Главная »
Содержание »
Победа христианства
Итак, постепенно к концу II века религиозный раскол, происшедший в
недрах еврейского народа, вследствие причин, изложенных выше, превратил-
ся в устойчивую вражду между иудаизмом и христианством. Евреи-христиане
были поглощены в христианстве разноплеменными язычниками. Тезис о
братстве людей во Христе затушевывал национальную принадлежность верую-
щих. В глазах первобытных христиан национальная принадлежность не была
определяющим человека признаком. Поэтому евреи-христиане должны были
раствориться в христианстве. С христианством произошло то, что всегда
происходит с религиозными и политическими движениями. Творцы и основате-
ли движений поглощаются и отстраняются от руководства преемниками, заяв-
ляющими творцам: "А вы здесь при чем?" Так произошло в исламе, когда
сподвижники и родные Магомета попытались подчинить себе совершенную ими
революцию и были за это истреблены. Так случилось с последователями
Франциска Ассизского, которые спустя поколение были объявлены еретиками
и сожжены на кострах. Так произошло во Французской революции, когда пос-
ледующая волна фанатиков уничтожала предыдущую. По этому же закону раз-
вивалась Русская революция 1917 года. Сначала большевики истребили
меньшевиков и эсеров, своих союзников по революции, затем сталинская
группировка уничтожила "верных ленинцев", сотворивших эру коммунизма.
При этом ненависть, возникающая между близкими по духу движениями, ока-
зывается наиболее яростной и беспощадной.
В борьбе иудаизма и христианства победило христианство. Оно стало ми-
ровой религией, объединяющей множество этносов. Начав с реформации иуда-
изма, христианство приобрело признаки наиболее привлекательные в глазах
огромных масс людей. Что это за признаки?
Во-первых, это учение о будущей жизни. Древнееврейские пророки выдви-
гали идею о воскрешении тела. Идея о воскрешении духа была ими заимство-
вана, по-видимому, у греков-орфиков и затем усилена христианами.
Во-вторых, это чистая и строгая нравственность христиан. Они непоко-
лебимо верили, что добродетель будет вознаграждена на небе, а грех пока-
ран в аду. Плиний Старший, в обязанность которого входило преследование
христиан, свидетельствовал о их высокой нравственности. Христианская
этика о взаимоотношении полов являлась редким исключением в эпоху антич-
ности. Все руководители церкви той эпохи были людьми высоких нравствен-
ных убеждений.
В-третьих, это заимствованное из иудейской религии непоколебимое
убеждение христиан, что грешники окажутся в аду. Это убеждение было и в
иудаизме, но христиане очистили его от духа обособленности и неуживчи-
вости евреев. Они твердо верили и пропагандировали, что всех язычников
после смерти ждут муки. Такой угрозы в других религиях не существовало.
В культе Великой Матери был сходный с крещением обряд тавроболия. Но при
этом не проповедовалось, что те, кто не исполнит его, обязательно попа-
дут в ад.
В-четвертых, это способность творить чудеса, а также единство и дис-
циплина христианских общин.
При императоре Константине Великом христиане составили большинство в
армии и христианство было объявлено государственной религией. С этого
времени сторонники христианской ортодоксии начинают борьбу с многочис-
ленными ересями. Заметим, что эта борьба не была бескорыстной, т. к. по-
бедители зачастую получали имущество побежденных еретиков. На этом исто-
рия христианства завершает свой первый виток. Началом витка было распя-
тие Иисуса - еретика и реформатора иудаизма.