Главная »
Содержание »
Иудеи против христиан
Ну, а что же правоверные евреи? Какой вклад внесли они в противостоя-
ние иудаизма и христианства? До сих пор здесь рассматривались антииуда-
истские взгляды, привнесенные в христианство греками-гностиками, а также
евреями-перебежчиками, занявшими крайние позиции. В чем суть антихристи-
анства, утверждаемого правоверными иудеями? Многие христианские богосло-
вы были убеждены в том, что единственным настоящим и сильным врагом
христианства является иудаизм. Не ислам и не язычество, а иудаизм, т. к.
иудаизм отрицает основу христианства - веру в Христа Богочеловека. Отри-
цание Иисуса как Богочеловека рождало и рождает среди истово верующих
христиан враждебное отношение к евреям-ортодоксам и евреям вообще и яв-
ляется краеугольным камнем религиозного антисемитизма.
После первой иудейской войны евреи-ортодоксы прокляли как предателей
тройным проклятием евреев-христиан (назарян) за их неучастие в войне.
Это проклятие вошло в молитвы иудеев и произносилось в синагогах утром,
днем и вечером. Евреев-христиан обвиняли в отступничестве и подвергали
преследованиям в тех местах, где сохранилась власть иудеев-ортодоксов.
Мотивы преследования были смешанными - политическими и религиозными. Св.
Иустин, обращаясь к римлянам писал: "Они обращаются с нами, как с врага-
ми, как будто между нами война, убивают, мучают нас, когда могут, так
же, как и вы сами делаете" (127). Женщин-евреек, желающих обратиться в
христианство, побивают каменьями. Положение общин иудео-христаин - наза-
рян и евионитов - было особенно незавидно. С одной стороны их преследо-
вали евреи-ортодоксы, с другой - язычники всех толков. Они остались чу-
жими по отношению к церквам Апостола Павла и даже были признаны ими
впоследствии еретиками.
Жители Назарета Галилейского, а за ними и жители Иудеи не признавали
божественного происхождения Иисуса. Отсюда его горькие слова: "не бывает
пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме
своем" (Мк. 6: 4). Во II веке до н. э. задолго до рождения Иисуса в Иу-
дее произошла романтическая история, которая в другой стране, не в Иу-
дее, посчиталась бы банальной и интересной лишь поэтам. Однако в стране,
живущей по законам Торы, история любви дочери иудейского священика, ко-
торую звали Мариам бат-Бильга, к солдату селевкидской армии, нееврею,
имела резонанс просто неслыханный, так как девушка, чтобы выйти замуж за
своего героя, отреклась от веры предков. Во II веке новой эры эта давняя
история неожиданно вспомнилась при обсуждении происхождения Иисуса в на-
каленной атмосфере синагог в форме, оскорбительной для его семьи. Обста-
новка ожесточенных споров делала такую сплетню практически неизбежной.
Беспощадный к христианству Цельс не преминул вставить сплетню о внебрач-
ном рождении Иисуса в свое "Правдивое слово", датируемое 177-178 гг.
(187). Намеки на эту историю, правда мало вразумительные, имеются в виде
приписки в оксфордской рукописи талмудического трактата Sanhedrin (Санг.
65б).
Талмуд, как расширенное устное толкование библейских законоположений,
складывался в течение нескольких веков - от IV века до н. э. до IV века
н. э. Ученые книжники, прежде всего фарисеи, стремились толкованием Торы
соорудить ограду вокруг Закона для утверждения еврейской обособленности
и детализации обрядов. Первое редактирование устных положений было вы-
полнено в 210 г. н. э. Иегудой-га-Наси и получило название Мишны, что
означает приблизительно "изустные поучения", "воспроизведение знаемого
наизусть". Вскоре Мишна сама стала предметом толкований со стороны амо-
раев (евр. - разъяснителей), составивших сборник толкований Мишны, назы-
ваемый Гемарой. Мишна и Гемара в совокупности и составляют Талмуд. Пос-
кольку толкование Закона происходило одновременно в Вавилоне и Иерусали-
ме, то различают два Талмуда - палестинский (Талмуд Иерушалим) и вави-
лонский (Талмуд Бавли). Любое издание Талмуда, согласно обычаю, должно
содержать 5894 страницы. Как видно из объема, Талмуд есть воистину гран-
диозное произведение, включающее с литературной обработкой и детализаци-
ей полный кодекс религиозных, гражданских, уголовных и этических норм.
Здесь не место для обсуждения Талмуда в целом, поэтому отметим лишь не-
которые интересующие нас аспекты.
Талмуд проповедует бедность как добродетель. "Турний Руфий спросил
однажды равви Акибу: "Если Бог ваш любит бедных, то почему Он не достав-
ляет им пропитание?" Равви Акиба ответил: "Это для того, чтобы богачи
милостыней спаслись от адских мук" (Баба Батра, 10а). "Равви Иошуа гово-
рил: "Бедный, принимая подаяние, оказывает своему благодетелю большую
услугу, чем последний оказывает бедному" (Вайнкра рабба, 34). Несмотря
на такое отношение к бедности, иудаизм, как и выросшие из него христи-
анство и ислам, плохо подавлял общечеловеческий порок стяжательства. Ев-
реи раньше других народов научились тонкому искусству обращения с
деньгами и впервые прославились как банкиры и коммерсанты в Испании при
вестготтах. И дело здесь даже не в особых талантах еврейских банкиров, а
в неумении варваров вести хозяйственные дела страны, в презрении церкви
и аристократии к науке о деньгах, в непонимании значения ссудного про-
цента. В VIII - IX веках еврейские банкиры вели сделки и даже оказывали
влияние на политику поздней династии Тан в Китае, Каролингов во Франции,
Оттонов в Германии, Аббасидов в Персии, правителей Хазарии (81).
Богатство банкиров - всегда тайна за семью печатями, окутанная слуха-
ми и легендами, порождающими новые слухи и легенды, попадающие в конце
концов в литературу и научные трактаты. Еврейские ростовщики типа Гобсе-
ка стали дежурными персонажами классической литературы. Попытка марксис-
тов, в общем справедливая, применить классовый подход и отделить бедных
от богатых в случае еврейского этноса успеха не принесла, как, впрочем,
и пропаганда бедности в Талмуде. Штамп в сознании о том, что все евреи
умные, коварные и жестокие ростовщики, сопровождал их веками, порождая
экономический антисемитизм.
Отношение Талмуда к христианам-назарянам, которых называли минимами
или минами, т. е. еретиками, было резко враждебным. К христианам церк-
вей, созданных Павлом, это, по-видимому, прямого отношения не имело, т.
к. авторы текстов об их существовании скорее всего не догадывались. Вот
примеры. "Для того Адам создан один... чтобы мины не говорили: "много
властей на небе" (Мишна,Санг. IV, 5). "Человек создан последним. А для
чего он создан последним? Чтобы мины не говорили, будто он был соучаст-
ником Его (Бога) в творении" (Тосефта, Санг.VIII). "Мясо, находившееся в
руках язычника, разрешено к пользованию, в руках мина - запрещено...
Убоина минов - идоложертвенное, их хлеб - хлеб самаритянина, их вино -
вино возлияния, от их урожая не берется десятина, их книги - колдовские
книги, их дети - незаконнорожденные. Им не продают и у них не берут, не
берут у них жен и не дают им, их детей не обучают ремеслу, у них не ле-
чатся..." (Тосефта, Хул. II, 20 - 21). Полный остракизм. Против минов
составлялись молитвы.
"Сказал равви Гамалиил мудрецам: "Есть ли человек, кто сумел бы сос-
тавить молитву против минов?" Встал Самуиил Малый и составил ее. В сле-
дующем году он ее забыл; он смотрел два и три часа, но никто его не
отозвал (с амвона). Почему же его не отозвали? Ведь равви Иегуда от име-
ни равви сказал: "Ошибся в любой молитве - его не отзывают; ошибся в мо-
литве против минов - отзывают: есть опасение, может быть, он сам мин?"
Самуиил Малый - другое дело; ведь он сам ее составил, и надеялись, что
он вспомнит" (Берахот, 28б - 28а).
Ряд текстов Талмуда содержит очень краткую информацию о суде над Ии-
сусом, обвиненным в подстрекательстве народа, в ереси и чародействе (То-
сефта, Санг. XII, Санг. 67а). Вот отрывок о сцене казни, имеющийся в
древних рукописях, но изъятый из позднейших изданий. "Накануне Пасхи по-
весили Иисуса. И за 40 дней был объявлен клич, что его должны побить
камнями за то, что он занимался колдовством: кто может сказать что-либо
в его защиту, пусть придет и скажет. Но не нашли ничего в его защиту, и
его повесили накануне Пасхи". Сказал Ула: "Допустим, он был бы бунтовщи-
ком, тогда можно искать (поводов для) защиты; но ведь он подстрекатель
(к ереси), а Тора говорит: "Не жалей и не покрывай его". Иисус другое
дело; он был близок к царскому двору" (Санг. 43а).
Евреев-ортодоксов всегда раздражали рассказы о бестелесном рождении
мнимого, по их мнению, Мессии. Поэтому ряд текстов Талмуда содержит на-
меки на сплетни, о которых говорилось выше. Очевидно, что руководители
ортодоксального иудейства, в том числе равви Гамалиил-младший, были
весьма встревожены религиозным расколом и вели с ним активную идеологи-
ческую борьбу. Содержание и тон молитв (см. разд. 4), предающих анафеме
раскольников, говорят сами за себя. Немолитвенные тексты Талмуда, посвя-
щенные минам, также враждебны. Цель этих усилий понятна - они должны бы-
ли в конкретных исторических условиях катастрофы предохранить ядро ев-
рейской нации от углубления раскола и распыления генофонда. Ничего по-
добного мы не видим в христианских текстах той поры, ставших Новым Заве-
том. Нетерпимость в христианстве появится позднее, и лишь после того,
как оно станет государственной религией.
Таким образом, в то время, когда евреи-христиане писали Евангелия,
евреи-ортодоксы составляли Мишну - свое подобие Нового Завета, заглушив-
шее коментариями и казуистикой голос законодателя. Отметим историческую
уникальность происшедшего - одновременное появление в недрах одного на-
рода столь противоположных по духу произведений. Талмуд потребовал зап-
рета на чтение иностранных книг (Санг. 90а), отказа от греческой школы,
как источника классической культуры, погружения в изучение Закона. Это
на много веков изолировало евреев от главного русла цивилизации, лишило
их радости наслаждаться изобразительным искусством. В то же время иуда-
изм исключил из своей среды богословские споры. После религиозного рас-
кола отлучения стали крайне редкими и случались, в основном, из-за
действий, а не мнений. Основой религиозного общения было исполнение об-
рядов, а не догм. Блуждающий суперэтнос, как называл евреев Л. Н. Гуми-
лев, не нуждался для исполнения своего культа в храмах и священниках, а
потому пользовался несравненной свободой. Считалось достаточным сохра-
нять верность племени и соблюдать Закон. Внешний ригоризм сочетался с
философской независимостью. При этом выдающиеся оракулы синагоги Мен-
дельсон, Маймонид были чистыми рационалистами. С появлением Талмуда две-
ри синагог закрываются для новообращенных. Их считают потенциальными из-
менниками, вступающими в иудаизм с целью перейти затем в христианство.
Они - проказа Израиля. Им можно доверять лишь в двадцать четвертом поко-
лении. Обрядность связывает единоверцев, но обрекает их на замкнутую
жизнь в добровольном гетто. Наступает время, когда насмешки Иисуса над
обрядностью фарисеев становятся оправданными. Резко возрастают суеверия.
Могучий еврейский ум искусственно сжимается на века в кольце бесплодных
рассуждений. Еврейские законодатели убеждены, что изучение Талмуда заме-
няет всякое другое знание, так как в Талмуде заключена полная умственная
культура. То, что двадцатый век выплеснул свыше двух десятков евреев -
Нобелевских лауреатов, получивших в детстве еврейское воспитание, это не
заслуга Талмуда. Это случилось вопреки Талмуду и доказывает силу
нравственной природы евреев, выдержавших талмудический гнет.
Враждебное отношение к минам (минимам), т. е. к евреям-христианам,
вытекающее из обстоятельств жизни Палестины I века и закрепленное в Тал-
муде, превратилось в сознании евреев-ортодоксов в доминантную установку.
После прекращения в Римской Империи гонений на иудеев, они вместе с
язычниками участвуют в преследовании христиан. Об этом пишут многие ис-
торики христианства, в том числе Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палес-
тинской, в своей "Церковной Истории". В средние века еврейские купцы не
брезговали работорговлей, перепродавая рабов-христиан бусурманам. И, хо-
тя работорговля тогда была обычным делом, которым баловались и христиа-
не, и мусульмане, и евреи, случаи продажи евреями христиан в мусульманс-
кое рабство остались зафиксированными на скрижалях истории и в сознании
христианского суперэтноса.