Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
Александр Кац
Евреи. Христианство. Россия.


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Главная »
Содержание »

Правление Ирода Великого

Первой исторической фигурой, с которой, по существу, начинается Еван- гелие от Матфея, является царь Ирод, правивший Иудеей в 37 - 4 гг. до н. э. и отдавший приказ истребить в городе Вифлееме младенцев мужеского по- ла от двух лет и ниже, ибо сказано пророком, что в этом городе "произой- дет мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и которого проис- хождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5: 2).

Этот драматический сюжет стал излюбленной темой многих выдающихся ху- дожников так же, как слово Ирод стало синонимом злодейства. Между тем, царь Ирод I Великий (73 - 4 гг. до н. э.) - основатель династии Иродов - являлся несомненно незаурядной личностью. Он отличался бесстрашием, мо- гучей энергией, воинским и управленческим талантами, эллинским кругозо- ром и красноречием. Его жестокость вполне соответствовала духу того вре- мени. Его богатая событиями биография еще не нашла достойного романиста. С воцарением Ирода в Иудее закончилась династия Хасмонеев. При Хасмо- неях Иудея стала независимым государством. До Хасмонеев Иудея была заво- евана сначала Навуходоносором II (586 г. до н. э.), затем Александром Македонским (333 г. до н. э.) и фактически исчезла с исторической арены, представляя собой лишь теократический храмово-общинный анклав радиусом 10 - 15 миль вокруг Иерусалима.

После Александра эта территория длительное время была яблоком раздора между правителями эллинистических государств - Птолемеями и Селевкидами, хотя столкновения между ними редко происходили на самой еврейской терри- тории. С 320 по 202 гг. до н. э. Иудея находилась под властью Птолемеев, с 202 до 168 гг. до н. э. - под властью Селевкидов.

В 170 г. до н. э. селевкидский царь Антиох IV Эпифан (Светлый), возв- ращаясь из египетского похода, захватил Ерусалим, устроил там страшную резню, ограбив при этом храм. Через два года он снова послал войско в Иерусалим во главе с Аполлонием. Стены города были срыты, на алтаре хра- ма была расположена статуя Зевса, на холме Аккра в центре города размес- тился сирийский гарнизон. Под страхом смерти были запрещены иудейские и введены обязательные греческие богослужения. Иерусалим по корился новому режиму, но вне Иерусалима евреи сопротивлялись с яростной непреклон- ностью.

В 167 г. до н. э. евреи восстали под руководством Иуды Маккавея, зак- лючившего незадолго перед своей гибелью в 161 г. до н. э. договор с Ри- мом. Условия договора оговаривали не столько военную помощь, сколько от- каз от всякой помощи тому, кто будет вести войну с Иудеей или Римом. В политическом смысле этот договор означал признание могущественным Римом независимости Иудеи от Селевкидов.

Маккавейская война 167 - 142 гг. до н. э. закончилась победой Иудеи, значительно расширившей свою территорию за счет Самарии и Галилеи. Пос- кольку Иуда Маккавей был внуком священника Хасмонея, то его род, утвер- дивший свою власть в стране, стал называться династией Хасмонеев. Первые после Иуды потомки Хасмонеев обладали властью первосвященников. В 104 г. до н. э. пятый после Иуды Маккавея представитель этого рода - Аристобул I возложил на себя царскую диадему. Так спустя 482 года после разрушения храма в Иудее возродилась царская власть. Последним царем из династии Хасмонеев был Антигон (40 - 37 гг. до н. э.).

При Хасмонеях Иудея была монархическим государством эллинистического типа с пышным двором, огромным бюрократическим аппаратом, наемной арми- ей, требовавшей расходов. Налоговый гнет вызывал народные восстания, длившиеся иногда по несколько лет.

Иудея вплетается в канву римской политики в 63 г. до н. э., когда Гней Помпей после блистательных побед на Востоке над понтийским царем Митридатом VI Евпатором и армянским царем Тиграном II и захвата Сирии выступил арбитром в споре Гиркана и Аристобула,наследников иудейской ца- рицы Александры - Саломеи. Аристобул, пытаясь склонить Помпея в свою сторону, преподнес ему роскошный подарок стоимостью 500 талантов - ви- ноградное дерево из золота. Однако Помпей, раздраженный поведением Арис- тобула, принял



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz