Главная »
Содержание »
ЕВРЕИ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Поскольку евреи активно участвовали в революции 1905 - 1907 гг. и в
октябрьском перевороте 1917 г., то полезно коснуться умонастроений, бы-
товавших в еврейской общине России в конце XIX и начале XX века. Эта об-
щина, самая многочисленная в мире, насчитывала около 5 млн. человек, на-
селявших Малороссию, Белоруссию, Молдавию, Польшу и Литву. Ветер
странствий и гонения привели их предков в эти земли достаточно давно.
Еще в X - XIII вв. в Киевской Руси существовали кланы славяноязычных ев-
реев (кенааним). В XVI - XVII вв. они были поглощены пришедшими с Запада
евреями (ашкенази), говорящими на идиш. Это было нацменьшинство, "ино-
родцы", каких на Руси были десятки, причем "инородцы", не свалившиеся в
Россию с оборотной стороны Луны, а оказавшиеся в пределах Империи
вследствие разделов Польши и других завоеваний. Основная часть евреев
исповедовала ортодоксальный иудаизм, меньшая часть - хасидизм. Беднота
занималась ремеслами, богачи - коммерцией. Землей евреи не владели ни в
России, ни, практически, в какой-либо другой стране Европы. Это запреща-
лось законами, охраняющими, как указывалось, земли коренного населения
от ловких и безжалостных иудеев. За 3000 лет своего существования, т. е.
являясь одним из древнейших этносов мира, евреи не выработали традиций
аристократизма. Отчасти, это объясняется отсутствием ленных владений.
Главная же причина кроется в уважении евреями личных качеств человека,
когда в синагоге ораторская трибуна - "седалище моисеево" - предоставля-
лась прежде всего пророку (лже-пророку), имеющему что сказать людям. По-
добное отношение к пастырям наблюдалось у русских староверов, баптистов
и в некоторых других конфессиях.
Своих библейских царей евреи, разумеется, помнили, но жизнь научила
их не сильно доверять таким авторитетам, а потому строилась на самоуп-
равлении и, в некотором роде, на демократических началах. Трудно ска-
зать, как евреи относились к чужим царям. Во всяком случае, до революции
1905 г. это никак не проявлялось. До XIX в. общины жили своей внутренней
жизнью, не участвуя в общественных делах государств. С получением евро-
пейскими евреями гражданских прав во Франции, Германии, Англии, они на-
чинают отрываться от своих общин, интенсивно интегрируясь в светское об-
щество этих стран. Достаточно сослаться на "Сцены Парижской Жизни"
Бальзака. Помимо алчного Гобсека и куртизанки Эстер, по страницам его
романов кочуют два друга, два циничных остроумца - разбойники пера Натан
и Бисиу. Можно с уверенностью утверждать, что русское еврейство знало о
гражданских правах своих единоверцев в Европе. Не зря существовала пос-
ловица: "Если в Варшаве жид чихнет, то краковские жиды немедленно отве-
чают - на здоровьечко!" Шульгин это свойство называл коллективной душой
евреев. В первом десятилетии XX века в русском еврействе произошел, при-
меняя терминологию Гумилева, "пассионарный толчок", самый мощный, может
быть, со времен Иудейских войн. Причины его лежали в предыстории и в
современности. Осветим некоторые из них.
Во-первых, это светское образование, которое молодые евреи получали в
Европе и в России, внесшее атеизм в умы, оторвавшее молодежь от общины и
создавшее проблему "отцов и детей". Если раньше "плохой" еврей нарушал
изредка заповеди, то это были лишь заповеди "не укради" и "не прелюбо-
действуй", т. е. те же, которые нарушал и "плохой" христианин. Атеизиро-
ванные дети готовились отвергнуть все абсолютно, включая и заповедь "не
убий". Разумеется, ради "высших идеалов". Надо напомнить читателю, что
иудаизм не обещал однозначно загробной жизни своим правоверным последо-
вателям. Бессмертие гарантировалось лишь Израилю, т. е. народу в целом.
К тому же сами законы Моисея имели во многом социальный смысл, устанав-
ливающий порядок в общине. Для атеизированного иудея дистанция к социа-
лизму в принципе была короче, чем для христианина. "Высшие идеалы" пред-
лагались социалистическими учениями - в частности, марксизмом - которые
все очень просто объясняли и к тому же указывали путь к близкому светло-
му будущему каждому индивидууму. Для любителей простых решений - еврейс-
кой субинтеллигенции - социализм легко заменил религию отцов. Так же,
впрочем, как и для русской субинтеллигенции.
Вторая причина - сионизм. Сионизм, как и марксизм, указывал путь к
светлому будущему, но только в "земле обетованной" и только для евреев.
Третья причина - это осознание евреями своих гражданских прав и сво-
бод, отказ признать свою второсортность, которую они вынужденно терпели
18 веков.
Пассионарный толчок разделил русское еврейство по нескольким направ-
лениям. Первая, самая талантливая и миролюбивая часть пошла в науку и
культуру. По итогам XX века результаты следует признать впечатляющими:
более двух десятков Нобелевских лауреатов, несколько десятков академи-
ков, Лауреатов Сталинских, Ленинских и Государственных премий, Героев
соцтруда, сотни докторов наук, звезд искусства, шахматистов, скрипачей и
т. д. (25).
Вторая часть - около 2 млн. человек - рискнула эмигрировать в США в
поисках лучшей доли, не надеясь на Россию.
Третья часть, по-видимому, малочисленная, занялась "революционным
преобразованием" России. Это были, в основном, недоучившиеся студенты,
субинтеллигенция, переполненные эмоциями и готовые жертвовать всем моло-
дые люди и девицы. "Серый" кардинал Царя, теоретик самодержавия Победо-
носцев К. П. сформулировал свою программу решения еврейского вопроса
следующим образом: "Одна треть евреев эмигрирует, одна треть переменит
веру, и одна треть погибнет" (273). Евреи не знали этой программы, но
кожей чувствовали приближение грозы и пополняли ряды революционеров. Со-
единив еврейский фанатизм с русским экстремизмом, они образовали горючую
смесь огромной разрушительной силы. Поскольку революционные партии
действовали подпольно, то установить общее количество членов и процент
евреев среди них затруднительно. Всеми признается, что больше всего ев-
реев было в партии эсеров. В воспоминаниях террориста Савинкова, охваты-
вающих период 1902 - 1909 гг., фигурирует 149 имен, включая членов ЦК
партии эсеров, членов боевой организации, рядовых членов партии и 2 - 3
провокаторов. Евреев в этом списке 31 человек, т. е. 20 %. Расчет, разу-
меется, усредненный из-за переменности состава ЦК, боевой организации и
разной активности персонажей этой драмы. Боевая организация то разраста-
лась до 30-ти человек, то сокращалась до 3-х из-за казней и внутреннего
распада. Этими тремя были Е. Азеф, Б. Савинков и красотка Дора Брилли-
ант. Социальный состав партии был неоднородным. В боевой организации
сотрудничали дочь якутского генерал-губернатора, столбовая русская дво-
рянка Т. Леонтьева и дочь нищего еврея М. Школьник. Независимо от соци-
ального статуса, они относились к террору с "почти религиозным благого-
вением" (241).
Четвертая часть, самая многочисленная, это простой люд, ремесленники
и торговцы, живущие обычной жизнью и не занимающиеся политикой. Их исто-
рическое "предназначение" заключалось в оплате счетов, предъявляемых
"черной сотней" их революционным соплеменникам. Они и были жертвами пог-
ромов, т. к. в отличие от революционеров не знали конспирации и были
всегда под рукой и на виду.
По шкале этнической ценности евреи в начале XX века в сознании прави-
тельства и в общественном сознании России занимали одно из последних
мест. Они оставались изгоями, над которыми тяготел миф о распятии Хрис-
та. Появившиеся "звезды" в лице Рубинштейна, Антокольского и Левитана
ничего не меняли. Крупных капиталистов среди евреев было ничтожно мало.
Здесь следует отметить братьев Поляковых - Самуила, Лазаря и Якова Соло-
моновичей, банкиров и строителей железных дорог, банкиров М. А. Гинцбур-
га, Дм. Рубинштейна, Мануса, сахарозаводчика Л. И. Бродского, ювелира Ее
Величества А. Симановича, секретаря и друга Распутина, подкармливающего
его и использующего в своих темных аферах. Первый из братьев Поляковых
был известным меценатом. Средний класс у евреев считался также незначи-
тельным. Основная же еврейская масса представляла бедноту, влачащую жал-
кое существование.