Указатель »
СУДЬИ
Первых 300 лет в Обетованной земле
Чередующиеся порабощения и избавления
Список великих достижений
После смерти Иисуса Навина еврейский народ не имел сильного центрального правления. Они составляли конфедерацию из 12 независимых колен, объединяемые лишь верой в одного Бога. Форма государственного правления в дни Судей была теократической Фомой правления, в которой правит Сам Бог. Но народ еврейский не весьма сознательно относился к Божьему правлению, и поэтому часто впадал в идолопоклонство. Враждуя между собою и окружающими их врагами, которые всегда старались их уничтожить, народ израильский нераз был в состоянии анархии, изнуренный, время от времени, гражданской войной, очень медленно развивал свою национальную жизнь. Они не стали сильной нацией до тех пор, пока не были объедины в государство во время Самуила и Давида.
Точное время периода Судей неизвестно. 111 лет предполагаемого порабощения (см. внизу) и время Судей, включая годы мира, было 299лет, всего 410. Но некоторые из этих чисел могут перекрывать одно другое. Иеффай, который был судьей в конце этого периода, считает, что время Судей было всего 300 лет ( 11 :26). Многие думают, что время Судей длилось 300 лет, с 1400 до 1100 лет до Р.Х. От Исхода до Соломона, включая странствование по пустыне и от Ильи, Самуила и Давида, согласно 3 Царств 6:1, 4800 лет.
Порабощения. -- Судьи или времена покоя'.
Месопотамией -8 лет -- Гофониил из Кириаф-Сефера в Иудее 40 лет
Моавитянами
Амонитянами -18 лет -- Аод из Вениамина 80 лет
Амаликитянами
Филистимлянами -- Самегар
Хананеянами -20 лет -- Девора из Ефраима и Барак из Невфалима 40 лет
Мадиатянами Амаликитянами - 7 лет -- Гедеон из Манассии 40 лет
Авимелех (узурпатор) из Манассии -- 3 г.
Фола из Иссахара-- 23 г.
Иаирь из Галаада, в восточной Манассии -- 22 г.
Аммонятяне -- 18 лет Иеффай изГалаада, в восточной Манассии 6 лет
Есевон, Вифлеем, Иудея -- 7 лет
Елок из колена Завулонова 10 лет Авдон из колена Ефраимова -- 8 лет
- Филистимляне 40 лет Самсон из колена Данова -- 20 лет
Всего: 111 лет -- 299лет
Израиль был еще порабощаем сидонянами и моавитянами ( 10:12).
40 лет
О Гофонииле, Девере, Бараке и Гедеоне сказано, что они каждый судили по 40 лет, а Аод дважды по 40 лет. Позже Илий судил 40 лет. Саул, Давид и Соломон царствовали по 40 лет. "Сорок лет" считалось как будьте-бы временем одного поколения. Обратим наше внимание на то, как часто число 40 употребляется в Библии. Во время потопа дождь падал 40 дней. Моисей бежал в Мадиамскую землю и жил в ней 40 лет. Моисей был на горе Синае 40 дней. Израиль странствовал по пустыне 40 лет. Соглядатаи обозревали Ханаанскую землю 40 дней. Пророк Илья постился 40 дней. Сорок дней были даны городу Ниневии для покаяния. Иисус Христос постился в пустыне 40 дней и являлся после воскресения 40 дней.
Глава 1. Хананеяне, оставшиеся в Обетованной земле
Иисус Навин уничтожил хананеян в некоторых частях покоренной земли, а в других только их усмирил (И. Нав. 10:40,43; 11:23;13:2-7; 21:43-45; 23:4; 24:18). После его смерти их насчитывалось большое число (Суд. 1:28,29,30,32,33,35). Бог повелел Израилю, чтобы он полностью уничтожил или изгнал хананеян (Втер. 7:2-4). Если бы Израиль в точности исполнил Божью волю, то этим он избежал бы многих неприятностей.
Археологическая заметка
Железо в Палестине. В Библии сказано, что лишь потому, что хананеяне и филистимляне пользовались железом, израильтяне не могли их изгнать (1:19; 4:3; И. Нав. 17:16-18; 1 Царств 13:19-22). И только после поражения Саулом и Давидом филистимлян, в Израиле стали пользаваться железом (2 Царств. 12:31; 1 Пар. 22:3; 29:7). В земле филистимлян при раскопках обнаружено немало железных изделий, относящихся 1100 лет до Р.Х., но ни одного в палестинских холмах до 1000 лет до Р.Х.
Глава 2. Отсупничество от Бога после смерти Иисуса Навина
Когда испытанное долгим странствованием по пустыне поколение под руководством Иисуса Навина покорило землю и вымерло, новое поколение, поселившееся в земле обилия, скоро впало в нерадение и стало подражать языческому образу жизни своих соседей. Каждый делал то, что ему казалось справедливым Мысль эта проходит через всю книгу Судей. Народ постоянно отступал от Бога и впадал в идолопоклонство. При каждом отступлении Бог отдавал их в руки притеснителей. Когда же Израиль в своих страданиях и скорбях обращался в раскаянии к Богу, то Он миловал и избавлял. Для этой цели Он поставил им Судей, которые избавляли их от врагов. Как долго жил судья, так долго израильтяне служили Богу. Когда же судьи умирали, то они обратно отступали от Бога и поклонялись идолам. Само собой разумеется, что когда они служили Богу, то они во всем преуспевали, а когда отступали от Бога, то они терпели нужды. Все причины их страданий состояли в том, что они не покорялись Богу. Они не хранили себя от идолов. Не уничтожили вокруг себя идолопоклоников, так как им было велено Богом, поэтому то у них постоянно возникали войны за владение землей.
Глава 3. Гофониил, Аод, Самегар
Гофониил из Кириаф-Сефера, который находится на южной окраине земли, спас Израиля от месопотамских поработителей с северо-востока. Аод спас Израиля от моавитян, аммонитян и амаликитян. Моавитяне были потомками Лота. Они населяли равнины на восток от Мертвого моря. Своему божеству Хамосу они приносили человеческие жертвы. У них были постоянные войны с Израилем. Аммонитяне также были потомками Лота. Их божество называлось Молохом, которому они приносили в жертву своих детей. Амаликитяне были потомками Исава, племя кочевников, занимающее северную часть Синайского полуострова, часто вторгающееся далеко на восток до самой Иудеи. Они первые воевали с израильтянами, после выхода Израиля из Египта. Господь приказал Моисею уничтожить амаликитян (Исх. 17:18-16), после чего они исчезли с лица земли.
О Семигаре нам известно очень мало. Он спас Израиля от филистимлян. Филистимляне были потомками Хама. Они населяли береговую равнину на юго-запад от Ханаана. Полагают, что от их имени происходит слово "Палестина". Они притесняли Израиля в дни Самсона.
Главы 4,5. Девора и Варак
Они избавили Израиля от руки хананеян, которые однажды были побеждены Иисусом Навином, но стали сильными опять и своими железными колесницами устрашали израильтян.
Археологическая заметка
Хананеянское угнетение (4:3). Победа Израиля у вод Мегиддонских (5:19). В 1937 г. Восточный Институт производил раскопки около Мегиддо и в напластовании 12 столетия до Р.Х. обнаружили признаки большого пожарища. Под полом дворца было найдено около 200 изящных вещей из слоновой кости и золотые орнаменты. Один из них изображал хананеянского царя, который принимал обрезанных пленников. Это служит великим доказательством поражения хананеян и их предшествующего угнетения Израиля.
Главы 6,7,8. Гедеон
Мадиатяне, амаликитяне и аравийцы (6:3; 8:24). Они делали набеги на земли израильтян семь лет в таком множестве, что израильтяне скрывались от них в пещерах, ущельях гор и на гумнах (6:24,11). Гедеон с тремья сотнями воинов, вооруженных светильниками, скрытыми в кувшинах, снепосредсвенной помощью от Бога, на голову разбил мадиатян и амаликитян у холма Море, так что они больше не тревожили Израиля.
Амаликитяне. Это был их второй набег (см. гл. 3).
Мадиатяне. Потомки Авраама и Хеттуры. Их центральное место жительства было восточнее горы Синая, хотя они кочевали всюду. Моисей жил среди них 40 лет и женился на мадиатянке. Они постепенно сроднились с аравийцами.
Аравиицы- Потомки Измаила. Аравия представляет из себя огромный полуостров, длиной в 2,400 км с севера на юг и 1,250 км шириной с востока на запад. Своим пространством она в 150 раз больше Палестины. Поверхность ее похожа на возвышенную равнину со скатом на север, по направлению к Сирийской пустыне и весьма редко населена кочующими племенамим.
Археологическая заметка
Зернохранилища. Ксенийская Семинария и Американская Школа в 1926-28 годах, под руководством Кайла и Албрайта производила раскопки и в пласте времени Судей обнаружила много скрытых зернохранилищ, что указывает на заботы людей того времени скрыть свое имущество от врагов.
Глава 9. Авималех
Авималех был сыном весьма благородного отца, сам же он был человеком грубым. Типичный рассказ о постоянной борьбе за власть нечестным путем.
Археологическая заметка:
Разрушение Авимелехом Сихема. За деньги, взятые из храма Ваала (4), он нанял убийц, чтобы убить своих братьев, "разрушить город и засеять его солью" (45). В 1913-14 и 1926-28 годах археолог Седин обнаружил холм-развалины Сихема. Здесь он нашел напластование хананейских развалин 1600 до Р.Х., сверху которого был слой времен израильтян, с признаками, что город был разрушен и оставлен с 1100 до Р.Х. Он нашел развалины храма Ваала, о котором упоминается в стихе 4.
Главы 10,11,12. Фола, Иаир, Иеффай, Есевон, Елон, Авдон
Фола и Каир были судьями в народе. Иеффай происходил из Массифы Галаадской, земли Иова и Клин, на восток от Манассии. Аммонитяне, которых однажды смирил Аод, один из ранних судей, опять окрепли и начали свои разрушительные набеги на израильтян. Бог даровал великую победу Иеффаю надаммонитянами и избавил Израиля. Лишь одно весьма печальное явление омрачило рассказ Иеффая-его обет Господу, его дочь. О Есевоне, Елене и Авдоне упоминается, как судьях.
Главы 13,14,15,16. Самсон
Самсон происходил из колена Данова, которое граничило с филистимлянами. Он был избран Богом еще до своего рождения, чтобы избавить Израиля от филистимлян. Бог надарил его сверхъестественной физической силой и его подвиги во имя Бога были удивительными. Он был последним судьей, упоминаемым в книге Судей. Скоро после него началось организованное Израильское царство.
Главы 17,18. Переселение колена Данова
Колено Лапово получило в наследие равнины, принадлежащие филистимлянам, которыми они не смогли овладеть. Им было тесно, поэтому часть колена, с украденным золотым истуканом, пересилилась на север и осела у истоков реки Иордана.
Главы 19,20,21. Нечестие сынов Вениаминовых
В этих главах содержится рассказ о весьма жестокой форме правосудия, в результате чего чуть не исчезло все колено Вениаминово.
Археологическая заметка
В 1922-23 годах Албрайт обнаружил в развалинах Гивыслой золы, оставшейся от огня, приблизительно 1200 лет до Р.Х. Возможно, что зола эта была от пожара (20:40).
Герои веры
Варак, Гедеон, Иеффай и Самсон упоминаются как герои веры в послании к Евреям 11:32. Несмотря на некоторые явления в их жизни, которым можно удивляться, все же они имели сильную веру в Бога.
Чудеса, упомянутые в книге Судей
Явление ангела Гедеону и родителям Самсона. Знамя шерсти и росы. Гедеон с 300 воинами победил мадиатян. Рождение Самсона от бесплодных родителей и его сверхъестественная физическая сила. Все это говорит о том, что Бог заботился о Своем народе, хотя они и отступали от Него и впадали в тяжкие грехи.
Археологические открытия
Филистимляне пользавались железом, а у израильтян его не было. Мегиддо. Порабощение и освобождение Израиля от хананеянского ига. Скрытые зернохранилища около Кириаф-Сефера. Авимелех. Разрушение Сихема. Сожжение Гивы. Упомянутые события служат свидетельством исторической верности книги Судей.
Почему эта книга помещена в Библии?
Во-первых, она содержит в себе часть истории. Бог избрал Себе народ, чтобы от него произвести Спасителя всему миру. Бог использовал все средства, чтобы сохранить этот народ. И несмотря на отступления и идолопоклонство в этом народе. Бог сохранил его. Если бы не руководство и помощь со стороны судей, а также Божье чудесное участие в оказании им помощи в трудные времена их жизни, все они были бы уничтожены языческими народами.