Хабайя (Ховаия)
Хабайя (Ховаия) [евр. Хавайа, "Яхве сокрыл" (т.е. уберег)"], священник, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем, но не смогли доказать своей принадлежности к священству и поэтому были исключены из него (Езд 2:61-63; Неем 7:63 и след.).
Хаббон
Хаббон, город в уделе Иуды (Нав 15:40), возм., это совр. Хебра, где сохранились древние развалины; находится в 4 км вост. Телль-эд-Дувейра (Лахиша).
Хавила
Хавила (возм., от евр. "песок" или "круг"):
1) земля вблизи Едема, где протекала река Фисон. Здесь добывали золото, "бдолах и камень оникс" (Быт 2:11 и след.). Местонахождение Х. точно установить невозможно;
2) область, к-рая упоминается в выражении "от Хавилы до Сура"; она была населена измаильтянами (Быт 25:18) и амаликитянами (1Цар 15:7) и поэтому, вероятно, находилась где-то между Синаем и сев.-зап. Аравией;
3) потомок -> Хама по линии -> Хуша (Быт 10:7; 1Пар 1:9);
4) потомок -> Сима по линии -> Иоктана, -> Евера, -> Салы и -> Арфаксада (Быт 10:29; 1Пар 1:23).
Хавор
Хавор [ассир. Хабар], ныне Хабур, приток Евфрата в местности -> Гозан (в Синод. пер. Х. ошибочно назван насел. пунктом, а Гозан - рекой; 4Цар 17:6). Здесь были поселены пленные израильтяне.
Хагаб
Хагаб -> Саранча (IV).
Хагаба
Хагаба -> Хагава.
Хагав
Хагав ("саранча"), храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого вернулись на родину из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:46).
Хагава (Хагаба)
Хагава (Хагаба) ("саранча"), храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого вернулись на родину из вавил. плена вместе с Зо-ровавелем (Езд 2:45; Неем 7:48).
Хагги (Хаггий)
Хагги (Хаггий) ("рожденный в праздник"), сын Гада (Быт 46:16), праотец одного из родов колена Гадова (Чис 26:15).
Хаггий
Хаггий -> Хагги.
Хаггия
Хаггия ("праздник Господа"), левит из рода Мерари (1Пар 6:30).
1) западносемит. бог грома. Его имя часто становилось составной частью личных имен (напр., Бен-Хадад - библ. Венадад, Хадад-Езер - библ. Адраазар). Ассирийцы отождествляли Х. со своим богом Риммоном, "громовержцем" (ср. 4Цар 5:18). Свящ. животным Х. был бык, а его знаком - топор;
2) царь Едома, сын Бедада (Быт 36:35; 1Пар 1:46);
3) другой царь Едома (1Пар 1:50), к-рый назван также Гадаром (Быт 36:39). Возм., это произошло в результате ошибки переписчика;
4) сын царя Едома, противник Соломона, искавший защиты от Иоава в Египте (3Цар 11:14-25);
5) сын Измаила (Быт 25:15; 1Пар 1:30).
Хадаша
Хадаша ["новый (город)"], город в уделе Иуды в Шефеле (Нав 15:37). Возм., это совр. Хатта, располож. в 17 км вост. Ашкелона, но более вероятно, что речь идет о Хирбет-эль-Джудейде, что находится в 4,5 км юго-зап. Гата (араб. Арак-эль-Менжие; в Синод. пер. - Геф).
Хадид
Хадид (от евр. "быть агрессивным", "колким"), город вблизи Лидды и Она (Езд 2:33; Неем 11:34 и след.). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Адифа (она же Х.) располагалась в 6 км сев.-вост. Лидды на круто поднимающемся холме, где ныне находится селение Эль-Хадите. Х. существовал еще во времена фараонов Тутмоса III и -> Сусакима (3Цар 11:40), или Шешонка, к-рые упоминают его в списке поверженных городов.
Хадлай
Хадлай (возм., от араб. "толстый" или "приземистый"), отец ефремлянина Амасы, жившего во времена Факея (2Пар 28:12).
Хадрах
Хадрах, область, упомянутая в Зах 9:1 и след. наряду с Дамаском и Емафом (Хаматом). Как название города Х. упоминается также в надписи, посвящ. победе Закира, царя Хамата, к-рый находился в Х. во время его осады царем Дамаска Венададом, сыном Азаила, и десятью его союзниками. "И здесь воздел я свои руки к Беелшемину (Господину неба), и он ответил мне и сказал мне через провидца: не бойся, ибо я сделал тебя царем и я остаюсь с тобой и спасу тебя от всех этих царей, которые насыпали укрепления против тебя". Ассир. тексты также содержат упоминание об этом городе, называя его "Хатарикка". Вероятно, Х. был расположен вблизи Хамата, на р. Оронт.
Хазва
Хазва [евр. Козви, "обманчивая"], дочь мадианитянского князя Цура, к-рую привел в израил. стан Зимри, израильтянин из колена Симеона. Оба они были убиты Финеесом (Чис 25:6-8,14,15,18).
Хазиил
Хазиил [евр. Хазиэл, кр. ф-ма от "да увидит Бог (бедствие, чтобы оказать помощь)"], левит, потомок Гирсона, сын Шимея (1Пар 23:9).
Хазо
Хазо, сын Нахора и Милки (Быт 22:22). Его потомки предположит. жили в Хацу, селении в области Авран, упоминаемом в надписи ас-сир. царя Асархаддона.
Хакуфа
Хакуфа (от араб. "согнутый"), храмовый служитель (нефиней), чьи потомки вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:51; Неем 7:53).
Халак
Халак -> Палестина (I,2);
Халах
Халах, местность в Ассирии, вероятно, Халахху, располож. сев.-вост. Ниневии; место ссылки израильтян, живших на вост. берегу Иордана (1Пар 5:26) и в Северном царстве (4Цар 17:6; 18:11).
Халван
Халван. Евр. слово хелбена, встречается только в Исх 30:34. Оно обозначает одну из составных частей благовония. Х. - это застывший, похожий на резину млечный сок, к-рый добывали, надрезая корни различных видов ферулы (Umbelliferae), растения семейства зонтичных. Эти травянистые растения, достигающие в высоту 2 м, произрастают преимущ. в Сирии, Иране и Афганистане. При сжигании Х. издает достаточно резкий и одновременно приятный запах (см. Сир 24:18). В древности Х. использовался также как приправа к пище и как лекарств. растение.
