Главная »
Содержание »
В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
Появление евреев в Государстве Российском произошло в связи с присое-
динением к России Малороссии, Белоруссии, Польши, Крыма, Литвы и Молда-
вии, где они проживали компактными общинами с X - XIII веков. В Киевской
Руси существовали общины славяноязычных евреев, так называемых кенааним,
которые в XVI-XVII веках были ассимилированы говорящими на идиш еврея-
ми-ашкенази. В Великороссии евреев практически не было до конца XIX в.
по причинам законодательного характера. Информация о жизни евреев в ука-
занных регионах и о их влиянии на жизнь коренного населения скудна и не-
достоверна. В конце XVI в. происходит польская колонизация бескрайних
степей Дона и Правобережья Днепра, так называемого Дикого поля, являюще-
гося также постоянным объектом набегов крымских татар. Целью набегов яв-
лялся захват рабов, живого товара - основного источника благосостояния
крымчан. В этот же период в Диком поле появляются казаки, образуя свое-
образное братство солдат-разбойников. Расцвет братства, или Кравчины,
приходится на 1600 - 1770 гг. Более или менее постоянная территория
братства простиралась от днепровских порогов до Буга и Днестра.
"Польские хроники той эпохи видят... в этом космополитическом сброде
преступников, вынужденных благодаря превратностям своей бурной жизни ос-
тавить свое отечество и спасаться в степь, чтобы жить там разбоем. Вся-
кий, представляющий для них хорошую добычу, являлся их врагом, но так
как между ними большинство были христиане, они нападали преимущественно
на турок и татар" (35, с. 177). Помимо разбоя, бывшего, по-видимому, лю-
бимым промыслом, казаки занимались также и честным трудом - охотой, рыб-
ной ловлей и земледелием.
Присоединение степных регионов к Литве, а затем к Польше в XV - XVI
вв. привело к внедрению феодальных порядков на некогда свободных землях
с жесткой системой эксплуатации крестьян. Например, в 1620 г. в волынс-
ких имениях князя Острожского, помимо натурных повинностей, крестьяне
обязаны были от трех до пяти дней в неделю работать на своего ясно-
вельможного господина. Количество оброков и податей со временем увеличи-
лось и скоро было доведено до чудовищных размеров. Работать на своем по-
ле крестьянину оставалось лишь урывками. Подручными "панив-ляхив", пред-
почитавших "бенкетуваты" вместо того, чтобы самим возиться с "хлопом",
были евреи-арендаторы, ставшие "язвой здешних мест" по отношению к паха-
рям. Имеется много источников польского происхождения о наделении, нап-
ример, некоего "светлейшего сеньора Авраама Шмойловича и его жены Рыклы,
дочери Иуды" правами высшей юрисдикции в гражданских и уголовных делах
по отношению к подданным ясновельможного графа или князя. Всякое ведение
хозяйства требует дотошности, внимания и того, что сейчас называют про-
фессионализмом. К этому явно были не способны польские и литовские маг-
наты. Они с легкостью перепоручали управление евреям-арендаторам, умею-
щим круто вести дела, не заботясь о памяти истории. Родилась даже
польская поговорка: "Каждый граф должен иметь своего Менделя". Не исклю-
чено, что евреи, посмеиваясь, трактовали эту пословицу в противоположном
смысле, потому как графов было не меньше, чем Менделей. В русской исто-
рии система управления большими имениями с помощью старост-управителей,
чаще всего немцев, получила распространение в XVIII - XIX веках. Это от-
ражено в русской литературе (немец Штольц у Гончарова И. А.) и народных
песнях ("нехристь-староста татарин меня журит, а я терплю").
В Польше XVI в. евреи являлись также кабатчиками, ростовщиками и куп-
цами, вызывая ненависть безжалостной эксплуатацией местного населения.
Так утверждают польские источники. Валишевский приводит латинские стихи,
русский перевод которых гласит: "Славное царство Поляков - небо для зна-
ти, рай для иудеев и ад для крестьян" (35, с. 188). Исторический взгляд
на евреев в Малороссии, устоявшийся со времен вхождения ее в Польшу,
сводился к образу "шинкарив-орендарив", пьющих кровь из украинского на-
рода. Такая репутация средневековых евреев Польши и Малороссии стала
стереотипом мышления и перекочевала в классическую литературу. К этому
следует добавить еще один источник дохода евреев-арендаторов. Наряду с
землей они арендовали у своих вельмож и местные церкви, ключи от которых
хранились у евреев. Таким образом, податями облагались также браки,
крестины и другие церковные обряды. От этого вымогательства страдало
православное крестьянство, но не казаки, равнодушные к любой религии.
Относительно религиозности казаков известно следующее. В XVII в. в
Запорожской Сечи еще не было ни одной церкви и ни одного священника.
Встреча с попом у казаков считалась дурным предзнаменованием. Ярый за-
щитник православия киевский митрополит Петр Могила всенародно обзывал
запорожцев неверующими, а защитник казаков у поляков Адам Кисель - рели-
гиозными нулями. В своих разбоях казаки обходились с православными церк-
вами также, как и с католическими, т. е. попросту грабили церковную ут-
варь. Хотя Гоголь Н. В. в "Тарасе Бульбе" и изображает запорожцев защит-
никами православия, но скорее всего это художественное преувеличение. В
Смутное время донские и запорожские казаки во главе с атаманом Заруцким,
следуя за звездой Лжедимитриев, всласть пограбили православную Русь.
Религиозная обстановка в Малороссии, принадлежащей Польше, осложня-
лась еще и тем, что в 1595 г. под влиянием иезуитов была осуществлена
Уния с Римом. Согласно Унии, православная церковь, сохраняя ритуальную
автономию, признавала руководство папы. Декларируя религиозную терпи-
мость и свободное отправление греческих обрядов, Уния фактически навяза-
ла крестьянству методом насилия, которого избежали лишь православные
дворяне, переход в католицизм. Знатные русские фамилии князей Острожс-
ких, Чарторыйских, Вишневецких и других одна за другой переходили в
римско-католическую веру, перенимали польский язык и образ жизни, т. е.
в них, как тогда говорили, "русские кости обрастали польским мясом".
Гнет религиозный, экономический, в котором не последнюю роль играли ев-
реи-арендаторы, неоднократно приводил к крестьянским бунтам с парал-
лельными казацкими восстаниями.
После смерти короля Владислава 20 мая 1648 г. Богдан Хмельницкий ог-
лашает манифест, призывающий украинский народ присоединиться к его войс-
ку в освободительной войне с ляхами. История борьбы Малороссии против
Польши и присоединения ее к России хорошо известна. Вся Украина была за-
лита кровью. Сохранены свидетельства потрясающей жестокости как в отно-
шении поляков, так и в отношении казаков. Больше всех, по-видимому, дос-
талось евреям, причем не арендаторам, которые, естественно, попрятались,
а простой бедноте. Есть описания того, как детей Израиля сжигали живьем,
сдирали кожу, зарывали живыми в землю, вспарывали животы беременным,
выбрасывали утробных младенцев и зашивали туда кошек. Если же несчастные
женщины разрывали швы, то им отрубали руки. Впрочем, такие же жестокости
достались на долю и поляков, и украинцев. По некоторым данным во время
этой войны на Украине были поголовно вырезаны все поляки и все евреи.
Осенью 1653 г. земский собор в Москве, выслушав Богдана Хмельницкого,
рекомендовал молодому царю Алексею Михайловичу взять Запорожское войско
с городами и землями под свою высокую руку. Восьмого января 1654 г. ка-
зачья Рада в г. Переяславле единодушно изъявила: "Волим под Царя восточ-
ного, православного! Боже, утверди! Боже, укрепи! Чтобы мы вовеки все
едины были!"
Отголоски этих событий воплощены Гоголем Н. В. в повести "Тарас
Бульба". Читатель помнит, как под воздействием слухов о том, что "ксенд-
зы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в тара-
тайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных
христиан. Слушайте! Еще не то расскажу: уже, говорят, жидовки шьют себе
юбки из поповских риз. Вот какие дела водятся на Украйне, панове!", -
были утоплены в Днепре все подвернувшиеся под казацкую руку жиды, за
исключением Янкеля. Янкель был оставлен в живых как залог экономического
сотрудничества наций, поскольку он выкупил Дороша, брата Бульбы, из ту-
рецкого плена за 800 цехинов. Вездесущий, как Фигаро, всезнающий и все-
могущий Янкель, балансирующий на острие бритвы ради выгоды и ежедневно
рискующий быть повешенным "как собака", один из самых интересных персо-
нажей этой повести. Здесь он как бы противопоставляется Бульбе с его ра-
зовым героизмом. В сущности, вся жизнь Янкеля в этом враждебном ему раз-
бойничьем вертепе, именуемом Сечью, есть непрерывный героизм.
Со времени Переяславской Рады и до конца XIX века евреи России, за
исключением отдельных личностей, не будут играть никакой роли в общест-
венной жизни страны, оставаясь лишь литературными, чаще комическими,
персонажами.