« Указатель
Щипцы
Щипцы -> Светильник (II).
Щит
I. -> Оружие и орудия труда.
II. В метафорич. значении Щ. - это образ, символизир. защиту, особенно ту, к-рую дает человеку Бог (Быт 15:1; Пс 17:3,31,36; 90:4; Еф 6:16).
Эвал (Евал)
Эвал (Евал), сын Шовала, потомок Сеира Хорреянина (Быт 36:23; 1Пар 1:40).
Эвроклидон
Эвроклидон. В наиб. авторитетных греч. рукописях - эуракюлон (Деян 27:14), слово, обознач. сев.-вост. ветер. В нек-рых рукописях это слово читается как эуроклюдон (такого прочтения придерживаются и авторы Синод. пер.): его часто переводят как "юго-восточный ветер", что, однако, не соответствует контексту. В данном случае имеет место неправильное написание непонятного слова.
Эгла (Аглая)
Эгла (Аглая) ("телица"):
1) жена Давида, мать Иефераама (2Цар 3:5; 1Пар 3:3);
2) -> Третья Эгла.
Эдом
Эдом -> Едом.
Эдомитяне, идумеи
Эдомитяне, идумеи, потомки Исава (Быт 36:1-19), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир (Быт 32:3; 36:6-8). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев (Быт 14:6; 36:20-30; Втор 2:12,22). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей (Быт 36:31-39). Последний из царей Эдома, год смерти к-рого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время ца-ри у Э. избирались; позднее (3Цар 11:14) речь идет уже о цар. династии. Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома (Чис 20:14-21; Втор 2:4-8; Суд 11:17). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне (Втор 23:8 и след.), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул (1Цар 14:47); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама (Чис 24:18). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. (2Цар 8:13 и след.; 1Пар 18:12 и след.). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население (3Цар 11:15 и след.), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет. После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона (ст. 14-22,25), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере (3Цар 9:26-28) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строит-во кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник (3Цар 22:47 и след.), к-рый в 4Цар 3:9 назван "царем". При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) (4Цар 3:4-27). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., к-рые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре (2Пар 20:1,10,23). Во времена правления Иорама, сына Иосафата, Э. поставили собств. царя и, несмотря на поражение в битве, смогли утвердить свою независимость (4Цар 8:20-22; 2Пар 21:8-10). Решающей победы над ними добился Амасия, завоевавший их столицу Селу, к-рую он переименовал в Иокфеил ("Оплот Бога"). Но то обстоят-во, что он привез в Иерусалим эдомитских идолов и поклонялся им, свело на нет успех его завоеваний (4Цар 14:7; 2Пар 25:11-14). Его сын Озия (Азария) присоединил к Иудее Елаф и вернул выход к заливу Акаба (4Цар 14:22; 2Пар 26:2). Но когда на Иудею напали Факей и Рецин (733 г. до Р.Х.), Э. также вторглись в страну, взяли пленных и увели их (2Пар 28:17). Порт Елаф вновь, теперь уже навсегда, был утрачен израильтянами (4Цар 16:6). При ассир. царях Тиглатпаласаре III, Саргоне II, Синаххерибе (библ. Сеннахириме), Асархаддоне и Ашшур-банапале Эдом, как и Иудея, был обложен данью, что вызвало восстание этих гос-в в союзе с Ашдодом (Азотом), к-рое было подавлено в 711 г. до Р.Х.; в 701 г. до Р.Х. Э. вновь пришлось покориться. Во времена Навухо-доносора в Эдоме жил царь (Иер 27:3), к-рый, по-видимому, вел с иуд. царем Седекией переговоры о заключении союза. Но когда Иерусалим был завоеван, Э. напали на побежденных и заняли юг Иудеи вплоть до Хеврона. Такое вероломство придает плачам иудеев и предсказаниям суда над Эдомом особую пронзительность (Пс 136:7; Ис 63:1-4; Иер 49:7-22; Плач 4:21 и след.; Иез 35:5,15; 36:5; Авд 10-14). По мере продвижения на север Э. теряли обжитые ими тер., уступая их набатеям. Маккавеи возвращают Иудее Хеврон и в конце II в. до Р.Х. принуждают Э. к обрезанию, присоединяя их таким образом к иуд. народу. С тех пор область совместного про-живания иудеев и Э. зачастую называется греч. и рим. писателями как -> Идумея, а сами Э. - идумеями. В середине I в. до Р.Х. к власти в Иудее приходит идумейская династия, основателем к-рой был Антипатр, отец Ирода Великого. После разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) Э. как народ исчезают с ист. арены. Данные об идолопоклонстве эдомитян (2Пар 25:14 и след.,20), участие в к-ром привело к гибели Амасию, были подтверждены и дополнены результатами раскопок капища в -> Петре. Вблизи Восоры были найдены глиняные фигурки богини плодородия. Из личных имен эдомитских божеств исследователям удалось установить имя бога Коса. О разумности и мудрости Э. упоминается в Иер 49:7 и в Авд 8. Полагают, что речи одного из друзей Иова, Елифаза Феманитянина (Иов 2:11; Феман - эдомитский город), вобрали в себя мудрость эдомитян.
Эл-Вефиль
Эл-Вефиль ("Эль (Бог) в Вефиле"), место, где Иаков воздвиг жертвенник Господу (Быт 35:7).
