Главная »
Содержание »
СТУДЕНЧЕСТВО
Новой социальной группой в России начала XX века было студенчество.
Надо отдать должное царскому правительству, которое поддерживало стрем-
ление к учебе в университетах молодых людей из бедных слоев. Из 4017
студентов столичных университетов 1957 были детьми неимущих родителей,
причем 847 из них получали стипендию. Конфликт возник из-за полицейского
произвола в отношении студентов С.-Петербургского университета. Студенты
потребовали неприкосновенности личности, публикации всех касающихся их
мер, отмены старого закона о призыве в армию исключенных студентов. Рек-
тор университета ответил им, что "райские птицы, которым дается все, что
они просят, не обитают в нашем климате". Студенты устроили демонстрацию
у Казанского собора. Их поддержало своей забастовкой 25000 рабочих. Уни-
верситет был закрыт, все студенты исключены. После открытия университета
принято было обратно 2181 студентов из 2425. Николай II осудил студен-
тов, заявив, что они должны учиться, а не демонстрировать. Брожение не
утихло, и 14 января 1901 г. бывший студент Карпович П. В. убил министра
просвещения проф. Боголепова Н. П. Это бессмысленное преступление, вос-
торженно встреченное студенчеством, открыло серию террористических актов
со стороны революционных сил и ответных действий правительства. Участия
студентов-евреев в указанных беспоряках отмечено не было ввиду, скорее
всего, их отсутствия в столичном университете. После этих событий значи-
тельная часть студенчества стала в оппозицию царскому режиму. В 1902 г.
произошел подпольный студенческий съезд с яростными дискуссиями эсеров и
либералов. Небольшая часть студентов-экстремистов пошла в террор, в бое-
вую организацию эсеров. Через 5 лет в университетских городах черты
оседлости евреев - Киеве, Одессе, Нежине студенты-евреи стали основной
взрывчатой силой. В революционной смуте этих городов, особенно после Ма-
нифеста 17 октября 1905 г., они приняли активнейшее участие, являясь,
как утверждали правые, ее "спинным хребтом" (294). В целом же студен-
чество России не разделялось по национальному признаку. Великие идеи, в
том числе социалистические, распространялись транснациональным образом,
подобно религиозным, пацифистскому, феминистскому и другим движениям.