Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
Александр Кац
Евреи. Христианство. Россия.


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Главная »
Содержание »

КНИГА ПРОРОКОВ

РАСПЯТИЕ


14-го дня месяца ниссана 3794 г. от сотворения мира по иудейскому ка- лендарю на кресте умирал Сын Человеческий Иисус. Смерть была мучи- тельной: истерзанное плетьми тело, рвущиеся мышцы и сухожилия, палящее солнце,опухший язык в высохшем рту, мухи, гаснущее сознание и медленно по капле уходящая жизнь. "Жизнь течет меж пальчиков паутинкой тонкою." Этот самый жестокий вид казни всегда вызывал у людей отвращение и ужас. Несколько веков христиане испытывали глубокий непреодолимый страх к кресту как символу смерти и унижения. Только спустя столетие после от- мены Константином Великим распятия как казни образ креста перестал ассо- циироваться с орудием палачей. Крест как осознанный знак нравственного спасения человечества через искупительную смерть Иисуса получит расп- ространение в V или VI веках.

Смерть была позорной. Так распинали преступников и рабов в Вавилоне, Персии, Финикии, Карфагене и Римской Империи. К римским гражданам этот вид казни, как правило, не применялся. Справа и слева от Иисуса на крес- тах висели два негодяя. Одного из них по иронии судьбы тоже звали Иису- сом по прозвищу Вар-авва. Смерть на кресте в обществе бандитов усугубля- лась бесчестием. Этот род казни не вытекал из иудейских законов. Римское право не распространялось на евреев, они подчинялись каноническому пра- ву. Первоначальное обвинение имело чисто религиозную основу. Иисус обви- нялся по двум пунктам: объявил себя Сыном Божиим и произнес роковые сло- ва: "Могу разрушить Храм Божий и в три дня создать его" (Мф. 26: 61). С точки зрения Закона Моисеева это было богохульством, и оно было доказа- но. Синедрион объявил Иисуса заслуживающим смерти - побитию камнями. Приговор священников должен был быть утвержден римским прокуратором Пон- тием Пилатом, который первоначально не нашел вины Иисуса и почти уж было освободил его. Тогда враги Иисуса представили его мятежником и госу- дарственным преступником, присвоившим титул "царя иудейского", что в ко- нечном итоге решило его судьбу. Чернь потребовала римской казни через распятие. Поскольку казнили "царя иудейского", а не Сына Божьего, то казнь выполнялась римским вспомогательным отрядом, квартирующим в Иеру- салиме, под начальством центуриона.

Смерть - это всегда одиночество. Вблизи не было друзей, учеников, семьи, возлюбленной. Не было никого, кто мог бы поддержать слабеющий дух. "Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 29: 46). У пророков не бывает друзей, бывают лишь ученики и последователи. Один из учеников - Иуда из Кериота выдал его стражникам Анны, в руках которого находилась фактическая священническая власть в Иудее. Другой ученик - Петр в ночь ареста трижды отрекся от своего Учителя. Остальные ученики разбежались еще в Гефсиманском саду, попрятались и не при- сутствовали при кончине Иисуса. Это были добродетельные, очень наивные и простые люди, "простецы", обожавшие своего Учителя, не способные проти- востоять воинам. Правда, "один из бывших с Иисусом, простерши руку, изв- лек меч свой и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда гово- рит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, ме- чом погибнут" (Мф. 26: 51, 52). Таким образом, вялая попытка защитить Иисуса была им же отвергнута.

Издали за казнью наблюдали Мария из Магдалы, Мария Клеопова и Саломея - галилейские подруги, сопровождавшие Иисуса в Иерусалим. Двоюродные братья Иисуса - Иаков, Иосия, Симон и Иуда и сестры при казни не при- сутствовали. Синоптики не упоминают также и Марию - мать Иисуса, хотя евангелист Иоанн утверждает, что Богородица находилась у подножия крес- та. Лысый холм - Голгофа не был единственным или излюбленным местом каз- ни в Иерусалиме. Так царь Александр Яннай из рода Хасмонеев распял в центре города 800 иудеев, изрубив на глазах распинаемых их жен и детей и созерцая резню во время пира в обществе своих наложниц. Политические казни в Иерусалиме в правление Ирода Великого не совершались. Они проис- ходили в Иерехоне.

Публичные казни в Римской Империи считались, вообще, как бы естест- венными зрелищами, и, когда они принимали массовый характер, кресты с распятыми рабами выставлялись если не на форумах, то, во всяком случае, на видных городских магистралях.

Публичные казни дожили до новейшей истории. Еще недавно они происхо- дили на Гревской площади в Париже, на Красной площади в Москве, во дворе Тауэра в Лондоне и т. д. Но лишь событию на Голгофе случилось стать как бы началом отсчета нового периода в истории людей.

У подножия креста разыгрывались сцены человеческой злобы и глупости. Над крестом надпись, написанная словами греческими, римскими, иудейски- ми: "Сей есть Царь Иудейский". "И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал, пусть спасет Себя Са- мого, если он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого" (Лк. 23: 35 - 37).

Все требовали немедленных доказательств божественности. Их не было. О чем думал умирающий мучительной смертью Сын Человеческий? О своем наро- де, к которому Он был послан и к сердцу которого не нашел пути? О прова- ле своей миссии? О суде и приговоре? И разве Он единственный из великих Сынов Человеческих, казненных по приговору черни? За четыре столетия до Иисуса выпил чашу с ядом Сократ, этот воплощенный идеал мудреца, казнен- ный по приговору суда за "поклонение новым божествам и развращение моло- дежи". Спустя двадцать веков после Иисуса чернь в академических шапочках будет требовать распятия Сахарова. Сколько их было мудрецов и пророков между Сократом и Сахаровым! Сколько их еще будет?

Этого мы не знаем. Но мы знаем, что смерть Иисуса - этой великой лич- ности, сочетавшей в себе все, что есть высокого и доброго в природе че- ловека, заложила основу божественного властвования над царством его обо- жателей. После смерти Иисуса люди перестанут делать различие между Хрис- том и Богом. Ценою своих страданий и благодаря своему учению Иисус шаг- нул в бессмертие и в мир, который тысячелетиями будет оставаться в Его власти. Его учение явится краеугольным камнем существования человечест- ва. История покажет, что в эпохи, когда темные силы будут пытаться сдви- нуть этот камень, люди будут переносить бедствия страшных масштабов. Иисус - это величайшая из вершин на рельефе человеческой истории, указывающая человеку его прошлое и его будущее. До тех пор, пока сущест- вуют распинающие и распинаемые, ненавидящие и ненавидимые, гонители и гонимые, угнетающие и угнетаемые, причиняющие страдания и страдающие, человеческая мысль будет возвращаться к Голгофе 3794 года.

Смерть Иисуса, не замеченная, по существу, просвещенным эллинским ми- ром, так же, впрочем, как и менее просвещенным еврейским миром, постави- ла перед человечеством комплекс философских, религиозных, социальных и научных проблем, над которыми два тысячелетия работают лучшие умы многих народов. Рождение нового духа, несмотря на его крайне медленное и неста- бильное развитие, обрело в конце концов небольшую положительную равно- действующую исторических сил, приведшую к тому, что принято называть христианской цивилизацией.

Мы, ее дурные дети, уцелевшие в катаклизмах кровавого двадцатого ве- ка, осмысливая Человеческую Драму последних двух тысячелетий, должны ре- шить, какие принципы и концепции следует взять с собой в будущее. Глав- ными, разумеется, останутся вопросы: что есть истина и как должно проис- ходить творение человека по образу и подобию Божию? Творение не как акт, а как длительный и сложный процесс. Созданы религии, институты, техноло- гии, искусственные органы, аппараты для любых сред, поражающие воображе- ние, "дети из пробирок" и т. д., но по-прежнему "средний статистический человек" ежедневно, как и в то время, с которого начинался этот рассказ, балансирует между Добром и Злом, пересекая в обоих направлениях невиди- мую границу этих субстанций, вызывая отчаяние и надежду, страх и любовь зрителей и участников человеческого ансамбля.

Вот почему трагедия Голгофы актуальна сегодня, на пороге третьего ты- сячелетия, так же, как и двадцать веков назад. Она будет осознанной, а иногда и неосознанной точкой опоры человеческих душ в кризисных ситуаци- ях, возникающих прежде всего с отдельным индивидуумом. На Голгофе 3794 года в муках рождалось новое христианское сознание и новый христианский взгляд на человека.

От мощного древа иудаизма отпочковывалась новая религия - христи- анство, созданное незначительным меньшинством еврейской нации. Через шесть веков от этого же древа отпочкуется ислам. Взаимоотношение ев- рейства и христианства станет центральной темой истории, своего рода ис- торической осью, вокруг которой будет твориться философия, культура, ре- лигиозная мысль.

По мере своего развития и огосударствления церковь объявит иудаизм самым сильным и страшным врагом христианства. Из сочинений отцов церкви, устных проповедей, многочисленных энциклик и булл церковных иерархов бу- дет следовать, что евреи не только распяли Христа, но и покушаются на самое основание веры - на Христа Богочеловека. Это закрепится в массовом сознании многонационального христианства, станет идеологическим штампом и породит вселенский антисемитизм в его бытовой, государственной и рели- гиозной разновидностях.

В свою очередь евреи, живя в диаспоре и отличаясь непреклонной нацио- нальной гордостью, основанной на своем Законе и избраничестве, вели строго замкнутый, непонятный окружающим общинный образ жизни, что отнюдь не способствовало снижению накала страстей, принимавшего иногда кровавые формы.

Интересно, что русский философ-антисемит Розанов В. В. в ХХ веке об- винял евреев в том же, в чем обвиняли римские философы во втором веке новой эры христиан, а именно в тайности богослужений, допускающей любую противозаконную трактовку, включающую человеческие жертвоприношения, блуд и т. д.

В этой книге ставится задача рассмотреть взаимоотношения христиан и евреев с позиций современного человека. К этой старой, как мир, и больной теме, которой посвящены целые библиотеки, в последние годы доба- вились новые факты из истории советского периода. Имеется в виду актив- ное участие евреев в большевистской революции и гражданской войне, в создании репрессивных органов, в коллективизации и т. д. Эта тема стала дежурной в ряде изданий России. Человеконенавистническая идеология марк- сизма-ленинизма и преступная практика ВКП(б)-КПСС обрушила неисчислимые бедствия на эту страну. В то же время практически отсутствуют публикации о роли евреев в развитии науки и культуры, экономики, медицины, образо- вания, создании ядерного щита СССР.

Крушение СССР породило во всех республиках так называемого СНГ всплеск мощного национализма. Массы людей, лишенные привычной коммунис- тической идеологии, лишенные гражданских прав, формально гарантированных Конституцией СССР, ставшие "инородцами", "оккупантами", "мигрантами" в собственной стране, полные смятения и страха перед будущим, страха за своих детей, мечутся в поисках духовной опоры. Многие находят эту опору в национализме. Это естественно, так как он лежит на поверхности и дос- тупен пониманию простых людей.

Национализм используется политиками как средство разделения людей по расовому признаку в целях удовлетворения прежде всего личных амбиций, а затем уже ложно понятых прав своего этноса. Лидеры националистического толка - это люди профессионально непригодные, неспособные к творческому труду, разрушители. Результаты их "деятельности" - это горы трупов, выж- женные города и нравственность, отброшенная на уровень раннего средневе- ковья. Так было в фашистской Германии. Это наблюдалось в Югославии и на окраинах России.

Вопрос о сосуществовании этносов и национальных меньшинств в этой прекрасной стране - России стал необычайно актуальным. Поэтому в книге будет рассмотрен также вопрос о взаимоотношениях русских и евреев - двух самых талантливых наций: одной самой молодой и другой самой древней на территории СССР - и перспективах на будущее.

Мы начали наш рассказ с распятия Христа. Продолжим его изучением ис- торических и религиозных окрестностей Голгофы.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz