Главная »
Содержание »
ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Христос не мог появиться в языческой стране, например, в Риме, Иране
или Египте. Ареной его жизни могла быть страна, народ и культура которой
были бы хоть в какой-то мере подготовлены для этого. Необходимым услови-
ем возникновения христианства являлось единобожие, длительно и стабильно
исповедуемое целым народом, а не отдельными личностями. Иначе отсутство-
вала бы психологическая почва для откровений Иисуса. В притче о сеятеле
говорится о том, что такая почва в Иудее была разной, и зерна падали то
на дорогу, где их склевывали птицы, то на каменистые места, то в тернии,
а иногда и на добрую землю. На доброй же земле зерно плодоносило "одно
во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать" (Мф. 13:8). То,
что зерно было брошено в Иудее и сохранено - есть историческая заслуга
еврейства. Зерно разраслось в учение, которое ставило своей целью разви-
тие в человеке способности к духовному совершенствованию и возведение
человека на ступень богочеловечества, преодоление среди людей закона
возмездия, насилия, превращение общества в братство людей и преодоление
закона смерти.
Первыми распространителями учения Христа были евреи. Первыми мучени-
ками христианства были евреи. Как случилось, что к концу II века религи-
озный и фактически внутренний национальный раскол среди иудеев превра-
тился в конфликт двух религий, на тысячелетия разведший своих последова-
телей по разные стороны баррикад? Могли ли в прошлом и, главное, смогут
ли в будущем христиане и иудеи относиться друг к другу терпимее, без ан-
тагонизма? Прежде, чем ответить на столь сложный вопрос, необходимо
проследить истоки антагонизма с учетом становления и организации церкви,
философии и законодательства того времени и личностей, сыгравших важную
роль в истории религии.