Указатель »
АГГЕЙ
Восстановление храма
Предсказание о более славном будущем храме
Возвратившиеся из плена евреи в первую очередь занялись восстановлением своей национальной жизни и построением храма.
Аггей, Захария, Малахия
Эти три пророка принадлежат к периоду времени после возвращения из плена, о чем говорится в книгах Ездры, Неемии и Есфиры (см. кн. Ездры). Аггей и Захария принимали участие в восстановлении храма (520-516 до Р.Х.). Есть предположение, что Малахия и Неемия сотрудничали сто лет позже в ремонте иерусалимских стен.
Хронология этого периода времени.
536 до Р.Х.: 50 000 евреев под руководством Зоровавеля вернулись в Иерусалим.
536 до Р.Х.: в 7-ом месяце построили жертвенник и начали жертвоприношения.
535 до Р.Х.: во 2-ом месяце работа в храме началась и остановилась.
520 до Р.Х.: в 6-ом месяце (сентябрь), первого дня Аггей призывает строить.
520 до Р.Х.: в 6-ом месяце, 24-го дня началась работа.
520 до Р.Х.: в 7-ом месяце (октябрь), 21-го дня Аггей делает второй призыв.
520 до Р.Х.: в 8-ом месяце (ноябрь), вступительное слово Захарии.
520 до Р.Х.: в 9-ом месяце (декабрь), 24-го дня Аггей делает З-й и 4-й призыв.
520 до Р.Х.: в 11-ом месяце (февраль), 24-го дня видение Захарии.
518 до Р.Х.: в 9-ом месяце (декабрь), 4-го дня, видение Захарии.
516 до Р.Х.: в 12-ом месяце (март), З-го дня, работа в храме закончена.
515 до Р.Х.: в 1-ом месяце (апрель), 14-21-го дня, радостное празднование Пасхи.
457 до Р.Х.: Ездра пришел в Иерусалим и произвел некоторые реформы.
444 до Р.Х.: Неемия восстановил стены. Время Малахии.
Аггей и его книга
Можно подумать, что Аггей был старым человеком и что он видел первый храм (2:3)? Его книга состоит из 4 кратких бесед.
Политическая ситуация
Иуда был порабощен, Иерусалим сожжен, храм разрушен и народ уведен в Вавилонский плен (606-586 до Р.Х., как сказано в 4Царств 24-25). После 70 летнего плена, около 50 000 евреев по указу Кира вернулись в свою землю (536 до Р.Х.) и начали постройку храма. Но не успели они поправить фундамент, как работа была остановлена враждебными соседями. В течении следующих 15 лет ничего больше не было сделано. В это время новый царь Дарий восшел на персидский престол. Он имел дружелюбное расположение к евреям. После настоятельных проповедей Аггея и Захарии работа возобновилась и храм был построен в 4 года (520-516 до Р.Х.). Стены Иерусалима были восстановлены Неемией 70 лет позже.
Глава 1. Начало работы над храмом
Фундамент храма уже был заложен 15 лет ранее (Ездра 3:10). После этого работа прекратилась. Народ потерял интерес к стройке храма. Бог осведомляет народ через пророка Аггея, что по этой причине у них был плохой урожай. Один из древнейших Ветхозаветных уроков состоит в том, что народное бедствие приходит по причине народного отступления от Бога. Проповедь Аггея произвела небывалый эффект. Люди поверили Божьему слову и через 24 дня работа возобновилась.
Глава 2. Будущая слава Божьего храма
Через 27 дней старый фундамент храма был очищен от мусора и стало видно его очертание. Затем Аггей изрек свое пророчество о будущей славе храма, которая превзойдет славу Соломонового храма. По своему содержанию пророчество Аггея было мессианским. Он думал о храме, который он вместе с Заровавелем строил. Но пророческое слово, которое он изрекал, не было его словом, а словом Бога. Бог имел ввиду иной храм-Его Церковь, построенную не из камней, а из живых некупленных душ. Это неувядаемая, бесконечная, невыразимая, славная, венец всех славных дел Бога - Церковь (1Коринф. 3:16,17; 2Коринф. 6:16; Ефес. 2:21), о которой мечтал Аггей.
6-7 "Я потрясу небо и землю". Возможно, что выражение это имело отношение к политической жизни того времени, но оно цитируется в послании к Евреям 12:26, определяющее увядающую славу мира на рассвете вечного небесного царства.
7 "Желаемый всеми народами", относится ко Христу-Мессии.
10 Еще была зима. И земля не была готова для принесения плода, но народ воодушевился и приступил с великим усердием к постройке дома Божия, а Бог обещал им, что в будущем поля их будут плодородными.
23 Аггей заканчивает свое видение ободрением Зоровавеля и обетованием сохранить его. Зоровавель представляет собой дом Давида. (см. Захария 4 гл.).