Главная »
Содержание »
Великие миссионеры
После гонений 37-го года Благая Весть разносится по селениям Самарии
и Иудеи, а затем Финикии, Кипра и Антиохии. Выброшенное из Иерусалима
молодое эллинистическое руководство христианской общины в лице Варнавы и
Филиппа с жаром приступает к служению Иисусу, "никому не проповедуя сло-
ва, кроме иудеев". "И великое число, уверовав, обратилось к Господу"
(Деян. 11: 19, 21).
Начавшийся духовный процесс неизбежно должен был вырваться из узких
рамок еврейской диаспоры в безбрежный языческий мир. Десятки еврейских
общин оказались теми трамплинами, оттолкнувшись от которых новая религия
никогда уже не вернется в старое русло. От каждой иудейской общины потя-
нулись ручейки христианства, слившиеся вскоре в единый поток христианс-
кого сознания. В идеологическом плане поток ограничивался двумя ортодок-
сиями: иудейской и языческой. Апостола Павла будут гнать как лидеры си-
нагог, так и мудрецы афинских храмов. Но, пока фарисей Савл не превра-
тился в Апостола Павла, обращение язычников в христианство было штучными
актами.
Первый прецедент такого рода - крещение диаконом Филиппом безымянного
"евнуха царицы эфиопской и хранителя сокровищ", знакомого с иудейством
прозелита. Случившееся произошло без свидетелей в пути из Иерусалима в
Газу и не имело впоследствии никакого резонанса.
Второе такое же событие - это обращение в христианство римского цен-
туриона Корнилия и домочадцев его, которых окрестил Апостол Петр, при-
бывший с миссией вместе с братьями во Христе в город Иоппию. Крещение
благочестивых, но необрезанных язычников могло бы не состояться, если бы
не видения, трижды явившиеся Петру, и внушения Святого Духа. После этого
Петр сказал язычникам: "...вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться
или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни
одного человека скверным или нечистым". "И верующие из обрезанных, при-
шедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычни-
ков..." (Деян. 10: 28, 45).
Петру, вернувшемуся в Иерусалим, пришлось давать серьезные объяснения
евреям-христианам, упрекавшим его, "говоря: ты ходил к людям необрезан-
ным и ел с ними" (Деян. 11: 3). Это было неслыханным нарушением назо-
рейских традиций, граничащим со святотатством, и только ссылка на Свято-
го Духа, сошедшего на язычников, примирила спорщиков. "Выслушав это, они
успокоились и прославили Бога, говоря: видно и язычникам дал Бог покая-
ние в жизнь" (Деян. 11: 18). Впоследствии Петр воздерживался от личного
участия в обращении в христианство необрезанных язычников. Внутренний
мир и благолепие в общине продолжалось шесть или семь лет до появления
на авансцене христианства Апостола Павла.
Апостол Павел (Савл) родился в 12-м году н. э. в киликийском городе
Тарсе в семье, считавшейся принадлежащей к колену Вениаминову (Рим. 11:
1). Его отец - благочестивый фарисей - имел римское гражданство и обучал
сына ткачеству, а позже богословию в иерусалимской школе Гамалиила Стар-
ца (Деян. 22: 3). Однако юноша Савл оказался плохим учеником Гамалиила,
проповедующего терпимость и умеренность, так как вскоре возглавил прес-
ледование христиан-эллинистов в Иерусалиме. Это было в период царствова-
ния сумасшедшего Калигулы, когда деморализованная римская администрация
уступала свои функции местным правителям и фанатикам.
Для продолжения преследований Савл отправляется в Дамаск с вери-
тельной грамотой первосвященника Феофила, сына Анны. По дороге он, ос-
лепленный, падает на землю и слышит слова: "Савл! Савл! Что ты гонишь
Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, которого
ты гонишь; встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно
будет делать" (Деян. 9: 4 - 6).
Это был горький час фарисея Савла. Обладая пылкой душой, он вдруг пе-
реполнен сомнениями. Савл неожиданно чувствует обаяние тех кротких муче-
ников, которых он безвинных отправлял на смерть. Ужас за содеянное и му-
ки совести терзают его. И Савл перерождается. Он становится самым рев-
ностным, самым энергичным и бесстрашным Апостолом христианства. Фанатизм
Савла, видимо присущий этому горячему, экзальтированному человеку, меня-
ет знак. С этого момента христианство получает своего первого рыцаря и
организатора. Огромную созидательную деятельность этой могучей натуры
трудно переоценить.
Первый пыл своей апостольской души Павел проявил в Дамаске и Аравии,
где с 38-го по 41-й год н. э. проповедовал среди христиан, которым он
внушал страх, т. к. они помнили его своим гонителем, и иудеев, фанатизм
которых он сам еще недавно направлял и олицетворял. При этом Павел выс-
тупает в синагогах один, без поддержки какой-либо школы и мандата иеру-
салимских Апостолов. Его отличают сомоуверенность и пылкость. Он "смело
проповедовал во имя Господа Иисуса" (Деян. 9: 28). Иудеи, видя в нем бо-
гоотступника, вознамерились убить его. Павел бежит из Дамаска и прибыва-
ет в Иерусалим. Однако вхождение в круг учеников Иисуса, естественно,
затруднено, так как все смотрят на Павла со страхом и подозрением. Реша-
ющую роль здесь сыграло ручательство Варнавы, и Павлу разрешают высту-
пить перед Апостолами, а затем и перед братией.
Поступок мудрого и благородного Варнавы заложил основы горячей дружбы
и совместной миссионерской деятельности этих двух великих христиан. В то
же время отношения Павла и Апостолов были весьма холодными, так как все
помнили его прискорбное прошлое. Кроме того, Павел не знал Иисуса, не
получал от него наставлений и то, что он таким образом примкнул к хрис-
тианской общине, все это ставило его в глазах Апостолов на второе место.
С другой стороны, независимый характер Павла, склонность к лидерству,
более глубокое в иудаистскском смысле образование, необычайная энергия в
делах и вера в свое призвание требовали для новообращенного члена общины
совсем иного амплуа. Различие воспитания, характеров и взглядов рождало
стену отчуждения между Павлом и Апостолами. Его общение в Иерусалиме
происходило, в основном, лишь с Петром и Иаковом, Братом Господним, и
длилось всего пятнадцать дней (Гал. 1: 18, 19). Преследуемый теперь уже
эллинистами Павел бежит из Иерусалима в Кесарию, а затем в свой родной
Тарс, где пребывает в мучительном бездействии около двух лет.
В это время Апостолы поручают Варнаве идти в Антиохию. Варнава, "муж
добрый и исполненный Духа Святого и веры", плодотворно благовествует в
Антиохии и делает ее второй столицей христианства. В 45-м г. н. э. Вар-
нава приглашает в Антиохию Павла и вторично вводит его в братство хрис-
тиан. "Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и
ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами" (Деян. 11:
26). Новая церковь получает здесь свое имя, начинает существовать от-
дельно от иудаизма и становится сама собой.
Антиохия - полумиллионный город, третий по численности после Рима и
Александрии, "столица Востока", резиденция римского наместника Сирии,
город с четырехвековой историей и невообразимым смешением рас, народов,
обычаев, культов, верований. Основные языки Антиохии - греческий и си-
рийский. Наиболее многочисленные группы населения - греки, сирийцы и ев-
реи. Античные авторы - Ювенал, Тацит, Малала, Ливаний пытались дать по-
нятие о степени растления жителей Антиохии, называя их диким скопищем
шутов, шарлатанов, мимов, чудотворцев, колдунов, обманщиков и жрецов,
праздной и склонной к мятежам чернью, а саму Антиохию - городом скачек,
танцев, процессий, торжеств, вакханалий, безумной роскоши, вредных суе-
верий, фанатичных оргий и всех мыслимых и немыслимых видов разврата.
Официальная религия - многобожие - становилась все более и более не-
состоятельной, а бессодержательные языческие обряды - все менее удовлет-
воряющими души людей. На фоне этой веселой, беспутной и распутной жизни
иудейские общины с вкрапленными в них христианами представлялись для
многих островками спокойствия и порядка. Поток прозелитов нееврейского
происхождения усиливался. Мешанина культов и этносов, либерализм взгля-
дов антиохийцев и общий греческий язык способствовали религиозной пропа-
ганде. Миссионеры Кипра и Киринеи, а затем Варнава с Павлом просто вы-
нуждены были в таких условиях проповедовать слово Божие как евреям, так
и грекам. Кастовый принцип, господствующий в иерусалимской общине, здесь
был нарушен с самого начала. Христианами становятся как евреи, так и
язычники греки и сирийцы. Однако все старейшины антиохийской церкви -
евреи. Это - Симеон, по прозвищу "Нигер", Люций Киринеянин, Менахем. Но-
вообращенные язычники еще не занимают высокого положения, так как не
блистают риторикой и знаниями. Это низшие классы общества, простой люд и
рабы.
Далекий Иерусалим остался городом Божьих нищих. Вся касса иерусалимс-
кой общины шла на пропитание бедных. Еврейский коммунизм породил нищету,
и антиохийская церковь, привлекшая богатых прихожан, оказывает матери-
альную поддержку христианам Иудеи.
От грекоговорящей антиохийской церкви отделяется секта христиан-си-
рийцев, говорящих по-сирийски и называемых ныне маронитами. Как это час-
то бывает между родственными движениями, отношения греческой и сирийской
церквей рано приобрели соперничающий, а затем враждебный характер.
Варнава и Павел своей благотворной деятельностью сумели создать в Ан-
тиохии барьер против общей безнравственности. Со временем Антиохия ста-
нет родиной столпников и отшельников.
Итак, спустя 8 - 10 лет после гонений на эллинистов и бегства их из
Иерусалима иудейская община Антиохии количественно и качественно изменя-
ется. Собственно еврейская часть общины распадается на ортодоксальную и
христианскую. С внешней стороны к иудейской общине примыкает многочис-
ленный слой "богобоязненных" - полуязычников-полуиудеев, верящих в еди-
ного Бога и Мессию, признающих моральный кодекс иудеев, участвующих в
молениях, но находящихся при этом вне синагог за отказ выполнить ритуал
обрезания, нарушение запретов на пищу и других иудейских правил. Именно
этих людей вовлекает в христианство проповедь Варнавы. Павел и Варнава
требуют от язычников лишь веры в Иисуса Христа и освобождают их от непо-
нятных иудейских правил. Это был порыв революционного духа, свиде-
тельствующий об уме и смелости Павла и Варнавы - евреев, воспитанных в
строгих фарисейских традициях.
Значение этого шага можно в полной мере оценить, если помнить, как
живой Иисус презрительно относился к иноверцам: "Я послан только к по-
гибшим овцам дома Израилева" (Мф. 15: 24). Этот сложный богословский
вопрос Павел решил однозначно, и задолго до написания Евангелий. Если
проанализировать суть доктринальных споров Павла с Апостолами, то можно
сказать, что именно точка зрения Павла, смело эллинизирующего христи-
анство, послужила основой последних глав всех Евангелий, где воскресший
Иисус напутствует учеников нести свет Его учения всем народам. Да и са-
мих споров между Павлом и Варнавой, с одной стороны, и Петром и Иаковом,
с другой, не было бы, если бы в то время существовало прямое указание
воскресшего Христа об отношении к язычникам. Какими бы прекрасными и
святыми людьми ни были бы Апостолы, их кастовое мировоззрение не позво-
лило бы христианству стать мировой религией.
Из Антиохии Варнава и Павел планируют и осуществляют миссионерские
поездки по Малой Азии, Греции, Италии, островам и побережью Средиземно-
морья. Начинается эллинистический этап развития христианства, вовлекаю-
щий огромные разноплеменные массы людей низших сословий и рабов Римской
Империи. Всего Павлом совершено три путешествия, которые длились около
двадцати лет. Два из них закончились в Иерусалиме. Павел и его спутники
- Варнава, Иоанн Марк, Сила, Тимофей посещают десятки городов и портов,
подолгу живя в некоторых из них. Они проповедуют в синагогах, на улицах,
в частных домах, в языческих храмах. Приход Павла в город обычно начи-
нался с проповеди в синагоге, где по традиции мог выступать любой прихо-
жанин. Многие слушатели, уверовав, присоединялись к Павлу. Иногда же
проповеди принимали драматический оборот, и Павлу приходилось спасаться
от разъяренных иудеев.
"Деяния" содержат описание 5 - 6 таких случаев, когда Павла побивают
камнями, просто избивают, арестовывают, либо он спасается бегством. Если
проанализировать тексты "Деяний", то можно понять, что конфликты начина-
лись тогда, когда Павел затрагивал интересы местных авторитетов - закон-
ников, привыкших к послушной пастве. Пламенные речи Павла подобно метео-
ритам врывались в тихую, благостную атмосферу синагог, эмоционально
взрывая традиционный порядок служб. У руководителей синагог всегда нахо-
дились фанатичные сторонники, требовавшие, как минимум, изгнания из хра-
ма этого чужака-еретика.
Возможно, что причиной конфликтов была одержимость, присущая характе-
ру Павла, то мощное эмоциональное поле, которое он привносил с собой в
доселе тихие еврейские собрания. При этом взрывы ярости обрушивались по-
чему-то только на его бедную голову, тогда как Варнава, Сила, Тимофей,
также участвовавшие в этих диспутах, оставались неприкосновенными. По-
нятно, что после общения с иудеями-ортодоксами и пережитых, мягко гово-
ря, неприятностей, Павлу особенно легко было проповедовать язычникам -
грекам. Незакомплексованные греки оказались более благодарной и, что
особенно важно, намного более многочисленной аудиторией, чем иудеи. На
основании "Деяний" трудно сказать, какой процент иудеев пошел за Павлом.
Возможно, что половина членов общин, возможно, менее половины. Об этом в
"Деяниях" говорится много раз, но всегда расплывчато: "Многие Иудеи и
чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варна-
вою..." (Деян. 13: 43); "...уверовало великое множество Иудеев и Элли-
нов..." (Деян. 14: 1). Как бы то ни было, но центры иудаизма становились
в то время и центрами христианства. Сбывалось пророчество Захарии - эл-
линский мир хватался за одежды евреев и просил: "...введите нас в Иеру-
салим..." (Зах. 8: 23). Это была непризнанная христианским миром истори-
ческая заслуга еврейского народа. Самое интересное, что евреи никогда не
гордились тем, что они создали христианство. Например, среди множества
довольно регулярных публикаций в еврейских издательствах о знаменитых
представителях этой нации можно встретить философов, ученых, писателей,
Нобелевских лауреатов, но никогда в них не упоминаются имена Иисуса,
Апостолов, Павла, Варнавы. А ведь именно эти личности запустили новые
часы в истории человечества. Сам Павел на суде синедриона с гордостью
подчеркивал свое иудейское происхождение. А почему бы евреям не погор-
диться своим великим соплеменником? Ведь гордятся же они пророками Иса-
йей и Иеремией! Разве у такой личности, как Павел, калибр меньше?
Попытка Павла проповедовать слово Христа среди ученых греков в Арео-
паге закончилась полной неудачей. "Услышав о воскресении мертвых, одни
насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время"
(Деян. 17: 32). Философия стоиков была резко враждебной христианству.
Иерусалимский собор, заслушавший в 51 г. н. э. отчет Павла и Варнавы
об обращении язычников, устами Апостолов Петра и Иакова, Брата Господня,
одобрил деятельность этих великих миссионеров, освободил язычников-про-
зелитов от иудейского обряда обрезания, обязав их лишь в самом необходи-
мом: "Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавлены и блуда, и
не делать другим того, чего себе не хотите" (Деян. 15: 29). Таким обра-
зом, обрядовая формула приема в христианство для греческого мира была
предельно упрощена. Иерусалимский собор как бы официально признал Павла
Апостолом и разделил сферы влияния Павла и Петра: "Мне вверено благочес-
тие для язычников, как Петру для обрезанных" (Гал. 2: 7).
Отношение Павла к богатству и богатым людям было сугубо прагматичес-
ким и отличным от известного изречения Иисуса: "Удобнее верблюду пройти
сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф. 19:
24). От богатых людей Павел требует, "чтобы они не высоко думали о себе
и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго... чтобы они бла-
годетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры" (1 Тим. 6: 17).
Идея обобществления имущества представляется Павлу утопической помехой в
развитии новой религии. Ее основатели не считали социальные проблемы ак-
туальными ввиду ожидаемого Царствия Небесного.
Стремясь легализовать христианство в глазах римской администрации,
Павел открыто поддерживает институт рабства: "Рабы, повинуйтесь господам
своим по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как
Христу" (Еф. 6: 5). Здесь Павел забывает, что человек сотворен по образу
и подобию Божьему, и относится к рабству спокойно, как человек своего
времени. Впоследствии Блаженный Августин и Иоанн Златоуст откорректируют
учение Павла и объяснят рабство людей наказанием за их грехи.
Как у всех первопроходцев, путь Павла не был усыпан розами. В 58 г.
н. э. после третьего миссионерского путешествия он возвратился в Иеруса-
лим. В указанное время Иудеей правил римский прокуратор Феликс, синедри-
он возглавлял первосвященник Анания, христианскую общину - Иаков, Брат
Господень. Тетрарх Ирод-Агриппа II властвовал в Кесарии Филипповой. Иу-
дейский пророк Агав предупредил Павла о грозящей ему в Иерусалиме опас-
ности, но Павел пренебрег этим. Тогда обстановка в Иудее была чрезвычай-
но напряженной из-за жестокого произвола и вымогательств римской адми-
нистрации, ответного терроризма еврейских патриотов, то и дело возникаю-
щих и подавляемых восстаний. Волна национализма и религиозного фанатизма
стремилась к своему апогею, так как на карту было поставлено само су-
ществование еврейского народа. Малейшее отклонение от ортодоксального
иудаизма считалось преступлением в глазах патриотов-фанатиков.
Встречу Павла с Иаковом нельзя считать дружественной. Присутствовав-
шие при встрече пресвитеры "сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч
уверовавших Иудеев, и все они - ревнители Закона; а о тебе наслышались
они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от
Моисея, говоря, чтоб они не обрезывали детей своих и не поступали по
обычаям" (Деян. 21: 20, 21). Иаков потребовал от Павла семидневного по-
каянного очищения в Храме. Для Павла, призванного к служению самим Иису-
сом, это было унижением, однако, он совершает очищение, как бы этим са-
мым сближаясь с еврейским народом и назореями. Несмотря на это, иу-
деи-фанатики обвиняют Павла в том, что он, якобы, ввел в Храм язычника
Трофима Ефесянина. В городе начинается смута. В дело вмешивается римский
тысяченачальник, и Павел оказывается перед судом синедриона, где его
предварительно по приказу Анании "бьют по устам". Однако синедрион не
являлся монолитной организацией из-за религиозного раскола на саддукеев
и фарисеев. Этим воспользовался обвиняемый. Павел "возгласил в синедрио-
не: мужи братья! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых
меня судят" (Деян. 23: 6). "Сделался большой крик", и книжники-фарисеи
оправдали Павла.
Однако против Павла зреет новый заговор фанатиков, и, чтобы предотв-
ратить убийство его, тысяченачальник отправляет Павла под охраной из Ие-
русалима в Кесарию к прокуратору Феликсу. Взяточник и вымогатель Феликс
в ожидании того, что Павел заплатит ему, продержал римского гражданина
Павла в тюрьме два года. В 60 г. н. э. прокуратором Иудеи стал Порций
Фест, и суд возобновился. Процесс над Павлом проходил публично по римс-
ким законам. Обвинителем со стороны первосвященника Анания выступил ри-
тор Тертулл: "Нашедши сего человека язвою общества, возбудителем мятежа
между Иудеями, живущими во вселенной, и представителем назорейской ере-
си, который отважился даже осквернить Храм..." (Деян. 24: 5, 6). Судья
Фест и царственный эксперт по иудейской теологии Ирод-Агриппа II не
пришли ни к какому решению. "И сказал Агриппа Фесту: можно было бы осво-
бодить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и
решился правитель послать его к кесарю" (Деян. 26: 32).
О римском периоде жизни Апостола Павла известно прискорбно мало. Ему
позволено было жить отдельно, но с воином, стерегущим его. В Риме, как и
везде, он проповедовал среди иудеев учение о Царстве Божием, при этом
"одни убеждались словами его, а другие не верили". Здесь, как и везде,
после слов Павла: "Да будет вам известно, что спасение послано язычни-
кам: они и услышат" - возникал религиозный раскол среди евреев, которые
уходили, "много споря между собою" (Деян. 28: 29).
В Риме Павел оказался одиноким и брошенным всеми человеком. "При пер-
вом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вме-
нится им!" (2 Тим. 4: 16). Закованный в кандалы, он некоторое время со-
держался в тюрьме. "Ты знаешь,что все Асийские оставили меня, в том чис-
ле и Фигелл, и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то,
что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с
великим тщанием искал меня и нашел" (2 Тим. 1: 15, 16).
Как окончил свои дни этот великий христианин? История не дает ответа.
По церковной версии, Павел погиб в правление Нерона во время гонений на
христиан. По другой версии он отправился с проповедью в Испанию, будучи
приговорен судом кесаря к изгнанию. О намерении донести туда Слово Божие
сам Павел дважды упоминает в послании к римлянам (15: 24, 28).
После Христа Павел, несомненно, первая фигура в христианстве. Если
Христос - создатель учения, то Павел - создатель церкви. Его успех исто-
рия объясняет умом, смелостью и энергией. Но есть еще одно великое
свойство, которое придавало его словам неотразимость и убедительность.
Это свойство - любовь к человеку. Именно ее ставил Павел в качестве
главной задачи своей миссии, она была целью и средством. Христиане ни-
когда не должны забывать апостольский гимн любви:
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею,
то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества,и знаю все тайны, и имею всякое познание и
всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я нич-
то.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви
не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздра-
жается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки
умолкнут, и знание упразднится" (1 Коринф. 13: 1 - 8).
Пройдет время, и церковь станет мощной организацией, контролирующей
государей и государства. Метод убеждения, которым так искусно пользовал-
ся основатель церкви, будет отвергнут как неэффективный и медленный.
Христианские государи с благословения римских пап будут отправлять в за-
морские и незаморские страны воинства для обращения язычников в веру
Христову. Любимым и единственным методом этих воинов-миссионеров будет
меч и огонь. Так действовали испанские конкистадоры в Америке и немецкие
крестоносцы в Польше и Литве. Зверства, творимые участниками религиозных
войн, останутся вечным позором христианства.