Главная »
Содержание »
Религиозное сознание евреев перед Христом
В 170 г. до н. э. Иудея - небольшой теократический анклав с центром в
Иерусалиме - переживает мощный катаклизм, отразившийся на религиозном
сознании евреев. В захваченном и разграбленном Антиохом IV Иерусалиме
жестко внедряется греческое богослужение. В Храме устанавливается статуя
Зевса. Священные для иудеев сосуды увозятся. Под страхом смерти запреща-
ются иудейское богослужение и отправление установленных Торой обрядов.
Этот период является самым критическим за всю историю иудаизма.
Эллинизация распространялась на все подвластные Антиоху IV области и
народы, а не только на Иудею. И эта политика, ставящая целью создание
как бы единого народа, успешно претворялась в царстве Селевкидов. Евреи
диаспоры все более и более эллинизировались. Правящая в Иерусалиме знать
тоже постепенно склонялась к принятию греческих новшеств. Однако не-
большая в сравнении с океаном язычников горсточка евреев, проживающих в
Иудее и прошедших испытания вавилонского плена и школу Торы, оказалась
народом, не поддающимся никаким воздействиям. Сельское население Иудеи с
яростной непреклонностью встретило новации Антиоха. Оппозицию реформам
возглавила партия Хасидим (евр. - Святые). Героическое сопротивление Ха-
сидим спасло еврейскую религию. Этот период истории описан в четырех
книгах Маккавеев. "Они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших
детей своих, а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершав-
ших над ними обрезание убивали. Но многие в Израиле остались твердыми и
укрепились, чтобы не есть нечистого, и предпочли умереть, чтобы не оск-
верниться пищею и не поругать Святого Завета, - и умирали" (1 Мак. 1: 60
- 63).
В четвертой книге Маккавеев содержится рассказ о семи юных братьях,
которых Антиох пытал, а потом сжег живыми в присутствии матери, умоляю-
щей их быть стойкими и соблюдать Закон. Антиох требовал от юношей, чтобы
они съели свиное мясо, за это им были обещаны царем златые горы. В русс-
кой истории аналогом религиозного героизма являются самосожжения старо-
обрядцев во времена патриарха Никона.
Современному человеку может показаться, что этот героизм был направ-
лен на защиту не столь уж важного дела. Однако нельзя не признать, что
кровь, пролитая маккавейскими мучениками, стала в конечном счете тем се-
менем, из которого выросла церковь. Если бы иудаизм погиб при Антиохе,
то исчезла бы почва, взрастившая христианство, а затем и ислам.
Эти первые в истории человечества мученичества за веру появились тог-
да, когда идея бессмертия души получила щирокое распространение среди
евреев. Юноши-мученики перед сожжением заявили Антиоху, что после смерти
его уделом будут вечные муки, а они получат в награду вечное блаженство.
Оборотной стороной мученичества является то, что кровь, пролитая за
веру, рождает нетерпимость. Со времен пророка Неемии и до падения Иеру-
салима в первой Иудейской войне в 70 г. н. э. Закон приобретал в глазах
иудеев все большее и большее значение. Иудейское общество уже не терпит
пророков, желающих заявить что-либо новое. Слепая приверженность Закону
как абсолютной и последней истине вскоре уничтожила всякие проявления
свежих мыслей и чувств. Мыслители и пророки вынуждены теперь для изложе-
ния своих идей приписывать их авторство какому-либо известному уже из
истории пророку или царю. Многие книги Ветхого и Нового Заветов, носящие
известные имена, по существу являются произведениями нескольких авторов.
Так, например, книга пророка Исайи содержит главы, принадлежащие трем
различным авторам. Авторы Маккавейских книг неизвестны.
В период после Маккавейских войн и правления в Иудее династии Хасмо-
неев общество Израиля по религиозным взглядам делится на три основные
группы: саддукеев, фарисеев и ессеев.
Саддукеи - высшая жреческая аристократия, восходящая к первосвященни-
ку Садоку, жившему в эпоху царей Давида и Соломона, представляла собой
немногочисленный, наследственный слой храмовых священников - основу иу-
дейской теократии. Саддукеи строго придерживались только Пятикнижия Мои-
сеева, не признавая других писаний как религиозно-правовой нормы. Они
отрицали судьбу и считали, что Бог не имеет никакого влияния на челове-
ческие деяния, ни на добрые, ни на злые. Выбор между добром и злом пре-
доставлен свободной воле человека. Саддукеи отрицали бессмертие души и
загробное воздаяние.
Оппозицию саддукеям составляла партия фарисеев.
Фарисеи (арам. - обособленные) - открытая для каждого религиозная ор-
ганизация в иудействе с испытательным сроком, уставом, дисциплинарным
правом, руководимая ученым знатоком Священного Писания - книжником. В
знак ученого авторитета книжники в синагогах восседали на "седалище Мои-
сеевом" - каменном почетном кресле (Мф. 23: 2).
Впервые фарисеи выступили во времена Маккавеев как религиозно полити-
ческая оппозиция первосвященнику и царю Гиркану I (134 - 104 гг. до н.
э.) и его чисто мирской политике. Первосвященник и царь Иудеи Александр
Яннай (103 - 76 гг. до н. э.) подверг фарисеев кровавым преследованиям,
и лишь с 76 г. до н. э. они приобретают значительное влияние. Расцвет их
деятельности приходится на правление Ирода Великого.
Фарисеи были точнейшими толкователями Закона и ставили все в зависи-
мость от Бога и судьбы. Они учили, что хотя человеку предоставлена сво-
бода выбора между честными и бесчестными поступками, но этот выбор пре-
допределен судьбой. По мнению фарисеев, души людей бессмертны, при этом
души праведных переселяются в другие тела, а души грешников обречены на
вечные муки. Фарисеи верили в пророчество Исайи о Мессии и ожидали его
прихода. Отсюда их частые контакты с Иисусом. Фарисеи были доброде-
тельным, умеренным "средним" и "низшим" классом, т. е., по существу, ос-
новным народом Иудеи. В I веке н. э. от них откололась радикальная секта
зелотов (арам. - ревнителей).
Ессеи (эссены, иессеи, арам. - благочестивые) представляли иудейскую
секту, развившуюся, по-видимому, из партии Хасидим, организованную напо-
добие монашеского ордена, с трехлетним испытательным сроком, вступи-
тельной присягой об исполнении заповедей добра и справедливости, в том
числе о хранении в тайне учения секты. Они отличались особой святостью,
отрицанием чувственных наслаждений, умеренностью, поборением страстей,
любовью к членам секты. Весь день ессеев от восхода до захода солнца
проходил в труде, молитве и культовых омовениях.
Ессеи строго подчинялись своим руководителям и могли пользоваться
полной свободой лишь в оказании помощи и делах милосердия. Они совместно
владели имуществом братства. Ессеи верили в тленность материи и в бесс-
мертие души, что неотразимым образом привлекало к ним всех, "которые
только раз вкусили их мудрость".
Ессеи просуществовали до 70 г. н. э. и приняли участие в войне с рим-
лянами. Война "представила их образ мыслей в надлежащем свете. Их завин-
чивали и растягивали, члены у них были спалены и раздроблены, над ними
пробовали все орудия пыток, чтобы заставить их хулить законодателя или
отведать запретную пищу, но их ничем нельзя было склонить ни к тому, ни
к другому. Они стойко выдерживали мучения, не издавая ни одного звука и
не роняя ни единой слезы. Улыбаясь под пытками, посмеиваясь над теми,
которые их пытали, они весело отдавали свои души в полной уверенности,
что снова их получат в будущем" (122).
Рукописи, обнаруженные в 1949 г. в Кумранских пещерах, доказывают
очень тесную связь между ессеями и кумранитами. Быт первых христианских
общин и монастырей весьма близок к укладу секты ессеев.
Наряду со строгим исполнением Закона в целом пророческое рвение в Иу-
дее не угасало, и имел место, как принято сейчас говорить, плюрализм
мнений относительно трактовок различных его положений, пророчеств и
притч. Бродячие проповедники самых различных ориентаций, пользуясь
культовой демократией, имели возможность излагать свои пророчества прямо
в синагогах, в том числе на "седалище Моисеевом". Из дохристианских про-
изведений этого периода величайший интерес представляют два апокрифа -
книга Еноха и Завещание 12 патриархов.
Первый из них может быть датирован временем до 64 г. до н. э. и явля-
ется рассказом об апокалиптических видениях патриарха Еноха. Новозавет-
ные писатели - св. Иуда, Тертулиан, Климент Александрийский были хорошо
знакомы с этим произведением и включали его в канон. Однако позднее кни-
га Еноха была отвергнута отцами церкви Иеронимом и Августином, предана
забвению и утрачена. Книга Еноха написана на древнееврейском и, частич-
но, арамейском языках членами партии Хасидим и, возможно, фарисеями. Она
осуждает царей Хасмонейской династии и саддукеев и содержит некоторые
новозаветные доктрины в отношении мессии, ада, демонологии.
Страшный суд будет вершить "Сын человеческий, в коем воплощена пра-
ведность". Большая часть язычников и эллинизированные евреи будут преда-
ны вечному проклятию. Тема индивидуального греха и смирения является,
конечно, нововведением последующего христианства, но ее элементы содер-
жит книга Еноха. Книга заканчивается словами: "Верным Он подарит вер-
ность в обители праведных путей. И узрят они, как родившихся во мраке во
мрак и потащат, в то время как праведные воссияют. А грешники возопиют,
узрев их воссиявшими, и не миновать им попасть туда, куда предписано им"
(23).
Вторая книга - "Завещание 12 патриархов" удивительна тем, что она
предвосхищает дух и даже отдельные фразы Нагорной проповеди Христа. Кни-
га написана между 109 и 107 гг. до н. э. фарисеем, симпатизировавшим
первосвященнику Иоанну Гиркану из Хасмонейской династии. Этические нас-
тавления "Завещания 12 патриархов" весьма близки к евангельским и позво-
ляют предположить знакомство с ними Иисуса и Апостола Павла. Вот некото-
рые из них:
"Возлюбите один другого от всего сердца, и если кто согрешит против
тебя, обратись к нему со словами мира и не таи в душе своей злобы; и ес-
ли он станет сожалеть об этом и покается, прости его... Если, утратив
стыд, он станет упорствовать в грехе, то и тогда прости его от всего
сердца и оставь мщение Богу";
"Возлюбите Господа и ближнего своего";
"Возлюбите Господа на всю жизнь и один другого от чистого сердца";
"Я возлюбил Господа, а также всех людей от всего сердца" (Ср. Мф. 22:
37, 39).
Автор "Завещания 12 патриархов" полагает, что спасены будут не
только евреи, но и язычники.
Несмотря на существование общепринятого Закона, иудейское общество по
оттенкам своих религиозных воззрений представляло собой пеструю картину.
Согласно Талмуду, "Израиль попал в рабство потому, что в стране возникли
двадцать четыре разновидности сектанства". Основные из них описаны выше.
Подведем весьма схематично итог тем религиозным взглядам иудеев, ко-
торые были восприняты и развиты последующим христианством. Основные из
них следующие:
1. Возлюби Бога и ближнего своего как самого себя;
2. Идея бессмертия души и рожденное ею мученичество за веру;
3. Идея воскресения в пророчествах Исайи (Ис. 26: 19), Осии (Ос. 6:
2), Даниила (Дан. 12: 2);
4. Мессианская идея;
5. Идея индивидуального греха и Страшного Суда, который будет вершить
Сын человеческий, в коем воплощена праведность;
6. Спасение души возможно, по взглядам одних, только для праведных
иудеев, по взглядам других, и для иудеев, и для язычников.
Можно сказать, что в первом веке до н. э. Иудея уже была "беременна"
христианством. В заключение этого раздела отметим тот высокий нравствен-
ный идеал и уклад жизни, который существовал у ессеев и назореев и был
воспринят в качестве эстафеты первыми христианскими общинами.