Эль-Фаран
Эль-Фаран ("баран" или "большое, сильное дерево Фарана"). Исходя из Быт 14:6, возм., Э.-Ф. - это древнее название Эйлата (библ. -> Елафа), находящегося на берегу залива Акаба.
Эла (Ила, Ела)
Эла (Ила, Ела) ["большое дерево" (теревинф)]:
1) идумей, потомок Исава, старейшина племени (Быт 36:41);
2) сын Халева и внук Иефонии (1Пар 4:15);
3) вениамитянин, сын Уззия (1Пар 9:8);
4) отец Шимея, приставника (наместника) в земле Вениамина во времена Соломона (3Цар 4:18);
5) израил. царь, сын и наследник царя Ваасы. Э. правил два года в Фирце (883-882 гг. до Р.Х.); был убит своим военач. Замврием в доме управляющего цар. дворцом. Замврий искоренил весь род Ваасы, чем исполнил предсказание пр. Иуя (3Цар 16:1-4,6-14);
6) отец израил. царя Осии (4Цар 15:30; 17:1).
Элам
Элам -> Елам.
Эласа (Елеаса)
Эласа (Елеаса) ("Бог сделал"):
1) сын Хелеца из колена Иуды (1Пар 2:39 и след.);
2) сын Рефаии, потомок Саула и Ионафана (1Пар 8:37; 9:43);
3) сын Сафана, посланник царя Седекии (Иер 29:3);
4) священник, сын Пашхура, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:22).
Эль-Амарна
Эль-Амарна -> Телль-Амарна.
Эльегоенай (Елиегоэнай)
Эльегоенай (Елиегоэнай) [евр. Эльехоэнай, "мои глаза направлены на Господа"]:
1) сын Мешелемии, левитского привратника в скинии во времена Давида (1Пар 26:3);
2) израильтянин, возвратившийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:4).
Эн-Гадди
Эн-Гадди -> Ен-Геди.
Эпикурейцы
Эпикурейцы, оппоненты Павла во время пребывания апостола в Афинах (Деян 17:18; -> Стоики). Это были сторонники философской школы, основ. Эпикуром в Афинах в 306 г. до Р.Х. Согл. его учению, смысл жизни заключается в спокойном наслаждении жизн. благами, к к-рым относятся также и духовные радости. Эпикур отрицал веру в Бога, а Божье руководство миром рассматривал как суеверие, поскольку страх перед Богом не позволял испытывать полноту радости жизни.
Эрех
Эрех [аккад. Урук]. Город на Евфрате в юж. Вавилонии, один из древнейших городов страны (Быт 10:10), ныне Варка. Э. наряду с Кишем, Лагашем и Уром играл значит. роль уже в древней Вавилонии. Здесь, господствуя над всей Вавилонией, царствовал легендарный Гильгамеш. После падения Самарии жители Э. (в Синод. пер. - "Арехьяне") были переселены ассирийцами в сев. Израиль (Езд 4:9).
Эфер (Ефер)
Эфер (Ефер) ["газель" (самая мелкая из газелей, с рыжеватой окраской спины)]:
1) сын Мадиана (Быт 25:4; 1Пар 1:33) и его потомки;
2) иудей, сын Езры, возм., принадлежавший к роду Халева (1Пар 4:17);
3) глава одного из родов вост. полуколена Манассии (1Пар 5:23 и след.).
Эфиопия
Эфиопия -> Куш.
Эхи
Эхи, сын Вениамина (Быт 46:21). Полагают, что он тождествен израильтянину, назв. в Чис 26:38 Ахирамом, а написание Э. считают опиской. -> Ахер.
Эцбон (Ецбон)
Эцбон (Ецбон):
1) сын Гада (Быт 46:16), называемый также Ознием (Чис 26:16);
2) сын Белы из колена Вениамина (1Пар 7:7).
Эцер (Ецер)
Эцер (Ецер) (возм., от евр. "накапливать"), старейшина хорреев и сын Сеира хорреянина (Быт 36:20 и след.,27,30; 1Пар 1:38,42).
Эшбан (Ешбан)
Эшбан (Ешбан), сын хоррея Дишона (Быт 36:26; 1Пар 1:41).
Эшкол
Эшкол ("гроздь"), аморрей, живший в окрестностях Хеврона, союзник Авраама (Быт 14:13-24).
Юбилейный год
I. Соблюдение Ю.Г. [евр. шенат хайовел, "год труб"] было одним из предписаний, к-рые Господь дал Своему народу (Лев 25:8-16,23-55; 27:16 и след.; Чис 36:4). Название "год труб" связано с тем, что начало его возвещалось звуком бараньего рога [евр. йовел]. Название "юбилейный" [лат. annus jubilei или jubileus] фонетич. близко к евр. названию, однако оно плохо передает суть - точнее было бы назвать его "годом прощения". Другое название Ю.Г. - "год освобождения" [евр. шенат дерор; Иез 46:17]; в Иер 34:8 и след. слово дерор ("свобода"), очевидно, обозначает год дарования рабам-евреям свободы. Однако во Втор 15:1 и след.; 31:10 "год отпущения (прощения)" означает -> "субботний год".
II. Каждый раз по истечении 7 субботних годов, т.е. по прошествии 49 лет, в великий -> День очищения, после совершения соотв. об-ряда очищения народа, звуком труб (бараньих рогов) провозглашалось начало 50-го Ю.Г. День очищения был 10-м днем 7-го месяца (тишрей); Ю.Г. продолжался до следующей осени. Первый Ю.Г., согласно установлению, должен был отмечаться после занятия народом Израиля земли обетованной и ее обработки в течение 49 лет (Лев 25:8). Сигналом к началу Ю.Г. был трубный звук, возвещавший народу завета присутствие Бога (ст. 9).
III: 1) проведение Ю.Г. подчинялось строгим предписаниям Закона. Во-первых, как и в субботний год, земля должна была отдыхать. В пищу можно было употреблять лишь то, что само произрастало на полях (Лев 25:11,12). Для израильтян это было серьезным испытанием веры, поскольку и в год, предшествовавший этому, т.е. в субботний, действовали те же запреты. Но обетование для седьмого года о том, что Бог заранее дарует необходимый богатый урожай (Лев 25:20-22), относилось и к Ю.Г. Запрещение сеять и жать напоминало народу о его зависимости от Бога;
2) согл. Закону Моисея, распределение земли производилось с помощью жребия и земельный надел не мог быть отчужден от собственника. Если же к.-л. по бедности или другой причине продавал свой земельный надел или если в коленах, родах и семействах почему-либо нарушались предписанные Богом отношения собственности, то в Ю.Г. надлежало восстановить их в прежнем состоянии (Лев 25:24-28,32-34). То же относилось и к земле, посвящ. Господу (Лев 27:16-24), за одним исключением, о к-ром сказано в ст. 20 и след. След. исключением были дома, располож. в городах, огражденных стенами. Они переходили в вечную собственность нового владельца уже спустя год (Лев 25:29,30). В остальных случаях продажа земли навечно не предусматривалась, а все изменения в установленном Богом порядке рассматривались как временные. Кр. того, согл. Чис 36:4, если дочь, получившая в наследство земельный надел, выходила замуж за мужчину из другого колена, то в Ю.Г. за новым коленом закреплялось право на постоянное владение этой собственностью;
3) Бог, избавив израильтян от егип. рабства, сделал их Своими рабами. Выкупленные Богом израильтяне не должны были стать рабами людей. Поэтому тот, кто из-за нужды продавал себя в -> рабы другому израильтянину, в отличие от рабов-язычников, мог претендовать на то, чтобы с ним обращались как с наемным работником или гостем. С началом Ю.Г. такой раб вновь обретал свободу (Лев 25:39-55), даже если семь лет его рабства, определенные Законом, еще не прошли (см. Исх 21:2; Втор 15:12). Каждому израильтянину, лишившемуся собственности и свободы, Господь обеспечивал т.о. возможность заново начать жизнь в прежних условиях.
IV. В ист. книгах ВЗ ничего не говорится о соблюдении Ю.Г. (ни до, ни после вавил. плена), за искл. упоминания о тех последствиях, к-рые, согл. Чис 36:4, вытекают из предписаний об этом годе. Еще одно указание на Ю.Г. можно усмотреть в относит. низкой цене на поле, названной в Иер 32:9 (ср. напр., Лев 27:16), что можно объяснить предписаниями Лев 25:14-16. Среди небибл. источников свидет-ва о субботних годах 164-163, 38-37 до Р.Х. и 68-69 по Р.Х. обнаруживаются в трудах Иосифа Флавия. По поводу юбилейных лет в иуд. предании говорится только то, что они были отменены после завоевания ассирийцами вост. берега Иордана, поскольку для их соблюдения было необходимо, чтобы весь израил. народ жил в Палестине - по уделам, выделенным каждому колену. Идея Ю.Г. представляет собой продолжение и завершение идеи субботы, в к-рой четко просматривается порядок числа "семь": седьмой день - седьмой год - семь субботних лет - Ю.Г. В конечном итоге Ю.Г. служит провозвестием "лета Господня" (Ис 61:2), к-рое началось с приходом Иисуса и освобождением Им всего человечества (Лк 4:18,19,21).
Юг
Юг. Под евр. словом негев, обозначающим Ю., в Библии чаще подразумевается не сторона света, а пустынная область Негев - юж. часть удела Иуды (Нав 15:21-32), в к-рой находились поселения израильтян из колена Симеона (Нав 19:1-8). Сев. граница Негева тянулась от Газы к Мертвому морю. На юго-востоке граница проходила через гору Халак ("лысая гора") (Нав 11:17; 12:7); название Халак сохранилось в совр. Джебель-Халаке (новоевр. Хар-Хехалак, лежащий прим. в 50 км юго-вост. Беэр-Шевы). Ныне Негевом называется вся тер. от Синайского полуо-ва на западе до Аравы на востоке, от залива Акаба на Ю. до Иудейских гор на севере. Адм.-хоз. центром этой области по-прежнему является Беэр-Шева (библ. Вирсавия). На зап. побережье в качестве пригодной для заселения тер. может рассматриваться только сев. часть Негева, тогда как юж. его часть занята пустыней. За прибрежной равниной - от Беэр-Шевы и Курнуба до Эль-Ауджи и Ка-деш-Барнеа, полосой прим. в 35 км, прости-рается плоскогорье с неглубокими впадинами. Раньше эти земли использовали для нужд сельского хозяйства; здесь находились набатейские и рим. поселения, среди к-рых выделялась Шивта, пережившая период своего расцвета в раннехрист. эпоху. В этом городе, обнаруженном в ходе раскопок, насчитывалось прим. 8-10 тыс. жителей, было три обществ. бани. Скопления камней на полях вокруг города, вероятно, представляют собой остатки виноградников. Далее на восток до Аравы лежит скалистая, бесплодная пустыня, через к-рую проходил имевший большое значение путь в Петру и Ецион-Гавер.
