Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
Александр Кац
Евреи. Христианство. Россия.


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Главная »
Содержание »

Евангелие от Марка

Первое греческое Евангелие было составлено Иоанном-Марком, родствен- ником Варнавы, учеником и переводчиком Апостола Петра. Марк лично знал учеников Иисуса и, возможно, был свидетелем его ареста в Гефсимании (Мк. 14: 51 - 52). В доме матери Марка Марии останавливался Иисус с ученика- ми, и там же состоялась Тайная Вечеря. В этом же доме желанным гостем был Петр (Деян. 12: 12). В правление Нерона Петр и Марк встречаются в Риме, где в то время существовала многочисленная еврейская община. Здесь начинается совместная деятельность Петра, владеющего, по-видимому, лишь арамейским языком, и Марка, его переводчика на греческий и латинский. Папий и Св. Ириней считают, что Евангелие было написано уже после смерти Петра, по воспоминаниям Марка о слышанном от Апостола. В Евангелии со- держится предсказание Иисуса о разрушении Храма: "все это будет разруше- но, так что не останется здесь камня на камне" (Мк. 13: 2). Это позволя- ет датировать Евангелие от Марка приблизительно 70 - 75 гг. н. э. Евангелие было написано в Риме для прозелитов языческого происхожде- ния, а не для христиан-евреев, так как, говоря об обычаях и обрядах иу- деев, автор объясняет их смысл, что было бы излишним для евреев-христиан (Мк. 7: 2 - 4). Встречающиеся в тексте арамейские выражения переведены на греческий язык. Латинизмы у Марка встречаются чаще, чем в каком-либо другом писании Нового Завета. Ссылки на библейские тексты делаются по переводу Семидесяти Толковников (Септуагинта). В Евангелии от Марка со- держится лишь одна точная цитата из Ветхого Завета (Мк. 1: 2 - 3), а слово "Закон" не произносится вообще. Отголоски полемики в Пелле между евреями-христианами и правоверными иудеями, придавшие слову "фарисей" смысл врагов Иисуса, в Евангелии от Марка чувствуются остро и непримиримо. Оно по сути своей враждебно фари- сейству и еврейской теократии (Мк. 2: 16, 3: 6, 7: 1 - 23, 8: 11 - 21, 12: 12 - 17). Эта направленность перейдет на другие Евангелия и приобре- тет расширительный смысл. Врагами Иисуса станут не только первосвященни- ки, старейшины, возбуждавшие народ (Мк. 15: 11), но и иудеи, вообще, как нация. Первое греческое Евангелие делает крутой поворот в сторону от иудаиз- ма и означает отрыв от иудаисткого ствола новой ветви религии. Святой Марк и другие составители этой маленькой, объемом в 30 страниц, книги, послужившей ядром следующих Евангелий, были евреями-эллинистами, воспи- танными диаспорой, смотревшими на мир совсем иными глазами, нежели их братья в Пелле. Живя вдалеке от центра иудаизма, постоянно общаясь с язычниками, они не только оказались равнодушными к запретам своей рели- гии в отношении язычников, но и открыли им доступ в лоно христианства. В этом величие духа и историческая заслуга евреев-христиан и Марка как составителя первого греческого Евангелия. Как литературное произведение, Евангелие от Марка обладает большой ясностью, определенностью деталей и жизненностью по сравнению с последу- ющими рассказами о Христе. Несмотря на некоторую сухость языка, свойственную, очевидно, Петру, образ Иисуса, живущего и действующего в Евангелии от Марка, оставляет сильное впечатление. Следует заметить, что рассказы Петра не вносили никакой ясности в би- ографию и происхождение Иисуса. Это всегда удивляло читателей Евангелия. Почему первый призванный Иисусом ученик Симон-Петр не знал или не счел нужным сообщить о существовании важных для христиан этапов жизни своего обожаемого Учителя? Потребность знаний об этом порождала массу рассказов и преданий, хранившихся в каждой отдельной общине евреев-христиан. Два Евангелия - от Матфея и от Луки - восполнили некоторые биографические пробелы и, сохранив основную часть изречений - логий Иисуса, придали Его истории новые эпизоды, оттенки и краски, а самому произведению - цельность и большую литературность. Первые три греческих Евангелия - от Марка, от Матфея и от Луки - из-за сходства изречений и повествова- тельных частей называют синоптическими - от греческого слова синопсис (обозрение).



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz