Указатель »
ПЕРВАЯ КНИГА ПАРАЛИПОМЕНОН
Родословия
Царствование Давида
Двенадцать предыдущих книг Библии закончились описанием пленения еврейского народа. Следующих две книги Паралипоменон являются повторением описанных ранее событий. Они суммируют совершившееся в прошлом и уделяют особое внимание царствованию Давида, Соломона и последующих царей Иуды. Первая книга Паралипоменон очень близка по содержанию со второй книгой Царств. В главном она говорит о Давиде, предшествуя девятью главами родословия. Родословие начинается от Адама и охватывает весь период времени до возвращения евреев из пленения, описывая все события в сжатом виде.
Автор
Первая и вторая книга Паралипоменон, книга Ездры и Неемии первоначально составляли одну книгу. Еврейское предание гласит, что автором этих записей был Ездра. В этих книгах часто делаются ссылки на разные описания, летописи и официальные документы: "Летопись царя Давида" (1Пар. 27:24), "Записи Самуила провидца и Записи Нафана пророка, Записи Гада прозорливца (1Пар. 29:29), Записи Нафана пророка, Пророчество Ахни Силомлянина и Видения прозорливца Пойдя (2Пар. 9:29), Записи Самея пророка и Адды (2Пар. 13:22), Записи Ииуя, сына Ананиева, которые внесены в книгу Царей Израилевых (2Пар. 20:34), Рассказ в книге Царей (2Пар. 26:22), Дела Озии написаны Исаием (2Пар 26:22), Видения Исаии, пророка (2Пар 32:32), Книга царей Иудейских и Израильских (2Пар. 32:32), Записи провидцев (2Пар. 33:19). Из вышесказанного можно заключить, что автор книги имел доступ ко многим источникам записей, которые нам не известны. Одновременно он имел доступ и к книгам Ветхого Завета. Руководимый Богом он записал все то, что посчитал нужным. Так что в этой части Ветхого Завета мы имеем двойное описание событий.
Значение двойного описания
Будучи убежденным в том, что вся Библия, как слово Божье, предназначена для всемирного пользования, приходиться думать не имел ли Бог каких других целей, кроме тех, которыми руководствовался Ездра в расселении Израиля, что побудил автора дважды описать эти события.
Повторение всегда указывает на важность повторяемого. Здесь содержится предупреждение не забыть этой части Библии. Мы можем считать чтение о царях и их делах скучным чтением, но во всех этих событиях следует видеть Божье руководство Своего народа. В этих описаниях можно иногда найти очень драгоценную жемчужину Священного Писания.
Разница между книгами Царств и Паралипоменон
Книги Царств делают параллельное описание событий в Северном и Южном царствах, а Паралипоменон придерживается Южного царства. Книги Паралипоменон в главном заняты описанием царствования Давида и выводят его родословную линию к тому времени.
Главы 1 до 9. Родословия
Родословная перепись народа стала необходимостью после возвращения Израиля из плена. Каждая семья имела право на получение земельного участка, которым она пользовалась до пленения. По закону Моисея землей наделялись семьи на вечное пользование и ее нельзя было продавать на вечное пользование другим (см. Лев. 25). Служение священников также было наследственным. Сыновья священников должны были наследовать своих отцов. Таков был закон земли. То же самое было и с царями по линии Давида. Самым важным и драгоценным из всех обетований было обетование мирового Спасителя из рода Давидова. Главной целью всех этих родословий было указание на потомков Давида. Родословия эти не полные, со многими перерывами в списках. Но главное в том, что они верные. Возможно, что они были собраны и списаны со многих списков, которые записывались на дощечках, папирусе или пергаменте, часть которых была списана и с книг Ветхого Завета. Девять глав этого родословия от поколения до поколения связывает всю предыдущую историю Библии. Они написаны не для духовного назидания, как другие книги и части Священного Писания. Но они, подобно и другим родословиям, являются остовом Ветхого Завета, связывая Ветхий Завет в единую книгу, придавая ей вид не легенды, а истории.
Главы 10,11,12. Воцарение Давида
Четвертая книга Царств и первая книга Паралипоменон, исключая родословия, описывает события до воцарения Давида. Первая книга Паралипоменон в особенности описывает организацию храмового служения. Она была написана после возвращения из плена и является своего рода историческим поучением, на равно со второй книгой Царств. Ее главная цель состоит в том, чтобы воодушевить вернувшихся пленников в деле восстановления храма, богуслужений и общественной жизни.
Во 2 Царств, гл. 1-4, говорится о воцарении Давида над Иудой после смерти Саула. Здесь в Хевроне Давид царствовал семь с половиной лет. Все это время он вел войны с сыном Саула Иевосфеем. По смерти Невосфея Давид воцарился над всем Израилем. Первым делом Давида после воцарения было занятие Иерусалима и провозглашение его столицей Израиля. Об этом более подробно говорится во 2 Царств, гл. 5. Город Иерусалим был более центральным и недоступным, расположенный на горе с долинами на восточной, западной и южной стороне. На протяжении 400 лет, от Иисуса Навина до Давида, Израиль не мог покорить Иерусалим. Все это время в нем жили иевусеи (И.Нав.15:63; 2 Царств 5:6-10; 1Пар. 11:4,5).
Археологическая заметка
Водяное русло (2 Царств 5:8), через которое воины Давида проникли в Иерусалим, было обнаружено в 1866 г. Ворреном и Палестинским Исследовательным Фондом. Русло это представляет из себя туннель со ступеньками, высечеными в скале с вершины холма до источника Гихона (см. карту стр. 46), с восточной стороны холма. Таким образом город снабжался водой в пределах городской стены. Холм был защищен толстой стеной в 7 м толщины. Он был недоступным, пока Давид не обнаружил этот секретный вход в город через источник.
Археологическая заметка
Стена Давида. В главе 11:8 говорится, что "Он (Давид) обстроил город кругом". Остатки этой стены раскопаны. Они были длиной в 120 м. В некоторых местах еще обнаруживается под постройкой Давида фундамент иевусеев.
Главы 13,14,15,16. Перенос ковчега в Иерусалим
Ковчег завета был захвачен филистимлянами (1 Царств 4:11) и они держали его 7 месяцев (1 Царств 6:1). Затем он был отослан обратно к израильтянам и в Кириафиараме, в 16 км от Иерусалима на северо- запад, он простоял 20 лет (1 Царств 7:20). Избрав Иерусалим столицей страны, Давид собрал всех израильтян и решил с великой церемониальностью перенести ковчег завета в Иерусалим.
9 Торжественая процессия перенесения ковчега была омрачена прикосновением Озы к ковчегу и его смертью. Оза хотел предохранить повозку с ковчегом от падения, но наказание его было весьма тяжким (13:9). Только левиты имели право и доступ к ковчегу (15:2,13). Поступок Озы был прямым нарушением закона (Чис.4:15), а его смерть предупреждением быть впредь осторожным.
14 После трехмесячного пребывания ковчега в доме Аведдара, левита (15:17,18,21,24), ковчег был перенесен в Иерусалим при великом ликовании и торжестве и помешек в скинии, которую Давид приготовил (15:1). Первоначальная скиния находилась в Гаваоне (21:29).
Многоженство Давида было Богу неугодным (14:3). В то время был такой обычай среди царей, выражавший престиж и славу Царствующих. Народ как бы ожидал от своих правителей этого, а Бог в эти Ветхозаветные времена снисходил этому обычаю. Но в своей семейной жизни Давид пожал горькие плоды своего поведения (см. 2 Царств 13).
Глава 17. Намерения Давида построить храм
Мысль построить храм была оригинально Давидова. Бог удовлетворялся скинией (4-6). Бог уступил Давиду, но не пожелал, чтобы Давид строил храм, потому что, как сказал Бог, "ты пролил много крови и вел большие войны" (22:8; 28:3) и поручил это дело Соломону (17:11-14; 28:6).
Главы 18,19,20. Победы Давида (см. 2 Царств 8).
Глава 21. Счисление израильтян (см. 2 Царств 24).
Глава 22. Подготовка к постройке храма
Хотя Бог отклонил намерение Давида строить храм, все же Давид во время своего царствования приготовил планы постройки и собрал огромный запас золота, серебра и много разнообразного строительного материала, оцениваемого в наше время по разному, от двух до пяти биллионов долларов. "Дом, который следует построить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями" (22:5). Постройка храма была наивысшим достижением и славой Израильского царства. В главе 28 Давид дает последнее поручение вождям и начальникам народа и всему народу построить дом Господу.
Глава 23. Распределение левитских обязаностей
"Не нужно носить скинию" (26), так как храм будет постоянно в Иерусалиме, поэтому обязаности левитам были наново распределены. Некоторые из них были назначены на работы в храме (4); другие назначены быть привратниками (5); иные музыкантами (5; 15:16) и хористами из 4000 человек. Некоторые были назначены "судьями и писцами" и на "внешнее служение в Израиле", на "дела Божий и на дела царя" (23:4; 26:29,32). Из последних назначений видно, что поставленные были гражданским правительством.
Глава 24. Организация служения священников
Священники были организованы в 24 череды для служения в храме. Они назывались "привратниками" и "прославляющими Господа" (5). Им вменялось в обязанность жертвоприношение. Их служение закончилось с пришествием Христа в мир. 1К великому сожалению "священники" потребовали распятия Христа (Матф. 27:1,6,20,41). В послании к Евреям мы находим, что в"священниках" нет больше надобности. Лишь в следующих местах слово "священник" употрбляется в Евангельском смысле, а это в Откровении 1:6, 5:10; 20:6, но и здесь оно применяется ко всем верующим, а не к христианским руководителям.
Главы 25,26,27. Другие храмовые организации
Для благоговейного служения в храме и управления народом были установлены разные организации. Назначение музыкантов при служении в храме не закончилось с пришествием Христа, но приняло новую форму и значение. Сам Давид был великим музыкантом. Он славил Господа от всей своей души (15:27,28; 16:41,42).
Главы 28,29. Прощальное слово Давида и молитва
Наставление и поощрение в постройке храма. Его вся забота была в том, чтобы построить дом Господу перед тем, как душа его уйдет в "дом нерукотворный". "Муж, по сердцу Божию", верно служил своему народу. С какой радостью он встретился в вечности с Тем, Который назывался "Сыном Давида".