Главная »
Содержание »
Евангелие от Фомы
Изречения Иисуса в канонических Евангелиях хотя и имели форму притч,
многие из которых благодаря аллегоричности нуждались в последующих раз-
мышлениях, однако, в целом не содержали ничего недоступного уму простых
израильтян. Повторяемость изречений во всех четырех книгах предполагала
существование каких-то или какого-то сборника "логий", которым пользова-
лись евангелисты. Этот сборник "логий" был предсказан и почти вычислен
немецкой школой библеистов еще в XIX веке. И хотя розыски сборника не
приводили к результату, уверенность в его существовании считалась оправ-
данной.
Но вот, наконец, в 1945 г. в египетском селении Наг-Хаммади были най-
дены папирусы III века на коптском языке (от арабского "гупт" или
"купт", аллитерация греческого "Аи - гуптос" - Египет), содержащие за-
ветные слова Христа. Изречения Иисуса были собраны Апостолом Фомой. На
коптский язык, очевидно, был переведен греческий текст, в свою очередь
переведенный с арамейского.
Евангелие от Фомы не содержит никаких жизнеописаний Иисуса. Оно сос-
тоит из одних лишь Его высказываний. Начинается Евангелие так: "Это тай-
ные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома.
И Он сказал: "Тот, кто обретет толкование этих слов, не вкусит смерти".
Большинство изречений начинается словами: "Учитель сказал..." или "Иисус
сказал...". Видимо, эти тексты и являются искомым сборником "логий",
продиктованных Спасителем, которым пользовались авторы еврейского и ка-
нонических Евангелий. В целом эти изречения уже знакомы читателям. Но
существует одно из них, возникающее в диалоге Апостолов с Христом о роли
Марии Магдалины и представляющее особый интерес. "Для чего среди нас Ма-
рия?" - спрашивают Апостолы. Иисус сказал: "Когда вы сделаете женское
как мужское, внутреннюю сторону как внешнюю, и внешнюю сторону как внут-
реннюю, и верхнюю сторону как нижнюю, многое как одно и одно как многое,
тогда вы войдете в Царствие". Глубокий космический и религиозный смысл
формулы Христа человечество поймет в следующем тысячелетии. Слишком мно-
го условностей земной жизни нам нужно отбросить для этого. И дело здесь
не в привычной космонавтам физической невесомости, когда верх и низ не-
различимы. Здесь имеется в виду некая психологическая, духовная невесо-
мость и конвертируемость, позволяющая увидеть в себе бесконечный Космос
и узнать себя в бесконечном Космосе, т. е. сделать внутреннее как внеш-
нее, а внешнее как внутреннее. Или, может быть, это, по Циолковскому,
некое лучистое состояние высокого уровня, позволяющее все знать и ничего
не желать, при котором человечество станет бессмертным во времени и бес-
конечным в пространстве? При этом любовь, открытая Иисусом, выносится за
границы пола, ибо в Царствии Небесном "не женятся, не разводятся", а все
земные страсти превращены в гармонию света и духа. Как обрести толкова-
ние этих слов и не вкусить смерти? Кто эти избранные?
Двадцать веков назад гений еврейского народа поставил кардинальные
вопросы перед всеми людьми и всеми народами. Ответы на них даны в Еван-
гелиях. Как донести их до сердца каждого? Эта главная задача церкви,
следует признать, не была выполнена. Однако то что сделано, заслуживает
уважения и развития. Ибо за эти скромные результаты заплачено дорогой
ценой, и без них жизнь на земле была бы цепью духовных катастроф и бесп-
росветным адом.
Заканчивая краткий обзор Евангелий, естественно поставить вопрос: по-
чему Иисус сам не облек в письменную форму свое учение, а доверил это
менее подготовленным к тому ученикам и ученикам учеников? При такой рет-
рансляции идей всегда неизбежны ошибки и искажения. Чья рука держала пе-
ро, из-под которого вышли тексты: "Не думайте, что Я пришел принести мир
на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10: 34); "Огонь пришел
Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Лк. 12:
49); "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но
разделение" (Лк. 12: 51). Человеческое сознание авторов Евангелий здесь
исказило и омрачило идеи, снизило идеал Христа и приписало Ему слова,
которые Спаситель не мог произнести. В словах, приписываемых Иисусу, ис-
тинно все, что соответствует духу любви, и ошибочно то, что проникнуто
угрозой. Несколько коротких фраз об огне и мече, якобы сказанных Хрис-
том, заставили великого английского философа и сторонника ненасилия
Бертрана Рассела отказаться от христианства.
Христос не оставил письменного учения, потому что учением была вся
Его жизнь. Учением было Его рождение в тихую вифлеемскую ночь, Его жизнь
в нищете и любви к людям, Его странствия по дорогам Галилеи, Его беседы
и исцеления бедных, Его мученичество и воскресение. Об этом и следует
помнить каждому, читающему Новый Завет.