Главная »
Содержание »
Евангелие от Иоанна
Четвертое каноническое Евангелие написано в 95 - 100 гг. н. э. в Эфе-
се, ставшем после разрушения Иерусалима одной из восточных столиц хрис-
тианства. Традиция приписывает авторство "ученику... которого любил" Ии-
сус (Ин. 19: 26) - Апостолу Иоанну Заведееву, брату Апостола Иакова.
Вместе с двумя ближайшими к Иисусу Апостолами Иоанн присутствовал при
величайших событиях земной жизни Учителя - воскрешении дочери Иаира,
Преображении, душевном томлении в Гефсимании. Иоанн "возлежал у груди
Иисуса" (Ин. 13: 23) во время Тайной Вечери, присутствовал вместе с Пет-
ром при первой стадии суда над Христом во дворе первосвященника, когда
все другие Апостолы в страхе разбежались, находился у креста распятого
Спасителя и принял от него поручение заботиться о Его Матери (Ин. 19:
26). Согласно преданию, Иоанн претерпел мученичество в Риме во времена
Нерона, был сослан на полупустынный остров Патмос, где написал "Открове-
ние", или "Апокалипсис", и, будучи освобожденным, поселился в Эфесе, где
прожил до глубокой старости, окруженный уважением всех церквей Азии. Его
почтенный возраст и загадочные слова Иисуса, сказанные Петру (Ин. 21:
22), еще позволяли всем надеяться на близость Царства Божия. Легенда об
Иоанне рождалась при его жизни в кругу его учеников в Эфесе.
Евангелие от Иоанна по своему духу существенно отличается от трех
греческих Евангелий, с которыми Иоанн был несомненно знаком. Совпадение
текстов имеет место лишь в 10 % общего объема книги. Евангелие написано
для евреев диаспоры с использованием текстов Ветхого Завета, взятых не
из Септуагинты, а из древнееврейского подлинника. Многие иудаистские
формулировки приводятся в подлинном арамейском звучании. Автор хорошо
знаком с бытом иудеев, топографией Иерусалимского храма, характерами
Апостолов. Христианские историки 2 - 3 веков - Папий, епископ Гиераполи-
са, Климент Александрийский и Ориген считали, что четвертое Евангелие
написано очевидцем и потому имеет историческую ценность.
Эфес - родина Гераклита, создателя диалектики и учения о "логосе" -
разумной, вечной и суверенной основе всех вещей, душе мира. Понятие "ло-
госа" - Божественного Разума - от Гераклита перешло к великим философам
Греции - Платону, Аристотелю, а позднее к стоикам, к еврейскому философу
Филону Александрийскому и другим мыслителям древности. В Эфесе, Алек-
сандрии и Антиохии - центрах эллинской культуры и еврейской диаспоры -
сталкивались различные направления мысли, которые, каждое порознь, стре-
мились подчинить человека своему влиянию. В этот начальный период ста-
новления христианства рождается множество сект, отражающих свое понима-
ние божественности Христа. Позднее, в 4 - 5 веках в период Великих Собо-
ров и утверждения ортодоксии многие секты будут объявлены еретическими.
Возможно, что стареющий галилейский рыбак Иоанн воспринял греческую
идею "логоса" самостоятельно. Возможно, она была подсказана ему ученика-
ми, более осведомленными по части всяких новшеств. Это навсегда останет-
ся тайной маленького интимного кружка учеников Иоанна, внемлющего расс-
казам очевидца Великой Драмы.Во всяком случае, четвертое Евангелие -
первая христианская книга, утверждающая, что "В начале было Слово, и
Слово было у Бога, и Слово было Бог. ...Все чрез Него начало быть, и без
Него ничто не начало быть..." (Ин. 1: 1, 3). Божественное Слово, Дух -
одна из ипостасей Бога и основа будущего триединства Отца, Сына и Свята-
го Духа. Здесь фундамент христианской теологии. В Евангелии от Иоанна
"логос"-"Слово" отождествляется с Иисусом как воплощением Бога и однов-
ременно Сыном Божиим. Поэтому в Евангелии опущено столь важное телес-
но-материальное событие, как рождение Иисуса, а также Его крещение, сни-
мающее у простых смертных первородный грех. За свое учение о Боге-Слове
Иоанн получил почетное имя Богослова. Самыми знаменитыми из его учеников
были Папий и св. Поликарп.
Евангелие от Иоанна идеологически противостоит доктрине первого круп-
ного еретика христианства Керинфа, развивавшего взгляды христиан-евиони-
тов. Керинф - александрийский еврей, проповедовал в Эфесе историю Иисуса
как обыкновенного человека, праведного и мудрого, сделавшегося Месси-
ей-Христом лишь после крещения. Назначение Иисуса заключалось в пропове-
ди Божией путем притч и чудесных исцелений. Однако Христос до начала
Страстей отделился от Иисуса-человека, который и был распят на кресте, а
затем воскрес. В других проповедях Керинф утверждал, что воскресение Ии-
суса произойдет в день Суда вместе со всеми людьми. Эти двойственные
взгляды на природу Иисуса во втором веке развивали гностики и знаменитый
богослов Маркион из Синопа. Через шесть веков к ним присоединился осно-
воположник ислама Мухаммед, отрицавший, что пророк Иса умер на Голгофе,
ибо вместо него был распят кто-то другой. Четвертое Евангелие было отве-
том Керинфу Иоанна, его учеников и людей, знавших и любивших Иисуса ре-
бенком, мужем во служении людям, мучеником. Для них Иисус был божествен-
ным всегда, на всех этапах жизни и после кончины. Они признавали Его це-
ликом, без искусственного метафизического расчленения на компоненты.
После вполне космологического начала автор Евангелия рисует образ Ии-
суса лишенным тех обычных человеческих черт, которые любят христиане по
Евангелиям синоптиков. Иисус Иоанна дистанцирован от людей, он не с ни-
ми, а над ними изначально и до конца драмы. Его изречения императивны, а
чудеса таинственны. Роль Петра уравновешена ролью Иоанна, который предан
учителю более всех и которому поручена забота о Богоматери. Как всегда
бывает в литературе, идеологическая нагрузка здесь потеснила очарование
художественного вымысла.