Указатель »
МИХЕЯ
Неминуемое падение Израиля и Иуды
Мессия родится в Вифлееме
Михей пророчествовал в дни царей Иоафама, Ахаза и Езекнн. Иоафам и Езекия были добрыми царями, а Ахаз крайне беззаконным. Таким образом Михей видел дела беззакония в правительстве и его восстановление. Он жил в Морасфите, на филистимской границе около Гата, в 50 километрах на юго-запад от Иерусалима и был современником Исаии и Осии. Его пророческое служение было Израилю и Иуде, всегда направленное на имя их столиц: Самарии и Иерусалиму. В его пророчествах преобладали три главных мысли: грех народа, его уничтожение и его восстановление. В его книге эти мысли смеживаются частыми переходами от настоящего разрушения до будущей славы.
Глава 1. Самария обречена на гибель
Самария была столицей Северного царства. Ее правители были ответственны за преобладающее в стране бесчестие (5). Со дней их отступления от Бога, 200 лет перед тем, они избрали поклонение тельцу, Ваалу и другим ханаанским, сирийским и ассирийским идолам. Бог посылал к ним Илью, Елисея и Амоса, чтобы обратить к истинному Богу. Все эти попытки не увенчались успехом. Они дошли до конца Божьего долготерпения. Михей был свидетелем Божьего правосудия (6). В 734 году до Р.Х. ассирийцы увели в плен всех Северных израильтян, а в 721 году до Р.Х. Самария стала "грудою развалин". Места, упоминаемые в главах 10-15, находятся в западной Иудее, в окрестности местожительства Михея. Они были разрушены ассирийцами во время падения Северного царства.
Глава 2,3. Жестокость правителей
В добавок к их идолопоклонству (1:5-7), господствующие классы были бессердечными в своем отношении к бедным, захватывая их поля, даже одежду и выбрасывая женщин с их маленькими детьми из домов. Сверх этого они осыпали милостями ложных пророков, которые потворствовали их грешным и преступным поступкам (6:11). Указав на их пленение (1:16), Михей сейчас же рисует картину их восстановления, с царем и Богом ведущим их (2:12,13). Пророк продолжает обвинение правителей народа в их нечеловеческой жестокости, с особым указанием на Иерусалим (10), обвиняя в частности религиозных вождей (5-7,11). А затем Михей изрекает гибель Иерусалима (12), подобно тому, как он предсказал гибель Самарии (1:6).
Глава 4. Грядущее мировое царство Сиона
Пророк видит мирную, счастливую, благословенную, богобоязненную жизнь в мире, правление которой будет в Сиане. Что за контраст! В главе 4:1-3 и в Исаии 2:2-4 это царство Мессии описано величественными словами, достойными повторения. Внезапно, пророк отрывается от славного будущего и переносится в свое тревожное время и видит падение Иерусалима (3:12), жители которого пойдут в Вавилонский плен (4:10). Пророчество это весьма необычайное. В то время Ассирия сметала все на своем пути. Предсказание это было сделано 100 лет до основания Вавилонской империи. Иерусалим выдержал нападки ассирийцев и дожил до покорения Ассирии и поражения Вавилоном, который покорил Иерусалим в 606 году до Р.Х. и увел народ в Вавилонский плен.
Глава 5. Грядущий царь Сиона
Правитель из Вифлеема будет во главе Сиона. В 4:1-8 говорится о славном будущем, а в 4:9,10 пророк возвращается обратно к времени пленения. В 4:11,12 пророк переносится к своему времени осады Иерусалима ассирийцами. В 4:13 опять шаг вперед в будущее, а затем в 5:1 возврат к осаде Иерусалима. Таким образом пророк приготовляет окружающую обстановку для прихода избавителя из Иерусалима (2-5). В понятии Михея это было избавление от ассирийцев (5,6), но дальше этого, в дымке будущего выступал величественный образ грядущего мессианского царя, происхождение которого было от вечности (2) через Вифлеем. Избавление Снопа от ассирийского ига было, до некоторой меры, символическим предсказанием прихода большего избавления Спасителем мира. Многие Ветхозаветные предсказания о Христе были сокрыты в тумане исторических событий времени пророка, но все же ясными и безошибочными. Бесспорно, что вечный правитель из Вифлеема (2) никто иной, как Чудный Младенец Исани (9:6,7). Место это в Ветхом Завете является единственным, где определенно сказано, что Христос родится в Вифлееме (см. Матф. 2:22).
Глава 6. Тяжба Иеговы с Его народом
Причина тяжбы-грехи времени Михея: неблагодарность Богу, религиозное лицемерие, нечестность, идолопоклонство, неизбежность наказания.
Глава 7. Окончательная победа Сиона
Михей скорбит о преобладающем предательстве, насилии и кровопролитии. Он заканчивает свое пророчество видением будущего, полного Божьего владычества с Его народом и исполнением Божьих обетований Аврааму.