Халдеи
Халдеи [евр. касдим; вавил. калду; греч. халдайой], арам. полукочевое племя, упомянутое в Иов 1:17. Х. поселились на юге Вавилонии, восприняли вавил. цивилизацию, заложив основу Нововавилонского, или Халдейского, царства (4Цар 25:4; 2Пар 36:17; Ис 13:19; Иер 21:4 и др.). В Дан 2:2,4,10; 4:4 слово "Х." упот-ребляется также как обозначение определ. разряда вавил. жрецов, занимавшихся толкованием снов и астрологией (-> Вавилон -> Вавилония -> Сирийцы, Сирия).
Халдея
Халдея, страна халдеев, одна из наиб. известных земель на побережье Персидского залива. Здесь находился город Ур Халдейский (Быт 11:28). Со временем слово "Х." стала служить обозначением для всей Вавилонии (Иез 23:16), это название закрепилось во время правления последней вавил. династии (626-539 гг. до Р.Х.). На тер. Ура Халдейского, в Телль-аль-Мукайяре, в 40-х гг. XX в. археол. экспедицией под рук. Л.Вулли были произведены раскопки, давшие богатый науч. материал (см.: Леонард Вулли. Ур халдеев (рус. пер.). М., 1961).
Халев
Халев [евр. Калев, "кусающийся", "защищающийся" или "собака"]:
1) израильтянин из колена Иуды, сын Есрома, брат Иерахмеила (1Пар 2:18-20,42-50). От Ефрафы, на к-рой Х. женился после смерти своей первой жены Азувы, у него остался сын Хур (в Синод. пер. чаще - Ор), соратник Аарона. Правнук Х. Веселиил участвовал в изготовлении скинии (Исх 31:2). См. -> Ефрафа (2);
2) сын Иефоннии, из колена Иуды (Чис 13:7), принадлежал к 12 израильтянам, к-рых Моисей послал соглядатаями в Ханаан. После возвращения соглядатаи рассказали, что Ханаанская земля чрезвычайно плодородна. Однако десять из них стали запугивать израильтян, утверждая, что "народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие" (ст. 28,29). Иисус Навин и Х., пытаясь вселить в израильтян мужество, предложили им немедленно двинуться на Ханаан и, уповая на Господа, завладеть им (ст. 31). Это едва не стоило им жизни (Чис 14:6,10). В награду Х. получил Божье обетование о том, что ему будет позволено войти в землю Ханаанскую (ст. 24,30; 32:12; Втор 1:36). Это обетование исполнилось: Господь пощадил Х. и Иисуса Навина, тогда как остальные десять соглядатаев погибли, пораженные болезнью (Чис 14:38). Оба были еще живы во время второго исчисления народа в конце сорокалетнего -> странствования в пустыне (Чис 26:65). Х. был назначен представителем колена Иуды при распределении уделов в Ханаане (Чис 34:19). Когда делили землю, ему было 85 лет. Х. попросил себе во владение Хеврон, и Иисус Навин удовлетворил его просьбу (Нав 14:6-15; 1Пар 6:56). Х. изгнал из Хеврона "сынов Енаковых" (Нав 15:13 и след.; Суд 1:20). Он пообещал отдать свою дочь Ахсу в жены тому, кто завоюет Давир (ранее называвшийся Кириаф-Сефер). Его племянник Гофониил завоевал город и получил в жены Ахсу, к-рая выпросила у отца в приданое часть земли с источниками (Нав 15:16-19; Суд 1:12-15). В 1Цар 30:14 говорится также о "полуденной части", т.е. южном уделе Х. Одним из потомков Х. был Навал, к-рый пас свои стада на юге удела Иуды (1Цар 25:3).
Хали
Хали (возм., от араб. "женское украшение"), город в уделе колена Асира (Нав 19:25), предположит. совр. Телль-эль-Али, находящийся прим. в 1 км юж. Эль-Харитие.
Халкол
Халкол [евр. Калкол], сын Махола, современник царя Соломона, один из мудрейших мужей Израиля (3Цар 4:31). Вероятно, он тождествен Халколу, упоминаемому в 1Пар 2:6, в этом случае он - потомок Зары из колена Иуды.
Халколиван (ливанская медь)
Халколиван (ливанская медь), название металла или сплава металлов; точно идентифицировать Х. не удается (Откр 1:15; 2:18).
Халне
Халне -> Калне (Халне).
Халон
Халон, город в Моаве (Иер 48:21), возм., это совр. Кфер-Абу-Хинан, в 3 км сев. Мадабы (-> Медева).
Халхул
Халхул, город в уделе Иуды (Нав 15:58), располагавшийся, согласно Ономастикону Иеронима (списку геогр. названий), вблизи -> Хеврона. В 7 км сев. этого города и ныне существует селение Х. Еще в XIII-XVI вв. Х. был иуд. селением, в к-ром почиталась гробница пр. -> Гада (3). Возм., это свидет-во того, что Х. был родиной Гада (ср. 1Цар 22:1 и 5).
Хам
Хам ("горячий"), младший из трёх сыновей Ноя (Быт 9:24), родившихся, когда их отцу было 500 лет (Быт 5:32; 6:10). Все братья были женаты еще до потопа (Быт 7:7,13; ср. 1Пет 3:20), но дети у них появились позднее (Быт 10:1). То, что Х. насмехался над опьяневшим отцом, стало причиной наложенного на него Богом проклятия, особенно сильно затронувшего его сына Ханаана (Быт 9:20-27). Потомки Х. перечислены в Быт 10:6-20; 1Пар 1:8-16. От его сыновей Куша, Мицраима и Ханаана произошли жители Вавилонии, Эфиопии, Южной Аравии, Египта, Палестины и Сирии, от Фута - один из африканских народов. В псалмах выражения "шатры Хамовы" (Пс 77:51) или "земля Хамова" (Пс 104:23, 27; 105:22) означают Египет, а под хамитянами, жившими в Гераре, местонахождение к-рой неизвестно (1Пар 4:39 и след.), вероятно, подразумеваются жители Ханаана.
Хамаф
Хамаф ("горячий источник"), город в уделе колена Неффалима (Нав 19:35), ныне Хаммам-Табарийе (новоевр. Хаммей-Тверия), располож. на зап. берегу Геннисаретского озера юж. Тивериады. Горячие источники Х., часто упоминающиеся в Талмуде, существуют и поныне. Ср. -> Хаммон -> Хамоф-Дор.
Хаммон
Хаммон ("горячий источник"):
1) прибрежный погран. город в уделе колена Асира (Нав 19:28), предположит. совр. Умм-эль-Авамид, располож. в 15 км юж. Тира и сев. Накуры, вблизи Вади-эль-Хамула. Здесь был найден камень, посвящ. "Милк-Астарту, божеству Хаммона";
2) в 1Пар 6:76 Хамоф-Дор, упоминаемый в Нав 21:32, из-за ошибки переписчика назван Хаммоном.
Хаммуил
Хаммуил [евр. Хаммуэл], израильтянин из колена Симеона, сын Мишмы, отец Закура (1Пар 4:26).
Хамос
Хамос [евр. Кемош], бог моавитян (Чис 21:29; Иер 48:46), к-рый упомянут и в надписи царя Меши (Месы) (-> Камень Меши). Меша просил помощи у этого идола в борьбе против народа Израиля и принес ему в жертву собств. сына (4Цар 3:27). Соломон соорудил на горе близ Иерусалима капище Х., к-рое позднее было разрушено Иосией (3Цар 11:7,33; 4Цар 23:13). Согл. ассир. клинописным текстам, имя бога Х. входило в состав нек-рых имен собств. Синаххериб упоминает в надписи, к-рую он приказал сделать на шестигранной призме (II,52), моавитского царя Кам-му-су-на-ад-би. Обращает на себя внимание то обстоят-во, что Иеффай в Суд 11:24 называет Х. богом аммонитян; след., в это время аммонитяне уже почитали бога моавитского народа.
Хамоф-Дор
Хамоф-Дор, город левитов в уделе колена Неффалима (Нав 21:32). Х.-Д. предположит. тождествен Хамафу, упоминаемому в Нав 19:35.
Хамул
Хамул ("пощаженный", "убереженный от несчастья"), сын Фареса, внук Иуды (Быт 46:12; 1Пар 2:5).
Хамуталь
Хамуталь, дочь Иеремии из Ливны, жена иуд. царя Иосии и мать царей Иоахаза и Седекии (4Цар 23:31; 24:18; Иер 52:1).
Ханаан
Ханаан [евр. Кенаан]:
1) сын Хама, внук Ноя (Быт 9:18,22; 10:6). Х. был проклят Ноем за проступок -> Хама (Быт 9:22,24 и след.). В Быт 10:15-18 перечислены сыны Х., т.е. народы, произошедшие от него: Сидон, Хет (в МТ лишь эти два имени - имена собственные, далее в списке идут названия народов), иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, аркеи, синеи, арвадеи, цемареи и химафеи (-> Список народов). В ст. 18 говорится о расселении различных ханаан. племен, а в ст. 19 указаны границы региона их расселения: от Сидона в направлении Герара и Газы, оттуда - к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму - вплоть до Лаши;
2) Х. - одно из древнейших названий Палестины (Быт 11:31), относящееся, однако, только к зап. берегу р. Иордан. В Чис 33:51 говорится: "Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую..." Колена Рувима, Гада и половина колена Манасии соорудили жертвенник "на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, насупротив сынов Израилевых" (Нав 22:10 и след.), т.е. на берегу Иордана, к-рый и здесь был погранич. рекой. В Исх 16:35 сообщается, что израильтяне питались манной, пока не подошли к пределам земли Ханаанской. На то, где следует искать границу Х., указывает текст Нав 5:10-12; там говорится, что манна перестала падать после того, как народ перешел через Иордан. Позднее название Х. употребляется в Библии по отношению как к отдельным частям страны, так и к земле филистимлян, поскольку Филистимская земля составляла часть обетованной земли Х., и там жили хананеи (напр., Соф 2:5: "Ханаан, земля филистимская" - так в МТ). Жителей Финикии, Тира, Сидона и др. также называли хананеями (см., напр., Мф 15:22). В хеттских клинописных текстах (около 1300 г. до Р.Х.) название Х. встречается как Кинаххе и соответствует мат Кинахн или Кинаххи в письмах из архива Телль-Амарны (-> Телль-Амарна, III), в к-рых эта страна упоминается в связи с Тиром. В Нав 5:1 говорится о хананеях, живших "при море". Во время исчисления народа при царе Давиде Иоав приходил "к укреплениям Тира и во все города Хивеян и Хананеян" (2Цар 24:7). Но ханаан. царем был и Иавин, правивший в -> Гацоре (4), располагавшемся вдали от моря (Суд 4:24). Согл. Чис 13:30, хананеи жили на морском побережье и у реки Иордан, а согл. Нав 11:3 - и на востоке, и на западе. След., наряду со всей землей, название "Х." обозначает также юж. и сев. прибрежные равнины (Филистию и Финикию), а также равнины внутри страны. Т.о., хананеи выступают как жители равнин в отличие от -> аморреев, живших в горах.
Ханан (Анан)
Ханан (Анан) (кр. ф-ма от Ханания):
1) сын Маахи, один из храбрых у Давида (1Пар 11:43);
2) вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8:23);
3) вениамитянин из рода Саула и Ионафана (1Пар 8:38; 9:44);
4) сын Годолии. Во времена Иеремии сыновья Х. владели помещением в храме (Иер 35:4);
5) родонач. семейства нефинеев, вернувшегося из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:46; Неем 7:49);
7-8) двое из глав семейств, подписавшихся под Законом во времена Неемии (Неем 10:22,26).
Хананеи, хананеяне
Хананеи, хананеяне:
1) в Быт 9:25; 10:6,15-18 о Ханаане говорится как о праотце племен, населявших Палестину до прихода туда израильтян. Под Х. следует понимать несемитское население, к-рое вторглось на эту тер. до филистимлян и заселило прибрежную полосу и плодородные равнины. След., Х. как народ первоначально отличались от семитов, т.е. потомков Сима (Быт 10:21-31). Но впос-ледствии название Х. стало собират. для всех жителей этой земли (Быт 24:3; Неем 9:24), несмотря на то, что они происходили из разных племен (ср. Быт 15:18-21; Исх 3:8);
2) религией Х. явл. чувств. культ плодородия. Остерегаясь произносить подлинное имя своего божества, Х. заменяли его на неопредел. -> "Ваал", т.е. "Господин", а именно: "Господин" свящ. источников, деревьев, животных, камней, гор, местностей и, наконец, неба. Наряду с Ваалом почиталась -> Астарта - богиня плодородия и чувств. любви. В честь божеств воздвигали жертвенники, маццебы (каменные стелы) и ашеры (-> Столбы), освящ. столбы. Жертвоприношения совершали на -> высотах. См. -> Идол, идолослужение -> Блуд, блудница, блудник -> Рас-Шамра;
3) Х. жили в городах-гос-вах, во главе к-рых стояли цари. Однако на основании того, что посланцы Гаваона (Нав 9:11) говорили только от имени своих старейшин, можно предположить, что у них была своего рода республика. Когда израильтяне вторглись в Ханаан, Х. переживали переходный период от бронзового века к железному. У них уже были железные (обитые железом) воен. колесницы, поэтому потомки Иосифа сомневались в возможности завоевания Беф-Сан (Нав 17:16); колено Иуды по той же причине не решалось изгнать жителей долины (Суд 1:19). Сохранившихся в стране Х. Соломон превратил в оброчных работников (3Цар 9:20 и след.).
Ханани (Ананий, Хананий)
Ханани (Ананий, Хананий) (кр. ф-ма от Ханания):
1) левит, руководитель восемнадцатой чреды певцов и музыкантов, назначенных Давидом для служения в храме (1Пар 25:4,25);
2) провидец, отец пр. Иуя. Царь Аса бросил Х. в темницу за то, что тот порицал его союз с арам. царем Венададом (3Цар 16:1; 2Пар 16:7-10);
3) брат Неемии, к-рый первым сообщил ему о бедствиях иудеев в разоренном Иерусалиме (Неем 1:2 и след.). Позднее Х. вместе с Хананией, начальником Иерусалимской крепости, получил в городе значит. власть (Неем 7:2);
4) священник из семейства Иммера, взявший иноплем. жену (Езд 10:20);
2) левит, руководитель шестнадцатой чреды певцов, назначенных Давидом для служения в храме (1Пар 25:4,23);
3) военач. царя Озии (2Пар 26:11);
4) отец Седекии, один из высших чиновников царя Иоакима (Иер 36:12);
5) сын Азура, лжепророк из Гаваона, разбивший ярмо, к-рое по воле Господа носил Иеремия (Иер 27:2). За лжепророчество Господь возвестил ему через Иеремию скорую смерть, и через два месяца после этого он умер (Иер 28);
6) предок начальника стражи Иреии, современника Иеремии (Иер 37:13-15);
7) евр. имя -> Седраха (Дан 1:6 и след.);
8) сын Зоровавеля, отец Фелатии и Исаии (1Пар 3:19,21);
9) израильтянин из семейства Бевая, взявший иноплем. жену (Езд 10:28);
10) изготовитель мазей (в Синод. пер. - "сын Гараккахима"), принимавший участие в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:8);
11) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся от имени своего рода под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:23);
12) начальник Иерусалимской крепости, к-рый вместе с братом Неемии Ханани получил в городе значит. власть (Неем 7:2);
13) глава священнич. рода Иеремии во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:12,41);
14) член первой христ. общины в Иерусалиме, отдавший апостолам часть средств от продажи своего имения для раздачи бедным. С ведома жены Сапфиры Анания утаил от апостолов часть средств, утверждая при этом, что отдал всю вырученную сумму. Т.о., пожертвование Анании шло не от чистого сердца. Солгав апостолам, он солгал Св. Духу, а также - Богу, Который обличил Ананию через Петра и произвел Свой суд: Анания и его жена умерли (Деян 5:1-11). -> Бедность, бедный, бедные, попечительство о бедных;
15) ученик из Дамаска, к-рому Господь, явившись в видении, поручил пойти в дом Иуды на Прямой улице и возложить руки на ослепшего Савла, с тем чтобы тот вновь прозрел и принял Св. Духа. Анания подтвердил Павлу, что он призван Иисусом, и отвел его в христ. общину (Деян 9:10-18; 22:12-16);
16) первосвященник, к-рого царь Ирод Агриппа II, правивший в Халкиде, назначил на этот пост в 47 г. по Р.Х. Во время разбират-ва по делу Павла в синедрионе, устроенного по приказу рим. тысяченач. Клавдия Лисия, Анания приказал бить апостола "по устам", когда тот утверждал, что жил пред Богом "всею доброю совестью". Не зная, что перед ним первосвященник, Павел отвечает ему: "Бог будет бить тебя, стена подбеленная!" Заседание закончилось "раздором" (Деян 22:30 - 23:10). Планируемое с ведома первосвященника покушение на Павла сорвалось (Деян 23:15,30 и след.). В Кесарии Анания в сопровождении старейшин и ритора Тертулла появился до прихода туда римского наместника Феликса, но вынужден был вернуться домой, поскольку разбират-во по делу Павла было отложено (Деян 24:1-22). Вскоре после этого, в конце пребывания Феликса на своем посту, Ирод Агриппа II сместил Ананию с поста первосвященника (Иосиф Флавий, Иудейская война, II,13.3). В 66 г. по Р.Х., накануне иуд. восстания, Анания был убит зилотами как приспешник римлян (там же, II,17.6 и 9).
Хане
Хане, город, состоявший в торг. отношениях с Тиром (Иез 27:23). Он упомянут вместе с Харраном и Еденом, расположенными в Месопотамии, но больше о его местоположении ничего не известно. Есть предположение, что Х. - это одно из названий -> Калне, или Кално.
Ханес
Ханес, город в Египте (Ис 30:4), упомянутый вместе с Цоаном. Возм., этот город, известный в греко-рим. период как Гераклеополь, находился на зап. берегу Нила, прим. в 90 км юж. Мемфиса; совр. Инасие-эль-Медине.
Ханнафон
Ханнафон, город в уделе Завулона (Нав 19:14). В док-тах из архива Телль-Амарны он обозначен как Хинатуна. Исследователи пола-гают, что Х. находился на месте совр. Телль-эль-Бедевийе (новоевр. Телль-Ханнатон), в зап. части равнины Эль-Баттуф, в 17 км сев.-зап. горы Фавор. Здесь были обнаружены сле-ды поселения, относящегося к бронзовому веку. Местонахождение Х. зап. Риммона не противоречит сведениям, сообщаемым в Нав 19:14.
Ханниил
Ханниил [евр. Ханниэл, "Бог был милостив (т.е. Бог милостив)"]:
1) сын Ефода, князь ко-лена Манассии. Х. был представителем своего колена при разделе земли Ханаанской (Чис 34:23);
2) сын Уллы из колена Асира (1Пар 7:39).
Ханох (Енох)
I: 1) сын Каина, именем к-рого был назван построенный Каином город (Быт 4:17 и след.);
2) сын Иареда из рода Сифа, отец Мафусала. Енох вел богоугодную жизнь и был взят Господом (Быт 5:18,21-24), избавившим его от смерти (Евр 11:5). В Лк 3:37 имя Еноха упоминается в родословии Иисуса Христа, а в Иуд 14 и след. приводится его пророчество, к-рое есть и в апокрифич. Книге Еноха 1:9;
3) сын Мадиана, внук Авраама и Хеттуры (Быт 25:4; 1Пар 1:33);
4) старший сын Рувима (Быт 46:9; Исх 6:14; 1Пар 5:3). Его потомки образовали род Ханоха (Чис 26:5).
II. Город, к-рый основал Каин, назвав его в честь своего сына. Это первое поселение, название к-рого упоминается в Библии (Быт 4:17).
Ханун (Аннон)
Ханун (Аннон) ("помилованный"):
1) сын и наследник аммонитского царя Нааса. Он повелел схватить послов Давида, направленных в Равву. Послы должны были выразить Аннону соболезнование в связи с кончиной Нааса, с к-рым Давид поддерживал дружеские отношения. Послам наполовину обрили бороды и обрезали одежды до пояса. Этим тяжелым оскорблением Аннон спровоцировал войну, к-рая, несмотря на союз Аннона с сирийцами (арамеями), завершилась его полным поражением. В двух воен. походах Давид завоевал Равву и покорил аммонитян (2Цар 10:1-14; 12:26-31; 1Пар 19:1 - 20:3);
2) израильтянин, участвовавший в восста-новлении Иерусалимской стены во времена Неемии (Неем 3:13);
3) израильтянин, сын Цалафа, также участвовавший в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:30).
Харада
Харада ("дрожь", "страх", "боязнь людей"), место, где израильтяне располагались станом во время странствования по пустыне (Чис 33:24 и след.). Его местоположение неизвестно.
Харан (Аран, Гаран)
Харан (Аран, Гаран):
1) сын Фарры, брат Авраама (Быт 11:26-29)
2) левит из рода Гирсона (1Пар 23:9);
3) израильтянин из колена Иуды, сын Халева, родившийся от его наложницы Ефы (1Пар 2:46).
Харбона
Харбона (перс. "лысый" или "погонщик ослов"), евнух перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10; 7:9). -> Авагфа.
Хареф
Хареф, (от евр. "перезимовать"), сын Халева из колена Иуды, основатель (отец) города Бефгадера (1Пар 2:51).
Харим
Харим ("посвященный (Богу)" или "с раздвоенным носом"):
1) священник и руководитель третьей череды священников во времена Давида (1Пар 24:8). По-видимому, именно его потомки возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:39; Неем 7:42). Многие члены этого семейства священников (Неем 12:15) взяли себе иноплем. жен (Езд 10:21). Во времена Неемии один из представителей этого рода подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:6);
2) израильтянин, потомки к-рого также возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:32; 10:31; Неем 3:11; 7:35).
Хариф
Хариф [возм., от "резкий", "живой" (о свойстве характера)], израильтянин, потомки
к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:24). Возм., он тождествен Иоре (Езд 2:18). Во времена Неемии сам Х. (или представитель его семейства) подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:19).
Харифиянин
Харифиянин, прозвище вениамитянина Сафатия, пришедшего к Давиду в Секелаг (1Пар 12:6).
Харми
Харми [евр. Карми, "мой кувшин для вина"]:
1) четвертый сын Рувима (Быт 46:9). Прародитель одного из родов колена Рувима (Чис 26:6);
2) сын Завдия из колена Иуды, отец Ахана (Нав 7:1; 1Пар 2:7; 4:1).
Харнефер
Харнефер (возм., егип. "Гор милостив"), сын Цофаха из колена Асира (1Пар 7:36).
Харод, хародитяне
Харод, хародитяне (от евр. "содрогаться"):
1) двое храбрых у Давида отмечены как хародитяне (2Цар 23:25). Предполагают, что их родной город Х. находился на месте развалин Хирбет-Харейдан, располож. в 6 км юго-вост. Иерусалима, на пути в Мар-Сабу;
2) источник Х., у к-рого останавливался Гедеон (Суд 7:1), - это, вероятно, источник Айн-Джалуд, располож. сев. Гилбоа и вост. Изрееля.
Хародитяне
Хародитяне -> Харод, хародитяне (1).
Харошеф (Харошеф-Гоим)
Харошеф (Харошеф-Гоим) ("лес язычников" или "режущее орудие язычников"). Эту резиденцию Сисары (Суд 4:2,13,16), исходя из названия, сначала отождествляли с совр. Эль-Харитие (новоевр. Шаар-ха-Амаким), располож. на сев. берегу Кишона (Киссона), в 15 км юго-вост. Хайфы. Но такое отождествление неправомерно, поскольку в Эль-Харитие не обнаружено остатков древней культуры, кр. того, он расположен на склоне горы. Поэтому многие ученые считают, что Х. мог находиться на месте близлежащего холма Телль-Харбадж, у подножия к-рого во время раскопок были обнаружены предметы, относящиеся к периоду от позднего бронзового до железного века II. Во времена судей здесь стояла окруж. стеной крепость. (-> Хелкаф.) По другим предположениям, город располагался на месте Телль-эль-Амр, в 2 км сев.-зап. Эль-Харитие, на левом берегу Кишона, к-рый был заселен только в период раннего железного века. Это соответствует егип. спискам палест. городов, в к-рых не было названия Х.
Харран
Харран (аккад. "перекресток", "дорога"):
важный торг. город в сев.-зап. Месопотамии, на р. Балих, левом притоке Евфрата, примерно в 450 км сев.-вост. Дамаска. Здесь пересекались караванные пути из Вавилона в Малую Азию, Арам (Сирию) и Египет. В ассир. надписях этот город назван Ир-Харрани. Главным божеством города считался бог луны Син, "господин неба, чей серп сверкает среди богов". В Х. Фарра сделал остановку на пути из Ура в Ханаан (Быт 11:31; Деян 7:2,4), а родственники Авраама остались жить в этой местности (Быт 27:43; 28:10; 29:4). В док-тах архива Мари (-> Письма Мари) имеются подтверждения существования вблизи Х. не только "города Нахорова" (Быт 24:10), но и мест, названия к-рых соответствуют именам Серуха и Фарры (Быт 11:22,24). Позднее Х. был завоеван ассирийцами (4Цар 19:12), но еще долго оставался важным торг. центром (Иез 27:23). Римляне называли его "Карры". Ныне Х. - это небольшое селение юго-вост. Урфы (Эдессы).
Харумаф
Харумаф ("с рассеченным носом"), отец Иедаии (Неем 3:10).
Харуц
Харуц ("золото", "ров" или "отмеченный надрезом" (возм., "заячья губа"), а также "молотило" или "прилежный"), отец Мешуллемеф, жены царя Манассии и матери Аммона (4Цар 21:19).
Хархур
Хархур ("лихорадочный жар"), храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:51; Неем 7:53).
Харша
Харша ("немой", возм., также "молчаливый"). Храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:52; Неем 7:54).
Хасадия
Хасадия ("Яхве сохранил верность"), сын Зоровавеля (1Пар 3:20).
Хасуфа
Хасуфа ("быстрый"), храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:43; Неем 7:46).
Хатита
Хатита, левит и привратник, потомки к-ро-го возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:42; Неем 7:45).
Хатифа
Хатифа ("ограбленный"), храмовый служитель (нефиней), потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:54; Неем 7:56).
Хаттил
Хаттил (возм., "болтливый"), один из рабов Соломона, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:57; Неем 7:59).
Хаттуш
Хаттуш:
1) священник, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:2);
2) потомок Давида, возвратившийся из Вавилона вместе с Ездрой (1Пар 3:22; Езд 8:2);
3) сын Хашавнии, восстанавливавший часть Иерусалимской стены (Неем 3:10);
4) священник, подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:4).
Хафараим
Хафараим (возм., от евр. "водяная скважина"), город в уделе Иссахара (Нав 19:19). В Ономастиконе (списке геогр. названий) Евсевия Кесарийского упоминается Афария, находившаяся в 6 милях от Легио; это соответствует совр. Хирбет-эль-Фаррие, что лежит в 9 км сев.-зап. Леджуна, близ Мегиддо. Этот город отождествляют и с Эт-Тайджибе, находящимся в 13 км сев.-зап. Бет-Шеана, но по другим предположениям на месте Эт-Тайджибе прежде находилась -> Офра (1). Согл. списку городов, захваченных фараоном -> Сусакимом, Х. находился, видимо, юж. или юго-зап. Бет-Шеана (библ. Беф-Сана).
Хафаф
Хафаф [евр. Хатат, возм., "испуг", "замешательство" или "слабость"], сын Гофониила (1Пар 4:13).
Хахмоний (Ахамани)
Хахмоний (Ахамани) [евр. Хахмони], отец Иехиила (1Пар 27:32) и Иесваала, принадлежавших к числу храбрых у Давида (1Пар 11:11).
Хацар-Гадда
Хацар-Гадда ["двор (селение) Гадды"], город в Иудее, в пустыне Негев (Нав 15:27); предположит. - это Хирбет-Газза - развалины, находящиеся юго-зап. Рас-эз-Зувейра, новоевр. Рош-Зохар, прим. в 35 км вост. Беэр-Шевы.
Хацар-Суса (Хацар-Сусим)
Хацар-Суса (Хацар-Сусим) ["двор (селение) кобылицы"], город в уделе Симеона (Нав 19:5; 1Пар 4:31), предположит. находившийся на месте совр. Сбалат-Абу-Сусейна, прим. в 3 км вост. Телль-эль-Фары (Шарухена). Отождествление Х.-С. с Сусие, располож. близ Эштемоа, неправомерно, т.к. Сусие находится значит. севернее.
Хацар-Сусим
Хацар-Сусим -> Хацар-Суса.
Хацар-Шуал
Хацар-Шуал ["лисий двор (селение)"], город в Иудее (Нав 15:28; Неем 11:27), доставшийся в удел колену Симеона (Нав 19:3; 1Пар 4:28). Полагают, что Х.-Ш. находился на месте Эль-Ватана, прим. в 3 км юго-зап. Беэр-Шевы.
Хацармавеф
Хацармавеф [евр. Хацармавет, "двор (селение) смерти"], сын Иоктана (Быт 10:26; 1Пар 1:20). Потомки Х. селились в Хадрамауте, на юге Аравии, название к-рого соответствует имени Х. Ученые усматривают связь между именем Х. и названием этой местности.
Хацацон-Фамар
Хацацон-Фамар ("город обрезания пальм"), другое его название - Енгедди (2Пар 20:2). Название Х.-Ф. указывает на то, что здесь производили искусств. опыление пальм: срезав мужские цветки, пыльцу с них наносили на женские соцветия. Упомянутый в Быт 14:7 Х.-Ф., возм., тождествен находившемуся юго-зап. Мертвого моря городу Тамара, упомянутому в Иез 47:19.
Хашавия
Хашавия ["Яхве зачел (богоугодное поведение человека)"]:
1) левит из рода Мерари, предок Идифуна или Ефана (1Пар 6:45);
2) другой потомок Мерари, отец Азрикама (1Пар 9:14);
3) сын Идифуна, руководитель 12-й чреды левитских певцов в храме (1Пар 25:3,19);
4) должностное лицо из левитов, к-рому во времена Давида был поручен надзор за территориями на зап. берегу Иордана (1Пар 26:30);
5) сын Кемуила, главный начальник колена Левия во времена Давида (1Пар 27:17);
6) один из левитских начальников в правление Иосии (2Пар 35:9);
7) один из левитов, сопровождавших Ездру в Иерусалим (Езд 8:19,24). Вероятно, он же назван среди подписавшихся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:11) и среди руководителей певцов при храме (Неем 12:24);
8) начальник Кеильского полуокруга (-> Кеиль) во времена Неемии (Неем 3:17);
9) левит, потомок Асафа (Неем 11:22);
10) глава священнич. дома Хелкии во времена перво-священника Иоакима (Неем 12:21).
