Главная »
Содержание »
Правление Ирода Великого
Первой исторической фигурой, с которой, по существу, начинается Еван-
гелие от Матфея, является царь Ирод, правивший Иудеей в 37 - 4 гг. до н.
э. и отдавший приказ истребить в городе Вифлееме младенцев мужеского по-
ла от двух лет и ниже, ибо сказано пророком, что в этом городе "произой-
дет мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и которого проис-
хождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5: 2).
Этот драматический сюжет стал излюбленной темой многих выдающихся ху-
дожников так же, как слово Ирод стало синонимом злодейства. Между тем,
царь Ирод I Великий (73 - 4 гг. до н. э.) - основатель династии Иродов -
являлся несомненно незаурядной личностью. Он отличался бесстрашием, мо-
гучей энергией, воинским и управленческим талантами, эллинским кругозо-
ром и красноречием. Его жестокость вполне соответствовала духу того вре-
мени. Его богатая событиями биография еще не нашла достойного романиста.
С воцарением Ирода в Иудее закончилась династия Хасмонеев. При Хасмо-
неях Иудея стала независимым государством. До Хасмонеев Иудея была заво-
евана сначала Навуходоносором II (586 г. до н. э.), затем Александром
Македонским (333 г. до н. э.) и фактически исчезла с исторической арены,
представляя собой лишь теократический храмово-общинный анклав радиусом
10 - 15 миль вокруг Иерусалима.
После Александра эта территория длительное время была яблоком раздора
между правителями эллинистических государств - Птолемеями и Селевкидами,
хотя столкновения между ними редко происходили на самой еврейской терри-
тории. С 320 по 202 гг. до н. э. Иудея находилась под властью Птолемеев,
с 202 до 168 гг. до н. э. - под властью Селевкидов.
В 170 г. до н. э. селевкидский царь Антиох IV Эпифан (Светлый), возв-
ращаясь из египетского похода, захватил Ерусалим, устроил там страшную
резню, ограбив при этом храм. Через два года он снова послал войско в
Иерусалим во главе с Аполлонием. Стены города были срыты, на алтаре хра-
ма была расположена статуя Зевса, на холме Аккра в центре города размес-
тился сирийский гарнизон. Под страхом смерти были запрещены иудейские и
введены обязательные греческие богослужения. Иерусалим по корился новому
режиму, но вне Иерусалима евреи сопротивлялись с яростной непреклон-
ностью.
В 167 г. до н. э. евреи восстали под руководством Иуды Маккавея, зак-
лючившего незадолго перед своей гибелью в 161 г. до н. э. договор с Ри-
мом. Условия договора оговаривали не столько военную помощь, сколько от-
каз от всякой помощи тому, кто будет вести войну с Иудеей или Римом. В
политическом смысле этот договор означал признание могущественным Римом
независимости Иудеи от Селевкидов.
Маккавейская война 167 - 142 гг. до н. э. закончилась победой Иудеи,
значительно расширившей свою территорию за счет Самарии и Галилеи. Пос-
кольку Иуда Маккавей был внуком священника Хасмонея, то его род, утвер-
дивший свою власть в стране, стал называться династией Хасмонеев. Первые
после Иуды потомки Хасмонеев обладали властью первосвященников. В 104 г.
до н. э. пятый после Иуды Маккавея представитель этого рода - Аристобул
I возложил на себя царскую диадему. Так спустя 482 года после разрушения
храма в Иудее возродилась царская власть. Последним царем из династии
Хасмонеев был Антигон (40 - 37 гг. до н. э.).
При Хасмонеях Иудея была монархическим государством эллинистического
типа с пышным двором, огромным бюрократическим аппаратом, наемной арми-
ей, требовавшей расходов. Налоговый гнет вызывал народные восстания,
длившиеся иногда по несколько лет.
Иудея вплетается в канву римской политики в 63 г. до н. э., когда
Гней Помпей после блистательных побед на Востоке над понтийским царем
Митридатом VI Евпатором и армянским царем Тиграном II и захвата Сирии
выступил арбитром в споре Гиркана и Аристобула,наследников иудейской ца-
рицы Александры - Саломеи. Аристобул, пытаясь склонить Помпея в свою
сторону, преподнес ему роскошный подарок стоимостью 500 талантов - ви-
ноградное дерево из золота. Однако Помпей, раздраженный поведением Арис-
тобула, принял