Главная »
Содержание »
КНИГА ПРОРОКОВ
РАСПЯТИЕ
14-го дня месяца ниссана 3794 г. от сотворения мира по иудейскому ка-
лендарю на кресте умирал Сын Человеческий Иисус. Смерть была мучи-
тельной: истерзанное плетьми тело, рвущиеся мышцы и сухожилия, палящее
солнце,опухший язык в высохшем рту, мухи, гаснущее сознание и медленно
по капле уходящая жизнь. "Жизнь течет меж пальчиков паутинкой тонкою."
Этот самый жестокий вид казни всегда вызывал у людей отвращение и
ужас. Несколько веков христиане испытывали глубокий непреодолимый страх
к кресту как символу смерти и унижения. Только спустя столетие после от-
мены Константином Великим распятия как казни образ креста перестал ассо-
циироваться с орудием палачей. Крест как осознанный знак нравственного
спасения человечества через искупительную смерть Иисуса получит расп-
ространение в V или VI веках.
Смерть была позорной. Так распинали преступников и рабов в Вавилоне,
Персии, Финикии, Карфагене и Римской Империи. К римским гражданам этот
вид казни, как правило, не применялся. Справа и слева от Иисуса на крес-
тах висели два негодяя. Одного из них по иронии судьбы тоже звали Иису-
сом по прозвищу Вар-авва. Смерть на кресте в обществе бандитов усугубля-
лась бесчестием. Этот род казни не вытекал из иудейских законов. Римское
право не распространялось на евреев, они подчинялись каноническому пра-
ву. Первоначальное обвинение имело чисто религиозную основу. Иисус обви-
нялся по двум пунктам: объявил себя Сыном Божиим и произнес роковые сло-
ва: "Могу разрушить Храм Божий и в три дня создать его" (Мф. 26: 61). С
точки зрения Закона Моисеева это было богохульством, и оно было доказа-
но. Синедрион объявил Иисуса заслуживающим смерти - побитию камнями.
Приговор священников должен был быть утвержден римским прокуратором Пон-
тием Пилатом, который первоначально не нашел вины Иисуса и почти уж было
освободил его. Тогда враги Иисуса представили его мятежником и госу-
дарственным преступником, присвоившим титул "царя иудейского", что в ко-
нечном итоге решило его судьбу. Чернь потребовала римской казни через
распятие. Поскольку казнили "царя иудейского", а не Сына Божьего, то
казнь выполнялась римским вспомогательным отрядом, квартирующим в Иеру-
салиме, под начальством центуриона.
Смерть - это всегда одиночество. Вблизи не было друзей, учеников,
семьи, возлюбленной. Не было никого, кто мог бы поддержать слабеющий
дух. "Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 29: 46).
У пророков не бывает друзей, бывают лишь ученики и последователи.
Один из учеников - Иуда из Кериота выдал его стражникам Анны, в руках
которого находилась фактическая священническая власть в Иудее. Другой
ученик - Петр в ночь ареста трижды отрекся от своего Учителя. Остальные
ученики разбежались еще в Гефсиманском саду, попрятались и не при-
сутствовали при кончине Иисуса. Это были добродетельные, очень наивные и
простые люди, "простецы", обожавшие своего Учителя, не способные проти-
востоять воинам. Правда, "один из бывших с Иисусом, простерши руку, изв-
лек меч свой и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда гово-
рит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, ме-
чом погибнут" (Мф. 26: 51, 52). Таким образом, вялая попытка защитить
Иисуса была им же отвергнута.
Издали за казнью наблюдали Мария из Магдалы, Мария Клеопова и Саломея
- галилейские подруги, сопровождавшие Иисуса в Иерусалим. Двоюродные
братья Иисуса - Иаков, Иосия, Симон и Иуда и сестры при казни не при-
сутствовали. Синоптики не упоминают также и Марию - мать Иисуса, хотя
евангелист Иоанн утверждает, что Богородица находилась у подножия крес-
та. Лысый холм - Голгофа не был единственным или излюбленным местом каз-
ни в Иерусалиме. Так царь Александр Яннай из рода Хасмонеев распял в
центре города 800 иудеев, изрубив на глазах распинаемых их жен и детей и
созерцая резню во время пира в обществе своих наложниц. Политические
казни в Иерусалиме в правление Ирода Великого не совершались. Они проис-
ходили в Иерехоне.
Публичные казни в Римской Империи считались, вообще, как бы естест-
венными зрелищами, и, когда они принимали массовый характер, кресты с
распятыми рабами выставлялись если не на форумах, то, во всяком случае,
на видных городских магистралях.
Публичные казни дожили до новейшей истории. Еще недавно они происхо-
дили на Гревской площади в Париже, на Красной площади в Москве, во дворе
Тауэра в Лондоне и т. д. Но лишь событию на Голгофе случилось стать как
бы началом отсчета нового периода в истории людей.
У подножия креста разыгрывались сцены человеческой злобы и глупости.
Над крестом надпись, написанная словами греческими, римскими, иудейски-
ми: "Сей есть Царь Иудейский". "И стоял народ и смотрел. Насмехались же
вместе с ними и начальники, говоря: других спасал, пусть спасет Себя Са-
мого, если он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над ним,
подходя и поднося Ему уксус и говоря: если ты Царь Иудейский, спаси Себя
Самого" (Лк. 23: 35 - 37).
Все требовали немедленных доказательств божественности. Их не было. О
чем думал умирающий мучительной смертью Сын Человеческий? О своем наро-
де, к которому Он был послан и к сердцу которого не нашел пути? О прова-
ле своей миссии? О суде и приговоре? И разве Он единственный из великих
Сынов Человеческих, казненных по приговору черни? За четыре столетия до
Иисуса выпил чашу с ядом Сократ, этот воплощенный идеал мудреца, казнен-
ный по приговору суда за "поклонение новым божествам и развращение моло-
дежи". Спустя двадцать веков после Иисуса чернь в академических шапочках
будет требовать распятия Сахарова. Сколько их было мудрецов и пророков
между Сократом и Сахаровым! Сколько их еще будет?
Этого мы не знаем. Но мы знаем, что смерть Иисуса - этой великой лич-
ности, сочетавшей в себе все, что есть высокого и доброго в природе че-
ловека, заложила основу божественного властвования над царством его обо-
жателей. После смерти Иисуса люди перестанут делать различие между Хрис-
том и Богом. Ценою своих страданий и благодаря своему учению Иисус шаг-
нул в бессмертие и в мир, который тысячелетиями будет оставаться в Его
власти. Его учение явится краеугольным камнем существования человечест-
ва. История покажет, что в эпохи, когда темные силы будут пытаться сдви-
нуть этот камень, люди будут переносить бедствия страшных масштабов.
Иисус - это величайшая из вершин на рельефе человеческой истории,
указывающая человеку его прошлое и его будущее. До тех пор, пока сущест-
вуют распинающие и распинаемые, ненавидящие и ненавидимые, гонители и
гонимые, угнетающие и угнетаемые, причиняющие страдания и страдающие,
человеческая мысль будет возвращаться к Голгофе 3794 года.
Смерть Иисуса, не замеченная, по существу, просвещенным эллинским ми-
ром, так же, впрочем, как и менее просвещенным еврейским миром, постави-
ла перед человечеством комплекс философских, религиозных, социальных и
научных проблем, над которыми два тысячелетия работают лучшие умы многих
народов. Рождение нового духа, несмотря на его крайне медленное и неста-
бильное развитие, обрело в конце концов небольшую положительную равно-
действующую исторических сил, приведшую к тому, что принято называть
христианской цивилизацией.
Мы, ее дурные дети, уцелевшие в катаклизмах кровавого двадцатого ве-
ка, осмысливая Человеческую Драму последних двух тысячелетий, должны ре-
шить, какие принципы и концепции следует взять с собой в будущее. Глав-
ными, разумеется, останутся вопросы: что есть истина и как должно проис-
ходить творение человека по образу и подобию Божию? Творение не как акт,
а как длительный и сложный процесс. Созданы религии, институты, техноло-
гии, искусственные органы, аппараты для любых сред, поражающие воображе-
ние, "дети из пробирок" и т. д., но по-прежнему "средний статистический
человек" ежедневно, как и в то время, с которого начинался этот рассказ,
балансирует между Добром и Злом, пересекая в обоих направлениях невиди-
мую границу этих субстанций, вызывая отчаяние и надежду, страх и любовь
зрителей и участников человеческого ансамбля.
Вот почему трагедия Голгофы актуальна сегодня, на пороге третьего ты-
сячелетия, так же, как и двадцать веков назад. Она будет осознанной, а
иногда и неосознанной точкой опоры человеческих душ в кризисных ситуаци-
ях, возникающих прежде всего с отдельным индивидуумом. На Голгофе 3794
года в муках рождалось новое христианское сознание и новый христианский
взгляд на человека.
От мощного древа иудаизма отпочковывалась новая религия - христи-
анство, созданное незначительным меньшинством еврейской нации. Через
шесть веков от этого же древа отпочкуется ислам. Взаимоотношение ев-
рейства и христианства станет центральной темой истории, своего рода ис-
торической осью, вокруг которой будет твориться философия, культура, ре-
лигиозная мысль.
По мере своего развития и огосударствления церковь объявит иудаизм
самым сильным и страшным врагом христианства. Из сочинений отцов церкви,
устных проповедей, многочисленных энциклик и булл церковных иерархов бу-
дет следовать, что евреи не только распяли Христа, но и покушаются на
самое основание веры - на Христа Богочеловека. Это закрепится в массовом
сознании многонационального христианства, станет идеологическим штампом
и породит вселенский антисемитизм в его бытовой, государственной и рели-
гиозной разновидностях.
В свою очередь евреи, живя в диаспоре и отличаясь непреклонной нацио-
нальной гордостью, основанной на своем Законе и избраничестве, вели
строго замкнутый, непонятный окружающим общинный образ жизни, что отнюдь
не способствовало снижению накала страстей, принимавшего иногда кровавые
формы.
Интересно, что русский философ-антисемит Розанов В. В. в ХХ веке об-
винял евреев в том же, в чем обвиняли римские философы во втором веке
новой эры христиан, а именно в тайности богослужений, допускающей любую
противозаконную трактовку, включающую человеческие жертвоприношения,
блуд и т. д.
В этой книге ставится задача рассмотреть взаимоотношения христиан и
евреев с позиций современного человека. К этой старой, как мир, и
больной теме, которой посвящены целые библиотеки, в последние годы доба-
вились новые факты из истории советского периода. Имеется в виду актив-
ное участие евреев в большевистской революции и гражданской войне, в
создании репрессивных органов, в коллективизации и т. д. Эта тема стала
дежурной в ряде изданий России. Человеконенавистническая идеология марк-
сизма-ленинизма и преступная практика ВКП(б)-КПСС обрушила неисчислимые
бедствия на эту страну. В то же время практически отсутствуют публикации
о роли евреев в развитии науки и культуры, экономики, медицины, образо-
вания, создании ядерного щита СССР.
Крушение СССР породило во всех республиках так называемого СНГ
всплеск мощного национализма. Массы людей, лишенные привычной коммунис-
тической идеологии, лишенные гражданских прав, формально гарантированных
Конституцией СССР, ставшие "инородцами", "оккупантами", "мигрантами" в
собственной стране, полные смятения и страха перед будущим, страха за
своих детей, мечутся в поисках духовной опоры. Многие находят эту опору
в национализме. Это естественно, так как он лежит на поверхности и дос-
тупен пониманию простых людей.
Национализм используется политиками как средство разделения людей по
расовому признаку в целях удовлетворения прежде всего личных амбиций, а
затем уже ложно понятых прав своего этноса. Лидеры националистического
толка - это люди профессионально непригодные, неспособные к творческому
труду, разрушители. Результаты их "деятельности" - это горы трупов, выж-
женные города и нравственность, отброшенная на уровень раннего средневе-
ковья. Так было в фашистской Германии. Это наблюдалось в Югославии и на
окраинах России.
Вопрос о сосуществовании этносов и национальных меньшинств в этой
прекрасной стране - России стал необычайно актуальным. Поэтому в книге
будет рассмотрен также вопрос о взаимоотношениях русских и евреев - двух
самых талантливых наций: одной самой молодой и другой самой древней на
территории СССР - и перспективах на будущее.
Мы начали наш рассказ с распятия Христа. Продолжим его изучением ис-
торических и религиозных окрестностей Голгофы.