Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
Александр Кац
Евреи. Христианство. Россия.


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Главная »
Содержание »

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ПАРТИИ В КАНУН ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Советские историки, описывая общественные движения этого периода, всегда зацикливались на радикальных кружках типа "Народной воли", неона- родничества или марксистских группках, представляя их лучом света в тем- ном царстве. Фактически же влияние их до революции 1905 г., когда, собственно, появились первые контакты революционеров с рабочими, было ничтожным. Идеология основной массы русского народа и высших кругов ог- раничивалась православной религией, причем в умеренном звучании, и верой в доброго, справедливого царя. Такой идеологии соответствовала триединая формула, выдвинутая Союзом русского народа в 1905 г.: "Самодержавие, православие, народность". Церковь управлялась Святейшим Синодом, пол- ностью подчиненным царю. Монархи защищали церковь от конкуренции с дру- гими конфессиями, что приводило к застою и потере отдельными иерархами морального авторитета. Значительная часть интеллигенции к началу XX века утратила интерес к религии вообще. Негативные образы священников у Толс- того в "Воскресении" и у Лескова в "Полунощниках", по-видимому, соот- ветствовали таким настроениям. Патриархальный монархизм не имел и не нуждался в дополнительных опорах типа монархической партии. Поскольку церковных патриархов в России со времен царя Петра I не было, то вся ус- тойчивость политической системы определялась только самодержавным монар- хом. Устранение привычной большинству русского народа монархии означало бы катаклизм вселенского масштаба, потрясение основ и смуту. Это хорошо понимали умеренные либералы в земствах. Поэтому они зани- мались конкретными делами - боролись с бездействием бюрократии, с поли- тикой Витте, изучали аграрные проблемы, помогали голодающим, подавали прошения на имя царя по различным вопросам, которые, чаще всего, отвер- гались. В 1902 г. состоялось совещание земских деятелей для обсуждения: нужд промышленности и сельского хозяйства, равенства в гражданских пра- вах, развития образования, свободы прессы, расширения прав земств, соз- дания совещательного совета земцев при Государе. Приближалось время, когда русская интеллигенция становилась "третьей силой", создавая про- фессиональные и культурные ассоциации демократической направленности: Комитет по развитию культуры, Вольное экономическое общество, Московское правовое общество и др. Постепенно создавалась легальная цепь политичес- ких организаций умеренных и не очень умеренных либералов. Либералы были противниками насилия и сторонниками конституционных реформ. Созданный за границей П. Б. Струве, а затем распространивший с 1904 г. свою дея- тельность на Россию "Союз освобождения" включал известных ученых - исто- рика П. Н. Милюкова, философов С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, деятелей земств и юристов. Либералам противостояли по своему духу и методам группы социалисти- ческой направленности: социал-демократы, социалисты-революционеры и анархисты, превратившиеся в партии к 1905 г. Первые две группы исповедо- вали марксизм, хотя и в разных вариантах. Бациллы марксизма были завезе- ны в Россию из Европы Плехановым Г. В. и Струве П. Б. в 90-х годах XIX века. Экономическая наука в приложении к устройству государства и об- щества с незапамятных времен интересовала людей. В бесчисленном ряду ученых этой отрасли знаний следует отметить Аристотеля, Ксенофонта, А. Смита, Д. Рикардо, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, П. Прудона, М. А. Бакунина. К. Маркс, помимо экономических расчетов, предложил рассматри- вать исторический процесс как борьбу классов. Классификация была заман- чиво простой: рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные, буржуазия и пролетариат. Поскольку рабовладельцы и феодалы ушли в небытие, то, оче- видно, пролетариат должен стать могильщиком буржуазии. Классификация не оперировала личностью, отдельным индивидуумом. Пусть там Ламарк и Кювье громоздят друг на друга свои виды, семейства, отряды, классы и т. д. С человеческим родом можно обойтись попроще! Поскольку класс буржуазии в исторической перспективе все равно исчезнет, то нет смысла уточнять гра- ницы этого множества. После Октябрьского переворота 1917 г. большевики приступят к планомерному уничтожению буржуазии, последовательно включая в этот класс: императорскую семью, вооруженные силы, полицию, правящую элиту, культурный класс, аристократию низов - зажиточных крестьян, ква- лифицированных рабочих, казаков, любые прочие группы населения, призна- ваемые по какому-либо признаку опасными. Классификация Марксом рода человеческого не была первой, и не была точной. В Древнем Риме свободные граждане делились по имущественному признаку на 5 групп, а шестой группой, называемой proles, были граждане, имущество которых состояло лишь из их детей. Самая точная классификация людей в любой стране известна лишь налоговым инспекторам. Любой, самый тупой налоговый инспектор знает, что уничтожить банкира - это все равно, что уничтожить курицу, несущую золотые яйца. В своем намерении уничто- жить буржуазию марксисты противоречили одному из своих любимых диалекти- ческих законов - закону единства и борьбы противоположностей. Если борьба на уничтожение, то к чему еще единство? Помимо борьбы классов об- щество нуждается также и в сотрудничестве классов. Это неизбежно, и это исторический факт. Марксисты в течение десятков лет с гордостью именова- ли свою теорию "научным" социализмом (коммунизмом) в противовес "утопи- ческому" социализму Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Они преподавали "научный коммунизм" в высших учебных заведениях так, что в учебных планах инже- нерных специальностей весь этот букет дисциплин занимал 25 % учебного времени, а для гуманитарных специальностей и того более. В другие времена фашисты предложат также простую и понятную толпе классификацию людей - высшая раса и низшая раса, и приступят к уничтоже- нию "неполноценных" рас, игнорируя все законы Божеские и человеческие и сотрудничество наций. Поскольку коммунистическая теория родилась в голове немецкого еврея К. Маркса, то антисемиты всего мира десятки лет называют ее "еврейским мракобесием". Особое мнение на этот счет имел Гитлер, который считал "еврейским мракобесием" марксизм в совокупности с Библией. Не исключая приоритета К. Маркса, справедливости ради отметим, что социализм как учение есть "плод гения" людей разных национальностей - немцев, францу- зов, русских, а не преимущественно евреев. Поэтому если кому-то хочется использовать применительно к социализму ругательное слово "мракобесие", то в равной мере прилагательным к нему могут быть слова "немецкое", "французское", "русское". Само же социалистическое учение по сути своей является интернациональным и имеет девиз: "Пролетарии всех стран, соеди- няйтесь!" Многим странам Европы это учение принесло социальное обеспече- ние и демократию. В нашей же стране новое политическое учение, доведен- ное до абсурда, привело к преступлениям, превратив жизнь ее граждан в движение по кругам дантевского ада. В 1895 г. В. И. Ульянов (в дальнейшем Ленин) едет в Швейцарию к Пле- ханову с целью объединить свои марксистские кружки с группой "Освобожде- ние труда". Там создается подпольный "Союз борьбы за освобождение рабо- чего класса" - прототип Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), созданной филиалами "Союза" на I съезде в Минске в 1901 г. В 1903 г. РСДРП на II съезде в Брюсселе-Лондоне раскололась на больше- вистскую РСДРП(б) и меньшевистскую РСДРП(м) фракции. Первую возглавил Ленин, вторую - Цедербаум Ю. О. (в дальнейшем Мартов). Раскол произошел по вопросу о членстве в партии. Ленин представлял партию как жесткую, централизованную структуру с железной дисциплиной, связывающей лучших профессиональных революционеров. Мартов представлял партию как союз лю- дей различных, но близких к марксизму взглядов, способных привлечь в партию возможно большее количество рабочих, и не только рабочих. Ни та, ни другая фракция не придавала на этом этапе значения крестьянству. Партией крестьянства была партия социалистов-революционеров (эсеров). Она была создана в 1901 г. уцелевшими членами разгромленных ранее "Се- верного союза эсеров" и "Южной партии эсеров". У колыбели партии стояли Е. К. Брешковская, М. Р. Гоц, В. М. Чернов, Г. А. Гершуни, П. П. Крафт, М. М. Мельников, Е. Ф. Азеф, М. Ф. Селюк. Подобно народникам, а многие из них вышли из "Народной воли", эсеры видели в сельской общине ядро со- циализма на селе, основанного на кооперации и децентрализации, и имели вкус к терроризму. Со временем в процессе изменений городской жизни эсе- ры обратились и к рабочему классу, приняв на вооружение некоторые догма- ты марксизма. В рамках партии существовала хорошо законспирированная "боевая организация", которой до 1908 г. руководил Азеф, одна из самых зловещих и загадочных фигур революционной России того периода. Партия эсеров была наиболее популярной среди крестьян вплоть до революции 1917 г. Большевики, меньшевики и эсеры придерживались принципа интернациона- лизма. В 90-е годы XIX века создаются и партии, преследующие, в первую оче- редь, национальные цели. Это Всеобщий еврейский рабочий союз в России и Польше (Бунд) и Польская социалистическая партия. Из последней выдели- лось в 1900 г. крайнее левое крыло во главе с Р. Люксембург, стоящее на позициях интернационализма и ожидающее освобождения поляков после созда- ния свободных социалистических республик в Германии, Австрии и России. Эта вторая польская социалистическая партия называлась "Пролетариат". В Армении действовала армянская революционная партия дашнаков - "Дашнакцу- тюн". Кроме перечисленных партий существовали небольшие группы и партии, например партия "Народное право", "Группа народовольцев", кружок Распу- тина, еврейская "Поалейцион", не оказавшие серьезного влияния на револю- цию 1905 г. К 1905 г. социалистические теории стали популярными среди субинтелли- генции и рабочей молодежи. Это произошло по следующим причинам. 1. Очевидного социального и политического неравенства низших и высших слоев общества, к чему молодежь всегда была особенно чувствительна. 2. Кажущейся простотой социальных учений в сравнении с естественными науками. Известно, что добиться личного результата в математике, физике, технике, биологии или медицине можно, лишь затратив десятилетия напря- женного труда. Для участия же в марксистских семинарах молодому человеку достаточно было прочтения небольших по объему брошюр. Очевидно, что из-за неудобочитаемости главного произведения Маркса мало кто из марк- систов был с ним действительно знаком. 3. Вопрос о принадлежности прибавочной стоимости рабочему классу пос- тулировался и принимался молодежью без колебаний, хотя на самом деле все обстояло значительно сложнее. Например, человек, придумавший полезную идею и с помощью своего ума, энергии, воли, денег (если они есть) и на- емных помощников реализовавший ее, после уплаты налогов, очевидно, и должен быть владельцем прибавочной стоимости. Разумеется, здесь сущест- вует много вариантов. 4. Идеи интернационализма - международного братства обездоленных всех стран. Всемирное объединение пролетариев было неким аналогом всемирной христианской идеи. 5. Бюрократические порядки, косность, произвол полиции и начальства всех рангов - все это вызывало раздражение и накапливалось в ожидании благоприятного момента.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz