Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на

Фридрих А.Брокгауз
Библейский словарь

б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


« Указатель

Баал-Ханан
Баал-Ханан ("Ваал проявил милость", "милостив"):
1) сын Ахбора, седьмой царь Эдома (Быт 36:38; 1Пар 1:49);
2) надзиратель над масличными и смоковными садами царя Давида (1Пар 27:28), гедеритянин.

Баана (Ваана, Ваан)
Баана (Ваана, Ваан):
1) вениамитянин, сын Реммона из Беерофа, брат Рихава. Б. и его брат были предводителями войска Иевосфея. Вероятно, ободренные тем, что Иоав, убивший Авенира, остался безнаказанным, они пробрались в полдень в дом Иевосфея, убили его в постели и отнесли его голову Давиду в Хеврон. Давид же вместо благодарности велел их казнить за убийство (2Цар 4);
2) отец нетофатитянина Хелева (Хеледа), одного из храбрых у Давида (2Цар 23:29; 1Пар 11:30);
3) сын Ахилуда, брат дееписателя Иосафата. Был приставником Соломона в юж. части Изреельской долины, от Мегиддо до Иордана (3Цар 4:3,12);
4) приставник Соломона в Асире и Ваалофе. Его отец, Хушай (Хусий), был предположит. другом и советником Давида (3Цар 4:16);
5) израильтянин, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зо-ровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7);
6) отец Садока, принимавшего участие в строит-ве стены в Иерусалиме во времена Неемии (Неем 3:4). Возм., Б. был одним из подписавших обязат-во соблюдать Божий Закон (Неем 10:27).

Баара
Баара, жена Шегараима из колена Вениамина (1Пар 8:8).

Баввай
Баввай, сын Хенадада, начальник Кеильского полуокруга (-> Кеиль), помогавший во времена Неемии восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:18). Возм., то же лицо, что и Биннуй (1).

Багряница
Багряница: одеяние (-> Пурпур); или кармин - яркокрасное красящее вещество, к-рое в древности добывали из тел и яиц кошенили (Coccus ilicis), мелкого жесткокрылого насекомого, обитающего на хермесовом дубе (Quercus ilicis). Наряду с -> пурпуром Б. [евр. толаат шани (возм., "блестящий червячок" или "красящий червячок"); греч. коккинос] обозначает в Библии цвет дорогостоящих тканей и одежд (Откр 17:4; 18:12,16). В Библии Б. подразумевает не столько краситель, сколько окраш. им ткани. Ткани, окраш. Б. (червленая шерсть и др.), использовались прежде всего при устройстве святилища и изготовлении утвари для него (Исх 25:4; 26:1, 31,36; 36:8,35,37; 38:18,23; Чис 4:8 и др.), одеяний священников (Исх 28:5 и след.,8,15,33; 39:1 и след.), а также при обряде очищения (Лев 14:4,6; ср. Евр 9:19). Красное одеяние, надетое на Иисуса с целью Его осмеяния, в Мф 27:28 названо Б., а в Мк 15:17,20 и в Ин 19:2,5 - порфирой (в Синод. пер. везде - "багряница"). Вероятно, здесь имелся в виду красный плащ римских воинов.

Бакбук (Ваквук)
Бакбук (Ваквук) ("бутылка"), один из служителей в святилище, сыновья к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:51; Неем 7:53).

Бакбукия (Вакбакар)
Бакбукия (Вакбакар), левит, член семьи Асафа, живший в Иерусалиме после возвращения из плена. Был привратником и руководителем одной из групп певцов (1Пар 9:15; Неем 11:17; 12:9,25).

Баладан (Валадан)
Баладан (Валадан) [возм., аккад. аплаиддин, "Он (бог) дал наследника"], отец Беродах-Баладана (Меродах-Валадана, аккад. Мардук-аппа-иддина), правившего в Вавилоне во времена Езекии (4Цар 20:12; Ис 39:1).

Бальзам.
Бальзам. В Библии упоминаются многие сорта Б., получаемого из различных деревьев и кустарников. Настоящий Б. [евр. бесем] добывается из Balsamodendron opobalsamum syn. Commiphora opobalsamum. Родина этого дерева - юж.-араб. прибрежные области. В Палестине самые большие насаждения бальзамовых деревьев были в окрестностях Енгедди и Иерихона, где они сохранялись вплоть до времен рим. правления. На тонких ветвях бальзамового дерева выступают светло-желтые капли смолистого сока, собственно Б. Вначале Б. представляет собой медообразную жидкость, но затем под воздействием воздуха темнеет и затвердевает. Евр. слово бесем часто употребляется в качестве собират. понятия - благовония (3Цар 10:25; 2Пар 9:1,9,24; Песн 4:10,14). Б. был составной частью благовонного курения и употреблялся в качестве косметич. притирания (Исх 25:6; Есф 2:12). Царица Савская подарила царю Соломону множество сортов благовоний (3Цар 10:10). В рус. пер. Библии словом "Б." часто передается евр. цори = -> Смола (Быт 43:11; Иер 46:11; 51:8). Так, в Исх 30:34 передано евр. слово шехелет, к-рое скорее всего означает раковины одного из видов моллюсков, источающие при горении сильный аромат.

Бани (Ваний, Вания, Ванаия, Биннуй)
Бани (Ваний, Вания, Ванаия, Биннуй) (возм., кр. ф-ма от имени "Бенаия"):
1) гадитянин, один из храбрых у Давида (2Цар 23:36);
2) левит, потомок Мерари (1Пар 6:46);
3) иудей, потомок Фареса (1Пар 9:4);
4) потомки Б. были среди вернувшихся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:10; в Неем 7:15 они называются сыновьями Биннуя). Многие из потомков Б. имели иноплем. жен (Езд 10:34); среди них опять встречается Биннуй (ст. 38). Один из глав народа, Б., во времена Неемии приложил печать к обязат-ву соблюдать Закон (Неем 10:14);
5) левит, принимавший участие в чтении Закона Ездрой и в общей молитве (Неем 8:7; 9:4 и след.) и подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:14). Наряду с ним еще один левит называется тем же именем (Неем 9:4). Левиты Рехум, сын Б. (Неем 3:17), и сын Б. Уззий, потомок Асафа (Неем 11:22), возм., сыновья одного отца.

Баня возрождения
Баня возрождения. В Тит 3:5 ап. Павел говорит о спасении, к-рое совершается "банею возрождения и обновления Святым Духом". Существует понимание крещения:
а) как чисто внешнего символа возрождения, сравниваемого со смыванием грязи в бане, и
б) как самой Б.В. Ему придают не только символич. характер, но и считают, что через него действует спасающая Божья благодать. В этом случае мы имеем дело с магич. пониманием таинства крещения, согл. к-рому этот обряд представляется действенным без воли крещаемого и без участия обращ. к нему Слова Божьего. Действие крещения входит сост. частью в действие Слова Божьего. Именно поэтому ап. Павел соединяет здесь "баню возрождения" с "обновлением Святым Духом", без к-рого крещение оказывается не-действенным.

Баран
Баран -> Овен, баран.

Баред
Баред, местность в пустыне Сур, возле источника, к к-рому бежала Агарь от своей хозяйки Сары (Быт 16:14). -> Беэр-лахай-рои.

Бариах
Бариах ("беглец"), сын Шемаии, потомок Давида (1Пар 3:22).

Баркос (Варкос)
Баркос (Варкос) [арам. "Сын Коса (едомского Бога)"], один из прислужников в храме, потомки к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:53; Неем 7:55).

Барс
Барс [евp. намер; гpеч. пардалис]:
1) Б. (Felis pardus) - крупный хищник из семейства кошачьих, встpечавшийся и в Палестине. Красивая светлая с темными пятнами шкуpа Б. (Иеp 13:23) пользовалась большим спpосом (Песн 4:8; Ис 11:6; Иеp 5:6; Ос 13:7 - в Синод. пер. - "скимен"; Авв 1:8);
2) в Дан 7:6 животное, похожее на Б., символизирует эллинистич. импеpию, созданную Александpом Македонским (см. Откр 13:2).

Бархюмитянин.
Бархюмитянин. Житель -> Бахурима.

Басня
Басня, краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Действующими лицами в Б. могут быть животные или растения, говорящие человеч. языком (Суд 9:8 и след.; 4Цар 14:9). Слово "басня" (греч. мютос, "миф") в значении "вымысел", "неправда" встречается в 1Тим 1:4; 4:7; 2Тим 4:4; Тит 1:14; 2Пет 1:16.

Бат
Бат -> Меры длины, площади, объема и веса (I,4,б).

Батраббим
Батраббим ("дочь многих"), гор. ворота в Есевоне, возм., на пути, ведущем в Равву Аммонитскую (Песн 7:5).

Бахарумиянин.
Бахарумиянин. Житель -> Бахурима.

Бахурим
Бахурим ["молодые (еще неженатые) люди"], небольшое селение в уделе колена Вениамина (2Цар 3:16), недалеко от Масличной горы, на дороге из Иерусалима к Иордану. Здесь жил Семей, злословивший царя Давида (2Цар 16:5). В Б. скрывались от преследования воинов Авессалома Ионафан и Ахимаас, открывшие Давиду планы его мятежного сына (2Цар 17:18 и след.). Жители Б. назывались бархюмитянами, или бахарумиянами (2Цар 23:31; 1Пар 11:33). В наст. время на месте Б., прим. в 2,5 км сев.-вост. Иерусалима, находится г. Рас-эт-Тмин.

Бацлуф
Бацлуф [евр. Бацлут], один из прислужников в храме, сыновья к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:52). В Неем 7:54 он называется Вацлифом [евр. Бацлит].

Башня
Башня:
1) Вавилонская Б. (Быт 11:4 и след.), -> Вавилон (I), а также ил. на стр. 116;
2) Б. на гор. стенах (2Пар 26:9; Неем 3:1,11,25-27; Пс 47:13) сначала служили для укрепления слабо защищ. участков городских стен, но впоследствии стали неотъемл. частью гор. стен (см. ил. на стр. 193; 556). Озия установил на Б. в Иерусалиме орудия для метания камней и стрел (2Пар 26:15). -> Крепость (II,3);
3) для сторожей в виноградниках вместо шалашей или шатров (Ис 1:8) нередко сооружали каменные башни (Ис 5:2; Мф 21:33; Мк 12:1). Подобные Б. строили также в пустыне для защиты пастухов и стад (2Пар 26:10); чаще всего, вероятно, их располагали рядом с колодцами. Ср. башню -> Гадер (1).

Башня Хананэла (Ананеила, Анамеила)
Башня Хананэла (Ананеила, Анамеила), одна из башен (Иер 31:38; Зах 14:10) на сев. стороне -> Иерусалима (III,В), между Рыбными и Овечьими воротами (Неем 3:1), предположит. находилась в непосредств. близости от построенной позже крепости Антония или на ее месте.

Бдолах.
Бдолах. С Б., согл. Быт 2:12, встречающимся в земле Хавила, сравнивается по цвету манна (Чис 11:7). Возм., это была светло-желтая душистая и прозрачная смола бальзамового дерева Balsamodendron, произраставшего в Нубии, Аравии и Индии. Эта смола, известная под названием бделлиум, была предметом торговли в Древнем Египте.

Бебай
Бебай -> Бевай.

Бевай (Бебай)
Бевай (Бебай) (возм., "отеческий", "Бог есть отец"), израильтянин, сыновья к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:11; Неем 7:16). Во времена Неемии представитель этого рода подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:15).

Бегемот
Бегемот. Б., упоминаемый в Библии, - это, вероятнее всего, млекопитающее вида Hippo-potamus amphibius. Б. - травоядное животное, вес к-рого может достигать 40 центнеров. В древности Б. был довольно распространенным животным. Егип. надписи указывают, что он встречался на всем протяжении Нила. Б. водился и в Палестине, в реке Иордан (Иов 40:18), о чем свидет. найденные там кости этого животного. В наст. время от-дельные особи встречаются в Ниле юж. 17° сев. широты и в нек-рых реках Центральной Африки.

Беда, бедствие
Беда, бедствие. В Библии Б. чаще всего рас-сматривается через призму отношений человека к Богу. Бог "видит бедствие" (Втор 26:7); Он, как "скорый помощник в бедах" (Пс 45:2), желает, чтобы люди призывали в скорби именно Его (Пс 49:15). Человек, будучи полностью зависим от Бога, тем не менее, оторван от Него грехом. Самые тяжкие Б. - это грех и смерть. Человек, пребывающий в Иисусе Христе, "благодушествует" в немощах (2Кор 12:10), хотя Б. и не отступает от него, ибо он живет в мире, где царствуют грех и смерть. Но он познал, что Бог - это "защита во время скорби" (Пс 36:39). -> Страдание -> Боль.

Бедад
Бедад, отец эдомского царя Гадада (Быт 36:35; 1Пар 1:46).

Бедан
Бедан (возм., "сын Дана"), сын Улама из колена Манассии (1Пар 7:17).

Бедность, бедный, попечительство о бедных
В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Б. рассматривается не как идеал, а как зло, чаще всего как следствие греха (Притч 6:9-11; 10:4; 21:17 и др.). Идеал же представлен в просьбе Агура: "Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе" (Притч 30:8 и след.). Хотя Божьи обетования праотцам (Быт 13:14 и след.; 26:3; 28:13 и след.) включают обилие материальных благ, Библия утверждает, что Б. посылается Богом (1Цар 2:7), а бедные стали таковыми по воле Бога (Притч 17:5; 22:2). Поэтому в Законе, данном через Моисея народу израил., Господь берет бедных под Свою защиту. Так, Он запрещает нарушать права бедных (Исх 23:6) и повелевает отверзать руку для бедных и нищих братьев (Втор 15:11; ср. также установления, относящиеся к -> субботнему году, и такие, как в Лев 19:9 и след.; 23:22; Втор 23:25 и след.; 24:19-21). Даже в предписаниях, касающихся жертвоприношений, учитывались скромные возможности бедных (ср. Лев 1:14-17; 12:8; 14:21; 27:8). В книге Второзаконие содержится особенно много установлений, относя-щихся к нуждающимся в помощи, т.е. вдовам и сиротам, чужеземцам и бедным. Но израильтяне не придерживались этих предписаний. В результате отхода израил. общества от патриарх. устоев, особенно ускорившегося во времена Давида и Соломона, а также с появлением урбанистич. культуры возникли противоречия между богатыми и бедными. С особенно острым осуждением богачей-эксплуататоров наряду с прочими пророками от имени Господа выступают Амос, Исаия и Иеремия (Ис 5:8; Иер 34:8 и след.; Ам 2:6; 3:10 и след.; 4:1; 5:11). Поскольку не по закону приобретенное богатство не считается знаком Божьего благословения, а зависимость от Божьей поддержки приближает бедных к Господу (т.к. в человеч. дружбе принимается во внимание имущ. положение - Притч 14:20; 19:4,7), Б. зачастую становится признаком человека благочестивого (Пс 9:10 и след.; Притч 19:1,22; 28:6) и праведного, к-рому дано обетование полного утешения и воздаяния за лишения, переносимые на земле ради Господа (Пс 36; 71; Ис 29:19).
В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Таков же взгляд на бедных и в НЗ. На примерах и в притчах здесь показано, как близки бедные к Царству Небесному (Мф 11:5; Мк 12:41 и след.; Лк 14:13; 16:19 и след.). При этом, однако, в НЗ возникает и понятие Б. не материальной, а Б. как простоты, смирения, уничижения. Иисус восхваляет таких бедных как праведников (Мф 5:3 "блаженны нищие духом"). Тем не менее, Христос не забывает и о материальной нужде бедных (Ин 13:29), и НЗ призывает всячески о них заботиться. Верующие древней Церкви продавали свое имущество и передавали деньги апостолам для раздачи бедным. Т.о. они осуществляли своего рода социальное обеспечение бедных (Деян 2:44 и след.; 4:34 и след., ср. -> Анания), ставшее необходимым и потому, что нек-рые члены молодой христ. общины потеряли работу, поддержку своих семей и были исключены из сферы иуд. благотворительности. Нек-рые христиане переселились из Галилеи в Иерусалим, где они остались без средств к существованию. Когда обойденными оказались вдовы грекоязычных христиан (Деян 6:1 и след.), церковь избрала семерых своих членов, чтобы осуществляли благотворительное служение внутри самой общины (и по-прежнему проповедовали Евангелие; Деян 6-8). Данное служение было поручено людям, исполненным Св. Духа и мудрости, хорошо зарекомендовавшим себя, что говорит о том, как серьезно относились в первонач. церкви к подобной работе. Павел также всегда старался обеспечить бедных иерусалимской церкви за счет пожертвований, собиравшихся в общинах христиан, обращ. из язычников. Призывая верующих коринфской общины к пожертвованиям для церкви в Иерусалиме, он приводит в пример македонцев (2Кор 8:1-5), поощряет коринфян указанием на их добродетель (ст. 7) и ссылается на Иисуса (Который обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой - 2Кор 8:9; см. далее Рим 15:26; Гал 2:10; Иак 2:2 и след.). Трудно ответить на вопрос, признает ли НЗ за материально бедными известное духовное превосходство. В Библии есть ряд мест, к-рые, видимо, позволяют ответить на этот вопрос утвердительно (Мф 19:23 и след.; Лк 1:53; 6:24; 12:16-21; 16:19 и след., особенно ст. 25; 18:23; 1Тим 6:17). При этом следует выяснить, не подразумеваются ли под богатыми те, кто злоупотребляет своим богатством, чтобы подавлять бедных и нуждающихся (Иак 5:1-6). Однако в указ. местах Библии не проводится такого разграничения. С другой стороны, НЗ не осуждает богатство как таковое. -> Богатство.

Бедствие, бедствовать
Бедствие, бедствовать. Причинами бедств. положения людей в Библии названы безродность, неприкаянность (Быт 41:52; Ис 58:7), притеснения на чужбине (Исх 3:7; 4:31; Втор 26:7), жизнь в положении изгнанников (Плач 1:3; Авд 12), а также житейские невзгоды, скорби и страдания вообще (Иов 10:15; 30:16; Пс 21:25; 43:25; 118:153; Притч 31:7). В частн., как Б. рассматриваются бесплодие (1Цар 1:11), пренебрежительное отношение мужа (Быт 29:32), голод и бедность (Пс 106:41; Иак 5:1). По отношению к бедствующим следует проявлять гостеприимство (Ис 58:7,10), справедливость (Пс 81:3; Притч 22:22; 31:9) и милосердие (Притч 14:21). Бог посылает страдания в целях воспитания (Евр 12:5 и след.), чтобы закалить и испытать верующих (Ис 48:10). Утешение в Б. - молитва и Слово Божие (Пс 101:1 и след.; 118:50 и др.). -> Беда, бедствие.

Беер
Беер ("источник", "колодец"), город, в к-рый бежал Иофам, спасаясь от брата Авимелеха (Суд 9:21). Местоположение его неизвестно. В Ономастиконе (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского говорится, что Б. находился прим. в 7,5 км сев. Элевтерополя. Возм., Б. тождествен Эль-Бире -> Беероф (2). Существует также мнение, что Б. - именно тот город вост. Иордана, где евреи сделали остановку во время странствования по пустыне (Чис 21:16; -> Беер-Елим).

Беер-Елим
Беер-Елим (Ис 15:8), местность в Моавитской земле; возм., то же, что и -> Беэр (1) (Чис 21:16). Б.-Е., вероятно, находился вост. -> Матанны.

Беера
Беера (имя, производное от "Беер"):
1) сын Ваала (II,1), князь рувимлян, плененный ассир. царем Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III) (1Пар 5:6);
2) сын Цофаха, потомок Асира (1Пар 7:36 и след.).

Беери
Беери ("принадлежащий источнику"):
1) в Синод. пер. - Беэр, хеттеянин, отец Иегудифы, жены Исава (Быт 26:34);
2) отец пр. Осии (Ос 1:1).

Беероф
Беероф ("источники", "колодцы"):
1) самый сев. из четырех городов гаваонитян (Нав 9:17). Он находился прим. в 14 км сев. Иерусалима (Нав 18:25; 2Цар 4:2) и принадлежал колену Вениамина. По мнению Ф.М.Абеля, араб. назввание Б. - Эль-Бире (А.Альт, Галлинг и Нот, напротив, считают, что древний Б. ныне называется Эд-Джиб). Родом из Б. были убийцы Иевосфея (2Цар 4:2 и след.), Баана и Рихав, а также Нахарай, один из воинов Давида, оруженосец Иоава (1Пар 11:39). Часть уроженцев города вернулась в него из вавил. плена (Езд 2:25; Неем 7:29). См. карты на стр. 388; 473;
2) город в земле Иссахара, название к-рого встречается только в Септуагинте (Нав 19:19) и в надписи Тутмоса III. В наст. время этот город, располож. в 12 км сев. Бейт-Шеана, называется Эль-Бира.

Беероф-Бене-Яакан
Беероф-Бене-Яакан ("колодцы сыновей Яакана"), место, где евреи разбили стан во время странствования по пустыне (Втор 10:6); в наст. время это, вероятно, Бееротаим, располож. прим. в 23 км сев. Кадеша. В Чис 33:31 и след. он назван Бене-Яакан.

Беерофянин (Беротянин, Берофянин)
Беерофянин (Беротянин, Берофянин), житель города -> Беерофа (1), (2Цар 4:2; 23:37; 1Пар 11:39).

Беештера
Беештера, возм., то же, что и -> Астароф. Название города, вероятно, возникло в результате слияния двух слов - Бет и Астароф (Нав 21:27). Б. находился на холме, к-рый сегодня носит название Телль-Аштара.

Бездна
I. В ВЗ Б. [евр. техом] означает морскую пучину (Быт 1:2; Иов 28:14; 38:16; Пс 106:26). По представлениям израильтян, Б. - это также места под землей, из к-рых бьют ключи и поступает вода (Быт 7:11; 8:2; Притч 8:28).
II. -> Аваддон.
III. В Откр Б. обозначает местопребывание губит. сил (Откр 9:1 и след.; 11:7), а также узилище, в к-рое на тысячу лет будет заключен -> сатана (Откр 20:1-3).

Беззаконие
Беззаконие. Это понятие охватывает совокупность деяний, связ. с нарушением заповедей и повелений Божьих. Разные др.-евр. слова, относящиеся к этому понятию, в Синод. пер. передаются как "беззаконие" и "преступление" (а также "вина", "грех" и "несправедливость"). Наиб. близкое к этому понятию слово в греч. тексте НЗ - аномиа = "беззаконие" (см. Мф 7:23; 2Пет 2:16; 1Ин 3:4; 2Кор 6:14 и др.). Б. есть действие, противоречащее Закону Божьему, оно имеет причиной или следствием несправедливость по отношению к ближнему или человеч. нечестие, т.е. -> грех. Оно может быть совершено на уровне мыслей, чувств, слов или дел, т.е. в любой области, на к-рую распространяются заповеди Закона Божьего. Б. может выражаться в противлении воле Бога (Нав 22:20; Ис 13:11), в нарушении богослужебных предписаний (Лев 26:1,39), в пренебрежении законами ритуальной чистоты (Лев 17:16), в извращении правосудия (Втор 19:16; в Синод. пер. - "свидетель несправедливый"), в причинении ущерба ближнему (Быт 50:17; в Синод. пер. - "вина и грех").

Безумец, безумие, безрассудный
Безумец, безумие, безрассудный:
1) "безрассудный" в Библии - это не обязат. глупец, как и безумие - не признак глупости. (-> Глупец, глупый.) Если страх Божий является началом мудрости, то грех и отпадение от Бога являют собой безумие. Всякое безбожие в корне своем - глупость;
2) Лаван, говоря Иакову о его безрассудстве (Быт 31:28), упрекает его не столько в глупости, сколько в несправедливости. Саул, называя себя безумным, признает свой грех перед Давидом: "Безумно поступал я, и очень много погрешал" (1Цар 26:21; см. также 2Пар 16:9; Иов 1:22). Текст Пс 13:1: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" - явно указывает на то, что безумие отождествляется с безбожием. Псалмы называют грешного человека безумным, а его путь - безумием (см., напр., 48:14; 73:18). Безумный, как и неверующий, слеп к делам и творениям Божьим. О греховности, свойств. чел. природе, в Притчах говорится как о его врожд. глупости: "Глупость привязалась к сердцу юноши" (22:15; ср. Притч 5:23; 8:5; 10:1,21; 13:19; 14:8,24,29; 15:21; 19:3). Об этом же говорят Екклесиаст и Пророки (Еккл 9:3; 10:1,13; Ис 44:25; Иер 4:22; 10:8 и др.);
3) НЗ тоже говорит о том, что грех - это безумие (1Тим 6:9; 2Тим 2:23; 3:9; 2Пет 2:16). Осуждение лености мышления и необдуманности поступков занимают здесь важное место. Безрассудство приносит несчастье; это касается, напр., человека, строящего свой дом на песке (Мф 7:26) и неразумных дев (Мф 25:2 и след.; ср. Лк 24:25). Впечатляет текст первых трех глав в 1Кор, где противопоставлены мудрость мира и кажущееся безумие вести о кресте. Павел подчеркивает, что Евангелие не подчинено человеч. мудрости и не может быть опровергнуто ни-какой критикой. Языческие философы могли хвалиться своей мудростью и насмехаться над "безумной" проповедью о Христе. Но то, что безумно для мира, мудро пред Богом (1Кор 1:27). В 11-й главе 2Кор Павел называет "неразумием" собств. самопрославление, выражающееся в перечислении своих дарований и заслуг. Он считает, что это само по себе безумие, но в данном случае он говорит о своих заслугах вполне осознанно, чтобы обосновать перед коринфянами свои апос-тольские полномочия (2Кор 11:1,16,17,21,23; ср. 12:11 и -> Прославление, восхваление).

Безумие
Безумие -> Болезнь.

Безумный
Безумный -> Болезнь: безумный -> Бесноваться, безумствовать.

Безумствовать
Безумствовать -> Бесноваться, безумствовать.

Бела
Бела ("красноречивый", или "проглоченный", или "смятение", "клевета"):
1) эдомский царь, сын Веора из г. Дингава (Быт 36:32);
2) старший сын Вениамина (Быт 46:21), глава поколения Б. (Чис 26:38);
3) один из вождей колена Рувима, сын Азаза, живший со своим родом в Галаадской земле (1Пар 5:8);
4) первонач. название -> Сигора, города, лежавшего в долине Сиддим у юго-вост. берега Мертвого моря (Быт 14:2).

Белёный
Белёный -> Погребение (III) -> Известь (1,5).

Белильщик.
Белильщик. Ремесло Б. (Мк 9:3) было известно еще в ветхозаветные времена, о чем говорит название местности "поле белильничье" (4Цар 18:17; Ис 7:3; 36:2; располож. юго-вост. Иерусалима, в Кедронской долине; также колодец (источник) -> Рогель). Задачей Б. была очистка и валяние шерсти, предание эластичности старым и новым предметам одежды и тканям, а также окрашивание пряжи и готовых тканей. Крашение производили в больших каменных чанах (см. ил. на стр. 831), валяние - в мелких, наполн. водой ямах, куда добавляли щелочь (щелочной раствор или -> мыло). Ткань опускали в раствор и топтали ногами, "валяли", до тех пор, пока она не достигала необходимой степени обработки (напр., ворсистые ткани превращались в войлочные). Соотв. евр. глагол (кавас = "валять") часто встречается в ВЗ в более узком значении "мыть" (Быт 49:11; Исх 19:10,14; Лев 6:20; Чис 8:7,21; 19:7; 2Цар 19:25 и др.), в т.ч. и в метафорич. значении, когда речь идет об омовении от беззакония и греха (Пс 50:4,9; Иер 2:22; 4:14). -> Омовение.

Белый.
Белый. Этот цвет во многих местах Библии имеет метафорич. значение, символизируя чистоту и незапятнанность (Мф 17:2; Мк 9:3; Откр 3:5; 6:11; 14:14; 20:11). В частн., одеяние из белого виссона (льна) - символ праведности святых (Откр 19:8). Отсюда понятно, почему священнику во время богослужения разрешалось надевать облачение только из белого виссона (Исх 28:39). Эта ткань находила широкое применение и в убранстве скинии (Исх 26:31,36; 27:9,16,18). Белоснежно и облачение "Ветхого днями" (Дан 7:9). Праведность святых достигается отпущением грехов, поэтому Господь дает обетование, что Своей милостью убелит, как снег, багряные грехи (Ис 1:18), а псалмопевец, исповедуясь в своих грехах, стремится стать "белее снега" (Пс 50:9). В Откр 7:14 облеч. в белые одежды омывают и убеляют их кровью Агнца. Белый конь (ср. Откр 6:2; 19:11,14) у римлян считался символом победы.

Бен-Авинадав
Бен-Авинадав ("сын Авинадава"), зять Соломона, наместник в Нафаф-Доре (3Цар 4:11).

Бен-Амми
Бен-Амми ("сын моего народа"), сын Лота и его младшей дочери (Быт 19:38), прародитель -> аммонитян.

Бен-Декер
Бен-Декер (возм., "сын мотыги"), один из 12 приставников Соломона (3Цар 4:9).

Бен-Хесед
Бен-Хесед ("сын Хеседа"), один из приставников Соломона (3Цар 4:10).

Бен-Хур
Бен-Хур. Приставник Соломона на горе Ефремовой (3Цар 4:8).

Бенаия
Бенаия -> Ванея (9).

Бенания
Бенания -> Ванея (7).

Бене-Верак
Бене-Верак ("сыновья молнии"), город в уделе колена Дана (Нав 19:45), совр. Ибн-Ибрак, располож. прим. в 7 км вост. Яффы.

Бене-Яакан
Бене-Яакан -> Беероф-Бене-Яакан.

Бензохеф
Бензохеф [евр. Бен-Захет, "сын Зохева"], сын Ишия, потомок Иуды (1Пар 4:20). Возм. также, что он был внуком Ишия и сыном Зо-хета.

Бенони
Бенони ("сын моей скорби, несчастья") -> Вениамин (1).

Бенхаил
Бенхаил ("сын достояния, силы"), князь народа Иуды, посланный Иосафатом по городам его царства учить народ Закону Божию (2Пар 17:7).

Бенханан
Бенханан (возм., "сын милости"), один из четырех сыновей Симеона из колена Иуды (1Пар 4:20).

Бера
Бера, царь Содома, правивший во время на-шествия Кедорлаомера на Палестину (Быт 14:2,17).

Бераия
Бераия ("Яхве сотворил"), сын Шимея, потомок Шегараима из колена Вениамина (1Пар 8:21).

Бераха
Бераха ("благословение"), вениамитянин, один из тридцати храбрых, пришедших к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3).

Беременность.
Беременность. С момента грехопадения первого человека Б. и роды сопряжены с муками (Быт 3:16). Во времена войн и бедствий беременные женщины подвергаются особой опасности (Мк 13:17; ср. Лк 23:29) и зачастую становятся жертвами жестокостей (4Цар 8:12; 15:16; Ос 14:1; Ам 1:13). Поэтому они упомянуты среди самых слабых членов общества, кому Бог обещает Свою особую защиту (Иер 31:8). В Законе мы обнаруживаем предписания, касающиеся наказания виновного в причинении вреда беременной женщине (Исх 21:22-25). -> Рождение.

Берехия (Верехия)
Берехия (Верехия) [евр. Берехия/Берехьяху, "Яхве благословил"]:
1) отец певца Асафа, левит из рода Гирсона (1Пар 6:39; 15:17);
2) один из четырех придверников при ковчеге завета во времена Давида (1Пар 15:23 и след.);
3) сын Мешиллемофа, один из начальников колена Ефрема, убедивших войско Факея освободить и отпустить на родину плен. иудеев (2Пар 28:12);
4) сын Зоровавеля (1Пар 3:20);
5) сын Асы, левит, к-рый, вернувшись из вавил. плена, жил в селениях Нетофафских (1Пар 9:16);
6) отец Мешуллама, помогавшего восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:4,30). Его внучка вышла замуж за Иоханана, сына аммонитянина Товии (6:18);
7) отец пророка Захарии (Зах 1:1,7 - в Синод. пер. - Варахия).

Бери
Бери, сын Цофаха из колена Асира (1Пар 7:36).

Берилл
Берилл -> Драгоценные камни.

Берия
Берия -> Бриа.

Берот (Бероф)
Берот (Бероф), город, принадлежавший царю Адраазару. В 2Цар 8:8 говорится о том, что Давид взял из Б. в качестве воен. трофея много меди. Б. находился прим. в 75 км сев. Дамаска и ныне отождествляется с Берейтаном [?] у зап. подножья Антиливана, в 10 км юго-вост. Баальбека (не путать с Бейрутом).

Беротянин
Беротянин -> Беерофянин (Беротянин, Берофянин).

Бероф
Бероф -> Беероф (1).

Берофянин
Берофянин -> Беерофянин (Беротянин, Берофянин).

Бесай (Весай)
Бесай (Весай), один из прислужников в храме, потомки к-рого возвратились из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:49; Неем 7:52).

Бесноваться, безумствовать
Бесноваться, безумствовать. В евр. тексте 1Цар 18:10 употреблено слово, обозначающее пророч. речь, предсказание; Саул говорит здесь под воздействием злого духа. Греч. глагол майномаи (к-рому соответствует сущ. мания) имеет след. значения: "неистовствовать", "буйствовать", "бушевать", "быть вне себя от восторга", "безумствовать", "быть вне себя (вплоть до сумасшествия)". Какое из этих значений подразумевается в Деян 26:24 и след., где Фест употребляет данное слово по отношению к ап. Павлу, или в 1Кор 14:23 (-> Говорение языками), где неверующие называют им говорящую на незнакомых яз. церковь, неясно. Вероятно, более всего здесь подошло бы слово "сумасшедший" (см. Ин 10:20; Деян 12:15; 26:11; в этих местах тоже употреблен греч. глагол майномаи).

Бесноватый
Бесноватый -> Одержимость.

Бесодия
Бесодия (возм., "доверительно беседующий с Яхве"), отец Мешуллама, помогавшего восстанавливать стены Иерусалима во времена Неемии (Неем 3:6).

Бесплодие
Бесплодие -> Плод (I) -> Дети (II).

Беспорочный (невиновный), безупречный, безукоризненный
I.
Эти три взаимосвяз. понятия, относящиеся к представлению о -> вине, передаются различными евр. и греч. словами. Они обозначают, что за данным человеком (или же в отношении к.-л. его поступков) нет вины - и, след., нет причины для упрека или укоризны.

II.
Если в ВЗ говорится о непорочности человека (Притч 11:3), то это означает, что он не нарушил заповедей Закона Божьего (Пс 118:9; Притч 13:6; Лк 1:6; Флп 3:6) или что его действия в определ. ситуации были верными и заслуживают оправдания от Бога (Иов 31:6; Пс 25:1 и след.,11); Иисус в подобном случае также берет Своих учеников под защиту и называет их невиновными (Мф 12:7). Наряду с этим в ВЗ подчеркивается, что ни один человек не может быть совершенно неповинен в очах Бога (Исх 34:7; Иов 9:28).
III:
1) в НЗ истолкование заповедей Закона Божьего, к-рое Иисус дает в Нагорной проповеди, показывает, что виновность начинается не с самого акта непослушания, а содержится уже в намерении, в помыслах и чувствах (Мф 5:22,28). Осознание необходимости послушания заставляет учеников задаться вопросом: "Кто же может спастись?" (Мф 19:25), т.е. оставаться неповинным перед Богом. Смерть как следствие греха имеет власть над теми людьми (Рим 5:12), к-рые злы по своей сущности (Мф 7:11; Лк 11:13). Их вина усиливается и тем, что они не веруют в Иису-са, в Котором явлена любовь Божья (Ин 16:9);
2) когда в НЗ говорится о безукоризненности и беспорочности (Флп 2:15; 1Тим 5:7), то они не являются результатом усилий самого человека. Невиновен прежде всего тот, чья вина устранена, потому что Иисус понес ее и искупил (Ис 53:6; Мк 10:45), и кто принял этот дар верою (Рим 3:22-26). Но это означает не только то, что устраняется прежняя вина, поскольку Иисус принял наказание за нее (Ис 53:5), но и то, что человеку даруется новая сущность (Рим 7:6; Еф 2:6). Человек становится новой тварью (2Кор 5:17; Гал 6:15), сотвор. Богом и способной во Христе к добрым делам (Еф 2:10). На этом пути он становится непорочным (Тит 1:6 и след.; Еф 1:4), безукоризн. (1Фес 2:10; 5:23), ему больше нет никакого осуждения (Рим 8:1);
3) однако никто не остается неизменно непорочным и безукоризн.; на этой земле все вновь впадают в непослушание и вину (Иак 3:2). Но Христос остается Ходатаем (1Ин 2:1), так что посредством исповедания грехов и прощения свыше можно вернуть непорочность (1Ин 1:9). Если верующие не могут остаться непорочными, несмотря на все их усилия, то Божья милость сохранит их для того, чтобы в решающий час Божьего Суда в день нашего Господа Иисуса Христа им быть непорочными (1Кор 1:8; Флп 1:6,10; 1Фес 3:13; 5:23), потому что все грехи прощены. Т.о. Христос стремится представить непорочной Свою Церковь (Еф 5:27; Кол 1:22), члены к-рой -> увещеванием и -> воспитанием должны помогать друг другу, чтобы никто не сошел с этого пути (Евр 4:1; 12:15; 13:17);
4) в НЗ особо говорится о непорочности Иисуса, Который по Своей сути был непорочен и безгрешен (Евр 7:26; 1Пет 1:19), слово Которого было безукоризненно (Лк 20:26) и в Котором рим. наместник Пилат не нашел никакой вины (Ин 18:38; 19:4,6). Поэтому, как Агнец Божий (Ин 1:29), Он смог понести грехи мира, войдя в истинное святилище Божье как непорочный Первосвященник со Своей собств. кровью (Евр 9:11-24).

Бессильный
Бессильный -> Немощь, немощный, бессильный.

Бесчестие
Бесчестие [греч. атимия] означает позор, лишение чести (1Кор 11:14; Иак 2:6,7; ср. Втор 27:16, в Синод. пер. - "злословящий"; Ин 8:49, в Синод. пер. - "бесчестить").

Бет-Арбел
Бет-Арбел, город (Ос 10:14), к-рый, согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, находился вост. Иордана, в районе Пеллы; в наст. время - это город Ирбид, в 20 км юго-вост. Гадары. Нек-рые исследователи отождествляют Б.А. с городом Хирбет-Ирбидом, располож. зап. Геннисаретского озера. Возм. также, что этот город являлся тем же местом, что и селение Арвиллы, упоминающееся в 1 Мак 9:2 -> Салман.

Бет-Гамул
Бет-Гамул (возм., "дом созревшего" или "дом верблюда"), город в Моавитской земле (Иер 48:23), араб. Хирбет-эль-Гумел, располож. прим. в 30 км вост. Мертвого моря.

Бет-Дивлафаим
Бет-Дивлафаим, моавит. город (Иер 48:22), к-рый под названием Беф-Дивлафон упомянут в надписи на "камне Меши" в одном ряду с -> Медевой и -> Ваал-Меоном. Возм., то же место, что и Алмон-Дивлафаим (Чис 33:46). Точное местоположение города неизвестно, но возм., он находился на месте руин Эд-Делеат-эль-Гарбие. Это был большой, хорошо укрепленный город на сев.-зап. склонах гряды холмов, огораживающих с юга плодородную Медевскую долину. Мощная крепость, Б.-Д. контролировал пути на запад, восток и юг и имел важное стратегич. значение.

Бет-Маон
Бет-Маон -> Ваал-Меон.

Беф-Авен
Беф-Авен ("дом ничтожеств, идола, греха"). Нек-рые исследователи считают, что здесь обыгрывается название города Вефиля. Несмотря на то, что Вефиль был домом Божьим, в к-ром долгое время находился ковчег завета, позднее он стал домом идолопоклонства (золотой телец, 3Цар 12:28 и след.). Именно поэтому пророк назвал Вефиль Б.-А. домом идола (Ос 10:5). Против такого понимания говорит то обстоят-во, что еще задолго до царствования Иеровоама Вефиль и Б.-А. упоминаются как разные города (Нав 7:2). Пророки называли Вефиль Б.-А., чтобы выразить свое презрение к совершавшемуся там идолопоклонству, в то время как реально существовавший Б.-А. не был тождествен Вефилю. Кр. того, из 1Цар 13:5 следует, что Б.-А. располагался зап. Михмаса, в то время как Вефиль находился сев. этого города. Возм., Б.-А. находился на месте совр. Бурки, вост. Эль-Биры и сев. Телль-эн-Назбе (Мицпы).

Беф-Азмавеф
Беф-Азмавеф -> Азмавет.

Беф-Анаф
Беф-Анаф ["дом (богини) Анат"], ханаан. город, выделенный во владение колену Неффалима (Нав 19:38 и след.; Суд 1:33). Название Б.-А. неоднократно встречается в егип. док-тах. Возм., город располагался на месте совр. Эль-Бане (Буэйны?) в 19 км вост. Акко на пути в Цефат или же погребен под холмом Телль-эль-Хурбех, где были обнаружены следы поселения бронзового века. Имя богини Анат в названии города свидет-вует о том, что в языч. Галилее было распространено идолопоклонство (Ис 9:1), причем язычники населяли и Харошеф-Гоим (Суд 4:2). Колено Неффалима не смогло взять город, что удалось, однако, Рамсесу II. Вероятно, Б.-А. был мощной крепостью, находившейся на холме, доступ на к-рый был затруднен. Это дало повод А.Альту предположить, что Б.-А. следует искать в Эль-Байне, в долине Эль-Баттуф, в 5 км сев.-вост. Риммона (2). При этом ученый ссылается на отчет одного гос. деятеля времен правления Птолемеев (III в. до Р.Х.), обнаруж. в архиве папирусов Зенона. В этом отчете говорится, что в город Б.-А. из окрестностей свозили на хранение муку и вино, и это хорошо соотносится со сведениями о плодородных полях и вино-градниках долины Эль-Баттуф.

Беф-Аноф
Беф-Аноф ["дом (богини) Анат"], город в Иудее, находившийся, вероятно, на месте совр. Бейт-Айнуна, в 5 км сев. Хеврона (Нав 15:59).

Беф-Арава
Беф-Арава ("дом пустыни"), город в уделе колена Вениамина, в пустыне на сев. границе колена Иуды (Нав 15:6,61). А.Альт считает, что Б.-А. - это совр. Эн-эль-Гарабе, погран. место "в пустыне". То обстоят-во, что здесь во влажной низине вблизи источника, вероятно, росли тамариски и тополя, объясняет, почему это место могло служить обозначением границы. Оно находится в 4 км вост. совр. Иерихона.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz