Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
Александр Кац
Евреи. Христианство. Россия.


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Главная »
Содержание »

Религиозное сознание евреев перед Христом

В 170 г. до н. э. Иудея - небольшой теократический анклав с центром в Иерусалиме - переживает мощный катаклизм, отразившийся на религиозном сознании евреев. В захваченном и разграбленном Антиохом IV Иерусалиме жестко внедряется греческое богослужение. В Храме устанавливается статуя Зевса. Священные для иудеев сосуды увозятся. Под страхом смерти запреща- ются иудейское богослужение и отправление установленных Торой обрядов. Этот период является самым критическим за всю историю иудаизма.

Эллинизация распространялась на все подвластные Антиоху IV области и народы, а не только на Иудею. И эта политика, ставящая целью создание как бы единого народа, успешно претворялась в царстве Селевкидов. Евреи диаспоры все более и более эллинизировались. Правящая в Иерусалиме знать тоже постепенно склонялась к принятию греческих новшеств. Однако не- большая в сравнении с океаном язычников горсточка евреев, проживающих в Иудее и прошедших испытания вавилонского плена и школу Торы, оказалась народом, не поддающимся никаким воздействиям. Сельское население Иудеи с яростной непреклонностью встретило новации Антиоха. Оппозицию реформам возглавила партия Хасидим (евр. - Святые). Героическое сопротивление Ха- сидим спасло еврейскую религию. Этот период истории описан в четырех книгах Маккавеев. "Они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершав- ших над ними обрезание убивали. Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, и предпочли умереть, чтобы не оск- верниться пищею и не поругать Святого Завета, - и умирали" (1 Мак. 1: 60 - 63).

В четвертой книге Маккавеев содержится рассказ о семи юных братьях, которых Антиох пытал, а потом сжег живыми в присутствии матери, умоляю- щей их быть стойкими и соблюдать Закон. Антиох требовал от юношей, чтобы они съели свиное мясо, за это им были обещаны царем златые горы. В русс- кой истории аналогом религиозного героизма являются самосожжения старо- обрядцев во времена патриарха Никона.

Современному человеку может показаться, что этот героизм был направ- лен на защиту не столь уж важного дела. Однако нельзя не признать, что кровь, пролитая маккавейскими мучениками, стала в конечном счете тем се- менем, из которого выросла церковь. Если бы иудаизм погиб при Антиохе, то исчезла бы почва, взрастившая христианство, а затем и ислам.

Эти первые в истории человечества мученичества за веру появились тог- да, когда идея бессмертия души получила щирокое распространение среди евреев. Юноши-мученики перед сожжением заявили Антиоху, что после смерти его уделом будут вечные муки, а они получат в награду вечное блаженство. Оборотной стороной мученичества является то, что кровь, пролитая за веру, рождает нетерпимость. Со времен пророка Неемии и до падения Иеру- салима в первой Иудейской войне в 70 г. н. э. Закон приобретал в глазах иудеев все большее и большее значение. Иудейское общество уже не терпит пророков, желающих заявить что-либо новое. Слепая приверженность Закону как абсолютной и последней истине вскоре уничтожила всякие проявления свежих мыслей и чувств. Мыслители и пророки вынуждены теперь для изложе- ния своих идей приписывать их авторство какому-либо известному уже из истории пророку или царю. Многие книги Ветхого и Нового Заветов, носящие известные имена, по существу являются произведениями нескольких авторов. Так, например, книга пророка Исайи содержит главы, принадлежащие трем различным авторам. Авторы Маккавейских книг неизвестны.

В период после Маккавейских войн и правления в Иудее династии Хасмо- неев общество Израиля по религиозным взглядам делится на три основные группы: саддукеев, фарисеев и ессеев.

