Главная »
Содержание »
ЕВРЕИ ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ХРАМА
Иудейская война 66 - 73 гг. н. э. с ее сокрушительным для евреев ре-
зультатом ввергла в длительный шок нацию, устойчивость которой зиждилась
на незыблемости договора с Богом. Если Господь допустил разрушение Хра-
ма, служившего центром еврейского мира, то сможет ли в будущем пламенная
вера Израиля совершать свой подвиг и надеяться при абсолютном отсутствии
всякой надежды? Иерусалим превратился в груду камней, уцелевшие иудеи
разбрелись по выжженной стране в поисках крова и пищи, общественное бо-
гослужение прекратилось. Результатом войны было поголовное истребление
сикариев и зелотов, исчезновение священнической аристократии, жившей
Храмом, истощение всех источников доходов и ужасающая нищета.
В пламени войны уцелели лишь фарисеи - умеренная и добродетельная
буржуазия, заблаговременно покинувшая горящий Иерусалим. В пламени войны
уцелели и евреи-христиане, или иудео-христиане (назаряне, евиониты), бе-
жавшие в 68 г. н. э. еще до разрушения Храма в город Пеллу в Заиорданье.
И иудейскому большинству, и христианскому меньшинству предстояло многое
осмыслить, нащупать ориентиры для дальнейшей жизни.
Единственное, что осталось у еврейского народа после катастрофы, это
Закон и небольшая группа ученых - толкователей Торы, заменивших священ-
ников, которые стали теперь уже ненужными. Один из них - Иоханан бен
Заккай, член бывшего синедриона и один из вождей "партии мира" - в ка-
кой-то мере повторил судьбу Иосифа Флавия. В последние дни осады Иеруса-
лима он тайно покинул город, сдался римлянам, предсказал Веспасиану им-
ператорский титул и испросил разрешения создать в городке Явнея нечто
вроде академии по изучению Торы, или синедриона. Разрешение было получе-
но.
Иоханан бен Заккай пользовался огромным авторитетом. Его любимым пра-
вилом было устанавливать царство мира. Никто не успевал поклониться ему
первым, включая язычников на рынке. Во многих отношениях его можно счи-
тать последователем Иисуса, хотя он не был христианином. Иоханан бен
Заккай и его коллеги предложили создать для спасения рассеянного народа
некую невидимую духовную границу между евреями диаспоры и окружающим
языческим миром. Во все еврейские общины они отправляют наставления по
организации религиозной жизни, жизни в семье и в быту, воспитанию детей
и т. д. В Явнее, а также в городке Лидде вычисляются и рассылаются в ди-
аспору даты еврейских праздников, тексты ежедневных трехкратных молитв,
заменяющих храмовые жертвоприношения.
Преемник Иоханана бен Заккай равви Гамалиил-младший увеличил извест-
ность Явнеи. Он установил порядок проведения пасхальной трапезы с ее
символикой и другие нормы исполнения Торы в новых условиях. Всем евреям
было предписано обучать детей грамоте и Торе, начиная с пяти лет. Новые
условия жизни в диаспоре требовали приспособления к ним самой Торы. Уче-
ные Иудеи и Парфии (бывшей Вавилонии) разработали свод комментариев к
Торе, подробнейшее законодательство, впоследствии, через пять веков,
превратившееся в грандиозный литературный памятник - Талмуд.
Евреи диаспоры добровольно признали этих ученых своими духовными вож-
дями и, находясь во враждебном окружении, делали все, чтобы сохранить
религию, язык, культуру, память о прошлом и надежды на будущее. Это сох-
ранение и выживание требовало поддержания состояния "народ в народе".
Оглядываясь на уникальную историю евреев - единственного народа, сохра-
нившего в течение тысячелетий, несмотря на гонения и погромы, свою рели-
гию, язык и чистоту крови, приходится признать, что дерзкий замысел Ио-
ханана бен Заккай вполне удался, тогда как народ-победитель, римляне,
как и все другие народы, в потоке истории забыли изначальные религии и
языки.
Методом сохранения, согласно Талмуду, была строжайшая изоляция иудеев
от всех народов. Множились отлучения. Прекратился приток прозелитов:
"Новообращенные - это проказа Израиля". Установленные еще до разрушения
Храма "восемнадцать мер" - перечень запретов - сейчас строжайше соблюда-
ются. Запрещается покупать что-либо у язычников, запрещается говорить на
их языке, принимать их свидетельства, их приношения, запрещается прино-
сить жертвы императору, принимать пищу вместе с язычниками, требуется
очищаться после контактов с ними и т. д. Другими словами, это были тре-
бования абсолютной стерильности евреев во всем и, прежде всего, в духов-
ной сфере.
Изучение Закона становилось освобождением от ненавистного мира: тот,
кто подчиняет себя игу Закона, освобождается от ига политики и мира;
тот, кто нарушает Закон, достоин проклятия. Детальнейшая регламентация
жизни порождала мелочность и формализм. Еврейский ум усыплял себя греза-
ми и истощался в казуистике. Казуисты доводили требования, предъявляемые
правоверному иудею, до невыносимых уровней и при этом получали возмож-
ность проклинать тех, кто не дотягивал до установленной ими произвольной
планки. По их мнению, только так могло проявиться правосудие Господне.
Дух мелочности порождал антипатию у истинно добродетельных людей, для
которых формальная сторона всегда является второстепенной. Именно в это
время евреи-христиане в Пелле начинают отрываться от Закона, тогда как
иудеи неистово цепляются за него. До этого времени слово "фарисей" пони-
малось христианами в положительном смысле, хотя Иисус полвека тому назад
и делал фарисеев мишенью своих острых притч. Вспомним, с какой гордостью
заявлял Апостол Павел на суде синедриона: "Я фарисей, сын фарисея" (Де-
ян. 23: 6). Брат Господень Иаков и члены семьи Иисуса были верными фари-
сеями. Новое настроение христиан, порожденное требованиями послевоенного
формализма, оказало влияние на смысл слова "фарисей" при составлении
Евангелий. Растущее непонимание между евреями-христианами и правоверными
иудеями, полемика и появившаяся в связи с этим враждебность придали сло-
вам "фарисей" и "иудей" смысл врагов Иисуса.
Изучение Закона как основы основ жизни евреев порождало в некоторых
случаях самоуверенность и высокомерие, присущие, впрочем, ученым и наше-
го времени. В этом смысле характерна молитва молодого иудея, заимство-
ванная из Вавилонского Талмуда: "Благодарю Тебя, Бессмертный, мой Бог,
за то, что по твоей милости я посещал школу вместо того, чтобы, как дру-
гие, таскаться по базарам. Я встаю в одно время с ними, но для изучения
Закона, а не для суетных дел. Я тружусь, как и они, но имею в виду буду-
щую жизнь, тогда как они достигнут лишь могилы" (34).
Привитое многими поколениями уважение к учению проявилось в XX веке
внушительным успехом евреев в фундаментальных науках. Советская власть,
перекрывшая с начала 50-х годов доступ еврейской молодежи в вузы по спе-
циальностям - физика, химия и ряду других, совсем не знала историю ев-
рейского народа. Разумнее было бы использовать эту особенность евреев
для блага СССР.
К концу первого века в Иудее рождается книга Юдифь. Это агада (поэ-
ма), отражающая душу народа той эпохи, составленная неизвестным пламен-
ным патриотом. Книга содержит воспоминания о прошлых поражениях и пред-
чувствия будущих восстаний против ненавистных римлян. По привязанности к
Закону автор может считаться фарисеем. В то же время уверенность в том,
что Бог любит слабых и отчаявшихся, приближает автора к христианам.
Иудаизм этой поры состоит из двух полюсов. Первый - это Закон, второй
- это пророки, псалмы, поэтические книги, агады - грезы и волнующие на-
дежды. Ортодоксальные иудеи считали агадистов и христиан, которых они, в
сущности, не отличали от агадистов, людьми несерьезными, легкомысленно
относящимися к изучению Торы. В процессе диспутов, происходивших в
страстной, накаленной атмосфере синагог, у ортодоксальной части иу-
действа вырабатывается резкое неприятие христианства, доходящее до риту-
альных проклятий. Вводится обычай тройного проклятия назарян - привер-
женцев Иисуса в синагоге - утром, днем и вечером: "Предателям нет спасе-
ния! Злонамеренным гибель! Пусть сила гордости будет ослаблена, уничто-
жена, разбита, скоро, в наши дни! Слава, о Бессмертный, тем, кто поража-
ет твоих врагов и гордецов!" Слово "предатели" следует понимать в том
смысле, что иудео-христиане не участвовали вместе со всеми в войне про-
тив римлян. Конечно, это не последний случай, когда проклятия в храмах
будут произноситься в адрес раскольников и еретиков. Гнев правоверных -
святое дело!
Рождается потребность в точном каноне священных книг. Признанной ос-
новой считаются Тора, пророки и псалмы. Евреи становятся народом Книги.
Здесь они ищут средство застраховаться от распыления и обезличения, и
перед великой целью самосохранения должны были смолкнуть все сомнения и
споры относительно отдельных частей канона.
В правление императора Домициана в 81 - 96 гг. н. э. на римские общи-
ны евреев и христиан обрушиваются жестокие преследования, не затронув-
шие, по-видимому, их восточных собратьев. В 116 - 117 гг. н. э. при Тра-
яне евреи диаспоры поднимают ряд восстаний против римских правителей в
Киренаиках, Александрии и на о. Кипр. Эти восстания сразу принимают кро-
вавый межэтнический характер. Греческие и христианские историки - Дион
Кассий, Евсевий, Орозий, Аппиан рассказывают о зверствах, на этот раз,
евреев, убивших в Киренаиках 220000, а на Кипре 240000 язычников. В
Египте восстание иудеев приняло характер настоящей войны, грозившей
распространением на Палестину, Сирию и Месопотамию. Иудеи как бы пред-
чувствовали из пророчеств конец ненавистного языческого Рима.
Ученые Явнеи в это время стремились показать, что путь к душевному
равновесию лежит в точном соблюдении Закона, и не побуждали никого к мя-
тежу. Война с евреями продолжалась свыше года и закончилась почти пого-
ловным их истреблением в Месопотамии и Египте. Могущественная еврейская
община Александрии вместе с Великой синагогой, считавшейся чудом света,
перестали существовать.
Судьба, постигшая еврейский народ в его затяжном конфликте с Римом,
печальна и фатальна. Иудея, как римский протекторат, могла бы существо-
вать не хуже и не лучше других римских провинций и сохранить себя до на-
ших дней. И в других римских провинциях вспыхивали и подавлялись мятежи,
но все они сохранили территорию, государственность и население. Ни у од-
ного из подвластных Риму народов не было столь мало шансов на успех за-
воевать свободу военным путем, и нигде попытки вырвать ее не были столь
яростны и безоглядны. Историки второй Иудейской войны 132 - 135 гг. н.
э. объясняют ее развитие причинами, прежде всего, религиозного свойства.
Во-первых, это религиозное притеснение восточных сект Империи на ос-
новании принятых римских законов. Имевшие место в прошлом гонения на иу-
деев и христиан, которые в глазах римлян были неотличимы друг от друга,
происходили под влиянием каприза отдельных императоров - Калигулы, Неро-
на, Домициана. В правление Адриана некоторые ритуалы иудейского вероис-
поведания объявляются преступлениями. Например, запрещается и преследу-
ется столь важное в глазах евреев обрезание младенцев.
Во-вторых, разрушенный Иерусалим - это святое для иудеев место -
застраивается римлянами и переименовывается в Элию Капитолину. Из свя-
щенных камней Храма возводятся языческие храмы Юпитера Капитолийского,
Вакха, Сераписа, Астарты, Диоскуров. Близ Голгофы красуются статуи Вене-
ры и Юпитера. В глазах евреев это было святотатством и вызовом. Они не
хотели возвращаться в этот новый, оскверненный, языческий город.
И, в-третьих, мессианские надежды, которые всегда двигали евреев на
борьбу с римлянами, на этот раз персонифицировались в конкретную лич-
ность, вошедшую в историю как Бар-Кохба (арам. - сын звезды). Настоящее
имя этого человека неизвестно, так как умышленно скрывалось его сторон-
никами ввиду его мессианской роли. В Талмуде он назван Бен-Козиба, по
имени отца, а может быть, местности. Бар-Кохба объявил себя, возможно, в
подражание Иисусу, мессией и увлек на борьбу значительную часть населе-
ния Иудеи. Как всегда, за безумство храбрых, но ослепленных людей приш-
лось расплачиваться всему народу. Просвещенная часть иудеев и умеренные
фарисеи в движении Бар-Кохбы не участвовали, но и сдержать экстремистов
не сумели. Один из высших еврейских авторитетов того времени равви Аки-
ба, которого сравнивали с Моисеем и Ездрой, неожиданно признал мессиа-
низм Бар-Кохбы, вручив ему жезл командующего и поддержав стремя его ко-
ня. Таким образом, Бар-Кохба стал религиозным и военным руководителем
израильского народа.
Война была продолжительной и опустошительной. Она тянулась более двух
лет. Два опытных римских легата Тиней Руф и Публий Марцелл потерпели не-
удачу в этой партизанской войне на истребление. Лишь посланный императо-
ром Адрианом лучший военачальник Рима Секст Юлий Север сумел добиться
победы над мятежной Иудеей. В войне погиб и Бар-Кохба. В боях полегло
около 180000 евреев. Огромное количество людей умерло от голода и болез-
ней. Иудея превратилась в пустыню с бродящими по ней гиенами. Уцелевших
жителей продали на ярмарках. С равви Акиба римляне содрали кожу раска-
ленными крючьями. Он умер под пытками, крича: "Иегова наш Бог! Иегова
Бог единственный!"
Благоразумные расплатились за безумцев. По всей Империи началось го-
нение против иудаизма. Уцелевших иудеев и евреев диаспоры обложили тяже-
лыми податями и запретили обряды: обрезание, соблюдение субботы и празд-
ников. Запрещалось изучение Закона и его преподавание. Посвящение в иу-
даизм каралось смертью - казнили и раввина, и прозелита. Особенно жесто-
ко преследуются ученые, знатоки Закона. Быть евреем в это время являлось
преступлением на всей территории Сирии. Острый период гонений продолжал-
ся до смерти Адриана. Вера в дарованную Богом землю обетованную явля-
лась, как известно, одним из догматов Торы. Чтобы подсечь корень иудейс-
ких войн в будущем, был издан эдикт, изгоняющий евреев из Иерусалима и
его окрестностей под страхом смертной казни. Отныне евреи лишались воз-
можности даже глядеть на священные развалины. Впоследствии им было раз-
решено за плату один раз в год поплакать на руинах Храма и помазать мас-
лом камень, означающий то место, где, по преданию, была Святая Святых.
Уцелевшие ученые, знатоки Торы решают теперь вопросы такого рода: ка-
кие предписания Закона позволительно нарушить, а ради каких претерпеть
мученичество. Соглашаются с тем, что в период гонений можно отказаться
от всех нормативов Закона, кроме запрета идолопоклонства, прелюбодеяния
и убийств. При необходимости выбора между соблюдением Закона и сохране-
нием своей жизни, человек должен выбрать жизнь. В то же время соглаша-
лись с тем, что должно идти на смерть скорее, чем нарушить предписание
Закона публично. Все шумные ритуалы и богослужения отменяются - иудаизм,
как и христианство, уходит в катакомбы. Обязанность преподавания Закона
признается первенствующей над всеми другими.
Многочисленные еврейские мученики были лишены того, что было основным
у христиан - веры в будущую жизнь. Во всяком случае, мученик-еврей был
лишен ясности в этом важном вопросе. Идея о бессмертии постепенно внед-
рялась в религиозное сознание Израиля в процессе гонений этого периода.
А ведь эта идея ввиду массового мученичества становилась своего рода не-
обходимостью. Как можно было утверждать, что многочисленные строгие ис-
полнители Закона свою награду здесь на земле уже получили? Или Бог несп-
раведлив, или мученики - не святые, а преступники! Некоторые мученики
соглашались скорее объявить себя грешниками, чем усомниться в справедли-
вости Бога. Но таких было не много, во всяком случае, это не носило мас-
сового характера.
Идея загробного воздаяния святым в этот период прошла несколько фаз.
Сначала предполагалось, что мученики за веру получат тысячелетнее
царствие. Затем, что они вознаградятся духовным вознесением на небо. Да-
лее, вера в правосудие Божие принимала формы, близкие к христианскому
раю. Однако это последнее нигде не возводилось в догмат, так как в Торе
отсутствуют даже намеки на него.
Так закончилась последняя попытка древних иудеев сохранить свою госу-
дарственность. Отныне и вплоть до 1948 г. евреи станут кочующей нацией,
изгоняемой и преследуемой всеми, нацией с историей беспросветно пе-
чальной и разительно несхожей с историей других народов. Имеется ли в
прошлом евреев некая роковая вина, породившая чудовищную вереницу их му-
чений? Спектр мнений здесь широк, хотя, надо признать, что многие антич-
ные, христианские и современные историки выносят обвинительный вердикт
евреям, считая их нетерпимыми, фанатичными и тем заслуживающими свою
участь. Не будем столь категоричны. Едва ли это так. Старая, мудрая Клио
не отказывает в сочувствии побежденным, даже если они жили и воевали
иначе, чем представляется теоретикам в уединенной тиши академических
библиотек.