Указатель »
ИЕРЕМИЯ
Последняя Божья попытка спасти Иерусалим
Иеремия жил сто лет после Исаии.
Исаия сберег Иерусалим от Ассирии.
Иеремия старался спасти Иерусалим от Вавилона, но не смог.
Иеремия был призван в пророки в 626 г. до Р.Х. Иерусалим был частично разрушен в 606 г. до Р.Х., еще более развален в 597 г. и окончательно сожжен в 586 г. до Р.Х. Иеремия жил в эти ужасные сорок лет упадка монархии и смертельной агонии народа. Он был убит горем, смотря как Бог применял последние лопытки спасти святой город, который был фанатически привязан к идолам. Еслы бы народ покаялся в своих грехах, Господь спас бы их от Вавилона.
И так, как во время служения Исаии угрожала Иерусалиму Ассирия, так во время служения Иеремии угрозой был Вавилон.
Внутреннее положение
Северное царство и значительная часть Иудеи уже пали. Они потерпели поражение за поражением и остался только Иерусалим. Несмотря на постоянные предупреждения пророков, они погружались все ниже и ниже в идолопоклонство и беззаконие. Час окончательного падения приближался.
Международная обстановка
Борьба за мировое верховенство началась с трех сторон: со стороны Ассирии, Вавилона и Египта. Ассирия, расположенная в Северо -- Евфратской долине, со своей столицей Ниневией, правила миром 300 лет, а теперь начала терять свою мощь. Вавилон, в Южно -- Евфратской долине, начал сильно укрепляться. Египет, расположенный в долине Нила, 1000 лет до этого был мировой державой, затем ослабел, а теперь опять становился сильным. В половине служения Иеремии Вавилон победил своих противников в этой борьбе. Он покорил Ассирию в 607 г. до Р.Х. и спустя два года разбил Египет в Карчемисской битве (605 г. до Р.Х.) и 70 лет правил миром, в те 70 лет Израильского пленения.
Проповедь Иеремии
Двадцать леть до исхода этой борьбы, с самого начала, Иеремия настоятельно говорил, что Вавилон будет победителем. В своих постоянных и скорбных предупреждениях о согрешениях Иуды, пророк высказывает следующее:
*1. Иуда будет побежден Вавилоном.
*2. Если Иуда отступит от своего беззакония, у Бога найдутся способы спасения Иуды от разрушения Вавилоном.
*3. Позже, когда всякая надежда на покаяния Иуды исчезла, если даже по политическим соображениям Иуда подчинится Вавилону, Бог сохранит его.
*4. Иуда восстанет после своего поражения и будет править миром.
*5. Вавилон, победитель Иуды, сам будет побежден и больше никогда не восстанет.
Смелость Иеремии
Иеремия неотступно советовал Иерусалиму подчиниться вавилонскому царю, по этой причине враги Иеремии обвиняли его в измене. Навуходоносор вознаградил Иеремию за эти советы своему народу сохранением его жизни и даровал ему почетное место при вавилонском дворце (Иер. 39:12). Но Иеремия не перестал усиленно говорить о том, что царь Вавилона совершил гнустное преступление, уничтожая Божий народ и за это Вавилон, в свое время, будет опустошен и останется таким навсегда (см. главы 50,51).
Иудейские цари, современники Иеремии
Манассия (697-642 до Р.Х.). Царствовал 55 лет. Весьма нечестивый (см. 2 Пар. 33). Иеремия родился во время царствованияя Манассии.
Амон (641-640 до Р.Х.). Царствовал 2 года. Долгое и нечестивое царствование его отца Манассии предрешило падение Иуды.
Иосия (639-608 до Р.Х.). Царствовал 31 год. Благочестивый царь. Произвел большие реформы. Иеремия начал свое пророческое служение на 13 году царствования Иосии. Реформы Поспи были наружными, а в сердце своем народ оставался преданным идолам.
Иоахаз (608 до Р.Х.). Был на престоле всего 3 месяца. Уведен в Египет.
Иоаким (608-597 до Р.Х.). Царствовал И лет. Открытый идолопоклонник. Явно противился Богу и был большим врагом Иеремии.