Хашавна
Хашавна (возм., кр. ф-ма от Хашавния), израильтянин, современник Неемии, подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:25).
Хашмона
Хашмона, место, где израильтяне разбили стан во время -> странствования в пустыне (Чис 33:29 и след.). Евсевий Кесарийский называет его Асемоной, или Асемоном, и помещает в окрестностях Кадеса (совр. Кадеш-Барнеа). Ученые предполагают, что Х. находилась на месте развалин близ Айн-Ксейме, в 14 км сев.-зап. Кадеш-Барнеа. -> Ацмон.
Хашува
Хашува ("зачтено"), сын Зоровавеля (1Пар 3:20).
Хашум
Хашум ("широконосый"), израильтянин, потомки к-рого возвратились из вавил. плена с Зоровавелем (Езд 2:19; Неем 7:22). Представитель этого семейства, вероятно, стоял рядом с Ездрой, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4), затем он подписался под обязат-вом соблюдать его (Неем 10:18).
Хашшув
Хашшув ("учтено", "зачтено"):
1) сын Пахаф-Моава, принимавший участие в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:11);
2) израильтянин, также помогавший при восстановлении стены Иерусалима (Неем 3:23). Он или Х. (1) подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:23);
3) левит из рода Мерари, отец Шемаии (1Пар 9:14; Неем 11:15).
Хвала, восхвалять
I. Вся Библия исполнена Х. Богу; Х. присутствует во всех библ. книгах, но особенно в хвалебных псалмах, к-рые чередуются с псалмами философского содержания и плачами. Основное значение евр. глагола яда, переводимого как "восхвалять" ("признавать", "подтверждать", тогда как греч. доксадзейн - "восхвалять", "почитать" - соотносится со словами "слава", "честь", "великолепие", "могущество").
II. В Х. выражается -> благодарность всего творения, и прежде всего человека, за все, что содеял Бог для создания, сохранения и спасения мира (Пс 39:4; Деян 4:21). При этом следует отметить, что в ВЗ нет слова с прямым значением благодарности. На Божьи спасительные деяния человек отвечает Х. Восхвалять Бога человек может лишь при жизни, т.к. смерть заглушает и Х. (Пс 29:10; 87:11,12; 113:25,26; Ис 38:18,19). Если в ВЗ подобное утверждение в большинстве случаев относится исключит. к физич. смерти - Бог желает услышать Х. от людей, живущих на земле, - то уже в Иов 19:25 можно заметить (а в НЗ это становится совершенно очевидным, см. Флп 1:21-23; Откр 7:9-17), что Х. Богу звучит и из уст верующих, призванных Им в Его небесные обители. Именно подобная Х. является отличит. чертой жизни в Боге.
III. Общество верующих (во времена ВЗ - народ израил., а во времена НЗ - Церковь) возносит хвалу Богу на своих -> богослужениях. Здесь Бог присутствует среди Своего народа, здесь Он живет "среди славословий Израиля" (Пс 21:4; ср. также 2Пар 5:13,14; Пс 94; 99; Рим 15:6). Х. возносится Богу и во время жертвоприношения (2Пар 29:25-31), и да-же сама Х. рассматривается в качестве жертвы (Пс 49:23; 68:31,32).
IV. Поводом для славословия служат в первую очередь Божьи деяния, приносящие благо народу завета (Исх 15:1-19; Пс 104; 134) и направляющие историю человечества. Но главной причиной славословия явл. избрание и призвание людей через Христа и во Христе (Еф 1:3-14). Даже если путь, по к-рому Бог ведет Свой народ, не всегда легок, Х. все равно не умолкает (Иов 1:20,21): Бог и "в ночи дает песни" (Иов 35:10; ср. Деян 16:25). Х. звучит даже из уст тех, кто познал праведное Божье наказание (Нав 7:19 и след.; Ис 12:1-6). Бог восхваляется не только за милостивое водительство Своего народа, но и за сотворение мира; там, где оно воспевается, звучит хвалебный гимн (Пс 28; 103 и др.), к-рому вторит вся Вселенная (Иов 38:7; Пс 18:2-7; 144:10; Ис 42:10-12).
V. Богу возносится Х. не только на земле, но и на небе (Авв 3:3). Там Его славословят ангелы, все "воинство небесное" (Пс 102:20,21; Пс 148; Ис 6:1-4; Лк 2:13,14); земная Х. - лишь слабый отблеск небесной славы. Но уже сейчас существует тесная связь между Церковью на земле и ангелами, находящимися перед Божьим престолом, как о том убедительно свидет-вует книга Откровение, в величеств. гимнах к-рой голоса живущих на земле людей вливаются в небесное славословие (Откр 4:8-11; 5:8-14; 11:15-18; 12:10-12; 14:3; 15:3,4; 19:1-7).
Хвалебная песнь
I. Вслед за величеств., победными и Х.П. Моисея (Исх 15:1-19; Втор 32:1-43), Деворы (Суд 5) и Анны (1Цар 2:1-10) обширнейшее собрание песен, восхваляющих Господа, представлено в -> Псалтири. Некоторые -> псалмы изнач. были молитвами и славословиями отдельных людей (Пс 8; 9:1-21; 33), дру-гие же с самого начала предназначались для богослужений в святилище (Пс 75; 104; 113:9-26; 117; 123; ср. 1Пар 16:7-36). Песнопения в храме часто сопровождались игрой на -> му-зык. инструментах (1Пар 25:6; 2Пар 5:12,13; Пс 53; 54; Пс 135; ср. -> Богослужение, III,4). Х.П. (халлел) в первую очередь называются псалмы 112-117, которые пелись в храме во время ежегодных великих праздников, в частности во время Пасхи (ср. Мф 26:30).
II. В НЗ содержатся Х.П. Марии (Лк 1:46-55), Захарии (ст. 68-79) и Симеона (Лк 2:29-32), тесно связанные с ветхозаветной поэзией. В Еф 5:14; 1Тим 3:16 содержатся отрывки раннехрист. песен (-> Богослужение, V,3), к-рые выделяются в греч. тексте определ. стихотворным размером. Дополнением к Еф 5:14 могут служить стихи, приводимые Климентом Александрийским:"Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос, солнце Воскресения, предвещенное утренней звездой и дарующее жизнь своими лучами". Своей полноты восхваления Бога достигают в Откровении Иоанна Богослова, к-рое возвещает об окончат. победе Господа в конце времен (Откр 4:11; 5:12-14; 7:12; 11:15-18; 22:10-12; 19:1-7). Кр. того, отдельно упоминаются новая песнь (Откр 5:9; ср. 14:3), песнь Моисея и песнь Агнца (Откр 15:3,4; ср. Исх 15:1). -> Хвала, восхвалять -> Песня.
Хвост
Хвост -> Голова, глава (II).
Хевер
Хевер ("соединение", "сообщество"):
1) сын Брии (Верии), внук Асира (Быт 46:17; Чис 26:45), праотец одного из родов колена Асира;
2) кенеянин, потомок Ховава, муж Иаили (Суд 4:11-24);
3) израильтянин из колена Иуды, отец Сохо, т.е. праотец жителей города Сохо (1Пар 4:18);
4) вениамитянин, сын Елпаала (1Пар 8:17).
Хеврон
Хеврон ["(место) союза"]:
1) город в уделе Иуды с двойным названием: "Кириаф-Арба, что ныне Хеврон" (Быт 23:2; 35:27; Нав 20:7). Х. был построен на семь лет раньше егип. города Цоана (Чис 13:23). О возрасте Цоана со-общает егип. надпись, относящаяся прим. к 1290 г. до Р.Х. и датированная 400 г. с момента основания Цоана. Соответственно, Х. был основан ок. 1700 г. до Р.Х. Но название города Кириаф-Арбы встречается еще в Быт 23:2, где повествуется об истории Авраама. Поэтому существует предположение, что древний Кириаф-Арба находился на месте Джебель-эр-Румеде, располож. зап. совр. араб. города Эль-Халиль, в то время как Х. располагался севернее. Здесь же находилась и пещера Махпела (Быт 23), купленная Авраамом у хеттеянина Ефрона. Вокруг этой пещеры, в к-рой, кроме Авраама (Быт 25:9 и след.), были погребены Исаак, Ревекка, Лия и Иаков (Быт 49:29-32; 50:13), вырос новый город Х. Дубрава -> Мамре, где жил Авраам (Быт 13:18), находится прим. в 3 км сев. Х. До Х. дошли израил. соглядатаи (Чис 13:22). При покорении Ханаана этот город, к-рым правил царь, был завоеван Иисусом Навином (Нав 10:36 и след.; 12:10). После этого область Х., в качестве наследственного удела, получил Халев (Нав 14:12-14), сам же город стал одним из шести -> городов-убежищ (Нав 20:7), городом священников (Нав 21:11). Давид в течение семи с половиной лет царствовал здесь над "мужами Иудиными" (2Цар 2:1,11). В во-ротах Х. был убит Авенир (2Цар 3:27), здесь же была погребена голова Иевосфея (2Цар 4:12). Здесь же колена Израилевы помазали Давида на царство (2Цар 5:3). В этом городе родился Авессалом (2Цар 3:3,5), и здесь же начался его бунт (2Цар 15:10). Ровоам укрепил оборонит. сооружения Х. (2Пар 11:10). По возвращении израильтян из плена Кириаф-Арба был вновь заселен (Неем 11:25). Идумеи, к-рые за время изгнания израильтян расширили свои границы вплоть до Х., были оттеснены Иудой Маккавеем (1 Мак 5:65). Во время иуд. войн город был разрушен римлянами. Ныне Х., называемый арабами в память об Аврааме Эль-Халиль-эр-Рахман, что означает "друг Божий" (см. Иак 2:23), или просто Эль-Халиль, - довольно большой город на зап. берегу Иордана. Х. располож. на высоте 927 м над уровнем моря. Земли вокруг него плодородны, здесь выращивают виноград, оливы, миндаль, инжир, абрикосы. Пруд Х. (2Цар 4:12) - это, вероятно, совр. Биркет-эс-Султане, имеющий 40 м в диаметре и обнесенный отес. камнями;
2) левит, сын Каафа (Исх 6:18). Его потомки образовали род Х. (Чис 3:27; 1Пар 26:30 и след.);
3) израильтянин из колена Иуды (1Пар 2:42 и след.).
Хезив
Хезив -> Ахзив.
Хезион
Хезион [евр. Хезйон], отец Тавримона, дед арам. (сир.) царя Венадада (3Цар 15:18).
Хезир
Хезир ("вепрь"):
1) руководитель 17-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:15);
2) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:21).
Хела
Хела ("ржавчина"), одна из двух жен Ахшура, отца Фекои (1Пар 4:5,7).
Хелал
Хелал [евр. Келал, возм., "совершенство"], израильтянин из семейства Пахаф-Моава; по возвращении из вавил. плена он расстался со своей иноплем. женой (Езд 10:30).
Хелбон
Хелбон ("тучное, плодородное место"), город, прославившийся вином и медом (его упоминает и др.-греч. географ Страбон) (Иез 27:18). Возм., это совр. Халбун, селение в долине Антиливана, в 25 км сев. Дамаска.
Хелдай
Хелдай ("долгожитель"):
1) -> нетофафянин, начальник двенадцатого отделения израил. войска во времена Давида (1Пар 27:15) (Ср. -> Хелед);
2) один из израильтян, которые во времена Захарии еще находились в изгнании (Зах 6:10). В Зах 6:14 этот же человек упомянут под именем Хелем.
Хелев
Хелев, сын Бааны, -> нетофафянин, один из храбрых у Давида (2Цар 23:29). В 1Пар 11:30 этот же человек упомянут под именем -> Хелед.
Хелед
Хелед, сын Вааны, -> нетофафянина, один из храбрых у Давида (1Пар 11:30). В 2Цар 23:29 этот же человек упомянут под именем Хелев. Предположит. Х. тождествен -> Хелдаю (1).
Хелек
Хелек [возм., кр. ф-ма от "(Господь - наша) доля, достояние"], сын Галаада. Его потомки образовали род Х. (Чис 26:30; Нав 17:2).
Хелем
Хелем -> Хелдай (2).
Хелеф
Хелеф (возм., "(режущий) тростник" или "бритвенный нож"), город в уделе Неффалима (Нав 19:33), вероятно, это Бейтлиф в горах Галилеи, прим. в 18 км зап. Кедеса.