Главная »
Содержание »
Закон и пророчества
Общим фундаментом иудаизма и христианства является Ветхий Завет,
включающий Закон, Пророчества и Писания. Закон (в иудаизме Тора) - пер-
вые пять книг Библии, так называемое Пятикнижие Моисеево, описывает Свя-
щенную историю, оправдывающую пути Господни от сотворения мира до его
грядущего конца, и кодекс религиозных, этических и гражданских предписа-
ний. Этот кодекс охватывает все стороны жизни человека - диэтологию и
педагогику, половую жизнь и таинства смерти, устроение армии и земельное
законодательство, отношения между народом и политическими вождями и т.
д.
Ветхозаветная история евреев выходит за рамки легенд и подтверждает-
ся, по крайней мере, двумя независимыми древнейшими источниками. Во-пер-
вых, египетской "стелой Израиля", датированной 1243 г. до н. э., в кото-
рой говорится о победах фараона Мернептаха: "Захвачен Ханаан... Израиль
опустошен, нет семени его" (259). Во-вторых, ассирийским письмом, дати-
рованным 853 г. до н. э., в котором упоминается израильский царь Ахав
(22). По-видимому, можно считать установленным фактом, что древнейшие
тексты Ветхого Завета относятся к XIII - XII векам до н. э., а самые
поздние - ко II веку до н. э. И сегодня Тора перебрасывает мост от ле-
гендарной реальности к повседневному существованию современного челове-
ка, "просвечивая" это существование жесткими и милосердными лучами.
"Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу" (Исх. 21: 24).
"Люби ближнего твоего как самого себя" (Лев. 19: 48).
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по
большинству от правды" (Исх. 23: 2).
"Не суди превратно пришельца, сироту; и у вдовы не бери одежды в за-
лог" (Втор. 24: 17).
Десять заповедей Моисея, принятые христианами в качестве духовной эс-
тафеты от иудеев, могут быть хорошей основой для мирного сосуществования
родственных религий. Практическая реализация этих заповедей растянулась
на тысячелетия, несмотря на суровые санкции (побитие камнями), которые
предусматривал иудаизм. Особенно сложным, знакопеременным был путь ут-
верждения двух первых заповедей: "Да не будет у тебя других богов..." и
"Не делай себе кумира".
Существование Яхве, первоначально как племенного бога, покрови-
тельствующего детям израилевым, отнюдь не означало исчезновение других
богов, почитание которых евреями было обычным делом. Особенно это каса-
ется общеханаанских богов Ваала и Астарты. Цари Иудеи и Израиля имели
многочисленные разноплеменные гаремы, оказывающие влияние на своих пове-
лителей и окружающую их аристократию. "И жили сыны Израилевы среди хана-
анеев, хеттеев, амореев, ферезеев, евеев и иевусеев, и брали дочерей их
себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их"
(Суд. 3: 5, 6). Библейское описание храма Яхве, построенного царем Соло-
моном с помощью финикийских мастеров, присланных Соломону Хирамом, царем
дружественного Тира, является копией финикийских храмов. В Иерусалиме
рядом с храмом Яхве существовал "дом Ваала". В Самарии храм Ваала был
поставлен царем Ахавом, находившимся под влиянием своей жены финикиянки
Иезавели. Угроза культу Яхве стала максимальной, когда все жертвенники
Яхве были разрушены, жрецы и пророки Яхве перебиты, как это описано в
3-й и 4-й книгах Царств.
В таких драматических условиях огромную роль в сохранении культа Яхве
играли народные пророки Амос, Захария, Илия, Елисей и др.
В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон завоевал северное еврейское
царство - Израиль и переселил все его население в Месопотамию, где оно
бесследно растворилось среди других народов.
Южное еврейское государство - Иудея, откупившаяся от ассирицев в 597
и 586 гг. до н. э., подверглась опустошительным походам Новуходоносора и
так называемому вавилонскому пленению. Иерусалим был разрушен, храм Со-
ломона сожжен, светская знать, жречество, искусные ремесленники и тор-
говцы уведены в Вавилон.
Эта первая национальная катастрофа поставила в религиозном сознании
вопрос о грехопадении иудеев как народа, так как справедливость Яхве не
вызывала сомнений. В этот период еврейская религия претерпевает важные
изменения.
Пророки Неемия и Ездра, а затем Иеремия и Иезекииль вдохновенно и
яростно проповедуют идею о том, что все религии кроме одной ложны и Гос-
подь сурово, но справедливо покарал свой возлюбленный народ за грех идо-
лопоклонства. "Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются неправ-
дою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит
Господь" (Иер. 9: 3). "И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шака-
лов, и города Иудеи сделаю пустыней, без жителей" (Иер. 9: 11). Эта идея
становится ортодоксальной, приобретая непримиримый и национально исклю-
чительный характер. "Я Господь Бог ваш, который отделил вас от всех на-
родов" (Лев. 20: 24)... "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш"
(Лев. 19: 2).
Из вавилонского плена евреи возвращаются под руководством Неемии и
Ездры и застают оставшихся в Иудее жителей в том же состоянии греха, что
и до пленения: "...в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают
ослов вином"; "взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок"; "И
оттого сыновья их вполовину говорят по-азотски, или языком других наро-
дов, и не умеют говорить по-иудейски"; "Я сделал за это выговор, и прок-
линал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса, и заклинал их Бо-
гом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их, и не брали доче-
рей их за сыновей своих и за себя" (Неем. 13: 15, 23 - 25). В результате
деятельности пророков смешанные браки расторгаются, восстанавливаются
обряды: соблюдение субботы, обрезание как отличительный признак святости
еврея и другие. Отстраивается Храм в Иерусалиме. Важным итогом этого пе-
риода является Закон, призванный сохранить национальное единство.
В еврейской религии этого периода отсутствует идея загробного воздая-
ния. После смерти душа опускается в шеол - подземное, мрачное царство
мертвых - и ведет там призрачное существование, худшее, чем несущество-
вание. Эта участь - в равной мере всех: нечестивцев и праведников, доб-
рых людей и злодеев, и "нет им воздаяния" (Еккл. 9: 5). Зато воздаяние
предполагалось коллективным для народа Израиля, и не посмертным, а при-
жизненным в случае соблюдения Закона. "И даст тебе Господь изобилие во
всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде по-
лей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе" (Втор.
28: 11).
Яхве - защитник Израиля: "поразит пред тобою Господь врагов твоих,
восстающих на тебя" (Втор. 28: 7). Наказание самого Израиля за беззако-
ния также было коллективным, при этом невинные страдали наряду с винова-
тыми. Коллективная ответственность народа в межэтнических конфликтах
сохранилась до настоящего времени. Достаточно выслушать конфликтующие
стороны в лице их национал-радикальных вождей.
Первым древнееврейским пророком, поставившим под сомнение принцип
коллективной ответственности перед Богом одних за грехи других, всего
народа за грехи части народа, отдельной личности - за грехи народа, де-
тей - за грехи отцов, был Иеремия. Иеремия смело пророчествует о новом
Завете с Богом, когда "каждый будет умирать за свое собственное беззако-
ние; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет"
(Иер. 31: 30).
Согласно Закону, бессмертной являлась не отдельная личность, а народ
Израиля. В годы вавилонского пленения школа иудейских теологов, ученых
"книжников" существенно обновляет Священное Писание и создает так назы-
ваемый жреческий кодекс, вошедший затем в Пятикнижие Моисеево. Вдохнови-
телем и одним из создателей жреческого кодекса был пророк Иезекииль, во-
семь глав (40 - 48) книги которого заложили проект нового Израиля, жре-
ческую "утопию" с высшей судебной властью, принадлежащей верхушке иеру-
салимского жречества - сынам Садока, садокидам, впоследствии саддукеям.
По Иезекиилю, роль светской власти незначительна - сбор податей в пользу
Храма.
Жреческий кодекс регламентировал все стороны общественной и частной
жизни. Соблюдение культовых требований кодекса изолировало и противопос-
тавляло иудеев языческому окружению, способствовало сохранению евреев
как нации в будущих исторических катаклизмах. "Необрезанные сердцем и
необрезанные плотью" не допускались в Храм Бога.
Великие еврейские пророки Иеремия, Иезекииль, Исайя обращались с гне-
вом не только к своему народу - отступнику и нарушителю Завета. Их виде-
ния и пророчества содержат социальный протест, обращенный к правителям.
В этом отношении особенно великолепен пророк Исайя. "Омойтесь, очисти-
тесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; на-
учитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте си-
роту; вступайтесь за вдову". "Князья твои законопреступники и сообщники
воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и
дело вдовы не доходит до них" (Ис. 1: 16, 17, 23).
Яхве пророка Исайи - единственный Бог во вселенной. Устами пророка
Исайи Яхве множество раз утверждает: "Нет иного Бога, кроме Меня, - Бога
праведного и спасающего нет кроме Меня" (Ис. 45: 21). Некоторые проро-
чества Исайи перебрасывают мост в христианство и в далекое светлое буду-
щее. Национальное предназначение евреев быть народом священников, дать
миру Мессию. Из дома Давидова придет Спаситель: "...се дева во чреве
приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (евр. - Бог с нами,
Ис. 7: 14). "Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в
стране тени смертной свет воссияет... Ибо младенец родился нам; Сын дан
нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник,
Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис. 9: 2, 6). Пророчества Исайи
о Мессии являются основными ветхозаветными текстами о пришествии Христа,
хотя в узком историческом контексте пророк предсказывал рождение царя
Езекии.
Произойдет примирение всех народов, и спасены будут не только иудеи,
но и язычники: "...и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на сер-
пы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать".
После справедливого суда Господня "...волк будет жить вместе с ягненком,
и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол
будут вместе, и малое дитя будет водить их" (Ис. 2: 4, 11: 6). Более
благостной и масштабной картины не создавал ни один пророк мира.
В конце послепленного периода в средине III века до нашей эры появля-
ется книга Екклесиаста. Это почти светский, пропитанный религиозным
скепсисом моральный кодекс праведных, самодовольных евреев того времени.
Не следует часто беспокоить Бога, "потому что Бог на небе, а ты на зем-
ле" и "нет... ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни
своей" (Еккл. 5: 1, 3: 12). В книге Екклесиаста религиозный догмат о
прижизненном воздаянии от Бога каждому "по путям его" претерпевает кри-
зис. Несмотря на это, высоко ставится добрая слава среди ближних и чест-
ность, т. к. это свойство человека угодно Яхве.