Нехония (597 до Р.Х.). Царствовал 3 месяца. Уведен в плен Навуходоносором.
Седекия (597-586 до Р.Х.). Царствовал 11 лет. Был в дружественном отношении с Иеремией, слаб в правлении государством, будучи под сильным влиянием лукавых людей.
Перечень событий во время Иеремии
627 до Р.Х. Иосия начал свои реформы. (см. 2 Пар. 34.). 626 до Р.Х. Призвание Иеремии на служение. 626 до Р.Х. Набег Скифов. (см. Иеремии 4.). 621 до Р.Х. Обнаружение книги закона. Великая реформация Иосии. (4 Царств 22,23.). 608 до Р.Х. Смерть Иосии у Мегиддо от руки египтян.
607 до Р.Х. Ниневия разрушена Вавилоном. (Возможно в 612 до Р.Х.).
606 до Р..Х. Вавилон покорил Иуду. Первое пленение. 605 до Р.Х. Битва у Кархемиса. Вавилон разбил Египет. 597 до Р.Х. Пленение Иехонии. 593 до Р.Х. Седекия посещает Вавилон. 586 до Р.Х. Иерусалим сожжен огнен. Временное прекращение царства Давида.
Пророки, современники Иеремии
Иеремия был ведущим пророком в кругу других пророков во время разрушения Иерусалима.
Его сотрудник, священник Иезекниль, моложе его годами, проповедовал в Вавилоне среди пленных ту же самую проповедь, которую Иеремия возвещал в Иерусалиме.
Пророк Даниил был царского происхождения. Он пророчествовал во дворце Навуходоносора.
Аввакум и Софония помагали Иеремии в Иерусалиме. Наум в это же самое время предсказал падение Ниневии. Авдия в это же время предсказал разрушение Едома.
Хронология Книги Иеремии
Некоторые пророчества Иеремии относятся к определенному временила некоторые из них не обозначены временем. Обозначенные временем следующие: Во время Иосии: 1:2; 3:6; во время Иоакима: 22:7; 25:1; 26:1; 35:1; 45:1; во время Седекии: 21:1; 24:1,8; 27:3,12; 28:1; 29:3; 32:1; 34:2; 37:1; 38:5; 39:1; 49:34; 51:9; в Египте: 43:7,8; 44:1.
Из этого видно, что книга не составлена в хронологическом порядке. Некоторые позднейшие пророчества записаны в начале книги, а более ранние-позже. Пророчества эти передавались устно и, возможно, были повторяемы годами позже перед тем, как Иеремия записал их. Составление пророческой книги было большим и громоздким делом. Писали в то время на пергаменте из овечьей или козьей кожи и длинные свитки свертывались на деревянные ролики. Возможно, что это была одна из причин неорганизованности книги Иеремии. Записав событие или разговор, пророк мог припомнить более ранние события, которые он записывал опять, не указывая времени их происшествия, лишь бы заполнить место в свитке.
Глава 1. Призвание Иеремии
Иеремия был призван на весьма тяжелый и неблагодарный труд. Подобно Моисею (Исх. 3:11; 4:10), он неохотно принял это служение. Случилось это в молодости "я молод", возможно ему было тогда 20 лет. Его дом вАнафоре(1)был в расстоянии 4 км на северо-восток от Иерусалима. Теперь он называется "Агата", что значит "кипящий котел" (13), что имеет отношение к вавилонской армии. Вступительное пророчество: разрушение от руки Вавилона (14).
Глава 2. Отступничество Израиля
Пылкими и страстными увещаниями Иеремия предупреждает Израиля и сравнивает его с обрученной невестой, которая оставила своего жениха и очутилась в среде развратных мужчин на положении блудницы.
Глава 3. Иуда в худшем состоянии, нежели Израиль
В глава 2 под "Израилем" разумеется весь народ. Сюда включается и Северное царство, которое 300 лет тому назад отделилось от Иуды и 100 лет до настоящего времени было уведено ассирийцами в плен. Не приняв во внимание падение Израиля, Иуда не только не покаялся, но при нечестивом царе Манассии еще глубже погрузился в развращение. Объединение Иуды с Израилем предсказано в 17,18 и в 50:4,5; Осия 1:11. В 20 стихе иносказательно говорится об Израиле, как блудной жене.
Глава 4. Опустошение Иуды приближается
В главе 4 описывается наступление вавилонской армии, которая разрушила Иерусалим в 606-586 до Р.Х. Возможно, что описание это относится и к нашествию скифов, предшествовавшему вавилонское.
Нашествие скифов
В год призвания Иеремии (626 до Р.Х.) неисчислимие толпы варваров с севера терроризировали юго-западную Азию. Они нанесли решительный удар для разваливающейся Ассирийской державы. О них Ровлинсон сказал так: "Прорвавшись через ущелья Кавказа, откуда они вышли и куда направлялись, никто не знал. Орда за ордой скифов покрыли богатые равнины юга. Они пришли, как саранча, бесчисленные, непобедимые и покрыли землю, как сад, а оставили ее после себя пустыней. Они не щадили ни пола, ни возраста, жестоко уничтожая население, а при наилучших условиях, уводили их в плен. После них поля были опустошенными, селения и жилища сожжены огнем и вся страна представляла пустыню". Их зверства напоминали зверства гуннов.
Глава 5. Всеобщее падение Иуды
Нет ни одного праведного (1), прелюбодейны, даже среди женатых "каждый из них ржет на жену другого" (7,8). Они пренебрегали словами пророка (12), предавшись обману, насилию, грабежу (26-28). Сжились с неправдой даже в правительстве (30,31). Больше о лжепророках (30) сказано в 23 главе.
Глава 6. Разрушение идет с севера
Пророк ясно видит разрушение Иерусалима от руки вавилонских захватчиков (22-26), которое поизошло при его жизни. Он несколько раз повторяет, что самым верным средством избавления для Иерусалима от погибели было бы покаяние (16-19).
Глава 7. Покаяние-единственная надежда на избавление
5-7 Сильным призывом к покаянию, основанным на Божьем обетовании помилования, если народ обратится к Богу, пророк обращался к Иерусалиму и видел только в этом возможность спасения.
9 Совершая свои мерзкие дела (9,31), наполнив дом Господень идолами (30), народ имел суеверное представление о храме, думая, чтобы не случилось.
10 Бог не допустит разрушение Иерусалима ради храма (4,10).
18 "Богиня неба" была Астартой, главным божеством хананеев, поклонение которой сопровождалось в самых гнусных формах распущенности.
31-32 "Долина сынов Енномовых" была на южной стороне Иерусалима, где сжигались дети, приносимые в жертву Молоху. Название этой долины позже преобразовалось в слово "Геенна" и приобрело значение ада.
Глава 8. "Прошла жатва"
Иеремия пришел к полному убеждению, что все его призывы и обличения напрасны, и что неизбежная гибель Иуды как бы уже совершилась (20). Ложные пророки (10,11) и их настойчивые пророчества, что Иерусалим вне опасности, являются большой помехой в служении Иеремии (см. гл. 23).
Глава 9. Плачущий пророк
Иеремия был мужам скорбей среди неистово развратного народа (8:6; 9:2-9), плачущим день и ночь, предвидя грядущее наказание. Он ходил среди народа, просил, умолял, убеждал, угрожал, звал, упрашивал, чтобы они обратились от своего нечестия. Но все его старания были напрасны.
Глава 10. Иегова есть истинный Бог
Кажется, что угроза вавилонского вторжения побудила народ Иуды к производству идолов, как будто бы идолы могли спасти их от этой угрозы. Иеремия пользуется этой возможностью опять напомнить народу, что то, чем они заняты, является дальнейшим увеличением их грехов против Бога.
Глава 11. Нарушение завета
Главу эту можно отнести ко времени, предшествующему великим реформам Иосии, о чем сказано в 4 Царств 23 главе, когда народ восстановлял своих идолов. За обличение в идолопоклонстве Иеремии угрожали смертью (11:21).
Глава 12. Жалоба Иеремии
Иеремии сравнивает свои страдания с видимыми успехами тех, кому он проповедовал, а они смеялись с его угроз (4). Он высказывал свои обиды Богу. Обещание будущего восстановления (15:17).
Глава 13. Льяной испорченный пояс
Иеремия применял много символов в своих проповедях (см. 19:1). Можно думать, что пояс Иеремии был весьма декоративным убором, выделявшим его в среде других людей, когда он проходил по улицам Иерусалима. Когда пояс сгнил и стал грязным и некрасивым, люди стали обращать не него внимание. Это дало повод для Иеремии говорить окружавшей его любопытной толпе, что Иуда, которого Бог украсил Себе, чтобы свидетельствовать другим, был однажды красивим и славным, а теперь, став грязным, будет отвергнут.
Главы 14,15. Заступничество Иеремии
Продолжительная засуха привела к голоду. Видя страдания народа, Иеремия скорбел душой, хотя народ его ненавидел, высмеивал и подвергал критике. Его заступничество перед Богом за свой народ равняется заступничеству Христа. Место "Грот Иеремии", куда он удалялся для плача, было у подошвы холма, на котором 600 лет позже стоял крест Иисуса Христа.
Глава 16. Иеремии воспрещено жениться
Семейная жизнь пророков иногда служила примером для подкрепления их проповеди. Исаия и Осия были женатыми и их дети были названы именами, выражающими идеи и принципы служения пророков. Для Иеремии было поведено оставаться безбрачным и служить символом и примером его постоянных проповедей о грядущих кровавых убийствах. Какая польза в выращивании семьи, чтобы потом она была уничтожена в кровавой резне, грядущей на жителей Иуды? Стихи 14 и 15 говорят опять о восстановлении народа.
Глава 17. Грех Иуды несмываемый
Падение Иуды неизбежно. Но обетование постоянно повторяется, что если бы народ обратился к Богу, то Он пощадил бы Иерусалим навеки (24,25).
Глава 18. Горшечник и глина
Весьма наглядная картина Божьей силы переминить будущность народа. Иеремия использовал этот пример для нового призыва к грешному народу переминить свои пути. Его попытки были неуспешными.
Глава 19. Разбитый кувшин
Кувшин этот мог быть весьма искусной работы. Разбитый в присутствии иерусалимских старейшин, он произвел на них сильное впечатление грядущих бедствий и разрушения города.
Другие наглядные примеры, которыми Иеремия старался обратить внимание народа на свои проповеди: льняной испорченный пояс (гл.13), запрет жениться (гл.16), горшечник и глина (гл. 18), узы и ярмо (гл. 27). покупка поля (гл. 32).
Глава 20. Иеремии посажен в темницу
Из долины сынов Енномовых, где он разбил глиняный кувшин перед иерусалимскими старейшинами, Иеремия направился к храму и там продолжал пророчествовать перед народом. За это Пасхор, один из служителей храма, ударил Иеремию и посадил его в темницу.
2 "Колода" состояла из деревянной рамы, куда вкладывались ноги, руки и шея заключенного. Положение забитого в колоду было очень неудобным. Находясь в этом тяжелом положении, Иеремия излил свою жалобу Богу (7-18).
Глава 21. Начало осады Иерусалима
Содержание этой главы относится к последним дням жизни Иеремии. Царь Седекия, испугавшись вавилонской армии, просит Иеремию ходатайствовать перед Богом. Иеремия советует Седекии сдать город Иерусалим вавилонянам, чтобы спасти народ от смерти.
Глава 22. Предостережение царю Иоакиму
Глава 22 относится к царствованию Иоакима, нечестивого и жестокого царя.
11 "Саллум", он же Иохаз, который был отведен в Египет, где и умер (4 Царств 24:6; 2 Пар. 36:6).
30 Хония (Иоакин)-"лишенный детей". У него были дети (1 Пар. 3:17; Матф. 1: 12), от которых произошел по плоти Христос, а он и его дядя Седекия были последними земными царями Иудейского царства.
Глава 23. Ложные пророки
Грозное осуждение вождей Божьего народа. Иеремия строго обвиняет царей по линии Давида, из дома которого он предвидит грядущего Мессию (23:5-8; см. гл. 33). Что же касается ложных пророков, то они были большим препятствием в принятии Божьего предупреждения, о котором проповедовал Иеремия. Они утверждали, что Иеремия говорит неправду. Мы, мол. Божьи пророки и Бог открыл нам, что Иерусалиму не угрожает опасность.
Глава 24. Две корзины со смоквами
Корзина с хорошими смоквами представляла наилучших людей, уведенных в Вавилонский плен, при царе Иехонии в 597 г. до Р.Х., а до этого и пророков Иезекниля и Даниила. Корзина с плохими смоквами изображала оставшихся в Иерусалиме, думая с помощью Египта противостать Вавилону (4 Царств 24:10-20).
Глава 25. Пророчество о семидесятилетнем плене
Пленение это произошло в ранние годы царствования Иоакима (1), около 604 г. до Р.Х. Весьма замечательно то, что здесь точно предсказано время плена и общее положение событий в Вавилоне (11-14; 29:10; 2Пар. 36:21; Ездра 1:1; Дан. 9:2; Захар. 7:5). Выдающееся пророчество. Иеремия не имел других возможностей знать об этом, как только по Божьему откровению.
Глава 26. Князья судят Иеремию
Обвинителями Иеремии были священники и ложные пророки. Но среди князей у Иеремии были и друзья, в особенности Ахикам, который защитил его от смерти. Все же, один из друзей Иеремии, пророк Урия, был умерщвлен (20-24).
Археологическая заметка
Урия, Елиафан, Савадия, Селлум. Урия убежал в Египет (20- 4)."Елнафана", одного из князей (22; 36:12), царь Иоаким послал в Египет, чтобы вернуть Урию обратно в Иерусалим.
В одном из "Лахиских несем" (см. гл. 34) есть следующая заметка: "Военачальнику армии, Ховария, сын Елнафана, прошел мимо на пути в Египет". Возможно, что в стихах 20-24 упоминается об этом случае.
В этом же Лахиском письме говорится о "письме Савадия, царского слуги, которое было принесено Селлуму от пророка". Савадия был внуком царя Иоакима (1Пар. 3:18). Селлум (Иеохаз) был братом Иокима (4Царств 23:30,34; 1Пар. 3:15; Иерем. 22:11), который позже был отведен в Египет.
Главы 27,28. Узы и ярмо
Иеремия надел себе на шею ярмо, которое надевают волам и ходил по городу говоря: так Вавилон наденет ярмо на шею этого народа. Один из ложных пророков, по имени Анания, снял ярмо с шеи Иеремии и разбил его (28:10) и в наказание за это умер через 2 месяца (28:1,17).
Глава 29. Письмо Иеремии к пленным братьям
Письмо было написано после того, как царь Иоаким и видные жители Иерусалима были отведены в Вавилон. Иеремия советовал им в письме быть мирными и покорными пленниками, предсказывая возвращение из плена на родину через 70 лет (10). Но и в Вавилоне ложные пророки продолжали противодействовать Иеремии (21-32).
Главы 30,31. Песнь восстановления
Бог дал Израилю и Иуде обетование избавления и мессианскую надежду и повелел записать (2) для сравнения с будущими событиями. Новый завет (31:31-34). В Ветхом Завете поветствуется о Божьих делах в еврейском народе на основами завета, сделанного у горы Синая. Здесь в этих стихах очень ясное предсказание, что завет Моисея будет заменен другим заветом. Перемена Моисеевого завета на христианский завет является главной темой послания к Евреям.
Глава 32. Иеремия покупает поле
Покупка поля произошла раньше падения Иерусалима. Сожжение города и разгром Иуды приближался. В этой смутной обстановке Бог повелел Иеремии купить себе поле по законам страны и передать купчую на сохранение в глиняном сосуде. Бог подтвердил этим событием Свое предсказание, что пленники возвратятся из плена и что земля вновь будет обрабатываться.
Глава 33. "Отрасль"
Из 20 царей по линии Давида до пленения, почти все из них были беззаконными. Лишь очень немногие были достойны имени Давида. В главах 22 и 23 пророк Иеремия сильно обвиняет всю царскую династию, которой Бог обещал вечный престол. Здесь в главе 33 Бог дает более подробное объяснение пророчества о великом царе, называемом "Отраслью", в Котором исполнятся все обетования.
Глава 34. Седекия объявляет свободу рабам
Во время осады города Седекия объявил свободу всем рабам, желая этим снискать Божью милость, но не сумел провести ее в жизнь.
Археологическая заметка
"Лахиские письма". В 34:7 упоминаются Лахис и Азека, города, осаждаемые вавилонским царем. Фрагменты 21 письма, написанных во время осады со сторожевой заставы Лахиса, военачальнику, обороняющему город, найдены в 1935 г. Велкомской Археологической Экспедицией, под руководством Д.Л. Старкой и сэра Чарлза Марстона. Письма были написаны перед тем, как Навуходоносор начал окончательную атаку города, поджигая стены. Письма обнаружены в остатках золы и угля на полу сторожевой будки. В одном письме сторожевой говорит, что "наблюдал за сигналами из Лахиса" и что "он не велел сигналов из Азека", который, возможно, уже пал.
В этих письмах упоминаются люди, имена которых находятся в библейском рассказе. "Гемария", военачальник Седекии (Иерем. 29:3). "Иезания", военачальник Навуходоносора (4Царств 25:23). "Матфания", первоначальное имя царя Седекии (4 Царств 24:17). "Нирий", отец Варуха, писца Иеремии (43:3). Запись сделана по-еврейски современником Иеремии. Подобно голосу из гроба они подтверждают правдивость пророчеств и записей Иеремии.
Глава 35. Пример Рехавитов
Рехавиты были племенем, происходившим от дней Моисея (1 Пар. 2:55, Числ. 10:29-32; Суд. 1:16; 4 Царств 10:15,26). Столетиями они вели свой аскетический образ жизни.
Глава 36. Царь сжигает свиток Иеремии
Иеремия был пророком уже 23 года, от 13 года царствования Поспи до 4 года Иоакима. Господь повелел Иеремии собрать все пророчества и составить книгу, чтобы читать их народу тогда, когда Иеремия не мог сам их читать и говорить с народом. Для составления такой книги потребовалось около года времени (1,9). Чтение пророчеств произвело сильное впечатление на слушавших князей, но царь с явным пренебрежением сжег свиток. После этого Иеремия снова написал эту книгу.
Главы 37,38. Иеремия посажен в темницу
Во время осады Иерусалима, по каким-то причинам, армия Навуходоносора отступила от стены. Может быть по причине недостатка питания в городе, Иеремия хотел выйти из Иерусалима и пойти в свой город Анафоф. Так как Иеремия настоятельно советовал сдаться вавилонскому царю, то его врагам показалось, что он хочет перейти на сторону Вавилона. Посчитав Иеремию предателем, работавшим на руку Вавилона, его посадили в темницу. Царь Седекия оставался в дружественных отношениях с Иеремией, но он был слабым царем.
Глава 39. Иерусалим сожжен огнем
Об этом сказано в главе 52 и 4 Царств 25 и в 36. Зная, что Иеремия всю свою жизнь советовал Иерусалиму сдаться, Навуходоносор предложил Иеремии любую почесть он пожелает принять, даже почетное место при вавилонском дворе (11-14; 40:1-6).
Главы 40,41. Годолия поставлен привителём страны
Навуходоносор поставил Годолию правителем Иудеи. Он был сыном Ахикама, друга Иеремии (40:5; 26:24). Через три месяца он был убит (39:2; 41:1).
Археологическая заметка
Печать Годолня. В 1935 г. около Лахиса, Старкей, член Археологической Экспедиции белком, обнаружил в слое золы после Навуходоносорова нашествия и огня, среди "Лахиских писем" печать, на которой была следующая запись: "Принадлежит Годолию, заведующему домом". Одновременно найдена и печать Иезонии (Иерем. 40:8; 4Царств 25:23). Он был одним из военачальников Годолия. В 1932 г. В.Ф. Бейд, из Тихоокеанской Школы Религии, нашел в руинах Массифы, столице правительства Годолия (Иерем. 40:7), красивую агатовую печать с надписью: "Принадлежит Иезонии, слуге царя".
Главы 42,43. Отход в Египет
Оставшиеся в Иудее, боясь расправы Навуходоносора за убийство Годолия, бежали в Египет, несмотря на то, что Бог предупредил их, что бегство это равносильно исчезновению народа. Они увели с собой и Иеремию.
Археологическая заметка
Тафнис (43:8-13). Местоположение Тафниса найдено в 15 км на запад от Суэцкого канала. В 1886 г. сэр Флиндерс Питри обнаружил развалины большой крепости, спереди которой была большая "кирпичная платформа", место, где по убеждению Питри, Иеремия скрыл камни (43:8).
В записках Навуходоносора говорится, что в 568 г. до Р.Х., 18 лет после пророчества Иеремии об этом, он сделал набег на Египет (43:10). Около Тафниса найдены три надписи Навуходоносора.
Глава 44. Последний призыв Иеремии
Последний призыв Иеремии к народу оставить поклонение идолам не увенчался успехом. Народ оставался непослушным. "Богиня неба" (17) была Астартой, поклонение которой сопровождалось аморальным поведением женщин с согласия их мужей (15,19). Место и образ смерти Иеремии нам не известны. Одно предание гласит, что он был побит камнями в Египте. По другому преданию он был уведен Навуходоносором из Египта вместе с Варухом в Вавилон, где он и умер.
Глава 45. Варух
Варух, писец Иеремии, был знатным человеком с большими намерениями. О нем думали, что он имел большое влияние на Иеремию (43:31).
Глава 46. Египет
Описание поражения египетской армии у Кархамиса в 605 г. до Р.Х., в половине жизни Иеремии (1-12), а так же позднейшее пророчество о вторжении Навуходоносора в Египет (13-16), продолжение 43:8-13. Сто лет до этого пророк Исаия пророчествовал о Ассирийском вторжении в Египет (см. Исаии гл. 18-20). Кое-что о Египте сказано и в Иезекииля 19-32.
Глава 47. Филистимляне
Пророчество о покорении Навуходоносором филистимлян исполнилось через 20 лет, когда Навуходонор взял Иудею. Другие пророки, пророчествующие о филистимлянах, были: Исаия 14:28-32; Амос 1:6-8; Иезекииль 25:15-17; Софония 2:4-7; Захария 9:1-7).
Глава 48. Моав
В этой главе рисуется картина неизбежного разорения Моава. Моав был союзником Навуходоносора против Иуды, а позже сам был разорен им в 582 г. до Р.Х. Земля эта столетиями лежала опустошенной и не заселенной. Ее развалины свидетельствовали о том, что в свое время она была густо населенной. Восстановление земли (47) и сынов Амоновых (49:6) возможно произошло через ассимиляцию с большими арабскими племенами. Некоторые из них присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы, когда Евангелие впервые проповедовалось миру (Деян. 2:11). Возможно, что земля эта опять будет плодородной. Другие пророчества о Моаве: Исаия 15:16; Иезекниль 25:8-11; Амос 2:1-3; Софония 2:8-11.
Глава 49. Аммон, Едам, Сирия, Асор, Едом
Навуходоносор покорил эти народы, как и было об этом предсказано. О Аммане смотри Иезекииля 25:1-11, о Едоме - книгу Авдия.
Главы 50,51. Предсказание о падении Вавилона
В главах этих предсказывется падение и вечное опустошение Вавилона, речью, равняющейся событиям, которые в них описываются (51:37-43). что Исаия сделал раньше (Ис. 13:17-22). Мидяне во главе с другими народами, названы победителями (50:91, 51:11, 27,28).
Эти две главы, предсказывающие падение Вавилона, были списаны в отдельную книгу и отосланы в Вавилон посланными, во главе с царем Седекией, семь лет перед сожжением огнем Иерусалима (51:59-64). Иеремия поручил посланным всенародно прочитать книгу, а затем торжественно утопить ее в реке Евфрате со следующими словами: "Так погрузится Вавилон и не восстанет".
Глава 52. Пленение Иуды.
см. 4 Царств 24:25