Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Фридрих А.Брокгауз
Библейский словарь

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


« Указатель

Хелефеи и Фелефеи
Хелефеи и Фелефеи -> Телохранители -> Давид -> Филистимляне.

Хелец
Хелец (кр. ф-ма от "(Бог) вырвал, спас"):
1) -> пелонитянин, начальник седьмого отде-ления войска Давида (1Пар 27:10);
2) сын Азарии, отец Елеасы из колена Иуды (1Пар 2:39).

Хелкаф
Хелкаф ("поле", "участок поля"), левитский город в уделе Асира (Нав 19:25; 21:31; 1Пар 6:60). Вероятно, его следует искать в нижнем течении Кишона (библ. Киссона). А.Альт полагает, что Х. - это холм Телль-Харбадж, однако англ. археологи считают, что под названным холмом скрыты руины -> Харошеф-Гоима.

Хелкаф-Хаццурим
Хелкаф-Хаццурим ("поле камней, валунов" или "поле, на котором кололи друг друга в бока"), местность у Гаваонского пруда (2Цар 2:16).

Хелкия
Хелкия [евр. Хилкия, Хилкияху, "доля, достояние - Господь"]:
1) левит из рода Мерари (1Пар 6:45);
2) сын Хосы, другой потомок Мерари, живший во времена Давида (1Пар 26:11);
3) отец Елиакима, царедворец во времена царя Езекии (Ис 22:20; 36:3);
4) священник из Анафофа, отец пр. Иеремии (Иер 1:1);
5) отец Гемарии, современника Иеремии (Иер 29:3);
6) сын Селлума (Шаллума) (1Пар 6:13; Езд 7:1 и след.), первосвященник во времена царя Иосии. Х. нашел в храме книгу Закона - Книгу Завета - и поддерживал царя в проведении реформ (4Цар 22:3 - 23:25; 2Пар 34:8 - 35:19);
7) священник и глава одной из семей священников, возвр. из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:7,21);
8) один из тех, кто стоял рядом с Ездрой, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4);
9) [евр. Хелкай], священник, живший во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:15).

Хелон
Хелон ("сильный"), отец -> Елиава (1) (Чис 1:9 и др.).

Хелув
Хелув [евр. Келув, "корзина, клетка (для птиц)"], отец Езрия, надзиравшего за земледельцами царя Давида (1Пар 27:26; ср. 1Пар 4:11).

Хемдан
Хемдан (от евр. "находить что-либо желанным"), -> хоррей, сын Дишона (Быт 36:26; 1Пар 1:41).

Хенаана
Хенаана [евр. Кенаана, возм., связано с Ханааном]:
1) вениамитянин, сын Билгана (1Пар 7:10);
2) отец лжепророка Седекии, современника Ахава (3Цар 22:11; 2Пар 18:10).

Хенадад
Хенадад ("сострадание Хадада"): 1) левит, потомки к-рого возвратились из плена вместе с Зоровавелем (Езд 3:9); 2) отец Баввая, начальника Кеильского полуокруга (Неем 3:18).

Хенани
Хенани [евр. Кенани, кр. ф-ма от Хенания], левит, современник Неемии (Неем 9:4).

Хенания
Хенания [евр. Кенанья, Кенаньяху, "Господь укрепил, усилил"], левит из рода Ицгара, начальник левитов и учитель пения во времена Давида. Х. участвовал в переносе ковчега завета из дома Овед-Едома в Иерусалим. Позднее он и его сыновья были судьями и писцами вне Иерусалима (1Пар 15:22,27; 26:29).

Херан
Херан [евр. Керан], -> хоррей, сын Дишона (Быт 36:26; 1Пар 1:41).

Херес
Херес ("солнце"):
1) название города Хар-Херес правильнее было бы перевести как "солнечная гора", а не "гора Херес", как это сделано в Синод. пер. (Суд 1:35). Этот город предположит. тождествен Ир-Шемешу (Нав 19:41), к-рый называют также -> Вефсамисом (Нав 15:10). Возм., Х. находился на месте совр. Хирсы, располож. в 2,5 км юго-вост. Яло (Аялона).
2) возвышенность Х., откуда Гедеон вернулся, одержав победу над мадианитянами (Суд 8:13). Ученые предполагают, что она находится на Дарб-эль-Мнекка, дороге, ведущей из Дамаска в г. Деръа (библ. Едреи) и далее проходящей через Вади-Сирхан (см. Суд 8:11).

Херет
Херет, лес в уделе Иуды. Здесь Давид скрывался от Саула (1Цар 22:5). Возм., это Харас - местность вост. Кеилы, где отдельные участки земли покрыты зарослями кустарника.

Хереш
Хереш, левит, один из сыновей Мерари, после возвращения из вавил. плена живший в Иерусалиме (1Пар 9:15).

Херуб-Аддан
Херуб-Аддан -> Херув-Аддон. Херув-Аддон (Херуб-Аддан)
Херув-Аддон (Херуб-Аддан), город в Вавилонии (Езд 2:59; Неем 7:61). Иудеи, во время плена наход. в Х.-А., по возвращении на родину не могли привести доказат-ва своей принадлежности к народу Израиля. Местоположение этого города неизвестно. Однако из док-тов "торгового дома Мурашу", найденных в Ниппуре и относящихся к периоду 464-401 гг. до Р.Х., следует, что в Х.-А. проживало много иудеев. Это были иудеи, к-рые остались в городе после того, как часть переселенцев ушла из него вместе с Зоровавелем. Возм., существование в Ниппуре большой иуд. колонии указывает на то, что названные в Езд 2:59 города, и среди них Х.-А., следует искать в той же местности.

Херувимы
Херувимы [евр. керувим, мн.ч. от керув]:
1) Х. в Библии следует отличать от остальных ангелов. Если последним как "посланцам" Божьим даются различные поручения (Быт 28:12; 32:1; Суд 2:1-4; Пс 90:11; Мф 18:10; Деян 12:7-10; Евр 1:4 и след.), то Х. появляются прежде всего там, где находится и обнаруживается в Своем величии Сам Бог (ср. Исх 25:17-21; Пс 79:2; 98:1; Иез 1; 10 и др.). Впервые о Х. говорится в Быт 3:24, где Бог поручает им сторожить дерево жизни и Эдемский сад. В сходной символич. роли Х. выступают в Исх 25:17-22. Х. понимаются как защитники ковчега завета, являющиеся в то же время видимым основанием невидимого престола Господа (1Цар 4:4; 2Цар 6:2; Пс 79:2; 98:1 и др.);
2) в противоположность ангелам, которые всегда предстают в человеч. облике (только в Откр 14:6 упоминается "летящий ангел"; в греч. тексте Откр 8:13 стоит "орел"), Х. неизменно описываются как крылатые существа. Наконец, только они, в отличие от ангелов, и изображаются. Х. в видении Иезекииля - это человекоподобные живые существа, прямо ходящие на ногах, подобных ногам тельца, с человеч. руками и четырьмя крыльями, два из к-рых закрывают тело. Самое удивительное, однако, - это четыре лица у каждого Х. - человека, льва, тельца и орла (Иез 1:4 и след.; здесь Х. не названы, но сказано: "подобие четырех животных ... облик их был как у человека"; в сходном описании в гл. 10 они названы Х.). То, что в Иез 41:19 упоминаются только два лица, человеч. и львиный облик, связано, видимо, с тем, что резчикам затруднительно было изобразить все четыре головы так, чтобы они были обращены в одну сторону. Тела, спины, руки и крылья Х. были "полны очей" (Иез 10:12). Сведения об изображении Х. на ковчеге завета, в скинии и в храме Соломона столь скудны, что невозможно составить ясное представление ни об их облике, ни о соответствии этого облика описанию Иезекииля. Известно только об образах Х., находившихся в Святом Святых храма (3Цар 6:23-27; 2Пар 3:10-13). Их высота составляла 10 локтей (ок. 5 м), и своими распростертыми крыльями они касались друг друга и стен помещения. У них, по-видимому, было только по два крыла. Сегодня Х. часто представляют внешне схожими с крылатыми существами смешанной природы (курубу), чьи вырезанные из слоновой кости изображения находят при раскопках в Месопотамии, Палестине и Сирии;
3) в видении пр. Иезекииля Х. вместе с четырьмя живыми колесами образуют колесницу Господа (Иез 1). Х. находились на крышке переносного ковчега завета (Исх 25:17-22; -> Крышка (ковчега завета), и Господь восседал на них (1Цар 4:4; 2Цар 6:2; 4Цар 19:15; ср. Чис 7:89). Золотые Х. храма Соломона в 1Пар 28:18 обозначены также как "колесница", а Давид говорит, что Господь полетел на Х. (2Цар 22:11; Пс 17:11). Х. - свидетели личного присутствия Бога на земле, и именно так нужно понимать их изображение в украшении скинии (Исх 26:1,31; 36:8,35) и храма (3Цар 6:29,32,35; 7:9,36; 2Пар 3:7,14; Иез 41:18-20,25). В видениях Иоанна еще раз встречаются четыре "небесных животных" у престола Господа (Откр 4:6-8; 5:6), к-рых также, пожалуй, можно считать Х.;
4) не как свидетели присутствия Божьего, но как стражи на пути к Нему появляются Х. в Быт 3:24, где они охраняют от людей путь к дереву жизни;
5) в Иез 28:13-19 царь тирский сравнивается с Х., к-рый находился в Эдеме, в саду Божьем и на Его св. горе, но был изгнан за свое высо-комерие. Толкователи часто усматривали в этом картину низвержения -> сатаны, о к-ром умалчивает Библия.

Хет
Хет -> Хеттеи.

Хетлон
Хетлон, погран. город на северо-западе земли обетованной, располож. в Сирии и упоминаемый в одном ряду с -> Дамаском, -> Ема-фом и -> Беротом (Иез 47:15; 48:1). Местоположение Х. установить невозможно; ученые высказывали предположение, что это совр. Хейтела, прим. в 32 км сев.-вост. Триполи.

Хеттеи
Хеттеи (в совр. лит-ре - хетты).

I. В Быт 10:15 Хет, от к-рого произошли Х., назван сыном Ханаана и внуком Хама. Х. неоднократно упоминаются среди жителей земли Ханаанской (Быт 23; 25:9; Исх 3:8; Чис 13:30; Нав 3:10; 9:1). В Нав 1:4 говорится о "всей земле Хеттеев". Из 1Цар 26:6 следует, что во время бегства Давида от Саула среди людей Давида находился хеттеянин -> Ахимелех. Известен и -> Урия Хеттеянин, муж Вирсавии (2Цар 11). В 3Цар 10:29; 4Цар 7:6 говорится о "царях Хеттейских". Из 3Цар 11:1 известно о хеттеянках, живших в гареме Соломона. Х. упоминаются также в ассир. и вавил. текстах. На аккад. языке их называли хатти, а на евр. - хиттим. Значит. больше узнать о хеттах помогли раскопки археолога Х.Винклера, провед. им в 1906-1907 гг. в Богазкёе, в 150 км вост. Анкары. В древней Хаттусе, столице царства Х. в Малой Азии, был обнаружен архив, содержащий прим. 20 тыс. глиняных табличек. Однако, несмотря на эти открытия, остается нерешенным вопрос об отношении библ. Х., жителей Ханаана, к Х. Малой Азии. Наиболее приемлемой представляется версия, что ханаанские Х. принадлежали к группе народов, имевших общее название "хетты". В частности, исследователи установили интересный факт: ни по языку, ни по происхождению Х. не составляли единого целого. В Малой Азии из местного населения неизвестной этнич. принадлежности выделяется группа племен индоевроп. происхождения. К ним относятся лувийцы и неситы, из к-рых в Cреднем и Новом хеттских царствах образовался правящий класс.

II. ЯЗЫК. Среди надписей на глиняных табличках, найденных в Богазкёе, были и тексты на хеттском языке - родном языке представителей этого правящего класса. Хеттский язык включал в себя лексику разных языков индоевроп. происхождения с элементами малоазийских языков. Клинопись, к-рой были записаны тексты, называют неситской; ученым удалось ее расшифровать, так же, как и хеттские иероглифы.

III:
1) ИСТОРИЯ Х. прослеживается прим. с 3000 г. до Р.Х. В начальный период хеттской истории существовало множество мелких городов-государств, во главе к-рых стояли цари. Прим. с 2000 г. до Р.Х. (к этому времени относятся т.наз. каппадокийские глиняные таблички, 3 тыс. к-рых было найдено при раскопках в Малой Азии) здесь появляются поселения ассир. торговцев. Поселенцы поддерживали связи с родиной и находились под ее защитой. Вторжение неситов вынудило ассирийцев вернуться на родину. Прим. в 1600 г. до Р.Х. власть неситов распространилась и на сев. часть Сирии. Возникло Среднее царство Х. При царе Мурсилисе I, ок. 1560 г. до Р.Х., неситы положили конец амор-рейской династии в Вавилоне (-> Вавилония). Ученые не располагают сведениями о после-дующем периоде истории Х., что объясняется завоеванием Малой Азии другими народами, в частности хурритами (библ. хорреями);
2) к концу XVI в. до Р.Х. хетты восстановили мощь своего гос-ва, расцвет к-рого пришелся на время существования Новохеттского царства (1500-1200 гг. до Р.Х.). Началась борьба с Египтом за власть над всем Ближним Востоком. Известно, что в 1296 г. до Р.Х. произошла битва при Кадеше (на р. Оронт) между египтянами, под командованием фараона Рамсеса II, и Х., возглавляемыми царем Муваталлисом. В этом сражении войско Рамсеса оказалось на грани полного разгрома (-> Египет). Около 1284 г. до Р.Х. между Египтом и Хеттской державой был заключен "вечный договор" (пакт о ненападении). Около 1200 г. до Р.Х. хеттская столица Хаттуса была разрушена, вероятно, "народами моря", нашествие к-рых с трудом отражал и Рамсес III. С 1200 по 717 гг. до Р.Х. на севере Сирии продолжали существовать различные государства Х. Одним из наиб. известных было царство Каркемиш (библ. Кархемис) на Евфрате, к-рое в 717 г. до Р.Х. завоевали ассирийцы.

IV. Х. поклонялись множеству богов: сами Х. говорят о тысяче своих богов. Наиб. почитаемой была богиня солнца, к-рой поклонялись жители города Аринны. Из богов наиб. влиятельным был бог молнии и грома Тешшуб. У Х. существовало множество магич. об-рядов, они широко практиковали заклина-ния и колдовские приёмы. Особо следует упомянуть найденные в Богазкёе тексты законов, имеющих общие моменты с Законом Моисея (-> Авраам, VI).

Хеттура
Хеттура [евр. Кетура, "окутанная благовонием"], вторая жена -> Авраама, на к-рой он женился после смерти Сарры (Быт 25:1-6). Ее сыновья и внуки перечислены в 1Пар 1:32 и след.

Хефер
I:
1) сын Галаада из колена Манассии; его потомки составили род Х. (Чис 26:32; 27:1);
2) сын Ахшура, отца Фекои из колена Иуды (1Пар 4:5 и след.);
3) уроженец Махеры, один из храбрых у Давида (1Пар 11:36).

II. Ханаан. город, имевший собств. царя (Нав 12:17); Х. входил в третий адм. округ Соломона (3Цар 4:10). Ученые полагают, что Х. находился на месте совр. Ибсара, располож. в долине Вади-эль-Хаварит, что простирается на равнине Шарон (Сарон), или на месте совр. Тул-Карма, юж. Сохо (Сокхофа).

Хефциба
Хефциба [евр. Хейци-Вах, "к ней мое расположение"], мать царя Манассии (4Цар 21:1)

Хецрой (Хецрай)
Хецрой (Хецрай) [евр. Хецро, Хецрай, "стройный"], -> кармилитянин, один из храбрых у Давида (2Цар 23:35; 1Пар 11:37).

Хецрон (Есром)
Хецрон (Есром) ("стройный").

I:
1) третий сын Рувима (Быт 46:9; Чис 26:6); его потомки образуют один из родов рувимлян;
2) сын Фареса, внук Иуды (Быт 46:12). Его потомки, образующие один из родов в колене Иуды (Чис 26:21), перечислены в 1Пар 2:9 - 3:24; 4:3-7. К ним относятся Давид и представители цар. рода Иудеи.

II.
Местность на юж. границе удела Иуды, находящаяся зап. Кадес-Варни (Нав 15:3). Местоположение неизвестно.

Хешмон
Хешмон, город в уделе Иуды (Нав 15:27), располагавшийся между -> Хацар-Гаддой и -> Веф-Палетом. Его местоположение неизвестно.

Хиддекель
Хиддекель -> Тигр (Хиддекель).

Хидон
Хидон [возм., "копье (для метания)"], название гумна (1Пар 13:9), к-рое находилось на пути из Кириаф-Иарима в Иерусалим. Здесь Господь поразил Озу смертью за то, что тот протянул руку к ковчегу завета. В 2Цар 6:6 это место названо "гумно Нахоново". Его местонахождение неизвестно.

Хижина
Хижина -> Дом, строительство дома -> Шатер -> Скиния.

Хизкий
Хизкий [евр. Хизки, кр. ф-ма от Езекии - евр. Хизкия], вениамитянин, сын Елпаала (1Пар 8:17).

Хилен
Хилен -> Холон.

Хилеон
Хилеон [евр. Килйон], младший сын Елимелеха и Ноемини, муж Орфы (Руфь 1:2,5).

Химам
Химам, селение близ Вифлеема, упомянутое в Иер 41:17.

Химафей
Химафей [евр. Хамати]. В Синод. пер. (Быт 10:18) Х. - имя одного из сыновей Хама, однако в большинстве совр. переводов слово Хамати обозначает жителей Хамата (библ. Емафа).

Хиннареф
Хиннареф -> Киннереф.

Хиннароф
Хиннароф -> Киннереф.

Хиос
Хиос, остров зап. Смирны. Во время своего третьего миссионерского путешествия ап. Павел направился из Митилины в Самос, плывя между Х. и побережьем (Деян 20:15).

Хира
Хира, ханаан. друг -> Иуды (1), родом из Одоллама (Быт 38:1,12).

Хирам
Хирам [кр. ф-ма от Ахирама, "(мой) брат возвышен"]:
1) царь Тира (-> финикийцы), к-рого называют Хирамом I (в отличие от другого тир. царя Хирама, правившего во вре-мена Кира). В Библии Х. упоминается как друг Давида и его сына Соломона. Еще до рождения Соломона (см. 2Цар 7) Х. поставлял Давиду древесный материал, посылал своих плотников и каменщиков для строит-ва дворца в Иерусалиме (2Цар 5:11). Х. оказывал Соломону помощь в сооружении храма (3Цар 5) и, согл. 3Цар 9:10 и след., был еще жив через 24 года после вступления Соломона на престол (сооружение храма началось на 4-м году царствования Соломона). Это противоречит данным Иосифа Флавия, к-рый говорит лишь о 34 годах царствования Х., восшедшего, по его словам, на престол 19-летним, что опять же исключает продолжительное совместное правление с его отцом Авиваалом (Абибалом). Вероятно, даты, к-рые Иосиф Флавий заимствовал у Дия и Менандра, оказались неточными. Х., согл. их данным, царствовал в 979-945 гг. или (согл. У.Ф.Олбрайту) - в 969-936 гг. до Р.Х. Он ежегодно поставлял Соломону для строит-ва храма кедр и кипарис в обмен на 20 тыс. коров пшеницы и 20 тыс. коров (780 гектолитров) оливкового масла (3Цар 5:8 и след.; 2Пар 2). Кр. того, Соломон получил от Х. золото, общий вес к-рого составил сто двадцать талантов (ок. 4000-4400 кг). По окончании строит. работ Соломон в благодарность за услуги предложил Х. 20 городов в Галилее. Но тирский царь, осмотрев их, отказался от подарка. Отсюда название этой земли - Кавул; значение этого названия не установлено (3Цар 9:10-14). Х. помог Соломону и при оснащении морской экспедиции в Офир (ст. 26-28; 2Пар 8:17 и след.). Полагают, что впоследствии Соломон выплатил Х. долги и выкупил города, к-рые были отданы в залог, на что, видимо, указывает 2Пар 8:2. Х. расширил пределы Тира и украсил его постройками. Выступив в союзе с Израилем, он, не забывая о собств. интересах, помог Давиду и Соломону во многих их начинаниях;

2) сын некой вдовы из колена Неффалима. Отец Х. был родом из Тира (3Цар 7:13 и след.); в 2Пар 2:13 и след. его матерью названа "женщина из дочерей Дановых". Возм., она была родом из Дана, города, находившегося недалеко от удела колена Неффалима, и в первом браке была замужем за израильтянином из колена Неффалима, а во втором - за неким тирянином. Х. был сыном от второго брака и проживал в Тире; он, как и его отец, выполнял работы по меди при отделке храма Соломона (3Цар 7:13-17; 2Пар 4:11-16).

Хитрость, хитрый
Хитрость, хитрый. Х. служит для сокрытия злого умысла (Исх 1:10; Нав 9:3 и след.). Мастер Х. - сатана, к-рый под личиной друга совращает людей к непослушанию Богу (Быт 3:1-7; Еф 6:11). Х. исходит от дьявола, а коварный человек - сын дьявола (Деян 13:10).

Хиттимские острова
Хиттимские острова -> Киттим, земля Китийская, острова Хиттимские.

Хифлис
Хифлис, селение в уделе Иуды, в Шефеле (Нав 15:40). Х. отождествляли с Хирбет-эль-Макхазом, лежащим в 30 км зап. Хеврона, а также с местом вблизи Еглона или Бейт-Джибрина (Елевферополя).

Хлеб
I. ХЛЕБ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ
Х. с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; 14:18; 21:14 и др.). В 2Цар 9:7 под "Х." подра-зумевается еда в целом, так же как и в молитве "Отче наш": "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Мф 6:11; ср. также Лев 26:5; Пс 36:25; 103:15; Ис 30:20; 58:7). Единственно известный вначале ячменный Х. (Суд 7:13; 4Цар 4:42) позднее становится пищей исключит. бедняков, а пшеничный, доступный ранее лишь зажиточным людям, получает всеобщее распространение. Выпечкой Х. занимались домашние хозяйки, к-рые для тяжелой работы привлекали служанок или рабынь. Профессиональные пекари были исключением, хотя они встречались не только в Египте (Быт 40:1) или в Римской империи, но и в Израиле во времена правления царей (1Цар 8:13; Ос 7:4 и след.); так, в Иер 37:21 упоминается "улица хлебопеков".

II. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБА
Х. выпекали, как правило, женщины (Быт 18:6; 1Цар 8:13; Иер 7:18). Для этого они каждое утро в своих домах мололи зерно (-> Мельница, молоть), затем в глиняной или каменной квашне замешивали на воде муку, клали соль и добавляли закваску. Был известен также пресный Х. (Исх 12:8,17; 23:15; 34:18; Втор 16 и т.д.). После того как тесто подходило, из него, как правило, лепили плоские круглые лепешки диаметром 30-50 см и посередине протыкали пальцем. После выпечки лепешки, имевшие теперь толщину от 2 мм до 1 см, легко разламывались пополам; их не разрезали (Мф 14:19). Кр. того, существовали более длинные и толстые буханки, хотя, видимо, их выпекали значит. реже.

III. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
Простейший способ выпечки Х. заключался в том, что лепешки из теста клали на камни, предварит. раскаленные на костре (см. "печеная лепешка" в 3Цар 19:6), или в горячую золу (Ис 44:19). Обычно использовались противни, сначала глиняные, позднее металлические. Их ставили на раскаленные камни, а сверху на них клали лепешки, к-рые через нек-рое время перево-рачивали (Лев 2:5; 6:21; Ос 7:8). Этот способ выпечки Х. широко распространен и в наст. время. Печи были двух видов. Первый представлял собой печную яму, вырытую в форме перевернутого котла с закрывающимся сверху отверстием. Печи второго вида сооружались на поверхности земли. В раскаленную печь лепешки через отверстие клали на внутр. перегородку, где они и выпекались. О том, как в печи поступал воздух, точных сведений нет. Из-за дыма печи делали не в жилых домах, а в непосредств. близости от них, в специальных пекарнях. Благодаря большим размерам печей в них могли печь Х. одноврем. до десяти женщин. Иногда для улучшения вкуса лепешек при выпечке использовалось масло.

IV. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА
В Пс 103:15 о Х. говорится, что он укрепляет сердце человека; Сам Иисус метафорич. называет Себя Х. Божьим или "хлебом жизни, Который сходит с небес" (Ин 6:33,35,41,50 и след.,58). Этим Иисус говорит, что решающим условием для обретения вечной жизни является связь с Ним, вера в Него. Т.о., выражение "вкушать хлеб" (Лк 14:15) означает единение за общей трапезой в Царстве Божьем. Во время Вечери Господней Иисус назвал Своим телом Х., принимаемый Церковью (Мф 26:26). Этот Х. символизирует единство Церкви, достигнутое жертв. смертью Иисуса и постоянно подтверждаемое и свидет-вуемое (1Кор 10:16 и след.; 11:26). Упоминание Х. в сочетании с вином (Быт 14:18) служит указанием на пышный пир, а в сочетании с водой (Притч 25:21; Иез 12:18) означает простую, но сытную пищу. Слова "отпускай", "де-ли хлеб свой" выражают призыв к щедрой благотворит-ти (Еккл 11:1; Ис 58:7). Однако уже в ВЗ, где подчеркивается, что Бог заботится о человеч. благополучии (Исх 16:8; 23:25; Лев 26:5), говорится о том, что "не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор 8:3). Но духовную пищу дано вкусить лишь тем, кто верует в Иисуса.

Хлеб предложения, стол для хлебов предложения
Хлеб предложения, стол для хлебов предложения (досл. "хлеб перед лицом").
I. Х.П. - это 12 хлебов, улож. в два ряда, по 6 в ряд, на особом столе в святилище вместе с ливаном (ладаном) (Лев 24:6 и след.). Число 12 соответствовало 12 коленам Израиля. Х.П. пекли левиты. Каждую субботу хлебы от предыдущего приношения заменяли свежими, а прежние ели священники в святилище (Исх 25:30; Лев 24:5,9). Согл. 1Пар 9:32, левиты из рода -> Каафа должны были надзирать за Х.П. и отвечать за их изготовление (см. 1Пар 23:29; 2Пар 13:11). Священник из Номвы отдал Х.П. Давиду, когда тот спасался бегством от Саула (1Цар 21:4 и след.). Об этом Иисус напомнил фарисеям, когда порицал их закоснелое законничество (Мф 12:1-4).

II:
1) стол для Х.П. стоял в -> скинии, на сев. стороне, в помещении, называемом Святое, напротив светильника (Исх 40:22). Он был дл. в 2 локтя, шир. в 1 локоть и выс. в 1,5 локтя. Стол был изготовлен из дерева -> ситтим и покрыт пластинами из чистого золота. Его край был обнесен золотым венцом. Стол окружали стенки шириной в ладонь, предположит. на середине высоты или внизу, вокруг ножек стола. В углах стола, у ножек, были укреплены золотые кольца, через к-рые продевались позолоч. шесты из дерева ситтим. Ког-да стол несли, его держали за эти шесты (Исх 25:23-30). Во время -> странствования в пустыне левиты должны были нести стол Х.П., соблюдая точные предписания (Чис 4:7 и след.);
2) в то время как в 3Цар 7:48; 2Пар 29:18 говорится только об одном столе для Х.П., в 1Пар 28:16; 2Пар 4:19, где речь идет о -> храме Соломона, упоминается несколько таких столов, очевидно десять (ст. 8), в соотв. с десятью светильниками (ст. 7). Но, видимо, лишь один из них служил для Х.П. Во втором храме стол для Х.П. был изготовлен заново во время восстания Маккавеев (1 Мак 4:49), после того как первый стол исчез при разграблении, учин. Антиохом Эпифаном (1 Мак 1:23). Стол Х.П. из Иродова храма был привезен Титом в Рим, его изображение поместили на триумф. арке Тита;
3) к принад-лежностям стола для Х.П. относились след. предметы: -> блюда, на к-рых, видимо, подавали хлебы, кадильницы (-> Сковорода) для воскурения -> ливана, винные чаши и кружки для совершения жертвы возлияния (Исх 25:29; Чис 4:7).

Хлебная ржавчина (ржа)
Хлебная ржавчина (ржа), болезнь, поражающая зеленые злаки, вызывается грибками, споры которых покрывают колосья черным, коричневым или красноватым нале-том. На пораженных ржавчиной колосьях зерна не развиваются. Во Втор 28:22; 3Цар 8:37; 2Пар 6:28; Ам 4:9; Агг 2:17 хлебная ржавчина названа Божьей карой.

Хлебное приношение
Хлебное приношение -> Жертва.

Хлебодар, хлебопек
Хлебодар, хлебопек -> Хлеб.

Хлев
Хлев -> Животноводство.

Хлоя
Хлоя ["зеленая (трава)"]. От "Хлоиных (домашних)" Павел узнал о спорах внутри общины в Коринфе (1Кор 1:11). Эти "Хлоины" были, вероятно, рабами или вольноотпущенниками, а Х. - неизвестная женщина, к-рая могла жить в Эфесе (где Павлом было написано Первое послание к Коринфянам, см. 16:8) или в Коринфе; неясно, была ли она христианкой.

Хова
Хова, город "по левую сторону" (т.е. к северу) от Дамаска (Быт 14:15). Прим. в 80 км от Дамаска было обнаружено место с источником, к-рый и поныне называется Х. В док-тах из архива Телль-Амарны также упоминается некая местность с названием Убе, к-рую ученые отождествляют с Х.

Ховав
Ховав (от евр. "быть хитрым" или "любить"), мадианитянин, сын Рагуила, брат Сепфоры и родственник Моисея (Чис 10:29). По просьбе Моисея, Х. сопровождал израильтян в качестве проводника во время их странст-вования по пустыне. В Ханаане Х. со своим семейством поселился в уделе колена Иуды, к югу от Арада; его потомки, -> кенеяне, оставались там вплоть до времен Саула и Давида (Суд 1:16; 4:11; 1Цар 15:6; 27:10; 30:29).

Ховаия
Ховаия -> Хабайя (Ховаия).

Ховар
Ховар [вавил. нару кабару], большой канал в Вавилонии, на берегах к-рого поселились иуд. переселенцы (Иез 1:1; 3:15). Предположит. речь идет о судоходном естеств. протоке Евфрата вблизи Вавилона, совр. Шатт-эн-Ниле.

Хогла
Хогла ("куропатка"), дочь -> Салпаада из колена Манассии (Чис 26:33; 27:1; 36:11; Нав 17:3).

Ходатай
Ходатай, один из возм. переводов греч. слова параклетос "помощник", "защитник, выступающий в суде на стороне истца или ответчика". В Ин 14:16,26; 15:26; 16:7 это слово переводится как "утешитель". Согл. 1Ин 2:1, Иисус Христос ходатайствует за нас перед Своим небесным Отцом. -> Посредник.

Ходатайство
Ходатайство -> Молитва.

Ходеша
Ходеша [евр. Ходеш, "новая луна"], жена вениамитянина Шегараима (1Пар 8:9).

Ходить
I:
1) в ВЗ слово "Х." употребляется только в прямом значении (Быт 17:1; Ис 40:31). В НЗ оно становится синонимом глагола "жить" (Ин 8:12; 2Кор 5:7; Флп 1:27; Кол 3:7);
2) поскольку Библия рассматривает всю человеч. жизнь как продвижение вперед в определ. направлении, это слово становится часто употребляемым библ. обозначением общего поведения человека на его жизнен. -> пути. Глубокий взгляд на жизнь, присущий Библии, показывает, что люди не пребывают в покое, а постоянно находятся в движении и к чему-либо стремятся. "Хождение" является одним из основных понятий библ. этики;
3) силы, которые влияют на "хождение" человека, мо-гут быть судьбоносными; человек может ходить в страхе или во тьме (Пс 137:7; Ис 50:10; 59:9; Иез 28:14). Но и в этих местах Свящ. Писания речь не идет о "роке" в др.-греч. или совр. понимании. Здесь говорится об определ. с т.зр. нравственности силах, к-рые в общем виде могут быть определены словами "свет" и "тьма" (Ис 2:5; 9:1; Ин 8:12; 1Ин 1:6 и след.; Откр 21:24). Конкретно о них может говориться как об "истине", "любви", "правде" (3Цар 3:6; Пс 25:3; Ис 33:15; 38:3) или как о "нечистоте", "злой похоти" и "любостяжании" (ср. Кол 3:5-7). И там, где люди ходят в ожесточении своих сердец (Иер 23:17; ср. Втор 29:18; Иер 3:17; 18:12), они на деле подчинены силам зла.

II:
1) просветл. ясность приходит в жизнь человека, как только ему открывается живой Бог. С этого времени вся этика может быть выражена с помощью слов "ходить пред Богом" (Быт 17:1; 24:40) или "достойно Бога" (Флп 1:27, в Синод. пер. - "живите достойно благовествования Христова"). Люди, знающие Бога, могут попросить Его указать им путь, по к-рому они должны идти (Исх 18:20; Пс 31:8; 85:11; Иер 6:16). Для народа Израиля это "хождение пред Богом" было воплощено в -> Законе. Поэтому ВЗ говорит: "Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь" (Втор 5:33; Иер 7:23), или "соблюдайте заповеди Божии" (Исх 16:4; Лев 18:4; 26:3; 3Цар 6:12; 8:61; Неем 10:30; Иер 32;23; Иез 36:27; Зах 3:7), или "ходите Его путями" (3Цар 11:38; 4Цар 21:22; Пс 118:3; Иер 7:23);
2) в НЗ также присутствуют определ. указания о праведном хождении пред Богом (Еф 2:10; 1Пет 1:15). Необходимо знать, что если источник неправедной жизни содержится в плотском существе человека, то источник и сила новой жизни пред Богом - это не собств. (изнач. тщетные) усилия человека, подчин. Закону, а его исполненность Св. Духом. "Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем", "если мы живем духом, то по духу и поступать должны" - таковы основные новозаветные нормы (2Кор 10:2-4; Гал 5:25). Вместе с тем это "хождение", т.е. жизнь во Христе (Кол 2:6; 1Ин 2:6; ср. также Рим 13:14; Еф 4:22-24), - это и совершение дел, к-рые Бог предназначил исполнять верующим (Еф 2:10);
3) чтобы люди могли праведно ходить пред Богом, им даны примеры, к-рые более наглядно, чем теоретич. выкладки, демонстрируют праведную жизнь, являясь одноврем. помощью верующим (3Цар 3:3; 4Цар 22:2; 2Пар 11:17; 1Тим 4:12). Самым высоким примером является Сам Иисус (1Ин 2:6);
4) сущ. "хождение" подводит итог всему сказ. Сколь разными не казались бы отдельные дела человека, его жизнь в конечном итоге становится либо "злым, суетным, нечестивым и безбожным" (Иер 23:22; 44:22; 1Пет 1:18; Иуд 15), либо "святым, целомудренным, добрым, божест-венным" хождением пред Богом (1Пет 1:15; 3:16; 2Пет 3:11; Иак 3:13).

Хозева
Хозева (от евр. "лгать", "обманывать"), город в уделе Иуды, в местности Шефела (1Пар 4:22), предположит. тождествен Хезиву (Быт 38:5) и Ахзиву (Нав 15:44); возм., это совр. Хирбет-Кувейциба, находящийся в 10 км сев.-вост. Хеврона.

Холм Божий
Холм Божий -> Гива (5).

Холм обрезания
Холм обрезания [евр. Аралот, "крайние плоти"]. В Нав 5:3 Х.О. назван холм вблизи того места, где израильтяне впервые расположились станом после того, как перешли че-рез р. Иордан (-> Галгал). Здесь Иисус Навин приказал подвергнуть обрезанию всех молодых израильтян, родившихся во время странствования в пустыне.

Холм Финееса
Холм Финееса -> Гива (4).

Холон
Холон, город в уделе Иуды, переданный священникам (Нав 15:51; 21:15). В 1Пар 6:58, вероятно, в результате ошибки переписчика он назван Хиленом. Предположит. - это совр. Хирбет-Алин, в 2,5 км сев.-вост. Адоллама.

Хонания
Хонания [евр. Конаньяху, "Господь укрепил, дал силы"]:
1) левит, к-рый во времена Езекии был ответственным за приношения, десятины и пожертвования (2Пар 31:12 и след.);
2) один из начальников левитов во вре-мена Иосии (2Пар 35:9).

Хор-Агидгад (Гудгод)
Хор-Агидгад (Гудгод), место, где израильтяне располагались станом во время -> странствования в пустыне (Чис 33:32 и след.; Втор 10:7). Его местонахождение неизвестно, хотя упоминаемые в Библии названия местностей позволяют предположить, что речь идет о горных районах зап. Аравы.

Хоразин
Хоразин, город, к-рому Иисус высказал Свой укор, ибо его жители не покаялись, видя чудеса, совершенные Им (Мф 11:21; Лк 10:13). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Х. был заброшенной деревней в двух стадиях от Капернаума. Сегодня это Хирбет-Керазе, в 3 км сев. Капернаума - это развалины среди пустынного ландшафта. Руины свидет. о том, что некогда здесь был большой город с роскошной синагогой. Среди обретенных здесь находок - каменное почетное сиденье из синагоги, т.наз. "Моисеево седалище" (Мф 23:2), и столб, очевидно, предназнач. для ларца, в к-ром хранилась Тора.

Хораф
Хораф, приток Иордана (3Цар 17:3,5), около к-рого вороны кормили пр. Илию. Возм., это совр. Вади-эль-Ябис, вост. приток Иордана, впадающий в него прим. в 12 км юго-вост. Бейт-Шеана (библ. Беф-Сана).

Хорашан
Хорашан [евр. Бор-Ашан, "коптильня"], город на юге удела Иуды (1Цар 30:30), возм., идентичный -> Ашану (1).

Хорем
Хорем, укреп. город в уделе Неффалима, местоположение к-рого точно не известно (Нав 19:38).

Хори
Хори (возм., аккад. "ребенок"):
1) сын Лотана, внук -> хоррея Сеира (Быт 36:22; 1Пар 1:39);
2) отец израил. соглядатая Сафата (Чис 13:6).

Хорив
Хорив (возм., "засуха", "запустение"), гора Божья (Исх 3:1; Втор 1:6; 4:10; 3Цар 8:9; 19:8; Пс 105:19). Если судить по перечисленным стихам Библии, то Х. является вторым названием горы -> Синай. Однако Х. упоминается уже в Исх 17:6, а рассказ о том, как израильтяне через Рефидим (ст. 8) подошли к Синаю, приведен только в Исх 19:1 и след. Но ни здесь, ни в других местах о Х. не говорится как об отдельной горе; в Исх 17:6 упоминается "скала в Хориве", поэтому нек-рые ученые предполагают, что название "Х." обозначает горную местность с главной вершиной Синай. Такое решение вопроса кажется самым простым, тем более, что в евр. языке по-нятия "гора" и "горная местность" обозначаются одним словом.

Хорма
Хорма (значение связано с понятием "подвергать кого-либо изгнанию, заклятию"), город на юге удела Иуды (Чис 14:45; 21:3; Нав 15:30; 1Цар 30:30), древний Цефаф (Суд 1:17) и, возм., совр. Хирбет-эль-Месас, располож. юго-вост. Беэр-Шевы. Поскольку в Нав 12:14; Суд 1:16 и след. Х. упоминается вместе с -> Арадом, то "место" (Чис 21:3), к-рое израильтяне назвали Х., не может быть тождественно Араду, как полагают нек-рые исследователи. Возм., название "Х." прилагается здесь ко всей области вокруг Арада или к месту решающего сражения.

Хоровод
Хоровод -> Танец, пляски, хоровод, ликование.

Хоронаим (Оронаим)
Хоронаим (Оронаим) ("дыра", "нора"), город в Моаве (Ис 15:5; Иер 48:5), возм., совр. Эль-Арак, в 12 км юж. Кир-Харешета. Здесь берет свое начало ручей Эн-Нумера, название к-рого созвучно названию "Нимрим" (Ис 15:6; Иер 48:34).

Хоронит
Хоронит, прозвище -> Санаваллата (Неем 2:10,19), к-рое говорит о нем как о человеке из Беф-Орона либо из Хоронаима. В последнем случае Санаваллат был бы -> моавитянином. В пользу первого предположения вы-сказывается Иосиф Флавий, называющий его -> самарянином.

Хорошие Пристани
Хорошие Пристани [греч. калой лименес, "красивые бухты" или "гавани"], стоянка судов у юж. берега Крита (Деян 27:8) вблизи города Ласеи.

Хорреи
Хорреи упоминаются в ВЗ как жители Ханаана (Быт 14:6; 36:20 и след.,29 и след.; Втор 2:12,22). Они жили на горе Сеир и были изгнаны оттуда потомками Исава, -> эдомитянами. Евр. название Х. - хори - истолковывалось ранее как "обитатели пещер" или отождествлялось с хару, егип. обозначением жителей Сирии и Палестины. Однако нек-рые ученые высказывали предположения, что слово "Х." связано со словом харри, встречающимся в надписях Богазкёя (-> Хеттеи). В наст. время Х. отождествляют также с хурритами, родиной к-рых была тер., находящаяся юж. Кавказских гор. Ок. 2400 г. до Р.Х. хурриты вторглись в Северную Месопотамию, прежде всего в земли, располож. вост. Тигра. Позднее они ассимилировались с ассирийцами, жестокость и воинственность к-рых иногда объясняют их смешением с хурритами. Памятники хурритской пись-менности, обнаруженые при раскопках в Телль-Амарне, Богазкёе, Рас-Шамре и Мари, дали много нового и интересного для исторической науки. Важнейшие для понимания библ. текстов хурритские источники пред-ставлены глиняными табличками из города Нузы, в Сев. Месопотамии. Они относятся к XV в. до Р.Х. - тогда Нуза входила в гос-во Митанни - и позволяют по-новому взглянуть на многие подробности из жизни патриархов. Царству Митанни, располагавше-муся в верхнем течении Евфрата, где хурриты составляли преобладающий элемент, удалось в период между 1450-1350 гг. до Р.Х. подчинить себе Ассирию. Правители Митанни вели также войну с Египтом, но позднее, подвергшись совместному нападению хеттов и ассирийцев, они стали искать помощи у Египта. Закат царства Митанни приходится на время правления ассир. царя Салмана-сара I (ок. 1274-1245 гг. до Р.Х.).

Хоса
Хоса:
1) левитский привратник из рода Мерари, современник Давида (1Пар 16:38; 26:10 и след.,16);
2) город на сев. границе удела Асира, вблизи Тира (Нав 19:29); по мнению Дальмана, - совр. Рашидия, находящаяся в 4 км юж. Тира.
Хофам
Хофам [евр. Хотам, "печать"]:
1) израильтянин из колена Асира, внук Берии (1Пар 7:32);
2) -> ароерянин, два сына к-рого названы в Библии среди храбрых у Давида (1Пар 11:44).
Храм
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
В Библии Х. [лат. templum, "помещение, посвящ. божеству"] - это святилище Господа в -> Иерусалиме. Евр. слово хехал означает прежде всего "роскошный шатер" или "великолепное здание", при этом подразумевается дворец вост. властителя; иногда слово хехал используется в этом значении и по отношению к Иерусалимскому Х. (Ис 6:1; Мал 3:1). В греч. языке для обозначения Х. употребляются слова гиерон ("святилище"; Мф 4:5; 21:12; Мк 14:49) или наос ("храм"; Лк 1:9). Иногда о нем говорится как о "святом храме" (Авв 2:20), многокр. - как о "доме Господнем" (3Цар 8:10) или как о "доме Божием" (2Пар 5:14).

II. ХРАМ СОЛОМОНА
1) МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ.
Соломон построил Х. на горе Мориа (2Пар 3:1) или Сион (Пс 64:2; 134:21), на том месте, к-рое было указано Давиду Господом (2Цар 24:18). Это место - плоская часть возвышенности, назв. в Иер 21:13 "скалой равнины", - единственная относит. ровная площадка в Иерусалиме. Ныне она носит название Харам-эш-Шериф - "возвышенное святилище". Совр. размеры площадки - 500 х 300 м, но первонач. она была меньше. Ее центр. часть представляет собой ровное возвышение, приподнятое на несколько метров над остальной плоскостью; на нем стоит "святая скала" - скальный блок дл. 17,4 м, шир. 13,2 м и выс. 1,8 м. Вероятно, здесь находился жертвенник всесожжения Х. Соломона. Т.о., исследователи получают точку отсчета при определении положения Х. на Храмовой горе;

2) СТРОИТЕЛЬСТВО.
Давид пожелал построить дом Господу (2Цар 7), но смог лишь заготовить для возведения Х. дорогостоящий строит. материал и подготовить чертежи (1Пар 28:11 - 29:8). Строит-во же Х. Господь поручил его наследнику (1Пар 28:3,6). Соломон заручился помощью финик. строителей и мастеров по обработке металла (3Цар 5:1 и след.; 7:13 и след.). Строит. лес доставлялся по морю (3Цар 5:9;); ка-менные блоки обтесывались с такой точностью, что на месте их достаточно было ставить, не подгоняя, один к другому (3Цар 6:7). Строит-во продолжалось семь лет, со 2-го месяца 4-го года (967 г. до Р.Х.; 3Цар 6:1) до 8-го месяца 11-го года царствования Соломона (961 г. до Р.Х.; ст. 38). Освящение Х. в 7-м месяце (3Цар 8:2), согл. нашему совр. ка-лендарю, относится к след. году (960 г. до Р.Х). Как и при освящении -> скинии (Исх 40:34 и след.), при освящении Х. явилась слава Божья и наполнила здание (3Цар 8:10 и след.);

3) АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕР:
а) Х. Соломона не был очень большим сооружением: 60 локтей (-> Единицы длины, площади, объема и веса, I,1) в дл., 20 локтей в шир. и 30 в выс. (3Цар 6:2), т.е. 31,5 х 10,5 х 15,75 м. Он был всего лишь вдвое больше -> скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед Х. находился притвор шир., как и Х., в 20 локтей и 10 локтей в глубину (ст. 3). Х. огибала трехъярусная пристройка. Нижний ярус пристройки был шир. в 5 локтей, средний в 6, а верхний в 7 локтей (ст. 5,6). Входом в Х. служила боковая дверь, а внутри его наверх вели круглые лестницы (ст. 8). На каждом ярусе располагался ряд боковых помещений, где хранились храмовая утварь, сокровища и запасы (-> Сокровищница, хранилище). Выше этой пристройки, имевшей выс. в 5 локтей (ст. 10), в стенах Х. были сделаны решетчатые окна, служившие, вероятно, прежде всего для вентиляции (ст. 4). Крыша была плоской, "обшитой кедровыми досками" (ст. 9), т.е., вероятно, на поперечные балки были уложены продольные доски. Все сооружение с пристройками занимало площадь размером 52 х 27 м. Стены Х. возводились из натур. камня (ст. 7), а внутри обшивались кедровыми досками (ст. 15); пол был настлан из кипарисовых досок (ст. 15), помещение Святого Святых также было обшито кедровыми досками (ст. 16). Здание Х. состояло из трех помещений: притвора, Святого и Святого Святых. Вход в Святое закрывала двустворчатая дверь из кипарисового дерева, каждая створка к-рой также состояла из двух половинок, так что дверь могла складываться (ст. 33,34). Святое и Святое Святых разделяла стена из кедровых досок (ст. 16), в к-рой была сделана дверь из масличного дерева; здесь же помещалась завеса, подобная завесе скинии (2Пар 3:14). Стены, двери и ворота Х. были украшены резными изображениями -> херувимов, пальм и цветов, драг. камнями (3Цар 6:29; 2Пар 3:6) и отделаны золотом, пол был покрыт золотыми листами (3Цар 6:21,30). В своем великолепии Х. должен был стать видимым отображением невидимой славы Божьей;
б) перед святилищем находились два двора, обнесенные стенами (3Цар 6:36; 7:12). Внутр., или "верхний", двор (Иер 36:10) был предназначен для священников (2Пар 4:9) и, вероятно, располагался выше, чем второй. При жертвоприношениях доступ сюда, вероятно, имели и израил. мужчины, в то время как внешний, или большой, двор всегда был открыт для народа;
в) на внутр. дворе находились медный жертвенник всесожжения (2Пар 4:1; -> Жертвенник всесожжения), возм., жертвенник скинии (см. 1Пар 21:29; 3Цар 8:4), литое из меди -> "море" (3Цар 7:23-26) и десять передвижных подстав с умывальницами (ст. 27-39; -> Умывальник, умывальница) и, наконец, справа и слева вход Х. украшали два медных столба (ст. 15-22; -> Воаз, 2 -> Иахин, 4);
г) в Святом помещался -> жертвенник курения, называемый также "золотым жертвенником" (3Цар 7:48); десять золотых семисвечных светильников - по пять на каждой продольной стороне (ст. 49); десять столов для хлебов предложения - по пять на каждой стороне (2Пар 4:8), причем хлебы предложения, вероятно, размещались только на одном столе (3Цар 7:48);
д) в Святом Святых находился -> ковчег завета, над к-рым возвышались два позолоченых -> херувима, вырезанных из масличного дерева (выс. по 10 локтей). Их лица были обращены к Святому, одно крыло каждого из них сходилось в середине с крылом другого, вторым крылом каждый из херувимов касался стены (3Цар 6:23-28; 2Пар 3:10-13).

III. ИСТОРИЯ ХРАМА
Х., по архитектуре и убранству, предметам обстановки и порядку богослужения во многом копировавший скинию, до смерти Соломона оставался центр. святилищем народа Израиля (3Цар 8:14). Затем Иеровоам I соорудил для Северного царства святилища в Вефиле и Дане (3Цар 12:26-29). Х. же разделил участь Иудейского царства: его сокровища были разграблены (3Цар 14:26; 4Цар 14:14) или в силу политич. необходимости розданы иноземным царям (4Цар 12:18; 16:8; 18:16). Периоды, когда Х. осквернялся идолослужением (4Цар 16:14,17; 21:7; 2Пар 24:7), сменялись периодами восстановления порядка, заповед. Господом (4Цар 12; 22:3-7; 2Пар 29), и наоборот. В конечном итоге привычные в устах израильтян ссылки на Х. потеряли всякий смысл, поскольку их дела полностью противоречили Божьим требованиям (Иер 7:4 и след.). Суд Божий над Иудейским царством завершился тем, что Х., просуществовавший почти 380 лет, в августе 586 г. до Р.Х. был разрушен -> халдеями (Вавилоном) (4Цар 25:8,9). -> Скиния (IV).

IV. ХРАМ ЗОРОВАВЕЛЯ
По возвращении евреев из плена перс. царь Кир издал указ о восстановлении Х. (Езд 1:2-4), и вернувшиеся вместе с -> Зоровавелем израильтяне нача-ли строит. работы (Езд 3:7 и след.). Прежде всего был восстановлен жертвенник (ст. 3). Однако из-за многочисл. трудностей дело вскоре застопорилось (Езд 4). Строит-во бы-ло продолжено лишь в 520 г. до Р.Х., а в 515 г. до Р.Х. состоялось освящение восстановл. Х. (Езд 6). О том, как выглядел этот Х., известно лишь следующее. Его выс. и шир. составляли по 60 локтей (ст. 3), т.е. по своим размерам он был больше, чем разрушенный. Важно отметить, что ковчега завета - знамения присутствия Господа - в новом Х. уже не было (Святое Святых было совершенно пустым). В Библии нигде не сказано, что при освящении этого Х. слава Господа наполнила его. В период войн -> Маккавеев Х. был разграблен и осквернен Антиохом Эпифаном (1 Мак 1:20 и след.,44 и след.,54 и след.; 2 Мак 6:2,5). Однако Иуда Маккавей распорядился восстановить его. Х. был заново укреплен и освящен (165 г. до Р.Х.; 1 Мак 4:36-61). С тех пор праздник обновления Х. (Ин 10:22) стал отмечаться ежегодно. Когда в 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван римлянами, их начальник Помпей, войдя в Святое Святых, оставил храмовые сокровища нетронутыми.

V. ХРАМ ИРОДА ВЕЛИКОГО
Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку Х., стремясь придать ему небывалое великолепие. Х. по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту, при этом ежедневные службы не прерывались. В новом сооружении дворы располагались один над другим террасообразно, а над всем этим возвышалось здание Х. Сам Х. и его дворы были обнесены мощной стеной (ее основание сохранилось до наших дней в "стене плача"). С зап. стороны находились главные входные ворота, через к-рые посетители сначала попадали во внешний двор, называемый также "двором язычников", - большую площадь, по периметру окруж. колоннами. На вост. стороне находился "портик Соломона" (-> Притвор Соломонов) (Ин 10:23; Деян 3:11; 5:12), на юж. - "царский портик"; в одном из этих портиков 12-летний Иисус сидел среди учителей (Лк 2:46). На северо-востоке комплекс Х. венчала мощная крепость, называемая Барис. Во времена Маккавеев она была обновлена, а при Ироде Великом укреплена и переименована в Антонию (Деян 21:34). От Храмовой площади к крепости вели ступени (ст. 35,40). Посреди двора язычников на возвышении располагался собственно коплекс Х., обнесенный низкой стеной. Здесь, на колоннах, помещались доски с надписями, запрещавшими неиудеям, под страхом смертной казни, проходить дальше (ср. Деян 21:28). Лестница из двенадцати ступеней вела наверх, и посетители могли попасть внутрь через девять ворот, четыре из к-рых выходили на север, четыре - на юг и одни на восток. Эти последние, "Красные ворота", были самыми великолепными (Деян 3:2,10 - в Синод. пер. - "двери"). Через них можно было пройти во "двор женщин". Круговая лестница из 15 ступеней вела дальше, во "двор израильтян", куда женщинам доступа не было. Возм., на этой лестнице Анна и Симеон встретили Иисуса и Его родителей (Лк 2:25-38). Двор израильтян был отделен земляной насыпью от "двора священников", где были жертвенник всесожжения и медное море. От жертвенника к притвору Х. вели двенадцать ступеней. С этой лестницы священники благословляли народ (Лк 1:22). К притвору примыкали Святое и Святое Святых. Между ними висела завеса, к-рая в момент смерти Иисуса разорвалась надвое (Мф 27:51). В 70 г. по Р.Х., всего через несколько лет после завершения строит-ва, Х. был разрушен рим. завоевателями. Захватчики проникли в здание через крепость Антонию в тот момент, когда сами израильтяне подожгли портики Х. Один из римлян, бросив горящую головню в сев. пристройку, поджег сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Х. рухнул. Храмовые сокровища погибли. От некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа Израилева знамением Божьего суда. После второго иуд. восстания имп. Адриан распорядился построить на месте иуд. Х. храм Юпитера Капитолийского (136 г. по Р.Х.). Евреям теперь было запрещено входить в город. Сегодня на храмовой террасе Харам-эш-Шериф стоит мечеть Омара, построенная арабами в 637 г., после захвата ими Иерусалима.

VI. ХРАМЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЕРУСАЛИМА
Кроме Иерусалимского, в разное время было построено еще три Х. для поклонения Господу:
1) Х. -> самарян на горе Гаризим. Точных сведений о его создании не сохранилось; он был разрушен во времена Маккавеев;
2) из текста папируса с о-ва Элефантины на Ниле стало известно, что здесь, еще до завоевания Египта персами (в 525 г. до Р.Х.), в иуд. воен. колонии существовал Х., к-рый был разрушен в 410 г. до Р.Х. и, вероятно, позднее не восстанавливался. Проходившие там богослужения имели нек-рые отклонения от порядка, принятого в Иерусалимском храме;
3) в Леонтополе (Нижний Египет) также был иуд. Х. По преданию, его построил в 170 г. до Р.Х. по образцу Иерусалимского Х. бежавший из Иерусалима первосвященник Ония; в 73 г. по Р.Х. римляне положили конец этому последнему месту иуд. богослужений.

VII. ХРАМ ИЕЗЕКИИЛЯ
После разрушения Соломонова Х. -> Иезекиилю в 573 г. до Р.Х. было видение о новом Х., в к-рый вернется слава Божья (Иез 43:1-7), покинувшая прежний Х. (Иез 10:19; 11:23). У комментаторов Библии возникают сомнения, можно ли видеть исполнение этого обетования в Х., построенном евреями после плена. Чаще всего это видение Иезекииля относят к многочисл. пророчествам о восстановлении Израиля, к-рые ждут своего свершения в конце времен.

VIII. ХРАМ БОЖИЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В новозаветные времена на место ветхозаветного Х. (ср. Деян 7:48-50) приходит -> Церковь, Тело Христово (Ин 2:19-21), живой и святой Х. Господень (Еф 2:19-22; 1Пет 2:5). -> Строительство, строить -> Скиния (VI) -> Идол, идолослужение (III).

Храмовая подать
Храмовая подать -> Подати (I) -> Меновщик.

Храмовая стража
Храмовая стража -> Сторож (хранитель) -> Левиты (III) -> Привратник (II).

Хранилище
Хранилище:
1) -> Сокровищница, хранилище;
2) со времени вавил. плена иудеи имеют обыкновение перед молитвой привязывать ремнями ко лбу и к руке две кожаные коробочки [евр. тефиллин]. К этим коробочкам, или Х. (Мф 23:5), люди относились как к амулетам. В коробочке, к-рую привязывают ко лбу, имеются четыре отделения, в которых хранятся четыре полоски пергамента с текстами из Закона: Исх 13:3-10; 13:11-16; Втор 6:4-9; 11:13-21. В коробочке, к-рая закрепляется на руке, находится одна полоска, содержащая все четыре текста. Основанием для ношения Х. стали буквально понимаемые иудеями места из Закона - Исх 13:9,16; Втор 6:8; 11:18. Надевая тефиллин, иудеи свидет-вуют о своей причастности к Богу Израиля.

Хризолит
Хризолит -> Драгоценые камни.

Христианин
Христианин. Последователи Иисуса Христа впервые были названы Х. в Антиохии Сирийской в 43 г. по Р.Х. (Деян 11:26). Несмотря на то, что первонач. это слово употреблялось противниками Благой Вести, вскоре оно стало общеупотребительным. Тем не менее в НЗ оно встречается еще только дважды (Деян 26:28; 1Пет 4:16).

Христос
Христос -> Иисус Христос.

Хуб
Хуб, народ, упоминаемый только в Иез 30:5. Он как-то связан с Египтом, и, вероятно, место его обитания следует искать вблизи границ этой страны.

Хуза
Хуза [евр. Куза, "кувшин", "кружка"], домоправитель Ирода Антипы. Его жена Иоанна служила ученикам Иисуса "своим имением" (Лк 8:3).

Хуккок
Хуккок (возм., "участок поля", "поле"), селе-ние в уделе Неффалима (Нав 19:34), предположит. совр. Якук, находящийся вблизи Джебель-Хабакбука, сев.-зап. Киннерета (новоевр. Хукок).



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz