Указатель »
ЧИСЛА
Сорок лет стрвнствования по пустыне Израиль на пути в Обетованную Землю
Очерк и хронология пути
Выход из Египта: 1-го месяца, 15-го дня
Переход через Чермное море;
Мерра, Елим, Синайская пустыня;
Ропот народа, Перепелы и манна, 2-го месяца, 15-го дня
У Рефидима: вода из скалы
Битва с Амаликом, Иофор,
У Синая: десять заповедей, завет,3-го месяца, (?) дня
Книга законов, Моисей 40 дней на Синае;
Золотой телец, вторых 40 дней на Синае;
Скиния закончена, перепись народа, 2-ой год, 2-ой месяц, 1 лень
Двинулись в путь от Синая, 2-ой год, 2-ой месяц, 20 день
Провели у Синая около одного года;
У Фарана: облако, перепелы, проказа;
У Асирофа: упреки Мариами и Аарона;
У Кадеса: посылка соглядатаев;
Восстание на Моисея, заступничество Моисея;
Народ усмиряется, добавочные законы;
Корей, 14,700 умерших, расцветший жезл Аарона;
38 лет блуждания по пустыне;
Около Кадеса вторично, 40-ой год, 1месяц
Смерть Мариами, вода из скалы, согрешение Моисея;
Последнее путешествие в Ханаан;
Едом запрещает переход через его землю;
У горы Ор: смерть Аарона, 40-ой год, 5-ый месяц, 1 день
Израиль побеждает хананеев;
На южной стороне горы Ор: змеи;
На востоке и севере вокруг Едома;
На севере у восточной границы с Моавом;
Победа над амореями и вассанами;
Стан на равнинах Моавитских: Валаам, грех Ваал-Фегора;
24,000 пораженных, перепись народа,
Уничтожение мадианитян,
Два с половиною колена поселяются на восточной стороне Иордана;
Прощание и смерть Моисея, 40-ой год, 11 ый месяц, 1 день
Переход через Иордан, 41-ый год, 1-ый месяц, 14 день
Празднование Пасхи, нет манны, 41-ый год, 1-ый месяц, 14 день
Глава 1. Перепись народа
По переписи у горы Синая Израиль насчитывал 603,550 мужчин свыше 20 летнего возраста, исключая левитов (45-47). По второй переписи, 38 лет позже, насчитывалось 601,700 (см главу 26).
Главы 2,3,4. Организация стана
Для управления таким громадным количеством людей, каждая деталь расположения стана была разработана с военной точностью. Стан был расположен в таком виде: Когда стан двигался в поход, то Иуда и восточные племена вели поход. В центре скиния была прикрыта южными и западными племенами, а тыл прикрывался северными племенами.
Главы 5,6. Добавочные законы
О прокаженных, возмещение убытков, о подозрении женщин в прелюбодеянии, обеты, Аароново благословение (6:24-26).
Главы 7,8,9. Приготовление в путь
Жертвы начальников, посвящение скинии и левитов, празднование Пасхи, облако (9:15-25, см. Исх. 13:21).
Главы 10,11. На пути в Обетованую Землю
Простояли у горы Синая один год. Облако поднялось. Серебрянные трубы прозвучали. Иуда повел стан и весь народ двинулся в путь. Через три дня у Тавера народ начал роптать (10:33; 11:1-3). Ропот стал их привычным занятием. Бог послал им перепелов, но покарал их язвою (11:33; Исх. 16).
Глава 12. Мариамь и Аарон упрекают Моисея
Бедная Мариамь, если бы она знала, чем все это кончиться, то она никогда не занялась бы упреками.
3 Моисей был "человек кротчайший из всех людей на земле". Какая замечательная черта характера этого величайшего человека своего времени! Христос так же был "кротким и смиренным". Он сказал:"Блаженны кроткие" (Матф. 5:5; 11:29).
Глава 13,14. Двенадцать соглядатаев посланы в Ханаан
Моисей имел намерение идти прямым путем от Синая в Ханаан. Он направился прямо в Кадес, 230 км на север от Синая и 80 км на юг от Вирсавии. Он хотел войти в Ханаан этим южным проходом.
После возвращения соглядатаев и их неблагоприятных рассказов, народ отказался идти вперед и, если бы не чудесная .защита и вмешательство со стороны Бога, то люди побили бы Моисея камнями. События эти бьпи решающими в исходе дальнейшего странствования. Будучи так близко от Обетованной земли, они повернули в обратную сторону. Возможность эта им больше ни когда не предоставилась. Халев и Иисус Навин, двое из соглядатаев, которые хотели идти вперед, только они из числа 600,000 человек свыше 20 лет, удостоились войти в Обетованную землю.
Главы 15 до 19. Разные законы.
Корей
Корей позавидовал Моисею и хотел овладеть руководством народа. Моисей обратился за помощью к Богу. Бог немедленно разрешил эту тяжбу. Земля разверзлась и поглотила восставших.
Трудности Моисея
Пред Моисеем предстояло много трудностей. Они начались сейчас же по выходе из Египта. Сразу же на израильтян напали амаликитяне, а годом позже у Кадеса -- едомитяне, аммонитяне, аморитяне и мидианитяне соединились и загородили им дорогу в Ханаан. Его народ израильский, скоро по выходе из Египта и чудесной божественной защиты в пути, не переставал роптать еще в Египте. Затем у Чермного моря. Потом у Мары, в пустыне Син, у Рефидима, Таверы, Асирофа, у Меривы и опять у Кадеса, на виду Обетованной земли, они категорически отказались идти вперед, что весьма огорчило Моисея. Кроме всех этих трудностей у Моисея были постоянные недоразумения даже с доверенными ему руководителями. Аарон сделал литого тельца у Синая. Мариамь и Аарон пробовали захватить власть правления народом (глава 12). Десять соглядатаев из двенадцати произвели отрицательное настроение в народе, советуя не идти в Ханаан. Они почти были готовы побить Моисея камнями (14:10; Исх. 17:4). И самое трудное для Моисея -- ему самому Бог не велел войти в Обетованную землю, что было заветной мечтой всей его жизни. Если бы не Божья благодать, то Моисей не смог бы все это снести своими силами. И когда с берегов Иордана Бог взял его в вышнюю землю, тогда он все понял.
Глава 20. Окончательное отправление в Ханаан
Кажется, что между главами 19 и 20 есть промежуток времени в 38 лет, от первого прихода в Кадес (13:26), до окончательного отправленин из Кадеса в Ханаан. В 33 главе перечисляются места остановок, всех их было 40, начиная с Египта и до равнин Моавитских. Из них 18 было между Рифмой и Кадесом. Возможно, что Рифма и Кадес были одним и тем же местом. Если судить по словам "много времени в Кадесе" (Втор. 1:46), а также упоминание о 18 остановках стана между первым и вторым приходом в Кадес, то можно допустить, что Кадес был, своего рода, главным сборным пунктом, откуда Бог направлял их странствование. Они проводили известное время со своими стадами и табунами на окресных горах и долинах и опять возвращались в Кадес, а оттуда в дальнейший путь. Согрешение Моисея, помешавшее ему войти в Обетованную землю, состояло, кажется, в том, что он с Аароном "не поверели Богу и не явили святости Бога пред очами сынов израилевых" при чуде извлечения воды из скалы (Числ. 20:12). Мариамь, Аарон и Моисей умерли в одном году. Мариамь в Кадесе (20:1), Аарон на горе Ор (20:28), Моисей на горе Нево (Втор. 32:50; 34:1,5). Мариамь умерла в возрасте 130 лет, Аарон в 123 и Моисей в 120 лет.
24 "Приложились к народу своему" -- прекрасное Ветхозаветное выражение, определяющее смерть. Оно намекает на встречу с любимыми за гробом.
Археологическая заметка
Кадес -- Варни (20:1; Втор. 1:19), теперь называется Айн Кадес, весьма красивый оазис, орошаемый двумя источниками, текущими из-под скалы. Рядом с ним есть высохший источник. Каберндумает, что Моисей ударил по скале выше высохшего источника. Он ударил "дважды" (20:11) и два новых источника вырвались наружу и текут по настоящее время. (См. "Недавние Исследования в Палестине" Коберна.).
Глава 21. От Кадеса до Иордана
Возможно, что союз амаликитян с хананеями на севере Кадеса был слишком крепким и устрашающим для Израиля, чтобы избрать прямой путь на Хеврон. Во всяком случае, у Бога были иные планы.
Они отправились на восток, чтобы подойти к восточному берегу Мертвого моря через землю едомлян, но Едом не пропустил их. После этого Моисей повернул на юг до Аравии, которая представляла из себя "мертвую и опасную пустыню" от Мертвого моря и до Чермного моря, чтобы обойти Едом и Моав, хотя путь этот был весьма трудным и опасным. Затем Моисей повернул на север около границы Аравии до Васана, на восток от Галилейского моря, а затем на юго-запад, до Моавитских равнин против Иерехона. Бог приказал Моисею не трогать едомлян и моавитян, хотя они и пробовали задержать израильтян.
6 Медный змей, исторический прообраз Иисуса Христа. Подобно тому, как укушенные ядовитыми змеями исцелялись, когда с верой взирали на медного змея, так всякий, изранненый грехом, взирающий с верой на Христа, получает исцеление и жизнь (Иоан. 3:14). После этого события израильтяне вылили себе медного змея, которого назвали Нехуштаном, приносили ему жертвоприношения и поклонялись ему. 700 лет позже, царь Езекия уничтожил идола (4 Царств 18:4).
21 Покорение Галаада и Васана. Амореи перешли на восточную сторону реки Иордана и напали на Израиля. Моисей избегал всякого случая вступать в войну с народами, через землю которых им надлежало проходить. Но так как амореи первые напали на израильтян, то израильтяне не имели иного выхода, как только вступить в битву с ними. Они разбили аморреев и овладели их землей. Подобное случилось и с царем Васанским, который выступил против Израиля, но Господь предал его в руки израильтян. Они овладели его землей на восточной стороне Иордана. Как могли 3,000,000 человек прожить в пустыне 40 лет? Только благодаря непосредственной и чудотворной помощи Бога. Божьи чудеса в пустыне были постоянным явлением из чего видно, что если бы в этом не было участия Божьего, то это было бы совершенно невозможным. Тем, кто сомневается в возможности этих чудес, мы отвечаем, что нам легче верить в их возможность, как о них написано, чем верить в странные и фантастические теории, изобретенные для уни чтожения их подлинности. Они подтверждаются всей Библией. Их численность можеть быть недопониманием текста. "Тысячи" чудес могли быть лишь по счету "племен". Если даже и так, то уменьшив их число не причинит вреда тексту. Можно допустить, что целью чудес в пустыне было:
1. Сохранение народа. Бог избрал мессианский народ для выполнения Своих целей, от которого позже произошел Мессия.
2. Воспитать этот народ в вере в единого истинного Бога. Народдо этого был погружен в египетское идолопоклонство, и Бог хотел, чтобы этот народ был примером другим народам в своей вере в истинного Бога.
3. Чтобы был примером окружающим народам, в особенности хананеям, чтобы они знали, что приход Израиля в Ханаан был по воле Бога и что они, хананеи, имеют дело с этим живым Богом.
Кроме других побочных чудес, уже факт переселения целого народа из одной земли в другую и сохраняя этот народ 40 лет в пустыне, является величайшим чудом времени.
Археологическая заметка
Путь Израильтян. В недавних раскопках были обнаружены развалины сотен укрепленных городов, покрывавших некогла холмы Моава, Амона и Галаада, свидетельствуют о густоте населения и силе этих городов, во времена Моисея.
Главы 22 по 25. Валаам
Пророчества В алаама являютс я замечател ьным предсказа нием будущего влияния Израиля в мировой истории посредством "Звезды", восходящей от Иакова (24:17). Хотя Бог использовал Валаама для того, чтобы вместо проклятия произнести на Израиля благословение, все же Валаам ради платы подстрекал израильтян ко греху с моавитянскими и мадиамски- ,. женщинами. Он погиб в числе 24,000 израильтян (31:8, 16; 29:5). Имя Валаама стало синонимом прельщения неправедной наградой (2Пет. 2:15; Иуды 11; Откр. 2:14).
Глава 26. Вторая перепись
Жизнь в пустыне для 600,000 человек свыше 20 лет была весьма тяжелой и только 2 человека свыше 60 лет остались в живых, согласно первой переписи (! глава). Молодое поколение приспособилось и приучилось и стало более выносливым, по сравнению со своими отцами, измученными египетским рабством.
Книга Числа получила свое название от исчисления Израиля.
Главы 27 по 36. Различные указы и случаи
Удел дочерям (27).
Праздники и жертвоприношения (28-29).
Обеты (30).
Месть мадиатянам (31).
Два колена с половиной поселяются на восточной стороне Иордана (32).
Сводка событий за 40 лет (33).
Указания для раздела земли по уделам (34; см. Иис. Нав. 13).
Города Левитам (35; см. Иис. Нав. 21).
Уделы дочерям (36, а также 27).
Еврейский календарь
У евреев был священный и гражданский год. Священный год начинался весной, а гражданский осенью. Седьмой священный месяц был первым гражданским месяцем. Год подразделялся на 12 лунных месяцев с 13 месяцем, 7 раз в 19 лет. Нормальным днем считался день от восхода до захода солнца. Нормальная ночь была от захода до восхода солнца. Гражданский день был от захода до захода солнца. Часы считались от 6 часов утра до 18 часа. Первая стража была от 18 до 21; вторая стража от 21 до 24; третья стража от 24 до 3 и четвертая стража от 3 до 6.
1 - Авив или Нисан (~Апрель) - Пасха
2 - Зиф или Ияр (~Май)
3 - Сиван (~Июнь) - Пятидесятница
4 - Таммус (~Июль)
5 - Ав (~Август)
6 - Елул (~Сентябрь)
7 - Тазри или Етаним (~Октябрь) - Кущи
8 - Маркесван или Буль (~Ноябрь)
9 - Хаслев или Кислев (~Декабрь) - Посвящение
10 - Тебеф (~Январь)
11 - Шеват (~Февраль)
12 - Адар (~Март) - Пурим
Праздник Посвящения был установлен позже в дни Макавеев, а праздник Пурима в дни Есфири.
Чудеса
Библия является Божьим Словом. Неотъемлемой частью Библии являются чудеса, сотворенные Богом для определенных целей и в доказательство Божьего Слова. Чудеса подтверждают Библию как Божественное откровение. Без чудес не было бы этого доказательства. Хотя чудеса занимают видное место в Библии, они не слишком обильны во всех частях Библии. Библейские чудеса, исключая пророчества и их исполнение, в особенности заметны в четырех великих периодах, разделенных столетиями:
При избрании народа: Моисей и Иисус Навин -- 1400 лет до Р.Х.
Во время кризиса и борьбы с идолопоклонством: Илья и Елесей -- 850 лет до Р.Х.
Во время пленения, при полном идолопоклонстве: Даниил -- 600 лет Р.Х.
В начале христианства: Иисус и Его апостолы.
Чудеса Моисея
Кроме Иисуса Христа никто другой не имел такой власти для проявления сверхъестественных явлений -- чудес, как Моисей.
Егилетские казни. Переход через Чермное море. Претворение горькой воды в пресную у Меривы. Перепелы в пустыне Син и у Таверы. Ежедневная манна в течение 40 лет. Вода из скалы у Рефидима и у Меривы. Громы и молнии у Синая. Голос Бога с Синая. Десять заповедей, написанные Богом на срижалях.Сияющее лицо Моисея. Разговор Моисея лицом к лицу с Богом. Наказание Мариами проказой и исцеление. Корей и его сообщники поглощены землей. Наказания у Таверы и Кадеса. Расцветший жезл Аарона. Исцеление взглядом на медного змея. Ослица Валаама заговорила человеческим голосом. Валаам ироизносит удивительное пророчество. Израиль руководился в пустыне 40 лет удивительными столбами. Их ноги не пухли и одежда не ветшала 40 лет. Моисей не смог бы вывести израильский народ из Египта и сохранить их в пустыне 40 лет без непосредственной и чудесной помощи со стороны Бога. Такое высокое преимущество, как и в случае с апостолом Павлом, было сопряжено с невероятными трудностями.