Главная »
Содержание »
Еврейская диаспора
Христианская проповедь распространялась первоначально лишь в одном
направлении - по пути миграции евреев. Еврейская диаспора охватывала
многие провинции Римской Империи - Сирию, Малую Азию, Кипр, часть горо-
дов Греции, Македонии, Италии, Египта. Эти провинции омывались Средизем-
ным морем, очищенным со времен Цезаря от пиратов, что способствовало
торговым контактам. В столицах и крупных городах римских провинций - Ан-
тиохии, Эфесе, Афинах, Александрии, Риме существовали в то время центры
иудаизма. В этих центрах сконцентрировалась первоначально вся творческая
работа христианских проповедников.
В наше время известно, как существуют национальные общины, например,
греков и армян в России, русских во Франции и Америке, украинцев в Кана-
де. Их связывают общий язык, вера, воспоминания о Родине, общие пробле-
мы. Впрочем, первое, что утрачивают национальные меньшинства в диаспоре
- это язык. Обычно третье поколение иммигрантов забывает родной язык и
говорит на языке коренного народа. Так было и с евреями диаспоры, гово-
рящими на греческом или латинском. Но еврейские общины уже в те времена
отличались компактностью, необычайной спаянностью и внутренней изолиро-
ванностью от окружающего мира. Они жили по предписаниям Торы внутри чу-
жих городов под управлением своих синагог, издающих декреты и выполняю-
щих функции городских властей. Еврейские гетто Александрии, Антиохии,
Рима были созданы самими евреями с целью удобства организации уклада
жизни в соответствии с требованиями религии. Религиозные вопросы здесь
преобладали над политическими и составляли, по-существу, смысл жизни.
Благочестивые евреи таких общин были полны добродушия, веселья и
чувствовали себя вполне счастливыми, несмотря на жестокость и презрение
окружающего мира.
В Александрии и Салониках влияние еврейских общин было значительно и
в некоторых случаях определяло внутренний распорядок городской жизни,
например, соблюдение субботы, постов и других обрядов иудейства. Много-
численная еврейская община Рима представляла силу, сопротивление которой
Цицерон называл актом мужества. При дворе римских императоров обретались
многие члены дома Иродов, выполняющие иудейские обряды с царской пыш-
ностью. Отношение римских цезарей к иудеям колебалось в различные перио-
ды от преследований до покровительства. Александрийский еврей Александр
Тиберий был прокуратором Иудеи, а затем наместником Египта.
Римские власти предпочитали не вмешиваться в самоуправление иудейских
общин, довольствуясь сбором налогов и предоставляя им даже некоторые
льготы. Так, например, статуи римских цезарей не украшали иудейские хра-
мы. Иудеи имели право чеканить монету без изображения римских императо-
ров и были освобождены от службы в римских легионах.
Завоевательные походы римлян привели к покорению огромных территорий.
Рим триумфально демонстрировал побежденных, награждал легионеров рабами,
переселял целые народы, что привело к известной этнической мешанине в
пределах империи, и особенно в Италии. Поэтому существование иудейских
общин, как и других национальных групп среди коренных наций, проходило в
целом спокойно, за исключением отдельных специально провоцируемых вспы-
шек насилия. Крупных богатств в те времена евреям тогда не принадлежало,
поэтому зависть их не преследовала. Они перебирались из города в город
нищенствующими группами наподобие цыганских таборов, и образ еврея, ни-
щего еще во чреве матери, являлся литературным персонажем той эпохи.
Тем не менее отношение к иудеям диаспоры со стороны местных народов
характеризовалось антипатией, переходящей во враждебность. Причиной тому
был непонятный замкнутый образ жизни, резко выраженная неуживчивость и
высокомерие, отвращение к почитаемым всеми богам, запрет на определенные
виды пищи, мелочное соблюдение ритуалов и т. д. Особым предметом насме-
шек было обрезание, завещанное через Моисея Богом, как отличительный
знак избранничества еврея. В иудейских общинах видели тайные общества,
враждебные остальным этническим группам. По ходу истории эти свойства
евреев сохранятся, а враждебность к ним окружения усилится в силу рели-
гиозных и экономических факторов. Выдающиеся римские философы и писате-
ли: Тацит, Светоний, Цицерон, Ювенал, Квинтиллиан - никогда не скрывали
своей ненависти и презрения к иудеям.
В то же время на фоне общего упадка нравов и верований, расцвета кор-
рупции, дикого разврата и преступности иудейские общины выделялись свет-
лыми пятнами. В них царили добрые нравы, серьезность, простые обычаи. Их
религиозный закон был законом социальным, направленным вглубь человека и
семьи, что создавало устойчивость жизни. Их единобожие внушало тем, кто
хотел в этом разобраться, сознание истины и чего-то высшего. Все это су-
щественно усилилось с развитием христианства внутри иудейских общин и
параллельно с ними. Для многих в те времена христианство было неотличимо
от иудаизма. Бедность здесь без зависти взирала на богатство, во внут-
реннем устройстве жизни просвечивался дух семейственности и патриар-
хального добродушия. Все это резко контрастировало с окружающей действи-
тельностью городов, являющихся средоточием грязи и отвратительных поро-
ков.
Особенно привликательным иудаизм был в глазах женщин. Монотеизм иу-
дейского толка становился господствующим в Сирии. Например, в Дамаске
большинство женщин исповедовало иудейскую веру, хотя еврейское население
города было сравнительно невелико. Приняла иудаизм царская семья, правя-
щая в Адиабене на Тигре и Мезене. Большое число обращенных появляется в
Аравии и Эфиопии. Иудаизм подпитывался язычниками при условии соблюдения
ими ритуалов и уважения Торы. "Один устав пусть будет у вас и для при-
шельца, и для туземца" (Чис. 9: 14). Еврейская религия в первой половине
I века н. э. достигла максимальных успехов. Слава Иерусалимского Храма
как одного из святилищ мира рапространяется далеко за пределы Иудеи.
В таких исторических условиях происходило распространение христи-
анства первоначально внутри иудейских общин диаспоры среди эллинизиро-
ванного еврейства.