Саддукеи - высшая жреческая аристократия, восходящая к первосвященни- ку Садоку, жившему в эпоху царей Давида и Соломона, представляла собой немногочисленный, наследственный слой храмовых священников - основу иу- дейской теократии. Саддукеи строго придерживались только Пятикнижия Мои- сеева, не признавая других писаний как религиозно-правовой нормы. Они отрицали судьбу и считали, что Бог не имеет никакого влияния на челове- ческие деяния, ни на добрые, ни на злые. Выбор между добром и злом пре- доставлен свободной воле человека. Саддукеи отрицали бессмертие души и загробное воздаяние.

Оппозицию саддукеям составляла партия фарисеев. Фарисеи (арам. - обособленные) - открытая для каждого религиозная ор- ганизация в иудействе с испытательным сроком, уставом, дисциплинарным правом, руководимая ученым знатоком Священного Писания - книжником. В знак ученого авторитета книжники в синагогах восседали на "седалище Мои- сеевом" - каменном почетном кресле (Мф. 23: 2).

Впервые фарисеи выступили во времена Маккавеев как религиозно полити- ческая оппозиция первосвященнику и царю Гиркану I (134 - 104 гг. до н. э.) и его чисто мирской политике. Первосвященник и царь Иудеи Александр Яннай (103 - 76 гг. до н. э.) подверг фарисеев кровавым преследованиям, и лишь с 76 г. до н. э. они приобретают значительное влияние. Расцвет их деятельности приходится на правление Ирода Великого.

Фарисеи были точнейшими толкователями Закона и ставили все в зависи- мость от Бога и судьбы. Они учили, что хотя человеку предоставлена сво- бода выбора между честными и бесчестными поступками, но этот выбор пре- допределен судьбой. По мнению фарисеев, души людей бессмертны, при этом души праведных переселяются в другие тела, а души грешников обречены на вечные муки. Фарисеи верили в пророчество Исайи о Мессии и ожидали его прихода. Отсюда их частые контакты с Иисусом. Фарисеи были доброде- тельным, умеренным "средним" и "низшим" классом, т. е., по существу, ос- новным народом Иудеи. В I веке н. э. от них откололась радикальная секта зелотов (арам. - ревнителей).

Ессеи (эссены, иессеи, арам. - благочестивые) представляли иудейскую секту, развившуюся, по-видимому, из партии Хасидим, организованную напо- добие монашеского ордена, с трехлетним испытательным сроком, вступи- тельной присягой об исполнении заповедей добра и справедливости, в том числе о хранении в тайне учения секты. Они отличались особой святостью, отрицанием чувственных наслаждений, умеренностью, поборением страстей, любовью к членам секты. Весь день ессеев от восхода до захода солнца проходил в труде, молитве и культовых омовениях.

Ессеи строго подчинялись своим руководителям и могли пользоваться полной свободой лишь в оказании помощи и делах милосердия. Они совместно владели имуществом братства. Ессеи верили в тленность материи и в бесс- мертие души, что неотразимым образом привлекало к ним всех, "которые только раз вкусили их мудрость".

Ессеи просуществовали до 70 г. н. э. и приняли участие в войне с рим- лянами. Война "представила их образ мыслей в надлежащем свете. Их завин- чивали и растягивали, члены у них были спалены и раздроблены, над ними пробовали все орудия пыток, чтобы заставить их хулить законодателя или отведать запретную пищу, но их ничем нельзя было склонить ни к тому, ни к другому. Они стойко выдерживали мучения, не издавая ни одного звука и не роняя ни единой слезы. Улыбаясь под пытками, посмеиваясь над теми, которые их пытали, они весело отдавали свои души в полной уверенности, что снова их получат в будущем" (122).

Рукописи, обнаруженные в 1949 г. в Кумранских пещерах, доказывают очень тесную связь между ессеями и кумранитами. Быт первых христианских общин и монастырей весьма близок к укладу секты ессеев.

Наряду со строгим исполнением Закона в целом пророческое рвение в Иу- дее не угасало, и имел место, как принято сейчас говорить, плюрализм мнений относительно трактовок различных его положений, пророчеств и притч. Бродячие проповедники самых различных ориентаций, пользуясь культовой демократией, имели возможность излагать свои пророчества прямо в синагогах, в том числе на "седалище Моисеевом". Из дохристианских про- изведений этого периода величайший интерес представляют два апокрифа - книга Еноха и Завещание 12 патриархов.

Первый из них может быть датирован временем до 64 г. до н. э. и явля- ется рассказом об апокалиптических видениях патриарха Еноха. Новозавет- ные писатели - св. Иуда, Тертулиан, Климент Александрийский были хорошо знакомы с этим произведением и включали его в канон. Однако позднее кни- га Еноха была отвергнута отцами церкви Иеронимом и Августином, предана забвению и утрачена. Книга Еноха написана на древнееврейском и, частич- но, арамейском языках членами партии Хасидим и, возможно, фарисеями. Она осуждает царей Хасмонейской династии и саддукеев и содержит некоторые новозаветные доктрины в отношении мессии, ада, демонологии.

Страшный суд будет вершить "Сын человеческий, в коем воплощена пра- ведность". Большая часть язычников и эллинизированные евреи будут преда- ны вечному проклятию. Тема индивидуального греха и смирения является, конечно, нововведением последующего христианства, но ее элементы содер- жит книга Еноха. Книга заканчивается словами: "Верным Он подарит вер- ность в обители праведных путей. И узрят они, как родившихся во мраке во мрак и потащат, в то время как праведные воссияют. А грешники возопиют, узрев их воссиявшими, и не миновать им попасть туда, куда предписано им" (23).

Вторая книга - "Завещание 12 патриархов" удивительна тем, что она предвосхищает дух и даже отдельные фразы Нагорной проповеди Христа. Кни- га написана между 109 и 107 гг. до н. э. фарисеем, симпатизировавшим первосвященнику Иоанну Гиркану из Хасмонейской династии. Этические нас- тавления "Завещания 12 патриархов" весьма близки к евангельским и позво- ляют предположить знакомство с ними Иисуса и Апостола Павла. Вот некото- рые из них:

"Возлюбите один другого от всего сердца, и если кто согрешит против тебя, обратись к нему со словами мира и не таи в душе своей злобы; и ес- ли он станет сожалеть об этом и покается, прости его... Если, утратив стыд, он станет упорствовать в грехе, то и тогда прости его от всего сердца и оставь мщение Богу";

"Возлюбите Господа и ближнего своего";

"Возлюбите Господа на всю жизнь и один другого от чистого сердца";

"Я возлюбил Господа, а также всех людей от всего сердца" (Ср. Мф. 22: 37, 39).

Автор "Завещания 12 патриархов" полагает, что спасены будут не только евреи, но и язычники.

Несмотря на существование общепринятого Закона, иудейское общество по оттенкам своих религиозных воззрений представляло собой пеструю картину. Согласно Талмуду, "Израиль попал в рабство потому, что в стране возникли двадцать четыре разновидности сектанства". Основные из них описаны выше. Подведем весьма схематично итог тем религиозным взглядам иудеев, ко- торые были восприняты и развиты последующим христианством. Основные из них следующие:

1. Возлюби Бога и ближнего своего как самого себя;

2. Идея бессмертия души и рожденное ею мученичество за веру;

3. Идея воскресения в пророчествах Исайи (Ис. 26: 19), Осии (Ос. 6: 2), Даниила (Дан. 12: 2);

4. Мессианская идея;

5. Идея индивидуального греха и Страшного Суда, который будет вершить Сын человеческий, в коем воплощена праведность;

6. Спасение души возможно, по взглядам одних, только для праведных иудеев, по взглядам других, и для иудеев, и для язычников.

Можно сказать, что в первом веке до н. э. Иудея уже была "беременна" христианством. В заключение этого раздела отметим тот высокий нравствен- ный идеал и уклад жизни, который существовал у ессеев и назореев и был воспринят в качестве эстафеты первыми христианскими общинами.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz