидание последнего Суда и окончат. обновления, к-рые соотв. являются целью всей истории. Картина золотого века, в к-рой Христос не обязательно занимает центр. место, а главное внимание уделяется исполнению мирских надежд на лучшие условия жизни, осуществления к-рых люди не видят в настоящем, представляет собой фальсификацию Свящ. Писания. К явным заблуждениям относятся и постоянно повторяющиеся попытки установить срок наступления Т.Ц. Как показывает опыт, одностор. концентрация на ожиданиях, связ. с ближайшим будущим, ведет к агрессивности, фанатизму и надменности. Они являются следствием отступления от присущей Библии трезвой взвешенности.
Тысяченачальник
Тысяченачальник -> Начальник, вождь (II,1).
Тяжкий.
Тяжкий. Слово "Т." используется в Синод. пер. Библии, как правило, для обозначения тяжелого физич. труда (Исх 2:11), а также когда речь идет о непомерных тяготах (пода-тях, дани, личных затруднениях, наказаниях, см. 3Цар 12:14; Флп 2:26; Ис 47:6). Слово "Т." используется, кр. того, для характеристики человеч. греха (2Цар 24:10; Плач 1:8).