Главная страница Книги Ветхого и Нового Заветов Географические карты и таблицы Детская Библия, рассказы Гостевая книга

Найти: на
Александр Кац
Евреи. Христианство. Россия.


б/а A Б В Г
Д Е Ж З И
К Л М Н О
П Р С Т У
Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я  


Главная »
Содержание »

ЕВРЕИ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Поскольку евреи активно участвовали в революции 1905 - 1907 гг. и в октябрьском перевороте 1917 г., то полезно коснуться умонастроений, бы- товавших в еврейской общине России в конце XIX и начале XX века. Эта об- щина, самая многочисленная в мире, насчитывала около 5 млн. человек, на- селявших Малороссию, Белоруссию, Молдавию, Польшу и Литву. Ветер странствий и гонения привели их предков в эти земли достаточно давно. Еще в X - XIII вв. в Киевской Руси существовали кланы славяноязычных ев- реев (кенааним). В XVI - XVII вв. они были поглощены пришедшими с Запада евреями (ашкенази), говорящими на идиш. Это было нацменьшинство, "ино- родцы", каких на Руси были десятки, причем "инородцы", не свалившиеся в Россию с оборотной стороны Луны, а оказавшиеся в пределах Империи вследствие разделов Польши и других завоеваний. Основная часть евреев исповедовала ортодоксальный иудаизм, меньшая часть - хасидизм. Беднота занималась ремеслами, богачи - коммерцией. Землей евреи не владели ни в России, ни, практически, в какой-либо другой стране Европы. Это запреща- лось законами, охраняющими, как указывалось, земли коренного населения от ловких и безжалостных иудеев. За 3000 лет своего существования, т. е. являясь одним из древнейших этносов мира, евреи не выработали традиций аристократизма. Отчасти, это объясняется отсутствием ленных владений. Главная же причина кроется в уважении евреями личных качеств человека, когда в синагоге ораторская трибуна - "седалище моисеево" - предоставля- лась прежде всего пророку (лже-пророку), имеющему что сказать людям. По- добное отношение к пастырям наблюдалось у русских староверов, баптистов и в некоторых других конфессиях. Своих библейских царей евреи, разумеется, помнили, но жизнь научила их не сильно доверять таким авторитетам, а потому строилась на самоуп- равлении и, в некотором роде, на демократических началах. Трудно ска- зать, как евреи относились к чужим царям. Во всяком случае, до революции 1905 г. это никак не проявлялось. До XIX в. общины жили своей внутренней жизнью, не участвуя в общественных делах государств. С получением евро- пейскими евреями гражданских прав во Франции, Германии, Англии, они на- чинают отрываться от своих общин, интенсивно интегрируясь в светское об- щество этих стран. Достаточно сослаться на "Сцены Парижской Жизни" Бальзака. Помимо алчного Гобсека и куртизанки Эстер, по страницам его романов кочуют два друга, два циничных остроумца - разбойники пера Натан и Бисиу. Можно с уверенностью утверждать, что русское еврейство знало о гражданских правах своих единоверцев в Европе. Не зря существовала пос- ловица: "Если в Варшаве жид чихнет, то краковские жиды немедленно отве- чают - на здоровьечко!" Шульгин это свойство называл коллективной душой евреев. В первом десятилетии XX века в русском еврействе произошел, при- меняя терминологию Гумилева, "пассионарный толчок", самый мощный, может быть, со времен Иудейских войн. Причины его лежали в предыстории и в современности. Осветим некоторые из них. Во-первых, это светское образование, которое молодые евреи получали в Европе и в России, внесшее атеизм в умы, оторвавшее молодежь от общины и создавшее проблему "отцов и детей". Если раньше "плохой" еврей нарушал изредка заповеди, то это были лишь заповеди "не укради" и "не прелюбо- действуй", т. е. те же, которые нарушал и "плохой" христианин. Атеизиро- ванные дети готовились отвергнуть все абсолютно, включая и заповедь "не убий". Разумеется, ради "высших идеалов". Надо напомнить читателю, что иудаизм не обещал однозначно загробной жизни своим правоверным последо- вателям. Бессмертие гарантировалось лишь Израилю, т. е. народу в целом. К тому же сами законы Моисея имели во многом социальный смысл, устанав- ливающий порядок в общине. Для атеизированного иудея дистанция к социа- лизму в принципе была короче, чем для христианина. "Высшие идеалы" пред- лагались социалистическими учениями - в частности, марксизмом - которые все очень просто объясняли и к тому же указывали путь к близкому светло- му будущему каждому индивидууму. Для любителей простых решений - еврейс- кой субинтеллигенции - социализм легко заменил религию отцов. Так же, впрочем, как и для русской субинтеллигенции. Вторая причина - сионизм. Сионизм, как и марксизм, указывал путь к светлому будущему, но только в "земле обетованной" и только для евреев. Третья причина - это осознание евреями своих гражданских прав и сво- бод, отказ признать свою второсортность, которую они вынужденно терпели 18 веков. Пассионарный толчок разделил русское еврейство по нескольким направ- лениям. Первая, самая талантливая и миролюбивая часть пошла в науку и культуру. По итогам XX века результаты следует признать впечатляющими: более двух десятков Нобелевских лауреатов, несколько десятков академи- ков, Лауреатов Сталинских, Ленинских и Государственных премий, Героев соцтруда, сотни докторов наук, звезд искусства, шахматистов, скрипачей и т. д. (25). Вторая часть - около 2 млн. человек - рискнула эмигрировать в США в поисках лучшей доли, не надеясь на Россию. Третья часть, по-видимому, малочисленная, занялась "революционным преобразованием" России. Это были, в основном, недоучившиеся студенты, субинтеллигенция, переполненные эмоциями и готовые жертвовать всем моло- дые люди и девицы. "Серый" кардинал Царя, теоретик самодержавия Победо- носцев К. П. сформулировал свою программу решения еврейского вопроса следующим образом: "Одна треть евреев эмигрирует, одна треть переменит веру, и одна треть погибнет" (273). Евреи не знали этой программы, но кожей чувствовали приближение грозы и пополняли ряды революционеров. Со- единив еврейский фанатизм с русским экстремизмом, они образовали горючую смесь огромной разрушительной силы. Поскольку революционные партии действовали подпольно, то установить общее количество членов и процент евреев среди них затруднительно. Всеми признается, что больше всего ев- реев было в партии эсеров. В воспоминаниях террориста Савинкова, охваты- вающих период 1902 - 1909 гг., фигурирует 149 имен, включая членов ЦК партии эсеров, членов боевой организации, рядовых членов партии и 2 - 3 провокаторов. Евреев в этом списке 31 человек, т. е. 20 %. Расчет, разу- меется, усредненный из-за переменности состава ЦК, боевой организации и разной активности персонажей этой драмы. Боевая организация то разраста- лась до 30-ти человек, то сокращалась до 3-х из-за казней и внутреннего распада. Этими тремя были Е. Азеф, Б. Савинков и красотка Дора Брилли- ант. Социальный состав партии был неоднородным. В боевой организации сотрудничали дочь якутского генерал-губернатора, столбовая русская дво- рянка Т. Леонтьева и дочь нищего еврея М. Школьник. Независимо от соци- ального статуса, они относились к террору с "почти религиозным благого- вением" (241). Четвертая часть, самая многочисленная, это простой люд, ремесленники и торговцы, живущие обычной жизнью и не занимающиеся политикой. Их исто- рическое "предназначение" заключалось в оплате счетов, предъявляемых "черной сотней" их революционным соплеменникам. Они и были жертвами пог- ромов, т. к. в отличие от революционеров не знали конспирации и были всегда под рукой и на виду. По шкале этнической ценности евреи в начале XX века в сознании прави- тельства и в общественном сознании России занимали одно из последних мест. Они оставались изгоями, над которыми тяготел миф о распятии Хрис- та. Появившиеся "звезды" в лице Рубинштейна, Антокольского и Левитана ничего не меняли. Крупных капиталистов среди евреев было ничтожно мало. Здесь следует отметить братьев Поляковых - Самуила, Лазаря и Якова Соло- моновичей, банкиров и строителей железных дорог, банкиров М. А. Гинцбур- га, Дм. Рубинштейна, Мануса, сахарозаводчика Л. И. Бродского, ювелира Ее Величества А. Симановича, секретаря и друга Распутина, подкармливающего его и использующего в своих темных аферах. Первый из братьев Поляковых был известным меценатом. Средний класс у евреев считался также незначи- тельным. Основная же еврейская масса представляла бедноту, влачащую жал- кое существование.



Написать или заказать сайт
Используются технологии uCoz