Южный ветер
Южный ветер -> Восточный ветер.
Юлий
Юлий [римское родовое имя (от греч. иулос, "пушистый")], рим. -> сотник (II,1), сопровождавший находящегося под арестом Павла в Рим (Деян 27:1). Он обращался с апостолом "человеколюбиво" и разрешил ему посетить друзей в Сидоне (ст. 3). После кораблекрушения Ю. не позволил воинам убить Павла и других узников (ст. 42,43).
Юлия
Юлия, христианка, жительница Рима, к-рую приветствует Павел. Вероятно, Ю. была женой -> Филолога (Рим 16:15).
Юния
Юния [греч. Иуниас, возм., "ионический", "житель Ионии"], иудеохристианин, живший в Риме, родственник ап. Павла, находившийся вместе с ним в заточении. Он был христианином еще до обращения Павла (Рим 16:7).
Юность, молодость
I. Ю. - это период жизненного роста и созревания (Пс 143:12). Ю. телесная - это время расцвета сил (4Цар 5:14; Иов 33:25; Притч 20:29; Зах 9:17). В присущих Ю. избытке силы и чрезмерном веселье (Еккл 11:9,10) кроется определ. опасность. В молодости человек ищет собств. путь (Ин 21:18), но при этом он еще не достаточно развит в духовном отношении и не обладает сформировавшимся характером; молодые люди должны сначала обрести знание и рассудительность (Притч 1:4). Угрозой звучат слова пророка: "И дам им отроков в начальники" (Ис 3:4), поскольку считается, что младшие должны подчиняться старшим (1Пет 5:5), служить им (Лк 22:26). Если юноша "нагло превозносится над старцем" (Ис 3,5) или вовсе насмехается над ним (Иов 30:1), он нарушает жизненные устои.
II: 1) даже дети, младенцы (-> Отрок, младенец, малое дитя) могут восхвалять Бога (Пс 8:3; Мф 21:16). Иисус же говорит: "Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Мк 10:15). Но в вере отроки должны стать "юношами" и "отцами" (1Ин 2:12-14). Поэтому звучит призыв: "Помни Создателя твоего в дни юности твоей" (Еккл 12:1). Юно-ша должен следовать Слову Божьему (Пс 118:9), и "благо человеку, когда он несет иго в юности своей" (Плач 3:27; -> Ярмо, иго). Божьим посланцам нет нужды говорить: "Я слишком молод" (Иер 1:6-8); никто не должен относиться пренебрежительно к Ю. тех, кто служит Господу (1Тим 4:12). С др. стороны, молодая, внутренне еще неустойчивая личность наиб. подвержена искушению греха (Иов 13:26; Пс 24:7); Павел считает необходимым предупредить об этом своего испытанного сотрудника Тимофея (2Тим 2:22). Вразумление и раскаяние часто приходят слишком поздно (Иер 31:19). То, как человек живет в Ю., во многом определяет его даль-нейший путь, к-рый можно пройти либо в нечестии (Быт 8:21; Иер 32:30; Иез 23:8), либо в праведности (3Цар 18:12; Пс 70:5,17);
2) подобно тому как отдельный человек бывает молод, так и Божий народ в своем отношении к Господу пережил пору Ю., когда к нему с болью в сердце обращались пророки, - это время избавления из егип. рабства (Ос 2:15; 11:1; ср. Пс 128:1,2) и -> странствования в пустыне (Иер 2:2; 3:4.
III. Согл. Библии, человек оставляет позади пору Ю., когда достигает не только физич., но духовной зрелости. Под юношами в ВЗ в большинстве случаев подразумеваются молодые люди, полные жизненных сил, в т.ч. воины (Нав 6:22; 1Цар 30:17). Молодых людей, привлеченных Соломоном к строит. работам (3Цар 11:28), нельзя назвать зрелыми воинами. Постыдным считалось то обстоят-во, что после разрушения Иерусалима отроки и юноши были вынуждены выполнять рабскую работу (Плач 5:13). Почти тридцатилетний Иосиф назван в Библии юношей (Быт 41:12 - в Синод. пер. - "молодой"; ср. ст. 46). Вероятно, немногим моложе был и Тимофей, когда Павел писал ему: "Никто да не пренебрегает юностью твоей" (1Тим 4:12). Не следует также считать слишком юными Савла (Деян 7:58) и богатого юношу (Мф 19:20). А Ровоаму в то время, когда он советовался с молодыми людьми, выросшими вместе с ним (3Цар 12:8,10), был 41 год (3Цар 14:21).
IV. Такие события, как женитьба или замужество (-> Брак), также относятся к поре Ю. Самсон устроил свадьбу, как это обычно делали молодые люди (Суд 14:10 - в Синод. пер. - "женихи"). Ранние браки, вероятно, были более частыми среди знати; но насколько распространенным было это явление, судить трудно. Точные сведения есть только от-носит. иуд. цар. рода (см. в таблице возраст царей при рождении их преемников). Так, у -> Иехонии, к-рый, согл. клинописному свидет-ву от 592 г. до Р.Х., имел к тому времени пять сыновей, старший сын родился, видимо, еще до его вступления на престол в 598 г. до Р.Х., т.е. когда ему было 18 лет. -> Дети, сыновья, младенцы, чада.
Ютта (Юта)
Ютта (Юта) (евр. "распростертый", "ровное место"), город священников в уделе Иуды (Нав 15:55; 21:16). Согл. Иерониму, Ю. следует отождествлять с деревней, к-рая до наст. времени носит название Ю. и находится в 10 км юж. Хеврона. Если верно предположение, что в Лк 1:39 вместо в "город Иудин" первонач. стояло "в город Ютту", то можно заключить, что именно здесь родился Иоанн Креститель.
Юхал
Юхал -> Иегухал.
Яблоко, яблоня
Яблоко, яблоня. Яблони в Палестине встречаются относит. редко. Лишь в окрестностях Ашкелона их произрастает много, причем хороших сортов. Но и до того как израильтяне овладели Ханааном, видимо, яблоня [евр. таппуах] была известным и любимым деревом, на что указывают названия отдельных местностей (ср. Нав 15:34,53; 17:7). В более поздние времена яблоня упоминается Иоилем среди произрастающих в стране деревьев (Иоил 1:12). Особое место занимает образ яблони в Песне Песней (Песн 2:3; 7:9; 8:5). Соломон в Притч 25:11 сравнивает уместно сказанные слова с золотыми Я. Неверно понятое в лат. пер. слово - были пере-путаны лат. слова малюм ("яблоко") и малюс ("зло") - привело к ошибочному представлению (нашедшему отражение и в иск-ве), будто Ева сорвала с древа познания добра и зла Я. (Быт 2:9,17). Ева сорвала с дерева "плод" (Быт 3:6).
Яван (Иаван)
Яван (Иаван) ("иониец, ионийский грек"), сын Иафета (Быт 10:2,4). В Библии именем Я. названы также малоазийские греки (Ис 66:19) и населенные греками города (Иез 27:13). В евр. тексте Иоил 3:6 (в Синод. пер. - "еллины"); Дан 8:21; 10:20; 11:2 (в Синод. пер. - "Греция"); Зах 9:13 (в рус. пер. -> Иония) словом "Я.", вероятно, названы греки из Селевкии.
Явление
Явление:
1) в общеупотребит. значении это слово означает событие, воспринимаемое че-ловеком. Но иногда под Я. подразумеваются такие процессы, к-рые доступны только внутреннему зрению, как, напр., -> сновидения или -> видения (1Цар 3:5; Дан 8:1; Деян 16:9). В особо значимые для Царства Божиего моменты Господь приближал небесный мир к Своим избранникам, чтобы укрепить их веру (Быт 18:1; Суд 6:12; 13:3; Мф 17:3). К такого рода Я. относятся и Я. Бога в образе ангела (Быт 18:1; Быт 32:2 и след.; Чис 22:32; Нав 5:13-15; Мф 28:2; Мк 1:13; 16:5; Лк 1:11; 22:43; Деян 12:7-11 и др.), а также Я. природы (Исх 19:16; 20:18; 24:17 и др.). Слава Господа являлась народу Израиля также в облаках и огне (Исх 16:10; Лев 9:23,24 и др.);
2) обетования ВЗ о Я. Господа (Пс 93:1; 101:17; Ис 60:2; Зах 9:14; Мал 3:2) частично исполнились в Иисусе или полностью исполнятся в великий день Второго пришествия Иисуса Христа. Сын Божий, вочеловечившись, явился в этот мир (2Тим 1:10; 1Ин 1:2; 3:8; Евр 9:26). Воскресший явился во плоти не только ангелам, но и Своим апостолам (1Тим 3:16; Деян 13:31; 9:17; 26:16,19; 1Кор 15:1-8). В конце времен Он явится в Своей Божьей славе (Мф 24:30; 2Фес 1:10; 1Пет 5:4; Евр 9:28), это Я. спасет верующих и истребит неверующих (2Фес 2:8; 1Тим 6:14; 2Тим 4:1; Тит 2:13). -> Второе пришествие Иисуса.
Явор
Явор [евр. тидхар]. Слово, перевед. на рус. язык как Я., согл. Талмуду, обозначает вид можжевельника Juniperus phoenicea, схожего с более известным можжевельником J.communis (Ис 41:19). Главное различие между ними заключается в том, что ароматные ягоды дерева, произраставшего в Палестине, были не темно-синего, а красного цвета. Это де-рево было широко распространено в Финикии, и то обстоят-во, что в Ис 60:13 оно называется "славой Ливана" (в Синод. пер. - "певг"), позволяет с уверенностью утверждать, что это действит. был можжевельник.
Ягаре-Оргим
Ягаре-Оргим [евр. Яаре-Орегим, букв. "леса ткачей"], отец Елханана, одного из храбрых у Давида, уроженец Вифлеема (2Цар 21:19). В 1Пар 20:5 он назван -> Иаиром (4).
Ягненок
Ягненок -> Агнец, ягненок.
Яд
Яд:
1) [евр. хема, "яд"] (Втор 32:24; Иов 6:4; Пс 57:5), вещество, вызывающее отравление, - может означать также ярость (Быт 27:44) или гнев (4Цар 5:12);
2) [евр. рош], слово, к-рым называют ядовитое, горькое на вкус растение (Втор 29:18; Пс 68:22; Иер 23:15; Ос 10:4), может также обозначать змеиный Я. (Втор 32:33). Ср. -> Желчь;
3) Я. применялся при изготовлении отравленных стрел (Иов 6:4) и отравленных напитков (Мк 16:18);
4) человеч. язык - это "неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда" (Иак 3:8; ср. Рим 1:29; 3:13).
Язва
Язва -> Болезнь.
Язва (моровая)
Язва (моровая) -> Болезнь.
Язык (речь)
I. ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Из всех земных созданий способность говорить присуща только человеку (см. помимо речей Бога, также Быт 3:1; 1Кор 13:1; 2Кор 12:4). С помощью Я. происходит общение людей, передается приобретенный и свой личный опыт. Т.о., Я. заключает в себе возможность оказывать влияние на людей. С помощью Я. человек может выразить свое отношение к про-исходящему и вступить в дискуссию и обмен мнениями (ср. Быт 2:23). Посредством Я. (молитвы) люди могут говорить с Богом, равно как и Бог говорит с ними (ср. -> Ответ, отвечать). Библия не содержит никакой особой философии Я. или учения о Я., она рассматривает Я. как дар, данный человеку при его сотворении (Быт 2:19 и след.).
II. ЯЗЫК ПОД ВЛАСТЬЮ ГРЕХА
Первый же диалог, приведенный в Библии (Быт 3:1 и след.), свидетельствует о том, что Я. уже порабощен грехом. Речь змея совращает человека к злу, и Адам замыкается перед Богом как раз после разговора с Ним (ст. 10 и след.). Оказавшись во власти греха, Я. перестает быть средством общения. Эта особенность Я. ведет ко -> лжи. Человеческая речь в принципе отличается от речи Бога. Слова человека могут быть ложью. Божьи слова всегда ис-тинны (Чис 23:19). Ложь разрушает общность людей и создает вражду между ними (ср. Иак 3:1-12). Наряду с этим над человеческой речью с определ. времени тяготеет еще и особое Божье проклятие. Когда люди, объе-динившись в противлении Господу, решили построить "башню высотою до небес" и "сделать себе имя", Бог "смешал язык всей земли", разрушив тем самым еще имевшееся благодаря общему Я. внешнее единство людей (Быт 11:1-9). Смешение Я. свело на нет возмущение людей и их выступления против Бога. Разделением Я. и созданными т.о. границами между народами Бог лишил Я. большей части тех возможностей, к-рыми он обладал (см. Ин 8:43). Я. как пособник греха становится проклятием и вместо того, чтобы объединить человечество, образует разделяющую преграду между людьми (Втор 28:49; Пс 80:6; Ис 33:19; Иер 5:15). Слово "Я." становится равнозначным слову "народ" (Откр 7:9; 13:7; 17:15). В этом порабощении Я. грехом проявляется сущность греха как власти, разрушающей сначала общение человека с Богом, и, как следствие, общение людей между собой.
III. ЯЗЫК ПОД ВЛАСТЬЮ БЛАГОДАТИ
Несмотря на грех, Бог в Своем милосердии продолжает общение с людьми (см. Быт 3:9,11) и позволяет им говорить с Ним на их Я. Это относится также и к Израилю, но следует иметь в виду, что и этот народ испорчен грехом (см. Иез 3:5-7). Служение Иисуса является -> спасением, а значит, и исцелением. Поэтому речь учеников благодаря Божьей милости может быть исцелена от лжи (Мф 5:33-37). Верующий должен отвергать ложь, злую речь и все прочее, искажающее Я. (Еф 4:25,29; 5:4; Кол 3:8 и след.). Обновление верующего Божьей силой включает в себя и об-новление Я., на к-ром он говорит; внутри Церкви Я. вновь становится связующим средством (Еф 5:19; Кол 3:16), а в Духе Церковь восхваляет Бога на многих Я. (1Кор 14:27 и след.), человеческих и ангельских (1Кор 13:1; -> Говорение языками). Это с особой ясностью проявляется в событии Пятидесятницы, к-рое было чем-то большим, чем языковое чудо (Деян 2:1-11). Оно явилось предзнаменованием нового мира, где Я. уже не подвержен Божьему проклятию и спасение является совершенным.
Язык
Язык как инструмент человеч. речи может использоваться как для греха (Иак 3:5 и след.), так и для прославления Бога (Флп 2:11). От греховных речей предостерегают Книга Иова, Псалмы и Притчи. Я. грешника - носитель лукавства (Иов 15:5), лести (Пс 5:10; Рим 3:13) и лжи (Пс 49:19; 77:36). Пререкания (Пс 30:21), лесть (Притч 6:24), зло и грех вообще (Иов 20:12; ср. Пс 38:2) исходят от него. В метафорич. значении Я. назван змеей (Пс 139:4), бичом (Иов 5:21), мечом (Пс 56:5; 63:4). Я. благочестивых, напротив, восхваляет и славит Господа (Пс 65:17; 125:2), говорит о Его праведности (Пс 34:28). Богобоязн. человек остерегается обманывать и грешить в своих речах (Иов 27:4; Пс 38:2), ибо знает, что нет слова на его Я., к-рого не знал бы Бог (Пс 138:4). Во многих местах Библии слово "Я." синонимично словам "речь", "слово". -> Гово-рение языками.
Язычник
Язычник -> Народ, II.
Яйцо
Яйцо. В Библии Я. упоминается в числе продуктов питания (Лк 11:12 и др.), но белок Я. назван недостаточно вкусным (Иов 6:6). Птицы, высиживающие Я., находились под особой охраной (Втор 22:6). Человек, приобретающий богатство неправедным путем и не умеющий им распорядиться, сравнивается с куропаткой, сидящей на Я., к-рых она не несла (Иер 17:11).
Яма
Яма, углубление в земле (2Цар 18:17) или оборудованное углубленное место для хранения или размещения чего-н. (-> Колодец, источник -> Водоем; Исх 21:33; Иер 38:6; Мф 12:11); часто Я. выкапывали для того, чтобы устроить западню (Пс 7:16; 56:7).
Якорь
Якорь. Слово "Я." в Евр 6:19 употреблено как символ надежды, к-рая должна удерживать нас рядом с Христом. -> Корабль, кораблестроение.
Ямин (Иамин)
Ямин (Иамин) (евр. "десница"):
1) внук Иакова, сын Симеона. Его потомки образовали один из родов колена Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15; Чис 26:12);
2) потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:27);
3) левит, современник Ездры (Неем 8:7).
Ярмо, иго
Ярмо, иго. Я. - это деревянный хомут, с помощью к-рого запрягали двух животных в плуг или повозку. Я. крепилось веревками (Ис 58:6). Закон запрещал запрягать в одну упряжку двух разных животных, напр. вола и осла (Втор 22:10). Размер участка поля, обрабатываемого за день упряжкой волов, служил мерой площади (1Цар 14:14; -> Меры длины, площади, объема и веса, I,3). Коровы, предназнач. для принесения в жертву, никогда не должны были носить Я. (Чис 19:2; Втор 21:3), т.е. не должны были раньше служить человеку (см. 1Цар 6:7).
Ярмо для вола: Каждая вилка такого ярма надевалась на затылок животного и закреплялись тесёмками под шеей. Дышло повозки вставляется в верхнюю маленькую вилку и закрепляется петлёй, которая оттягивается назад и скользит по дышлу. В Библии Я. часто служит символом угнетения. Пр. Иеремия появлялся на людях с Я. на шее, что должно было символизировать будущее господство Вавилона. Когда лжепророк Анания разбил деревянное Я. (см. Лев 26:13; Иез 30:18; Наум 1:13), Господь пообещал возложить на евреев и на другие народы Я. железное, т.е. подвергнуть их еще более тяжкому гнету (Иер 27; 28; ср. Втор 28:48). Народ достигнет независимости, когда скинет враждебное Я. (Быт 27:40) или когда Я. будет снято с него (Ис 14:25). Все это говорит о том, что освобождение народа достигается отнюдь не его собств. силами. Однако Я. обозначает не только неправедный и враждебный гнет, жестокий и тяжкий по своей сути (3Цар 12:4; Ис 47:6), но и благое и милостивое владычество Бога (Мф 11:29,30). Это Я. израильтяне постоянно разбивали своим нежеланием отказаться от идолослужения (Иер 5:5). Ап. Павел предостерегает христиан против преклонения "под чужое ярмо с неверными" (2Кор 6:14). Повседневное общение с неверующими не должно превращаться в Я., т.е. вести христианина к зависимости от богопротивных принципов. Ис-пользуемый Павлом образ Я., вероятно, перекликается со сказанным во Втор 22:10. Выражение "нести иго в юности" означает "учиться с детства смирению пред Богом" (Плач 3:27). В Деян 15:10; Гал 5:1 под игом подразумевается гнет предписаний Закона.
Ясень
Ясень. Этим словом в Ис 44:14 переведено евр. название дерева орен, к-рое, возм., обозначает благородный лавр (Laurus nobilis).
Ясли
Ясли. Вифлеемские Я. [греч. фатнэ] (Лк 2:7,12), вероятно, были теми яслями, куда обычно клали корм для скота и к-рые имелись в Палестине в каждом крестьянском доме (-> Дом, строительство дома, I,2).
Яспис
Яспис -> Драгоценные камни.
Ястреб.
Ястреб. Словом "Я." в трех местах Синод. перевода (Лев 11:16; Втор 14:15; Иов 39:26) передано др.-евр. слово нец. Это слово обозначает нечистую для израильтян птицу, предположит. из малых хищных птиц Палестины, таких как Я., ястреб-перепелятник и сокол (ср. "с породою его" Лев 11:16). Частым зимним гостем, прежде всего в Иорданской долине, является собственно ястреб-перепе-лятник (Accipiter nisus); иногда он выводит птенцов в сев. холмистых местностях. Распространен в Палестине и несколько более крупный Я. (Accipiter gentilis). Из соколов представлен целый ряд различных видов, чаще всего это перелетные птицы (ср. Иов 39:26); среди прочих весьма распространена пустельга обыкновенная (Falco tinnunculus) и настоящий сокол, или сапсан (Falco peregri-nus).
Ятба
Ятба (от евр. "быть добрым, хорошим"), родной город Мешуллемеф, матери иуд. царя Аммона (4Цар 21:19). Местоположение города точно не известно. Согласно Иерониму, Я. находилась в уделе Иуды. Но т.к. из названного стиха это однозначно не следует, то нек-рые исследователи отождествляли Я. с Иотапатой Иосифа Флавия, располож. в долине Завулоновой. Возм., это совр. Йодфат, находящийся в 15 км сев. Назарета.
Яфий
Яфий -> Иафиа.
Яффа (Иоппия)
Яффа (Иоппия) (евр. "прекрасная"). Вероятно, название этого приморского города, располож. на границе удела Дана (Нав 19:46; ср. Суд 5:17), связано с евр. словом, означающим "становиться красивым", "украшать", "украшаться". В док-тах из архива Телль-Амарны этот город назван Я-пу или Я-а-пу, у ассирийцев - Я-ап-пуу, в новозаветное время он назывался Иоппия [греч. Иоппа] (Деян 9:36, 43), а сегодня - это Яффа [евр. Яфо]. Строевой лес для первого и второго храмов привозился в Иерусалим из Ливана по морю через Я. (2Пар 2:16; Езд 3:7). В Я. Иона сел на корабль, чтобы "бежать от лица Господня" (Иона 1:3). Здесь же Петру в видении было явлено полотно с чистыми и нечистыми животными (Деян 10:8 и след.).
Яхазиил
Яхазиил -> Иахазиил (Яхазиил, Иозиил, Озиил), 5.
Яхзеия
Яхзеия ["да узрит Яхве (страдания, чтобы помочь)"], сын Фиквы, израильтянин, современник Ездры (Езд 10:15).
Яхин (Иахин)
Яхин (Иахин) ["да утвердит Он (Бог)"]:
1) сын Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15), прародитель одного из родов колена Симеона (Чис 26:12). В 1Пар 4:24 он назван Иаривом, но возм., это ошибка переписчика;
2) глава 21-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:17);
3) священник, живший в Иеру-салиме после возвращения из вавил. плена (1Пар 9:10; Неем 11:10);
4) Иахин и Воаз - названия двух почти девятиметровых медных столбов, к-рые царь Соломон распорядился установить по обе стороны входа в храм (3Цар 7:15-22,41,42; 2Пар 3:15-17). Во время разрушения храма Навузарданом они были разбиты, а металл отвезен в Вавилон (4Цар 25:13-17). Нек-рые исследователи объясняют эти названия как сокращенные надписи на столбах. Медные столбы ученые сравнивают с каменными обелисками егип. или финик. храмов. Стоящие у входа в храм каменные колонны встречались в архитектуре Сирии, Финикии и Кипра; позднее этот стиль был воспринят архитектурой Ассирии и финикийских колоний в Зап. Средиземно-морье. Колонны же храма Соломона были отлиты из металла. Венчающие их шарообразные или чашеобразные капители (3Цар 7:41) в др.-евр. языке носят то же название, что и сосуд (чашечка) для елея, располож. в верхней части светильника (он упоминается в Зах 4:2,3). Поэтому эти колонны можно рассмат-ривать и как огромные светильники или огненные жертвенники (эта версия была подтверждена археол. находками У.Ф.Олбрайта; он указывал на рисунки в гробницах, располож. в окрестностях города Мареши на юге Палестины, где справа и слева от входа были обнаружены изображения чаш для возжигания огня или курения благовоний).
Яхонт
Яхонт -> Драгоценные камни.
Ячмень
Ячмень [Hordeum sativum; евр. сеора; греч. крите]. На Ближнем Востоке и сегодня выращивают различные сорта ячменя. Его сеют в ноябре, а урожай собирают в первой половине апреля (в Египте - в марте). Град (седьмая егип. казнь) уничтожил в Египте урожай Я. (Исх 9:31). Простолюдины при выпечке хлеба заменяли дорогостоящую пшеницу Я. (Суд 7:13; Руфь 3:15; 4Цар 4:42; Иез 4:9; Ин 6:9,13). Смеш. с соломой Я. шел на корм лошадям (3Цар 4:28). В рим. войске ячменный хлеб был пищей провинившихся солдат. Пятью ячменными хлебами и двумя рыбами Иисус насытил последовавших за ним в пустыню 5 тыс. человек, не считая женщин и детей (Ин 6:9 и след.).
Яшен
Яшен, отец или более отдаленный предок Ионафана (7), одного из храбрых у Давида (2Цар 23:32). В 1Пар 11:34 он назван Гашемом Гизонитянином.
Ящерица
Ящерица (Lacertidae). В Палестине Я. встречаются повсеместно. Известно несколько их видов. ВЗ относит Я. к нечистым животным (Лев 11:29 и след.). В Лев 11:30 названы следующие рептилии:
1) под ЛЕТАА, возм., под-разумевается насекомоядное пресмыкающееся геккон (Platydactylus muralis);
2) ХАМЕЛЕОНОМ [евр. коах] в Синод. пер., предположит., назван нильский варан (Varanus nilo-ticus). Он достигает длины свыше 2 м, имеет темную окраску (от темно-оливкового до черно-зеленого) с расположенными поперечными рядами желтыми пятнами. Часто встречается в сев. Африке;
3) ХОМЕТ - так назван другой, точно не установленный вид ящериц, возм., Chalcides sepoides - змеевидная ящерица с маленькими, тонкими лапками;
4) под ЯЩЕРИЦЕЙ [евр. цав], возм., подразумевается крупная травоядная рептилия Uromastix spinipes.